реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социология 86 вопросов

Социология 86 вопросов

СЕМИНАР ПО СОЦИОЛОГИИ

1.Огюст Конт основоположник социологии

Так, основоположник позитивизма Огюст Конт (1798-1857) реформируя

систему общественного знания предложил новую науку об обществе —

социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее

социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать

общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы.

Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество,

лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с

помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение (в

том числе историческое сравнение) и эксперимент. Он надеялся, что

социология поможет правительству правильно, учитывая все последствия

проводимых реформ, в управлении обществом. Система наук, по Конту,

представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс

развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к

специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы

явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих

выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта

социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно

которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и

позитивную стадию (научную). Установки Конта на понимание социологии как

социальной физики, ориентируется на методы биологии, физики и т.д.

последователи его также пытались понять социальное через биологическое.

Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную

динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования

общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в

этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья,

государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в

обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии.

Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория

общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное

развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены

социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.

Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов,

эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных

групп, наций и т.д.) Основной тезис Конта — необходимость строгой проверки

тех положений, которые социология рассматривала. Подлинными знаниями он

считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального

эксперимента. Установки Конта на понимание социологии как социальной

физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей.

Большинство социологических школ 19 в. стремились понять социальное через

биологическое и поэтому это направление получило название в истории

социологии название — натуралистической социологии. Конт значительно

ускорил процесс научного познания. Но у Конта наука оставалась все еще

разновидностью социальной философии. Несомненно, что наука об обществе

обрела свое название благодаря Конту. Однако социология обрела свое

достойное место только спустя почти целый век.

2.Эволюционная социология Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из

основоположников позитивизма. Плодовитый и разнообразный ученый он глубоко

был знаком с современными ему научными достижениями в математике и

естествознании, работал техником и инженером на железной дороге.

Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до

уровня ученого-энциклопедиста, оставив значительное наследие в науке.

Написал такие труды как «Социология как предмет изучения, «Основы

социологии» и др. На основе изучения развития органического мира Спенсер на

семь лет раньше Дарвина пришел к идее существования эволюции в

биологическом мире и сформировал принципы естественного отбора и борьбы за

выживание в мире природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и

общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею

эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе —

космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что

даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все

естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно—

эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же

законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из

методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два

начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции —

определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух

направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория

Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.

Социологическая система Спенсера базируется на трех основных

элементах:

. эволюционной теории,

. органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),

. учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.

По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как

сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда

соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и

выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть

органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками

целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры

общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и

социального организмов:

1. рост, увеличение в объеме,

2. усложнение структуры,

3. дифференциация функций,

4. рост взаимодействия структуры и функций,

5. возможность временного существования частей при расстройстве жизни

целого.

В тоже время он видел различия биологического и социального организма: в

первом — части соединены неразрывно, вторые же — дискретное целое, в

котором части — люди — свободны и рассеяны. В первом — способность

чувствовать сосредоточены в одной части, в обществе же сознание разлито по

всему организму. В живом организме части существует ради целого, в обществе

же благо общества существует для его членов — людей. По Спенсер, социальный

организм состоит из трех главных систем: регулятивной системы—это

государство обеспечивающее подчинение частей целому, поддерживающей системы

— производящей средства для жизни, и распределительной системы — связь

органов.

Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи

эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и

дифференциацию:

. интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с

биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей

функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом

численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные

феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.

. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в

усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в

последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение

труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что

приводит к возникновению другого более сложного типа общества.

Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Так же

преобразуя однородное в неоднородное эволюция обуславливает возникновение

Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и

общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и

сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят

определенные периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и

развитие космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие

растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и

развитие человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории

Спенсера связаны с анализом сверхорганической эволюции. Так первобытное

общество — продукт неорганических, биологических и психологических факторов

эволюции, возникает вследствие процессов интеграции и дифференциации.

Каждый последующий этап эволюции словно «снимает» самые существенные черты

предыдущего в измененной форме, сохраняет в себе. Спенсер считал, что в

истории осуществляется переход от общества, в котором личность целиком

подчинена социальному целому («военный» тип), к обществу, в котором

социальный организм служит составляющим его индивидам («промышленный» тип).

Главное занятие примитивного типа государства — война. Поэтому там

господствует деспотизм, всепроникающее око правительства, дотошная

регламентация всей жизни общества. Люди здесь низведены до уровня рабов,

служителей правительства. Высший тип государства основан на мире, свободе,

равноправии. Здесь цель государства — благо индивида, а государство лишь

средство. Невмешательство государства в соц.-экон. жизнь, свободная

конкуренция, частная инициатива во всех сферах являются по Спенсеру

условиями и источниками общественного прогресса.

В своей работе «Основания социологии» Спенсер так пишет о том, что в

обществе регресс имеется столь же часто, как и прогресс — «Возможны случаи

постепенного упадка, который может перейти в вымирание. Возможны случаи

завоевания другими народами, которые не обессилили себя выращиванием

слабейших, — народами, перед которыми социалистическая организация

распадется, как карточный домик, как пало древнее Перу перед горстью

испанцев. Но если процесс эволюции, не прекращавшийся в прошлые века и

вознесший жизнь на ее настоящую высоту, будет продолжаться и в будущем, — а

этого обязательно следует ожидать, — через все критические перевороты в

общественной жизни, через жизнь и смерть наций и вытеснение одной нации

другою, человеческая природа будет постепенно совершенствоваться».

Но с другой стороны — «Что относится к типам организмов, должно

относится и к типам обществ. Социальная эволюция шаг за шагом вырабатывая

высшие общественные формы, непременно будет оставлять нетронутыми многие

низшие. Но между тем, все общества, взятые в совокупности, будут таким

образом выполнять закон эволюции посредством увеличения разнородности».

Вероятно, аналогия с природными преобразованиями повлияло на идеи

Спенсера о том, что в обществе регресс имеется столь же часто, как и

прогресс. А также объясняет склонность Спенсера к эволюционным переменам и

на его скепсис по отношению к искусственным преобразованиям общества. Хотя

аналогия с природным биологическим организмом в теории Спенсера нередко

вела к упрощению в понимании общества, в то же время она обнаружила

огромный и плодотворный методологический потенциал.

Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода,

которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:

1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм,

состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,

религиозной и т.д.

2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где

она выполняет определенные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной

потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости

общества и его воспроизводство.

4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в

случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции,

чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить

нарушенные функции.

Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальные системы

сохраняют стабильность потому, что содержат в себе элементы социального

контроля. Это полит. управление, органы правопорядка, религиозные институты

и моральные нормы.

3.Социология и метод Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1857-1918) — патриарх французской социологической

школы, признанный классик мировой социологии. Дюркгейм родился в

религиозной семье, его с детства готовили к религиозной карьере, но юноша

рано проявил способность к гуманитарным наукам. И по окончанию Высшей школы

в Париже стал преподавать философию. Дюркгейм был приверженцем

классического научного метода в социологии. Основные принципы классической

методологии сводятся к следующему:

. социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности,

. социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук,

. метод социального исследования должен быть точным и строгим. Социальные

явления должны быть описаны количественно,

. важным критерием научности является объективность. Что означает, что

социология не должна содержать субъективных впечатлений и умозрительных

выводов.

Наиболее четко эти принципы научности Дюркгейм сформулировал в работе

«Правила социологического метода». Его социология основывается на теории

социального факта. В этой работе он излагает основные требования к

социальным фактам, которые позволили бы социологии существовать в качестве

науки:

9. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как

вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б)

они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактами

отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования

общества.

10. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться

никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают

индивиды.

11. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над

составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных

фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б)

общество есть автономная система, управляемая своими законами не

сводимыми к сознанию или действиям каждого индивида.

Итак социология по мнению Дюркгейма основывается на признании

социальных фактов, который порожден объединенными действиями индивидов, но

качественно отличается от того, что происходит на уровне отдельных

индивидуальных сознаний, потому, что у него другая природа — коллективное

сознание. Признание объективной реальности социального факта является

центральным пунктом социологического метода Дюркгейм.

Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма или

социального реализма. Исходя из понимания социальных фактов Дюркгейм

исследовал природу, типологию, историю социальной солидарности людей,

которую он рассматривал как моральный принцип, универсальную ценность.

Прежде в архаическом обществе господствовала механистическая солидарность,

в основе которой лежит неразвитость — сходность индивидов и их общественных

функций.

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной

организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым

характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь

расположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые

полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.

Тут он допускал возможность возникновения нового типа общества путем

объединения разных обществ, примером служит Римская империя. Этот тип

общества с механистической солидарностью сменяется современным обществом с

органической солидарностью, основанной на разделении труда. Дюркгейм очень

высоко оценивал роль разделения труда. Но считал, что наряду с нормальным

разделением труда существует ненормальные формы разделения труда, которые

существуют в современном обществе. Разделение труда — это тот механизм,

который в современном обществе утратил цементирующую силу общественного

сознания. Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций —

новых органов общественной солидарности. Они должны реализовать широкий

круг общественных функций — от производственных до культурных и моральных.

Вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между

трудом и капиталом, способствовать развитию личности и преодолению кризиса

общества. Он выделял следующие признаки болезни общества:

. аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая

моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),

. социальное неравенство,

. неадекватное разделение труда.

Все эти болезни, по мнению автора, могут быть преодолены силами

общественной саморегуляции через профессиональные корпорации. Решающая роль

в общественной интеграции отводилась идеалам и верованиям. Далекий от

материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгейм видел их в

отставании культуры от развития экономики, в несовершенстве моральных норм,

регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, что концепция

Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но не раскрывала

всей сложности социального объекта в его статике и динамике.

4.Понимающая социология Вебера

Неклассический тип научности социологии разработан немецким мыслителем

Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии лежит представление о

принципиальной противоположности законов природы и общества и,

следовательно признание необходимости существования двух типов научного

знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного

знания). Социология же — пограничная наука, которая должна заимствовать у

них лучшее. У естественных наук — приверженность к точным фактам и причинно-

следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук — метод

понимания и отнесения к ценностям. Поэтому социологию Вебера называют

понимающей. В качестве предмета социологии Вебер рассматривал не понятия

«народ», «общество» и т.д., а только индивид, поскольку именно он обладает

сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Вебер

подчеркивал важность понимания социологом субъективного смысла, который

вкладывается в действие самим индивидом. Наблюдая цепочку реальных

действий индивида социолог должен сконструировать их объяснение на основе

понимания внутренних мотивов этих действий. Главным инструментом познания у

Вебера выступали «идеальные типы», которые представляют собой мысленные

логические конструкции, создаваемые исследователем. Они формируются с

помощью выделения отдельных черт реальности, которые являются наиболее

типичными. По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами.

Вебер предложил типологию социальных действий, типов государства и

рациональности. Вебер рассматривал социальную структуру общества как

многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их

отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

Государство по Веберу бывает нескольких видов:

1. Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е.

рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер

определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу».

Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип

государства представлен в Англии, Франции, США.

2. Традиционный, он обуславливается просто нравами, привычками к

определенному поведению. Этот тип господства схож с семьей, он

патриархален, тут есть господин, лично зависящие от него слуги и аппарат

управления. Традиционные господство в свою очередь подразделяется на две

форме: чисто патриархальную и сословную структуру управления. Первая

форма проявилась, например в Византии, вторая — в феодальных государствах

Западной Европы.

3. Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые

способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые

выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда,

Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь

особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право,

рациональность, велика роль случайности.

5.Структурный функционализм Талькоты Парсонса и Роберта Мертона

В 20 в. в рамках теоретической социологии утверждается структурно-

функциональный анализ американских социологов. Системные идеи (исследование

общества как системы) проникают в социологию еще в 40-х гг. На базе

системного подхода и функциональных представлений формируется новый подход

в социологии: в рамках структурного функционализма происходит переход к

объяснению социальных явлений на основе абстрактных конструкций. Разработки

в этом направлении связаны с именами Мертона, Парсонса и др. Но отцом

структурного функционализма считается Парсонс (1902-1979), работавший в

Гарвардском университете, который занимал лидирующее положение в

американской социологии. В это время здесь же работали Мертон и Сорокин.

Под их влиянием происходило пробуждение интереса к социологии в

университетской среде. Это привело к усилению академической социологии и

устремлению к общим теориям (к системным и кибернетическим теориям,

математическому моделированию). Парсонс и Мертон отошли от традиционных

подходов к социальным явлениям, стали использовать более совершенный

научный аппарат, основанный на достижениях математики, кибернетики, бионики

и др. наук.

В своих разработках они опирались на а) системный подход в изучении

общества и б) принципы функционального подхода Спенсера. Вкратце это такой

подход заключается в следующем: любое общество является целостной системой

(такой подход к понятию общества называется системным). Система — это

определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных

между собой и образующих некоторое целостное единство. Материальную основу

любой системы составляют ее элементы, представляющих собой сложную иерархию

подсистем со сложными связями и взаимодействиями, эти элементы выполняют

определенные функции для удовлетворения общественных потребностей. Каждая

часть может существовать только в рамках целостной системы, где она

выполняет определенные функции. Функции частей всегда означают

удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции

направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство. Для

общества необходимо, чтобы эти связи и взаимодействия носили устойчивый

характер и воспроизводились в историческом процессе, переходя из поколения

в поколение, тогда общество как система приобретает системные качества:

когда общество представляет собой не просто сумму элементов, а устойчивую

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.