![]() |
|
|
Социумпередающихся от поколения к поколению и важнейшим агентом социализации личности. В этом смысле семья может рассматриваться как основа всей институциональной системы общества. В основе семьи лежит брак, кровное родство или усыновление, отношения защиты и взаимопомощи. Все эти отношения закрепляются и регулируются в обществе как брачно-семейным законодательством, так и морально-нравственными обычаями. Семья выполняет разнообразные важные соц. функции: 1)репродуктивная, связанная с рождением детей, биологическим воспроизводством населения; 2)сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей личности, т.е. не дай перцу засохнуть!); 3)воспитательная; 4)хозяйственно-экономическая, направленная на ведение общего хозяйства, экономическое обеспечение; 5)досугово-эмоциональная, в рамках которой удовлетворяется потребность членов семьи в родственном общении; 6)социально-контрольная, связанная с первичной моральной регламентацией поведения членов семьи, их обязанностей и ответственности; 7)социально-статусная, связанная с удовлетворением потребности в получении определенного статуса, в соц. продвижении, в воспроизводстве соц. структуры. В социологии семья рассматривается прежде всего как соц. институт и как малая соц. группа. Социология сосредотачивает свое внимание на анализе образцов соц. поведения в семье, семейных ролей, своеобразия форм брачно- семейных отношений в различных условиях разных соц. групп и культуры. Особенно большое место занимает проблемы уровня разводов и числа неполных семей, уровня рождаемости, распределения власти и обязанностей в семье и др. 36. Право как соц. институт, его характерные черты, место и роль в жизни общества Право – это система установленных или санкционированных государством общеобязательных соц. норм, регулирующих действия, поведение и отношение людей (их групп, гос. и общественных органов, организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принцждением или его угрозой. Признаки права, отличающие его от других соц. институтов: 1.Право носит нормативный характер. Его установления отличаются всеобщностью и обязательностью для всех членов общества, применяется в равных масштабах к различным соц. субъектам в одинаковых ситуациях. 2.Право – не простая и не произвольная совокупность соц. норм, а их сложная и достаточно сложная система, отличающаяся своей целостностью и конструктивностью. 3.Право - система только тех норм, которые обеспечены угрозой применения санкций со стороны государства. Этим прежде всего правовые соц. нормы отличаются от иных соц. норм – моральных, религиозных, традиционных и др. 4.Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права предопределяют его первостепенную роль в соц. управлении, где объектами и одновременно субъектами такого управления выступают как отдельные люди и их группы, так и соц. институты и организации. Именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от антисоц. поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во благо цивилизованного общества. Право нельзя отождествлять с законодательством. Право – это часть объективной соц. реальности, существующей за пределами общественного сознания, хотя и отражаемая им в правосознании. При всем значении правосознания основу любой правовой системы составляют правовые нормы и производные от них правоотношения. 37. Соц. регулирование и соц. контроль Общество – саморегулируемая сложная соц. система. Важнейшую роль в соц. регулировании общественной жизни играет соц. культура. Прежде всего соц. ценности и нормы, соц. институты и организации. Вместе с тем в соц. структуре общества как часть общей системы соц. регулирования имеется и играет немаловажную роль особое структурное образование, особый институт соц. контроля, непосредственно призванный обеспечивать своими путями и средствами нормальное, упорядоченное функционирование и развитие общества, предотвращать и исправлять такие соц. отклонения, которые способны дезорганизовать общественную жизнь, соц. порядок. Соц. контроль – это способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности. Соц. контроль указывает, что в случае несоблюдения предписаний будут применены соответствующие санкции. Соц. контроль вносит вклад в обеспечение воспроизводства соц. отношений и соц. структуры и играет очень важную роль в стабилизации и интеграции соц. системы и упрочении соц. порядка. Особенна велика роль соц. контроля в предотвращении и пресечении соц. отклонений. 38. Сущность и значение соц. контроля. Роль права в соц. контроле Общество только тогда может функционировать эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Соц. контроль – это способ саморегуляции соц. системы, обеспечивающий посредством нормативного регулирования целенаправленное воздействие людей и других структурных элементов этой системы, их упорядоченное взаимодействие в интересах укрепления порядка и стабильности. 1)Соц. контроль – составная часть более общей и многообразной системы соц. регулирования поведения людей и общественной жизни. Ее специфика состоит в том, что такое регулирование носит упорядоченный, нормативный и категоричный характер и обеспечивается соц. санкциями или угрозой их применения. 2)Соц. контроль осуществляется и через социализацию личности, и через взаимодействие личности с первичной соц. группой, ее культурой и через взаимодействие личности, соц. группы с обществом в целом. 3)Соц. контроль – процесс соц. взаимодействия, при котором не только личность испытывает воздействие соц. контроля, но и соц. контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности. 4)Характер, содержание и направленность соц. контроля определяются характером, природой, типом данной соц. системы. В системе обеспечения соц. контроля важное место принадлежит соц. санкциям как реакции общества или соц. группы на поведение личности в соц. значимых условиях. Соц. нормы, выражающие требования, предписания наряду с определением типа поведения обычно содержат соц. санкции, т.е. соц. последствия того или иного поведения, которые вытекают из установок данной социокультурной системы. Соц. санкции – это оперативное средство соц. контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения требований соц. норм и ролей. По своему характеру соц. санкции могут быть правовыми, моральными, религиозными и др.; по сфере применения – политическими, экономическими, духовно-идеологичесикми и др.; по содержанию – позитивными и негативными; по форме закрепления – формальными, закрепленными в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международные и внутригосударственные. Применение правовых санкций обеспечивается гос. принуждением, моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или соц. группы. Различные виды соц. санкций и норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Роль и значение соц. контроля состоят в том, что он вносит серьезный вклад в обеспечение воспроизводства соц. отношений и соц. структуры и тем самым играет важную роль в стабилизации и интеграции соц. системы и укреплении соц. порядка. Соц. контроль направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определенных ситуациях, не вызывающие возражений соц. группы или всего общества. Особенна велика роль соц. контроля в предотвращении и пресечении соц. отклонений. 39. Девиантное поведение Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример). Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение. В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм. Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе. Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций. 40. Социальная аномия Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Соц. аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности. Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал соц. аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности, а одним из ярких ее выражений – широкое распространение самоубийств. Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех соц. групп, в которые входит индивид. Мертон под соц. аномией понимал состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей теории соц. аномии проблему соотношения соц. целей и средств их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц. аномия вырастает из состояния равновесия между ними. Сегодня понятие соц. аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчужденность личности от общества, разочарованность в жизни, апатия, преступность - zB. современное российское общество. 41. Сущность, причины и факторы соц. изменений Суть социологии – конкретнее определить суть соц. развития, его движущие силы, формы, пути и перспективы. Находясь в постоянном движении, общество претерпевает соответствующие соц. изменения в процессе перехода соц. явлений, их элементов и структур, связей, взаимодействий и отношений из одного состояния в другое, возникновение или исчезновение того или иного явления. Одни изменения могут проходить на микро-, другие на макроуровне. Различаются не только по масштабам, но и по своей глубине. Могут проходить в рамках сохранения качества данного соц. явления, а могут и выходить за пределы этого качества. Соц. развитие в узком смысле – это не всякое движение, не любое изменение, а лишь такое, которое связано с глубинными, структурными его изменениями, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Изменения в обществе составляют содержание развития, а его сущность состоит в изменении структуры целого, что категория развития применима только к объектам, имеющим внутреннюю структуру. Проходящие в рамках соц. развития соц. изменения имеют определенную направленность, исключающую хаотическое нагромождение таких изменений. Направленность общественного развития характеризуется как движение от низшего к высшему, от простого к сложному. (теория соц. эволюции вторая половина 19 в.) В рамках современной социологии поступательное движение общества связывается прежде всего с достигнутым уровнем промышленного или научно- технического развития, определяющим все другие стороны жизни общества. Неоднозначно в социологии решение вопроса об источниках соц. изменений. Одна группа ученых переносит его во вне общества, другие видят его в самом обществе. Последние как раз представляют интерес для социологии, т.к. причины и факторы изменения и развития общества ищутся во взаимодействии его различных сторон, структур. Особенно пристальное внимание этой проблеме уделило конфликтологическое направление в социологии, которое исходит из признание решающей роли соц. конфликта в развитии общества. Движение общества марксизм всегда рассматривал как самодвижение, т.к. главный источник соц. изменений он видел в единстве и борьбе противоположностей внутри любого соц. явления и процесса. Вся соц. история человечества представлена марксизмом как история борьбы классов. Соц. противоречия были и будут всегда, а потому и изменение и развитие общества, его частей – это нормальное его состояние. Сторонники современной немарксистской конфликтологической теории тоже признают соц. конфликты неотъемлемой чертой любого общества, одной из основной движущих сил соц. развития. Значение конфликта современные социологи видят в том, что он предотвращает консервацию и загнивание общества и ведет к его обновлению, регуляцию соц. конфликта рассматривают как путь достижения соц. стабильности, которое в конечном счете рассматривается как нормальное состояние общества. Соц. конфликт - любое соц. противоречие на любой стадии его развития. В социологии немало и таких концепций, которые исходят из иных парадигм в этом вопросе. Структурный функционализм, видя в обществе самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, именно стабильность системы считает естественным состоянием общественной жизни. Источник соц. изменений состоит во внутреннем взаимодействии тесно связанных элементов соц. системы, а также во взаимодействии разных систем. Соц. изменения, по Парсонсу, следует рассматривать как подвижное равновесие, которое может относиться как к части общества, так и к нему в целом. Задача общества как соц. системы состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать вероятность возникновении конфликта, а при его возникновении урегулировать его, чтобы это не дезинтегрировало соц. систему. 42. Виды и формы соц. изменений В истории социологии отчетливо прослеживается явное преобладание эволюционизма, стоящего на позициях признания оптимального и плавного развития общества и рассматривающего революционные общественные преобразования как отклонение от естественного хода истории. Марксизм же переносит центр тяжести в соц. развитии на революцию, которая неизбежна и необходима в любых условиях в любое время. Именно она выражает глубинную и подлинную сущность исторического развития, понимаемого как закономерная смена общественно-экономических формаций. Эволюционисты в свою очередь не могли не замечать революционные общественные преобразования, но они считали революцию побочным, нежелательным, противоестественным явлением, без которого можно обойтись, поскольку с помощью эволюции, реформ можно осуществить глубокие соц. преобразования. Такое негативное отношение к революции определялось тем, что они сопровождались массовыми бедствиями населения, насилием. Отсюда – абсолютизация эволюции, реформ и критика революционного марксизма. Недопустима абсолютизация места и роли одной из двух основных форм соц. изменений. Соц. эволюция и соц. революция – это две различные, но необходимо взаимосвязанные, взаимообусловленные стороны общественного развития. Они неразделимы и теряют смысл друг без друга. Часто соц. революция рассматривается слишком узко, как политическая революция, захват власти, а не как исторический период. В рамках которого ускоренно происходит качественное и всестороннее преобразование общества. При таком подходе она не может рассматриваться как неизбежная форма общественного развития. Революционные изменения в широком смысле, качественные изменения в развитии общества же также закономерны и неизбежны, как и эволюционные, количественные. Формы, способы их проявления зависят от конкретно- исторических условий данной эпохи и страны. Революционные политические взрывы – следствие прежде всего объективно складывающегося соотношения и характера взаимодействия противоборствующих соц.- политических сил. Если пол. силы готовы с помощью глубоких и радикальных реформ провести назревшие соц. преобразования, пойти на компромисс, то почва для революционных потрясений значительно сужается. В прошлом типичным был вариант когда политические силы проводили негибкую политику, и соц. революции были неизбежны. Сегодня складывается обстановка, когда достижение целей серьезного обновления общества может осуществляться по первому варианту. 43. Проблема соц. прогресса в социологии Изменения в обществе происходят не хаотично, а имеют определенную направленность, оно развивается от простого к сложному, прогрессивно, поступательно. Критерии соц. прогресса у различных социологов далеко не одинаковы, но почти все из них видели, что с каждой новой исторической эпохой человечество поднимается на все более высокую ступень познания природы, развития орудий труда, удовлетворения своих потребностей. Человечество находится не в прошлом, а в будущем, к которому надо стремиться. В обществе действуют не только прогрессивные, но и консервативные и реакционные силы, стремящиеся повернуть развитие назад. История знает застойные, даже попятные периоды. Но общая линия исторического развития на длительный период доказывает положительную направленность этого развития. В связи с этим возникает сложный вопрос: каковы критерии соц. прогресса и могут ли они носить объективный характер? Нередка позиция, согласно которой критерии соц. прогресса носят не объективный, а чисто субъективный характер. Однако это не совсем правильно, существует общечеловеческий критерий общественного прогресса – степень объективного соответствия или несоответствия общественного строя подлинной природе человека, его потребностям и интересам свободного и всестороннего развития личности. Для каждого, кто признает объективный и поступательный характер общественного развития, кто признает личность самоцелью такого развития, только то соц. изменение может быть признано прогрессивным, которое отвечает гуманистическому критерию общественного прогресса, приближает человечество к гармонии личности, общества и природы. Не все социологи признают поступательный, прогрессивный характер развития общества. Шпенглер исходил из цикличного общественного развития народов и их групп, в рамках которого они проходят два предопределенных основных этапа – восходящая и нисходящая ветви развития. Дальнейшее развитие эта концепция культурно-исторических типов развития получила развитие благодаря Тойнби. На своеобразной позиции находился Сорокин, у которого речь шла об идеальных социокультурных суперсистемах, различающихся мировоззрением. Он не отрицал общественного прогресса и вел речь о формировании, а в перспективе утверждение новой единой цивилизации в масштабах всего человечества. Это нашло свое отражение в возникновении и расширении влияния концепции современного глобализма. Глобализм – современное человечество рассматривается не как обособленные страны, а как единое целое, новая соц. суперсистема, все структурные элементы которой находятся во взаимосвязи. Глобализация мира обусловлена постоянно прогрессирующей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Успех и решение глобальных проблем современности оказывается во всевозрастающей зависимости от активности и согласованности действий всех стран и народов мира. 44. Проблема типизации обществ в современной социологии Разные социологи по-разному подходили к проблеме типизации обществ. Марксистская социология в основу классификации положила способ отношения собственности, разделив все общества на пять основных общественно- экономических формаций. Другие социологи подразделяют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: общества охотников и собирателей, садоводческие общества, аграрные общества, промышленные общества. Сегодня весьма широко распространение деления общества на доиндустриальные или традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Также общества различаются по политическим критериям (по характеру и форме соотношения общества и государства) на демократические, тоталитарные и авторитарные. Типизация общества может быть проведена и по другим признакам: по господствующей в обществе религии, в связи с распространенным языком общения и др. Общество находится в постоянном развитии, в этом главный смысл общественной жизни. Вряд ли было бы правильно считать все указанные классификации равнозначными, но ни одну из них не следует ни отвергать с порога, ни возводить на уровень единственно правильной. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |