реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология 86 вопросов

развивалось хоть и от низших к высшим формам, но не равномерно, а скачками,

с длительными задержками, отступлениями и прочими неравномерными

движениями. Третья точка зрения, что общество развивалось по циклам — в

одном месте зарождается цивилизация, развивается и умирает, потом тоже

самое повторялось в другой части Земли.

Мезосоциология, или социология среднего уровня, в рамках которой считается

самой важной целью исследовать, имеющиеся в обществе группы людей, такие

как классы, нации, поколения, а так же созданные людьми стабильные формы

организации жизни, названные институтами: институт брака, семьи, церкви,

образования, государства, и т.д. Более 100 институтов.

Микросоциология — третий уровень изучения общества. Приверженцы

микросоциологии считают, что самое главное понять, познать деятельность

отдельного человека, мотивы, характер действий, стимулы и препятствия.

Итак в социологии имеются три этажа уровней познания, понимания

общества. Но за прошедшее время социология превратилась в очень сложную

структуру, которая напоминает большое ветвистое дерево, где сложилось

множество прикладных или отраслевых ветвей социологического познания. В

организационной структуре социологии как науки существует три независимых

уровня:

1. уровень фундаментальных исследований, задачей которого является

приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих

универсальные закономерности и принципы;

2. уровень прикладных исследований, в которых ставится задача изучения

актуальных проблем на основе существующих фундаментальных знаний, имеющих

практическую ценность;

3. социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний.

Социология развиваясь усложнялась. Возникло разделение на

теоретическую и эмпирическую. Спецификой теоретической социологии является

то, что она опирается на эмпирические исследования, но теоретические знания

преобладают над эмпирическими, т.к. именно теоретические знания в конечном

счете определяют прогресс в любой науке и в социологии тоже. Теоретическая

социология — это совокупность многообразных концепций, разрабатывающих

аспекты социального развития общества и дающие их интерпретацию. В

теоретической социологии отсутствует ядро, которое бы оставалось стабильным

со времени ее основания. Существует множество концепций и теорий в

теоретической социологии: материалистическая концепция развития общества К.

Маркса основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества

(исторический материализм); существуют различные концепции стратификации,

индустриального развития обществ; конвергенции и др. Но необходимо

учитывать, что часть теорий и концепций не имеет подтверждение своей

правоты в точные исследования или историей развития общества.

Теоретическую социологию трактуют как науку о человеке и обществе, но

в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть

относительно самостоятельные теоретические подсистемы, которые имеют

предметом исследования различные сферы (семья, труд, социальные группы и

т.д.). Спецификой теоретической социологии является то, что она решает

проблемы изучения общества на основе научных методов познания

действительности. Если философия решает общественные проблемы умозрительно,

на основе цепи логических размышлений, то теоретическая социология

опирается на эмпирические исследования, т.е. характерной чертой социологии

является единство теории и практики.

Социология включает в себя такие уровни знания, как социальная

философия, теоретическая социология и целый комплекс конкретно-

социологических дисциплин. Структурой социологического познания или

социологии как науки выступает не менее 50 отраслевых направлений, в рамках

которых изучается современное общество. Существует социология религии,

культуры, политики, и экон. социология и этносоциология, изучающая нации и

народы, социология конфликта, социология молодежи и т.д.

В каждом из этих уровней познания конкретизируется предмет

исследования. Во всех этих исследованиях социология выступает как научная

система, т.к. основной целью является получение научного знания об обществе

в целом или об отдельных его фрагментах. Таким образом социология

представляет собой сложную систему знания, каждый элемент которой

конкретизирует общее представление о предмете науки, методах исследования и

способах его оформления.

3.СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ

Метод в социологии — это способ построения и обоснования

социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций

эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод

включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность

знания. Что касается специфических методов познания, то считается что они

схожи с методами социальной психологии, статистики, истории, этнографии,

кибернетики и др. наук.

Во всех этих исследованиях социология выступает как научная система,

т.к. основной целью является получение научного знания об обществе в целом

или об отдельных его фрагментах. Поэтому она решает проблемы изучения

общества на основе научных методов познания действительности. Если

философия решает общественные проблемы умозрительно, на основе цепи

логических размышлений, то теоретическая социология опирается на

эмпирические исследования. По мнению социологов общественная жизнь должна

изучаться не умозрительно, а на основе методов эмпирической (опытной)

науки. Научный (или позитивистский) метод означает опору теоретической

социологии на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении,

экспериментах и сравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных,

не вызывающих сомнения.

Конт создал методологическую базу социологии. Основными методами по

Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный

метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.)

Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки тех положений,

которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он считал те, которые

получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Специфика социологических методов познания обусловлена спецификой

объекта исследований — общества. По вопросу специфики общества как объекта

познания существует два основных теоретических направления: позитивистской

ориентации и антипозитивистской ориентации с множественными разветвлениями

в каждом направлении.

1. Представители первого направления (от О. Конта до современных

позитивистов) стремились подвести общество под общенаучный знаменатель,

т.е. стремились представить его как часть объективной (природной)

действительности, изучаемой на основе общенаучных методов. И социология

представлялась им одной из научных дисциплин, которая должна как и все

естественные науки раскрывать законы, объясняющие устройство и изменение

общества.

2. Представители второго направления (от Дильтея до современных

антипозитивистов) стремились общество как бы вынести за рамки природной

действительности, наделяя его сугубо специфическими признаками,

требующими при изучении каких-то особых методов познания.

Материальное единство мира, диалектическая связь всех форм движения

материи определяют принципиальную общность основных закономерностей

познавательного процесса в различных областях научного знания, в том числе

и в социологии. Как часть природы общество вписывается в структуру

природных закономерностей, но в то же время общество — это особая часть

природы, обладающая своими специфическими признаками, которые познаются

методами имеющими свою особенность. По общему признанию отличие общества от

других природных объектов заключается во включении духовного фактора в

структуру социального объекта. Особенность социального объекта и его

методов познания заключается в том, что процесс познания скорее напоминает

самопознание: объект познания одновременно является и субъектом, и субъект

социального познания является частью социального объекта.

Особенностью объекта познания является и то, что исследуется не только

общество в целом и его деятельность, но и деятельность отдельных групп,

личностей, т.е. общее в социологии должно своеобразно преломляться через

индивидуальные формы его проявления.

Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-

научные, в основе которых лежат определенные принципы. Всеобщими принципами

социологии являются: объективность, историзм и системный подход.

Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей,

которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление

изучается как многогранное и противоречивое, изучается вся система фактов и

отрицательных и положительных.

Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем,

институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии

соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития.

Используя принцип историзма социология имеет возможность исследовать

динамику социальных процессов, определить направленность развития

процессов.

Системный подход — способ научного познания, при котором отдельные части

какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым.

Системный подход предполагает выделение определенного систематизирующего

параметра, поиск связей и отношений между элементами всей системы.

Системный подход в социологии предполагает выяснение принципов иерархии

элементов социальной системы.

К конкретным методам социологии относятся различные научные методы,

основанные на количественных методах с применением сложного математического

аппарата (теории вероятности, математической статистики). При этом

социология опирается на достижениях статистики, демографии, психологии и

других дисциплин, изучающих общество. В социологии выделяется такой раздел

теоретической науки как методика и техника социологического исследования.

4.ПОНЯТИЕ СОЦИУМА. УСЛОВИЯ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Термин общество — многозначен и используется в нескольких смыслах.

Прежде всего общество — это означает все человечество. Тем самым отделяя

человечество от природы как таковой, так и от неживой природы. В работах

Сорокина этот термин отделяет человечество от природы и от популяций

сообществ различных животных видов. Кроме того, общество — обозначает какой-

либо народ (русский, американский). В этом случае под обществом понимается

территориально-государственное образование, которое отличается от других

территориально-государственных образований различными характеристиками. Эти

два смысла, два словоупотребления равнозначны понятию «социум».

Однако понятие «общество» (но не как социум) используют для

обозначения: когда говорят о «высшем обществе», «аристократическом

обществе» и для обозначения добровольных объединений по поводу

удовлетворения каких-либо социальных потребностей, например — общество

садоводов, рыболовов-любителей и т.д.

Социология применяет понятие общества в первых двух смыслах, синонимом

которых является социум. В этом смысле общество — это такое объединение

людей, в котором происходит постоянное и устойчивое взаимодействие и

взаимообуславливание между людьми в исторически сложившихся формах.

Существуют обязательные условия продолжительного существования и

развития социума. Такими условиями или факторами являются:

. общность территории. Как правило общество формируется тогда, когда

исторически сложиться и обозначится граница, в рамках которой общество

функционирует. (к народам, проживающим дисперсно, например цыганам, или

ведущим кочевой образ жизни — к ним понятие общества не применимо);

. целостность и устойчивость;

. самовоспроизводство и саморегулируемость. Причем самовоспроизводство

означает не только биологическое воспроизводство, но и способность к

созданию, сохранению и развитию общих черт жизни, быта, культуры,

сознания. Саморегулируемость обеспечивается прежде всего государственными

структурами, законами, а также нормами религии и морали;

. такой уровень развития культуры, который выражается в выработке норм

поведения и ценностей общих для данного общества и отличающих их от

других.

5.ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

Существует множество способов классификации обществ. В социологии

принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например,

Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга

и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное,

рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или

социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется

способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон.

ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления,

которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические,

социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ

производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это

исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем

— это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей

линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более

прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих

в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например,

франкоязычное общество).

Существует классификация по способу добывания средств к существованию:

общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное

(Г. Ленски, Дж. Ленски).

Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее

крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество).

Основные различия между ними заключается в следующем:

. в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором

люди руководствуются личной выгодой;

. первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных

законах;

. первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует

специализированные профессиональные роли;

. первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;

. главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации

и ассоциативные формы объединения людей.

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной

организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым

характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь

расположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые

полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.

Тут он допускал возможность возникновения нового типа общества путем

объединения разных обществ, примером служит Римская империя.

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой

подход, рассматривавший историю о развитии как смена трех стадий

человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и

постиндустриальное. Индустриализация — это социальный процесс, который

характеризовал превращение традиционных (аграрных) обществ в современные

(промышленные) путем создания крупной машинной промышленности и

производственных технологий. Индустриализм рассматривается как система

социальной организации, где индустрия охватывает не только

производственную сферу, но и остальные сферы общественной жизни.

Поппер немецкий социолог середины 20в (книга К. Поппера «Открытое

общество и его враги») выделял 2 типа современного общества: открытое и

закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое

для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения

свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и

социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего

воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими

терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).

6.СИСТЕМНОСТЬ ОБЩЕСТВА. ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ

На протяжении всей истории социологии важнейшей проблемой являлась

проблема определения что же такое общество, каковы механизмы социальной

интеграции, обеспечивающие социальный порядок вопреки огромному

многообразию интересов индивидов и социальных групп? Существует множество

трактовок понятия «общества»:

Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность,

основанную на коллективных представлениях.

По Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющихся продуктом

социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.

Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим

началом которой являются нормы и ценности.

С точки зрения Маркса общество — это исторически развивающаяся совокупность

отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной

деятельности.

Конт пытался представить социальную структуру (статику в его терминологии)

как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до

системы религии и государства.

Спенсер, отмечая, что общество как сложный организм имеет для каждой

потребности или функции имеет определенный орган, и развитие обществ

происходит через дифференциацию или деление существующих органов. Но

развитие происходит не только делением имеющихся социальных институтов, но

и путем отмирания некоторых и появление абсолютно новых социальных

институтов.

В целом, такая характеристика справедлива и сегодня. Любое общество, а

особенно современное, — сложно структурировано, но является целостной

системой элементов. Такой подход к понятию общества называется системным.

Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в

объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему,

которая могла бы стать теорией общества. Система — это определенным образом

упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих

некоторое целостное единство. Материальную основу любой системы составляют

ее элементы, представляющих собой сложную иерархию подсистем со сложными

связями и взаимодействиями. Для общества необходимо, чтобы эти связи и

взаимодействия носили устойчивый характер и воспроизводились в историческом

процессе, переходя из поколения в поколение, тогда общество как система

приобретает системные качества: когда общество представляет собой не просто

сумму элементов, а устойчивую систему. Существует несколько интерпретаций

структуры общества в зависимости от точки зрения на взаимоотношения

элементов и на то, что берется в качестве первоначальных элементов:

Так как исходным элементом всякого общества является человек, а точнее

определенное количество людей, объединенных родственными, хозяйственными,

этническими, религиозными, политическими и др. связями, то структуру

общества можно представить как систему групп, классов, общностей и статусно-

ролевых единиц. Все эти элементы существуют не сами по себе (разрозненно),

а связаны в социальную систему — целостное образование, основным элементом

которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Кроме того в обществе как системе выделяют подсистемы или сферы. Таковыми

являются экон., полит. и социальная подсистемы. Существует традиция

подразделения общества на материальную и духовную сферы жизни людей. Каждая

подсистема складывается из своих собственных блоков или институтов,

выполняющих свои функции в структуре целостного социального организма, чаще

всего эти функции связаны с реализацией тех или иных социальных

потребностей.

В современном обществе принято выделят вслед за Парсонсом 4 сферы, в

рамках которых функционируют те или иные общественные институты:

Экономическая сфера или сфера экономики. В рамках этой сферы существуют

институты денег, ценных бумаг, банков. В экон. сфере находится производство

материальных благ, рынок. Главным содержанием экон. сферы является

производство, обмен и потребление материальных благ.

Политическая или сфера политики, в рамках которой существуют такие полит.

институты, как институт парламентаризма, институт президентства,

правительство, бюрократический аппарат, местное самоуправление, полит.

партии, общественные организации и движения. Главным содержанием, смыслом

полит. отношений выступает власть, т.е. способ оказывать влияние на

поведение других людей в полит. сфере. Условием, обеспечивающим власть

одних людей над другими, является закон наделяющий разные должностные

категории разными правами в системе государственного и полит. управления.

Сфера общественной жизни — культура, главным элементом которой является

образование, наука, религия, искусство, мораль, ценности и идеалы.

Сфера, где выступают семейные роды, семейные отношения. Главные институты

этой сферы — институт брака, развода.

В разных обществах все эти сферы имеют существенные отличия: и власть,

и экономика, и культура, и семья имеют различную структуру, обладают

различными качествами. Марксистская теория близка к этому, выделяя:

экономическая, политическая, культурная и социальная. Но не зависимо от

выделяемых элементов, главное то, что общество — представляет собой

целостную систему с качествами, которых нет ни у одного из включенных в

него элементов.

Исходя из теории социальной стратификации социальная структура

трактуется как совокупность иерархических взаимосвязанных между собой

социальных групп, для которых характерна вертикальная и горизонтальная

порядочность:

1. они занимают разное положение в системе социального неравенства данного

общества по основным социальным критериям (власть, доход, престиж,

собственность);

2. они связаны между собой экономическими, политическими и культурными

отношениями;

3. они являются субъектами функционирования всех социальных институтов

данного общества и прежде всего экономических.

7.СУЩНОСТЬ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

Общество как и любая сложная самоорганизующаяся система изменяется и

развивается, проходя определенные исторические стадии:

Кондорсе полагал, что история общества складывается из 10 эпох, основным

стержнем которых является развитие капиталистических отношений.

Герден полагал, что история общества есть прогрессивное развитие, целью

которого является реализация гуманистических идеалов.

Конт подразделял прогрессивное развитие общества на 3 эпохи: теологическую

(когда человек объясняет все явления на основе религиозных представлений),

метафизическую (отказ от апелляции к сверхъестественному и пытается

объяснить все на основе философских абстракций) и позитивную (или научную,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.