реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

радикальных экономических реформ, среди которых пенсионная реформа занимала

одно из ключевых мест наряду с реформой форм собственности и приватизацией.

В новой Конституции свободной России проблеме пенсионного права

граждан Российской Федерации посвящены две статьи: статья 7 ("…

устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной

защиты") и статья 39

(" 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца... 2. Государственные пенсии и

социальные пособия устанавливаются законом")1.

Новая система государственного пенсионного страхования основана на

солидарно-распределительных принципах, что позволило ей быть более

приспособленной к новым условиям по сравнению с социалистической системой

пенсионного обеспечения.

Однако время показало, что данная система пенсионного страхования

далеко не идеальна. Крайне неблагоприятная макроэкономическая ситуация

наряду с социальной неоправданностью основных позиций пенсионной реформы не

позволили ей полностью адаптироваться к современным условиям и стать

автономной от государственного бюджета.

Главным принципом государственного регулирования пенсий в жестких

финансовых условиях являлась попытка предотвращения падения среднего уровня

пенсии ниже прожиточного минимума пенсионера.

В период 1992-1994 годов Президентом Российской Федерации был издан

ряд указов, регулирующих данные вопросы: от 24.07.1992 № 799 "О

компенсационных выплатах пенсионерам"; от 27.10.1993 № 1766 "О

компенсационных выплатах

пенсионерам в связи с ростом стоимости жизни"; от 10.12.1993 № 2121 "О

повышении ранее назначенных трудовых пенсий"; от 03.08.1994 № 1584 "Об

индексации государственных пенсий в Российской Федерации с 1 августа 1994

года и источниках ее финансирования".1

Одним из сложнейших вопросов пенсионного обеспечения этого периода

был вопрос, связанный с максимальной пенсией. Максимальная пенсия не могла

быть больше 3-кратного размера минимальной пенсии, а для лиц, имевших

неблагоприятные условия труда, - 3,5-кратного размера. Так как минимальная

пенсия без учета установленной Указом Президента Российской Федерации от

30.01.1995 № 84 "О компенсационных выплатах пенсионерам с 1 февраля 1995

года"2 компенсационной доплаты была крайне низка, то и размер максимальной

пенсии также был невысок.

Вышеназванным Указом Президента впервые введена дифференцированная

компенсационная доплата к пенсии, наибольшая для тех, кто получал пенсию в

минимальном размере, и наименьшая для тех, у кого пенсия была максимальной.

Вследствие этого произошел подъем фактической минимальной пенсии до 85%

прожиточного минимума пенсионеров.

Хотя принятые меры были шагом вперед и, безусловно, имели

положительный результат, тем не менее несмотря на все предпринятые усилия

реальное содержание пенсий устойчиво снижалось и реальные доходы

пенсионеров продолжали падать, что еще больше подтверждало необходимость

ускорения проведения пенсионной реформы.

Уже через три года после начала введения в действие элементов

страхового пенсионного законодательства в России стало очевидно, что оно не

в полной мере учитывает весь комплекс базовых принципов пенсионного

страхования, необходимый в условиях рынка.

В связи с этим возникла острая необходимость в реформировании

российской пенсионной системы собственно на принципах обязательного

пенсионного страхования.

В 1995 году была теоретически обоснована и начали закладываться

практические основы индивидуального (персонифицированного) учета в системе

пенсионного обеспечения (страхования).

В 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации от

07.08.1995 № 790 "О мерах по реализации концепции реформирования системы

пенсионного обеспечения в Российской Федерации"1 была утверждена новая

концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Основными целями новой концепции развития пенсионной системы являлись

следующие:

- реализация гарантированного Конституцией Российской Федерации права

граждан на пенсионное обеспечение;

- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и создание

предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе

государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

-адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным

отношениям в Российской Федерации;

- рационализация условий и размеров предоставления пенсий;

-повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путем

совершенствования пенсионного управления.

Данная концепция предусматривала формирование многоуровневой

пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных

странах.

В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать

россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой

(страховой) и негосударственной.

Первый уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует

размеру социальной пенсии.

По мнению авторов концепции, базовая пенсия должна предоставляться

всем гражданам России и обеспечивать материальные условия жизни при

достижении пенсионного возраста, или при наступлении инвалидности, или в

случае потери кормильца независимо от трудового стажа. Базовые пенсии будут

назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума

пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут

выплачиваться работающим гражданам. На переходном этапе будет сохранена

социальная пенсия, а базовая будет представлять собой часть трудовой

пенсии.

Трудовая (страховая) пенсия - второй уровень - предполагает

соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в

социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается

в продолжительности страхования и величине взносов. При определении права

на пенсию и её размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов,

могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов из

государственного бюджета. Это означает последовательное применение при

формировании трудовой пенсии страховых принципов.

Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам,

работающим по найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным

пенсионным страхованием. В общей системе трудовых пенсий все её участники

должны иметь одинаковые обязанности по её финансированию и соответственно

одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсии. Какие-

либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим

из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий.

Требования относительно величины трудового стажа для трудовых пенсий

должны быть связаны исключительно с продолжительностью уплаты страховых

взносов. Соответственно трудовая пенсия по своему размеру должна быть

пропорциональна этому стажу.

Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом

трудового стажа и заработка. Исходным критерием для определения размера

пенсии данная программа предполагала установить цену одного года страхового

стажа, выраженную в процентах к заработку, принимаемому в расчет для

начисления пенсии.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять

негосударственные пенсии. Негосударственное пенсионное обеспечение в общей

пенсионной системе Российской Федерации рассматривается как дополнение к

государственному. Оно может осуществляться как в форме дополнительных

профессиональных программ отдельных предприятий, отраслей экономики или

территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан,

производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное

обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось

осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом

цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера

определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между

заработком работника и заработной платой в стране в год его получения.

Основные положения данной программы были реализованы в течение

последующих пяти лет.

Во исполнение данной программы реформирования российской пенсионной

системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об

индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного

пенсионного страхования" (далее Закон об индивидуальном

(персонифицированном) учете)1. Данный закон устанавливал правовую основу и

принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых

распространяется действие законодательства о государственном пенсионном

обеспечении в части трудовых пенсий. Названный закон вводит в действие

страховой принцип организации государственной пенсионной системы, который

предусматривал установление трудового стажа и определение среднемесячного

заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных

индивидуальных счетов.

В 1997 году был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ "О

порядке исчисления и увеличения государственных пенсий»2, который ввел

новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального

коэффициента пенсионера, который зависит от величины стажа, размера

среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной

платы в стране за определенный период. Данный закон не отменял ранее

действующее законодательство, а дополнял действующие нормы.

За период, прошедший после принятия концепции реформирования системы

пенсионного обеспечения в Российской Федерации (постановление Правительства

Российской Федерации от 07.08.1999 № 790) были достигнуты значительные

успехи в реализации этой концепции, в первую очередь связанные с внедрением

механизма исчисления пенсии, основанного на внедрении индивидуального

(персонифицированного) учета.

Увеличилось количество негосударственных пенсионных фондов, однако

развитие негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях

отсутствия нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования

деятельности негосударственных пенсионных фондов, что негативно отражалось

на общем уровне их финансовой надежности и не способствовало повышению

уровня доверия к ним населения. Для положительного решения данной проблемы

был принят Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О

негосударственных пенсионных фондах »1.

Указом Президента Российской Федерации от 14.06.1997 № 573 "О мерах

по поддерживанию материального положения пенсионеров"2 впервые в пенсионном

законодательстве был установлен минимальный размер пенсии по старости с

учетом компенсационной выплаты - не ниже 80% прожиточного уровня

пенсионеров.

Однако несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период

характеризуется усугублением финансового кризиса в системе пенсионного

обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного

обеспечения прожиточному уровню, а также задержки в выплате пенсий. Кроме

того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами

трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о

поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех

имеющихся льгот.

В этот период была разработана и постановлением Правительства

Российской Федерации от 20.05.1998 № 463 "О программе пенсионной реформы в

Российской Федерации"3 утверждена новая комплексная программа развития

пенсионной реформы.

В Программе предлагалось:

- в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости

пенсионной системы поэтапное введение накопительных механизмов в систему

государственного пенсионного страхования;

- уточнение порядка исчисления размера пенсии с применением

индивидуального коэффициента пенсионера;

- индексация пенсии должна осуществляться с учетом финансовых

возможностей общества и не должна приводить с дальнейшей финансовой

дестабилизации пенсионной системы;

- необходимы изменения нормативных правовых актов по вопросам

индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе

государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного

учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-

накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизме

финансирования пенсий;

- конкретизировать подходы к реформированию льготных пенсий с

использованием накопительных механизмов;

- формировать гибкую систему эффективных стимулов для

добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием

условно-накопительных и именных накопительных счетов;

- осуществлять централизацию функций учета государственного

пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых

профессиональных пенсионных систем в рамках пенсионного страхования в

Российской Федерации;

- четко определить правовой статус Пенсионного фонда Российской

Федерации;

- предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию

дополнительного пенсионного страхования (обеспечения), включая суммирование

пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности

гарантий их сохранности и т.д.

В соответствии с принятой Программой реформирования пенсионной

системы в Российской Федерации развернулась работа над комплексом

законодательных актов, касающихся её дальнейшего развития. Так, в

частности, шла работа над проектом Федерального закона "Об основах

пенсионной системы в Российской Федерации", однако впоследствии она была

приостановлена.

В ходе широкомасштабного обсуждения Программы - 98 среди

специалистов, были выявлены её серьезные недостатки, в силу которых

реализация Программы реформирования пенсионной системы не была завершена,

однако наиболее важные, перспективные её положения были использованы через

два года в ходе подготовки новой Программы реформирования пенсионной

системы в Российской Федерации.

1.4. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации

Несмотря на принимаемые меры по реформированию пенсионной системы, в

пенсионном обеспечении по-прежнему сохраняется много проблем, в основном

связанных с низкими размерами заработной платы большинства работающих,

которая служит базой для начисления единого социального налога (взноса),

поэтому объем страховых платежей, поступающих за работающих граждан, не

обеспечивает в большинстве случаев достойной пенсии.

В этой связи значительный объем финансовых ресурсов пенсионной

системы расходуется на перераспределение с целью поддержания минимального

уровня доходов малообеспеченных групп пенсионеров. В итоге функции

существующей распределительной системы пенсионного обеспечения, в которой

размер пенсии слабо зависит от объема уплаченных страховых платежей и не

отвечает принципам страхования, практически сводится к выравниванию доходов

пенсионеров.

Сложная экономическая ситуация и неблагоприятные демографические

прогнозы могут привести к кризису пенсионной системы, основанной на

существующих распределительных принципах.

В связи с этим жизненно необходим "... переход к новой модели

отношений субъектов пенсионной системы, основанной на механизмах и

технологиях реального страхования..."1.

Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, принятая

Правительством Российской Федерации 17 апреля 2001 года, является новым

этапом развития пенсионной реформы в России. В ней дана оценка состояния

пенсионной системы страны на современном этапе, определены ключевые цели и

задачи, намечены пути решения этих задач.

Основными задачами Программы пенсионной реформы в Российской Федерации

являются следующие:

1.Уточнение сложившейся пенсионной модели в части изменения формулы

расчета трудовой пенсии и формирования её

из трех составляющих: базовой, страховой и накопительной.

2.Снятие всех ограничений с суммы заработка (дохода), учитывающегося

при определении размера трудовой пенсии.

3.Учет при исчислении данного заработка всего периода трудовой

деятельности.

4.Полное сохранение пенсионных прав всех категорий нынешних

пенсионеров.

5.Обеспечение равных возможностей для разных возрастных групп ныне

работающих.

6.Совершенствование механизма индексации пенсий.

7.Развитие дополнительного пенсионного страхования (обеспечения).

8.Создание условий для развития отраслевых и региональных пенсионных

систем.

Реформирование пенсионной системы в Российской Федерации

предполагает, что права граждан, которые они приобретают в рамках

государственной пенсионной системы, являются государственными

обязательствами Российской Федерации.

Отличительными чертами пенсионной системы Российской Федерации в

процессе её преобразования должны стать следующие ключевые положения:

1. Введение новой формы расчета трудовой пенсии и формирование её из

трех составляющих:

базовой - фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме;

страховой - дифференцированной части, зависящей от результатов труда

конкретного человека, отражаемых на его индивидуальном счете в форме

расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных

гражданином пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых платежей в

течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;

накопительной - части, выплачиваемой в пределах сумм, отраженных в

специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера

трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении данного заработка

будет приниматься весь период трудовой деятельности. При этом суммарный

размер базовой и страховой частей пенсии не должен превышать определенного

уровня заработка застрахованного лица.

3. Пенсионные права нынешних пенсионеров во избежание конфликта

поколений конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий

получение пенсии в установленном размере в течение всего периода её

выплаты.

4. В целях обеспечения равных возможностей для разных возрастных

групп ныне работающих при формировании расчетного пенсионного капитала

конвертации подлежат их пенсионные права, гарантированные действующим

пенсионным законодательством;

5. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан

осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в

стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции1.

Для реализации указанных целей и задач данной Программы пенсионной

реформы был подготовлен пакет взаимосвязанных законопроектов, которые

обеспечивают создание целостной нормативно-правовой базы долгосрочной

стратегии развития пенсионной системы страны.

В пакет законопроектов включены следующие федеральные законы: "Об

управлении средствами государственного пенсионного обеспечения

(страхования) в Российской Федерации", "О внесении изменений в некоторые

законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об управлении

средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в

Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в

Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об

обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "О внесении

изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в

некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".

Четыре из названных законопроектов в декабре 2001 года были приняты и

введены в действие с января 2002 года.

Рассмотрим кратко содержание принятых законов.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном

пенсионном обеспечении в Российской Федерации":

- устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации

основания возникновения и порядок назначения пенсий по государственному

пенсионному обеспечению;

- регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком

назначения пенсии лицам, проходившим военную службу по призыву; лицам,

пострадавшим в результате аварий на Чернобыльской АЭС и других радиационных

и технических катастроф; нетрудоспособным гражданам, которые не приобрели

по различным причинам право на трудовую пенсию; лицам, занимавшим

государственные должности, должности федеральной государственной службы

(статья 2);

- определяет круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному

пенсионному обеспечению (статья 4);

- определяет виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

за выслугу лет, по старости, по инвалидности, социальные пенсии (статья 5);

- устанавливает источник финансирования пенсий по государственному

пенсионному обеспечению - средства федерального бюджета (статья 6);

- определяет размер и условия назначения пенсий по государственному

пенсионному обеспечению для различных категорий получателей данных пенсий

(статьи 7-16);

- определяет порядок назначения, перерасчета и индексации пенсий,

предусмотренных настоящим Законом (статьи 20-23).

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.