реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология 86 вопросов

который позволяет расширить базу сравнительных показателей уровня жизни за

счет включения данных как о здравоохранении и образовании, так и о реальных

доходах. На основании индекса 1991 г исчисленного за 85-90гг СССР занимал

31 место в рейтинге 160 стран, что позволило ей оказаться в середине списка

стран с «высоким уровнем человеческого развития». По результатам последнего

доклада, основанного на данных за 95г Россия занимает 72 место в рейтинге

173 стран, что позволило ее отнести к странам со « средним уровнем

человеческого развития». Обошли Россию в числе этих стран — Болгария,

Польша, Мексика, Турция. Эксперты считают что данные последних лет

предполагают дальнейшее ухудшение ситуации и для России не исключена

ситуация включение ее в категорию стран с «низким уровнем человеческого

развития».

81.ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ. О.КОНТ И Г.СПЕНСЕР

Хотя социология как самостоятельная наука оформилась в 19в, но до того

эти же проблемы рассматривались многими философами. Вопросы социальной

философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще

в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели

явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический смысл.

Главной целью античных социально-философских концепций было стремление

оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к

борьбе с внешней опасностью. И эта борьба как бы была лейтмотивом всей

истории человечества. Поэтому каждому новому поколению философов

приходилось создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический тип культуры и произошла

переориентация философского интереса с ценностей земной жизни на проблемы

абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм

переводится в плоскость борьбы двух миров: божественного и земного,

духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда стали

пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм стал

утрачивать свое значение.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций

человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции

рационального характера, ориентированные на принципы научного (позитивного)

познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени

представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось

рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления

социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории

общественного развития основывались на принципах материализма и

революционных преобразований общества. С совершенно других позиций

подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание

на духовные аспекты социальной жизни.

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя

систему общественного знания предложил новую науку об обществе —

социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее

социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать

общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы.

Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество,

лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с

помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в

том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что

социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия

проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту,

представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс

развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к

специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы

явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих

выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта

социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно

которому все познание проходит три стадии : теологическую, метафизическую и

позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как

социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д.

последователи его также пытались понять социальное через биологическое.

Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную

динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования

общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в

этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья,

государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в

обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии.

Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория

общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное

развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены

социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.

Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов,

эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных

групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки

тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он

считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального

эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной

физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей.

Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через

биологическое и поэтому это направление получило название в истории

социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно

ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще

разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе

обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое

достойное место только спустя почти целый век.

Ярким представителем новой науки являлся Герберт Спенсер,

провозгласивший новую идею развития (эволюцию). Спенсер, отмечая, что

общество как сложный организм имеет для каждой потребности или функции

имеет определенный орган, и развитие обществ происходит через

дифференциацию или деление существующих органов. Но развитие происходит не

только делением имеющихся социальных институтов, но и путем отмирания

некоторых и появление абсолютно новых социальных институтов. Спенсер

обосновал идеи либерализма с позиций социологии. Он выступил с мнением, что

государство по своей сути есть акционерное сообщество для защиты интересов

его членов. Он впервые ввел понятия социальная система, социальная

структура, социальный институт. Он различал три типа институтов:

продолжающие род (брак, семья), экономические и регулирующие (религия,

полит. институты, мораль и т.д.). Две идеи Спенсера: описание структуры

общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что

Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма

и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие

эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без

исключение явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и

культура и психология естественны по происхождению и поэтому все

естественное и природное развивается по законам природы и следовательно —

эволюции.

82.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ 19 в.

1.Натуралистическое направление в социологии 19в включали в себя многие

школы, но они все были по сути дела последователями Огюста Конта. Установки

Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы

биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических

школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это

направление получило название в истории социологии название —

натуралистической социологии. Натурализм — социальные концепции,

опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания.

Положительной стороной натурализма выступает стремление выработать

объективную и стройную систему знаний (аналогичной естественным наукам), но

это направление игнорировало сложности общественного развития и

сознательный характер человеческой деятельности.

Социологический позитивизм стал доминирующим в социологии 19в. Его

основные концепции разработаны Миллем, Спенсером, Дюркгеймом и др. Основой

всех их концепций являлся эмпиризм, и строились концепции на принципах

научной рациональности, но они не раскрывали всей сложности социального

объекта.

В 19в появляется множество различных направлений и школ социологии. В

пределах социологического натурализма развиваются школы: органистическая

школа, социальный дарвинизм, расово-антропологическая, географическая и др.

Органистическая школа в социологии рассматривала общество (по аналогии

с биологическим объектом) как сложный организм, исходным элементом которого

выступает индивид. В основе концепций этой школы лежали две идеи: идея

общества как организма и органического целого, и идея эволюционизма. Две

идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея

эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух

направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет

раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и

распространяет эти идеи на все без исключения явления в природе и обществе.

Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по

происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам

природы и следовательно — эволюции.

Школа социального дарвинизма. Сторонники этих идей пришли к выводу,

что основные законы биологии (приспособления, естественного отбора и борьбы

за существование) продолжают действовать в общественной истории. Ярким

представителем этой школы был Людвиг Гумплович. С точки зрения Гумпловича

основным элементом общества является не индивид, а группа (раса).

Антагонистические отношения между группами (расами) и составляют суть

общественного развития. Эти отношения характеризуются состоянием постоянной

борьбы, стремлением к подавлению и порабощению одной группы другой. С их

точки зрения люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свой

индивидуальный интерес, но борьба вынуждает их объединяться (борьба —

групповая, а интересы — индивидуальны). Предметом социологии с точки зрения

его является изучение структуры социальных групп и их взаимоотношений.

Расово-антропологическая школа. Ее основатель — Гобино. Основное

положение его теории — биологической наследственностью определяется

социальное поведение (т.е. взаимодействие с другими) Социальное поведение

он считал результатом действия расовых и антропологических факторов. Гобино

считал, что социальные институты, культура вытекают из расовых,

биологических источников. Эта школа пытается объяснить превосходство одной

расы над другой и вредность расового смешения. Он считал, что чистота расы

— источник развития цивилизации, чем чище раса биологически, тем

значительнее ее врожденные способности, тем интенсивнее она развивается.

Многие идеи были взяты на вооружение фашистскими идеологами, приверженцами

идеи «чистоты арийской расы». Французский социолог, антрополог Жорж Ваше де

Ляпуж разработал концепцию социальной антропологии, где рассматривал

расовый фактор решающим в истории развития общества, разделяет расы на

высшие и низшие.

Географическая школа развивалась в рамках натурализма. В ее основе

лежит концепция жизненного пространства. Поведение человека, социальных

групп объясняются в зависимости от ландшафта, климата, мест обитания.

Существовало несколько ветвей этой школы: одна — близка к антропологической

школе, друга — разрабатывает теории зависимости здоровья от места обитания

(климата и др. природных условий). Представители этих направлений считали,

что характер человека и его поведение формируется под влиянием территории:

немцы живут на маленькой территории — отсюда бережливость, педантичность;

русские живут на огромных территориях — отсюда широта души,

расточительность.

Марксистская социологическая школа была основана крупным экономистом и

видным представителем социологии Карлом Марксом. Им была разработана

классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда;

материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете

экон. факторов в развитии общества —исторический материализм); Маркс и

Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций.

Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга

и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное,

рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или

социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется

способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон.

ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления,

которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические,

социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ

производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это

исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем

— это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей

линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более

прогрессивной по сравнению с предыдущей.

2.Психологическое направление в социологии появилось в конце 19в. В нем

выделилось 2 ветви: психологический эволюционизм и групповая психология,

которые внесли массу разнообразных теорий.

Один из основоположников социальной психологии — Тард, который

рассматривал все с трех точек зрения: повторения, противопоставления и

приспособления. На этой основе он построил общую теорию законов и общества.

Закон повторения применительно к обществу получил название закона

подражания. Именно этот закон, с точки зрения Тарда определяет отношения

людей друг к другу, раскрывает диалектику традиций и инноваций.

Свой вклад в развитие внес Кули, автор теории «зеркального Я».

Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья,

соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и

осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая

за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не

может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно

благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают

социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться

человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках

малых первичных групп. Эта идея была развита в теории интеракционизма.

Представитель психологического эволюционизма Гиддингс видел специфику

общественного развития в проявлении осознанных актов человеческой психики.

Он считал, что общественная эволюция отличается от природной тем, что в ней

заложена ясно осознанная цель, которая и является двигателем общественного

прогресса. Эта цель проявляется как на уровне индивидуального, так и

коллективного сознания.

Однако не все сторонники психологического направления разделяли идею о

четко осознанных актах человеческого поведения. Постепенно складывалось

направление на основе идей о таких актах психики, которые оставаясь за

порогом сознания, оказывают влияние на поведение человека. Парето, а за ним

и инстинктивисты, опираясь на психологические модели социального поведения,

стали утверждать, что история движется не благодаря осознанным актам людей,

а благодаря скрытым биоимпульсам. Эта идея получила свое развитие в

психоаналитической концепции Фрейда. Фрейд считал, что индивиды образуют

группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства

преданности и покорности лидерам группы. Согласно теории Фрейда это

происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но

обусловлено тем, что члены группы отождествляют лидеров с могущественными,

богоподобными личностями, какими в детстве казались им их отцы.

84.СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОРОКИН П.А.

Крупнейший социолог мирового уровня 20в, профессор Петроградского

университета, в 1922г был выслан из России. Его учениками были многие

выдающиеся американские социологи, сделал огромный вклад в теоретическую

социологию. Один из родоначальников теории соц. стратификации, социального

пространства и соц. мобильности. В своей теории стратификации он объяснил,

что любое общество не однородно, слои составляющие его определяются рядом

позиций: имущественным неравенством, образовательным неравенством. В теории

соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в

другой. Ему принадлежит еще ряд идей: теории конвергенции (сближения,

приобретения одинаковых черт, все общества в 20в в сущности развиваются в

одном направлении и между ними все больше общего, чем различий и где-то в

перспективе различия станут незначительными).

Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной

смысл, чем был до этого — совокупность всех членов общества, как целое. В

этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в

представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие

ниже в социальном пространстве. Соц. пространство по Сорокину представляет

собой абстрактное, условное пространство, где люди и целые группы людей

занимают то или иное место в общественных представлениях о человеке

сделавшем карьеру говорят, что он «поднялся». Под социальным пространством

Сорокин понимал не трехмерное геометрическое пространство, а многомерное

пространство. Он писал:

социальное пространство — это народонаселение Земли;

социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами

населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с ее членами;

положение человека в социальной вселенной определяется путем установления

этих связей;

совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из

них составляют систему социальных координат, позволяющую определить

социальное положение любого индивида.

Отсюда следует, что люди, принадлежащие к одинаковым социальным

группам и выполняющие практически идентичную функцию в пределах каждой из

этих групп, находятся в одинаковом социальном положении. Он писал, что для

упрощения можно сократить число параметров до двух, указал в качестве

основных параметров социального пространства — вертикальное и

горизонтальное перемещение. По горизонтали социальное положение людей

одинаково, по вертикали существенно отличается. Для Сорокина все эти

термины были удобным инструментом для анализа и описания социальных

явлений, например — социальной мобильности.

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение

статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные

каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным

образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в

исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство,

в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении

окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд

понятий, связанных социология шкалой:

вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без

изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда

положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка

обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус,

нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна

для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным

явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением

является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой

мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость

нежелательная мобильность для общества однако другая крайность —

противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно

тоталитарным обществам. Американские социологи считали аксиомой, что самая

оптимальна мобильность в Америке, где каждый чистильщик может стать

миллионером.

86.ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Сравнить жизнь человека в разных обществах можно оценив целый комплекс

показателей, с помощью которых оценивается: уровень жизни населения, т.е.

степень удовлетворения рациональных потребностей во благах и услугах,

условия для полноценного развития и т.д.); образ жизни (образовательный

уровень, содержание труда, участие в культурных мероприятиях и т.д.);

уровень качества жизни (измеряется через состояние здоровья, культурного

уровня и т.д.). Итак качество жизни является комплексным показателем,

характеризующим состояние общества. Критерием качества жизни является

продолжительность жизни. В нашей стране продолжительность жизни в 70-х гг.

составляла 72г — это самый высокий показатель в мире. Хотя биологически

возможно — 110-120 лет. В настоящее время наиболее высокий показатель по

продолжительность жизни у американцев, японцев и некоторых европейцев —

выше 70 лет. В нашей стране — 60 лет. В странах слаборазвитых (Африки,

Ближнего Востока) 47-48 лет. Существенное сокращение продолжительности

жизни в этих странах связано прежде всего за счет высокой детской

смертности, массовых инфекционных заболеваний. Накладывает свой отпечаток

кризисная ситуация в экономике, военные действия и т.д.

В США существует система показателей — индексов, их несколько сотен,

характеризующих качество жизни. Последнее десятилетие на основе этих

индексов разработана и реализуется программа исследования при Организации

Объединенных Наций (ООН) по более чем 500 показателям, характеризующим

качество жизни населения разных стран. В начале 90-х проводятся

исследования по этим методикам. Весь массив показателей можно сгруппировать

в 12 групп: 1) наследственность; 2) место, время рождения, образование; 3)

условия и культура дыхания; 4) водно-питьевой режим; 5)физическая культура;

6) питание; 7) нравственно-психологическое состояние; 8) очищение и сон; 9)

социальное положение и условия жизни; 10) условия труда; 11) медицинское и

лекарственное обеспечение; 12) вредные привычки и воздействия.

Сравним свои и американские показатели.

К ним относятся естественные болезни старения, среди них на первом месте

(мировые показатели) - 50% болезни сердца, затем - 35% - болезни печени,

28% - почек, 25% - бронхит, экзема, болезни легких, 24% - пневмония, 19% -

рак и атеросклероз, 13% - инсульт, 12% - диабет. По этим показателям мы с

американцами равны, но теряем мы 17-18 лет.

Чем выше образование населения, тем больше продолжительность жизни,

интеллектуальная деятельность способствует увеличению продолжительности

жизни. По этому показателю мы выигрываем у американцев. Что касается места

и времени рождения: родившиеся в благополучное послевоенное время имеют,

при остальных равных условиях, преимущество перед сегодняшним поколением.

Сегодняшнее поколение имеет и худшую наследственность и выше степень риска.

Место рождения: у нас преимущество перед американцами, т.к. у нас 65%

территории не разрушено экологически из-за плохой освоенности, а у

американцев – только 5%.

Существует стандарт ежедневного пребывания на воздухе - не менее 1 часа -

это продлевает жизнь.

Складывается их 2-х составляющих систем: а) гигиенических процедур, у

американцев десятилетиями сложившаяся традиция ежедневного душа, у нас -

еженедельно бани, б) качество питьевой воды - у американцев же еще стандарт

и потребление бутилированной чистой воды, у нас - старые водопроводы

загрязняющие даже чистую воду.

Физическая культура у американцев культ массовой физической культуры, у нас

резкое падение физической культуры. От гиподинамии американцы теряют 16

лет, мы - 19.

Мы выигрываем у американцев, т.к. у них сухая пища, консерванты.

Мы проигрываем несколько лет, т.к. население уже десятилетие находится в

стрессовом положении из-за реформ в экономике и социальной сфере. Стресс у

американцев связан с потерей времени, психологическое напряжение снимается

за счет обращений к психиатрам. К этому примыкает нравственно-

психологическое состояние — до 90-х у нас было достаточно благополучно с

трудоустройством, сейчас безработица превысило 10% экономически активного

населения, увеличивается интенсивность труда.

Американцы выше по двум причинам: а) высокое качество и комфортность

медицинского обслуживания, б) система социального страхования покрывает

значительную часть расходов на медицинское обслуживание (80% американцев

получает медицинское обслуживание за счет страховок).

Американцы борются с курение, у нас больше курят.

Итак качество жизни является комплексным показателем, характеризующим

состояние общества. По вышеприведенным данным мы отстаем от американцев на

14 лет. Нас выручает наследственность и экология. Резкое снижение

жизненного уровня в России после августовского кризиса отмечают эксперты

Российско-Европейского центра экон. политики. Только за 1998г реальные

денежные доходы снизились на 16,3%. Неблагоприятные условия жизни

способствуют повышению смертности и падению рождаемости. За 1990-1998 гг.

по России рост смертности составил 22%, а падение рождаемости — 33%. Важный

показатель качества жизни населения — уровень самоубийств. В 1997г по

сравнению с 1990 г уровень самоубийств в России вырос на 42%.

Начиная с 1990г ООН рассчитывает индекс человеческого развития,

который позволяет расширить базу сравнительных показателей уровня жизни за

счет включения данных как о здравоохранении и образовании, так и о реальных

доходах. На основании индекса 1991 г исчисленного за 85-90гг СССР занимал

31 место в рейтинге 160 стран, что позволило ей оказаться в середине списка

стран с «высоким уровнем человеческого развития». По результатам последнего

доклада, основанного на данных за 95г Россия занимает 72 место в рейтинге

173 стран, что позволило ее отнести к странам со « средним уровнем

человеческого развития». Обошли Россию в числе этих стран — Болгария,

Польша, Мексика, Турция. Эксперты считают что данные последних лет

предполагают дальнейшее ухудшение ситуации и для России не исключена

ситуация включение ее в категорию стран с «низким уровнем человеческого

развития». В результате ухудшения финансово-экономической ситуации

стоимостной эквивалент зарплаты снизился с 90г в двое. В 1987г ООН

оценивала среднедушевой доход россиян в 6000 долларов, что составляло 32%

американского. Такое соотношение не менялось практически все 80-е гг. Но к

1996г среднедушевой доход, рассчитанный по паритету покупательной

способности, упал до 4,5 тысяч долларов, что составляло 17% показателя США.

Среднедушевой доход россиянина по оценке экспертов в 1998г составлял уже

12% доходов среднего американца, в январе 1999 г — уже не превышал 10%.

Общее снижение средних реальных доходов за минувшее десятилетие

сопровождалось значительным ростом неравенства распределения, в СССР

дифференцирование доходов было сравнительно низкое по мировым стандартам, а

за последние годы оно увеличилось более чем вдвое. Величины показателей,

характеризующих неравномерность распределения доходов в России, того же

порядка, что в Бразилии, Чили, Мексики и Южной Африке.

/В. Санько «Бедных становится больше» НГ 13.02.99

Минимальные нормы потребления установленные в конкретный период

характеризуют положение в обществе и изменения в структуре прожиточного

минимума, позволяющее оценить изменение минимальных стандартов качества

жизни, допустимых в каждой конкретной стране. Если нормы потребления

растут, а в структуре потребления увеличивается доля дорогих и качественных

продуктов, значит общество прогрессирует, сознательно повышая планку

минимальных потребностей населения. И наоборот, если минимальные нормы

потребления уменьшаются, а более качественные продукты в прожиточном

минимуме заменяются товарами похуже, значить качество жизни снижается в

стране. Именно это происходит в России, где прожиточный минимум дорожает

при постоянном уменьшении физического объема. Об этом свидетельствует

анализ структуры 2 продовольственных корзин, принятых для расчета величины

прожиточного минимума. Первая была принята в 1993г и включала 18 основных

продуктов, вторая — в 1998г и включает 25 продуктов. Несмотря на перевес по

количеству продуктов, вторая корзина оказалась дешевле старой на 6% и на

12% меньше по калорийности, на 15% меньше по содержанию белков, на 12% —

жиров и на 10% — углеводов. То есть планка минимальных потребностей в

России ныне опущена ниже уровня первых лет рыночных реформ. Это

свидетельствует о снижении жизненного уровня. /М. Глазачев.

Продовольственная корзина сильно «похудела» НГ- Политэкономия №3 февраль

1999

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.