![]() |
|
|
КалугаНаконец, в сарае коляска преосв. Феофилакта, купленная в Москве в начале XIX в., принадлежавшая ранее двору. Коляска раззолоченная и относится к так называемым “берлинам”. На углу следующего пересечения Золотаревской улицы39, против Одигитриевской церкви, находится дом Шамиля40, где ныне помещается городское четырехклассное училище. Шамилю (родился в 1797 г. в Дагестане) местожительством была назначена Калуга 11 сентября 1859 г., когда он ехал уже в Россию. Для него подыскали дом — особняк подполковника Сухотина за 900 руб. в год. Это трехэтажное здание простого казенного типа, с интересными, впрочем, по замыслу барельефами, только боковой стороной выходит на улицу; фасад же и надворные постройки находятся внутри двора, обнесенного невысокой каменной оградой; только один лишь флигель, представляющий собой одноэтажное каменное здание, лицевым фасадом выходит на улицу. В трех этажах дома, соединявшихся один с другим каменной лестницей, было 13 комнат, расположенных коридорной системой. Лучшие комнаты бельэтажа предназначены были для самого Шамиля; одна из них – диванная палатка — была с наружной дверью, выходившей на балкон с восточной стороны дома, к которой прилегал довольно большой тенистый сад. (Теперь дом подвергнут переделке). Шамиль прибыл 10 октября 1859 г. с сопровождавшим его полков. Богуславским на 3 экипажах с конвоем. Его встретили комендант и губернская администрация. Но дом не был еще готов, почему Шамиль остановился в гостинице “Coulon?a”. Интерес жителей к нему был велик, и литографированные портреты Шамиля и членов его семьи были раскуплены нарасхват. Народ толпился перед гостиницей. Переезд в дом совершился 12 ноября. Шамиль остался доволен помещением и вниманием калужан, приславших ему на новоселье хлеб-соль. В январе 1860 г. прибыла семья Шамиля; всего с прислугой 22 человека (2 жены, 2 сына, 4 дочери, 2 зятя и 2 невестки — 12 человек). Жены имама жили в верхнем этаже и держались в затворничестве. На содержание пленников отпускалось 15 тыс. руб. в год, не считая найма, ремонта и обстановки дома. Кроме того, государь подарил Шамилю прекрасную коляску и четверку лошадей. Шамиля развлекали. Его знакомили с семейными домами высшего общества, возили на балы, концерты, в цирк, театр. Он посещал школы, больницы. Театр он любил, а его присутствие очень занимало публику. Но долее 10 часов Шамиль не засиживался. В гимназии имама более всего интересовали естественный и физический кабинеты, а в последнем особенно магнит. Шамиль любил детей; добрым кунаком его был предвод. дворянства А.С. Щукин. В своей жизни грозный кавказец был прост, в пище умерен; вставал очень рано; обычно занимался чтением арабских рукописей или Корана. 26 августа 1866 г. Шамиль в дворянском собрании в торжественной обстановке принес присягу на подданство и верность императору, а осенью ездил в С.- Петербург на свадьбу Александра III. Климат дурно влиял на здоровье женщин, и они болели, почему 25 ноября 1868 г. Шамиль оставил Калугу и поселился в Киеве, а 4 февраля 1871 г. умер в Мекке. Одигитриевская церковь во имя Смоленской иконы Богоматери41 впервые упоминается в описи 1685 г., где названа деревянная церковь Одигитрии “на песку с 4 колоколами”. Нынешняя каменная церковь с приделами во имя Софии Премудрости Божией и Трех Святителей построена в 1750—1751 гг. на месте деревянной. Трапеза и колокольня перестроены в 1831—1832 гг., (по клировым ведомостям; в другом источнике дата 1834 г.). Храм пятиглавый, имеет форму куба (без трапезы). Боковые входы имеют портики на 4 дорических колоннах, над портиками по одному полукруглому окну, над коим на стене написаны по одной иконе московского письма. Трапеза имеет с обеих сторон небольшие фронтоны. Кругом алтаря поставлена колоннада из 4 дорических колонн. Колокольня трехъярусная, первые два четырехугольные, а третий круглый. Во втором ярусе вместо прорезной арки сделаны нищи, по углам которых поставлено по одной дорической колонне; прорез сделан только в верхней части арки — полукружии. Иконостас в храме новый, сооруженный в 1911 г. в стиле empire. Из икон заслуживают внимания Одигитрии и Тихвинская. На последней имеется надпись: “Сей св. образ пречистыя Девы Владычицы Богородицы переписася с опасным изследованием мерою и подобием со всечестныя чудотворныя иконы Тихвинския, сущия во св. ея обители на Тихвине, по обещанию многогрешного Варсонофия тоя же св. обители архимандрита; поставлен же во граде Калуге во всечестнем Богоматере храме Одигитрии, сущем на песках, лета 7188 году (1680)”. Вниз к реке42, от Одигитриевской церкви, улица ведет на Смоленскую заставу. Там находится церковь Спаса за Верхом. По-видимому, этот храм в начале XVII в. стоял в городе, т. е. в крепости. Вероятно, это та самая церковь, про которую в описи 1626 г. сказано: храм Преображение Спасово “пуст, строенья нет ничего”, “в городе ж”. В описи 1685 г. этого храма в крепости уже нет; но зато появляется новая церковь “Спаса на глубоком”, деревянная; вероятно, за этот 60-летний промежуток она была перенесена на настоящее место. Нынешний храм — с приделами Никольским и во имя пр. Нила Столобенского; он построен в 1700 г.; приделы за время 1804—1810 гг. при содействии купца Сорокина. Колокольня сооружена в 1776—1778 гг. Настоящая в форме вытянутого куба имеет пять глав, посаженных близко друг от друга (не на углах). Вместо обычных кокошников под кровлей такие же полукруглые изображения святых с 3- х сторон. С боков трапезы слабые фронтоны, тоже со священными изображениями внутри; над окнами, в полукружиях изображены св. лики. Колокольня трехъярусная, готического стиля, почти скопированная с колокольни Воробьевской церкви. Такие же колонны, поставленные по три по углам каждого яруса одни над другими; такие же оконца-голосники; такой же прорезной трибун-шпиль. Иконостас настоящей церкви, стенопись алтаря и большинство икон в храме относятся к XVIII в. Иконостасы приделов и стенопись XIX в. К достопримечательностям храма относятся: 1) Икона св. Иоанна Воина, написанная, как видно из надписи, в 1699 г. Письмо сохранилось хорошо. Серебровызолоченные венчики и подбородень иконы, судя по работе, могут быть отнесены ко времени написания иконы. 2) иконы св.-мч. Власия и вмч. Параскевы с чудесами могут относиться к XVII в. Однако первоначальная живопись икон испорчена позднейшими неумелыми подновлениями. 3) Икона Богоматери “Печорская”. С 1877 г. чтится прихожанами чудотворной. Письмо новое. 4) Напрестольное евангелие москов. печ. 1640 г. Размер в лист; обложено красным бархатом с серебровызолоченным средником и угольниками на верхней доске. На средине изображен “деисус”, на угольниках — евангелисты. Средник и верхние два угольника, судя по работе, относятся к XVII в., остальные два позднейшей работы, вероятно, XVIII в. Сосуды и богослужебные книги XVIII в.43 Недалеко от Одигитриевской церкви находится храм во имя св. Георгия “за верхом”44. Первое упоминание о нем находим в описи 1685 г., где он обозначен: церковь Георгия на песку с 6 колоколами. (Летописец церкви и некоторые исследователи находят храм и в описи 1626 г.; однако, на основании работы П.А. Трейтера, мы убедились, что они смешивают, не задаваясь вопросом о топографии, заверхский храм с тем, что на Воробьевке а последний с храмом “за лавками”, почему храм на Воробьевке фигурирует два раза). Храм первоначально был деревянный, но к 1701 г. он был уже каменный двухэтажный. Он сооружен, по преданию, купцом Коробовым, во вкусе построек времен Алексея Михайловича. В верхнем этаже один придел во имя Воздвижения, а в нижнем 3: 1) во имя св. Георгия, 2) во имя особо чтимой иконы “Утоли печали” и 3) во имя Иоанна Предтечи. Корпус храма и наружная отделка сохранены в том почти виде, как выстроен храм пятиглавый; по бокам верхнего этажа — галереи, покоящиеся на четырех романских арках, через которые проходит свет в окна нижнего этажа. Галереи сначала были открыты, но в конце XVIII в. сделана кровля, которая держится на 5 четырехугольных колоннах. На галереи и во храм 2-го этажа ведут с обеих сторон лестницы, перила которых покрывают балюстраду из балясин с кубиками. Особенное внимание в художественном отношении привлекает к себе отделка дверей как в нижней, так и в верхней церкви, сделанная из “мячковского камня” в русском стиле. Двери остаются в неприкосновенности раскрашенными, как были. Церковь формою полукорабль высотою 20 с., длиною 15 с. Наружные стены верхней церкви украшены крестами; кругом церковь обведена зубчатым поясом и 5 кирпичей на угол. Особенно интересны карниз церкви и алтаря и наличники окон. На окнах витые колонки, а над ними резные кресты; в верхних окнах ставни. В стенах верхней церкви есть голосники. Кровля — шатровая; алтарь — трехчастный. Колокольня трехъярусная, с пирамидальным стройным шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены красивые двойные, четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Во 2 и 3-ем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники их с колонками, как в окнах церкви Покрова на рву. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом; по бокам его вырезано по кресту, заключенному в четырехугольник, по углам которого по круглому диску, так что кресты окружены четырьмя дисками. Верхняя церковь расписана, как показывает надпись в алтаре и на стенах ее, в 1766—1767 гг. Над престолом устроена деревянная резная сень, вызолоченная; это древнее алтарное украшение. Иконы в нижнем храме писаны на полотне, наклеенном на углубление доски, что свидетельствует о их старине. Из них в нижней церкви выделяются: иконы Спасителя, вмч. Георгия, св. Николая, Иоанна Предтечи и др. В верхней церкви икона Иерусалимская Богоматери, писанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым; она более человеческого роста; над царскими дверьми икона св. Троицы писана на жестяных ребрах. Наиболее чтимой, как указано, является икона “Утоли печали”, находящаяся в нижней церкви. Она сооружена купцом Сысоевым, на подобие и по мере с иконы в церкви св. Николы на Пупышах, по случаю чудесного избавления от болезни за границей в Кенигсберге. Размер иконы 26 Х 18 в. Из других предметов старины выделяются: 1) напрестольный крест с частицами мощей 9 святых печерских с надписью: “лета 7194 (1686) году марта во 2 день построен сей крест калужанами в Калугу на посад к церкви страстотерпцу Христову мученику Георгию, что на песку”; 2) другой крест 1767 года очень фигурной работы с подобной же надписью; 3) евангелие 1759 года в 16 X 11 вершков, весом 1 пуд 23 1/2 фунт. В верхнем этаже имеется археологический шкафчик, в котором сохраняются: 1) Символ веры в лицах — икона глубокой древности 8х6 вер. Над первым рядом изображений вырезаны на рамке слова символа с “Верую” до “От духа свята”, а под словами: а) Адам и Ева в раю; b) Преображение; с) Благовещение. Во втором ряду под словами, написанными на иконе, до “и вочеловечшася”: а) Рождество Христово, b) Распятие, с) Воскресение. В третьем ряду: а) Вознесение, b) Сошествие во ад, с) Страшный суд. В четвертом ряду: а) храм с прововедующими священниками, b) воскресение мертвых, с) царство блаженных. В том же шкафчике: 2) деревянный крест, сломанный и вделанный в доску. Он состоит из пяти кругов со священными изображениями; 3) оловянные сосуды XVI века; 4) медное древнее кадило; 5) черепочки в виде крестов из глины, найденные в нижней церкви под полом. Из других предметов и вещей отметим: 1) древнюю пелену в один аршин и 2) Коробовские ризы. Последние, по преданию, пожертвованы Коробовым, надеваются в неделю всех святых. Оплечье их расшито изображениями Спасителя, Богоматери, Апостолов и др. Ризы старинные, тяжелые, редкие по нарядности и дорогие. От Одигитриевской церкви до Загородного сада идет Пушкинская45 (ее называли также Гоголевской) улица с асфальтовыми тротуарами. Загородный сад46 очень тенист и привлекает своими старыми великанами-липами и сельской тишиной. В 30-х гг. XIX в. он был любимым местом гуляний калужан. В нем были одно время деревянный театр и эстрада для музыкантов. Здесь была и губернаторская дача, обычно обсаженная цветниками. Сад был значительно больше, так как он занимал и то место, которое теперь находится под казармами. Сад раскинулся на 3 дес. с лишним и густо засажен липами, только площадка в центре окружена купами старых красивых елей. В саду с западной стороны примыкает прежняя губернаторская дача, близ которой растут два дерева шелковицы. С балкона дачи открывается живописный вид на Оку, на зеленеющий бор, на извивающуюся лентой Яченку, на далекие деревни крутого берега Оки и на Лаврентьевский монастырь, утопающий в зелени. Особенно красив бывает вид в пору большого разлива, которым затопляется все низменное пространство почти до Монастыря. В саду летом открывается буфет в ветхом здании. Сад пустеет; гуляний в нем теперь не устраивается; публика сюда заходит по дороге в бор, а в дни платных гуляний в Городском саду сюда заглядывают жители окраин победней и попроще. С 1899 г., когда в саду было устроено юбилейное шествие учащихся. Загородный сад по постановлению Городской Думы называется Пушкинским, хотя в нем жил Н.В. Гоголь. И поныне стоит рядом с бывшей губернаторской дачей покосившийся небольшой флигель47, в котором переживал муки творчества великий писатель, творивший здесь часть своих “Мертвых душ”. Гоголь бывал в Калуге не один раз, но долее всего жил в 1849 г. “Он приехал к Смирновым (А.О. Россет) сперва в с. Бегичево, Медынского уезда. Его возили по окрестным деревням, и ему очень понравился дом и сад на полотняной фабрике Гончарова. Он часто выходил на сенокос любоваться костюмами бегичевских крестьянок и заставлял гостившего тогда у Смирновых живописца Алексеева рисовать их со всеми узорами на рубашках. Он был в восхищении от физиономий, костюмов и грациозности бегичанок и находил в них сходство с итальянками”. (П. Кулиш). По приезде в Калугу, Гоголь занял в упомянутом флигеле 3, ближайшие к даче, комнаты, из которых одна в два света служила приемной, другая, обращенная окнами на запад, к бору, была его рабочим кабинетом, а третья, самая маленькая, служила спальней. Гоголь ежедневно вставал очень рано, когда в большом доме все спало еще крепким сном. Один или с помощью мальчика Гоголь умывался и некоторое время гулял в саду; потом пил молоко или чай и садился за работу. Он в это время отделывал второй том “Мертвых душ”. Гоголь работал до обеда. Иногда он в эти часы прогуливался и по городу, заходя в книжные лавки Грудакова или Антипина, бывшие на Никитской, где просматривал вновь вышедшие журналы и книги. Нередко он заглядывал в Никольский собор. К обеду в губернаторский дом приглашались местные чиновники, с которыми Гоголь был любезен, но они под разными предлогами избегали его, опасаясь, что он “опишет их”. Он посещал только врачебного инспектора Быковского. После обеда до вечера Гоголь проводил время или в доме Смирновых, читая иногда губернаторше отрывки из “Мертвых душ”, или в загородных прогулках по окрестностям, иногда переправляясь через Оку в Ромоданово. Бывал он и в Лаврентьевском монастыре. В настоящее время Гоголевский домик ветх и плох, в борьбе со временем и непогодой неуклонно приближается к гибели. В день Гоголевского юбилея — 1909 года — Калужская Дума постановила устроить над домиком каменный навес и поставить в самом домике бюст писателя. Но в 1911 году, за отсутствием средств, Дума отказалась от своей мысли и предложила местной Ученой Архивной Комиссии, годовой бюджет коей около 400 руб., взять эту священную храмину на свое попечение. Согласие последовало, и тяжесть была снята с Думы. Архивная Комиссия наметила некоторый ремонт, создание Гоголевского музея... А домик продолжает разрушаться. За Пушкинским садом с крутого берега Яченки открывается роскошный вид на окрестности, о чем упоминалось уже при речи о губернаторской даче. На берегу Яченки, недалеко от монастыря, где виднеется кирпичный завод, находится Симеоново Городище48, где была Калуга в начале XVI в., до переселения жителей на настоящее место. Акад. Зуев в XVIII в. описывает его так: “Городище сие окружено высоким земляным валом с воротами или проездом и глубоким рвом с одной только восточной стороны; с двух же противоположных сторон окружено глубокими буераками и не столь высоким валом, а с четвертой подошел крутой яр, составляющий берег реки Яченки, на котором, также виден небольшой вал. В середине оного находятся некоторые ямины, довольно глубокие, но ныне заросшие, которые положением своим одна подле другой кажутся оставшиеся после погребов. Фигура сего городища продолговато- четырехугольная; в длину оно имеет 310 больших шагов, а поперек 150; от валу видны были раскаты, по углам башни, и с трех сторон проезды или ворота. Из ям одна тройная, глубокая, расположена поперек городища, и недалеко от оной имеется другая о четырех ямах и расположена по длине городища”. Зуев прилагает и план с рисунком городища. Нечего говорить, что время и кирпичный завод за XIX ст. потрудились над разрушением того места, где жил, по преданию, единственный Калужский князь Симеон Иванович... (Еще в XVIII в. здесь были печи и кирпичные сараи; а с 1815 г. деревянный магазин для поставки вина). Близ Городища поместились пивоваренный и мыловаренный заводы Фишера. |[pic] | |1. Плац-парадная площадь, на которой в 1923 г. разбит сквер, названный в 1925| |г Ленинским, в том же году был сооружен памятник В.И. Ленину по проекту | |скульптора В. Козлова. | |2. Теперь, улицы Королева — Пушкина, Баженова — площадь Ленина — Кутузова — | |Салтыкова-Щедрина. | |3. Присутственные места — учреждения, служебные помещения, здесь размещались | |Губернское правление, Палаты гражданского и уголовного суда, Казенная палата,| |Сиротский суд и пр. (Пл. Ленина, 5 и ул. Баженова). | |4. 1787 г.? | |5. Духовная семинария (пл. Ленина, 4) — среднее учебное заведение для | |подготовки священноцерковнослужителей. | |6. Казенная палата — губернское учреждение по налогам. С 1944 года в здании | |работал обком партии. | |7. Казначейство — губернское учреждение, занимавшееся финансами. | |8. Для окружного суда в 1863 г. было выстроено специальное здание, | |примыкавшее к Казенной палате с южной стороны перпендикулярно. | |9. Полагают, что собор стоял ранее ближе к Семинарии, и могилу вора | |указывают недалеко от входа в Семинарию. | |10. Один из Шемякиных (м б., этот?) был ревностным исполнителем распоряжений| |Потемкина по хозяйственной части. | |11. В 1912 г. Малинин мог еще не знать всех обстоятельств устройства | |иконостаса. В 1924 г., когда закрыли Собор и возникла необходимость | |освободить здание от предметов культа, Малинин изучил этот вопрос и вступил в| |переписку с Главнаукой о необходимости сохранить иконостас как единственный | |образец осуществленного по рисунку М.Ф. Казакова иконостаса. Из архивных | |источников выясняется, что в 1811 г. М.Ф. Казакову была сделано предложение | |иметь наблюдение за изготовлением иконостаса московским мастером Дмитриевым. | |К осени 1812 г. иконостас был готов, но не был перевезен в Калугу, а | |начавшаяся война, пожар Москвы, во время которого сгорел и иконостас, и, | |наконец, кончина М.Ф. Казакова отодвинули оборудование Собора. После | |окончания войны мастер Дмитриев сам предложил возобновить работу над | |иконостасом по знакомому образцу и производил ее уже в Калуге, на месте. В | |1814 г. иконостас был готов и установлен в Соборе. В послереволюционное время| |в Соборе устраивался и зверинец, и Дом Обороны, и кинотеатр, и выставки | |цветов или технического творчества, и спортивный зал. В 1991 г. Собор передан| |Калужской епархии. | |12. Сейчас трудно зримо представить, какой сквер имеет в виду Малинин и | |почему дорожка ведет от Собора в Городской сад. И разве не вся центральная | |аллея парка является традиционным и любимым местом прогулок? До 1888 г. | |Городской сад, или бульвар, как раньше назывался парк, был почти наполовину | |меньше и начинался от поперечной аллеи на уровне торцов зданий присутственных| |мест, а все пространство между корпусами было свободно от деревьев и построек| |и называлось Соборной площадью. В конце века на площади был разбит сквер, | |названный Владимирским в честь посещения Калуги великим князем Владимиром, | |заложены лиственничные аллеи, спланированы газоны, посажен кустарник. | |Центральная аллея, ведущая к смотровой площадке и в старину шла слева от | |Собора. | |13. Село Покровское (второе название Игумново) — теперь Некрасово. | |14. “Плашкоутный мост” (на судах) устроен в 1825 г., а до того года с 1783 | |существовал плавучий на плотах, до 1965 г. был единственным средством | |сообщения с правым берегом Оки, если не считать перевоз на лодках и пароме в | |период разлива. В связи с сооружением на ул. Гагарина в с. Ромоданово нового | |постоянного железобетонного моста плашкоутный мост упразднен. В этом месте | |против улицы Революции (бывшая Воробьевка) действует перевоз на малых речных | Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |