![]() |
|
|
Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\на предприятии не были отражены требования по следующим основным вопросам: - формирование политики в области качества; - оценка потребителем системы УКП поставщика; - сертификации системы УКП; - выбор, постановка на производство изделий, в зависимости от возможности предприятия по обеспечению поставки изделий с заданным уровнем качества; - анализ и оценка затрат на качество; - внедрение статистических методов в управлении качеством продукции. Кроме того, требовала корректировки НТД не соответствующая требованиям стандартов ИСО серии 9000 в части: - установления ответственности и полномочий руководства предприятия и всего персонала в УКП; - проверок системы качества на предприятии, а также участие руководства предприятия в анализе и оценке системы УКП; - разработка и реализация программ качества и поставок изделий; - ориентации системы УКП на потребителя; - настройки системы УКП на устранение возможных причин отлонений от технических условий и качества изделий от заданного уровня и разработкупрофилактических мероприятий (система УКП должна предупреждать выпуск продукции неудовлетворительного качества). Помимо нормативно-технической документации КС УКП в соответствии с “Матрицей компетентности...” также была произведена проверка на соответствие требованиям стандартов ИСО серии 9000 и стандартом серии ГОСТ 40 и, уточнённой отраслевой НТД следующих процедур и объетов: а) самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300, изготовленных и прошедших весь комплекс испытаний; б) системы контроля производства; в) системы обеспечения качества (КС УКП); г) действующей конструкторской, технологической и нормативно- технической документации; д) соостояния технолгического оборудования, оснастки и инструмента; е) метрологического обеспечения производства и состояния контроля качества изготовления деталей, узлов, сборочных единиц и изделия вцелом; ж) испытаний сборочных единиц и изделия вцелом; з) входного контроля материалов, полуфабрикатов и комплектующх изделий; и) складирования и транспортировка составных частей изделия, запаных частей, наземного оборудования; к) организационно-технического обеспечения производства; л) квалификация кадров. По результатам проведённой проверки по самооценке производства самолётов ИЛ-86 и ИЛ-96-300 были составлены организационно-технические мероприятия по доработке системы УКП. Согласно этих мероприятий в установленные сроки необходимо было реализовать следующее: 1. Доработка и практическое внедрение доработанной системы УКП. 2. Подготовка и анализ отчётных материалов по результатам проверки функционирования доработанной системы УКП. 3. Разработка руководства по качеству ВАСО. 4. Подготовка доказательной документации и подача официальной заявки в Авиационный Регистр Межгосударственной Авиационной Комиссии. Одним из важнейших документов , который требовал не доработки, а разработки является Руководство по качеству. Несмотря на то, что на предприятии в соответствии с действующей отраслевой НТД , в рамках комплексной системы УКП, применялось около 200 стандартов предприятия, единого документа по управлению (или обеспечению) качеством продукции не было. В соответствии с рекомендациями стандартов ИСО серии 9000 был разработан и введён в действие основной организационно- методический документ КС УКП на предприятии - “Руководство по качеству”. В первом разделе “Руководства по качеству” изложена “Политика в области качества”, утверждённая Генеральным директором. Обращаясь к потребителям, ВАСО предлагает “лучшее решение проблемы надёжности и эффективности эксплуатации лучших отечественных широкофюзеляжных самолётов”/41,с.1/. Целью функционирования системы качества на ВАСО является обеспечение: - изготовления каждого элемента выпускаемых самолётов в соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации; - заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных затратах; - соответствия самолёта заявленным требованиям типовой конструкции и условиям на поставку. Достижение указанной цели осуществляется с помощью: - выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения качества; - активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами, изготавливающими элементы конструкции самолётов и с поставщиками материалов, полуфабрикатов и покупных изделий; - повышения качества и ответственности руководства ВАСО; - повышения технического уровня производства в акционерном обществе (АО); - вовлечения в работу всех сотрудников предприятия; - организации эффективного технического контроля операций и процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении особо ответственных элементов конструкции самолёта, проведением комплекса их испытаний; - совершенствования системы мотивации персонала предприятия на качественную работу. Политика в области качества обязывает: 1. Каждого работника предприятия: - знать положения политики в области качества и строго следовать им в работе; - выполнять все требования технической и нормативно-технической документации; - соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в сро и качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке; - постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное удовлетворение требований потребителей; - проявлять творческую инициативу , подавать предложения и добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих изготовлению продукции заданного качества. 2. Руководителей всех структурных подразделений акционерного общества: - руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящей “Политики...”, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и практическую реализацию; - обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям настоящей “Политики...” и “Руководству по качеству”; - обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ связанных с реализацией “Политики...”; - создавать необходимые условия для эффективного труда. Своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием, документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами,технологическую и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей , деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе; - создавать условия и стимулы для постоянного повышения квалификации работников подразделения и их служебного роста в соответствии с деловыми качествами , подготовкой и практическим опытом; разрабатывать требоввания к уровню подготовки соответствующих работников общества в части функций, возложенных на данное производство. В последующих разделах “Руководства по качеству” изложен порядок функционирования системы УКП на всех этапах “петли качества”. В “Руководстве...”определена ответственность и порядок функционирования системы УКП, а также оно содержит: - структуру и описание функциональных взаимоотношений между службой контроля и обеспечения качества, администрацией и другими структурнымиподразделениями; - структуру, которая описывает иерархию подчинённости и ответственности в службе качества. В “Руководстве...” содержатся все разделы , предусмотренные стандартами ИСО серии 9000. Они устанавливают выполнение следующих процедур: - внесение изменений и их исключение в системе обеспечения качества и утверждение полномочий лиц, которые наделены этим правом; - выполнение входного контроля компонентов , деталей и блоков; - оценка и контроль сырья, закупаемых элементов, деталей и узлов; - проверка поставщиков, выполняющих контроль изделий или деталей, которые не могут или не будут в полном объёме проверяться изготовителем основного изделия; - идентификация и маркировка при проверке изделий или деталей на протяжении цикла их изготовления, то есть указания номера детали, заводского номера, знака приёмки, отбраковки, проведения неразрушающего контроля, идентификации процесса и материала; - установление гарантированной последовательности выполнения проверок изделий или деталей и надлежащим образом оформленных на тех стадиях производства, на которых можно выполнить точные, качественные изменения; - правильное выполнение контроля, записи и идентификации всех процессов проверки; - составление и утверждение отчётов о проверке. Перечисление в документации методов проверки с помощью инструментов и приборов по снятию соответствующих характеристик или статистическими методами; - подтверждение надёжности применения статистических методов - без последующих отказов деталей или узлов; - идентификация готовых изделий (деталей) по чертежам, изменённой букве (буквам) или номеру (номерам), кодированием; - обеспечение гарантии выполнения всех необходимых проверок и испытаний до окончательной приёмки готовых изделий (деталей); - обеспечение качества технологических процессов и определение действий, которые необходимо выполнить , а также - технологических карт обработки особо ответственных деталей; - рассмотрение листов по устранению дефектов (ЛУДов) и принятие решений о передаче деталей , узлов, агрегатов на ремонт или использование их в качестве отходов; - идентификация изделий, деталей (порядок рассмотрения); - обеспечение адекватного контроля и идентификации изделий, деталей; - информирование разработчика о последующих изменениях техпроцессов, спецификаций и системы качества; - контроль чертежей, изменений в чертежах и инструкциях; - схема расположения участков служб контроля качества продукции по видам производства; - описание функций представителей заказчика на предприятии по проверке и испытаниям изделий, агрегатов, узлов, деталей; - предоставление всех изменений производственных процессов Уполномоченному органу (изменений в технологии и в изготовлении) с целью их оценки и последующего согласования; - обеспечение информацией заинтересованных органов о любом изменении в системе обеспечения качества, которое может повлиять на проверку, соответствие сертификату типа, на лётную годность или пригодность к эксплуатации изделия; - обеспечение утверждения в установленном порядке основных изменений в конструкторской документации до внесения их в изделие; -обеспечение немедленного внесения в конструкторскую документацию изменений конструкции изделий, внесённых согласно бюллетеней, до их окончательной приёмки; - описание функций представителя заказчика в системе контроля и обеспечения качества, а также делегирования ему части полномочий Авиационного Регистра по приёмке на всех этапах производства. Каждая из вышеприведенных процедур подробно расписана в одном из стандартов предприятия, о чём сделаны соответствующие ссылки в конце каждого раздела. После выполнения организационно-технических мероприятий по доработке системы УКП Воронежское акционерное самолётостроительное общество 18 августа 1993 года официально подало заявку по установленной форме в Авиационный Регистр МАК для проведения сертификации производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300. 2.3. П р о в е д е н и е с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и в А О Необходимым и обязательным условием допуска гражданского воздушного судна (ВС) в эксплуатацию является его соответствие требованиям норм лётной годности (НЛГ) и наличие сертификата типа воздушного судна. При этом Изготовитель должен обеспечить соответствие роизводства воздушного судна требованиям раздела “F” Авиационных правил АП-21 не более,чем через 6 месяцев после момента выдачи изделию сертификата типа. Это означает, что в течение указанного срока необходимо уточнить, утвердить и сохранить систему контроля производства, гарантирующую, что каждый экземпляр ВС соответствует типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную эксплуатацию. Система контроля должна быть одобрена Авиационным Регистром или уполномоченным им органом . А сертификация производства , в свою очередь, производится для воздушного судна , получившего в установленном порядке сертификат типа. На момент подачи предприятием заявки в Авиационный Регистр, указанное выше условие было выполнено. Одновременно с заявкой в Авиационный Регистр были представлены комплекты конструкторской документации на самолёты Ил-86 и Ил-96-300. Авиационный Регистр в качестве Уполномоченного органа по сертификации производства ВАСО определил Научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства (НИАТ), согласовав, при этом , с заинтересованными сторонами сроки проведения работ по проверке соответствия производства требованиям разделов “F” и “G” Авиационных правил АП-21. Решив организационные вопросы , Авиационный Регистр направил предприятию официальное подтверждение о принятии заявки. Проверка системы управления качеством продукции проводилась в два этапа: первый этап - предварительная проверка и оценка системы управления качеством продукции; второй этап - окончательная проверка системы управления качеством продукции. Для выполнения первого этапа ВАСО предоставило Уполномоченному органу следующие данные: - копии документов сертификата типа на самолёты Ил-86 и Ил-96-300; - копии Технических условий на контроль, приёмку и поставку самолётов и эксплуатационные данные на вышеуказанные самолёты; - заполненную анкету-вопросник установленного образца; - данные о состоянии производства по запросу Уполномоченного органа; - конструкторскую и технологическую документацию на самолёты Ил-86 и Ил-96-300. Уполномоченный орган, получив необходимые данные, сформировал рабочую группу. В состав рабочей группы вошёл ряд специалистов Уполномоченного органа (по направлениям проверки) , а также специалисты ВАСО , нескольких отраслевых научно-исследовательских институтов и родственных предприятий. Из указанного круга специалистов рабочей группы Уполномоченный орган назначил ответственных специалистов (по направлениям проверки) и согласовал их список с Авиационным Регистром. Общее руководство рабочей группы осуществлял председатель рабочей группы, назначенный Уполномоченным органом по согласованию с Авиационным Регистром. Рабочая группа в своей работе руководствуется следующими основными принципиальными положениями: - каждый специалист группы обязан дать свои частные заключения после тщательного анализа проверяемого направления с привлечением фактических данных; - заключение должно быть полным, точным и достоверным; - быть убеждённым в том, что заключение, его содержание , чётко понимается производственным и контрольным персоналом предприятия. Уполномоченный орган составил программу предварительной проверки и оценки производства. В соответствии спрограммой , рабочая группа производит анализ представленных документов, а также документов, представленных ВАСО по запросам рабочей группы и даёт заключение о готовности производства АО к сертификации. Уполномоченный орган принимает решение об окончательной проверке системы управления качеством продукции (производства самолётов) в ВАСО. После первого этапа сертификации на предприятии был составлен и выполнен план целевых мероприятий по устранению замечаний, выявленных рабочей группой Уполномоченного органа. Среди них необходимо отметить следующие: - в руководстве по качеству не полностью раскрыты функциональные связи между подразделениями предприятия; - там же нечётко определён порядок проведения внутренних проверок и создание банка данных по их результатам. Уполномоченный орган 12 ноября 1993 года утвердил программу обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО. В эту программу были включены следующие проверяемые объекты (проверке подлежали используемые процедуры, методы, стандарты, инструкции, технологические процессы): - структурные подразделения(цехи, отделы); - блок обеспечения конструкторско--технологической и нормативно- технической документации; - блок обеспечения надёжности ; - блок технической оснащённости; - блок производства самолётов; - блок обеспечения качества; - блок материально-технического обеспечения; - блок обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции. Обследование и анализ производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 проводилось по двум направлениям: а) наличие нормативной базы и производственной Среды, необходимой для изготовления самолётов, соответствующих техническим условиям; б) обеспечение контроля за исполнением требований документально- нормативной базы, проверка; анализ и оценка функций по обеспечению качества изготавливаемых самолётов Ил-86 и Ил-96-300. В приложении к программе был приведён перечень нормативно- технической документации, используемой при проведении работ по сертификации производства: - Государственные стандарты; - отраслевые стандарты; - стандарты предприятия и т.д. С прибытием рабочей группы на предприятие ,ей были обеспечены необходимые для работы условия: - помещение для работы; - необходимое оборудование; - транспорт (при необходимости); - конструкторская и технологическая документация на самолёты ; - документация по организации производства; - необходимая нормативно-техническая документация; - возможность проверки оборудования, посещение цехов, и участков для наиболее полного, удобного контроля без помех производству; - содействие подразделений АО (цехов, отделов) в выполнении работ. В соответствии спрограммой обследования специалисты занялись проверкой порученных им направлений. Используя перечни контрольных вопросов, а также формы для регистрации наблюдений при проверке и формы для записи вспомогательных данных, они начали производить проверку и накапливать данные по процедурам подготовки доказательной документации и объективности представленных в ней данных (в качестве доказательной документации используются акты, протоколы, решения...). Специалисты рабочей группы проверили наличие на рабочих местах исполнителей действующей конструкторской и технологической документации (с приложенными к ней изменениями), знание производственным и контрольным персоналом положений указанной документации; выявляли фактическое соответствие объекта проверки установленным требованиям применительно к конкретному изделию. По окончании каждого конкретного объекта проверки, ответственные исполнители информировали руководителей данного подразделения , исполнителей и контрольных работников о своих выводах по проверяемому участку, подразделению. В некоторых случаях, для подтверждения доказательности предоставленных данных, привлекались другие подразделения, например, центральная заводская лаборатория - для снятия определённых характеристик изделия(агрегата, узла, детали) По каждому направлению проверки в соответствии с данными, полученными от ответственных исполнителей, специалисты предприятия, взаимодействующие с рабочей группой по данному направлению, оформляли таблицу соответствия (приложение 4). На основе тщательного анализа данных ВАСО и оформленной доказательной документации члены рабочей группы подготовили частные заключения каждый по своему направлению. В них отражены: - оценка выполнения программы обследования; - оценка полноты и качества доказательной документации и соответствие этой документации требованиям, изложенным в разделах “F”и “G” Авиационных правил АП-21; - обоснование состава и объёма дополнительных проверок и испытаний (если таковые проводились). Так как частные заключения всех членов рабочей группы оказались положительными, Уполномоченный орган совместно со специалистами ВАСО , научно-исследовательских институтов и других предприятий, принимавших участие в проверке, разработали комплексное заключение о соответствии производства и утверждённой системы качества (КС УКП) требованиям, изложенным в разделах “F” и “G” Авиационных правил АП-21. Все документы, оформленные в процессе проверки (обследования) , были сведены в “Отчёт о проверке соответствия производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300” требованиям , изложенным в разделах”F” и “G” Авиационных правил АП-21. Комплексный отчёт совместно с таблицей соответствия, доказательной документацией, разрешением на произодство с утверждённой системой контроля (сертификатомтипа) был представлен Уполномоченным органом в Авиационный Регистр для принятия решения о выдаче ВАСО Сертификата на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300. Авиационный Регистр в феврале1994 года выдал Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу Сертификат на производство самолётов Ил-86 и Ил-96-300 со сроком действия два года с последующим подтверждением и продлением на новый срок. И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь з а с е р т и ф и ц и р о в а н н ы м п р о и з в о д с т в о м с а м о л ё т о в И л - 8 6 и И л - 9 6 - 3 0 0 В соответствии с требованиями Авиационных правил и стандарта предприятия основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |