![]() |
|
|
Введение в специальность по дисциплине: менеджмент в социальной сфере (шпаргалка)Введение в специальность по дисциплине: менеджмент в социальной сфере (шпаргалка)1. Понятие социальной сферы Соц. сфера – это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные соц. интересы в отношениях соц. субъектов. Соц. сфера является областью деятельности людей, занятых предоставлением соц. благ и услуг. Соц. сфера помимо отношений включает в себя и материально-техническую базу. В современных условиях соц. сфера представляет собой совокупность соц. отношений и условий, влияющих на характер и поведение людей, охватывающих интересы различных социальных общностей, интересы общества и личности, отношений труда, быта, культуры, здравоохранения, соц. обеспечения. |2. Структура соц. сферы: социальный подход Соц. сфера состоит из 3-х элементов 1. Соц. структура общества представляет собой совокупность различных соц. групп и отношения между ними: *соц. экономические группы (богатые, бедные); *соц. демографические группы (возраст, пол); *профессионально- квалификационные (различные профессии); *семейно-брачные узы (многодетные, неполные и т.д.); *несистемные группы (бомжи, воры, алкоголики). 2. Уровень соц. институтов - исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность и регулярность удовлетворения соц. потребностей личности данной соц. группы и общества в целом. Выделяют следующие соц. институты: образование, здравоохранение, соц. защита населения, семья и брак, наука, религия, государство. Деятельность соц. институтов в реальной жизни представлена функционированием различных соц. учреждений и организаций. 3. На уровне нравственно-этического компонента реализуются представления в обществе понятий соц. справедливость, то есть мера воздаяния за деятельность человека в обществе. При определении соц. справедливости чаще всего ее соотносят с понятием соц. равенства. Соц. справедливость-это мера равенства и неравенства в распределении материальных и духовных благ в обществе, статусов и власти, а также в соц. положении в различных соц. группах. Соц. справедливость в обществе реализуется через общественное мнение. |3.Экономические отношения в соц. сфере Соц. сфера это совокупность отраслей и организаций, выполняющих общую целевую функцию по удовлетворению потребностей населения, связанных системой технологических связей и регулируемых отраслевыми органами управления. Соц. сфера представляет собой сферу услуг. По мере сервизации экономики происходит переход от потребления товаров к потреблению услуг, при этом соц. сфера способствует более тесному контакту между производителем и потребителем соц. услуг. Особенность рыночного механизма в соц. сфере:1 существует естественная монополия в предоставлении соц. благ и услуг (обслуживание в курортной зоне); 2 наличие побочных или внешних эффектов, возникающих при потреблении услуг. Соц. услуги в соц. сфере характеризуются 2-мя понятиями: 1 Неисключаемость - это характеризует услугу с точки рения невозможности отстранения какой- либо части населения от ее потребления (освещение на улице, городской транспорт); 2 Несоперничество характеризуется сохранением качества услуги вне зависимости от количества ее потребителей (лекция в институте не зависит от количества слушателей). Соц. блага. Обладающие этими 2-мя свойствами, называют общественными. Выделяются локальные общественные блага –доступные только жителям отдельного региона (белые ночи в С-Петербурге или северное сияние на северном полюсе). |4Структура соц. сферы: экономический подход Структура соц. сферы – это отношения и взаимосвязи входящих в нее отраслей. Только с соц. сфере относятся: *здравоохранение, *образование, *культура, *соц. обеспечение, *отдых, *быт, *жил. коммунальное хозяйство. Соц. сфера тождественна непроизводственной сфере, таким образом, к экономической сфере относятся: *связь, *информация, *наука, *охрана общественного порядка и безопасности. К соц. сфере относят общественное питание и торговлю. Существует деление соц. сферы по секторам экономики (структура по учреждениям): *государственный сектор, *коммерческий сектор, *неприбыльный. В соответствии с общероссийским классификатором видов деятельности продукции и услуг к соц. сфере относят: *оптовую и розничную торговлю, ремонт авто и бытовых приборов, * гостиничный и ресторанный бизнес, *транспорт, складское хозяйство и связь, *финансовое посредничество (соц. страхование и пенсионное обеспечение), *гос. управление и соц. услуги, *образование, здравоохранение, коммунальные услуги, *распространение информации, культура, искусство, спорт, отдых, развлечения, *ведение частного домашнего хозяйства с наемным обслуживанием. | | |5.Соц. политики как|6.Основные |7. Факторы |8.Модели развития и| |основа управления |направления соц. |формирования | | |соц. сферой |политики |территориальной |размещения соц. | |Соц. политика - это|1Политика доходов |организации соц. |сферы | |объединенным |населения связана с|сферы |1Модель характерна | |образом |такими понятиями |Территориальная |для высокоразвитых | |разработанный и |как: *жизненный |организация соц. |стран: *развиты | |реализуемый целевой|уровень (качество |сферы – это |практически все | |комплекс |жизни), |совокупность |отрасли соц. сферы,| |принципиальных |*минимальный размер|процессов или |*все отрасли | |направлений и задач|оплаты труда (450 |действий по |размещены так, что | |по улучшению |руб. с января 2002 |размещению объектов|все районы страны в| |жизнедеятельности |г.), |соц. сферы. |достаточной мере | |людей в |*потребительская |Соц. сфера и ее |обеспечены | |определенных |корзина. |формирование |предприятиями соц. | |территориальных |2Политика в сфере |связаны с |сферы, *качество | |пределах. |труда и трудовых |производственными |обслуживания на | |Субъекты соц. |отношений: *оплата |структурами. |этих предприятиях | |политики: *основным|труда, *охрана |Формирование соц. |зависит от соц. | |субъектом соц. |труда, *соц. |сферы зависит от |положения индивида | |политики является |страхование, |3-х факторов: |2Модель характерна | |государство, |*вопросы занятости |*природного |для развивающихся | |*государственные |населения. |(косвенный фактор, |стран: * соц. сфера| |ведомства и |3Социальная |связанный с |этих стран развита | |учреждения, *партии|поддержка и защита |воздействием |слабо, но отдельные| |и профсоюзы, |нетрудоспособных и |природно-климатичес|ее отрасли на | |*органы местного |малообеспеченных |ких условий), |высоком уровне | |самоуправления, |слоев населения: |*населенческого |развития (туризм и | |*внебюджетные |*пенсионное |(связан с |мелкооптовая | |фонды, |обеспечение, |концентрацией |торговля), | |*общественные |*социальное |населения в |*размещение | |религиозные и |обеспечение. |каких-либо районах |предприятий соц. | |благотворительные |4Отрасли соц. |– городская соц. |сферы идет по | |организации, |сферы: |сфера имеет более |принципу | |*косвенными |*здравоохранение, |перспективные |концентрации в | |субъектами являются|*образование, |варианты своего |крупных районах. | |коммерческие |*спорт, *наука. |развития и выделяет|3Модель – пост | |структуры и бизнес.|5Социально-экологич|следующие |социалистические | |РФ рассматривается |еская: *меры по |направления: |страны, для которых| |как социальное |ликвидации уже |#туризм, |характерно | |государство, т.е. |имеющихся |#университетское, |следующее: *равное | |как государство. |экологических |#религиозное, |обеспечение соц. | |Которое создает |катастроф, |многие соц. услуги |сферой, | |условия для |*профилактические |ориентированы на |*государственная | |достойной жизни и |работы. |иногороднее |собственность в | |свободного развития|6Политика в области|население), |социальной | |человека. |современной |*экономического |инфраструктуре, | |Интегральным |инфраструктуры: |(воздействует на |*жесткое | |объектом соц. |*жилищно-коммунальн|соц. сферу через |государственное | |политики выступает |ое хозяйство, |развитие |регулирование | |соц. сфера. |*транспортная |производства, |отраслей соц. | |Соц. сфера |политика, |которое, в свою |сферы. Для | |выполняет |*информационное |очередь действует |России характерно: | |функциональную роль|обеспечение. |на развитие |*Создание | |в жизни общества, |7Миграционная |населения, а |минимально | |т.е. в соц. сфере |политика: |население – на |гарантируемых | |происходит |*вынужденная |развитие соц. |государством | |воспроизводство и |миграция и помощь |сферы). Я бы |условий жизни для | |изменение соц. |беженцам и |добавила еще и |большей части | |связей между |вынужденным |исторический фактор|населения, что | |людьми, условий и |переселенцам, |(вышивка, |позволит снизить | |образа жизни, |*внешняя трудовая |Оренбургский платок|уровень миграции и | |возможностей |миграция («утечка |и т.д.). |оптимизировать | |удовлетворения соц.|мозгов»), *защита |Варианты развития |развитие соц. сферы| |потребностей. Таким|прав и интересов |соц. сферы: *соц. |территорий; | |образом, соц. |соотечественников |сфера развивается |*Решение проблемы | |политика направлена|за рубежом. |адекватно |занятости | |на создание |8Политика в |производству, |посредством | |оптимальных условий|отношении отдельных|*отстает от |трудоустройства | |для развития |категорий |развития |безработных в соц. | |человека и |населения: |производства, |сферу; *Увеличение | |общества. |*семейные вопросы, |*несколько |объема соц. услуг; | |В настоящее время |*молодежные, |опережает |*Уменьшение | |существует |*инвалиды, |производство. |величины трудовых и| |маятниковая система|*военнослужащие. |Все перечисленные |материальных затрат| |соц. политики. | |факторы комплексно |на предоставление | |Выделяют 3 уровня | |воздействуют на |единицы услуг; | |разработки и | |развитие соц. |*Оптимизация | |реализации соц. | |сферы, но на |соотношения платных| |политики: | |различных этапах |и бесплатных услуг;| |*государственный | |развития общества |*Региональная | |или федеральный, | |каждый из них может|дифференциация | |*региональный, | |стать приоритетным.|отраслей соц. | |*уровень | |В пост |сферы. | |предприятия или | |социалистических | | |учреждения. | |государствах, в том| | |В технологии соц. | |числе и в России, | | |политики на любом | |развитие соц. сферы| | |уровне выделяют две| |находится в | | |части: *разработка | |переходной стадии. | | |(основывается на | |Это порождает | | |1.обоснованности и | |многообразие форм | | |2.реалистичности), | |собственности и | | |*реализация | |большой роли | | |(связана с | |государства в соц. | | |принципами | |сфере. | | |1.конкретизации | | | | |соц. политики в | | | | |соц. программах и | | | | |2.результативности)| | | | |. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |9.Территориальные |10.Подходы к |11.Местное |12.Сущность и | |соц. комплексы |управлению соц. |самоуправление |объекты соц. | |Территориально-соци|сферой |Местное |програмирования | |альные комплексы – |Социальная сфера – |самоуправление – |Соц. | |это автономная |это совокупность |это деятельность |программирование | |система, включающая|отраслей и |местных сообществ |представляет собой | |производственную и |организаций, |по решению вопросов|форму системного | |социальную |выполняющих функцию|местного значения |перераспределения | |подструктуры |по удовлетворению |на основе принципов|ресурсов на основе | |какой-либо |потребностей |самоорганизации, |заранее | |территории. |населения, |самофинансирования |определенных целей,| |Различают: |объединенных |и |критериев и | |*местные, |системой |самоответственности|возможных форм | |*региональные, |технологических |с целью улучшения |использования | |*межрегиональные |связей и |качества жизни |данных ресурсов для| |комплексы. |регулируемых |населения. |решения конкретных | |Структуры |отраслевыми |Основные функции |соц. задач. | |территориальных и |органами |местного |Основные черты | |социальных |управления. |самоуправления: |программирования: | |комплексов – это |1Сейчас отраслевая |*проведения |*Четко определена | |соотношения между |структура |самостоятельных |проблема и | |отраслями соц. |управления выглядит|соц-экономических |возможные сроки ее | |сферы. |следующим образом: |мероприятий, |решения, | |Показателями |*Федерация |*участие населения |установлены четкие | |структуры являются:|(министерства и |в решениях вопросов|критерии степени | |*стоимость соц. |ведомства), |местного значения, |достижения | |услуг, *занятость в|*субъекты Федерации|выборность состава |желаемого | |отраслях соц. |(отраслевые |местных органов |результата, *Четко | |сферы, *стоимость |комитеты), |власти на |определены адресат | |основных фондов и |*Муниципалитеты |демократической |получения ресурсов | |т.д. В |(департаменты, |основе, |и органы, | |любом комплексе |отделы). |*обеспечение |ответственные за | |выделяется одна |Федеральные, |гарантий соц. |распределение | |главная |региональные и |защиты населения |ресурсов и за | |комплексообразующая|местные органы |территории. |решение проблемы. | |отрасль. |управления входят, |У местных органов |Соц. проблемы, | |Существует |соответственно, в |власти отсутствует |решаемые способом | |специализация |состав |жесткая |программирования: | |территориально-соци|правительства РФ; |вертикальная |1Крупные | |альных комплексов: |администрацию |соподчиненность. |межотраслевые, | |*в области науки, |субъектов РФ; в |Объекты местного |требующие ломки | |*санаторно-курортно|мэрию, городскую |самоуправления: |традиционных схем | |е дело и т.д. |администрацию |*комплексное |управления | | |и.т.д. |соц-экономиеское |отраслями и сферами| | |Особенностью |развитие |народного | | |деятельности |территории, |хозяйства. | | |отраслевых органов |*рациональное |2Крупные | | |управления является|использование |межрегиональные, | | |отсутствие жесткой |земель местного |требующие | | |административной |общества, |координации усилий | | |вертикал. На |*жилищно-коммунальн|множества | | |функционирование |ое хозяйство и |территориальных и | | |отраслевого |благоустройство |отраслевых | | |управления |территории, |субъектов | | |оказывают влияние |*транспорт, |управления (беженцы| | |различные |торговое и бытовое |и перемещенные | | |общественные |обслуживание, |лица); 3Связанные с| | |организации, союзы,|*образование, |изменением | | |ассоциации, которые|здравоохранение, |отношений | | |не принимают |физкультура, спорт,|собственности и | | |непосредственного |*охрана окружающей |сменой | | |участия в |среды. |экономического | | |управлении |Особенности |строя (проблемы | | |отраслями, но они |местного |занятости | | |защищают интересы |самоуправления в |населения, | | |работников этих |России: |адаптация различных| | |отраслей. |*отсутствие |групп населения к | | |Отраслевые органы |федерально |рыночным отношения,| | |управления |регламентированных |приватизация и | | |выполняют следующие|форм местного |смена форм | | |функции: |самоуправления, |собственности | | |*разработка основ |*исполнительные |организаций и | | |государственной и |органы местного |предприятий); 4 | | |региональной соц. |самоуправления |Действиями правящей| | |политики, |состоят из главы |элиты (беженцы, | | |*разработка |администрации и ее |обустройство | | |прогнозов, планов и|структурных |офицеров и их | | |целевых программ |подразделений, |семей, ранее | | |развития, |*основной документ |служивших за | | |*разработка соц. |деятельности |рубежом); 5Проблемы| | |норм и нормативов, |органов местной |«в перспективе», | | |определяющих |власти – это Устав,|когда негативные | | |различные аспекты |*местное |симптомы нерешенной| | |управления, |самоуправление |проблемы нарастают | | |*разработка |является средством |в быстрой | | |стандартов |массового |прогрессии | | |деятельности |привлечения |(экология, | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |