реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

известного под названием микросреды.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что широкая

социальная среда в обществе положительная и благоприятствует правильному

развитию личности. Но формирование личности происходит не только под

воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой

коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают

личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится ребенок,

может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные

нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных

неврозов, которые бывают у ребят из-за тяжелых переживаний или длительного

нервно-психического напряжения.

Вот почему в системе профилактических мероприятий, направленных на

предупреждение трудновоспитуемости детей, решающее место должна занимать

борьба с отрицательными ситуациями.

Лишь некоторая часть всей получаемой ребенком информации усваивается им

непосредственно, а другая опосредованно, т.е. через восприятие и оценки

людей, которые его окружают. Для ребенка такими людьми являются, прежде

всего, родители, родственники, воспитатели, сверстники. Именно под

воздействием ближайшего социального окружения, а не социальной среды,

формируются в первую очередь взгляды и навыки ребенка, его первоначальное

отношение к окружающей действительности.

Коротко рассмотрим, как же конкретно под воздействием социального

фактора - микросреды — происходит формирование личности ребенка, отношений,

образа поведения, и в связи с этим - в чем собственно заключается ранняя

профилактика трудновоспитуемости детей?

Как известно, ребенок рождается с определенными задатками, посредством

которых постепенно приспосабливается к окружающему миру. Он начинает

учиться самым простым действиям, ведущим к удовлетворению тех или иных его

потребностей. Со временем ребенок постепенно усваивает выгодные для него,

эффективные действия, дающие удовлетворяющий результат. В этом он еще

сравнительно мало чем отличается от остальных природных существ.

Вместе с тем с самого рождения ребенок, как существо природное

потенциально способное к превращению в общественное, должен усвоить только

выгодные ему формы поведения, но и те, которые требует от него среда,

общество, в котором он живет. Эти формы поведения нередко не совпадают с

теми, которые, ребенок считает наиболее предпочтительными.

Поскольку ребенок, как отмечалось ранее, не имеет наследственных

моделей социального поведения, которые могли бы определить его отношение к

окружающей действительности, регуляторы поведения он находит лишь в форме

словесно фиксируемых общественных норм и ценностей; которые сообщаются ему

окружающими и которым он должен неукоснительно следовать.

Наукой установлено, что для поведения человека (в том числе и для детей

раннего возраста) характерно следующее: обратная сигнализация результатов

неодобряемого поведения, как правило, в той или иной мере возникает

вероятность повторного проявления данных способов поведения. Первоначальное

ознакомление ребенка с простейшими нормами и правилами поведения должно

осуществляться путем предъявления элементарных требований (можно, нельзя) к

его действиям с последующей оценкой (хорошо - плохо) этих действий

окружающими.

Одобрение действий окружающими доставляет в большинстве случаев

огромное удовольствие ребенку, так как он с раннего возраста испытывает

потребность в общении со взрослыми и очень заинтересован в их добром

расположении. Положительные взаимоотношения со взрослыми составляют основу

для переживания ребенком состояния эмоционального благополучия. Поэтому,

ребёнок сознательно или подсознательно старается действовать согласно

требованиям взрослых и постепенно усваивает те нормы, правила и оценки, то

общее отношение к окружающей действительности, которые исходят от них.

Психолог Л.И. Божович указывает на то, что первоначальное выполнение

требуемых норм поведения воспринимается как некое обязательное условие для

получения одобрения со стороны взрослых и, следовательно, сохранения тех

положительных взаимоотношений с ними, которые так необходимы ребенку для

его полноценного развития. (13)

Поэтому взрослые не должны забывать своевременно поощрить ребенка

одобрить то или иное положительное действие его и высказать уверенность,

что в дальнейшем он будет поступать подобным образом, В таком случае, как

указывает известный немецкий ученый Д.Фридрих, "полезные, значимые,

одобряемые окружающими способы поведения будут чаще повторяться,

преобразовываясь во внутреннюю структуру поведения.

Что касается проступков детей, то ни один из них не должен ускользнуть

от внимания взрослых. Причем, особенно важно высказать неодобрение по

поводу проступка ребенка сразу же после его совершения, так как "такая

быстрая последовательность событий ведет не только к прекращению проступка,

но и к образованию определенного побочного результата, а именно: то

побуждение, которое привело к совершению неодобряемого поступка после

некоторого числа повторений начинает ассоциироваться с причиненными

неприятными ощущениями, - отмечает криминолог А.М. Яковлев. (55, 145)

Таким образом, ассоциативная связь возникает именно между побуждением к

совершению неодобряемого действия и неприятными ощущениями, эмоциями,

которые испытывает ребенок. После определенного числа повторений данной

цепи связь между ее составными элементами становится настолько прочной, что

вновь возникающие побуждения к совершению неодобряемого действия могут сами

по себе вести к образованию независящей от воли ребенка автоматической

условной реакции, блокирующей эти побуждения. Если эта реакция окажется

достаточно сильной, ребенок неодобряемого действия не совершит. При этом,

естественно, необходимо учитывать также специфику детского возраста: детям

не всегда понятен смысл запрета взрослого, но даже если они и понимают

правильность предъявляемых им требований, то не все могут сдержать свои

желания.

В связи с этим, запрещая какое-то действие, следует, во-первых, всегда

давать доступную возрасту ребенка словесную оценку неодобряемому действию.

Например, разъяснить, что нельзя брать без разрешения не только данную,

конкретную вещь, но и все остальные вещи, принадлежащие другим людям, так

как это плохой поступок — кража. Надо стремиться выработать у ребенка не

только правильную привычку, но и общее правильное отношение (в данном

случае — отрицательное отношение к воровству в целом, а не просто привычку

не брать чужие вещи).

Во-вторых, необходимо следить, чтобы ни один, даже самый незначительный

проступок ребенка (совершенный им часто по неведению) не оставался

незамеченным, не вызвал надлежащую реакцию окружающих. Очень правильно

писал по этому поводу А.С. Макаренко: «Первый случай детского воровства -

это не воровство, это "взял без спросу". А потом это делается привычкой,

воровством». (38, 468)

Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для

самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый

(пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной

форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у

него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей

действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей,

норм и правил поведения, принятых в обществе.

Таким образом, ранняя профилактика трудновоспитуемости детей должна, по

существу, начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в

правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного

воздействия, которое осуществляется в основном семье.

К сожалению, практика свидетельствует о том, что родители не всегда

состоянии предупредить возникновение отклонений в нравственном развитии

ребенка. Некоторые из них не обладают необходимым уровнем психолого-

педагогической подготовки, другие в силу объективных причин (занятость на

работе, частые командировки, длительные болезни) не имеют возможности

уделять достаточно времени воспитанию ребенка, общению с ним, наконец,

третьи — вообще не желают заниматься воспитанием. Их забота о детях, в

лучшем случае, ограничивается тем, что они одевают и кормят его. К тому же,

часто такие родители сами служат ярким образцом отрицательного поведения.

Дети в таких семьях не получают соответствующих их возрасту морально-

этических знаний и имеют в результате этого пробелы или отклонена в системе

субъективных отношений. Некоторые из них уже в раннем возрасте, вследствие

продолжительного пребывания в неблагоприятной социальной микросреде,

приобретают навыки аморального поведения и обладают определенным жизненным

опытом отрицательного характера. Это, конечно, не означает, что ребенок,

который воспитывается в неблагоприятной семейной обстановке, фатально

обречен, стать неполноценной в нравственном отношении личностью. За судьбу

детей отвечает не только семья, но и школа, общественность.

Важнейшей задачей школы, социального педагога является систематическая

и целенаправленная пропаганда педагогических знаний среди населения,

использование всех форм и методов работы с семьей для того, чтобы помочь

родителям в выполнении возложенных на них обязанностей, максимально и

наиболее эффективно использовать потенциальные возможности семьи в

общественном воспитании детей. В этом плане особые надежды возлагаются на

первичные ступени педагогической пропаганды: работу с молодыми людьми,

которые вступают в брак и будут иметь детей, с родителями детей раннего и

дошкольного возраста, младших школьников.

Система общественного воспитания, включающая дошкольные учреждения,

общеобразовательные школы, разнообразные внешкольные и другие учреждения,

призвана компенсировать недостатки семейного воспитания, обеспечить

коррекцию отношений личности. Школа, как ведущее и основополагающее звено

этой системы, располагает научно обоснованной методикой воспитания,

высококвалифицированными педагогическими кадрами, необходимой материальной

базой. Все это создает благоприятные возможности для осуществления

профилактических мероприятий, направленных на предупреждение

трудновоспитуемости детей.

Если выше шла речь о ранней профилактике трудновоспитуемости детей в

широком значении этого слова, т.е. предупреждении появления любых

отклонений в нравственном развитии ребенка, то в школе профилактическая

работа наряду с этим приобретает и более узкую, конкретную направленность,

содержанием которой является повышение уровня воспитанности отдельных

учащихся. Начинать следует с момента выявления самых первых, незначительных

симптомов, свидетельствующих о неблагополучии в духовном развитии ребенка

или его ближайшего социального окружения.

Особое внимание необходимо уделять учащимся начальных классов, для

которых приход в школу является очень сложным и ответственным периодом

социальной адаптации.

Социологи и криминологи рассматривают процесс социальной адаптации

несовершеннолетних как период наиболее вероятных ошибок стрессов,

разочарований, которые создают субъективные предпосылки для возникновения

конфликтных жизненных ситуаций и нередко способствуют формированию у

подростка противоправного поведения. Период адаптации в школе - один из

наиболее напряженных периодов социального становления личности, ребенку

приходится привыкать к новым условиям и режиму работы, новым людям, системе

требований к себе и оценок себя как личности со стороны окружающих. Быт,

вся жизнь семилетних детей всецело зависит от взрослых, и они, взрослые, в

первую очередь социальный педагог и родители, определяют успехи и неудачи

социализации личности школьника на данном этапе. Более того, в начальных

классах во многом предопределяется и общая направленность социализации

учащегося. Следовательно, причины "неожиданных” превращений подростков в

трудных, будь то в 4—6-м или даже 8-9-м. классах, следует искать в

начальной школе. "Без преувеличения можно сказать, что иногда одно слово,

сказанное учителем первокласснику в ту минуту, когда его чувствительное

сердце доверчиво открыто перед людьми, определяет судьбу ребенка на всю

жизнь", — писал по этому поводу В.А. Сухомлинский. (51, 476-477)

Оценивая социальную адаптацию в начальных классах как важнейший этап

работы по ранней профилактике трудновоспитуемости школьников, не следует,

однако, забывать, что педагогическая запущенность или трудновоспитуемость

как система устойчивых отклонений в отношениях не типична для 7- 10-летних

ребят. Исследователи отмечают, что в младших классах ребенок, безусловно,

ориентируется в нормах поведения на учителя. (43, 56)

Дети приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к

знаниям у них тесно переплетается с отношением к учению как к серьезной,

общественно значимой деятельности они обнаруживают исключительно

добросовестное и прилежное отношение к делу.

После рассмотрения указанных возрастных характеристик младших

школьников становится понятным, что негативизм, упрямство, самоуверенность,

неадекватно высокая оценка своих способностей, знаний и умений, которыми

объясняется большинство проступков ребят этого возраста, не свидетельствуют

о нежелании учиться или о неуважении к учителю, скорее, наоборот, ребята

могут демонстрировать эти качества с целью быть замеченными.

Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении социального

педагога увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в

классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть

трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Поскольку авторитет

педагога здесь очень высок (психологи отмечают, что он даже выше

родительского), и влияние его осуществляется на базе учения - основной,

ведущей деятельности маленького школьника, то можно предполагать, что

личность каждого ученика начальных классов развивается в соответствие с тем

проектом, который составил для него социальный педагог. Капитуляцию же

учителя в виде убежденности в "неисправимости" ребенка, следует расценивать

как непременное условие закрепления в поведении детей неодобряемых

обществом поступков и одну из причин появления первых форм педагогической

запущенности.

Такое понимание явления трудновоспитуемости и взгляд на начальные

классы как на самый ответственный этап профилактической работы позволяет

выделить ее важнейшую специфическую особенность, а именно, что

непосредственным объектом профилактического воздействия учителя начальных

классов выступает прежде всего не личность ребенка, а процесс его (ребенка)

взаимодействия с ближайшим социальным окружением и, в первую очередь, с

учителем, родителями и одноклассниками. Особое внимание следует обратить на

безотлагательное включение ребенка в систему деловых, в данном случае

учебных отношений, сохранение и укрепление социально ценных и

познавательных мотивов учебной деятельности, которые, как отмечают

психологи, доминируют у детей при поступлении в школу.

Утрата положительных мотивов учения, которая возникает как результат

противоречий между возможностями ребенка и требованиями учителя, является

первым показателем неблагополучия в процессе социализации личности

школьника и, как правило, влечет за собой все новые и новые осложнения,

результатом которых является постепенное, но неуклонное отторжение ученика

от жизни класса. Именно неуспеваемость и "отсев" трудновоспитуемых

учеников из школы составляют самые важные проблемы криминологического

характера в области школьного воспитания.

В силу этого к наиболее эффективным мерам предупреждения

трудновоспитуемости в начальных классах следует отнести прежде всего те,

которые снимают напряженность ребенка в классе, помогают ему успешно

включиться в систему связей и отношений, предложенную школой, открывают

реально приемлемые для ребенка пути социальной адаптации.

Итак, начальный период обучения в школе предоставляет поистине

неисчерпаемые возможности для плодотворного влияния на личность каждого

ученика. И если исходить из того, что все учителя начальных классов имеют

соответствующую профессиональную подготовку, высокий уровень нравственно-

культурного развития и обладают необходимыми педагогу качествами личности,

то можно предположить, что трудности воспитательного воздействия на детей

младших классов сопряжены главным образом с необходимостью

дифференцированного подхода к ученикам и их родителям, с правильной оценкой

направленности воспитательного влияния семьи. И действительно, для того

чтобы успешно осуществлять предупредительную функцию, социальному педагогу

надо обеспечить индивидуальную работу в пределах, по крайне мере, трех

подгрупп учащихся: которые не имеют отклонений в системе отношений; имеют

некоторые отклонения в отдельных видах отношений на фоне общего

положительного отношения к действительности; имеют довольно устойчивые

отклонения в одном, некоторых или всех видах отношений, т.е. находятся на

стадии значительной педагогической запущенности (трудновоспитуемости).

Обобщение передовой педагогической практики показывают, что детей,

относящихся к третьей группе, среди учеников общеобразовательных школ

немного, бывают они далеко не в каждом классе. Наиболее распространенная

ошибка недостаточно опытных учителей зачастую и состоит в том, что они

ошибочно относят к третьей группе трудновоспитуемых всех учеников, у

которых при общей положительной ориентации проявляются лишь отдельные

неустойчивые признаки отклоняющегося поведения.

С учетом приведенной классификации работа по профилактике

трудновоспитуемости в начальных классах представляет собой комплекс

взаимосвязанных мер педагогического характера по предотвращению проявлению

любых отклонений в поведении детей (общая профилактика) и преодолении уже

сформировавшегося у отдельных детей неприемлемого в нашем обществе

отношения к людям, своим обязанностям. Оптимальные условия для

предупреждения и преодоления педагогической запущенности создаются лишь

там, где семья, школа выступают как единое целостное образование неделимо

от воспитательной среды предъявляют к нему единые требования,

руководствуются едиными критериями при оценке способностей и достижения

школьника.

Однако такое единодушие учителя, родителей и представителей

общественности не достигается стихийно.

Усложнение учебных программ, повышение ответственности учителя,

уровень воспитанности каждого ребенка, функционирование широкой сети групп

и даже школ продленного или полного дня значительно расширив содержательную

сторону контактов учителя с учеником и его родителями повысило

требовательность школы к воспитательному влиянию семьи. В тоже время, в

порядке обратной связи отмечается общая тенденция повышения

требовательности родителей к школе и учителю, которая в начальных классах

конкретизируется в ожидании от ребенка высокой успеваемости. Родители

дошкольников младших школьников, как правило, еще не видят пробелов в

воспитании своих детей. В силу этого, для них часто бывают неожиданными, и

всегда неприятными любые нарекания учителя на ребенка, и это нередко

порождает напряженность в отношениях семьи и школы. Недовольство учителем,

недоверие к нему, постоянная ревизия его указаний и оценок, как и

равнодушие родителей к этим вопросам, непременно передаются детям,

подрывают авторитет учителя и, таким образом, разрушают ту устойчивую

отправную платформу воспитания, какой служит безусловное уважение ребенка

взрослым. И, по-видимому, среди причин ранней эмансипации некоторых детей

немаловажную роль играют недостаточно организованные взаимоотношения семьи

и школы.

Вместе с тем, учителям все еще приходится встречаться с родителями,

которые придерживаются в вопросах воспитания старых домостроевских

взглядов. Такое влияние некоторые родители стараются распространить и на

школу, что осложняет взаимоотношения семьи и школы, наносит ущерб

общественному воспитанию школьников.

Нередко причиной несложившихся между семьей и школой отношений

становится учитель. Неумение или нежелание организовать педагогически

целесообразные отношения с семьями своих воспитанников свидетельствуют о

низкой педагогической и этической культуре педагога и одновременно являются

одной из причин формирования антиобщественного поведения школьника.

Эффективность и качество профилактической работы учителя определяется не

количеством посещений семей, вызовов родителей в школу или нотаций ребенку,

а умением правильно оценить конкретную воспитательную ситуацию и придать ей

педагогическую целесообразность. Поскольку правильные отношения учителя с

семьями воспитанников являются непременным условием успешной работы по

ранней профилактике трудновоспитуемости, организация таких отношений должна

стать объектом осознанной и целенаправленной деятельности учителя,

основанной, на объективных данных о возможностях и особенностях

воспитательного влияния каждой семьи, а также на умении организовать

дифференцированный подход к семьям и учащимся.

Надежной основой взаимодействия семьи, школы и общественности является

гарантированное государством единство целей и задач семейного и

общественного воспитания. Все родители мечтают видеть своих детей

всесторонне и гармонично развитыми, физически и духовно совершенными

людьми.

Учителю, как правило, не приходится корректировать общие задачи

семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно сталкивается с

фактами, которые свидетельствуют о неумении многих родителей ставить и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.