![]() |
|
|
Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\значимость поощрительных мер за высокое качество продукции и труда, не исключая, при этом, жёстких мер штрафного характера за выпуск продукции с отклонением от требований нормативно-технологической документации. Расширить практику проведения различных конкурсов , направленных на повышение и улучшение качества продукции; - привлечение в группы качества значительно более широкого круга трудящихся и повышение их активности и эффективности работы. По мнению автора, в число работ по обеспечению высокого качества, подлежащих стимулированию, необходимо включить и работу групп качества; - расширение и претворение в жизнь целого комплекса мероприятий , поистине обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях; - использование профессионалов в области УКП при проведени всех работ по совершенствованию системы УКП. Совершенствование систем управления качеством продукции необходимо проводить в следующих случаях: - при сертификации продукции , когда одним из условий получения сертификата соответствия является строгое соблюдение в построении системы УКП требований международных стандартов ИСО серии 9000; - при получении аттестата качества, когда его может получить только сертифицированная продукция, то есть имеющая сертификат соответствия; - при получении государственного заказа на изготовление определённых видов и объёмов продукции, когда в условиях конкурсной системы их получения, необходимо проводить экспертизу действующей системы УКП; - при выходе предприятия на внешний рынок. 2. ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000 В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ ВАСО 2.1. С и с т е м а с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м к а ч е с т в а и п р о и з в о д с т в в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Сертификация систем УКП представляет собой деятельность по проверке, оценке и удостоверению специально аккредитованным органом (национальным или зарубежным) соответствия сертифицируемой системы требованиям соответствующих стандартов. Такими стандартами могут быть государственные, международные(например, стандарты ИСО серии 9000) или национальные других зарубежных стран (в соответствии с требованиями контрактов). Документ , который удостоверяет соответствие системы УКП требованиям стандарта, называют сертификатом. Он выдаётся только на систему УКП определённого вида или группе однородной продукции. Сертификация должна быть объективной, а поэтому её необходимо осуществлять независимой от предприятия - изготовителя и потребителя (заказчика) стороной. В Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона “О защите прав потребителей” обязательной сертификации подлежат товары(работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей Среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей /43,с.396/. Работы по сертификации продукции , а также систем УКП проводятся под руководством Госстандарта России, как национального органа по сертификации. К настоящему времени сформирована законодательная база сертификации, cоздана и гармонизирована с международными нормами и требованиями её нормативная и организационная основа. В Госреестре зарегистрировано пять систем обязательной сертификации, сформированных государственными органами : - система сертификации Гост Р; - система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации (Межгосударственный авиационный комитет) ; - система сертификации взрывоопасных производств (Госкомоборонпром); - система сертификации электросвязи (Министерство связи); - система сертификации средств защиты информации. Кроме того , зарегистрировано более 30 систем добровольной сертификации /46,с.3/. Системы сертификации классифицируются по основным признакам (табл.1). Таблица 1. Классификация наиболее распространённых систем сертификации по основным классификационным признакам |Признак классификации |Система сертификации продукции| | | | |1. Заинтересованность сторон. |Национальная | | |Региональная | | |Международная | | | | |2. Правовой статус. |Обязательная | | |Добровольная | | | | |3. Участие ссторонних организаций в|Самостоятельная | |исполнении процедуры сертификации. |Второй стороной | | |Третьей стороной | Госстандарт наделён следующими функциями по сертификации систем УКП и продукции: - определяет порядок сертификации систем УКП; - определяет порядок сртификации продукции и её номенклатуру; - аккредитует органы по сертификации конкретных видов продукции, а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний; - представляет другим юридическим лицам право аккредитации; - осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации систем УКП и продукции; - ведёт государственный реестр сертифицированных систем УКП, продукции, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров); - принимает решения о признании сертификатов, выданнх зарубежными и международными органами; - представляет страну во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации систем УКП и продукции. Функции, делегированные Законом Госстандарту, наполнены конкретным