реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

ВВЕДЕНИЕ 1

1.Теоретико — методологические основания исследования ценностных ориентаций

студенческой молодежи. 10

1.1 Студенчество как объект исследования и ее место в социальной структуре

общества и в группе молодежи 10

1.2 Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи 30

1.3 Общие тенденции изменения ценностных ориентаций в современном обществе

50

1.4. Особенности динамики ценностных ориентаций

в период реформирования общества 77

2. Особенности формирования ценностных ориентаций студенчества в КНР и

России: сравнительный анализ 98

2.1 Содержание реформ: политические, экономические и социальные изменения

в России и КНР 98

2.1.1 Содержание и итоги реформ 98

2.1.2 Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентаций

студенчества в России и КНР 124

2.1.3. Молодежная политика России и Китая 139

2.2. Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи

России и КНР 149

2.2.1. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества

России и КНР 149

2.2.2. Изменение ценностных ориентаций студенчества в результате

реформирования общества 158

2.2.3. Выявление воздействия специфики реформ на изменение ценностных

ориентаций студенчества Китая и России. 177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 187

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 191

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема ценностных ориентаций

студенческой молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики

остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии

вообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую

значимость в условиях социально — экономической и духовно — культурной

трансформации суперэтнических обществ России и Китая, вызванной ситуации

переходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкой

политических и экономических ценностей.

В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности

студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентаций и

девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей

степени, чем другие слои общества.

Особую значимость здесь приобретают процессы, захватывающие ценностное

сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее

данных обществ, тем более это важно в отношении потенциальной

интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества,

каковую представляет из себя студенчество.

Происходящее в российском и китайском обществах перемены обуславливают

формирование нового ценностного сознания, соединяющего в себе лучшие

культурно — исторические традиции духовности и гуманизма с новым мышлением,

связанным с процессами глобализации, охватившими экономическую, политико —

правовую, информационно — технологическую, культурно — бытовую сферу

социальной жизни.

Изучение динамики ценностных ориентаций студенческой молодежи России и

Китая, предполагающее выявление основных доминант реформенных процессов,

определяющих и фундирующих этой процесс, и создает теоретическую базу для

эффективного прогнозирования различных социальных трансформаций, а также в

известной степени управления ими.

Социологическое исследование динамики ценностных ориентаций

студенческой молодежи в диверсификационном обществе, ее функций и поля

имеет очевидную теоретическую ценность, а также обеспечивает точность

содержания всех вышеперечисленных наук. Данное обстоятельство также

позволяет считать выбор заявленной темы исследования оправданной.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема динамики ценностных

ориентаций студенческой молодежи в реформируемом обществе исследуется

как социологами, так и культурологами, психологами, педагогами, философами,

представителями других наук. Исследование этой динамики распадается на три

большие группы вопросов — на вопросы, связанные с социокультурной

структурой студенчества, на вопросы динамики и схемы его ценностных

ориентаций и на вопросы их трансформации в условиях диверсификаций

общества.

Общетеоретическое определение опирается на общие теоетико —

методологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в

области социологии молодежи А.И. Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, В.Т.

Лисовского, А.А. Козлова, Ю. Колесникова, Л.Я. Рубиной, Т.Э. Петровой, Е.Г.

Слуцкого. Студенчество рассматривается как специфическая социально —

демографическая группа, переходность положения которой определяется

особенностями образовательного воспроизводства знания и включения

студенческой молодежи в общественную практику. Специфика положения

студенчества в обществе определяет и особенности динамики ее ценностных

ориентаций.

Большую роль в формировании теории динамики ценностных ориентаций

сыграла психологическая социологическая традиция, крупнейшими

представителями которой являются Г. Тард, Г. Лебон, В. Томас, Ф.

Знанецкий, Л.И. Петражецкий, Э. Гидденс. Заметное влияние на развитие

представлений об институциональных механизмах ценностной динамики оказали и

«объективисты» К. Маркс, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, Ф. Теннис.

Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр

многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых, таких

как В.Б Ольшанский, А.Г. Здравосмыслов, А.И. Запесоцкий, С.Н. Иконникова,

Н.И. Лапин, В.А. Ядов, М.С. Каган, А.А. Козлов, А.Г. Кузнецов, И.С. Кон,

С.А. Кугель, Н.Д. Никандров, В.Ф. Левичева, Н.Э. Смирнова, Е.Г. Слуцкий,

И.А.Сурина, З.В. Сикевич, В.П. Тугаринов, В.И Чупров и др. Среди китайских

авторов, занимающихся проблемами ценностей и ценностных ориентаций

молодежи, в том числе и студенческой, следует назвать таких специалистов

как Ден Сяопин (традиционные ценности китайского народа), Мао Цзедун

(социалистические ценности), Чень Ицзы (динамика ценностных ориентаций в

годы модернизации), Чжань Цземинь, Чжан Сянго и многие другие.

В последнее десятилетие, отражая происходящие в Китае и России перемены,

появляются работы, в которых исследуются экономические, социальные,

культурные последствия системных преобразований китайского и российского

обществ, а также теоретико — методологические принципы их изучения. Среди

российских авторов, посвятивших особое внимание анализу принципов и

структуре реформ в России и Китае следует выделить А.С. Ахиезера, А.А.

Давыдова, А. С. Панарина, В.В. Ильина, В.Т. Пуляева, С.Л. Ланцова, Д.В.

Полякова, Н.И. Лапина, Л.П. Куксу, В.В.Козловского, В.А. Красильщикова,

В.П. Милецкого, В.О. Рукавишникова, М.Л. Титаренко, В.Я. Портякова, Л.С.

Переломова, П.М. Кожина, А.В.Шитова, среди китайских специалистов по

реформам в России и Китае необходимо назвать такие имена как Чжан Цземин, а

также Чжан Сянго, Фэнь Луй, Лю Инцзы, Цата Сяньвэй и др.

Однако на общем фоне публикаций по вопросам динамики ценностных

ориентаций студенческой молодежи России и Китая социологический аспект,

акцентирующий внимание на их сравнительном анализе, остается наименее

разработанным.

Отсутствие четко определенных критериев формирования ценностных

ориентаций студенческой молодежи в условиях реформирования общества

препятствует разработке результативного механизма оптимизации адаптационных

механизмов в студенческой среде. Это определило выбор цели, объекта и

предмета диссертационного исследования.

Объектом исследования являются ценностные ориентации студенческой

молодежи России и Китая.

Предмет исследования заключается в динамике ценностных ориентаций

российского и китайского студенчества в период реформирования.

Цель исследования: выявление условий, факторов влияния, основных

тенденций и способов трансформации ценностных ориентаций в ценностном

сознании российских и китайских студентов в переходный период в контексте

теории социокультурной динамики. Для достижения поставленной цели в

диссертации решаются следующие задачи:

— уточнение структурного статуса и функции ценностной ориентации, а

также рассмотрение основных подходов к исследованию проблемы ценностной

ориентации в философии, аксиологии, ювенологии в свете их использования в

социологической теории;

— выявление эвристических возможностей социологии студенчества как

особой отрасли социологического знания в исследовании ценностной динамики

современного студенчества;

— раскрытие специфики ценностного сознания китайского и россисйского

студенчества в условиях происходящих изменений как на социентальном, так и

на институциональном уровне;

— проведение сравнительного анализа доминирующих факторов

реформирования российского и китайского общества, влияющих на динамику

ценностных ориентаций китайской и российской студенческой молодежи;

— аналитическое сопоставление динамик ценностных ориентаций

студенчества Росси и Китая.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— дано социокультурное определение студенчества, обозначено его место в

общей системе общества и выделен его особый статус в молодежной группе

общества при совмещении историко — генетического и структурно —

функционального подходов;

— сделано системно — функциональное определение ценностной ориентации в

соотнесении с социальной структурой и структурно схемой студенчекой

молодежи;

— разработана классификация ценностных ориентаций, основным принципом

которой является диалектическая оппозиция «дифференцирующее —

интегрирующее»;

— обоснована необходимость совместного применения интегративного и

структурно — функционального подходов в исследовании ценностных ориентаций

студенческой молодежи России и Китая;

— выявлены особенности происходящей в современных России и Китае переоценки

ценностей, показано их влияние на ценностное сознание студенческой

молодежи этих стран;

— на основе анализа результатов социологических исследований сформулирован

вывод о незавершенности и сложном характере системы ценностных ориентаций

российского и китайского студенчества;

— произведена оценка перспектив дальнейшей переоценки ценностей и

возможностей позитивного развития ценностных ориентаций современного

студенчества России и Китая.

Теоретическая и методологическая база исследования. Методологическими

идеями при работе над диссертацией служили фундаментальные положения

социологии о преемственности теоретико – познавательного и историко –

социологического процессов. По причине структурной раздвоенности ценностной

ориентации на субъективную и объективную составляющие, когда ценностная

ориентация предполагает не только объект ценностного стремления, но и

субъект, активного носителя этого стремления, то теоретико —

методологическая база исследования с необходимостью основана на

двунаправленном анализе ценностных ориентаций студенческой молодежи. С

одной стороны, анализируются объективные факторы влияния на формирование

ценностных ориентаций, а, с другой стороны, рассматриваются субъективные

факторы, влияющие на образование ценностных ориентаций.

В конечном итоге основным методологическим приемом динамики ценностных

ориентаций студенческой молодежи является метод, совмещающий принцип

структурно — функционального анализа и принцип диалектического метода,

излагаемого в трудах классиков идеалистической и материалистической

диалектики (Г.В. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Мао Цзедун, Дэн

Сяопин). Совмещение структурно — функционального анализа и диалектического

метода позволяет обнаружить подлинное единство диалектических

противоположностей, обладающих характером бинарной оппозиции и одновременно

находящихся в состоянии динамического равновесия (Н.И. Лапин).

Эмпирическая база исследования составляют как статистические данные, так и

результаты социологических исследований, которые включают в себя несколько

исследовательских блоков, посвященных комплексному изучению этнической

идентичности и гражданского сознания молодежи Росси и Китая: формированию

культурной идентичности, ценностного сонания, отношения к культурно —

историческому наследию; формированию культуры межнационального наследия,

установок на толерантность, а также блок вопросов по формированию

экономической и юридической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

Исходя из основных положений социокультурного анализа, определяющего

студенчество как гетерогенную и взаимосвязанную систему, динамично

развивающуюся и активно реагирующую на внешние и внутренние изменения, для

которой характерны как инвариантность и стабильность и их ценностные

составляющие так и противоречия и вариации, на защиту выносятся следующие

позиции:

1. Применение современной социологией студенчества таких подходов как

интегративный и системно — функциональный к динамику ценностных ориентаций

студенческой молодежи оказывается недостаточным для полноохватного

определения структуры и функции ценностных ориентаций. Представляется, что

такое определение может быть существенно скорректировано в системно —

диалектическом подходе, который определяет ценностные ориентации в

соотнесении с социальной структурой.

2. Социология студенчества в исследовании динамики ценностных

ориентаций должна опираться не только на традиционные методы исторического

материализма, структурного функционализма и конфликтологии, но и активно

использовать подходы, развивающиеся в рамках социологии реформ и

фиксировать социально — антропологические характеристики студенчества.

3. Ценностные ориентации отличают один период исторического развития

общества от другого, характеризуют присущие данному периоду ментальность,

идеологичность, уникальность его культурно — исторического опыта. И в то же

время ценностные ориентации являются символическим экраном всей

социокультурной сферы жизни всего общества, благодаря чему возникает

возможность выявления и анализа доминирующих факторов трансформации

ценностного сознания общества России и Китая.

4. Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях

социального перехода и культурной трансформации, делает проблему

ценностных ориентаций ключевым моментом социокультурного строительства,

связывая ее с проблемой конвергенции и интеграции в единый культурный

универсум по принципу «многообразия в единстве».

5. Выявление тождества и различия в динамике ценностных ориентаций

китайского и российского студенчества обуславливает более точного анализа

тождества и различия китайского и российского обществ в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы

диссертационного исследования могут быть использованы в научно —

исследовательской и преподавательской деятельности. Определенные аспекты

проблемы сравнительного анализа динамики ценностных ориентаций российского

и китайского студенчества могут найти отражение в учебных программах по

социологии, социальной философии, культурологии, стать базой для разработки

вузовских специальных и факультативных курсов по проблемам социологии

реформ в России и Китае.

Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите

на расширенном заседании кафедры социологии Санкт — Петербургского

государственного университета. Материалы и теоретические выводы

диссертации использовались в ряде докладов и выступлений на конференциях в

СПбГУ: на научных конференциях гг. Кроме того, положения диссертации

излагались на теоретических семинарах социологического факультета СПбГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 8

параграфов заключения. В конце работы помещен список использованной

литературы, включающих 150 наименований. Общий объем работы — 180

машинописных страниц.

1.Теоретико — методологические основания исследования ценностных ориентаций

студенческой молодежи.

1.1 Студенчество как объект исследования и ее место в социальной структуре

общества и в группе молодежи

Методология концептуального определения студенчества как объекта

социологического исследования распадается на два принципиально различных

модуса анализа — на историко — генетический и структурно — функциональный.

Эти два способа анализа подходят к объекту с разных сторон, применяя

различные способы, но преследуют они в конечном итоге одну и ту же цель.

Вообще, как правило, становится нормой факт разрыва между структурой и

генезисом. Но на примере нашего анализа будет предпринята попытка его

преодоления, что, возможно, создаст определенный теоретический прецедент.

Большую часть теоретических исследований студенческой молодежи

представляют работы российских специалистов в области социологии молодежи

А.И. Запесоцкого, С.Н.Иконниковой, В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, Ю.

Колесникова, Л.Я. Рубиной, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого [1]. Почти все

авторы этих работ при квалификации студенчества останавливаются на факте

сходства нынешней динамики ценностных ориентаций с коренным переломом

ценностных устремлений российских студентов начала XX –го века.

Методологические принципы социологии студенческой молодежи

эволюционировали вместе с принципами социологии вообще, чьи «эмпирические

основания и на Западе, и на Востоке вызревали в недрах статистики». С

самого начала социология студенчества основывалась на количественных

методах анализа эмпирических данных, получаемых в результату широких

полевых исследований путем различных опросов, анкетирования, тестирования и

т.д. Социология студенчества носила описательно — дескриптивный характер.

По мере накопления и обобщения данных описательной социологии, у нее

начинает появляться собственный терминологический и методологический

аппарат, с помощью которого формируется структурно — функциональная и

конфликтологическая социология. Качественные методы этой структурно —

статистической социологии позволили совершить существенный скачок в

объяснении структуры и функции студенчества.

В. Т. Лисовский выделяет три исследовательских подхода в социологии

молодежи:

«1) научный, присущий ученым, изучающим молодежь в становлении и

развитии с учетом конкретных исторических, социальных условий, в которых

проходит ее жизнедеятельность;

2) критически — осуждающий, или негативный, подход, характерный для

социологов, которые называют молодежь «потерянным», «растерянным»,

«равнодушным», «опоздавшим», «взрывающимся» и т.п. поколением;

3) восторженно — оптимистический, проявляющийся в идеализации

молодежи»[2].

Но только с появлением концепции, позволяющей в единой методологии

соединить структурный и генетический подходы, опираясь при этом на

статистические данные, удалось наиболее близко подойти к феномену

студенчества, умело, совмещая культурную функцию и поле социальной базы

студенчества.

Петрова Т.Э., автор наиболее объемного, на наш взгляд, и наиболее

глубокого по содержанию исследования, посвященного социологии студенчества,

выделяет в истории социологической аналитики студенчества три этапа,

которые совпадают с внутрисоциологической эволюцией.

Так, первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется «постоянным

совершенствованием разновидностей применяемых количественных методов,

апробацией всевозможных их комбинаций, повышенным вниманием к

обоснованности реализуемых выборных поцедур, сочетанием их в целях

повышения надежности выводов, освоением все новых математических методов

анализа в целях повышения уровня интерпретации социальной информации»[3].

На втором этапе по мере освоения достижений лучших современных западных

социологов, таких как Р. Мертон, П. Бурдье, Будон, П. Сорокин, Т. Парсонс,

социология студенчества прилагает их методологический и терминологический

аппарат к проблеме анализа студенчества. С помощью структурно —

функционального анализа Т. Парсонса, социологических концепций «габитуса»

(структурной функции) и «поля» Пьера Бурдье, его понятия «символического

капитала», концептуального единства «социальной группы» и «культурной

идентичности», дающего в итоге понятие «социокультурной общности» и др.,

социологии студенчества удалось преодолеть период долгой теоретической

стагнации в понимании такого феномена как студенчества, выражавшегося в

описании его как «переходной, маргинальной, гомогенной группы». Отныне

студенчество понималось как гетерогенная социокультурная общность, функцией

которого является воспроизводство символического капитала общества и его

авангарда в виде интеллигенции, интеллектуалитета нации.

Однако эти подходы в итоге давали лишь синхронный срез студенчества и,

описывая статический план, совершенно игнорировали динамику студенческих

ориентаций, вследствие чего исчезала из виду такая существенная черта

студенчества как переходность.

Современный этап социологии студенчества проходит под знаком

«интенсивного освоения качественных методов исследования, которые задают

совершенно иные параметры выборочных процедур, механизмы выдвижения

гипотез, обобщения и анализа собранных данных»[4].

Студенческая прослойка молодежного слоя общества в качестве объекта

исследования является, пожалуй, самой неоднородной и неоднозначной

системной единицей, как по своей структуре, так и по своей функции.

Существует множество социально — стратификационных дифференцирующих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.