реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология 86 вопросов

Величайшие достижение церкви — идея отпущения грехов после покаяния.

Церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных

признаков. Прежде всего это наличие профессионального духовенства, которое

формируется по иерархической системе. Кроме всего этого, церковь выступает

и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая

составляет экон. основу ее существования. Для церкви типично также наличие

четко разработанной догматики и детализированного культа.

Внутренняя структура такого института представляет собой

организационно оформленное взаимодействие различных систем,

функционирование каждой из которых связано с формированием социальных

организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов. В

частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая

системы. Первая система включает в себя группу занимающихся выработкой,

сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно

религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением включающим в

себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема,

включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система

нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих

осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих

отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-

институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и

положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих

организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями

различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными

подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской

империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как

социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в

процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно

приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе

общества. В функционировании церкви, выступающей в роли социального

института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены —

религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных

функций, которые выполняет религия в обществе. Известный американский

этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал

существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла

жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из

способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности

смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она

вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни, например: дает надежду

тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни: болезни, бедность,

социальное неравенство.

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии

связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод,

которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей

беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то

причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога.

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что

важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия

регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с

помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются

на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько

социальных функций. Наиболее важные из них:

. мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека,

определяет его понимание мира;

. компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то

чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под

давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны

индивида;

. интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих

приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов

поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и

коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм

самоорганизации социума.

Мировоззренческую функцию религия и церковь реализуют благодаря,

прежде всего, наличию в ней определенного типа взглядов на человека,

общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом

и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в

ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или

отвержение), мироотношение (оценку) и пр.

Религия и церковь выполняют компенсаторную функцию, восполняет

ограниченность, зависимость, бессилие людей — в плане как перестройки

сознания, так и изменения объективных условий существования. Реальное

угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство

превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная

благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов

смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются

братством в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу

индивидов возмещаются личностным богообщением и общением в группе.

Религия и церковь обеспечивают общение, осуществляют коммуникативную

функцию. Общение складывается в религиозной деятельности и отношениях,

включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека

человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих

друг с другом; верующих с Богом.

Религия и церковь, являясь составной частью культуры, выполняют

культуротранслирующую функцию. Она способствует развитию определенных ее

слоев — письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и

развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного

наследия от поколения к поколению.

Церковь выполняют ряд функций и играют определенную роль в обществе.

Понятия «функции» и «роль» связаны, но не тождественны. Функции — это

способы действия религии в обществе, роль — суммарный результат,

последствия выполнения ею функций.

Церковь оказывает на экон. отношения и другие сферы общественной жизни

обратное влияние. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность,

отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет

«нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными»,

противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на

экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на

область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций

в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие

общественные отношения. /Основы религиоведения, с.67/

23.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Политические институты — разновидность социальных институтов, к ним

относятся: государство, полит. партии, общественные организации имеющие

свои полит. интересы (профсоюзы, молодежные и женские организации,

творческие организации, религиозные общности и т.д.). Каждый из полит.

институтов осуществляет определенный вид полит. деятельности и включает

социальную общность, слой, группу специализирующиеся на реализации полит.

деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:

. политические нормы регулирующие отношения внутри полит. института и между

ними и между политическими и неполитическими институтами общества;

. материальные средства необходимые для достижения поставленных целей.

Полит. институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование

полит. деятельности, сохранение идентичности полит. общности даже при смене

состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность,

осуществляют контроль за полит. поведением.

Крупнейший соц.-полит. институт — институт государства. Функции

государства являются организация и управление жизнью общества. Для

выполнения этих функций государство обладает законами, которые само и

создает, огромные материальные средства, как за счет налогов, так и за счет

др. поступлений (госсобственность и др.). Однако современное государство

представляет собой очень сложный механизм, состоящий из целого ряда

относительно самостоятельных структур. Оно включает в себя институт

президентства, правительства, парламентаризма, местного самоуправления,

правоохранительных органов, судебных и т.д. Все эти государственные

институты обладают такими свойствами, как легитимность или законность.

Форма государства и его органов определяются, как правило, национальными

традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии.

По форме современные государства делятся на монархию (традиционную и

конституционную) и республику (парламентскую или президентскую).

Универсальной структурой государственной власти является:

. законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т.д.),

. исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы

правопорядка и т.д.),

. судебные органы,

. армия и органы госбезопасности,

. государственная система информации и т.д.

Но в разных обществах существуют различные избирательные системы, различна

роль президента и парламента, судебных и правительственных органов.

К полит. институтам относится институт права, в любом обществе (за

исключением наименее развитых) существуют законы, регламентирующие

различные формы взаимодействия между людьми, организациями людей.

Существует гражданское, уголовное, административное право. И наконец к

полит. институтам относятся полит. партии, общественные организации,

профсоюзы, без которых современная жизнь не мыслиться. В демократических

обществах все полит. институты автономны (власть делится на независимые

ветви — исполнительную, законодательную, судебную). Все полит. институты

влияют на формирование государственных и властных структур, направляют

полит. направление развития общества. В авторитарных и тоталитарных

обществах естественные функции полит. институтов деформированы, полит.

партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются

правящей элите. Поведение индивидов и групп в полит. сфере подчиняются

нормам — основным правила участия в полит. жизни. Нормы разделяются на

нормы-законы и нормы-привычки.

24.ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их

взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает

эффективное решение своих задач осложнений в обществе не возникает. Однако

под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых

потребностей общества социальные институты перестают отвечать требованиям

времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного

института может возникнуть явление дисфункции. В процессе развития соц.

институтов каждый из них периодически переживает период, названный

дисфункцией. Приставка дис означает нефункционирование, бездействие, т.е.

такое состояние соц. института, когда он либо вовсе не выполняет присущие

ему функции, либо выполняются недостаточно. Дисфункция соц. института имеет

2 основные причины:

во-первых—устаревшие формы соц. института. Дисфункция может показать, что

данная форма соц. института перестает удовлетворять потребностям

изменившегося общества. Например, в разных странах и в разное время возник

кризис власти, кризис экономики. Выходом из этих кризисов служит реформа

или замена, модернизация соц. института. Либо это пересмотр средств,

которыми обладает институт;

во-вторых — изменилось само общество, накопленные изменения в обществе

приводят к общественному кризису. Так, например, общественные волнения,

революции, соц.-экон. кризисы лишают соц. институты необходимых для их

деятельности средств. Например, в условиях кризиса, войны все соц.

институты испытывают трудности (хотя и в разной степени) особенно в

материальных средствах. Во время войны прекращаются школьные занятия.

Явление дисфункции присуще в той или иной степени всем институтам:

соц.-полит., соц.-экон., социально-культурные институты, а также институт

семьи с примыкающими институтами брака, развода.

Гармоничная и сбалансированная система социальных институт,

обеспечивающих основные потребности общества и прежде всего в обеспечении

необходимых связей и регулировании поведения людей — это важнейшее условие

сохранения и развития общества. Во время революционных или быстрых

социальных изменений многие традиционные институты либо прекращают свою

деятельность либо адаптируются к новым условиям и задачам. Но формирование

новых институтов требует времени, в итоге люди сталкиваются с трудностями

неурегулированности новых социальных отношений и связей, поддержания

общественного порядка в каких-то областях жизни. Такие переходные периоды

когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных социальных

институтов Дюркгейм назвал аномией. Глубокие институциональны реформы, как

правило сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу.

История знает не так уж много примеров эффективного и безболезненного

реформирования социальных институтов. Чаще всего реформы заканчиваются

бурными революционными событиями.

25.СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Термин стратификации вошел в российскую социологию с начала 90-х гг.

вместе с литературой по данному вопросу, пришедшей к нам с запада, но еще в

60-е гг. этот термин встречался в литературе критического направления. В

советские годы теория стратификация считалась ложной буржуазной теорией, а

единственно верной была марксистско-ленинская теория классов.

Термин стратификация происходит от слова страты — означающего слой.

Под термином стратификация понимается следующее: в обществе имеют место

социальное неравенство людей, т.е. неравенство в их общественном положении

относительно друг друга. Проще говоря в обществе одни люди занимают более

высокое положение, чем другие и это безошибочно определяется и ощущается

всеми. Оснований для такого неравенства несколько. Один из первых к этой

проблеме обратился П.А. Сорокин. Он считал, что таким основанием

неравенства могут быть богатства, размеры богатства, образование, род

занятий, партийная принадлежность и др.

В американской социологии второй половины 20в очень активно занимались

теорией стратификации и особенно проблемами, лежащими в основе неравенства.

В результате многих разработок социологов появилось дополнительно к

факторам, названным Сорокиным еще ряд— престиж профессии, знатность, пол и

даже место проживания, характер проведения досуга, хобби и множество

другого. В силу этого в американской социологии было признано и к этому

склонялось большинство ученых, что в обществе существует множество

естественных социальных оснований неравенства, неодинаковости и

следовательно можно выделить любое количество групп (50, 60 или 150)

отличающихся по тем или иным особенностям своего положения или по

совокупности таких особенностей. Помимо основной существует дополнительные

типы стратификации — социально-территориальная, социально-демографическая и

социально-этническая.

В сорокинской социологии более типичным (до последнего десятилетия)

характерным была традиционная, уходившая в 19в принцип стратификации. В его

основе лежит теория классов, больших групп людей, главным основанием в

различиях соц. положения которых являются доходы и род занятий и еще 2-3,

имеющих дополняющий характер. Выделяли страты: владельцев капиталов,

рабочие, чиновники, крестьяне, люди свободных профессий (актеры,

художники).

Западная концепция социальной стратификации 20в основывается на

принципах универсального социального расслоения и неравенства, имеющих:

. естественную (биологическую, физическую и психическую) особенность людей;

. социальную (разделение труда, доход, власть, собственность, уклад жизни,

статусно-ролевые позиции) природу.

А социальная структура трактуется как совокупность иерархических

взаимосвязанных между собой социальных групп, для которых характерна

вертикальная и горизонтальная порядочность:

1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного

общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж,

собственность);

2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными

отношениями;

3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов

данного общества и прежде всего экономических.

В советской социология вместо термина стратификация использовался

термин классовая структура общества, где применительно к советскому

обществу выделялись класс рабочих, крестьян и слой интеллигенции.

Считалось, что интеллигенция не имеет своего особенного отличного от других

отношения к собственности. Она работает либо на госпредприятиях как

рабочие, либо в колхозах как крестьяне. Третьего класса не было.

С конца 60-х гг. стал использоваться термин — соц. структура общества.

Считалось, что это более глубокое проникновение (чем у Маркса, Ленина)

выделялось не только отличие между классами, но и различия между жителями

города и деревни, что также является неравенством, а также между

работниками умственного труда и физического. Еще позже с 70-х гг. стали

отличать и соц. неравенство в положении мужчин и женщин. Все эти типы

неравенства порождали группы, занимающие в обществе несправедливо неравное

положение требующее преодоления, ликвидации на пути к коммунизму. Все эти

группы — рабочие, крестьяне, интеллигенция, горожане, сельские жители,

мужчины и женщины — составляли соц. структуру общества.

Таким образом, по существу термины соц. стратификация, классовая

стратификация и социальная структура общества совпадают в том, что они

обозначают реально существующие неравенства в общественном положении людей.

В то же время они различаются тем, что включают разное количество неравных

по положению групп, неодинаковым являются и обозначения групп. Если

западные и американские социологи, исходившие из того, что социальное

неравенство есть вечное естественное состояние любого общества от самого

примитивного до современного и никогда не будет преодолено. То советская

социология исходила из того, что это состояние не вечно — были примитивные

доклассовые общества (где не было неравенства) и будет в перспективе такое

общество (коммунистическое), где тоже не будет неравенства, т.е.

неравенство — преодолимо.

26.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ

Гидденс предложил универсальную систему 4-х типов стратификации,

складывавшихся в разное время и в разных регионах земного шара. В качестве

оснований для типологии он выбрал следующее моменты:

. каков характер, принцип или основание выделения неравных по своему

положению групп;

. каков характер взаимоотношений между этими группами;

. каковы возможности перехода из одной группы в другую, т.е. возможности

изменения социального положения того или иного человека.

Этими четырьмя типами явились следующие:

Первым типом стратификации, который он выделил на этих основаниях было

рабство: основанием для деления на рабов, рабовладельцев и свободных

граждан были законы, регламентировавшие права, возможности, обязанности,

обязанности перед государством и в отношениях между этими категориями во

всех стратах, где существовала эта система. Т.е. основой стратификации

являлись законы стратификации. Вторая особенность этого типа стратификации

заключается в том, что рабы принадлежали своим хозяевам полностью, как

вещь. Третья особенность — переход из одной категории в другую было почти

невозможен, и все-таки в индивидуальном порядке это происходило, а позднее

при разложении рабовладельческого строя даже в массовом порядке (раба можно

было отпустить, освободить за особые заслуги).

Второй тип стратификации по Гидденсу — касты. Хотя кастовая система

преимущественно существовала на Юге Азии, сам термин португальского

происхождения. Индия, Пакистан — страны классической кастовой системы.

Разные ученые насчитывали в Индии различное количество каст от полутора

десятка до нескольких сотен. Основанием деления на касты в этих странах

служили религиозно-нравственные принципы. В соответствии с ними считалось,

что души умерших в соответствии с количеством и качеством грехов

неоднократно переселяются из умерших тел в другие тела. И есть категории

людей получающих заведомо порочную душу — это худшие касты. Есть и высшие

касты. Здесь действует не закон, а мораль и религия. Второй аспект —

взаимоотношения между кастами были иными, чем в рабстве. Внутри кастой

касты были свои богатые и бедные. Но в высших кастах, конечно богатые, а в

низших — почни нищие. Однако высшие касты не владели низшими. Низшая каста

неприкасаемых была социально отгорожена от других. Переход из одной касты в

другую был менее возможен и доступен, чем в системе рабства. Индивидуальный

переход исключен, но в последнее столетие под влиянием Европы эта система

начала меняться, и некоторые касты целиком переходят на более высокие

ступени и становится возможным их взаимодействие с высшими кастами. В

настоящее время и система рабства и система каст практически

эволюционировали, рабство вообще исчезло, кастовая система почти исчезла.

Третий тип стратификации — сословия. Они возникли в средневековой Европе,

но в определенных формах имели место на других континентах (Китай). В

основе сословного деления лежали специальные законы, указы, документы,

подписанные монархом. Согласно им сословия наделялись каждое определенными

правами и обязанностями по отношению не друг к другу, а к государству

воплощенному в монархии. Одни из этих сословий обязаны были платить

определенные налоги, т.е. поддерживать государство материально. Другие

обязаны были защищать его с оружием в руках. Дворянство будучи высшим

сословием имело привилегию советовать монарху, служить ему лично, занимая

при нем высшие должности. Первым сословием возникшим т.о. были дворяне и

духовенство, далее крестьяне и разные категории горожан — ремесленники,

чиновники и т.д. довольно быстро возникло купечество. В России имелись

специфические сословия: казачество (военный народ не плативший в казну),

инородцы (на территории России полукочевой народ). Внутри каждого сословия

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.