реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Формирование ценностных ориентаций студенчества в КНР и России

внедрения ее в образовательную практику используется такие материалы и

документы международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Еквропейского

Совета, Международного Института прав человека в Страсбурге), как Всеобщая

Декларация прав человека, международные пакты об экономических, социальных,

культурных, политических и гражданских правах, Конвенция о правах человека

(1989 г.)[182]. Все эти международные программы и документы приобретают

особое значение в XXI веке, который объявлен ЮНЕСКО «веком образования».

1.Государственная молодежная политика России. Закон РФ «Об образовании»

провозглашает в государственной политике страны единство федерального,

культурного и образовательного пространства и, наряду с этим, защиту

системы образования национальных структур в условиях многонационального

государства.

В ходе реформ происходит изменение фундаментальных основ жизни общества, и

формируются новые социально-экономические реалии. Эти процессы вызывают

одновременно связанные друг с другом отрицательные и положительные

тенденции в развитии молодежи.

С одной стороны, происходит ухудшение ряда объективных параметров,

характеризующих условия жизни молодежи, что оборачивается рядом проблем:

обостряется демографическая ситуация. Продолжается общее старение

населения, вызванное тем, что смертность превысила рождаемость в два раза в

1995 г., приводящее к увеличению физической нагрузки на каждого работающего

молодого человека[183];

снижается физическая и психическая дееспособность молодежи;

продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды:

снижается образовательный, профессионально-квалификационный уровень

молодежи и возможность его повышения.

С другой стороны, у новых поколений усиливаются такие качества, как

самостоятельность, ответственность за свою судьбу, реальная оценка своих

возможностей, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к

жизненным переменам и т.д. В качестве главного результата реформ, пока мало

оцененного, можно считать то, что в молодежной среде России созревает

мощный инновационный потенциал саморазвития общества. С момента начала

реформ (1991 г.) количество молодежи, выбирающей в качестве модели решения

своих проблем «протест», уменьшилось сегодня с 28% до 8% в пользу

выбирающих «новаторскую» модель, которая возросла с 7,5 до 19%. Растет и

общественная активность молодежи: количество молодых людей желающих активно

участвовать в работе общественных организаций, выросло с 1990 г. в два

раза[184], что вызвано большим вниманием к проблемам молодежи стороны

общества и государства.

Государственной думой России принят Федеральный Закон «Об основах

государственной молодежной политике в РФ». Системная концепция политики

государства в отношении молодежи «включает сконцентрированные

основополагающие принципы и идеи, определяющие процессы целенаправленной

деятельности государственных, общественных организаций, юридических и

частных лиц по решению узловых социально-экономического, правовых и

морально-этических проблем молодежи».[185] Этот закон носит базовый

характер и создает первоначальную законодательную основу, каркас для

дальнейшего административной и законотворческой работы по решению проблем

молодежи. Он определяет:

объекты молодежной политики; закрепляет гарантии правовой и социальной

защищенности молодежи в сферах защиты основных прав, обеспечения гарантий

занятости, поддержки предпринимательской деятельности, оказания помощи

молодой семье, поддержки талантливой молодежи, формировании личности

молодого человека, обеспечения возможности прохождения альтернативной

гражданской службы;

задает общие цели, понятия, порядок, принципы и формы осуществления

молодежной политики;

регламентирует отношения, компетенцию и формы участия в формирования

молодежной политики органов государственной власти, граждан, молодежных и

детских объединений, социальных служб и заинтересованных организаций

страны;

определяет понятие социальных служб для молодежи, направления и порядок их

деятельности, формы социальных услуг, оказываемых молодежи;

закрепляет формы содействия деятельности молодежных и детских общественных

объединений и средств массовой информации[186]. В Федеральный Закон «Об

основах государственной молодежной политике в РФ» подробно оговаривается

гарантированный государством объем защиты прав, свобод и поддержки

молодежи, направления развития молодежной политики, сферы взаимных

интересов и принципы сотрудничества государства и молодежи.

Среди документов, регулирующих образовательную деятельность в отношении к

студенческой молодежи, следует также назвать Закон «О высшем и

послевузовском образовании», Типовое положение о вузе, а также Федеральную

целевую программу «Молодежь России (1998 — 2000)», Постановление

Российского союза ректоров «Высшее образование и воспитание молодежи»

(1997), решение коллегии Министерства образования РФ «Об основных

направлениях развития воспитания в системе вариативного образования» (1997)

и т.д.[187]. В июле 2003 года Комитетом по науке и образованию принята

Федеральная программа «Студенчество Росси», в которой принима.т участие

Министерство образования РФ и региональные комитеты по образованию[188].

Основные направления обозначают те сферы государственной молодежной

политики, в которых будет разворачиваться основная работа, среди них

выделяются, в том числе вопросы трудоустройства, создание условий для

развития личности, поддержка семьи, формирование национального и

гражданского сознания и правосознания молодежи:

содействие молодежи при вступлении в трудовую жизнь, трудоустройстве и

профессиональном развитии;

помощь молодежи в организации досуга, создание условий для развития и

реализации личности; поддержка молодой семьи; предупреждение правонарушений

среди молодежи и защита прав несовершеннолетних; воспитание гражданской

культуры и формирования национального самосознания молодежи; поддержка

деятельности молодежных и детских общественных организаций, поддержка

инициатив молодежи; изучение объективного состояния молодежной среды,

информирование молодежи о возможностях решения ее проблем[189].

В проекте Национальной доктрины образования в РФ обозначено, что система

образования призвана обеспечить высокий уровень личностной и гражданской

ответственности молодежи, глубокого правосознания, определяющего уважение к

правам и свободам личности на основе знаний и соблюдения норм права в

сочетании с высокой нравственностью[190].

Соблюдение норм международного и государственного права в деятельности

образовательных учреждений выступает условием защиты и поддержки, учащихся

в их приобщении к национальной и мировой культуре, что так необходимо для

формирования основ правовой культуры.

Специфика и направленность социальной педагогической политики в работе с

молодежью в современных условиях заключается в смягчении негативных

последствий происходящих в обществе процессов, а также создании условий для

видоизменения действующих и возникновения новых социальных институтов,

призванных удовлетворить потребности и реализовать интересы учащейся

молодежи.

Основными задачами образовательных учреждений по воспитанию правосознания

являются усиления патриотического, гражданского и правового воспитания в

общей системе воспитательного процесса, «формирование общей теории

молодежи»[191], преодоление отчуждения личности от воспитательного

процесса.

Основные направления современных реформ в сфере образования включают

демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию, фундаментализацию,

информатизацию, компьютеризацию, интеграцию, диверсификацию,

многовариантность, формирование и развитие личности. Важным фактором

развития образования стали его интегрированность в мировом масштабе,

расширившиеся контакты, интенсивный обмен опытом во всех областях

образовательной деятельности разных стиран, школ, направлений.

В новой парадигме высшего образования, внедряемой в высшей школе России,

основные компоненты — фундаментальность, целостность, направленность на

удовлетворение интересов личности — достаточно четко определены в системе

многоуровневой подготовки и в Государственных образовательных

стандартах[192].

Практическая реализация молодежного законодательства проявляется в создании

Комитетов молодежи в муниципальных образованиях, проведении региональных

молодежных программ, усилении государственной политики в отношении

молодежи на местах, проведении конкурсов и грантов в научной, экономической

и культурной сферах, создании региональных отделений всероссийских партий,

например «Молодежного Единства».

Однако, во многом, как пишет ювенолог Е.Г. Слуцкий, «нынешнее российское

законотворчество в отношении детей и молодежи находится еще в стадии

становления. Это в полной мере относится к правоположениям, касающимся

формирования и реализации государственной молодежной политики (ГМП) в

России и ее регионах — субъектах Федерации, в том числе по доработке

федеральных законов»[193]. Е.Г. Слуцкий предлагает «в качестве основного

научного инструментария формирования социально — экономической политики и

законотворчества в отношении семьи, детства и молодежи использовать

ювенологию как новое междисциплинарное комплексное знание об особенностях

становления подрастающего поколения в единстве социально — экономического,

духовного и биологического начал»[194]. Известный социолог молодежи В.Т.

Лисовский полагает, что «ключевыми инновационными элементами новой

философии молодежной политики выступают следующие идеи:

1.Молодежь — не только объект социализации, но и субъект активного

исторического действия. Место молодого поколения — не за кулисами, а на

авансцене истории.

2. Молодежные проблемы — это не только и не столько проблемы самой

молодежи, это проблемы общества, это общенациональные, общегосударственные

задачи. Через их решение общества, народы, нации страны выходят на

качественно новый уровень цивилизационного развития.

3. Молодежная политика должна быть направлена на подготовку молодежи для

интеграции в условия, существующие в обществе, с целью ее участия в

устранении имеющихся в нем элементов иррациональности и тормозящих

факторов, в выработке новой модели развития общественного развития. Каждая

смена поколения должна сопровождаться выходом общества на новый виток

социального прогресса»[195].

В современном демократическом обществе основой воспитания правосознания

подрастающего поколения становится социологическое представление о свободе,

которое напрямую связывается с неотделимостью ее от экономической

независимости. Именно с внедрением в молодежное сознание арсенала идей

политической свободы и экономической независимости, структурирующим весь

свод молодежного законодательства, связываются перспективы динамики

молодежных и студенческих ценностных ориентаций в направлении конвергенции

традиционных и либеральных ценностей.

2.Государственная молодежная политика КНР осуществляется в полном

соответствии с решениями Коммунистической Партии Китая, которая уделяет

пристальное внимание жизни китайской молодежи, понимая всю огромную

важность того, что молодежь несет в себе мощный потенциал будущего развития

страны[196].На каждом Пленуме КПК принимаются важные документы по

актуальным вопросам жизни, в которых ставятся задачи по расширению и

углублению социалистического сознания молодежи, по большему включению

молодых китайцев в политическую и экономическую жизнь общества, по

обеспечению возможностей подъема образовательного уровня учащихся и

студентов Китая.

На последнем Пленуме КПК (1997) был принят Закон «О молодежи Китая», в

котором были поставлены первоочередные задачи, способствующие решению

актуальных проблем жизни китайской молодежи[197]. Среди них следует

выделить:

распределение выпускников рабочими местами в соответствии с выбранной

профессией и дипломной квалификацией;

обеспечение молодых специалистов служебной жилплощадью или местом в

общежитии;

многосторонняя комплексная поддержка молодой семьи;

выплата «подъемных» (одноразовая) и социальных (многоразовая) пособий;

здравоохранительные мероприятия;

поддержка деятельности молодежных общественных организаций;

организация работы с молодежью по месту жительства.

Основным принципом молодежной политики Китая является трудовая этика, в

основании которой лежит вовлеченность молодежи в экономико-трудовую

деятельность. Особая роль здесь отводится участию, освобождающемуся на

период летних каникул от образовательных обязанностей студенчества в

специально создаваемых для этого трудовых лагерях. В студенческих трудовых

лагерях их участники занимаются аграрной деятельностью в сельской

местности. Участие в этих коммунах позволяет студенту существенно пополнить

свой бюджет, избавив родителей от затрат на содержание. В результате этой

деятельности молодой китаец приучается к коллективному труду, вырабатывает

трудолюбие, выносливость, профессиональные умения и навыки[198].

Именно в таком опыте студент овладевает основными и практическими

способностями, которые помогают ему в дальнейшем вступить на поприще своей

основной специальности.

В государственной программе молодежной политической доктрины КНР

декларируется также и другие важные мероприятия, способствующие оптимальной

адаптации китайского студенчества. К ним относится — политико-

идеологическое воспитание в духе социалистических идеалов и патриотизма;

воспитание гражданской культуры и формирование национального самосознания

молодежи; помощь молодежи в организации досуга, создание условий для

развития и реализации личности; поддержка молодежных инициатив и изучение

молодежной среды; поддержка деятельности молодежных общественных

организаций, поддержка инициатив молодежи; изучение объективного состояния

молодежной среды, информирование молодежи о возможностях решения ее

проблем.

Таким образом, и российское государство и китайское государство понимают

всю важность поддержки молодежи со стороны законодательной и исполнительной

властей путем принятия различных законов и постановлений, в которых

декларируется необходимость деятельного участия в жизни молодежи, а также

осуществления всевозможных государственных мероприятий по поддержке

молодежи.

Молодежное законодательство России уделяет большое внимание политическому

образованию и воспитанию молодежи в направлении создании условий для

вовлечения ее в общественную и политическую жизнь страны. Однако молодежная

политика не проявляет достаточной инициативы в области экономической

поддержки только вступающей в жизнь молодежи, что выражается в недостатке

финансирования, маленьком размере стипендии, сокращении бюджетного

образования и т.д.

Китайская молодежная политика неизменно делает акцент на создании условий

для быстрейшей адаптации студенческой молодежи к новым экономическим

условиям, законодательно закрепляет всемерную поддержку экономических

инициатив молодежи Китая.

2.2. Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи

России и КНР

2.2.1. «Базовые» (дореформенные) ценностные ориентации студенчества России

и КНР

Анализу «базовых» (дореформенных) ценностей студенчества России и Китая

посвящен ряд фундаментальных исследований многих советских, российских и

китайских авторов, среди которых следует выделить таких специалистов по

базовым ценностным ориентациям студенчества СССР и России как В.Т.

Лисовский,А.И. Арнольдов, Е.И. Амелина, А.Г. Здравосмыслов, Н.И. Лапин,

С.Н. Иконникова (традиционные ценности советского студенчества)[199], Т.Э.

Петрова, А.И. Запесоцкий, А.А Козлов, Е.Г. Слуцкий (традиционные ценности

российского студенчества)[200], А.С. Ваторопин (политические ценностные

ориентации[201], А.В. Андреенкова (экономические ценностные

ориентации)[202], а также таких специалистов по базовым ценностным

ориентациям китайского студенчества как Л.С. Переломов, П.М. Кожин, К.А.

Кокарев, Титаренко М.Л, Чжао Цзюй (базовые политические ценности)[203],

И.Н. Наумов, Чжан Вэйминь, Чжан Сянго, Чжао Цзы (традиционные экономические

ценности)[204].

«Базовыми» (дореформенными) ценностными ориентациями является система

ценностных предпочтений, складывавшихся на протяжении длительного периода

устойчивого, стабильного существования общества. Принципиальной

характеристикой «базовой» системы ценностных ориентаций является

«регламентированный баланс между интегрирующим ядром и периферийным

дифференциалом» (Н.Л. Лапин).

Вектор ценностных ориентаций конкретной общественной системы определяется

радиусом горизонта социополитического поля, причем чем разряженней и

дифференцированней поле социальной реальности, тем интенсивнее и точнее

определенность конкретной ценностной ориентации. Иначе говоря, та или иная

ценностная ориентация в традиционном обществе может иметь одно системное

значение, а современном либеральном обществе новоевропейского типа

совершенно другое.

Так, например, ценность направленности к свободе в обществе с традиционными

ориентациями может рассматриваться как вседозволенность и анархия, и в тоже

время в современном обществе — это совершенно нормальное право человека

поступать в соответствии со своими волей и сознанием. Или же стремление к

богатству для социалистической системы ценностей совершенно неприемлемо, а

в либеральном обществе - это норма.

1. Ядро ценностей в российском обществе образуют три ценности: порядок в

обществе, семья, человеческое общение — самые распространенные в России

ценности[205]. В условиях жестоких экономических, социальных, политических,

идеологических потрясений, произошедших за последние десятилетия в

советской и постсоветской России, «наблюдается поразительная устойчивость

ядра базовых ценностей россиян». По мнению Н.И. Лапина, эта устойчивость

уберегла Россию от распада, от кровавых бунтов и иных катастроф.

И в то же время «в отличие от ядра и периферии средние слои ценностного

сознания весьма подвижны. Один из них — своего рода интегрирующий балансир

образуемый такими ценностями как жизнь, свобода, нравственность и

т.д.[206]. Большая часть населения всегда ориентируется на традиционные

ценности, и с трудом подвергается влияниям диверсификационных инноваций. К

тому же не изменился состав ядра и периферия ценностного сознания, но в

средних его слоях положение многих ценностей стало существенно иным. Прежде

всего, отмечается «существование устойчивого интегрирующего ядра

ценностного сознания, безусловно одобряемого, более чем 60% населения[207].

Ядро любой системы ценности во все времена составляют два основных понятия

человеческой жизни трудовая деятельность, работа и семья. Работа — это

главный институт человеческой идентификации и в бытийном плане, и в плане

социально-историческом, и непосредственно в бытовом. Как говорил К. Маркс,

«в труде человек познает себя». Семья — это основной институт человеческой

интеграции, элементарная единица социентальной системы, как говорится,

«ячейка общества». В семье человек с ранних лет приобретает первые опыты

социализации и адаптации.

Далее эти первичные ценностные приоритеты распадаются, делятся и

комбинируются, однако, принцип дифференциации системы ценностей на

идентифицирующие и интегрирующие ценности сохраняется на все протяжении их

формирования.

Подобно этому базовая система ценностных ориентаций студенчества, в чьи

функции входит «воспроизводство символического капитала» (П. Бурдье),

складывается из ценностей теоретической идентификации и практической

интеграции. Первой соответствует воспроизводство фундаментального знания

как основания культурно-исторической идентичности нации, а второй-

воспроизводство специального знания как теоретической базы будущей

профессии в качестве способа интеграции в социум.

Базовые ценностные ориентации российского студенчества всегда основывались

на идеале счастливого общества и в царской России, и при социализме. Это

был идеал общества, в котором все равны, отсутствует бедность,

гарантированы все права.

Социалистическая система ценностей была отчасти укоренена в традиционную

систему ценностей дореволюционной России, чья идеологическая доктрина в

свою очередь, базировалась на триаде, сформулированной в 19-ом веке

политическим и идеологическим деятелем царского правительства С. Уваровым —

«Самодержавие, православие, народность»[208]. В это триаде постулировались

основные принципы российской государственности, которая включала:

монархический принцип правления, моноцентричный принцип власти; основанную

на христианских догматах православия идеологию, в основе которой лежала

идея богоизбранности самодержца, «царя — батюшки», и исключительной роли

России в христианском мире, единственной православной империи, после уже

несуществовавших Римской и Византийской; народность как принцип,

коллективизма и сплоченности народа вокруг власти российского императора и

Церкви как претворенного Царствия Божия на Земле[209]. Традиционная

экономическая система обуславливала определенный ряд негативных факторов:

герметичность экономического роста; нерациональную структуру и

разбалансированность народного хозяйства; низкая эффективность производства

вследствие его экстенсивного развития; растущая дифференциация в развитии и

доходах между городом и деревней; широкомасштабное разрушение среды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.