содержанием. Так уже в марте 1995 года в России было аккредитовано более 600 органов по сертификации и более 1600 испытательных лабораторий и центров /46,с.5/. Сеть органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) действует практически во всех регионах страны и обеспечивает проведение , в необходимых масштабах, работы по сертификации всех видов продукции и услуг. На основани вышеизложенного можно сказать , что в стране, в основном, создан механизм и действует система сертификации, защищающая потребителя. Создана и устойчиво функционирует система сотрудничества России с международными организациями по сертификации (приложение 2.) /45,с.2/. В основу нормативной базы сертификации систем УКП и продукции в Российской Федерации положены стандарты ИСО серии 9000. С целью придания законной силы указанным стандартам на территории СССР, а теперь России , Государственный комитет СССР в декабре 1988 года Постановлением № 4590 ввёл в действие Государственные стандарты полностью соответствующие стандартам ИСО серии 9000 (рис.3) /32,с.33/. Рис.3. Схема соответствия стандартов ГОСТ стандартам ИСО серии 9000. Рекомендации по применению данных Государственных стандартов определяют область распространения , сферу действия и правила выбора стандартов для внедрения на предприятии. В стандартах ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 -88 раскрываются основные принципы систем качества, а также даётся необходимый состав документации и требования к ней, приводится порядок проведения работ на предприятии по применению стандартов данной системы, излагается совокупность требований к проверке, анализу и оценивается система качества,а также даются рекомендации по совершенствованию систем УКП. Госстандарты на системы качества должны использоваться каждым предприятием в следующих случаях /46,с.26/: - при заключении контрактов (договоров) на поставку продукции на внешний рынок; - при участии в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, когда в случае удачи могут заключаться договора; - при получении госзаказа, льготного кредитования или страхования; - при желании руководителей предприятия убедиться в соответствии системы УКП международным требованиям, чтобы быть готовым и к заключению выгодных договоров с иностранными партнёрами,в первую очередь; - при сертификации продукции по схеме предусматривающей и сертификацию систем УКП. В дальнейшем (при введении государством или ассоциацией потребителей оценки систем качества) такие проверки во всех случаях могут стать постоянными , и тогда и для остальных предприятий эти стандарты будут носить не рекомендательный ,а обязательный характер. Требования стандартов ГОСТ 40.9001 - 88 - ГОСТ 40.9003 - 88 по отношению к техническим требованиям на продукцию являются дополнительными и могут изменяться в зависимости от конкретных условий. Поэтому необходимость внедрения того или иного стандарта системы ГОСТ 40 определяется каждым предприятием самостоятельно при взаимном соглашении изготовителей (поставщиков) с потребителями (заказчиками). Но во всех случаях эти стандарты могут использоваться в качестве методических материалов при совершенствовании систем УКП. А для завоевания международных рынков сбыта на длительные периоды, наличие на предприятии системы качества постоянно обеспечивающей конкурентоспособность выпускаемой продукции, необходимо признать обязательным и требования стандартов системы ГОСТ 40 целесообразно принимать в качестве минимально необходимых. При этом систему УКП по своему характеру следует рассматривать как организационную экономико-техническую систему, в рамках которой должна реализовываться совокупность организационных, экономических, социальных и научно-технических мероприятий. Как считает автор, в Российской Федерации создана необходимая нормативная база и сформировались определённые социально-экономические условия для применения в широких масштабах сертификации продукции и систем УКП с соблюдением основополагающих правил (принципов). О с н о в н ы е п р и н ц и п ы п р о в е д е н и я с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и Сертификация системы УКП , независимо от органа, которым она проводится (национальным или зарубежным) должна характеризоваться рядом основных принципов: а) целевой направленности, то есть необходимости осуществления сертификации системы УКП с чётко определённой целью. К такой цели может относиться, например, выход предприятия на определённый участок мирового рынка. В этом случае , очень важно выбрать наиболее авторитетный в данном регионе (или в мировом сообществе) зарубежный сертификационный орган (центр, международную организацию). Для достижения выше указанной цели , сертификация системы нашим национальным органом в настоящий период времени будет явно недостаточной, так как пока сертификаты , получаемые на основе сертификации зарубежными сертификационными органами, более авторитетны и, соответственно, имеют существенное преимущество; б) добровольности, то есть проведение на предприятиях сертификации системы УКП может быть только добровольным, по инициативе и при наличии заявки от этого предприятия ; в) объективности, то есть проверки и оценки системы УКП при её сертификации должны осуществляться компетентными , высококвалифицированными специалистами. Ни один сотрудник , участвующий в сертификации,не может быть прямо или косвенно связан с данным предприятием, иметь его акции. При этом оплата за работу по сертификации не должна зависеть от заклюения по проверке, оценке и сертификации системы; г) конфиденциальности, то есть орган по сертификации и его сотрудники должны соблюдать профессиональную тайну в отношении конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия с поставщиком. Этивопросы могут стать предметом официальногоьсоглашения органа по сертификации и заказчика; д) предварительной оплаты работ органу по сертификации, то есть оплата сертификационных работ должна осуществляться до начала их проведения. Целесообразно это реализовать в два этапа. На первом этапе оплата производится за предварительную проверку и оценку системы УКП , а затем , в случае принятия решения о проведении второго этапа - за окончательную сертификационную работу.В любом случае перечисление денег должно быть выполнено до начала каждого последовательно выполняемого комплекса работ. Стоимость работ зависит, в основном, от масштаба и теерриториального расположения предприятия, сложности и объёмов производства, модели системы УКП. Например, сертификация системы качества шведскими сертификационными органами стоит (в зависимости от указанных факторов) 20 - 250 тыс. крон /32,с.41/. Реализацию вышеукаанных положений сертификации системы УКП рассмотрим на примере сертификации системы УКП Воронежского акционерного самолётостроительного общества по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300. 2.2. В н у т р е н н я я п р о в е р к а и п о д г о т о в к а с и с т е м ы у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и и д о к у м е н т а ц и и к с е р т и ф и к а ц и и в а к ц и о н е р н о м о б щ е с т в е . Как было отмечено в параграфе 2.1., в Государственном реестре среди других систем обязательной сертификации была зарегистрирована и система сертификации авиационной техники и объектов гражданской авиации (Межгосударственный авиационный комитет). В дополнение и в развитие , действующих стандартов серии ГОСТ 40 и приведенной в соответствие с ними отраслевой нормативно - технической документацией, Ц е н т р сертификации изделий и производства продукции народнохозяйственного назначения при комитете общественной экспертизы в марте 1992 года ввёл в действие Авиационные правила сертификации производства воздушных судов , авиадвигателей и воздушных винтов (АП - 21). Одобренные Исполнительным комитетом Совета по нормам лётной годности от 28.02.92 года разделы Авиационных правил (АП - 21) содержат обязательные для Изготовителя требования для производства изделий при наличии только Сертификата типа на производимые изделия (раздел “F”) и процедурные требования для получения Изготовителем Сертификата на производство (раздел”G”). Правила АП - 21 (разделы “F” и “G”) выполнены по структуре и нумерации разделов и пунктов адекватно структуре Федеральных авиационных правил США - FAR-21 (разделы “F” и “G”). Другие разделы Авиационных правил АП-21 предусматривают вопросы взаимодействия с предприятиями - поставщиками составных частей, комплектующих изделий, материалов и др., а также вопросы,связанные с импортом и экспортом (разделы K, L, M, N, O). Основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”) является на заводе - изготовителе независимой инспекции (применительно к странам Содружества Независимых Государств - Военной приёмки) и утверждённой Уполномоченным органом и одобренной Авиационным Регистром системы обеспечения качества. Уполномоченными органами Авиационного Регистра для утверждения системы контроля производства после подготовки и предъявления Изготовителем необходимых документов являются научно - исследовательские институты по направлениям (НИАТ, НИИД, НИТИ, ВИАМ). После утверждения системы контроля производства (СУ КП) комиссия из представителей этих институтов с привлечением специалистов ЦАГИ,ЦИАМ,ЛИИ,ВИЛС и НИИСУ подготавливает комплексное заключение о том, что соответствие каждого выпущенного экземпляра изделия типовой конструкции, определённой Сертификатом типа, на данном предприятии может быть обеспечено. После того, как на предприятии был сформирован полный комплект нормативно-технической и методической документации по сертификации типа воздушного судна и производства (СУ КП), в начале апреля 1993 года было проведено совещание руководящего состава ВАСО (от начальника цеха (начальника бюро технического контроля) до генерального директора) по вопросу сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96-300. На совещании было решеноб что обследование и анализ производства самолётов на ВАСО будут проведены в соответствии с Авиационными правилами по двум направлениям: - наличие нормативной базы и производственной среды, необходимой для изготовления воздушного судна(ВС), полностью соответствующей сертификации типа; - обеспечение контроля за исполнением требований нормативной базы. При этом предусматривается проведение работ в три этапа: 1 этап - рассмотрение и предварительный анализ представленных материалов; 2 этап - системное обследование производства и функционирования КС УКП; 3 этап - оформление результатов обследования. На совещании была утверждена “Матрица компетентности при самооценке производства самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300 на ВАСО (приложение 3) и “План-график по самооценке системы качества ВАСО при подготовке к сертификации производства на 1993год” По итогам работы совещания по сертификации производства были разработаны и утверждены Генеральным директором комплексные мероприятия по подготовке к сертификации. Согласно комплексных мероприятий на предприятии предусматривалось: 1. Создание Совета по сертификации производства с закреплением его полномочий в стандарте предприятия. 2. Ссздание Совета по рассмотрению материалов контроля согласно требований Авиационных правил АП-21. 3. Формирование основных направлений работ подразделений предприятия по качеству согласно методических материалов к Авиационным правилам АП-21. 4. Разработать и утвердить мероприятия по предварительной самооценке системы УКП и производства воздушных судов (ВС). 5. Формирование комиссий в цехах ВАСО для проведения работ по сертификации производства воздушных судов (ВС). 6. Создание рабочих комиссий в цехах ВАСО. 7. Создание рабочей комиссии по приведению действующей на предприятии документации в соответствие с требованиями стандартов серии ГОСТ 40 и Авиационных правил АП-21. Из всего многообразия принятых мер и проведенных мероприятий был сформирован единый “План работ по сертификации производства самолётов Ил - 86 и Ил -96 - 300”. В “Плане работ...” были перечислены следующие направления работ: 1. Организационно-методические мероприятия. 2. Экспертиза нормативно-технической документации по производству самолётов Ил - 86 и Ил - 96 - 300. 3. Оценка действующей системы обеспечения качества (по направлениям). 4. Проверка предприятий-поставщиков наиболее ответственных агрегатов , узлов, комплектующих изделий и деталей. 5. Подготовка заключительного анализа и оформление документов по результатам оценки производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300. 6. Рассмотрение представленных материалов на президиуме Авиационного Регистра Межгосударственного Авиационного Комитета (АР МАК) и принятие решения по результатам обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО. В соответствии с матрицей компетентности при самооценке производства самолётов в ВАСО по указанным направлениям в цехах, отделах предприятия были созданы комиссии, разработаны мероприятия по проверке производства и системы УКП на предмет соответствия требованиям нормативно- технической документации по сертификации производства и СУ КП на предприятии. После создания комиссий руководителями отделов, бюро с членами комиссий были проведены занятия по изучениию требований стандартов ИСО 9000, ГОСТ 40, авиационных правил АП-21, методических указаний по проведению сертифиуации продукции (типа воздушного судна), производства (СУ КП), в части, касающейси их. Общее руководство в период самооценки производства осуществлял Совет по сертификации производства, возглавлявшийся зам. генерального директора по качеству. А оперативную работу по рассмотрению материалов самооценки (контроля) выполнял Совет по рассмотрению материалов контроля. В его состав были привлечены ведущие специалисты по проверяемым направлениям. При анализе комплекса нормативно-технической документации, регламентирующей управление в системе управления качеством прордукции, было установлено, что в отличии от комплекса стандартов предприятия, предусмотренных отраслевыми стандартами, стандарты ИСО серии 9000, а вместе с ними и российские стандарты серии ГОСТ 40 устанавливают в качестве основного документа “Руководство по качеству”. Кроме того, анализ НТД показал, что в документации предприятия по производству и обеспечению качества самолётов ИЛ-86 и ИЛ-960-300 наиболее полно охвачены следующие этапы “петли качества”: - проектирование и разработка технических требований, разработка изделий; - подготовка и разработка производственных процессов; - производство продукции; - контроль, проведения испытаний; - реализация и распределение продукции; - эксплуатация; - упаковка и хранение. Практически были не регламентированы вопросы маркетинга, поиска и изучения рынка. Требовала совершенствования НТД, определяющая вопросы взаимоотношений между потребителями и поставщиками на этапе “материально- техническое снабжение”, а также НТД по этапам “техническая помощь в обслуживании” и “утилизация после использования” продукции. Дальнейший анализ был направлен на проверку соответствия функций, выполняемых в системе УКП, а также комплексов задач, регламентированных отраслевой НТД, функциям и задачам, определённым международными стандартами ИСО серии 9000. За основу был взят стандарт ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87). В результате этого анализа было установлено, что в НТД, действующей |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |