![]() |
|
|
Теория государства и права (шпаргалка)Теория государства и права (шпаргалка)|Б-1 |Б-2 |Б-3 | |1. Понятие и определение |1. Принцип разделения |Правовое гос-во и гражд-е | |правового гос-ва. |властей. Институты гос. |общество. | |Гос-во (respublica) Цицерон|власти форм-ся на осн. |Гос-во (respublica) Цицерон| |опр-ет как дело, достояние |разд-я властей – стр-ро |опр-ет как дело, достояние | |народа (res populi). Один |образующего и ф-циональн. |народа (res populi). Один | |из пр-ков правового гос-ва |принципа рацион. орг-и и |из пр-ков правового гос-ва | |– верховенство з-на (никто |контроля. Это давний |– верховенство з-на (никто | |не освоб-ся от подчин-я |принцип. Власти дел.на |не освоб-ся от подчин-я | |з-ну). Также полная |представит. (з-нодат.), |з-ну). Также полная | |гарантир-ность и |исполнит. и судебн. Мех-м |гарантир-ность и | |незыблемость прав и свобод |сдержек и противовесов - |незыблемость прав и свобод | |граждан, а также устан-е и |кажд. из властей имеет |граждан, а также устан-е и | |поддерж-е принципа взаимной|мн-во возм-тей |поддерж-е принципа взаимной| |ответств-ти гр-на и гос-ва.|взаимоконтролировать и |ответств-ти гр-на и гос-ва.| |Как гр-не несут отв-ть |огранич. др. друга. |Как гр-не несут отв-ть | |перед гос-вом, так и гос-во| |перед гос-вом, так и гос-во| |д. нести отв-ть перед |2. Правоотношение: понятие |д. нести отв-ть перед | |гр-ном. Главный пр-к прав. |и виды. По самому общему |гр-ном. Главный пр-к прав. | |гос-ва – идея народного |понятию правоотн-е – любое |гос-ва – идея народного | |суверенитета, также – |обществен. отн-е в кот |суверенитета, также – | |принцип раздел. властей (на|стороны связаны между собой|принцип раздел. властей (на| |с-ме сдержек и противовесов|взаимными юридич правами и |с-ме сдержек и противовесов| |– кажд. из властей имеет |обязанн-ми, охраняемыми |– кажд. из властей имеет | |мн-во возм-тей |государством и рег-мые |мн-во возм-тей | |взаимоконтролировать и |нормами права. Структура |взаимоконтролировать и | |огранич. др. друга). Также |правоотнош имеет 4 |огранич. др. друга). Также | |один из пр-ков – наличие |составл-их: субъект, |один из пр-ков – наличие | |развитого гражд. общества; |объект, право и |развитого гражд. общества; | |созд-е институтов полит. |обязанность. Оно имеет |созд-е институтов полит. | |демократии, препятств. |сложный состав. Необх. |демократии, препятств. | |сосред-ю власти в руках |наличие S-тов правоотн-й, |сосред-ю власти в руках | |одного лица или органа; |сод-е. Сод-е имеет юр. |одного лица или органа; | |верховенство и правовое д-е|сост-щую – S-тивн. права |верховенство и правовое д-е| |конституц. з-на, устан-е в |(производные от О-тивных; |конституц. з-на, устан-е в | |з-не и проведение на деле |после ряда юр. д-й над |з-не и проведение на деле | |суверен-ти гос. власти; |О-тивными; они всегда |суверен-ти гос. власти; | |возвышение суда как одного |конкретнее О-вных) и |возвышение суда как одного | |из ср-в обесп-я правовой |обяз-ти. |из ср-в обесп-я правовой | |гос-венности; соотв-е з-нов|S-тивное право: 1.право |гос-венности; соотв-е з-нов| |праву и правовая орг-я с-мы|д-вовать опр. образом |праву и правовая орг-я с-мы| |гос. власти. |2.право требовать опр. |гос. власти. | | |повед-я от обязанного лица | | |2. Монархия - это такая |3.право обратиться за |2. Материальное и процес-ое| |форма правления, при |защитой. Юр. обяз-ть: |право. Деление правовых | |которой верховная власть |1.обяз-ть д-вовать |явлений (отраслей права, | |осуществляется единолично и|устан-ным обр. 2.обяз. |норм, правоотношений) на | |переходит, как правило, по |претерпеть нежелат. |материальные и | |наследству. Основными |последствия (понести |процессуальные - это | |признаками классической |ответств-ть за неправомерн.|внутренняя, специальная | |монархической формы |д-я). Содерж-е правоотн-я =|проблема юриспруденции. К | |управления являются : |активная д-ть + юр. обяз-ть|материальным регулятивным | |существование единоличного |+ S-тивное право. |нормам принято относить те | |главы государства, |Прав. отн-я класс-ся: 1.по |правовые нормы, которые | |пользующегося своей властью|отраслям права (гос-венное,|непосредственно регулируют | |пожизненно (царь, король, |…) 2.на охранит. и |различные социальные сферы,| |император, шах); |запретит. (база – мат. |формируя позитивное | |наследственный порядок |право) 3.регулятивное. Или |поведение их участников. | |преемственности верховной |1.абсолютные (опр-ны обе |Материальными будут и те | |власти; представительство |стороны правоотн-й) |охранительные нормы, | |государства монарха по |2.относит. (одна из сторон |которые обеспечивают | |своему усмотрению; |не опр.).. |действие материальных | |юридическая |Правосубъектность – |регулятивных норм- нормы | |безответственность монарха.|способн-ть физ. или юр. лиц|уголовного права по своей | |Монархия возникла в |быть S-тами правоотн-й. Для|природе являются | |условиях рабовладельческого|этого они д.б.: |охранительными и при этом | |общества. При феодализме |а)правоспособны (но с |уголовно-правовые нормы — | |она стала основной формой |искл-ями для некот. физ. |материальные. К | |государственного правления.|лиц, например, эмбрионов) |материальным следует | |В буржуазном же обществе |б)деесп-ть (в рез-те своих |отнести и те процедурные | |сохранились лишь |д-й приобр-ть права и |нормы, которые | |традиционные, а в основном |обяз-ти). Возможна (для |регламентируют порядок | |формальные черты |физлиц) частич. деесп-ть |реализации материальных | |монархического управления. |(по возрасту 14,15,16 лет) |регулятивных норм. Все | |В свою очередь монархия |или огранич. (в результате |процессуальные явления – | |делится на : абсолютную |суда). Для юр. лиц деесп-ть|процедурные. Процедуру- | |(такая форма правлен, при |м.б.: а)уставная (согласно |порядок осуществления той | |которой власть всецело |своему уставу или полож-ю).|или иной юридической | |принадлежит одному лицу), |б)нормативная (огранич. |деятельности. Процедуры дел| |конституционная |з-ном). О-ты правоотн-й – |на: правотворческие и | |(ограниченная) власть |все то, по поводу чего |правореализующие. | |ограничена представительным|возн. правоотн-я, т.е. все |Правореализующие процедуры | |органом. Огранич монарх |мат. и немат. блага. |бывают материальные и | |делится на дуалистическую | |процессуальные. | |(гос власть носит |3. Право и религия. Религия|Процессуальная процедура - | |двойственный характер) и |- мировоззрение и |это порядок реализации | |парламентарную (правит |мироощущение, а также |материальных охранительных | |формир-ся из представит |соответствующее поведение и|норм (по-другому - | |определенных партий |специфические действия, |санкций). Соответственно, | |получивших большинство на |основанные на вере в |нормы, регламентирующие | |выборах). |существование бога или |процедуру реализации | | |богов, сверхъестественного.|санкций, являются | |3. Публичное и частное |Маркс утверждал, что |процессуальными. Граница | |право. Для деления права на|“религия будет исчезать в |между материальным и | |частное и публичное |той мере, в какой будет |процессуальным в системе | |необходим характер правовых|развиваться социализм”. |права проходит как внутри | |взаимоотн-ий между |Однако “история показывает,|процедурной сферы (между | |индивидуумом и |что государственное |нормами материальной | |гос.организ-ми структурами |разрушение религии |процедуры и процессуальными| |общества. Если лицо явл. |неизбежно влечет за- собой |нормами), так и на стыке | |независимым субъектом права|нравственную деградацию |процессуальных норм и | |– такое право частное. Если|общества и никогда не |материальных охранительных | |субъект выступает как часть|приносит пользы праву и |норм (между нормами | |социального целого – такое |правовому порядку, ибо, в |уголовного процесса и | |право публичное. К частному|конечном счете, и право и |нормами уголовного права). | |праву относят те отрасли, |религия призваны закреплять| | |кот призваны обеспечить |и утверждать нравственные |3. Нормативно-правовой акт | |интересы частных лиц |ценности, в этом основа их |– это официальн акт | |(гражд, банковское, страх, |взаимодействия”. На основе |правотворчества в котором | |патентное). К публичн праву|религиозных представлений |содержатся нормы права. | |относят отрасли государств,|складываются религиозные |Создается в результате | |администр, уголовного прав |нормы как одна из |правотв-ой деят-ти госуд-ва| | |разновидностей социальных |или всенародным | | |норм. Характер |голосованием (референдум). | | |взаимодействия норм права и|НПА классиф по различн | | |религиозных норм в системе |основаниям: юридической | | |социальной регуляции того |силе (законы и подзак-ые); | | |или иного общества |объему и характеру действия| | |определяется связью |(общего, огранич, | | |правовых и религиозных норм|исключит); по субъектам их | | |с моралью и связью права с |издающих (законод, исполн, | | |государством. Правовые и |судебн). | | |религиозные нормы могут | | | |совпадать с точки зрения | | | |своего | | | |морально-нравственного | | | |содержания. Например, среди| | | |заповедей Нагорной | | | |проповеди Христа - “не | | | |убий” и “не укради”. | | | | | | | | | | |Б-4 |Б-5 |Б-6 | |1. Предмет ТгиП-основные |1. Понятие государства. |1. ТГиП в с-ме обществ. | |общие закономерности |Гос-во – это особая орг-я |наук. ТГиП – одна из | |возникн-я, функц-ия и |публичной, политической |базовых научных дисциплин | |развития государ. и права. |власти господств. класса |юр. профиля. Термин | |В самой ТГиП 2 стороны: |(соц. группы, блока класс. |“теория” в дан. сл. означ. | |гос-во и право, кот. не |сил, всего народа), |обобщенное название целого | |сущ. др. без друга. Сущ. |располаг. спец. аппаратом |ряда отдельн. теорий, кот. | |неск. подходов к изуч-ю |упр-я и принужд-я, которая,|предст. собой конструкции | |предмета: 1. гос-во – |представляя общ-во, осущ-ет|идей, кот. опираются на | |творец права, но очевидно, |рук-во этим общ-вом, |различ. данные о Г и П. | |что это не всегда так, |обесп-ет его интеграцию и |ТГиП – это систематизир-е | |гос-во д. открывать право |обладает суверенитетом. |знания о Г и П и об их | |действит-ти. 2. либеральная|Гос-во руководит общ-вом, |взаимосвязи, представл. и | |концепция (право склад-ся в|осущ. полит. власть в |признанные различ. науч. | |общ-ве): право – продукт |масшт. всей страны. Для |школами. | |жизнед-ти общ-ва, рез-т |этой цели исп. гос. |ТгиП явл общетеоретич-й по | |конфликта интересов людей. |аппарат, для сод-я кот. |отношению к другим юрид | |Основа права склад-ся в |собирают налоги. Необходимо|наукам; обобщает данные и | |процессе отнош-й людей, а |наличие 3 составл-их: |выводы юрид наук в целях | |гос-во лишь санкционирует |совокупность людей–народ; |более глубогих теоретич | |пр-ла или стереотипы |господствующая над ними |обобщений; исследует | |поведения в той или иной |власть; территория как |основные закономерности | |ситуации. Тогда |предел действия этой |развития госуд и права в | |государство, в случае |власти. |целом; вырабатывает общие | |нарушения может принуждать | |понятия на которые | |нарушителя к соверш-ю |2. Предмет и метод |опираются др юрид науки. | |некот. действий. Сейчас |правового регулирования–это| | |принято придерж-ся 1-го |наиболее существ основания |2. Право и мораль. Мораль | |подхода. |для деления системы права |опред-ся как форма общ-го | |Методология ТГиП.- |на отрасли. П– это то на |сознания, отражающая | |применен. совокупн. |что воздействует право |социальную действит. в виде| |определ-ых теоретических |определенной отрасли |специфич. исторически | |принципов, логич приемов и |(обществ отношения). М– это|обусловл. представлений о | |способов исслед-я основных |способы воздействия отрасли|добре и зле, которые | |общих закономер-ей возникн |права на определ виды общ |закреп-ся в сознании людей | |и развития госуд.-правовых |отношен. М. зависит от |в виде принципов, норм, | |явлений. Для познания и |взаимного положения |идеалов, призванных | |объяснения основных |участников правоотношений |регулировать поведение | |закономерн |(равенства сторон, |людей в целях сохранения и | |государ.-правовых явлений |обязывающ, запрещающ.) |развития общества как | |широко используют | |целого. Право и мораль - | |логические приемы: анализ, |3. Историческая школа |основные социальные | |синтез, индукция, дедукция |права. Предст этой школы |регуляторы поведения | |и гипотеза. |расматр право как выражение|человека. Они имеют общие | |Вся совок-ть методов м.б. |воли народа независимо от |черты, различия и | |разбита на 3 гр.: |власти государства. Т.е. |взаимодействуют друг с | |I.Общефилософский (то же |законодатель фиксировал |другом. Общие черты: а) | |что диалектич. Логика |лишь то что уже сложилось |принадлежат к социальным | |II.Общенауч. методы, из |как право в результ историч|нормам и обладают общим | |кот. самый применяемый - |развития (язык не возник из|свойством нормативности; б)| |1)Теория с-м или с-мный |договора и не дан от бога а|являются основными | |анализ. III.Колич. методы |развивается сам собой). |регуляторами поведения; в) | |(с пом. ЭВМ)- возм-ть |Немец юристы: Густав Гуго, |имеют общую цель - | |автоматич. поиска |Карл Савиньи, Фридрих |регулирование поведения | |нормативных актов, а в |Пухта. Ист шк сильно |людей; г) базируются на | |последствии автомоделир-е |преувелич место обычия в |справедливости как на | |юр. норм. |системе правового регулиров|высшем нравственном | |В результате собирания, |обществ отношен, ставя его |принципе; д) выступают | |обработки, изучения и |над законом, отрицала |мерой свободы индивида, | |проверки фактич матер наука|законодат путь изменения |определяют ее границы. | |выявляет эфективность |существующего права. |Различия: 1. Мораль | |государ управ-ия и | |формируется ранее права, 2.| |правового регулиров, | |В пределах одной страны, | |вырабатывает конкретные | |одного общества может | |рекоменд по их соверш-ию. | |существовать только одна | | | |правовая система. Мораль же| |2. Государственные режимы | |в этом смысле разнородна. | |могут быть демократическими| |3. Нормы морали формируются| |и антиде-мократическими | |как нормативное выражение | |(тоталитарные, | |сложившихся в данной | |авторитарные, расистские). | |социальной среде, обществе | |поэтому основным критерием | |взглядов, представлений о | |классификации государств по| |добре и зле, | |данному признаку является | |справедливости, чести, | |демократизм форм и методов | |долге. 4. Мораль живет в | |осуществления | |общественном сознании, | |государственной власти. | |которое и является формой | |Режим определяет характер | |ее существования. 5. Не | |государственной власти - | |совпадают предметы | |это соотношение государства| |регулирования норм права и | |и личности; | |норм морали.Т.е. у них есть| |антидемократический режим | |общий предмет регулирования| |характеризуется полным | |и есть социальные сферы, | |(тотальным) контролем | |которые регулируются только| |государства над всеми | |правом или только моралью. | |сферами общественной жизни | |6. С точки зрения | |: экономикой, политикой, | |внутренней организации та | |идеологией, социальным, | |или иная моральная система,| |культурным и национальным | |будучи относительно | |строением; ему свойственно | |целостным нормативным | |огосударвстление всех | |образованием, не обладает | |общественных организаций | |такой логически стройной и | |(профсоюзов, молодежных, | |достаточно жесткой | |спортивных и др.); личность| |структурой как система | |в антидемократическом | |права. 7. Право и мораль | |государстве фактически | |различаются по средствам и | |лишена каких-либо | |методам обеспечения | |субъективных прав, хотя | |реализации своих норм. Если| |формально они могут | |право, как известно, | |провозглашаться даже в | |обеспечивается возможностью| |конституциях; реально | |государственно-принудительн| |действует примат | |ой реализации, то нормы | |государства над правом, что| |морали гарантируются силой | |является следствием | |общественного мнения. Право| |произвола, нарушением | |и мораль взаимодействуют. | |законности, ликвидации | |Право является формой | |правовых начал в | |осуществления | |общественной жизни; | |господствующей морали. | |всеохватывающая | | | |милитаризация общественной | |3. Субъекты правоотношения–| |жизни; игнорируют интересы | |это субъект права, который | |государственных | |реализовал свою | |образований, особенно | |правосубъектность и стал | |национальных меньшинств; не| |участником конкретного | |учитывает особенностей | |правового отношения. | |религиозных убеждений | |Субъекты права, наряду с | |населения. | |нормами права и | | | |юридическими фактами, | |3. Право - с-ма общеобязат.| |представляют собой одну из | |норм, возникших в | |предпосылок возникновения и| |общ-венной практике, | |существования | |санкц-нных гос-вом и | |правоотношений. По видам | |опирающихся в своей | |субъектов права (а значит и| |реал-ции на возм-ть | |субъектов правоотношений) | |принужд-я со стороны | |можно разделить на: а) | |гос-ва. | |физических лиц; б) | |Происхождение права. | |организации; в)общественные| |Правила поведения действ-ие| |образования (народы, | |в родовой общине, племени | |нации). физические лица - | |(нормы обычаев регулир | |это граждане, иностранцы, | |труд, охоту, рыбалку, быт, | |лица без гражданств, лица с| |семейн отношен.) Выражали | |двойным гражданством . К | |интересы всех членов рода. | |организациям относятся: а) | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |