реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социум

Социум

| | | | | |

страница 1 из 3 / >> следующая страница <<

|Учебный курс СОЦИОЛОГИЯ |

|Предмет и структура социологии |

|Взаимоотношение социологии с другими общественными науками /социальная |

|философия, история, политология, правоведение и др./ |

|Значение социологии и её роль в общественной жизни |

|Главные социологические парадигмы |

|О. Конт как основатель социологии |

|Социологические взгляды Г. Спенсер |

|Значение социологии марксизма и её ограниченность |

|"Социологизм" Эмиля Дюркгейма |

|Работа Э. Дюркгейма "О разделении общественного труда" |

|"Понимающая" социология М. Вебера и его теория социального действия |

|Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" |

|Социологическая мысль в дореволюционной России и её основные направления |

|П. А. Сорокин - один из классиков социологии XX столетия. "Социальная и |

|культурная динамика" |

|Работа П. А. Сорокина "Моя философия - интегрализм" |

|Социология реформ и революций П. А. Сорокина |

| |

|Учебный курс Социология |

|1. Предмет и структура социологии |

|Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas,|

|т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью |

|следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и |

|то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не |

|случайно получивших название «общественных»: история, философия, |

|экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика,|

|психология, этнография, демография и др. Поэтому простое указание на то, |

|что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о |

|специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения |

|общества. |

|Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных |

|наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его |

|функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму |

|социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание |

|социальной реальности – социума как объекта социологии. |

|Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или |

|иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией социальная |

|жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более|

|или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и |

|группами, национальностями и народностями, коллективами и т.д.) и самими |

|людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. |

|В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения подразделяются |

|на: |

|1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои); |

|2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры,|

|члены семьи); |

|3) социально-территориальные (городское и сельское население); |

|4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические |

|группы); |

|5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные |

|объединения); |

|6) межличностные (личности) и др. |

|Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей|

|в среде себе подобных. |

|Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям |

|только экономическим, политическим или духовным. Они проявляются во всех |

|сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и |

|-политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер |

|общественной жизни, наряду с экономической, политической или духовной, а |

|общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и |

|взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие |

|«социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя|

|кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и |

|социальные институты и пр. |

|Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с |

|тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного |

|организма, общественной жизни, общественных отношений. |

|Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, |

|на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, |

|антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно |

|для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и |

|выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и |

|закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфических|

|соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития |

|общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и |

|взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом. |

|Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и |

|определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.|

|Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета |

|социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия |

|наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого |

|взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, |

|многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней |

|изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти |

|явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких |

|соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и|

|на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное |

|основание для подразделения социологии на след. составные части: |

|1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение |

|общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; |

|2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, |

|направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия |

|отдельных структурных частей соц. системы; |

|3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия|

|и взаимодействия отдельных людей, их поведения. |

|В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования |

|делятся на: |

|-- теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного |

|фактического материала в области соц. жизни); |

|-- эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического |

|материала в указанной области и его первичная обработка, включая и |

|начальный уровень обобщения). |

|Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования |

|соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие |

|друг друга. |

|В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими |

|исследованиями различают |

|-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и |

|совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой |

|социологической науки) и |

|-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов|

|преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в |

|этой области) социологию. |

|От социологических исследований следует отличать социальные исследования. |

|Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более |

|широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные |

|являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в |

|экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне |

|эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных |

|науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.|

| |

| |

|2. Взаимоотношение социологии с другими обществ. науками (история, |

|политология, правоведение и др.) |

|Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с |

|другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и |

|взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, |

|экономической наукой и некоторыми другими общественными науками. |

|Социология и социальная философия. |

|Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего |

|тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы|

|меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой |

|является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве |

|такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме |

|входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает |

|общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания,|

|а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, |

|философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и|

|в человеческом мышлении. |

|Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и |

|сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной |

|жизни), отражающими специфику социальной формы движения реальной |

|действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об |

|обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные |

|связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами |

|категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению |

|общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и |

|изучает социология в отличие от социальной философии. |

|Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является |

|необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов|

|и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает |

|как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой |

|стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её |

|сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и |

|предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её |

|положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной |

|жизнью, практикой. |

|Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии |

|и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой |

|оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление|

|социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на|

|пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики |

|одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке |

|собственной тематики каждой из них. |

|Социология и история. |

|Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё|

|общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки |

|особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая|

|из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных |

|фактов общественной жизни. |

|Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии |

|прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это |

|соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей |

|природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического |

|хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения |

|конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их |

|индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в|

|социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта |

|прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, |

|закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. |

|Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если |

|история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то|

|социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения |

|людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект |

|социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не |

|только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология |

|переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя |

|как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование. |

|Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что |

|социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение |

|исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических |

|исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в |

|социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной |

|действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических|

|исследований позволяет историкам успешнее преодолевать |

|описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, |

|глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических |

|обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории |

|может служить возникновение социологии истории, призванной дать |

|социологический анализ исторического процесса. |

|Социология и политология. |

|Очень важно также определить правильное соотношение социологии и |

|политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что: |

|-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются |

|важнейшими субъектами и объектами политики; |

|-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных|

|форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на|

|социальные изменения в обществе;- |

|-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление |

|проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, |

|социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет |

|развитие общества в целом; |

|-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и |

|политологии находят своё выражение в появлении такой специальной |

|социологической теории, как социологическая политология. |

|Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную |

|реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и |

|жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже |

|одних и тех же общественных явлений. |

|Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно |

|поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей,|

|а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как |

|целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль |

|общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. |

|Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление |

|теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно |

|более широких социальных обобщений. |

|Социология и специальные науки. |

|И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также |

|некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество|

|в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория |

|сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, |

|экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на |

|социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на |

|экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами |

|экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия |

|социальных условий и факторов и их использования в производстве, |

|распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления |

|взаимодействия экономической и социологической наук. |

|В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими |

|специальными общественными науками. |

| |

|3. Значение социологии и ее роль в общественной жизни. |

|Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные |

|функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем |

|виде эти функции можно подразделить на 3 основные: |

|-- теоретико-познавательную, |

|-- практически-политическую, |

|-- идейно-воспитательную. |

|Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить |

|и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, |

|закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и |

|механизмах его развития. Обогащение научного социолог. знания происходит |

|как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и|

|в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки – |

|соц. действительности. Только правильное и глубокое системное отражение |

|сущности и закономерностей развития соц. реальности позволяет социологии |

|выполнять и другие ее функции. |

|Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не|

|ограничивается познанием соц. реальности. Опираясь на это, она вырабатывает|

|предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на |

|совершенствование соц. жизни, на повышение эффективности управления соц. |

|процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в |

|различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма,|

|общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории |

|не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и |

|оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития |

|личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и |

|практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и |

|прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической |

|функции социологии. Расширение и углубление действительного использования |

|результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ |

|соц. политики и в практике управления общественными процессами – одна из |

|актуальнейших задач развития нашего общества и государства. |

|Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую |

|играют социологические исследования и их результаты в воспитательной |

|работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. |

|действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к|

|их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно |

|широко используют социологические исследования для выражения и защиты |

|классовых и иных соц.-групповых интересов и целей, для обоснования своей |

|политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать |

|крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и |

|идеологического в реальном социолог. исследовании. Сверхидеологизация |

|неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и |

|правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть |

|подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание|

|идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.