реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

образцы техники, приборы, детали, воору­жение и т. д.

Утрата предполагает любой выход перечисл. предметов из владения лица,

который имел допуск к работе с ними. Срок, на который утрачен документ или

предмет, значения не имеет. Пр-е окончено с момента выхода докумен­та или

предмета из-под контроля лица.

Субъективная сторона характеризует­ся неосторожной виной. Субъектом

явля­ется лицо, имеющее допуск к государ­ственной тайне.

Пр-я той и другой групп на­правлены против интересов службы, со­вершаются в

связи со служебными полно­мочиями и обязанностями субъектов.

Пред­шественницей обеих упомянутых глав была глава «Должностные пр-я» УК

РСФСР 1960 г.

Объектом пр-й, включенных в гл. 30, является нормальная, т. е.

соответ­ствующая законам, иным нормативным актам и интересам службы,

деятельность государственного и муниципального аппа­рата управления, тогда

как объектом пр-й, включенных в гл. 23, является нормальная управленческая

деятельность лиц, наделенных определенными служеб­ными полномочиями в

коммерческих и иных организациях.

Субъектами пр-й, включенных в гл. 30, за исключением субъектов дачи взятки

(ст. 291), м.б. только госу­дарственные служащие или служащие органа

местного самоуправления либо го­сударственных или муниципальных

уч­реждений. При этом субъектами подав­ляющего большинства этих пр-й м.б.

только должностные лица.

Субъекты пр-й, включенных в гл. 23, за исключением субъекта деяния,

предусмотренного ч. 1 и 2 ст. 204, являют­ся лицами, состоящими на службе в

ком­мерческих или иных организациях и наде­ленными служебными полномочиями

уп­равленческого характера. Все эти лица имеют также общий негативный

признак:

они не являются должностными лицами и вообще не являются государственными

служащими, служащими органов местно­го самоуправления и служащими

госу­дарственных или муниципальных учреж­дений.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в

ка­честве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме

хозяй­ственных товариществ и обществ, произ­водственных

кооперативов,государствен­ных и муниципальных унитарных пред­приятий (ст.

50 ГК РФ). Унитарным пред­приятием признается коммерческая орга­низация, не

наделенная правом собствен­ности на закрепленное за ней имущество. В форме

унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные

предприятия (ст. 113 ГК РФ).

Иные организации, о которых идет речь, являются некоммерческими. Они не

име­ют извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности, не

распре­деляют полученную прибыль между участ­никами и могут создаваться в

форме по­требительских кооперативов, обществен­ных или религиозных

организаций (объ­единений), финансируемых собственником учреждений,

благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, преду­смотренных

законом (ст. 50 ГК РФ).

Должностными признаются лица, по­стоянно, временно или по специальному

полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие

организационно-распорядительные, адми­нистративно-хозяйственные функции в

государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и

муни­ципальных учреждениях, а также в Воору­женных Силах Российской

Федерации, др. войсках и воинских формировани­ях Российской Федерации

(примечание 1 к ст. 285 УК).

В соответствии со ст. 120 ГК учрежде­нием признается организация, созданная

собственником для осуществления управ­ленческих, социально-культурных и

иных функций некоммерческого характера и

финансируемая им полностью или частич­но. В данном случае примечание 1 к

ст. 285 УК имеет в виду только такие организа­ции, кот.: а) созданы

государством или органом местного самоуправления; б) пол­ностью или

частично ими финансируют­ся; в) осуществляют функции некоммер­ческого

характера (образование, здраво­охранение, культура и т. п.).

К представителям власти относятся пред­ставители всех трех властей:

законодатель­ной, исполнительной и судебной. От др. граждан представители

власти отли­чаются наличием у них права в пределах своей компетенции

предъявлять требо­вания, а также принимать решения, обя­зательные для

исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями

независимо от их ведомствен­ной принадлежности и подчиненности (см.

примечание к ст. 318 УК).

Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов

Рос­сийской Федерации и ее субъектов, су­дебную — судьи всех судов.

Исполнитель­ную власть осуществляет Правительство Российской Федерации,

администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а

также наделенные со­ответствующими полномочиями работни­ки прокуратуры,

органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой служ­бы,

таможенной службы и ряда др. государственных органов.

Функции представителя власти могут осуществляться не только в связи с

заняти­ем соответствующей должности, но и по специальному полномочию

(напр., на­родный или присяжный заседатель).

Организационно-распорядительные функции заключаются прежде всего в

руководстве работой др. лиц. Поэто­му их осуществляет всякое лицо, имею­щее

подчиненных по службе. Полномочия организационно-распорядительного

харак­тера м.б. предоставлены также лицам, не имеющим подчиненных:

ведом­ственный ревизор, нотариус, аудитор и др.

К лицам, осуществляющим данные фун­кции, следует, по-видимому, относить

так­же служащих, кот. не наделены пра­вом непосредственного принятия

решений управленческого характера, но выполня­ют служебные обязанности по

подготовке проектов таких решений (помощник, со­ветник, консультант,

секретарь).

Вопрос об осуществлении организаци­онно-распорядительных функций

препо­давателями является дискуссионным. Пле­нум Верховного Суда СССР

признал осу­ществление таких функций преподавате­лем только при исполнении

им обязанно­стей члена квалификационной или экза­менационной комиссии (п. 4

постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.). Такая позиция является

преобладающей и в литературе1. Тем не менее судебная прак­тика нередко

относит к организационно-распорядительной деятельности препода­вателя

выставление им оценок на курсовых экзаменах и зачетах, поскольку такая

оцен­ка с неизбежностью предрешает содержа­ние последующих решений

руководите­лей учебного заведения о переводе на сле­дующий курс, выплате

стипендии,отчис­лении из учебного заведения.

Деятельность учителя и воспитателя по обеспечению порядка и безопасности

де­тей во время занятий, игр, экскурсий, по­ходов и т. п. также носит

организационно-распорядительный характер.

,г § 5. Признаки некоторых пр-й против

-[.государственной власти, интересов государственной службы ^: и

службы в органах местного самоуправления

Злоупотребление должностными полно­ мочиями (ст. 285).

Объективная сторона этого преступле­ ния складывается из использования

долж­ ностным лицом своих служебных полно­ мочий вопреки интересам

службы, наступ­ ления последствий в виде существенного нарушения прав и

законных интересов граждан или организаций либо охраняе­ мых законом

интересов общества или го­ сударства и причинной связи между ис­

пользованием служебных полномочий и преступными последствиями.

Представляется, что объективная сто­рона данного состава пр-я ана­логична

объективной стороне состава зло­употребления полномочиями (ч. 1 ст. 201).

Вряд ли есть основания вкладывать раз­личный смысл в формулировки «вопреки

интересам службы» (ст. 285 УК) и «вопреки законным интересам этой

организации» (ст. 201 УК), если учесть тождество преступн. последствий.

Служебные полномочия должностных лиц определяются либо законом (напр.,

полномочия следователя установле­ны Уголовно-процессуальным кодексом), либо

иным нормативным актом вплоть до приказа руководителя учреждения.

В случаях использования должностным лицом для совершения неправомерных

действий не своих служебных полномо­чий, а возможностей, вытекающих из

ав­торитета занимаемой им должности и слу­жебных связей с др. должностными

и иными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе, состав

данного пр-я отсутствует. Состав злоупотребления должностны­ми полномочиями

предполагает умышлен­ную форму вины (прямой или косвенный умысел) и

специальный мотив — корыст­ную или иную личную заинтересованность.

Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить

матери­альную выгоду или избавиться от мате­риальных затрат. Иная личная

заинтере­сованность включает в себя ряд др. мотивов личного характера:

карьеризм, протекционизм, месть, зависть, ревность, семейственность и т. п.

(п. 17 постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.).

Корыстное злоупотребление отличает­ся от хищения тем, что материальная

выгода извлекается виновным в злоупо­треблении без незаконного и

безвозмезд­ного обращения чужого имущества в свою собственность или в

собственность др. лиц. Это правило относится и к корыстному злоупотреблению

полномочиями (ст. 201).

В соответствии с примечаниями 2 и 3 к ст. 285 УК квалифицирующим признаком

злоупотребления должностными полномо­чиями и квалифицирующим признаком др.

пр-й данной главы, а так­же др. глав Особ.Ч К. является занятие виновным не

всякой го­сударственной должности, а только такой, какая установлена для

непосредственного исполнения полномочий государственных органов (депутат,

министр, судья и т. д.) Федеральный закон «Об основах государ­ственной

службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. относит должности такого

характера к категории «А». Занятие го­сударственной должности категории

«Б», т. е. должности, учрежденной для непосред­ственного обеспечения

исполнения полно­мочий лиц, замещающих должности ка­тегории «А» (напр.,

помощник минист­

ра), не является упомянутым квалифици­рующим признаком, как и занятие

госу­дарственной должности более низкой ка­тегории «В».

Признаки тяжких последствий в ква­лифицированных составах злоупотребле­ния

должностными полномочиями (ст. 285), а равно превышения должностных

пол­номочий (ст. 286) и халатности (ст. 293) аналогичны признакам тяжких

последст­вий в квалифицированном составе зло­употребления полномочиями (ст.

201), о которых было сказано выше.

Превышение должностных полномочий (ст. 286)

Из сравнения диспозиции ч. 1 ст. 285 УК и ст. 286 УК следует, что

злоупотреб­ление должностными полномочиями пред­полагает незаконное

использование долж­ностным лицом своих прав и полномочий без очевидного

выхода за установл. их границы, а при превышении должност­ных полномочий

лицо явно выходит за пределы его служебной компетенции.

В теории уг-го права признано, что превышение должностных полномочий

возможно либо путем совершения дейст­вий, не дозволенных никаким лицам или

органам, либо путем совершения дейст­вий, входящих в компетенцию: а)

другого должностного лица; б) данного лица, но при наличии условий, кот.

отсутствуют;

в) коллегиального органа.

Насилие как признак квалифицирован­ного состава превышения должностных

полномочий может выражаться в любом физическом воздействии на

потерпевше­го: в нанесении ему побоев или причине­нии физической боли иным

способом, в ограничении его свободы, в причинении вреда его здоровью или

причинении ему смерти.

Умышленное причинение при превыше­нии должностных полномочий легкого вре­да

здоровью, побои, истязания, неосторож­ное причинение смерти или вреда

здо­ровью любой тяжести охватываются по­нятием насилия и не требуют

дополни­тельной квалификации.

В случае умышленного причинения а) смер­ти или б) тяжкого вреда здоровью

при превышении содеянное должно квалифи­цироваться по совокупности пр-й (п.

13 упомянутого постановления Плену­ма).

Представляется, что дополнительная ква­лификация необходима и в случаях

умыш­ленного причинения вреда здоровью сред­ней тяжести. Хотя закон

предусм. за это деяние менее строгое наказание, чем за превышение

должностных полно­мочий с применением насилия, отказ от квалификации по

совокупности предоста­вил бы виновному неоправданные льготы:

в случае совершения им новых пр-й, предусмотренных ст. 112 УК, та­кие пр-я

не считались бы неодно­кратными (п. «ж» ч. 2 ст. 112).

Применение оружия или специальных средств может выразиться либо в

причи­нении вреда путем их использования (напр., ранение), либо в попытке

причи­нить такой вред при помощи указанных предметов (напр., промах).

Демонстра­ция оружия или специальных средств не является их применением, но

м.б. расценена как угроза применения наси­лия (п. «а» ч. 3 ст. 286).

Должностная халатность (ст. 293)

Деяние при халатности заключается в неисполнении или ненадлежащем

исполне­нии виновным своих обязанностей вслед­ствие недобросовестного или

небрежного к ним отношения. Это значит, во-первых, что халатность

совершается либо путем

бездействия, либо путем ненадлежащего действия. При бездействии виновный

во­обще не исполняет определенные лежа­щие на нем должностные обязанности,

а при ненадлежащем действии исполняет их лишь частично. Это значит, во-

вторых, что причинами неисполнения и ненадлежаще­го исполнения обязанностей

являются не какие-то непреодолимые объективные об­стоятельства, а

собственное недобросове­стное или небрежное отношение к служ­бе виновного,

не использовавшего реаль­ную возможность выполнить свои обязан­ности

надлежащим образом.

Основное отличие халатности от зло­употребления должностными полномочи­ями

и от превышения должностных пол­номочий по субъективной стороне состава

заключается в форме вины. Халатность относится к числу неосторожных пр-й,

тогда как оба др. пр-я являются умышленными.

В диспозиции ч. 1 ст. 293, к сожале­нию, прямо не сказано, что описанные

здесь преступные последствия причиня­ются по неосторожности. Однако в ней

предусмотрено, что эти последствия на­ступают в результате

недобросовестного или небрежного отношения виновного к службе, что

характерно для неосторож­ной вины. Признаки халатности, преду­смотренной

ст. 293, аналогичны призна­кам халатности, которая предусматрива­лась ст.

172 УК РСФСР 1960 г. и всегда понималась в теории и на практике как

неосторожное пр-е.

Служебный подлог (ст. 292)

С объективной стороны служебный под­лог заключается в действии, посредством

которого в официальный документ вносят­ся заведомо ложные сведения либо в

та­кой документ осуществляется «внесение исправлений, искажающих их

действи­тельное содержание», что следует пони-

мать как внесение изменений, искажаю­щих действительное содержание

докумен­та.

Предметом служебного подлога явля­ется официальный документ. Документ — это

письменный акт, предназначенный удо­стоверять факты, имеющие юридическое

значение. Официальным является документ, должным образом оформленный

(штамп, печать, дата, номер, подпись или несколько подписей). Использование

официального документа порождает определенные юри­дические последствия.

Ответ-ть по ст. 292 УК может наступить только в тех случаях, когда под­лог

действительно является служебным, т. е. совершается с использованием

слу­жебных полномочий виновного как долж­ностного лица или как иного

государст­венного служащего или служащего орга­на местного самоуправления.

Состав служебного подлога является формальным: пр-е окончено с момента

совершения любого из двух на­званных выше действий. Если подлог

со­вершается путем изготовления официаль­ного документа, содержащего ложные

све­дения, то пр-е окончено, когда такой документ подписан и имеет все

рек­визиты (штамп, печать и т. п.), без кото­рых он не м.б. использован.

Под­лог путем внесения изменений в подлин­ный документ окончен, когда такие

изме­нения внесены. В обоих случаях не тре­буется доказывать наступление к.-

л. последствий. Однако малозначитель­ные случаи служебного подлога в

соот­ветствии с положениями ч. 2 ст. 14 УК влекут лишь дисциплинарную ответ-

ть.

Служебный подлог совершается с пря­мым определенным умыслом. Если лицо

достоверно не знает, что вносимые им в официальный документ сведения

являют­ся ложными, а лишь считает возможным несоответствие этих сведений

действи­тельности (неопределенный умысел), либо вносит в документ неверные

сведения по небрежности, состав служебного подлога отсутствует, но

должностное лицо при наличии соответствующих признаков мо­жет отвечать за

халатность.

Обязательным признаком служебного подлога является специальный мотив —

корыстная или иная личная заинтересо­ванность, при отсутствии которого

может наступить только дисциплинарная ответ-ть.

Служебный подлог нередко совершает­ся с целью-сокрытия или совершения др.

пр-й: злоупотребления пол­номочиями, халатности, хищения и др. В таких

случаях содеянное квалифициру­ется по совокупности — по ст. 292 УК и по

статьям об ответственности за соответ­ствующие пр-я.

§ 6. Взяточничество

В отличие от ранее действовавшего за­конодательства в ч. 1 ст. 290 УК дан

пере­чень ценностей, могущих быть взяткой:

деньги, ценные бумаги, иное имущество, выгоды имущественного характера. К

вы­годам имущественного характера относят­ся подлежащие оплате, но

оказываемые бесплатно услуги, как, напр., предо­ставление путевок или

проездных биле­тов, производство ремонтных, строитель­ных и др. работ (п. 4

постановления Пленума Верховного Суда). Взяточничест­во имеет место и в тех

случаях, когда иму­щество или услуги оплачиваются взятко­получателем

частично.

В зависимости от характера действия (бездействие), за совершение которого

дается взятка, закон разделил взяточни­чество на два вида.

Часть 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 291 предусмат­ривают соответственно получение и

дачу взятки за служебные действия (бездейст­вие) должностного лица, кот. не

м.б. признаны незаконными. Они либо входят в служебные полномочия данного

лица, либо совершаются вне этих полно­мочий, но с использованием авторитета

занимаемой этим лицом должности и воз­никших на этой основе служебных

свя­зей. Взяточничество данного вида имеет место также в случаях, когда

взятка да­ется не за совершение конкретного дей­ствия, а за общее

покровительство или попустительство по службе. В дореволю­ционном

российском законодательстве этот вид взяточничества назывался мздоимст­вом.

Часть 2 ст. 290 и ч. 2 ст. 291 УК преду­сматривают получение и дачу взятки

за незаконные действия (бездействие). Неза­конным будет деяние, совершать

которое должностное лицо не имело права. Этот вид взяточничества назывался

лихоимст­вом.

Закон не различает взятку-подкуп и взятку-благодарность. Ответ-ть за

взяточничество наступает независимо от того, когда вручена взятка — до или

пос­ле совершения должностным лицом дей­ствия или бездействия, и

безотноситель­но к тому, была ли взятка заранее обус­ловлена (п. 5

указанного постановления Пленума). Взятка-благодарность менее опасна, и при

небольшой ценности подар­ка, о котором не было предварительной

договоренности, ответ-ть за взя­точничество не наступает. Предельная

стоимость такого подарка установлена в

ст. 575 ГК РФ. Запрещая делать подарки государственным служащим и служащим

органов муниципальных образований в 'связи с их должностным положением или

в связи с исполнением ими служебных 'обязанностей, эта статья делает

исклю­чение для обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти

установлен­ных законом минимальных размеров оп­латы труда.

Юридическое окончание дачи взятки и получения взятки наступает

одновремен­но. Моментом окончания этих пр-й является момент принятия

должност­ным лицом хотя бы части взятки.

Неоднократность получения (ч. 4 ст. 290) и неоднократность дачи взятки (ч.

2 ст. 291) предполагает совершение одного и того же пр-я более одного раза.

Неоднок­ратным является также одновременное по­лучение должностным лицом

взяток от двух или более лиц, если в интересах каж­дого из них совершается

отдельное слу­жебное действие (бездействие). Не обра­зует неоднократности

получение (и дача) в несколько приемов взятки за одно слу­жебное действие

(бездействие).

Не всякое требование должностным ли­цом взятки является ее вымогательством,

а только такое, какое сопровождается ре­альной угрозой законным интересам

взят­кодателя или представляемых им лиц, вынуждает его защищать взяткой

свои или др. лиц законные интересы от про­извола должностного лица и

поэтому яв­ляется основанием для освобождения взяткодателя от уголовной

ответственности.

Сообщение взяткодателя органу, имею­щему право возбудить уг. дело, о даче

им взятки признается добровольным и влечет обязательное освобождение его от

уголовной ответственности независимо от мотивов, какими руководствовался за-

явитель, сознающий, что упомянутому ор­гану и др. таким органам об этом

пре­ступлении неизвестно.

Представляют сложность случаи, ког­да взяткодатель, изобличенный в одном

факте дачи взятки, добровольно сообща­ет следователю о др. таких фактах.

Высказано мнение, что в этих случаях лицо должно нести ответ-ть за все

факты дачи им взяток'. Такая позиция небесспорна, особенно если сообщается

о даче взяток др. должностным лицам.

Пленум Верховного Суда СССР пред­ложил квалифицировать деяние как

мо­шенничество в случаях, когда лицо полу­чает от взяткодателя деньги якобы

для передачи должностному лицу, но без на­мерения это сделать, и

присваивает их. Когда же в целях завладения ценностями взяткодатель

склоняется им к даче взят­ки, то действия виновного помимо мошен­ничества

должны дополнительно квали­фицироваться как подстрекательство к даче взятки

(п. 18).

Наличие объекта мошенничества в слу­чаях, когда «потерпевший» пытается

ис­пользовать свое имущество для дачи взят­ки или для совершения любого

другого пр-я, сомнительно.

Пр-я против правосудия — это умышленные противоправные деяния, по­сягающие

на нормальную деятельность суда и содействующих ему в осуществле­нии

правосудия органов.

Основной объект данных пр-й — нормальная деятельность судов и орга­нов,

содействующих судам в осуществ­лении правосудия. В качестве доп-го объекта

выступают права и сво­боды граждан, напр. их безопасность, жизнь, здоровье,

свобода, достоинство, соб­ственность.

Пр-я против правосудия при­нято классифицировать по признакам субъекта пр-я

на следующие группы:

1. Пр-я, совершаемые долж­ностными лицами органов правосудия — судьями,

прокурорами, работниками ор­ганов дознания и предварительного след­ствия:

привлечение заведомо невиновно­го к уголовной ответственности (ст. 299);

незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300); незаконные

за­держание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301);

при­нуждение к даче показаний (ст. 302); фаль­сификация доказательств по

уголовному делу лицом, производящим дознание, сле­дователем, прокурором или

защитником (ч. 2 и 3 ст. 303); вынесение заведомо не­правосудных приговора,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.