![]() |
|
|
Решение проблем женщин и семьи в Иглинском районе Республики Башкортостанпрограмм «Дети России» и «Женщины России». Среди них – программы «Планирование семьи», «Безопасное материнство». Необходимость создания нового нормативного документа, регулирующего основные аспекты семейных, брачных отношений в России была обусловлена несколькими причинами. Во-первых, со времени создания предыдущих актов социальная и правовая действительность в стране претерпела серьезные изменения. Трансформировалась социально-экономическая реальность. Во- вторых, существовавшие законодательные рамки не могли оградить наименее защищенных членов семей, в первую очередь детей, от жестокости, насилия, эксплуатации, лишения родительского попечения и заботы. Этим нормативным документом явился «Семейный кодекс РФ». Это государственный правовой документ, определяющий основы семейного законодательства в РФ. Был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., введен в действие с 1 марта 1996 года. Создание сегодня правовой и информационной базы, необходимой для полноценного развития и функционирования семьи, является одной из важнейших предпосылок формирования цивилизованных рыночных отношений на основе эффективного использования местного (регионального) экономического потенциала. Создание региональных информационных банков, содержащих данные о численности, составе и условиях жизни семей является необходимой предпосылкой разработки и реализации региональных программ не только развития, но и укрепления семьи. Исследования показывают, что и трудовой потенциал, и условия жизни, и экономическое положение семьи непосредственно зависят от ее возраста, периода жизни. Можно выделить четыре основных этапа формирования и развития семьи: первый – «роста семьи»: от момента вступления в брак до рождения младшего в семье ребенка; второй – «стабильности»: период воспитания и социализации детей от рождения младшего в семье ребенка до момента отделения от семьи первого из взрослых детей; третий – «зрелости», в течение которого взрослые дети отделяются от семьи родителей (или создают в ней свою семью); четвертый – «старости», когда в семье остаются только пожилые родители, а затем – один из них. Экономический потенциал семьи, тенденции изменения трудовой активности ее членов, характер проблем ее жизнедеятельности зависят от периода ее жизни. В настоящее время объектом социальной защиты и общественного внимания являются практически лишь семьи, находящиеся на ранней или завершающей стадиях. Создание условий для укрепления и развития семьи и в общегосударственном, и в региональном масштабе являются комплексной задачей, требующей совместных усилий экономистов, психологов, демографов, юристов, медиков. Законодательные нормы, регламентирующие семейные взаимоотношения, должны содействовать решению задач, связанных с необходимостью предупреждения наследственных заболеваний, реального и существенного сокращения рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, аномалиями психического и физического развития. Важно обеспечить также первоочередное и безусловное выделение денежных и иных материальных средств, оказание помощи каждой родительской семье не по возможности, а в размерах, действительно необходимых, учитывающих в том числе и информационные, экономические и социальные процессы в развитии общества. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70 – 80 % населения находятся на грани нищенского существования. Впервые за многие годы смертность превысила рождаемость. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Доля неполных семей достигает 15 % по стране. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей- инвалидов нуждаются в материнской, психологической и юридической помощи. Растет преступность, совершаемая подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях – подростки. Россия не только вышла на «передовые рубежи» по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие в обществе стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно, и люди вынуждены обращаться в управление социальной защиты населения для оказания им помощи. Социальная защита населения – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ. Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основными принципами социальной защиты являются: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения (нетрудоспособных, малообеспеченных, безработных, семей с детьми) от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня. Основной целью социальной защиты населения – избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Важнейшим направлением социальной политики правительства Башкортостана является оказание социальной помощи гражданам, которые по объективным причинам не могут самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни, и в первую очередь тем, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного в республике прожиточного минимума. Исчисление среднедушевого дохода семьи осуществляется с учетом дохода от личного подсобного хозяйства. Для реализации мероприятий адресной социальной помощи населению осуществляется выплата социального пособия. К малоимущим категориям граждан, имеющих право на получение социального пособия, относятся: инвалиды и дети-инвалиды; неработающие пенсионеры (одинокие, не имеющие близких родственников, обязанных по закону содержать); дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; беременные женщины с 20 недель беременности; неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом I группы; дети из многодетных семей, дети из неполных семей. Размер социального пособия на одного получателя составляет 10% прожиточного минимума. Назначение социального пособия производится при условии, если все трудоспособные члены семьи работают и имеют доходы или учатся, за исключением беременных женщин с 20 недель беременности; трудоспособных членов семьи, признанных в установленном порядке безработными. Назначается социальное пособие с месяца обращения. Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня, когда кризис в обществе стал всеобъемлющим, поразив не только экономику, но и духовную, нравственную жизнь, когда достигла своего пика дегуманизация отношений во всех сферах, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов к решению усложнившихся задач социальной защиты населения. По данным исследований, почти три четверти семей нуждаются не только в материальной, но и в других видах социальной защиты – в консультировании, содействии в трудоустройстве и переквалификации, предоставлении временного приюта и др. Все это заставляет органы социальной защиты безотлагательно изменить многое в своей политике. Так как у государства нет возможностей для постоянного увеличения дотаций, для расширения числа и категорий получателей. И поэтому нужно перейти от политики простого перераспределения к политике развития, к созданию условий для самообеспечения, саморазвития семьи и отдельных граждан, оказанию им действенной помощи в реализации собственных возможностей. Одним словом, от иждивенчества – к опоре на собственные силы. Для решения этой сложной задачи нужно пересмотреть организацию работы управления социальной защиты населения. На взгляд автора, в управление социальной защиты населения люди должны ходить не только за льготами и получением детских пособий, но и для получения консультативных услуг по медико-социальным, психолого-педагогическим, социально-правовым и социально-бытовым вопросам. ГЛАВА I. § 3 Охрана материнства и детства 19 ноября 1993 г. был издан Указ президента РФ о создании комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ за № 1908. Основной задачей комиссии является подготовка проектов, указов и распоряжений Президента РФ в области улучшения положения женщин, обеспечения им равных с мужчинами прав и возможностей, защиты интересов семьи и детей, решение проблем демографии. Исходя из исключительной значимости государственных мер по созданию условий для улучшения положения детей и в соответствии с принятыми РФ обязательствами по выполнению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Президент постановляет признать эту проблему приоритетной. И в соответствии с этим в 1994 году разработали федеральную программу «Дети России» в составе следующих сетевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи». Координацию работы по реализации федеральной программы «Дети России» осуществляет МТиСЗН РФ. В повседневной жизни женщинам (в семье, на работе) необходимым является создание по возможности таких условий, при которых она могла совмещать две важные социально значимые функции – занятость в сфере производства при сохранении здоровья и выполнения материнских, семейных обязанностей. В республике, как и в стране в целом, неоднократно принимались на разных уровнях социально-экономические и организационные меры по охране материнства и детства. К их числу можно отнести постановление «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения республики». Осуществление мер этого постановления сыграли немаловажную роль в деле улучшения охраны здоровья населения, женщин, детей. Несмотря на предпринимаемые многочисленные меры по охране материнства и детства, благополучие цифр демографических показателей, относительный подъем благосостояния и жизненного уровня всех категорий населения, чего нельзя сказать в постперестроечное время, реальное положение продолжает отражать недостаточное внимание к детям, женщине, семье. Кризис семьи – налицо, это рикошетом бьет по всем ее членам, по основе семейной жизни, по ее благополучию, а значит по всему обществу. Семнадцатая сессия Верховного Совета Республики Башкортостан приняла в первом чтении закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», подготовленный Комиссией по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства, и можно сказать, что защита семьи и ее членов поставлена наконец-то на государственный уровень. Местными органами обсуждались постановка детского дошкольного воспитания, нехватка мест в сети дошкольных учреждений. Проблема устройства детей в эти учреждения продолжала оставаться острой и требовала срочного решения. В 1976 году свыше 16 тыс. матерей не могли устроить своих детей в детские сады и ясли, что, безусловно, сказывалось на их трудовой и общественно-политической деятельности. Совет Министров республики 3 мая 1976 г. принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию сети дошкольных учреждений в БАССР в 1976 – 1980 гг.» После принятия постановления начали расти темпы строительства дошкольных учреждений. Так в 1988 г. 2,3 тыс. дошкольных учреждений принимало 267 тыс. детей. Если в 1990 году в республике 2522 учреждения посещало 256,7 тыс. детей, то в 1994 г. – 2450 учреждений посещало уже 194,5 тыс. детей. Местные органы республики в 1991 году принимают постановление «О плате в детских дошкольных учреждениях», согласно которому цены за посещение детьми дошкольных учреждений оставались на сравнительно низком уровне. Однако регулярно происходящая либерализация цен сказалась на том, что многие предприятия и организации республики начали продавать ведомственные детские сады и ясли кооперативам и частным лицам, ссылаясь на то, что не могут их содержать, что сказалось на количественном их сокращении. Определенной помощью в воспитании детей кроме дошкольных учреждений были и остаются школа и внешкольные учреждения: дома пионеров, детские библиотеки, музыкальные и художественные школы, спортивные школы и т.д. Не менее сложными и острыми выступают проблемы организации оздоровления и отдыха детей в летних лагерях. Не менее сложны проблемы и многодетных семей. Их в республике более 50 тысяч, в Уфе – 12 тысяч. Экономические преобразования в обществе резко ухудшили также их положение. И в феврале 1992 года в МТиСЗН РБ появляется отдел материнства и детства, основной задачей которого стали и проблемы социальной помощи этим семьям. Поддержка многодетных семей была поднята на государственный уровень. Благоустроенное жилье намного облегчало труд женщин по дому, сокращая затраты времени на него. К середине 1980-х годов темпы строительства жилья начали расти. В 1985 г. было введено 1277 тыс. кв. м. общей площади жилья, а всего за пять лет (1981-1985гг.) – 5,7 млн. кв. м., что было почти на 300 тыс. больше, чем за пять предыдущих лет. В 1986 г. было введено в действие жилых домов на 1354 тыс. кв. м. общей площадью, в 1988 г. – 1512 тысяч. В 1995 г. было построено в республике 22,8 тыс. квартир общей площадью 1680,2 тыс. кв. м. Но начавшиеся радикальные перемены в обществе, переход к рыночным отношениям проблему жилья отнесли в разряд самых острых и злободневных. По показателю средней обеспеченности населения жильем (1 кв. м. на 1 человека) республика уступает РФ. Начавшиеся перемены в общественно-политической и социально- экономической жизни республики наложили отпечаток на социальную сферу, на положение женщин в семье и на производстве. Встал вопрос о защите семьи. Продолжающееся нарастание кризисных явлений в экономике обусловило дальнейшее падение жизненного уровня всех категорий населения, прежде всего женщин и детей. Показатели здоровья женщин из года в год снижаются. Если раньше из 100 беременных женщин отмечалось 60 здоровых, то сейчас – лишь 20. Защита детства – тоже одно из слабых мест в социальной политике. Таким образом, все принятые постановления, решения, указы, принятые по улучшению охраны здоровья женщин, матерей и детей, не подкрепились материальными средствами, и не смогли практически осуществляться в жизни. Это, естественно, отражается на трудовой деятельности женщин, на благополучии семьи и детей и на демографии. ГЛАВА I. § 4 Основные принципы семейной политики Нет оснований считать, что на сегодняшний день проблемы семьи являются неразрешимыми. Существует ряд принципов, которые могут способствовать успешному осуществлению как социальной политики в целом, так и семейной политики. К первому принципу относится принцип реалистичности и связанная ней эффективность семейной политики. Из множества факторов, влияющих на стабильность брачно-семейных отношений (выполнение семьей присущих ей функций, повышение качества семейных отношений, эффективная помощь маргинальным семьям и т.д.), выбираются те, на которые можно было бы повлиять хотя бы в отдаленной перспективе и которые поддаются хотя бы некоторому воздействию. Наиболее реалистично изменение двух макро-факторов, которые в существенной мере влияют на функционирование современной семьи. Это – материальные условия ее жизнеспособности по наиболее важным вопросам, связанным с семейной жизнью, с выбором супругов, с формированием отношений между ними, а также между родителями и детьми. В первом случае предполагается определенная система льгот, пособий, улучшение жилищных условий, строительство яслей, детских садов и т.д. Во втором – планомерное просвещение, помогающее семье построить адекватные семейным условиям модели выживания и развития, осуществлять наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложных ситуаций. Второй важный принцип состоит в дифференциации подхода к различным типам семей. Многие документы, посвященные семейной политике, содержат один общий недостаток – они обращены к некой абстрактной, чаще благополучной семье и пытаются решить более общие для всех проблемы. Необходимо работать над типологизацией семей и разрабатывать социальную политику и соответственно социальную работу применительно к каждому из конкретных типов семей. Если классифицировать по признаку уровня дохода, то самым трудным типом семей является семья маргинальная. Генезис семьи такого рода может быть связан с самыми разными причинами – болезнями, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д. Их общей чертой являются резко сниженные возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей носит люмпенизированный характер и отличается крайне низким уровнем доходов, высоким уровнем потребления алкоголя и наркотиков, весьма плохими жилищными условиями или вообще отсутствием пригодного к жизни жилья. Разработка правильной политики в отношении маргинальных, а тем более люмпенизированных семей должна стать одним из важнейших направлений стратегии социальной работы. Недостаточное внимание к такому типу семей снижает общий моральный уровень нашего общества и противоречит высоким идеалам гуманизма. В то же время непродуманное раздаривание таким семьям продуктов, денег, жилья без учета социальных характеристик конкретной семьи и причин ее обнищания способствует созданию слоев иждивенцев, склонных принимать активное участие в акциях социального неповиновения, массовых беспорядках и создавать питательную среду для роста преступности. Согласно информации отделения по делам несовершеннолетних Иглинского РОВД на 5 декабря 2000 г., состоял на учете 181 подросток. Более половины из них воспитываются в неполных, неблагополучных семьях, что является одним из факторов, влияющих на поведение подростков в обществе. В целях профилактики безнадзорности детей в Иглинском районе в с. Охлебинино МТиСЗН открывает социальный приют для детей и подростков. Приют является специализированным учреждением, предназначенным для организации временного проживания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и нуждающихся в социальной реабилитации, для оказания им правовой помощи, решения вопросов дальнейшего жизнеустройства. Дети и подростки будут содержаться в приюте до момента их устройства на дальнейшее воспитание в семью или государственное воспитательное учреждение, но не более 6 месяцев. Временное помещение в приют предоставляется в соответствии с законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и Законом РБ «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в РБ». Ко второму типу семьи относятся кризисные семьи, находящиеся по своему материальному положению ниже черты бедности и имеющие в связи с этим серьезные проблемы в воспитании детей. Что касается проблем физического выживания, то нужно думать о создании новых рабочих мест, переквалификации и переобучения людей, а не раздавать им гуманитарную помощь и уравнительные пособия. Но, как правило, этот тип семей отличается тем, что в нем оба родителя не работают, или работает один из них, но доход явно не хватает содержать семью, так как заработанные деньги тут же пропиваются. Именно к таким семьям нужен индивидуальный подход. К третьему типу относятся благополучные семьи, которые многого добились в жизни своими руками. Их уровень благополучия – плюс-минус 15-20 % от среднего, и свои проблемы они могут решать самостоятельно. По своему достатку они не могут решать домашние проблемы широким пользованием индивидуальных средств, например, консультациями, но им вполне доступны |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |