![]() |
|
|
СоциумСоциум| | | | | | страница 1 из 3 / >> следующая страница << |Учебный курс СОЦИОЛОГИЯ | |Предмет и структура социологии | |Взаимоотношение социологии с другими общественными науками /социальная | |философия, история, политология, правоведение и др./ | |Значение социологии и её роль в общественной жизни | |Главные социологические парадигмы | |О. Конт как основатель социологии | |Социологические взгляды Г. Спенсер | |Значение социологии марксизма и её ограниченность | |"Социологизм" Эмиля Дюркгейма | |Работа Э. Дюркгейма "О разделении общественного труда" | |"Понимающая" социология М. Вебера и его теория социального действия | |Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" | |Социологическая мысль в дореволюционной России и её основные направления | |П. А. Сорокин - один из классиков социологии XX столетия. "Социальная и | |культурная динамика" | |Работа П. А. Сорокина "Моя философия - интегрализм" | |Социология реформ и революций П. А. Сорокина | | | |Учебный курс Социология | |1. Предмет и структура социологии | |Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas,| |т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью | |следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и | |то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не | |случайно получивших название «общественных»: история, философия, | |экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика,| |психология, этнография, демография и др. Поэтому простое указание на то, | |что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о | |специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения | |общества. | |Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных | |наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его | |функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму | |социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание | |социальной реальности – социума как объекта социологии. | |Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или | |иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией социальная | |жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более| |или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и | |группами, национальностями и народностями, коллективами и т.д.) и самими | |людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. | |В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения подразделяются | |на: | |1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои); | |2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры,| |члены семьи); | |3) социально-территориальные (городское и сельское население); | |4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические | |группы); | |5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные | |объединения); | |6) межличностные (личности) и др. | |Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей| |в среде себе подобных. | |Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям | |только экономическим, политическим или духовным. Они проявляются во всех | |сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и | |-политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер | |общественной жизни, наряду с экономической, политической или духовной, а | |общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и | |взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие | |«социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя| |кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и | |социальные институты и пр. | |Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с | |тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного | |организма, общественной жизни, общественных отношений. | |Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, | |на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, | |антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно | |для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и | |выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и | |закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфических| |соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития | |общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и | |взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом. | |Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и | |определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.| |Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета | |социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия | |наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого | |взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, | |многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней | |изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти | |явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких | |соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и| |на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное | |основание для подразделения социологии на след. составные части: | |1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение | |общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; | |2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, | |направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия | |отдельных структурных частей соц. системы; | |3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия| |и взаимодействия отдельных людей, их поведения. | |В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования | |делятся на: | |-- теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного | |фактического материала в области соц. жизни); | |-- эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического | |материала в указанной области и его первичная обработка, включая и | |начальный уровень обобщения). | |Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования | |соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие | |друг друга. | |В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими | |исследованиями различают | |-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и | |совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой | |социологической науки) и | |-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов| |преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в | |этой области) социологию. | |От социологических исследований следует отличать социальные исследования. | |Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более | |широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные | |являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в | |экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне | |эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных | |науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.| | | | | |2. Взаимоотношение социологии с другими обществ. науками (история, | |политология, правоведение и др.) | |Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с | |другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и | |взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, | |экономической наукой и некоторыми другими общественными науками. | |Социология и социальная философия. | |Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего | |тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы| |меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой | |является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве | |такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме | |входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает | |общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания,| |а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, | |философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и| |в человеческом мышлении. | |Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и | |сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной | |жизни), отражающими специфику социальной формы движения реальной | |действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об | |обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные | |связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами | |категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению | |общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и | |изучает социология в отличие от социальной философии. | |Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является | |необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов| |и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает | |как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой | |стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её | |сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и | |предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её | |положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной | |жизнью, практикой. | |Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии | |и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой | |оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление| |социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на| |пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики | |одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке | |собственной тематики каждой из них. | |Социология и история. | |Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё| |общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки | |особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая| |из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных | |фактов общественной жизни. | |Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии | |прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это | |соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей | |природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического | |хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения | |конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их | |индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в| |социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта | |прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, | |закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. | |Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если | |история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то| |социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения | |людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект | |социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не | |только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология | |переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя | |как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование. | |Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что | |социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение | |исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических | |исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в | |социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной | |действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических| |исследований позволяет историкам успешнее преодолевать | |описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, | |глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических | |обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории | |может служить возникновение социологии истории, призванной дать | |социологический анализ исторического процесса. | |Социология и политология. | |Очень важно также определить правильное соотношение социологии и | |политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что: | |-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются | |важнейшими субъектами и объектами политики; | |-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных| |форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на| |социальные изменения в обществе;- | |-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление | |проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, | |социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет | |развитие общества в целом; | |-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и | |политологии находят своё выражение в появлении такой специальной | |социологической теории, как социологическая политология. | |Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную | |реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и | |жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже | |одних и тех же общественных явлений. | |Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно | |поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей,| |а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как | |целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль | |общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. | |Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление | |теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно | |более широких социальных обобщений. | |Социология и специальные науки. | |И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также | |некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество| |в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория | |сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, | |экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на | |социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на | |экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами | |экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия | |социальных условий и факторов и их использования в производстве, | |распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления | |взаимодействия экономической и социологической наук. | |В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими | |специальными общественными науками. | | | |3. Значение социологии и ее роль в общественной жизни. | |Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные | |функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем | |виде эти функции можно подразделить на 3 основные: | |-- теоретико-познавательную, | |-- практически-политическую, | |-- идейно-воспитательную. | |Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить | |и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, | |закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и | |механизмах его развития. Обогащение научного социолог. знания происходит | |как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и| |в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки – | |соц. действительности. Только правильное и глубокое системное отражение | |сущности и закономерностей развития соц. реальности позволяет социологии | |выполнять и другие ее функции. | |Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не| |ограничивается познанием соц. реальности. Опираясь на это, она вырабатывает| |предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на | |совершенствование соц. жизни, на повышение эффективности управления соц. | |процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в | |различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма,| |общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории | |не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и | |оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития | |личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и | |практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и | |прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической | |функции социологии. Расширение и углубление действительного использования | |результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ | |соц. политики и в практике управления общественными процессами – одна из | |актуальнейших задач развития нашего общества и государства. | |Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую | |играют социологические исследования и их результаты в воспитательной | |работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. | |действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к| |их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно | |широко используют социологические исследования для выражения и защиты | |классовых и иных соц.-групповых интересов и целей, для обоснования своей | |политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать | |крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и | |идеологического в реальном социолог. исследовании. Сверхидеологизация | |неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и | |правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть | |подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание| |идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |