реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

незначительному поводу.

Они характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных

процессов: мыслительных операций, внутреннего плана действия, речи,

воображения, памяти. Эти трудности сопровождаются личностными и

поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае

индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего.

Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна

правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции

стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в

сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых ними. В

установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с

детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон,

которые наиболее часто применяют к труновоспитуемым. Такого обращения дети

абсолютно не воспринимают. Слова морали, подчеркивал В.А. Сухомлинский,

отскакивают от сознания воспитанников, как горох от стенки, он не слышит

слов воспитателя, его душа остается глухой к слову. (49, 253)

Морализирование как средство воспитательного воздействия становится

причиной так называемого "смыслового барьера", когда трудновоспитуемый

хорошо знает, что от него требует взрослый, но не реагирует на требования,

не воспринимает их вследствие способа их выражения. Устраняется смысловой

барьер посредством изменения тона речи взрослого.

Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у

каждого трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе,

труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить

стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом

классного, школьного коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом

положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид

деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать

уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей,

родителей. А.С.Макаренко в этой связи подчеркивал: "Для нас мало просто

исправить человека, мы должны его воспитать по-новому, то есть должны

воспитать так, чтобы он сделался не просто безопасным или безвредным членом

общества, но чтобы он стал активным деятелем новой эпохи. (38, 215-216)

Перевоспитание трудных детей может быть успешно осуществлено лишь при

наличии научного подхода к решению проблемы. Главное место отводится здесь

индивидуальной целенаправленной работе с трудновоспитуемым. Исследователи

справедливо указывают, что сущность индивидуального подхода состоит в том,

что воспитатель имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая

обладает рядом индивидуально-психологических особенностей. Поэтому

воспитательные меры, которые дают положительные результаты по отношению к

одному учащемуся, могут обеспечивать ожидаемого эффекта по отношению к

другому. Индивидуальный подход предполагает чуткость и такт по отношению к

перевоспитываемому требует выбора и осуществления таких воспитательных

мероприятий, которые наиболее соответствовали бы ситуации, особенностям

личности подростка, состоянию, в котором он в настоящее время находится, и

поэтому давали бы максимальный эффект.

Исходя из этого, индивидуальную работу с трудными детьми условно можно

разделить на три этапа: глубокое изучение на научной основе личности

трудновоспитуемого и составление социально-психологической характеристики;

разработка индивидуальной программы воспитательного воздействия на него с

учетом особенностей личности; непосредственное осуществление воспитательной

работы, корректировка средств и методов воспитательного воздействия.

Для исследования личности трудного трудновоспитуемого рекомендуется

специальная программа, включающая изучение широкого круга вопросов, среди

которых особое внимание заслуживают следующие.

1. Общие данные о трудновоспитуемом — возраст, образование, место

жительства, физическое развитие, состояние здоровья, черты характера,

особенности развития моральных и волевых качеств.

2. Условия семейного воспитания - состав семьи, образование родителей,

место работы и занимаемая должность, общественные поручения родителей по

месту работы, отношение к успеваемости и поведению ученика, связь родителей

со школой и классным руководителем; материальные, жилищно-бытовые условия

семьи; характер взаимоотношений родителей, родителей и детей, особенности

семейного микроклимата, семейные традиции; поведение ребенка дома, какие

допускает нарушения и применяемые родителями меры воздействия.

3. Успеваемость в школе, причина неуспеваемости, отношение к учебной

деятельности, поведение в школе.

4. Отношение к трудовой деятельности - как проявляет себя в различных

видах труда в школе и дома, какую профессию собирается избрать, мотивы

выбора, устойчивость профессиональных интересов.

5. Общественная активность - какие общественные поручения имеет, как

относится к их выполнению, участие в кружках и спортивных секциях.

6. Статус в классном коллективе — особенности общения с товарищами по

классу, отношение к учителям, имеет ли друзей в школе (классе), кто они и

на чем основывается их дружба.

7. Как и с кем проводит свободное время, чем занимается, круг

увлечений.

8. Прикреплен ли шеф к трудновоспитуемому, кто он, в чем заключается

сущность проводимой им работы и ее эффективность.

Предложенная методика изучения личности трудновоспитуемого учащегося

помогает классному руководителю, шефу и другим лицам, осуществляющим

воспитательное воздействие, более глубоко разобраться в причинах отклонений

в поведении каждого подопечного, найти наиболее эффективные средства

воздействия на него, составить и осуществить программу индивидуального

перевоспитания. Она позволяет, прежде всего, выделить положительные

качества трудновоспитуемого, которые необходимо всячески развивать и

стимулировать, нейтрализовать отрицательные черты и качества личности. Без

оптимистической гипотезы о том, что в каждом подростке есть положительное,

которое надо найти и умело использовать, невозможна целенаправленная работа

по перевоспитанию, В.А. Сухомлинский категорически отрицал такой путь

исправления, как выставление недостатков в надежде, что ребенок сможет

критически оценить свое поведение и изменить его. «Опыт... убедил, — писал

он, - что таким путем нельзя воспитать стойких нравственных убеждений... С

первого дня пребывания в школе надо уметь увидеть и неустанно укреплять,

развивать в ребенке все лучшее». (50, 27)

В процессе перевоспитания ребенка следует ставить в такие условия,

которые требовали бы от него проявления и закрепления положительных качеств

личности. При этом, поддержание малейших положительных проявлений в

учебной, трудовой, общественно полезной деятельности закрепляя веру ребенка

в свои силы. Иначе, он может полностью отказаться даже от стремления стать

лучше, решает, что ему все равно надеяться не на что. Приобщение к труду,

учебе и другим видам коллективной деятельности, глубокое проникновение во

внутренний мир каждого, воспитание человечности в отношениях с окружающими

— все эти факторы способствуют формированию положительных качеств личности.

Положительная ориентация стимулирует формирование устойчивого условного

рефлекса. В таких случаях у ребенка появляется уверенность в своих силах,

надежда, что и он сможет достичь определенных успехов в учебной, трудовой,

общественной деятельности.

Изучение индивидуальных особенностей трудновоспитуемых учащихся

способствует выбору наиболее оптимальных методов воздействия на каждого

учащегося. Важно выявить мотивы поведения то или иного ребенка, так как

одни и те же действия, поступки могут быть порождены различными мотивами,

поэтому и средства воздействия должны соответствовать этим мотивам.

Например, упрямство одной ученицы будет происходить от избалованности ее в

семье, чрезмерной изнеженности, упрямство другой — от того, что у нее

тяжелая семейная обстановка. Методы и средства воздействия на этих учениц

должны быть различны. Серьезное внимание необходимо уделять учащимся,

изолированным от классного коллектива, которые не пользуются авторитетом

среди товарищей, ни с кем не дружат или, наоборот, тем, которые являются в

классе неформальными лидерами.

Пребывание трудновоспитуемого подростка в хорошем коллективе еще не

означает, что этот коллектив положительно влияет на него. Здесь важное

значение приобретают правильно организованные взаимоотношения трудных

учеников с классным коллективом. Отсутствие контакта со сверстниками часто

является причиной недисциплинированности, грубости, проявлений негативизма.

Каждый учащийся, как известно, стремится к самоутверждению, пытается

занять желаемое место среди своих сверстников и товарищей. Однако, довольно

часто неуспеваемость, недисциплинированность и связанные с этим упреки

учителей, наличие физических недостатков приводят к тому, что весь класс

начинает к такому ученику плохо относится. Поэтому, важное значение

приобретает организация социальным педагогом правильных взаимоотношений

среди учащихся. Важно найти такому ребенку достойное место в классном

коллективе, поручить ему дело, где он мог бы проявить себя, максимально

использовать положительные качества личности. Задача социального педагога

показать классу, что "отвергнутый" ими ученик имеет свои положительные

качества, может добиться успехов в определенном виде деятельности и помочь

ему проявить себя, завоевать уважение одноклассников. Если правильные

взаимоотношения не налажены, могут возникнуть конфликтные ситуации, при

которых учащийся, отвергнутый своими товарищами, ищет взаимопонимания и

поддержки в неформальных группах вне школы, которые часто втягивают его в

антиобщественную деятельность.

Обобщение педагогической практики показывает, что подавляющее

большинство трудновоспитуемых учащихся еще не достаточно привлекается к

общественной жизни школы и к спортивной работе, в результате чего, интересы

их перестают совпадать с интересами класса, а сосредотачиваются на

интересах той неформальной группы с антиобщественным уклоном, в которую они

попадают. Хроническое отставание по учебным предметам, неуспеваемость часто

вызывают у детей ощущение своей неполноценности, в связи с чем, со школой у

них связываются отрицательные эмоции. К сожалению, к отстающим и

недисциплинированным учащимся применяются, в основном дисциплинарные меры

воздействия. Однако ограничения и запреты подавляют инициативу, зачастую

затягивают формирование положительных качеств личности ребенка. Правильный

учет положительных качеств личности трудных учащихся в организации учебно-

воспитательной работы с ними, своевременная реакция на малейшее проявление

сдвигов поведения в лучшую сторону, проявление заинтересованности к учебе,

старательности – необходимое условие успешной индивидуальной работы с ними.

3.И Калмыкова в этой связи не без основания указывает, что у учащихся,

характеризующихся низкой степенью обучаемости, сформированы отрицательные

качества мыслительной деятельности, проявляющиеся при выполнении

самостоятельной работы. (27, 25-27, 55-65)

Поэтому, с такими учащимися необходима специальная дополнительная

работа не по усвоению программного материала, а по изменению качеств их

мыслительной деятельности, подхода к процессу усвоения и использования

знаний. Думается, что указанные требования применимы не только к отстающим

и неуспевающим ученикам но и к так называемым "тормозным" детям, которые

отличаются чрезмерной робостью, нерешительностью и стеснительностью.

Воспитателям и родителям необходимо укреплять уверенность таких детей в

своих силах. Они требуют по отношению к себе осторожности и мягкости. Их

следует привлекать к несложной общественной работе, всячески подчеркивая и

успехи, учить видеть не только преимущества других, но и свои достоинства,

организовывать общение с другими детьми.

Специального индивидуального подхода требуют также учащиеся с

психоневротическими отклонениями, которые часто становятся причиной

труновоспитуемости. Невротические состояния могут проявляться как в

чрезмерной заторможенности поведения ребенка (нерешительность,

неуверенность, медлительность, подавленность и т.п.) так и в излишней

расторможенности, преобладании реакций возбуждения (подвижность,

раздражительность, суетливость, неумение надолго сосредоточиться,

агрессивность по отношению к товарищам, неусидчивость и др.). Такие дети

постоянно конфликтуют с учителями, родителями, и это еще более усугубляет

их состояние. Они очень чутко реагируют на различные нюансы

взаимоотношениях со взрослыми, особенно нетерпимы к фальши. В основе

воспитательного воздействия на таких подростков должны быть положена

педагогическая выдержка, искренность и исключительная чуткость. В остальных

случаях следует избегать стрессовых и конфликтных ситуаций.

Многообразие причин отклонения от нормы поведения у различных групп

трудновоспитуемых учащихся требует дифференциации средств и воздействия с

учетом конкретных ситуаций и индивидуальных особенностей перевоспитуемых.

Многое здесь зависит от мастерства социального педагога, учителя,

воспитателя. Авторитет социального педагога, его принципиальность и

требовательность, тактичность в отношении к внутреннему миру подростка,

понимание, умение учитывать его точку зрения являются необходимым условием

в работе с трудными детьми. Важно дать понять учащемуся, что судьба

небезразлична педагогу, независимо от положительных и отрицательных качеств

его личности.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм,

наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного

трудновоспитуемого учащегося. Положительные качества формируются

постепенно, при настойчивой работе педагога. Они сначала сосуществуют с

отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа,

совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи,

привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального

педагога дает возможность получить положительные результаты в

перевоспитании трудных детей.

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики

противоправного поведения несовершеннолетних

2.1 Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы

работы по ее профилактике

Трудновоспитуемость, как и другие отклонения в нравственном

формировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни,

а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации

личности. В.Н. Кудрявцев этой связи пишет: "Внешний акт совершения

антиобщественного поступка обычно не происходит спонтанно; он почти всегда

подготовлен более или менее длительным процессом формирования личности...

Постепенно, "по крупицам" складываются элементы будущего антиобщественного

поступка, образуются его основные черты. В большинстве случаев даже нельзя

назвать тот этап или момент указанного процесса, где позитивные

психологические элементы поведения переросли в негативные,

антиобщественные. (36, 255,256.)

Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости необходимо

своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном

развитии и поведении ребенка.

Исследователи подчеркивают, что такие отклонения наблюдаются довольно

рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю

неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них

оказывались в положении "изолированных" и предпочитали дружить со старшими

мальчишками вне школы. (43, 62)

Беседы с учителями начальных классов и воспитателями старших и

подготовительных групп детских садов показали, что почти в каждом из этих

классов или групп находится 1—3 (редко 4—6) ребят, которых педагоги не без

оснований считают трудными. Эти дети, как правило, очень невнимательны,

упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот,

развязны, навязчивы и болтливы, непослушны. К сожалению, у нас довольно

широко распространено еще ошибочное мнение относительно того, что

отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста,

следует рассматривать как проявление специфических особенностей их возраста

— незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов

возбуждения над процессами торможения, недостаточное функционирование

второй сигнальной системы и пр.

Действительно, отклонения в поведении многих ребят в некоторой мере

объясняются спецификой возраста.

В то же время педагогическая практика показывает, что уже в самые

первые дни пребывания в школе некоторые ребята допускают такие нарушения,

которые никак нельзя объяснить их возрастными особенностями. Здесь мы имеем

дело с недостатками или серьезными просчетами воспитания ребенка в период

его раннего и дошкольного возраста, результаты которых становятся особенно

заметны с поступлением ребенка в школу. В одних случаях это недостаточно

выраженные отклонения в одном или даже нескольких видах отношений.

Например, недоверчивое, недоброжелательное отношение ко взрослым,

сформированное у ребенка в семье, обязательно в той или иной форме

проявляется и по отношению к учителю, к его заданиям и указаниям; а

отрицательное отношение к физическому и умственному труду чаще всего

становится исходной причиной неуспеваемости и недисциплинированности

ученика.

В других - это инфантильность (отставание в социальном развитии младших

школьников, не по годам затянувшаяся ребячливость, импульсивность

поведения). Такие дети не воспринимают всерьез указания и замечания

учителя, с трудом осваивают правила для учащихся. Адаптация их в школьном

коллективе еще более осложняется влиянием родителей, часто бабушек и

дедушек, которые поощряют инфантильность ребенка, любуются ею, вместе с ним

ждут признания его несуществующих достоинств со стороны учителя.

В третьих, особо сложных случаях запаздывание в приобретении

общественно-ценного жизненного опыта сочетается с довольно устойчивым

отклонением в отношениях. Чаще всего, это касается отношения семилетних

детей к людям, когда они считают плохими всех тех, кто делает им замечания,

заставляет учиться, работать, не позволяет ходить и разговаривать на уроках

и т.д. Такие дети уже через 2-3 учебные недели заявляют о своем нежелании

ходить в школу. И хотя эти проявления, как правило, успешно снимаются,

нельзя однозначно утверждать, что они не входят в отрицательный жизненный

опыт маленького ученика.

Именно эти отклонения, на которые родители и педагоги зачастую

своевременно не обращают должного внимания, в большинстве случаев, как

показывает практика, являют собой начало процесса социальной деформации

личности, основу для формирования антиобщественных установок и ориентаций

личности. В этом смысле недисциплинированность, грубость, нравственная

инфантильность даже самых маленьких ребят могут рассматриваться как одна из

форм отклоняющегося поведения, первая, еще неустойчивая форма

трудновоспитуемости.

Итак, трудновоспитуемость, как наличие устойчивых отклонений в теме

отношений ребенка, не типична для младших школьников. Однако значительные

отклонения от норм и правил поведения допускаемые отдельными учениками

начальных классов, следует рассматривать как предпосылку для дальнейшего

приобретения ребенком антисоциального опыта, который в неблагоприятных

условиях воспитания может привести к трудновоспитуемости, т.е. закреплению

антиобщественного поведения как устойчивого свойства личности.

Характерной особенностью явления трудновоспитуемости среди младших

школьников, которое, как отмечалось, наблюдается довольно редко, является

то, что оно носит неопасные для общества формы, поэтому с детьми школьного

и младшего школьного возраста часто не проводится необходимая

воспитательная работа.

Одной из причин закрепления аномального поведения у дошкольников

младших школьников является то, что учителя и воспитатели не используют в

полной мере возможности влияния на семьи своих учеников (воспитанников).

Отсутствие или ослабление связи между учителем и родителями пагубно

сказывается на результатах воспитательного воздействия.

В отдельных случаях, уже в начальных классах можно встретить ярко

выраженную форму трудновоспитуемости, которая характеризуется устойчивыми и

довольно глубокими отклонениями в большинстве видов отношений, серьезными

срывами в поведении. В то же время, начальная стадия трудовоспитуемости

может изредка наблюдаться и в более старшем возрасте. Но и это, конечно, ни

в коем случае не означает, что абсолютное большинство младших школьников,

допускающих нарушения норм и правил поведения, станут в будущем трудными

учениками.

Такое понимание первоистоков трудновоспитуемости, на наш взгляд,

подчеркивает необходимость вдумчивого, дифференцированного подхода к

профилактической работе, учета возрастных особенностей ребят и

максимального использования тех возможностей, которые раскрываются перед

воспитателем, будь то родители или педагоги в первое десятилетие жизни

человека. Важно, при этом, отметить, что решающее значение в формировании

личности ребенка имеет социальное окружение, т.е. система условий, в

которых воспитывается ребенок с самых первых дней своей жизни. Необходимо,

однако, отличать социальную среду в широком понимании (т.е. весь комплекс

социальных, экономических и культурных условий жизни данного общества) или

макросреду от ближайшего бытового окружения, в котором непосредственно

происходит процесс формирования личности (семья, школа, улица и т.д.),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.