реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

решать конкретные воспитательные задачи и находить наиболее рациональные

средства их осуществления. Именно в этих вопросах семьи больше всего

нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При этом, учителю нужно

учесть ряд объективных показателей, среди которых первостепенное значение

имеет образовательный и непосредственно связанный с ним культурно-этический

уровень семьи, отношение родителей к своим общественным обязанностям,

взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и характер

требований к школе.

Возможны случаи, когда родители, которые не интересуются школьными

делами своих детей, считают, что за все несет ответственность учитель, и

уже этим настраивают своих детей против школы. Такая позиция родителей, к

сожалению, нередко наблюдается даже в полных, внешне нормальных семьях, где

отец и мать, всецело отдаваясь работе, своеобразно понимают возрастание

роли школы в формировании личности ребенка и передают учителю вместе с

детьми все свои обязанности по их воспитанию. Но наиболее типична

конфликтная ситуация в неблагополучных семьях, где родители пьянствуют,

ведут аморальный антиобщественный образ жизни. Задачи учителя здесь

значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию недостатков

семейного воспитания, т.е. тонко понять ребенка и постараться дать ему в

школе все то, чего он лишен дома, и, во-вторых, совместно с родительским

активом школы принять меры к оздоровлению воспитательной ситуации в семье.

В тех случаях, когда это невозможно, необходимо добиться своевременной

изоляции ребенка от родителей — помещения его в школу-интернат, а в

необходимых случаях, через соответствующие органы возбудить вопрос о

лишении родителей их прав на ребенка.

Таким образом, ведущим принципом работы по предупреждению и преодолению

трудновоспитуемости среди учащихся начальных классах является принцип

комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его

микросоциальное окружение, прежде всего на семью. Установление подлинного

единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных,

продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделение

единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечивает

устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Решение этой

задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с

детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого

ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия

каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов

индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать

противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство

их действий.

Решение этих задач возможно лишь при условии, когда учитель сочетает

чуткое и внимательное отношение к каждому ученику и его родителям, глубоким

пониманием особенностей современной семьи как социального института. Это

позволяет педагогу найти правильный тон в работе с учениками и их

родителями, создать ту атмосферу дружелюбия и взаимного понимания, которая

наилучшим образом способствует адаптации учащихся младших классов в школе.

В современных условиях работы школы особую актуальность приобретает

принцип организации воспитательного влияния на семью через ребенка, когда

родители на примере собственного сына или дочери убеждаются в правильности

и жизненной важности предъявляемых школой требований. Этот принцип не нов в

педагогике. Он сформулирован еще в 30-е годы А.С.Макаренко: "Нужно детей в

школе воспитывать так, чтобы они вносили в семью дополнительную здоровую

струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как

представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь.(38, 247, 480)

Наиболее благоприятные условия для воспитательно-предупредительной

работы создаются там, где школа предупреждает появление напряженности в

отношениях между учителем и родителями, между взрослыми и детьми.

2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике

противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его

жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве.

А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до

пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного

процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека

продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми

вы ухаживали, были до пяти лет». (38, 461)

Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко

накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители,

воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении

дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения,

считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком

отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на

первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в

привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

Учителя, родители встречают большие трудности в преодолении

педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного

времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется

специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника

нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не

закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста

отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики

способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то,

что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели

приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку

избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые

положительные качества.

В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности

целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у

младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки

отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности,

имеются реальные возможности для достижения положительного результата в

перевоспитании.

Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения

и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания

ребенка. Данное положение обусловливается следующим:

- во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не

успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для

детей старшего школьного возраста;

- во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более

пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче

поддается перевоспитанию;

- в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются

младшим школьником с особым интересом и обязательностью;

- в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в

процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом

числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и

отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на

его нравственное развитие;

- в-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются

наиболее благоприятные условия для установления контактов с родителями

трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со

стороны семьи и школы.

В нашем исследовании предпринята попытка выявить наиболее характерные

признаки трудновоспитуемости младших школьников, проанализировать причины

их возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия

на ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в трех классах школы №

43 г. Белгорода. Школа №43 имеет статус общеобразовательной. В ней

обучается 976 человек в 44 классах. Школа находится в неблагополучном

районе с повышенной криминальной обстановкой. Это обусловлено тем, что в

районе в основном новые дома, в которых собираются группы подростков, также

известно большое количество случаев употребления наркотиков, часты уличные

драки, мелкие кражи, совершенные подростками. В районе мало учреждений для

проведения детьми внеучебного времени.

Исследование проводилось в третьих классах, в которых обучается 35

человек, из них 2 – из неблагополучных семей, 9 - из неполных, 3 – из

многодетных. 12 младших школьников с отклонениями в поведении явились

объектом целенаправленного социально-педагогического воздействия.

Для изучения личностных особенностей ребят мы выбрали следующие

методики:

. Методика Л.А. Венгера «Схематизация»;

. Методика «Да и нет»;

. Диагностика социального интеллекта;

. Проективная методика «Лесенка».

С помощью методики «Схематизация» мы определили, что уровень общего

интеллекта у ребят ниже нормы.

Социальный интеллект составляет когнитивный компонент коммуникативной

компетентности и выявляется при решении социальных проблем. В ходе

исследования у детей был зафиксирован высокий уровень социального

интеллекта.

Методика «Да и нет» направленая на выявление уровня произвольности,

показала, что уровень произвольности у детей в целом был низким.

Применение методики «Лесенка» позволила нам проконтролировать такой

немаловажный, влияющий на взаимоотношения детей фактор, как самооценка и

самопринятие ребенка.

Данная методика относится к проективным методикам и включает задачи

на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет

определить не только адекватность самооценки (высокий - низкий), но и

выявить ее устойчивость, противоречия. Методика «Лестница» позволила нам

определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми

группы, насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное

отношение к ним.

В процессе исследования изучалось мнение педагогов, родителей, по

вопросу определения признаков аномального поведения младших школьников.

Длительные наблюдения за детьми в школе, в общественных местах, изучение их

поведения в естественных ситуациях позволили выделить наиболее типичные для

младших школьников признаки трудновоспитуемости. На первое место среди

других выступают такие отрицательные качества личности, как упрямство,

непослушание, недисциплинированность, лень. На второе место -

невнимательность, неряшливость, эгоизм, драчливость и капризность. И

отдельным школьникам присущи лицемерие, грубость, нечестность, воровство.

Для каждого исследуемого ребенка характерны различные признаки

трудновоспитуемости, различны также глубина и стойкость его взглядов и

привычек, поэтому методика пере воспитания не может быть одинаковой для

всех детей. В этой связи, изучаемые нами дети были поделены на три условные

группы. В основу классификации была положена степень трудновоспитуемости и

соотношение положительных и отрицательных качеств личности ребенка.

Первая группа - дети, имеющие комплекс отрицательных качеств

(непослушание, упрямство, лень, лживость, нечестность, воровство,

недисциплинированность, драчливость, иногда грубость). Вместе с тем, у

детей этой группы имеются отдельные положительные качества, однако, они

завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Такие дети

продолжительное время находились в исключительно неблагоприятных социально-

педагогических условиях семейного воспитания, что соответствующим образом

сказалось на их нравственном развитии.

Вторая группа. Наряду с отрицательными качествами эти школьники

обладают рядом положительных черт, которые менее завуалированы, чем у ребят

первой группы. Учитывая причины и характер трудновоспитуемости, дети этой

группы были поделены на две подгруппы:

1. Дети, занимающие иждивенческую, эгоистическую позицию по отношению к

окружающим. Им присущи следующие отрицательные качества: капризность,

упрямство, непослушание, недисциплинированность, эгоизм, нередко лень,

иногда драчливость. Эти дети, как правило, вырастали в условиях избыточной

родительской любви, к ним не предъявлялись должные требования, им не

прививались положительные навыки и привычки, у них не воспитывалось

трудолюбие.

2. Дети, выросшие в условиях бесконтрольности со стороны взрослых

членов семьи, нередко в условиях грубости и несправедливости. Им присущи

упрямство, непослушание, лживость, нечестность, неряшливость,

недисциплинированность. Они склонны к воровству.

Третья группа. Для них характерны многие положительные черты, но,

вместе с тем, имеются некоторые существенные признаки трудновоспитуемости

(недисциплинированность, развязность в действиях, неряшливость,

непослушание, лживость и др.). Недостатки в семейном воспитании наложили

значительный отпечаток на формирование личности этих детей.

Деление исследуемых детей на группы способствовало осуществлению

дифференцированного подхода к школьникам в процессе их перевоспитания,

подбору к ним педагогически целесообразных мер воздействия.

Анализируя условия и обстоятельства возникновения трудновоспитуемости

школьников, мы исходили из того принципиального положения, что в основе

различного рода отклонений в поведении лежат прежде всего неблагоприятные

социально-педагогические условия воспитания. Вместе с тем, мы исходили из

положения о том, что асоциальное поведение школьника не возникает вдруг, а

развивается постепенно, проходя последовательно через качественно новые

ступени, соответствующие возрастным психологическим и индивидуальным

особенностям ребенка.

Исследуя причины отклонений в поведении младших школьников, мы

придавали важное значение выявлению причин детской запущенности в условиях

семьи. Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи,

ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной

позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье

осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой

ответственности родителей за их воспитание, при систематическом

целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер

воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих условий, как правило,

приводит к отклонениям в поведении детей.

Анализ материалов исследования показал, что причины отклонений в

поведении младших школьников очень разнообразны. Они были разделены на

четыре условные группы:

1. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью

родителей: отсутствие требовательности (в 100% случаев), единства

требований к детям со стороны взрослых членов семьи (95,7%), неверное

применение наказания (83%) и поощрения (91,5%), жестокое отношение к

ребенку, подавление его личности, физическое наказание (53,2%),

избалованность, изнеженность ребенка (42,5%) и др.

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в

другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное

поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в

неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе

форм, методов, способов и средств педагогического воздействия. Нарушение

меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных

представлений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормальные

отношения с коллективом, с окружающими людьми. Для ребенка, переступившего

порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений,

круг его знакомства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к

своим обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения

предъявляются определенные требования к учебному труду ребенка, к его

поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в

поведении, не подготовлены к выполнению данных требований. В воспитании

таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень

педагогического мастерства и такта учителя. Однако в практике школьной

жизни у отдельных учителей имеют место значительные недостатки в работе с

трудновоспитуемыми школьниками. Часто причиной педагогических неудач

является неумение учителя правильно строить свои взаимоотношения с

учеником. Дети с отклонениями в поведение вызывают своими отрицательными

проявлениями чувство неприязни и негодования у педагога. Это отношение

может передаваться учащимся класса, которые будут игнорировать такого

ученика. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только

закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его поведении могут

возникнуть новые нежелательные черты.

Большой вред приносит несправедливое отношение педагога к ребенку,

недоверие к нему, в результате чего он становится равнодушным ко всему

окружающему, проявляет упрямство, непослушание, грубость, озлобляется, не

воспринимает требования учителя.

Неблагоприятно сказывается на ребенке слабый контроль учителя за его

поведением и учебой. Незначительные, на первый взгляд, недостатки

(опоздание на урок, прогул его, невыполненное домашнее задание, поручение,

незамеченная ложь и т.д.) нередко не попадают в поле зрения учителя. На

первых порах он не придает им значения. Однако, оставшиеся без внимания

отрицательные проявления способствуют возникновению у учащегося чувства

беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к

безответственности в выполнении правил поведения.

Многие ошибки учителей связаны с поверхностным знанием личности

ребенка, его психических, индивидуальных и возрастных особенностей. Нередко

вывод о ребенке делается на основе случайных поступков. Незнание характера

ученика часто ведет к тому, что учитель, сталкиваясь с каким-нибудь его

поступком, реагирует только на результат, внешнее проявление, не учитывая

при этом ни причин, вызвавших поступок, ни мотивов, ни переживаний

школьника. Он становится замкнутым, озлобляется, считая себя невиновным.

Неверное мнение о ребенке приводит к неверному выбору мер воздействия, что

в свою очередь отрицательно влияет на формирование его личности.

Ошибки и недостатки семейного воспитания, усугубленные неправильными

действиями учителей и некоторыми другими факторами, создают комплекс

отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка,

способствует закреплению его отрицательных качеств.

Наша опытно-экспериментальная работа предусматривала поиск социально-

педагогических целесообразных мер воздействия на трудновоспитуемого

школьника в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в

воспитании личности, А.С.Макаренко писал: «В каждый момент нашего

воздействия на личность эти воздействия должны быть и воздействием на

коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно

будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив». (38, 334)

Известно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в

нравственно здоровом, сплоченном детском коллективе, при активном

вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при

непрерывности и систематичности педагогических влияний. Вместе с тем,

проведенное исследование позволило сделать вывод: в перевоспитании младших

школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Организация

общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах

предусматривала целенаправленные игровые ситуации, вызывающие определенный

интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно

упражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и

привычки. При этом особое значение придавалось организации различных видов

соревнований школьников, стимулирующих их деятельность.

Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими

школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое,

внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в

себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение

школьника на увлекательное, полезное дело. В отдельных случаям при

разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как

воровство, драчливость, к первой группе испытуемых школьников применялся

педагогический метод «взрыва». (38, 253-256.) Результативность этого метода

определяется уровнем развития ребенка, его индивидуальными особенностями,

степенью педагогической запущенности, психическим состоянием, эмоциональной

восприимчивостью и другими факторами.

В ходе индивидуальной работы с трудновоспитуемыми младшими, школьниками

была сделана попытка определить наиболее важные условия их перевоспитания.

Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности трудновоспитуемого

школьника, установлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания

педагога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через

систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений

школьника с коллективом, вовлечении его в общественно полезную

деятельность с учетом интересов, склонностей и стремлений, в

систематическом одобрении положительных проявлений ученика.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении

младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с

упражнениями детей в правильных действиях и поступках. Индивидуальный

подход к школьнику осуществлялся в процессе целенаправленных индивидуальных

бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и

групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть

собой». Эти беседы вошли в коррекционно-развивающую программу, которая была

составлена нами по результатам диагностики и анализа ситуации. (См.

приложение)

Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами трудновоспитуемости

школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими

особенностями возраста. Характер ребенка только складывается и имеет

некоторые особенности: склонность незамедлительно действовать под влиянием

непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование

мозга, постепенно изменяются процессов возбуждения и торможения: процесс

торможения становится более сильным, но, по-прежнему, преобладает процесс

возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Беседы были представлены в виде разнообразных оценочных ситуаций,

раскрывающих те или иные недостатки в поведении школьника. Они вызывали

определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и

педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые

заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать

положительный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочетании с

высоким педагогическим мастерством учителя приводит к положительным

результатам в перевоспитании младшего школьника.

Преодоление отклонений в поведении детей второй группы требовало больше

времени и усилий. В работе с ними, ведущим средством является

целенаправленное включение ребенка в различные виды общественно полезной

деятельности, способствующие накоплению положительного нравственного опыта,

разрушению отрицательных привычек. Не менее важно налаживание педагогически

целесообразного контроля за поведением школьника со стороны родителей и

учителей.

В работе с третьей группой школьников на первое место выступают

разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их

поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках.

Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со стороны учителей и

родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие школьники с

отклонениями в поведении и нравственном развития нуждаются в специальных

педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Заключение

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах

политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться

на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и

коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание

перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего,

определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика,

основанная на мерах социального контроля, общественно административного и

уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную

профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой,

медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье,

детям, подросткам, юношеству.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики

предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть

отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая

профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и

рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии

привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в

поведении младших школьников являются: педагогическая неграмотность

родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный

пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений,

привычек, потребностей.

Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей

опытно – экспериментальной работе являются: чуткое, внимательное,

доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои

силы, опора на положительные качества личности.

Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в

поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании

убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках.

В результате исследования можно сделать вывод, что младшие школьники

с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных

педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

Следовательно, преодоление отклонений в поведении младших школьников

целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в школе. В

связи с этим необходима специальная коррекционная и профилактическая работа

педагогов с данной категорией детей.

Список литературы

1. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание,

1979.

2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника

(неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 1975.

3. Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и

подростков. – Ереван: Луйс, 1980.

4. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая

характеристика возрастных параметров правовой ответственности

несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности

и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.

5. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними

правонарушителями. – М., 1994.

6. Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и

групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.

7. Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития

криминогенных групп подростков // Психология и профилактика

асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой.

Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.

8. Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики //

Психологический журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.

9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

10. Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.

11. Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.

12. Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников.

– «Советская педагогика», 1973.

13. Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,

1968.

14. Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред.

И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.

15. Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. –

Л., 1973.

16. Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности

несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности

и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В.

Панкратов. – М., 1992.

17. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.

18. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз.,

1985.

19. Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК.

– М., 1991.

20. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности

несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981.

21. Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.

22. Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и

организация их правового воспитания. – М., 1990.

23. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М.,

1982.

24. Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних:

Социально-психологический очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн.

изд-во, 1973.

25. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М.,

1982.

26. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения

правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.

27. Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога.

1982.

28. Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета,

1997, 23 Окт.

29. Карпец И.И. Преступное общество. – М., 1974.

30. Кле М. Психология подростка. – М.:Педагогика, 1991.

31. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. –

М.:Педагогика,1982.

32. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.:

Просвещение, 1986.

33. Криминология. – М., 2000.

34. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М.,

1976.

35. Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения

преступности. – М., 1989.

36. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика

антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы

социальной психологии. – М., 1985.

37. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности

несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.

38. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – М., 1989.

39. Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М.,

1975.

40. Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические

проблемы). – М., 1975.

41. Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – Д., 1993.

42. Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически

запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982.

43. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.,

1987.

44. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.

45. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.,

2000.

46. Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.

47. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-

личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних /

Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.

48. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М., «Знание», 1969.

49. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.

50. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.

51. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. – Киев, 1975.

52. Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых

правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых

странах Восточной Европы.// Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.

53. Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в

поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и

несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1984.

54. Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы

предупреждения преступности.

55. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1986.

Приложение 1

Коррекционно - развивающая программа «Я учусь владеть собой».

Занятие 1

Цель: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности,

развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение

тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Задачи:

1. овладение средствами и способами анализа своего положительного или

отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других

людей.

2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у

детей.

В качестве методического материала для проведения данного тренинга мы

предлагаем воспользоваться пособием: Крюкова С.В. Слободяник Н.П.

Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М.

1999. -198с.

В этой книге говорится о том, как развить у детей способность осознавать и

контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других

людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

Игра - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают,

оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать

в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно

посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

Занятие 2

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.

Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается

изобразить:

- двух людей, которые о чём – то спорят;

- людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают

(желательно тему разговора взять актуальную и реальную);

- Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты,

акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом

случае важным является манера разговаривать, уметь слушать и слышать

собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем

говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком

приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят,

когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку

про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли»

и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.

Приложение 2

Культура общения

(беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать

нормами этикета.

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые

помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в

любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не

говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори

пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если

тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при

товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот

каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего

товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся

его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того,

что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать «по назначению»

да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет

ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не

интересны.

5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить

проблемы новой учительницей. А бабушка из этого всего поймет только, что ты

не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу

твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А

скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события

десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком

громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди

обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах,

какие остроумные», или «О, боже мой, какая крутизна!» Скорее всего

подумают: «Какая невоспитанность!» И скучно отвернутся.

7. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не

обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком

тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой

собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые

связки.

8. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо

всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и

не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси

слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).

9. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

10. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как

на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

11. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему,

которая будет интересна всем троим.

12. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное,

не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте «тет-а-тет».

Ни в коем случае не допытывайтесь: «А о чем это вы тут без меня толковали?

Не расскажете - я обижусь!», «Секретничать нехорошо...» Но и отвечать на

такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. «Не твое

собачье дело!» не подойдет.

13. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит

так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя

спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда

сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

14. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы «черные

слова», за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с

мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и

опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги

считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к

себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует

делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего

объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо

поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все

легче будет выражать свои мысли и ты станешь приятным собеседником и за

столом, и в жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.