![]() |
|
|
Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и Россииситуации в стране. В ходе различных дискуссий предлагались различные пути пересмотра устоявшихся концепций: одни экономисты считали целесообразным «вернуться к Марксу», восстановив подлинное содержание его теории, в то время как другие — выступали за дополнение марксизма с учетом новой экономической ситуации в стране».[136] В целом и общем китайские экономисты не подвергали сомнению концептуальные основания китайской экономической науки, сформировавшиеся в дореформенный период, и продолжали пользоваться в своих исследованиях марксисткой методологией. Характерная особенность второго этапа реформ (конец 80-х - начало 90-х) заключалась в том, что «под влиянием практики реформы, с одной стороны, и освоения зарубежной экономической мысли, с другой стороны, реформаторы предприняли попытку выйти за рамки устоявшихся теоретических представлений и обратились к поиску новой методологии экономической теории»[137]. В это время теоретическое обоснование реформ все чаще стало обращаться к «отличным от марксистской экономической теории исследовательским программам, с которыми китайская научная общественность познакомилась в 80–е годы. В хронологически небольшой период в Китае получили известность немарксистские теории — кейсианство, неоклассицизм, институционализм. В условиях бюджетного дефицита и нарастающих инфляционных тенденций в научных кругах активно обсуждался вопрос о возможности применения идей Дж. М. Кейса для анализа китайской ситуации[138]. В конце 80-х — начале – 90-х годов особой интерес китайских экономистов привлекли идеи институциональной экономической теории (Р. Кроуз, Дж. Бьюкенен, Д. Норт), которая представлялась ученым КНР более приспособленной к объяснению процессов, происходящих в переходной экономике современного Китая, чем неоклассицизм, а также в большей степени совместимой с китайской экономической традицией. Характерной чертой экономического развития КНР в 1991-1995 гг. стало динамичное и стабильное расширение ее внешне экономических связей. Значительно возросли объемы внешней торговли и технико-экономического сотрудничества с зарубежными партнерами, увеличились масштабы привлечения иностранных инвестиций, укрепилась экспортная база страны и т.д. Китай все более активно интегрируется в мировое хозяйство. Выдающимся является показатель общего объема внешней торговли, которой в период с 1991 – 1995 гг. «увеличился со 115,4 млрд. долл. до 280,9 млрд. долл., то есть в 2,4 раза. Темпы роста внешнеторгового оборота в 1991 — 1995 гг. превышали темпы экономического развития КНР в целом, что обусловило увеличение доли внешнего торговли в ВВП страны с 31% в 1990 г. до 45% в 1995г»[139]. В целом в 1991-1995 количество зарегистрированных предприятий с участием иностранного капитала и общий объем заявленных инвестиций в восемь раз, а объем фактически вложенного капитала в шесть — превысили соответствующие показатели предшествующих двенадцати лет осуществления экономических реформ (1979-1990). Существенно повысилась доля предприятий с участием иностранного капитала в китайской экономике, в частности их доля в экспортных поставках страны выросла с 12,6% в 1990 г. до 31,5% в 1995 г[140]. Рост экспортных поступлений, увеличение прямых инвестиций, реформа системы валютного регулирования, в частности обязательная продажа китайскими предприятиями валютной выручки банкам, способствовали значительному росту государственного валютного резерва, к концу 1995г. составившего 73,6 млрд. долл.[141]. По мнению А. Илларионова в статье «Секрет китайского экономического чуда», «... успехи китайского экономики обусловлены прежде всего реализованной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялась, как утверждается, радикальные, либеральные реформы (так называемые шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский характер). Если в России государство, как считают, сразу же «ушло» из экономики, то китайское государство сохраняло значительный контроль за экономикой, его роль в экономическом развитии значительно возросла»[142]. 3. На третьем этапе китайскому руководству удалось найти и достаточно успешно реализовать на практике тот путь, который позволил начать переход от старого хозяйственного механизма к новому, а затем существенно продвинуться вперед в утверждении главенства рыночных принципов функционирования экономики. В узком смысле речь идет о «двухколейности» - сочетании планирования и рыночного регулирования, твердых государственных и свободных рыночных цен, централизованного материально-технического снабжения и самостоятельного приобретения средств производства. В результате сопоставления конкретных шагов китайской реформы с рекомендациями классиков было признано, что китайская практика, поставившая под сомнение многие исходные посылки неоклассической школы, представляет собой серьезный «вызов» этой теории. В отличие от периода конца 80-х - начала 90-х годов они сосредоточились на всестороннем изучении китайского опыта и выработке на этой основе собственной экономической концепции. Хотя китайские экономисты и продолжали использовать в своих построениях «идеи зарубежных экономистов (прежде всего представителей альтернативного неоклассическому неоинституционального направления и в особенности взглядов Д. Норта), значение западной экономической теории перестало подчеркиваться»[143]. В широком смысле в понятие «китайский путь экономической реформы», несомненно, включается вся гамма проведенных в стране преобразований: создание многоукладной структуры народного хозяйства, радикальное изменение статуса низовых товаропроизводителей, формирование системы рынка, более или менее удовлетворяющей требованиям современной экономики, смена форм и методов макроэкономического регулирования. Социалистическая экономика, основанная на общественной собственности на средства производства, является планомерно развивающейся экономикой. Такое ее развитие противостоит не рыночным отношениям, а стихийному или анархическому состоянию производства, которое является главным признаком экономики любого общества, основанного на частной собственности. А рыночные отношения вовсе не являются специфической особенностью экономики общества частной собственности. Рыночным отношениям противостоит натуральное, а не плановое хозяйство. В натуральном хозяйстве не существует товарно-денежных отношений, а только отношения натурального распределения, это и есть основной признак экономики самообеспечивающегося закрытого общества. Рыночная же экономика основана на общественном разделении труда и взаимосотрудничестве. Она не всегда находится в стихийном и анархическом состоянии. Это определяется тем, в условиях какой собственности существуют рыночные отношения. В условиях социалистической общественной собственности люди могут сознательно их контролировать, чтобы они служили социалистической плановой экономике. Поскольку материальной предпосылкой этих отношений является общественное разделение труда и обобществление производства, то в этом смысле социалистическая плановая экономика, основанная на крупном обобществленном производстве, не только не вступает в конфликт с рыночными отношениями, но между ними даже имеется общее. Социалистическая плановая экономика является такой плановой экономикой, которая существует в условиях товарно-денежных отношений, она противостоит только стихийной рыночной экономике и натуральному хозяйству, а не рыночным отношениям, которые находятся под сознательным контролем людей. Специфика модернизационных процессов в Китае показала, что Китай добился огромных результатов за период проведения политики реформ и открытости, начатой с 1978 года, подтверждая правильность выбранного пути. Достаточно сказать, что за период 1978-1997 гг. среднегодовой прирост валового внутреннего продукта составил 9,8%, а по валовым экономическим показателям страна занимает 7-е место в мире. В 1997 г. общая сумма импорта и экспорта составила 325,1 млрд. долл. США, по этому показателю Китай впервые вышел на 10-е место в мире[144]. По мнению Э. Пивоваровой, к основным факторам модернизации китайской экономики следует отнести то, что: «КНР не тратила много сил на разрушение и критику прошлого»; «реформа в Китае с самого начала была повернута лицом к человеку, его нуждам»; «руководство страны, изучив имевшийся собственный и зарубежный опыт, пришло к выводу и необходимости осуществлять реформу не по чужим рецептам, а исходя из особенностей свой страны, решительно встав на путь «строительства социализма с китайской спецификой»; «в КНР не произошло обвальной либерализации экономики — главным методом ее реформирования стало эволюционное поэтапное, с экспериментальными проверками, продвижение к рынку»; «практика уже первых лет реформы показала что, самый естественный путь к рынку лежит на путь развития многообразных форм собственности: коллективных, единоличных, частных, совместные (с иностранным участием)»[145]. Стратегия реформы в Китае соединила два способа осуществления преобразований: стихийный (снизу) и централизованный (сверху). в) Социальный план реформирования китайского общества заключается в создании новой национальной идеи в качестве цели, синтезирующей в себе различные, на первый взгляд противоречащие друг другу идеи — план и рынок, социализм и капитализм, конфуцианство и даосизм и т.д. Социальная организация, формирующаяся вокруг такой цели, которая предполагает смену приоритетов в политике с экономики на духовное производство, в рамках которого предстоит выйти на новый уровень мировоззрения, внести серьезные поправки в действующую классификацию наук, разработать другую парадигму образования, учитывающую новый уровень интеграции человечества, определить в качестве критериев оценки общественной жизни качество культуры в сфере труда, материального производства, общения, управления и т.д.[146]. Заявленная задача синтезирования лучших достижений социализма и рыночной экономики на территории Китая ставит на повестку дня сознательную работу, направленную на развитие общественно-натурального хозяйства с элементами рыночной экономики. В этих условиях становится реальностью многообразие форм собственности при приоритете коллективных. Правление этим многообразием, наряду с общественно значимыми связями из центра, предполагает местное самоуправление, основу которого должна составить хозяйственная деятельность, реализующая все имеющиеся на данной территории ресурсы. Рыночные отношения возникнут здесь не через насилие и разрушение, а естественным образом, как средство становления натурального хозяйства регионов и как следствие этого развития. Таким образом, сравнительный анализ политических и экономических преобразований в итоге дает следующий результат: В экономическом плане — успех китайских реформ был обусловлен тем, что китайская экономика имела замкнутый характер и была аграрной, а неуспех российских реформ был обусловлен тем, что ее экономика была интегрирована в экономику Содружества экономической взаимопомощи (СЭВ), после развала, которой экономика оказалась в кризисе, и в то же время индустриальный характер российской экономики вызвал огромный дефицит продовольствия. Помимо этого надо добавить, что все реформы в Китае проводятся при предварительной теоретической проработке, с учетом всех требований в отношении к специфике пути развития, под чутким руководством и всемерном контроле со стороны правительства. Сравнивая экономические реформы в России и КНР на их начальные этапах, китайские ученые констатировали, что «первая создает теорию, а затем педантично ей следует», тогда как вторая «учиться плавать, бросившись в реку»[147]. В политическом плане — если в России была подвергнута реформирования вся государственная и политическая система, то в Китае не было необходимости в столь радикальном реформировании[148] и ее реформирование производилось только с учетом требований объективной действительности. В каждой сфере преобразования общественных систем России и Китая можно выделить ряд существенных факторов, чье многообразие оказывает влияние на динамику и определяет характер новых ценностей России и Китая. Среди политических реформ в России следует назвать процессы демократизации, признание принципа открытости, утверждения политических свобод. Среди экономических наиболее существенное влияние оказывают процессы приватизации и либерализации, которые обуславливают развитие у российского человека чувств собственника, хозяина, предприимчивости, призывают его к самостоятельности и индивидуализации. В сфере социальной такими факторами оказываются как бы отделение человека от государства, необходимость в основном полагаться на себя. Политические реформы в Китае не в столь значительной мере, чем в России, оказывают влияние на динамику ценностных ориентации, прежде всего, потому, что изменения в политической сфере были не такими радикальными. Различие в диверсификационном влиянии на динамику ценностных ориентаций студенчества России и Китая сказывается на том, что, если российское студенчество оказалось сильно политизированным, то китайское студенчество сразу сосредоточилось на адаптации к новым экономическим условиям, что выразилось в большем стремлении к обретению новых экономических знаний, которые могли поспособствовать большему проникновению в суть экономических процессов. Однако в экономике произошел ряд существенных трансформаций, который оказал заметное влияние на переоценку прежних ценностных ориентаций и на формирование новых, это — введение частной инициативы, интеграция в мировое хозяйство, и связанной с этим необходимости уметь конкурировать и соответствовать мировой конъюнктуре. Китайская экономика демонстрирует высокую мобильность, чутко реагируя на новейшие тенденции в рыночной конъюнктуре. Это качество — быть чутким к рыночной конъюнктуре — современный китаец приобрел за последние двадцать лет. С позиций сегодняшнего дня «китайский путь» реформы выглядит предпочтительней российского варианта преобразований по таким компонентам, как тщательная теоретическая, институциональная, экспериментальная подготовка инноваций, более продуманная тактика перехода к рынку, внимание правительства к социально-экономическим вопросам. Важным преимуществом китайского варианта преобразований является сохранение долгосрочных планов и целевых программ социально-экономического развития, наращивания объема используемых на инвестиционные цели сбережений населения. В то же время Россия по ряду конкретных направлений сумела продвинуться дальше Китая — по темпам создания различных видов рынка, в развитии банковской системы, использовании таких рычагов макроэкономического контроля, как налоги, процентная ставка, валютный курс. Процесс перехода к рынку и в Китае, и в России далек от завершения. Поэтому, сегодня было бы бессмысленным и преждевременно какую- либо из стран объявить «победителем». Да цель рыночной трансформации и не состоит в том, чтобы любой ценой придти к рынку раньше воображаемого соперника. Гораздо важнее просто придти к нему с минимальными потерями и максимальными приобретениями. Эта общая для обеих стран задача создает устойчивую основу для постоянного изучения в России и Китае взаимного опыта и уроков экономических реформ. Основные итоги политических и экономических России в целом и общем можно свести к следующим позициям: в политическом плане – авторитаризм либерального типа, недостаточная ясность в формулировании официальной идеологии, минимум кредита доверия к правительству. К тому же Россия вопреки всем ожидания, основывавшимся на перспективе вхождения в «общеевропейский дом», оказалась в стильной политической, экономической и культурной изоляции, превратившись по сути в страну — изгой, неудачницу мирового исторического процесса. В экономике — падение валового внутреннего продукта (с 1998 – рост и возврат на уровень 1988г.), недоверие к финансовой системе, минимальные иностранные инвестиции в экономику, слабая развитость среднего класса; в социальном плане — резкая поляризация общества на богатых и бедных с подавляющим преобладанием последних, региональная поляризация; в сфере культуры — заметное падение общественных вкусов, засилье дешевого голливудского продукта с преобладанием эротики, насилия, убийств на большом и малом экранах, вместе происходит возвращение к досоветской идеологии, во — многом утраченных за годы Советской власти. Ключевые итоги политического и экономического реформирования Китая выразились в следующих позициях: в политическом отношении – просвещенный авторитаризм, наличие официальной идеологии, доверие правительству; в экономике — рост валового внутреннего продукта, доверие к финансовой системе, большие иностранные инвестиции в экономику; в социальной сфере — формирование среднего класса; отсутствие резкой поляризации между бедными и богатыми, но наличие региональная поляризация (приморские провинции – глубинка); в культуре — более интенсивная конвергенция традиционной и социалистической культур. Общим элементом в перестройке ценностных ориентаций народа для России и Китая является смещение базы с коллективистских ценностных ориентаций в на индивидуалистские, но специфика преобразований в каждой стране определяет их иерархию. 2.1.2 Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций студенчества в России и КНР Ценностные ориентации студенческой молодежи России и Китая за последнее время поверглись значительной трансформации в режиме противостояния традиции и инновации плюс в модусе возвращения к историческим ценностям, которые прикровенно правят духом народа на протяжении всего времени его существования и являются его неотъемлемой духовной собственностью. Вот почему так актуален гуманитарный анализ состояния общества, специально относящийся к состоянию её ценностной сферы и проблемам идентичности. Особое внимание основным факторам, влияющим на изменение ценностных ориентаций студенчества России и Китая, уделялось А.С. Панариным, В.В. Ильиным в анализе структурных факторов[149], Л.П. Куксой, А.А. Булыгиной, В.В. Козловским в анализе политико — идеологических факторов[150], Н. И. Лапиным, А.А. Петровым в анализе экономических факторов[151], в анализе духовных факторов — В.М. Фигуровской, В.Э Гельбрасом [152] (Россия), и также для Китая в анализе структурных факторов — В.Я. Портяковым, М.Л. Титаренко[153], в анализе политико — идеологических факторов — А.В. Шитовым, Чжаном Фуцяном, Фень Луем[154], в анализе экономических факторов — О.Н. Борохом, Е.В. Спрогисом, Чжаном Сянго[155], в анализе духовных факторов — Б.Г. Дорониным, П.М. Кожиным, А.Е. Лукьяновым, М.Л. Титаренко[156] (Китай). Всякая цивилизация создает определенные социальные и культурные образцы и идеалы. Для создания таких образцов и идеалов мало чистого профессионализма. Для того чтобы образец выполнял свое реальное назначение — чтобы ему следовали, он должен обладать ценностным статусом. Современная же цивилизация как раз и характеризуется дефицитом ценностей или ценностным вакуумом при избытке разнообразных видов информации. Это связано с тем, что между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами обществами наблюдается рассоглассованность[157], которая вызывается дисбалансом между двумя социальными инстанциями, каковыми являются информация как ресурса интеграции и энергия как ресурса идентификации. Дело в том, что на переработку информации, которую в избытке производит западная цивилизация, в современном мире не хватает энергии, источником которой традиционно является восточная цивилизация. Именно благодаря информационному избытку западная цивилизация удерживает доминирование и могущество, а при этом энергия, черпавшаяся с Востока все больше и больше истощается. Поэтому основным фактором формирования новых ценностей становится принцип баланса между энергией и информацией[158]. Очевидно, что традиционные ценности нации — это энергийные ценности, и благоприобретаемые новые и новейшие ценности — это ценности информационного плана. Поэтому к структурным факторам динамики ценностных ориентаций студенчества России и Китая следует отнести принцип баланса между традиционной ценностной сеткой и ее инновационной модуляцией, искомого на оси «традиция — инновация». Наиболее значимым выражением этого баланса является синтез всего лучшего, что было в прошлом и того, что может быть взято из опыта развития современной цивилизации, упуская негативное и оптимально ассимилируя то лучшее, что продуцирует современное общество. Политико-идеологический фактор. Главным политико-идеологическим фактором динамики ценностных ориентаций, выработанного в результате китайской реформы в области политике, стал принцип перехода «от главенства личности — к главенству закона». Движение политической реформы в КНР в этом направлении, «по всей видимости, свидетельствует об отказе руководства КНР от старой революционной риторики и старых командно-административных принципов управления государством, ставших нежизнеспособными в условиях построения основ рыночной экономики. Вместе с тем, речь идет о главенстве «социалистического» закона, что означает в частности, стремление руководства КНР сохранять руководящее положение и в новых экономических Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |