![]() |
|
|
Социумраскрывается взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов. Последние десятилетия в развитии современной социологии отмечены, с одной стороны, появлением новых соц. концепций, дальнейшим усилением их многообразия, с другой - все яснее проявляющимся стремлением преодолеть традиционный разрыв макро- и микросоциологии, теоретического и эмпирического подходов к изучению и пониманию соц. реальности. Такое стремление началось в 30-е годы, но именно в 70-90 оно приобретает характер устойчивой, доминирующей тенденции. Значение объединительных попыток состоит не только в том, что они сами по себе несут немалое новое соц. значение, но и в том, что успешное решение этой важнейшей задачи может означать переход к качественно новому этапу в развитии теоретической социологии. Речь идет о тенденции движения не к одной и единственной общесоц. теории, исключающей плюрализм соц. парадигм, а об обеспечении единства и многообразия, при котором сохраняющийся плюрализм не исключал, а предполагал сближение различных методологических подходов к изучению соц. действительности. Речь идет о потребности в создании более широкой и высокой соц. научной системы, способной обобщить лучшие достижения различных направлений современной социологии. Интегралистские, объединительные тенденции в современной социологии рельефно проявились в частности в новейших концепциях «коммуникативного действия» Хабермаса, «структуралистского конструктивизма» Бурдье, «структурации» Гидденса, "неофункционализма" Александерса и др. Немецкий соц. философ и социолог Юрген Хабермас в работах «Теория коммуникативного действия», «Фактичность и значимость» и др. сделал попытку соединить концепции структурного функционализма и концепции феноменологии, добиться интеграции теории действия и теории систем. С творчеством этих социологов связан качественно новый этап в развитии социологической науки. 22. Структуралистский конструктивизм Бурдье и теория структурации Гидденса Известный французский социолог Пьер Бурдье (1930) создал концепцию структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма. В определении и изучении сути соц. отношений Бурдье предложил использовать одновременно 2 принципиальных подхода: 1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического оператора конструирования объектов". Объединяя в своем учении принципы структурализма и конструктивизма, он использует 2 центральных в его концепции понятия – «соц. поле» и «габитус». Соц. поле - это соц. пространство, в котором осуществляется различное взаимодействие людей, включающее целый ряд разных полей – политическое, экономическое, культурное, духовное и др. Под габитусом понимается система прочных приобретенных предрасположенностей индивидов, которые формируются под воздействием объективной соц. среды и используются ими в своих действиях как исходные установки. На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление противопоставления макро- и микросоциологии. Крупнейшие труды: -- "Соц. пространство и символическая власть", -- "Социология политики" (1993), -- "Начала" (1994). Крупнейший английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938) (Капитализм и современная соц. теория, внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории ("Политическое и социологическое воззрение Макса Вебера", "Эмиль Дюркгейм" и др.). Гидденс выдвинул оригинальную теорию структурации, также направленную на интеграцию макро- и микроподходов к исследованию соц. реальности ("Элементы теории структурации"). Его теория исходит из того, что в общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность. Соц. практики "одинаковы" в опр. времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как "мониторинг течения соц. жизни". В свою очередь индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки соц. деятельности", обеспечивают повторение соц. практик, что и делает возможным их типизацию и научный анализ. И здесь он выступает как против волюнтаристов, отрицающих или принижающих влияние условий среды, так и против детерминистов, игнорирующих или недооценивающих роль и значение воли и желаний субъекта в этой деятельности. Против этих крайностей и была направлена его концепция взаимосвязи и органического сочетания соц. структуры и соц. действия. Гидденс считает, что необходима объединительная парадигма, а не полюсные подходы. 23. Социологическое понимание общества. Социальные связи и взаимодействия Общество – совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулируемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей. Общество представляет собой теснейшее сплетение разнообразных соц. связей и взаимодействий, исходной первоносной которого выступает соц. действие. Человеческое действие приобретает черты соц. действия только тогда, когда оно осознанно и сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения других людей. Соц. действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как соц. связь. Она включает такие основные элементы: -- субъекты этой связи, -- предмет связи, характеризующий содержание связей; -- механизм осуществления связи и его сознательное регулирование. Поведение человека, живущего в мире себе подобных, зависит не только от него самого, его физических качеств, а от совместно живущих и совместно действующих людей, оказывающих взаимное влияние на поведение друг друга. При этом с прогрессом общества такая зависимость неуклонно возрастает. Соц. связь может выражаться в различных формах: как в виде соц. контакта – поверхностные связи людей, так и соц. взаимодействия. Соц. взаимодействие – это система взаимообусловленных соц. действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение соц. отношений. Соц. отношения - это одна из форм проявления соц. взаимодействий, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью соц. взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания соц. связей. Соц.взаимодействия могут классифицироваться по различным основаниям. Сорокин разграничил их: 1)по количеству субъектов взаимодействия на: -- взаимоотношения двух людей друг с другом; -- одного и многих; -- многих и многих; 2)по характеру взаимоотношений субъекта взаимодействия на: -- односторонние и -- двусторонние, -- а также на солидарные и -- антагонистические; 3)по своей длительности на: -- кратковременные и -- долговременные; 4)по наличию или отсутствию организованности на: -- организованные и -- неорганизованные; 5)по сознательности взаимодействия: -- сознательные и -- бессознательные; 6)по материи обмена в процессе обмена на: -- интеллектуальные, -- чувственные и -- волевые. Важным подразделением соц. взаимодействий является и такое, как непосредственные и опосредованные взаимодействия. 24. Общество и культура. Социальная роль культуры Общество как широкая социальная реальность характеризуется не только своим групповым характером, но и регулируемым поведением людей, в основе которого лежат ценности, нормы, правила поведения, т.е. культура данного общества. Т.о., соц. культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования. Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий. В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом. Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.- философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист. понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества. Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах: 1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации. 2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы. 3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия). 25. Социальные ценности и нормы, их роль в общественной жизни Важнейшей частью соц. культуры являются соц. ценности и нормы. Каждое конкретное общество, помимо общечеловеческих ценностей и норм, имеет и свои специфические представления о том, что нужно, важно, а что нет. В этом находит свое выражение национальное, профессиональное своеобразие культуры данного общества, соц. или иной группы. Соц. ценности – продукт соц. взаимодействия людей и их групп, в процессе которого обнаруживается способность того или иного соц. явления удовлетворять потребности, интересы личности, соц. группы или общества в целом и происходит его оценка. Они позволяют каждому члену общества понять и усвоить, что в нем признается добром, а что злом. Поведение людей в обществе, соц. группе определяется прежде всего их ориентацией на определенные ценности. Соц. ценности - это более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т.е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Соц. ценности отвечают на вопрос, как относится к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Категорию «соц. ценности» ввел М. Вебер. Будучи главным элементом соц. регуляции, соц. ценности определяют ее общее, стратегическое направление. В системе соц. регуляции ценности выступают как более общий элемент, являющийся основанием для выработки другого, последующего элемент – соц. нормы. Соц. нормы производны от соц. ценностей и основываются на них. Соц. нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и целостность общества. Повторяемость, регулярность определенных соц. взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соот. ситуациях. Соблюдение этих норм обеспечивается в обществе обычно путем применения соц. поощрений и соц. наказаний, т.е. позитивными и негативными санкциями, выступающий как наиболее конкретный элемент в структуре соц. регуляции. Соц. нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно для ценностно-нормативной регуляции жизни общества подразделение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме закона, иного гос. или административного акта, содержат четкие диспозиции и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности. Соц. нормы могут опираться не только на юридические и нравственные нормы, но и обычаи и традиции. 26. Общество и личность. Социальные статусы и роли Широкой проблемой характеристики общества как социокультурной реальности является вопрос о личности и ее взаимодействии с обществом. Личность занимает особое место в соц. структуре общества как ее основной элемент, без которого нет соц. действий, взаимодействий, ни соц. отношений, соц. институтов. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как "человек", "индивид", "личность". Социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, для социологии важнейшее значение имеет категория "личность". Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, соц. отношения, ответственность за свои поступки. Т.е. человеком рождаются, а личностью становятся. Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определенный соц. статус. Он охватывает разностороннюю и в то же время обобщающую характеристику положения индивида: профессию, квалификацию, материальное положение, национальность, возраст, семейное положение и т.д. Соц. статус в свою очередь подразделяется на: -- предписанный, полученный независимо от субъекта, чаще всего от рождения (раса, пол, возраст) и -- достигнутый, приобретенный собственными усилиями индивида. В ряде случаев индивид может иметь и смешанный соц. статус. Чем шире в обществе распространены достигаемые статусы и чем более важную роль они играют в общественной жизни, тем общество в целом более демократично и цивилизованно. Одна и та же личность имеет несколько статусов (является субъектом двух или более соц. групп). Один из них является основным, главным, определяющим положение человека в обществе в целом (обычно такой статус связан с должностью по основному месту работы) . От соц. статуса следует отличать личный статус. Они могут не совпадать. Соц. статус личности может находит свое выражение в статусных символах (униформа). Не менее важное значение для характеристики личности имеет такая ее сторона, как социальная роль – ожидаемое поведение человека, связанное с его соц. статусом и типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Это находит свое выражение в совокупности ожиданий (ролевые ожидания) и требований (ролевые требования), выдвигаемых обществом или соц. группой перед личностью, занимающей определенный статус. С одним и тем же статусом связано выполнение нескольких соц. ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой ("ролевой набор" по Мертону). Как и соц. статусы, соц. роли могут закрепляться формально (в законе и ином правовом акте), а могут носить и неформальный характер (моральные нормы поведения). От соц. роли отличается ролевое поведение, которое означает не соц. запрограммированное ожидаемое, а фактическое поведение того, кто данную роль выполняет. В процессе выполнения соц. ролей личности могут возникать определенные трудности (ролевые напряжения) и конфликты (ролевые конфликты), связанные с противоречиями между различными нормативными соц. ролями или между разными элементами одной и той же соц. роли. Ролевое напряжение обычно возникает в связи с трудностями выполнения, совмещения ролевых обязательств и несоответствием внутренних установок личности требованиям роли. Ролевые конфликты – проявление более острого противоречия между ролями или различными сторонами одной роли, когда эти роли или стороны выступают как несовместимые, исключающие друг друга. 27. Социализация индивида и особенности ее основных этапов. Ресоциализация Социализация – осуществляющийся на протяжении жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают определенную систему знаний, ценностей и норм, накапливают соц. опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, соц. группах и организациях и становятся личностями, полноправными членами данного общества. Социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида со соц. средой, в ходе которого с одной стороны реализуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой, общество посредством воспитания, образования трансформирует их в соц. значимые свойства человеческой личности при активном участии самого человека. Социализация – длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но и получает и изменяет свой соц. статус и соц. роли. На основе социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных возможностей и способностей каждой личности. В то же время она служит одним из важнейших факторов нормального функционирования общества, обеспечениря и стабилизации соц. порядка, необходимой преемственности общественного развития. Все, кто осуществляет социализацию или способствует ей называются агентами социализации. Это родители, семья, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, школы, вузы, трудовые коллективы и т.д. Социализация включает в себя различные этапы, каждому из которых присущи свои особенности. По-разному решается в литературе: -- одни выделяют в социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой этапы, -- другие – первичная социализация (от рождения до утверждения зрелой личности) и вторичная социализация, связанная с перестройкой личности в период ее соц. зрелости, -- третьи предлагают более дробное деление (младенчество, детство, юность, разные степени зрелости, старость). В отличие от первичной социализации детей, юношей и девушек социализация взрослых носит вторичный характер, будучи связана с заменой ранее приобретенных и утвердившихся знаний, ценностей на качественно новые. Такая вторичная социализация называется ресоциализация – процесс усвоения взрослыми новых знаний, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей вместо прежних. Особенно резко ресоциализация проявляется когда человек внезапно попадает в принципиально иную ситуацию, но чаще всего связана с существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии и переподготовкой кадров. Тип, характер, социализация, ее формы, методы и средства определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, культуры она осуществляется. В демократическом обществе социализация будет носить по содержанию и форме демократический характер, основываться на соответствующих ценностях и нормах, ориентироваться на такие же цели и идеалы. В условиях недемократических режимов, когда игнорируются и подавляются права человека и гражданина, индивидуальность личности социализация будет носить иной характер. 28. Общество как социальная система, ее структура Общество неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых соц. явлений и процессов. Составными элементами общества являются люди, соц. связи и действия, соц. взаимодействия и отношения, соц. институты, соц. группы, общности, соц. нормы и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе. Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается от произвольного хаотичного скопления людей и других соц. явлений. Соц. структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества как системы. Общество как соц. система – это такой соц. организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам. Под обществом как соц. системой в социологии понимается большая упорядоченная совокупность соц. явлений и процессов, более или менее |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |