![]() |
|
|
Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)образцы техники, приборы, детали, вооружение и т. д. Утрата предполагает любой выход перечисл. предметов из владения лица, который имел допуск к работе с ними. Срок, на который утрачен документ или предмет, значения не имеет. Пр-е окончено с момента выхода документа или предмета из-под контроля лица. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной. Субъектом является лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Пр-я той и другой групп направлены против интересов службы, совершаются в связи со служебными полномочиями и обязанностями субъектов. Предшественницей обеих упомянутых глав была глава «Должностные пр-я» УК РСФСР 1960 г. Объектом пр-й, включенных в гл. 30, является нормальная, т. е. соответствующая законам, иным нормативным актам и интересам службы, деятельность государственного и муниципального аппарата управления, тогда как объектом пр-й, включенных в гл. 23, является нормальная управленческая деятельность лиц, наделенных определенными служебными полномочиями в коммерческих и иных организациях. Субъектами пр-й, включенных в гл. 30, за исключением субъектов дачи взятки (ст. 291), м.б. только государственные служащие или служащие органа местного самоуправления либо государственных или муниципальных учреждений. При этом субъектами подавляющего большинства этих пр-й м.б. только должностные лица. Субъекты пр-й, включенных в гл. 23, за исключением субъекта деяния, предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204, являются лицами, состоящими на службе в коммерческих или иных организациях и наделенными служебными полномочиями управленческого характера. Все эти лица имеют также общий негативный признак: они не являются должностными лицами и вообще не являются государственными служащими, служащими органов местного самоуправления и служащими государственных или муниципальных учреждений. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов,государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Иные организации, о которых идет речь, являются некоммерческими. Они не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяют полученную прибыль между участниками и могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, предусмотренных законом (ст. 50 ГК РФ). Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, др. войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК). В соответствии со ст. 120 ГК учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В данном случае примечание 1 к ст. 285 УК имеет в виду только такие организации, кот.: а) созданы государством или органом местного самоуправления; б) полностью или частично ими финансируются; в) осуществляют функции некоммерческого характера (образование, здравоохранение, культура и т. п.). К представителям власти относятся представители всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. От др. граждан представители власти отличаются наличием у них права в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (см. примечание к ст. 318 УК). Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов Российской Федерации и ее субъектов, судебную — судьи всех судов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой службы, таможенной службы и ряда др. государственных органов. Функции представителя власти могут осуществляться не только в связи с занятием соответствующей должности, но и по специальному полномочию (напр., народный или присяжный заседатель). Организационно-распорядительные функции заключаются прежде всего в руководстве работой др. лиц. Поэтому их осуществляет всякое лицо, имеющее подчиненных по службе. Полномочия организационно-распорядительного характера м.б. предоставлены также лицам, не имеющим подчиненных: ведомственный ревизор, нотариус, аудитор и др. К лицам, осуществляющим данные функции, следует, по-видимому, относить также служащих, кот. не наделены правом непосредственного принятия решений управленческого характера, но выполняют служебные обязанности по подготовке проектов таких решений (помощник, советник, консультант, секретарь). Вопрос об осуществлении организационно-распорядительных функций преподавателями является дискуссионным. Пленум Верховного Суда СССР признал осуществление таких функций преподавателем только при исполнении им обязанностей члена квалификационной или экзаменационной комиссии (п. 4 постановления Пленума от 30 марта 1990 г.). Такая позиция является преобладающей и в литературе1. Тем не менее судебная практика нередко относит к организационно-распорядительной деятельности преподавателя выставление им оценок на курсовых экзаменах и зачетах, поскольку такая оценка с неизбежностью предрешает содержание последующих решений руководителей учебного заведения о переводе на следующий курс, выплате стипендии,отчислении из учебного заведения. Деятельность учителя и воспитателя по обеспечению порядка и безопасности детей во время занятий, игр, экскурсий, походов и т. п. также носит организационно-распорядительный характер. ,г § 5. Признаки некоторых пр-й против -[.государственной власти, интересов государственной службы ^: и службы в органах местного самоуправления Злоупотребление должностными полно мочиями (ст. 285). Объективная сторона этого преступле ния складывается из использования долж ностным лицом своих служебных полно мочий вопреки интересам службы, наступ ления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняе мых законом интересов общества или го сударства и причинной связи между ис пользованием служебных полномочий и преступными последствиями. Представляется, что объективная сторона данного состава пр-я аналогична объективной стороне состава злоупотребления полномочиями (ч. 1 ст. 201). Вряд ли есть основания вкладывать различный смысл в формулировки «вопреки интересам службы» (ст. 285 УК) и «вопреки законным интересам этой организации» (ст. 201 УК), если учесть тождество преступн. последствий. Служебные полномочия должностных лиц определяются либо законом (напр., полномочия следователя установлены Уголовно-процессуальным кодексом), либо иным нормативным актом вплоть до приказа руководителя учреждения. В случаях использования должностным лицом для совершения неправомерных действий не своих служебных полномочий, а возможностей, вытекающих из авторитета занимаемой им должности и служебных связей с др. должностными и иными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе, состав данного пр-я отсутствует. Состав злоупотребления должностными полномочиями предполагает умышленную форму вины (прямой или косвенный умысел) и специальный мотив — корыстную или иную личную заинтересованность. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить материальную выгоду или избавиться от материальных затрат. Иная личная заинтересованность включает в себя ряд др. мотивов личного характера: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, ревность, семейственность и т. п. (п. 17 постановления Пленума от 30 марта 1990 г.). Корыстное злоупотребление отличается от хищения тем, что материальная выгода извлекается виновным в злоупотреблении без незаконного и безвозмездного обращения чужого имущества в свою собственность или в собственность др. лиц. Это правило относится и к корыстному злоупотреблению полномочиями (ст. 201). В соответствии с примечаниями 2 и 3 к ст. 285 УК квалифицирующим признаком злоупотребления должностными полномочиями и квалифицирующим признаком др. пр-й данной главы, а также др. глав Особ.Ч К. является занятие виновным не всякой государственной должности, а только такой, какая установлена для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (депутат, министр, судья и т. д.) Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. относит должности такого характера к категории «А». Занятие государственной должности категории «Б», т. е. должности, учрежденной для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А» (напр., помощник минист ра), не является упомянутым квалифицирующим признаком, как и занятие государственной должности более низкой категории «В». Признаки тяжких последствий в квалифицированных составах злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285), а равно превышения должностных полномочий (ст. 286) и халатности (ст. 293) аналогичны признакам тяжких последствий в квалифицированном составе злоупотребления полномочиями (ст. 201), о которых было сказано выше. Превышение должностных полномочий (ст. 286) Из сравнения диспозиции ч. 1 ст. 285 УК и ст. 286 УК следует, что злоупотребление должностными полномочиями предполагает незаконное использование должностным лицом своих прав и полномочий без очевидного выхода за установл. их границы, а при превышении должностных полномочий лицо явно выходит за пределы его служебной компетенции. В теории уг-го права признано, что превышение должностных полномочий возможно либо путем совершения действий, не дозволенных никаким лицам или органам, либо путем совершения действий, входящих в компетенцию: а) другого должностного лица; б) данного лица, но при наличии условий, кот. отсутствуют; в) коллегиального органа. Насилие как признак квалифицированного состава превышения должностных полномочий может выражаться в любом физическом воздействии на потерпевшего: в нанесении ему побоев или причинении физической боли иным способом, в ограничении его свободы, в причинении вреда его здоровью или причинении ему смерти. Умышленное причинение при превышении должностных полномочий легкого вреда здоровью, побои, истязания, неосторожное причинение смерти или вреда здоровью любой тяжести охватываются понятием насилия и не требуют дополнительной квалификации. В случае умышленного причинения а) смерти или б) тяжкого вреда здоровью при превышении содеянное должно квалифицироваться по совокупности пр-й (п. 13 упомянутого постановления Пленума). Представляется, что дополнительная квалификация необходима и в случаях умышленного причинения вреда здоровью средней тяжести. Хотя закон предусм. за это деяние менее строгое наказание, чем за превышение должностных полномочий с применением насилия, отказ от квалификации по совокупности предоставил бы виновному неоправданные льготы: в случае совершения им новых пр-й, предусмотренных ст. 112 УК, такие пр-я не считались бы неоднократными (п. «ж» ч. 2 ст. 112). Применение оружия или специальных средств может выразиться либо в причинении вреда путем их использования (напр., ранение), либо в попытке причинить такой вред при помощи указанных предметов (напр., промах). Демонстрация оружия или специальных средств не является их применением, но м.б. расценена как угроза применения насилия (п. «а» ч. 3 ст. 286). Должностная халатность (ст. 293) Деяние при халатности заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении виновным своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного к ним отношения. Это значит, во-первых, что халатность совершается либо путем бездействия, либо путем ненадлежащего действия. При бездействии виновный вообще не исполняет определенные лежащие на нем должностные обязанности, а при ненадлежащем действии исполняет их лишь частично. Это значит, во- вторых, что причинами неисполнения и ненадлежащего исполнения обязанностей являются не какие-то непреодолимые объективные обстоятельства, а собственное недобросовестное или небрежное отношение к службе виновного, не использовавшего реальную возможность выполнить свои обязанности надлежащим образом. Основное отличие халатности от злоупотребления должностными полномочиями и от превышения должностных полномочий по субъективной стороне состава заключается в форме вины. Халатность относится к числу неосторожных пр-й, тогда как оба др. пр-я являются умышленными. В диспозиции ч. 1 ст. 293, к сожалению, прямо не сказано, что описанные здесь преступные последствия причиняются по неосторожности. Однако в ней предусмотрено, что эти последствия наступают в результате недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе, что характерно для неосторожной вины. Признаки халатности, предусмотренной ст. 293, аналогичны признакам халатности, которая предусматривалась ст. 172 УК РСФСР 1960 г. и всегда понималась в теории и на практике как неосторожное пр-е. Служебный подлог (ст. 292) С объективной стороны служебный подлог заключается в действии, посредством которого в официальный документ вносятся заведомо ложные сведения либо в такой документ осуществляется «внесение исправлений, искажающих их действительное содержание», что следует пони- мать как внесение изменений, искажающих действительное содержание документа. Предметом служебного подлога является официальный документ. Документ — это письменный акт, предназначенный удостоверять факты, имеющие юридическое значение. Официальным является документ, должным образом оформленный (штамп, печать, дата, номер, подпись или несколько подписей). Использование официального документа порождает определенные юридические последствия. Ответ-ть по ст. 292 УК может наступить только в тех случаях, когда подлог действительно является служебным, т. е. совершается с использованием служебных полномочий виновного как должностного лица или как иного государственного служащего или служащего органа местного самоуправления. Состав служебного подлога является формальным: пр-е окончено с момента совершения любого из двух названных выше действий. Если подлог совершается путем изготовления официального документа, содержащего ложные сведения, то пр-е окончено, когда такой документ подписан и имеет все реквизиты (штамп, печать и т. п.), без которых он не м.б. использован. Подлог путем внесения изменений в подлинный документ окончен, когда такие изменения внесены. В обоих случаях не требуется доказывать наступление к.- л. последствий. Однако малозначительные случаи служебного подлога в соответствии с положениями ч. 2 ст. 14 УК влекут лишь дисциплинарную ответ- ть. Служебный подлог совершается с прямым определенным умыслом. Если лицо достоверно не знает, что вносимые им в официальный документ сведения являются ложными, а лишь считает возможным несоответствие этих сведений действительности (неопределенный умысел), либо вносит в документ неверные сведения по небрежности, состав служебного подлога отсутствует, но должностное лицо при наличии соответствующих признаков может отвечать за халатность. Обязательным признаком служебного подлога является специальный мотив — корыстная или иная личная заинтересованность, при отсутствии которого может наступить только дисциплинарная ответ-ть. Служебный подлог нередко совершается с целью-сокрытия или совершения др. пр-й: злоупотребления полномочиями, халатности, хищения и др. В таких случаях содеянное квалифицируется по совокупности — по ст. 292 УК и по статьям об ответственности за соответствующие пр-я. § 6. Взяточничество В отличие от ранее действовавшего законодательства в ч. 1 ст. 290 УК дан перечень ценностей, могущих быть взяткой: деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера. К выгодам имущественного характера относятся подлежащие оплате, но оказываемые бесплатно услуги, как, напр., предоставление путевок или проездных билетов, производство ремонтных, строительных и др. работ (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда). Взяточничество имеет место и в тех случаях, когда имущество или услуги оплачиваются взяткополучателем частично. В зависимости от характера действия (бездействие), за совершение которого дается взятка, закон разделил взяточничество на два вида. Часть 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 предусматривают соответственно получение и дачу взятки за служебные действия (бездействие) должностного лица, кот. не м.б. признаны незаконными. Они либо входят в служебные полномочия данного лица, либо совершаются вне этих полномочий, но с использованием авторитета занимаемой этим лицом должности и возникших на этой основе служебных связей. Взяточничество данного вида имеет место также в случаях, когда взятка дается не за совершение конкретного действия, а за общее покровительство или попустительство по службе. В дореволюционном российском законодательстве этот вид взяточничества назывался мздоимством. Часть 2 ст. 290 и ч. 2 ст. 291 УК предусматривают получение и дачу взятки за незаконные действия (бездействие). Незаконным будет деяние, совершать которое должностное лицо не имело права. Этот вид взяточничества назывался лихоимством. Закон не различает взятку-подкуп и взятку-благодарность. Ответ-ть за взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка — до или после совершения должностным лицом действия или бездействия, и безотносительно к тому, была ли взятка заранее обусловлена (п. 5 указанного постановления Пленума). Взятка-благодарность менее опасна, и при небольшой ценности подарка, о котором не было предварительной договоренности, ответ-ть за взяточничество не наступает. Предельная стоимость такого подарка установлена в ст. 575 ГК РФ. Запрещая делать подарки государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в 'связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных 'обязанностей, эта статья делает исключение для обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Юридическое окончание дачи взятки и получения взятки наступает одновременно. Моментом окончания этих пр-й является момент принятия должностным лицом хотя бы части взятки. Неоднократность получения (ч. 4 ст. 290) и неоднократность дачи взятки (ч. 2 ст. 291) предполагает совершение одного и того же пр-я более одного раза. Неоднократным является также одновременное получение должностным лицом взяток от двух или более лиц, если в интересах каждого из них совершается отдельное служебное действие (бездействие). Не образует неоднократности получение (и дача) в несколько приемов взятки за одно служебное действие (бездействие). Не всякое требование должностным лицом взятки является ее вымогательством, а только такое, какое сопровождается реальной угрозой законным интересам взяткодателя или представляемых им лиц, вынуждает его защищать взяткой свои или др. лиц законные интересы от произвола должностного лица и поэтому является основанием для освобождения взяткодателя от уголовной ответственности. Сообщение взяткодателя органу, имеющему право возбудить уг. дело, о даче им взятки признается добровольным и влечет обязательное освобождение его от уголовной ответственности независимо от мотивов, какими руководствовался за- явитель, сознающий, что упомянутому органу и др. таким органам об этом преступлении неизвестно. Представляют сложность случаи, когда взяткодатель, изобличенный в одном факте дачи взятки, добровольно сообщает следователю о др. таких фактах. Высказано мнение, что в этих случаях лицо должно нести ответ-ть за все факты дачи им взяток'. Такая позиция небесспорна, особенно если сообщается о даче взяток др. должностным лицам. Пленум Верховного Суда СССР предложил квалифицировать деяние как мошенничество в случаях, когда лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу, но без намерения это сделать, и присваивает их. Когда же в целях завладения ценностями взяткодатель склоняется им к даче взятки, то действия виновного помимо мошенничества должны дополнительно квалифицироваться как подстрекательство к даче взятки (п. 18). Наличие объекта мошенничества в случаях, когда «потерпевший» пытается использовать свое имущество для дачи взятки или для совершения любого другого пр-я, сомнительно. Пр-я против правосудия — это умышленные противоправные деяния, посягающие на нормальную деятельность суда и содействующих ему в осуществлении правосудия органов. Основной объект данных пр-й — нормальная деятельность судов и органов, содействующих судам в осуществлении правосудия. В качестве доп-го объекта выступают права и свободы граждан, напр. их безопасность, жизнь, здоровье, свобода, достоинство, собственность. Пр-я против правосудия принято классифицировать по признакам субъекта пр-я на следующие группы: 1. Пр-я, совершаемые должностными лицами органов правосудия — судьями, прокурорами, работниками органов дознания и предварительного следствия: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299); незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300); незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301); принуждение к даче показаний (ст. 302); фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником (ч. 2 и 3 ст. 303); вынесение заведомо неправосудных приговора, Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |