![]() |
|
|
Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и Россиисоциальной дуальности в виде одновременной совмещенности его субъектности и объектности, необходимо обуславливает субъект — объектную расщепленность ценностных ориентаций. Необходимо также сказать несколько слов о методике стратификации ценностных ориентаций. В процедуре дифференцирующей селекции и комплиментарной (дополняющей) комбинации конкретных ценностей мы обращаемся в основнос к методу «диарных контрарных суждений» Лапина Н.И[67]. На наш взгляд это наиболее оптимальная схема структуризации ценностных ориентаций, определяющая их не только по принципу радиальной контрарности, но и по принципу линейной совместимости. Правда некоторые исследова тели отмечают то, что ограниченность этой методики заключается в том, «что учитываются лишь крайние мнения (ценности -антиценности) и выпадает средняя, нейтральная позиция»[68]. 1.Материально — экономические ценностные ориентации студенческой молодежи имеют двойственный характер. Они располагаются по двум осям — «приватность — социальность» и «материализм — постматериализм». Поскольку студенчество является экономически зависимой частью общества и нуждается в всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, студенчество ратует за социально ориентированную экономику. Однако «на смену патерналистским и в какой то степени инфантилистским настроениям приходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий»[69]. Однако, с другой стороны, студенчество, являясь революционно – реформаторской частью общества, оно уверено в необходимости развития рыночных отношений[70], чьи принципы неотделимы от принципов экономической самостоятельности. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, студенты наиболее активно ратуют за либерализацию экономики. Несмотря на свою заинтересованность в материальном достатке, большая часть малообеспеченного студенчества отдает приоритет знаний и образования перед богатством, надеясь, однако, на возможную адекватность материального вознаграждения реализуемым на профессиональном поприще знаниям и умениям. На современном уровне развития общественного сознания, причем и в России, и в Китае преобладание «материалистических ценностей» над «постматериалистическими»[71], достигло своей «критической массы». И, конечно, студенчество не свободно от экономической заангажированности своих социальных предпочтений, поскольку одной из важнейших жизненных ориентаций студенческой молодежи является материальная обеспеченность. С другой стороны имеет место «феномен гипертрофированного стремления иметь материальные блага, не обеспеченное равнозначным стремлением эти блага создавать»[72]. В распределении ценностных ориентаций в экономической сфере имеет место раздвоение, — «наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов». «Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц) является отражением в сознании студенчества специфики российской экономики, в которой эклектически сочетаются принципы двух разных моделей экономики. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, причудливо уживается с бюрократическим «рынком связей», определяющим пути и средства получения, обретения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей. Сопоставление полученных данных результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать и преемственность и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию»[73]. Остается надеется, что этот дисбаланс связан с переходными процессами социально — экономического реформирования общества, всегда связанных с падением жизненного уровня больших слоев населения, и, что после окончания этих процессов баланс между материальными и духовными ценностями придет в норму[74]. Микроэкономические ценностные ориентации аскетизм экономическая пассивность предприимчивость гедонизм Схема 1 Таблица 1 | |Гедонизм |Аскетизм | |1 |Богатство как цель |Достаток как средство | |2 |Стремление к экономическому |Стремление к экономической | | |избытку |норме | |3 |Желание выделяться |Желание «быть как все» | |4 |Работа в частном секторе |Работа в госсекторе | Таблица 2 | |Экономическая пассивность |Предприимчивость | |1 |Взаимопомощь |Состязательность | |2 |Нежелание иметь свой бизнес |Иметь свой бизнес | |3 |Стабильность |Риск | |4 |Законопослушность |Криминальность | В целом и общем экономические реформы приветствуются молодежью, поскольку она видит в них перспективы для своей карьеры в будущем, и она надеется легко адаптироваться к новым экономическим условиям. Молодежь считает, что «...рыночные отношения расширили возможности личности в плане культурной идентификации, разрушив идеологический диктат, подорвав власть традиций и дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций... Однако реализация предоставляемых рынком возможностей ... напрямую зависит от имеющихся материальных ресурсов»[75]. Большинство студентов намерены попытать себя в бизнесе, или, по крайней мере, устроиться в частный сектор экономики[76]. В тоже время осуществление этих возможностей для подавляющей части молодежи как бы далеко не простирались ее амбиции, являются весьма проблематичными. Макроэкономическиеценностные ориентации Рыночная экономика государственный частный сектор сектор плановая экономика Схема 2 Таблица 3 | |Плановая экономика |Рыночная экономика | |1 |Плановая экономика |Рыночная экономика | |2 |Государственное регулирование цен |Либеральная ценовая | | | |Политика | |3 |Высокий прогрессивный налог |Низкие налоги | |4 |Бесплатное образование и медицина |Платное образование и медицина | Таблица 4 | |Государственный сектор |Частный сектор | |1 |Социально ориентированная |Либерально ориентированная | | |экономика |экономика | |2 |Бюджетная здавоохранение | Страховая медицина | |3 |Государственная |Частная собственность | | |Собственность на землю |на землю | |4 |Государственное образование |Частное образование | 2.Общественно — политические ориентации студенчества[77], с одной стороны, формируются по широте всего политического спектра. В студенчестве как в проекции представлены все цвета и оттенки этого спектра от крайне правого до крайне левого. Они распределяются по вертикальной оси «левый либерализм — правый консерватизм» и горизонтальной оси «интернационализм – национализм». В соответствии с аристократичностью и элитарностью образования, а также с готовностью в недалеком будущем стать «отцами» общества, руководителями высокого ранга, менеджерами в различных отраслях народного хозяйства студенческие предпочтения формируются в направлении правой, консервативной идеологии правящих классов, сильного государства. Эта идеология основывается на принципах государственности и патриотизма[78]. С другой стороны, традиционной демократизм студенческого сообщества обуславливает либеральные устремления, в которых, по данным многих социологических исследований, усматривается «очевидная демократическая направленность»[79]. Оппозиция национализма и интернационализм наиболее проблематична в полиэтнических обществах, и ее значение особенно возрастает в годы реформ, когда начинается борьба за «место под солнцем». Студенчество в этом смысле характеризуют самые крайние позиции по оси «интернационализм — национализм», привлекая как в ряды ярых шовинистов, фашистов, так и в ряды борцов с фашизмом[80]. Микрополитические ценностные ориентации воля к власти политическая участие в пассивность политической жизни отсутствие властолюбия Рисунок 3 Таблица 5 | |Отсутствие властолюбия |Воля к власти | |1 |Подчиненность |Лидерство | |2 | Скромность |Амбициозность | |3 |Исполнительность |Желание руководить | |4 |Демократичность |Автократичность | Таблица 6 | |Политическая пассивность |Политическая активность | |1 |Неучастие в выборах |Участие в выборах | |2 |Беспартийность |Членство в партии | |3 |Неучастие в общественной жизни |Общественная деятельность | |4 |Политический конформизм |Политический нонконформизм | Макрополитические ценностные ориентации консерватизм интернационализм национализм либерализм Схема 4 Таблица 7 | |Либерализм |Консерватизм | |1 |Развитое гражданское общество |Сильное государство | |2 | Свобода слова, печати и |Цензура | | |т.д. | | |3 |Демократизм |Авторитаризм | |4 |Конституционная законность |Законность, основанная на | | | |харизме лидера | Таблица 8 | |Интернационализм |Национализм | |1 |Неприятие национализма |Патриотизм | |2 |Интеграция в мировое сообщество |Сохранение культурной | | | |идентичности | |3 |Мультикультурализм |Монокультурность | |4 |Федерализм |Суверенность | 3.Духовно — гуманитарные ценностные ориентации традиционно делятся на индивидуально направленные или этические и коллективно направленные или политические ценностные ориентации. Этические ценностные ориентации в контексте студенческой транзитивности распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм – индивидуализм». Утилитаризм этических ориентаций студенчества связан со многими факторами как негативного, так и позитивного характера, определяющими тенденции развития современного студенчества. Это, с одной стороны, и «падение нравов», утрата духовных идеалов, засилье бездуховных поделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи»[81]. С другой стороны, универсальность получаемого образования, возрастание приоритета науки и образования, рост научного знания, вследствие чего на задний план отходят нерациональные источники гуманизма. И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, традиционная духовность студенчества является его фундаментальным качеством и базовой ценностью, поскольку и высшее образование, и высокий культурный статус студенчества накладывает на него неизгладимую печать образованности и интеллигентности, благодаря которым студенчеству удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры»[82]. Коллективистская ориентация студенчества связана с общим демократизмом студенческого сообщества, с интенсивностью и экстенсивностью коммуникабельности студентов, а их индивидуализация обуславливается элитарностью высшего образования и его специальностью, особенностью и уникальностью[83]. Среди новых явлений в сфере этических ценностных ориентаций, особо выделяется возвращение к искусственно изъятой из общественной сферы религиозности. Однако здесь имеются свои нюансы, — обращение к религии имеет зачастую характер моды, и пока речи идет о «своеобразной психологической религиозности как определенном состоянии души (вера в Бога) и почти практически не проявляющейся обрядовой традиционной религиозности»[84]. Система этических ценностных координат духовность коллективизм индивидуализм утилитаризм Рисунок 2 Таблица 9 | |Коллективизм |Индивидуализм | |1 |Коммуникация |Стремление к самостоятельности | |2 |Стремление к идеальному «Мы» |Стремление к идеальному «Я» | |3 |Главное — интеграция |Главное — самовыражение | |4 |Быть полезным, нужным для |Быть свободным | | |окружающих | | Таблица 10 | |Утилитаризм |Духовность | |1 |Интерес к массовому искусству |Интерес к классическому | | | |искусству | |2 |Стремление к идеальному «Мы» |Стремление к идеальному «Я» | |3 |Культурная интеграция |Культурная изоляция | |4 |Атеизм |Религиозность | Рационально — ценностные ориентации основаны на рациональном определении и ограничении ценностных объектов в качестве смыслов. Если материально — экономические и гуманитарно — духовные ориентации устанавливаются субъектом или даются ему на основе социально — общественного опыта как детерминированной извне сферы объективных и общественнозначимых символов, то рационально —ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления. Рационально — ценностные ориентации делятся на субъективно — рациональные и объективно — рациональные ориентации. Субъективно — рациональные ориентации: в студенческой среде индивидуализм не является образцом поведения, хотя, с другой стороны, сама способ существования студенческой группы («тусовки») по отношению к другим социальным группам носит замкнутый, закрытый характер. Крайне редки случаи коммуникативного взаимодействия студенческого сообщества и представителей нестуденческих сообществ. Таким образом, внутренний коллективизм студенчества спокойно сочетается с внешним индивидуализмом. Схема рациональных — ценностных ориентаций студенчества идеализм объективизм субъективизм материализм Рисунок 4 Таблица 11 | |Материализм |Идеализм | |1 |Коммуникация |Стремление к самостоятельности | |2 |Стремление к идеальному «Мы» |Стремление к идеальному «Я» | |3 |Культурная интеграция |Культурная изоляция | |4 |Экстраверсия |Интроверсия | Таблица 12 | |Объективизм |Субъективизм | |1 |Приоритет бытия над сознанием |Приоритет сознания над бытием | |2 |Вера в бесконечность человеческого| Вера в бессмертие | | |рода |Человеческой души | |3 |Сознание — высшая форма материи |Действительность— | | | |Иллюзия сознания | |4 |Конечность человеческого разума |Бесконечность человеческого | | | |разума | Сводя все представленные координаты ценностных ориентаций воедино, мы получаем схему общих тенденций трансформаций ценностных ориентаций, которую структурируют две оси — социальная ось «интеграция — идентификация» и личностная ось «объективация — субъективация». Причем эта схема функционирует парадоксальным образом, поскольку интенсификация идентификация не только не исключает, но, наоборот, предполагает экстенсификацию интеграции. Так, например, рост гражданского самосознания оборачивается универсализацией международного права, становящегося основой всемирно — гражданского устройства. Схема общих тенденций изменения ценностных ориентаций субъективация интеграция идентификация объективация Рисунок 5 В годы радикальных перемен процессы трансформации ценностных ориентаций существенно динамизируются, что связано с возрастанием центробежных и центростремительных тенденций в обществе, сопровождающихся существенным, коренным дисбалансом духовных и материальных установок. Причины и формы этого дисбаланса будут рассмотрены ниже. В заключение необходимо сказать о соотношении китайских и российских ценностных ориентаций. При всем различии российской и китайской социальных систем существуют ряд связанных с традиционной, «базовой» ментальностью факторов, которые сближают ценностные схемы студенческой молодежи России и Китая, и их необходимо учитывать при анализе ценностных ориентаций. К духовно — ментальным следует отнести: 1. Патернализм; 2. Коллективизм— теократическо — христианский тип общежития в России, и родовой коллективизм конфуцианского толка в Китае. К географическому фактору относится: 3. Обширность территории. 4. Климатическое сходство и географическое соседство К экономическому фактору относится: 5. Традиционная аграрная экономика. Имеются также исторические факторы, которые оказали огромное влияние на экономическое и культурное сближение народов России и Китая: 6. Общее коммунистическое прошлое. Сюда же относятся и все те проблемы, которые были связаны с экономическим и политическим кризисом социализма, потребовавших значительного реформирования и модернизации. Эти и другие факторы имеют большое значение для дальнейшего политического сотрудничества и экономического сближения наших народов на основе выработки общих ценностей и идеалов. 1.4. Особенности динамики ценностных ориентаций в период реформирования общества Проблема динамики ценностных ориентаций связана с обширным кругом политических, экономических, правовых и других вопросов, поскольку эта динамика напрямую связана с экономическими и политическими аспектами реформирования, — поэтому её анализ неотъемлем от рассмотрения влияющих на него факторов. Литература по этому вопросу обширна, однако, по причине постоянного изменения данных по этой проблеме, соответствующая литература непрерывно устаревает. [85] В период радикальных социально — экономических реформ ослабляют свое сдерживающее воздействие, либо совсем исчезают культурные рамки, которые определяли своими границами стихию общества, кристаллизовали паритет идентификационных и интеграционных тенденций, оформляет равновесие прав, свобод и обязанностей, ограничений, определяет солидарность общества и Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |