реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

совершившем преступление, в условиях его неблагоприятного воспитания и

формирования, в других - она коренится в обстоятельствах непосредственной

ситуации, в которой было совершено преступление”. (18, 5) Думается,

однако, что роль ее может быть правильно понята только в сочетании с

индивидуальными свойствами, возрастными, психологическими и иными

особенностями личности правонарушителя.

Применительно к несовершеннолетним правонарушителям на число учащихся

особо следует выделить конфликтные ситуации, представляющие разновидность

жизненных ситуаций, при которых происходит столкновение интересов и

потребностей взаимодействующих сторон. Они существенно различаются по

степени напряженности и могут возникать как в результате преднамеренных

действий учебного взаимодействия так и независимо от них, под воздействием

обычных причин, социальных факторов или же стечению обстоятельств.

Нетрудно заметить, что криминогенная значимость их различна. В первом

случае напряженность и "провоцирующее" влияние конфликтной ситуации

выступают наиболее четко, поскольку она складывается вследствие

целенаправленных деяний правонарушителей, проявивших решимость совершить

преступление. Усилия субъектов профилактики в таких случаях прежде всего

должны быть направлены на наиболее полное выявление и безотлагательное

устранение совокупности обстоятельств, обусловливающих конфликтную

ситуацию или способствующих ее развитию.

Воздействуя на личность и "предлагая" ей наиболее приемлемые варианты

поведения, конфликтная ситуация требует принятия конкретных решений.

Однако они не являются лишь ответной механической реакцией на воздействие

внешней среды в форме конфликтной ситуации, которая осознается личностью с

учетом имеющейся информации, накопленного жизненного опыта и системы

личностных свойств индивида. Отсюда следует, что принятие решения и выбор

противоправного варианта поведения носят, актуализированный характер и

зависят как от объективных факторов, взаимосвязанных с конфликтной

ситуацией, так и от субъективных обстоятельств, относящихся к личностным

свойствам учащегося правонарушителя. К ним, прежде всего, следует отнести

мотив как внутреннее осознанное побуждение к действию, интересы,

ценностные ориентации и направленность действий субъектов ситуационного

взаимодействия. (36, 21)

Поскольку конфликтные ситуации предшествуют совершению преступления,

направленность мер профилактики определяется не только объективным

содержанием ситуации, но и субъективным восприятием ее участниками

ситуативного взаимодействия. В тех случаях, когда конфликтные ситуации в

силу различных причин не поддаются устранению, нежелательное поведение

может быть предотвращено путем целенаправленного профилактического

воздействия на участников и усиления социального контроля за

правомерностью их действий. Рассматривая социальный контроль как научную

категорию, фиксирующую особые аспекты организаторской, регулятивной и

управленческой деятельности общества, К.Е.Игошев не без основания

указывает, что "усвоение и личностное принятие индивидом норм и требований

социального контроля - необходимые условия формирования системы

самоконтроля и саморегуляции, обеспечивающей моральную состоятельность и

правомерность поведения индивида в различного рода конфликтных ситуациях.

(25, 19)

Как свидетельствует практика, такой контроль обычно осуществляется

опосредствованным путем через семью, школу, учебный коллектив и другие

социальные образования. Он призван нейтрализовать криминогенное влияние

ситуации на личность, прервать формирование противоправного поведения и в

конечном итоге привести к изменению жизненных установок и ориентации

правонарушителя. По справедливому мнению В.Момова, формирование системы

нравственного саморегулирования у подростков предполагает такую

организацию их деятельности и поведения, при которой внешний контроль со

стороны родителей и педагогов все больше уступает место внутренним

нравственным образцам. (40, 54)

Во всех остальных случаях, когда возникшая ситуация по существу не

является конфликтной, а лишь представляется таковой в сознании учащегося

правонарушителя, вследствие недостаточного жизненного опыта, искаженного

восприятия известных ему фактов, переоценки своих возможностей либо

недостаточной осведомленности об особенностях сложившейся ситуации. Усилия

субъектов профилактического воздействия прежде всего должны быть

направлены на то, чтобы помочь участникам ситуационного взаимодействия

правильно и объективно оценить возникшую обстановку и с учетом этого

избрать наиболее оптимальный и правомерный вариант поведения.

Исследования советских ученых психологов и педагогов убедительно

показали, что с возрастом у учащихся подростков повышается чувство

моральной ответственности за свои поступки, формируется умение владеть

собой, правильно оценивать действия, преодолевать аффективность поведения.

Однако развитость всех этих качеств, уровень мышления еще не достигают

зрелости, присущей взрослым лица. В отличие от работающих, учащиеся

непосредственно еще не принимают участия в производственной деятельности.

Основным направлением их деятельности является учебный процесс, подготовка

к общественно полезному труду. Воспитание учащейся молодежи

осуществляется, прежде всего, в процессе обучения, что составляет основу

всей воспитательной работы.

Большое влияние на поведение учащихся оказывает то, что они бедны

житейским опытом, их эмоционально-волевая сфера ограничена, сказывается

повышенная неуравновешенность, неадекватность самооценок, недостаточное

умение контролировать свои поступки, склонность к подражанию, повышенная

внушаемость. Их взгляды нередко складываются под стихийным влиянием

микросреды, либо реальная действительность воспринимается ими

декларативно, что затрудняет социальную адаптацию, выработку активной

жизненной позиции личности.

Поведение таких подростков во многом зависит от сложности обстановки

от умения разобраться в возникшей ситуации и найти наиболее правильное

решение. При нормальных благоприятных условиях мыслительная деятельность

учащихся старших классов общеобразовательных школ и профтехучилищ

обеспечивает надлежащий контроль за своими действиями, и возникающие

проблемы разрешаются в рамках правомерного поведения. В сложных

экстремальных обстоятельствах многие из них нередко еще теряются, не

всегда могут объективно оценить необычные условия быстроменяющейся

конфликтной ситуации и найти правильный выход.

Важное профилактическое значение имеет своевременное выявление и

устранение различных неблагоприятных обстоятельств, которые затрудняют

избирательность поведения и могут привести к утрате подростком

самоконтроля. К ним, прежде всего, следует отнести общее переутомление,

длительное нравственное напряжение, сильное душевное волнение,

эмоциональные стрессы и др. Установлено, что при ослаблении самоконтроля

одни ведут себя стереотипно, другие, наоборот, действуют импульсивно под

влиянием неосознанных побуждений, а третьи оказываются чрезвычайно

внушаемыми, следуя указаниям любого лица.

На указанные особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали

внимание многие исследователи. К.Е. Игошев установил, что среди молодежи

наибольший удельный вес (54,5%) занимают четко неосознанные мотивы,

которые правонарушители затрудняются точно определить и подражание другим

лицам. (25, 64) По данным Н.И.Ветрова, 36,7% обследуемых

несовершеннолетних совершили антиобщественные деяния по подражательным и

четко неосознанным мотивам. (17, 140)

Приведенные результаты исследований носят устойчивый характер и дают

основание утверждать, что одной из отличительных особенностей

мотивационной стороны многих преступлений, совершенных учащимися, является

непредумышленный характер действий несовершеннолетних, когда

правонарушитель импульсивно, под влиянием сложившейся обстановки или же

бездумно следует примеру других лиц. Отмеченные особенности скрывают

большие возможности в предупреждении указанных деяний, облегчают действия

правоохранительных органов, общественных формирований и других

специализированных и неспециализированных субъектов по выявлению и

устранению причин и условий совершения учащимися правонарушений,

выступающих как объект профилактического воздействия.

Невыполнение общешкольных требований, постоянное нарушение дисциплины,

порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению

к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности

или ее крайней неустойчивости, аномальных потребностей и аномального

способа удовлетворения естественных для всех детей потребностей,

неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие

оправдательных мотивов поведения и т.п. Противодействие воспитательному

влиянию становится для такого подростка нормой поведения, поэтому

воспитательная работа с ними трудоемка и малоэффективна.

1.2 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться

подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым,

переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет.

Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы,

сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе накладывают отпечаток

на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и

психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как

будет решена социальная задача "вхождения" его в мир взрослых, определение

своего места в микросоциальном окружении, характерных для этого периода.

Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие

чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки

начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования. На

первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют

сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за

смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них

характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и

болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте

требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы,

общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не

закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое

место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может

ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения,

наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного

поведения.

Объективные возможности для возникновения трудновоспитуемости могут

быть созданы вследствие наложения особенностей подросткового возраста

(эмоциональной возбудимости, стремления к взрослости, обостренного чувства

собственного достоинства и стремления к самоутверждению, недостатка

жизненного опыта и, в связи с этим, невозможности правильной оценки

некоторых явлений, возрастания роли общения, особенно со сверстниками) на

неблагоприятные условия воспитания в семье, школе, отрицательное влияние

микроокружения.

Психологи Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, В.А.Крутецкий указывают ряд

факторов, обусловливающих трудность воспитательной работы с подростками.

(13, 21, 34) В этот период происходят значительные биологические изменения

в организме подростков, отмечается их бурное физическое развитие усиленный

рост конечностей, увеличение объема сердца, перестройка эндокринной

системы, половое созревание, появление вторичных половых признаков и др.

Недостаточная сформированность нервной системы, преобладание процессов

возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную

возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Это зачастую

приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные

эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Такой фактор,

например, как половое созревание, может вызвать особые переживания,

нездоровый интерес к сексуальным вопросам. Поэтому, подростку в этот период

трудно соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые

предъявляет ему общество.

Одновременно происходит интенсивное социальное развитие личности,

начинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и

идеалы, система оценочных суждений, самосознание, ощущение

самостоятельности, взрослости. Возникновение чувства взрослости стремление

быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка, так

как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему

миру, определяет содержание и направление социальной активности систему

стремлений, переживаний. Социальная активность подростка заключается в

большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения,

которые существуют в мире взрослых и в отношениях между ними. В

подростковом возрасте очень обострено чувство собственного достоинства,

поэтому, любые мелочи, даже незначительные замечания, а тем более

бестактность, обращение с ними, как с малышами, могут больно ранить их

самолюбие.

В этот период, особое значение придается межличностному общению, в

связи с чем подросток иначе оценивает роль школьного коллектива:

наблюдается большая привязанность к коллективу своего класса, стремление

занять достойное место среди одноклассников. Коллектив оказывает огромное

влияние на формирование взглядов, оценок, нравственных качеств личности

подростка. Если же у учащегося не складываются отношения с классом; как это

бывает у трудновоспитуемых, то он начинает искать различные формы общения

за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные

условия.

Каковы же особенности личности трудновоспитуемого подростка? Макаренко

утверждал, что в процессе перевоспитания педагогу приходится иметь дело не

с дефективностью личности, а с дефективностью отношений подростка. (38, 507-

508. ) Имеется в виду круг интересов, нравственно-волевых качеств личности,

специфика его отношений к учебной, трудовой и другим видам деятельности,

учителям, родителям, взрослым, товарищам.

Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его

устремления, потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию

поведения. Эти подростки или не имеют определенных жизненных целей и не

знают, чего они хотят, либо их жизненные устремления, интересы и

потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский характер. Для

них характерна определенная система мотивов, самоутешение, самооправдание,

обвинение в своих неудачах других лиц, либо ссылка на стечение

неблагоприятных обстоятельств. Трудновоспитуемые подростки, как правило,

отстают от сверстников в развитии, у некоторых может наблюдаться отставание

или отклонение в развитии психических функций (памяти, речи, внимания,

восприятия, мышления). Для них характерны недоразвитие духовных чувств и

эмоций, лживость и эгоизм, упрямство и агрессивность, приспособленчество,

неорганизованность, неуравновешенность, лень, вспыльчивость, грубость,

замкнутость, скрытность. Волевые усилия часто носят отрицательную

направленность, они могут проявить инициативу, ловкость, сообразительность,

настойчивость, когда дело касается достижения собственных пагубных желаний.

Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего то, что не

требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и

вызывает острые ощущения (песни под гитару, чтение книг про шпионов,

развлекательные или детективные фильмы без психологических коллизий и

т.п.). Они имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо, многие из них

являются второгодниками. Особенно плохо усваиваются ими математика и языки.

Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного

или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На уроках

они, как правило, бездельничают, домашние задания не выполняют, постепенно

утрачивают вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в

общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.

К физическому труду они, как правило, относятся положительно, но так

как способностью трудиться, трудолюбием, умением преодолевать трудности не

отличаются, то доводить дело до конца, систематически, целенаправленно

трудиться они не могут: с удовольствием берутся за дело, но вскоре его

бросают. Однако, если отношения с учителями по отдельным учебным предметам

у трудновоспитуемого подростка складываются благоприятно, он может под их

руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К

продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят

вещи.

У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если

им и дают поручения, то они не в состоянии систематически выполнять их, так

как не обладают умением самостоятельно планировать работу и привлекать

других к ее выполнению, не уверены в своих силах. С ними обычно не хотят

дружить, сидеть за одной партой. Завоевывать авторитет среди сверстников им

приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий

на уроках и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения

хулиганских поступков. Все это приводит к конфликтным отношениям трудного

подростка с одноклассниками.

Характерной особенностью трудных подростков является

неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с

оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются

враждебно. У них, в большей степени чем у других подростков, осознание

своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение,

употребление спиртных напитков, особый "взрослый" лексикон, утилитарные

способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание

моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах

некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим,

родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и

доброжелательность. Следует отметить, что лишь незначительное количество

трудновоспитуемых имеют ярко выраженную антиобщественную направленность

действий. У большей части этих подростков отрицательный характер поведения

может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять

положительные качества личности, в других аморальные действия,

недисциплинированность. С одними учителями и взрослыми у них складываются

хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с

другими — постоянно конфликтуют, пропускают уроки, грубят, проявляют

неповиновение. Такие отношения зависят от того, как учитель смог подойти к

данному ученику, учесть и положительные качества его личности.

Отклонения в нравственно-психическом развитии трудновоспитуемых

подростков происходит вследствие ограниченности социального опыта,

утилитарности потребностей, неразвитости и деформации личности. Потребности

их ограничены, чаще всего, материальными интересами, примитивными и

односторонними. Для них характерно ложное представление о таких

нравственных понятиях, как дружба, товарищеская взаимопомощь,

принципиальность, честность, смелость, правдивость. Дружба, например,

рассматривается как круговая порука; проявить смелость - обворовать сады,

прыгнуть со второго этажа, обмануть старших; упрямство рассматривается как

настойчивость и принципиальность, грубость — как показатель независимости;

быть чутким – значит проявить слабость, бесхарактерность; быть вежливым —

значит унижаться перед человеком; соблюдение правил культуры поведения -

недисциплинированность, не считаются положительными качествами личности и

т.п. Если в результате недостаточно развитой волевой сферы такие подростки

не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, поведением,

регулировать потребности. Импульсивность, несдержанность многих

трудновоспитуемых и одновременно отсутствие или слабость самоконтроля

создают благоприятную почву для различных конфликтов. Нередко отрицательные

формы поведения являются для них более приемлемыми, чем следование морально-

этическим нормам.

Трудновоспитуемым младшим школьникам свойственны эмоциональная и

моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость,

низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Для них

большая проблема сколько-нибудь длительно сосредоточиться на задаче.

Задания, требующие концентрации внимания, очень скоро вызывают протест,

негативные эмоции, двигательное беспокойство. Психическая незрелость

сказывается на отношении детей к школьным занятиям, педагогу, учебным

задачам. Преобладающим у них является «дошкольный» (игровой) и

«псевдоучебный» типы отношений. Школьная ситуация для них очень сложна.

Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и

ведут себя вызывающе – смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Легко

принимают игру.

Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произвольности в

управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной

деятельности. Такие дети отличаются повышенной тревожностью. Самооценка

практически у всех таких детей неадекватно завышена, причем заметно

расхождение с ожидаемой оценкой их качеств педагогом. Обнаруживается низкая

ожидаемая оценка.

Во взаимоотношениях друг с другом у них тоже имеются сложности. Они не

способны к сотрудничеству. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.