реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Американский период творчества П.А. Сорокина

цинизмом. В обществе в целом в период кризиса, с одной стороны,

увеличивается доля «святых», альтруистов, живущих в соответствии с

моральными заповедями ; с другой стороны , увеличивается доля аморальных,

циничных, звероподобных личностей»[77]. В нормальные, бескризисные

времена, люди располагаются как бы в середине межполюсного пространства,

являя собой поверхностно религиозное и моральное большинство. Однако, во

времена «…великих кризисов… это большинство имеет тенденцию к

поляризации…. Большинство уменьшается в пользу обоих противоположных

полюсов»[78]. Причем «Обычно негативная поляризация превалирует над

позитивной в начальный период бедственных времен, в то время как

позитивная поляризация становится превалирующей на последнем этапе

критического периода и после его завершения, при условии, что общество, о

котором идет речь, не погибает в катастрофе»[79] . Таким образом, смену

одной культурной системы другой можно грубо представить следующим

образом: доминирование определенной ментальной системы в силу имманентно

присущих ей изменений провоцирует вырабатывание запаса прочности и

жизненных сил, причем чем дольше доминирует эта ментальность, тем больше

накапливается аномалий; наблюдается процесс негативной и позитивной

поляризации во всех абсолютно системах ценностей данной ментальной

системы, причем негативная поляризация не только имеет больший потенциал,

но и постепенно все больше увеличивает его; далее наступает пик

социальных нарушений и аномалий, который тем острее, чем сильнее

поляризация и дезинтеграция в обществе; постепенно силы позитивной

поляризации набирают вес, силу, обнаруживаются тенденции установления

следующей ментальной системы, постепенно общество преодолевает кризис

посредством смены ментальности.

Для полноты картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению

Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в

географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра

лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и

Африки, в течение последних 5 – 6 веков он перемещается к западным

народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в «Америки,

Азию и Африку».[80].

Сорокин подчеркивает, что к несчастью , смена идеационального,

идеалистического и чувственного типов суперсистем могут продолжаться

вечно, не приближая человека к конечной истине. Как же разрешить этот

бесконечный цикл, по Сорокину? Ключ - достижение интегрального общества,

установление системы Интегральной истины. Что же представляет собой

основа мировоззрения Сорокина – интегрализм?

Интегрализм – парадигмальная основа мировоззрения.

Ранее уже было упомянуто, что принципы интегрализма присутствовали в

мировоззренческих позициях Сорокина с самых первых работ. Однако,

понимание им интеграции и интеграционных процессов со временем

изменялось, преобразовавшись в целостную философию интегрализма в конце

его творческого пути.

В своей первой крупной работе русского периода «Система социологии»

Сорокин, в сущности, пытается представить иерархию интеграции по разным

уровням социальной статики. На данном этапе интеграция представляется им

прежде всего как совокупность механизмов, процессов и факторов, благодаря

которым происходит соединение разнородных взаимодействующих элементов в

социальное целое. Если с этой точки зрения посмотреть на содержание

«Системы социологии», то станет ясно, что Сорокин описывает уровни

социальной статики (межиндивидуальный, уровень элементарных, кумулятивных

групп и общества как их совокупности) как уровни общего взаимодействия с

различными механизмами интеграции индивидов в них, причем механизмы

интеграции этих уровней зависят друг от друга.

Можно отметить, что здесь понятие интеграции Сорокина подобно понятию

интеграции Эмиля Дюркгейма как «…степень, в которой индивидуум

испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на

основании разделяемых норм, ценностей, убеждений».[81]

Также для работ Сорокина характерно использование интегрализма для

изложения своих позиций, теоретических идей. В основу подобного понимания

можно положить принцип «золотой середины». Его можно представить самым

обобщенным образом как стремление найти и представить оптимальный синтез

двух противоположных либо множества различных тенденций, представлений,

точек зрения, «полюсов», аттитюдов. Эта «золотая середина» будет

представлять, таким образом, не просто «эклектичную смесь» всего

множества, а совокупность максимума позитивных характеристик и минимума

негативных каждого из интегрируемых элементов множества.

Сущность подобного понимания интегрализма пронизывает все его работы,

достаточно посмотреть с этой точки зрения и на его классификацию форм

взаимодействия, и на теории поляризации, конвергенции, и на идею трех

сменяющих друг друга социокультурных систем. Примеров можно привести

много.

Однако, наиболее целостную, объемную и многогранную концепцию

интегрализма представляет Сорокин в своих поздних работах, утверждая:

«Моя философия – интегрализм».

Эта концепция представляет собой сложную систему, включающую в себя

понятие Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки),

Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира

и Высшей интегральной ценности. Эта философия «…рассматривает всю

действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств:

духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и

неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных,

пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем

малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность

представляет собой страшную тайну и колдовство совпадений

противоположностей».[82]

«В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один

, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный,

рациональный и сверчувственный-сверхрациональный».[83] По Сорокину,

Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех

каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более

ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов.

«История человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными

эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и

псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов

познания они дополняют и контролируют друг друга».[84]

Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное

существо»: «Он является не только животным организмом, но также и

рационально мыслящим и деятельным…»,[85] «…он также является

сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и

переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который

фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие

периоды своего интенсивного творчества».[86] Сорокин также намеренно

проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в

великих религиях.

Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит

из неорганических, органических и суперорганических (или культурных)

явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный»

компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения),

который накладывается на физический и/или жизненный компоненты».[87]

Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу

неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смыслв, Венера

Милосская превращается в простую глыбу мрамора».[88] Суперорганический

мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка,

науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и

пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех

индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и

бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков

индивидов) явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает,

обуславливает и формирует каждого индивида и группу».[89]

Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет

высшую интегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое

триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего

Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три

неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива;

истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно

истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от

другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна

форма энергии может быть превращена в другие».[90] Автор утверждает:

«…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить

добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных

искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и

Красоты».[91]

Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики

Интегрального общества, которое , по Сорокину есть наиболее приемлимая

историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы.

Сорокин отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего

общественного строя.

Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения

Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует

стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее -

распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему

изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в

созданном им Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.

Теория социальной любви и творческого альтруизма.

Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов

индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь

интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на

«путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко

всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».[92]

Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокин

смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа,

бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра

более 100 тыс. долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов

научных трудов, в каждом из которых значительное место занимают работы

самого Сорокина.

Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до

этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось

ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.

Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех

высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей

силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией

исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она была и

остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и

межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские;

они [исследования] также показали : что любовь порождает любовь, а

ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную

политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила,

необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что

альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше

шансов стать морально и социально дефективными; что любовь является

сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных

тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет

важные познавательные и эстетические функции; что она является самой

возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и

морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой

свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум

любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и

особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса;

наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост

«производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная

альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым

условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и

межгрупповых раздоров».[93]

Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями,

основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч

жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы,

около 500 американцев – «добрых и хороших соседей». Как всякое

общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно.

Сорокин выделяет пять измерителей силы любви – интенсивность,

экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность

альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается

получить сводный измеритель энергии альтруистической любви. «Применение

экономических терминов «производство, накопление и распределение» к

энергии любви кажется парадоксальным. Однако, в действительности оно

имеет глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций,

определением политических целей и приоритетов, созданием и

функционированием общественных институтов, определением содержания

образовательного процесса – от детских садов до обучения взрослых,

театрального репертуара, телепрограмм, издания литературы, периодической

печати, наконец, ограничением средств на милитаризацию экономики и

общества».[94]

Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти уровнях

социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные

группы, сообщества, страны. В сущности, она являла собой сорокинский

проект движения в новый век, программу реконструкции общества, ставит

даже задачу создания контуров новой Интегральной цивилизации, а также

институционализации альтруизма.

Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А.

Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих

направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что

приходится органичивать фокус своего исследования рамками названных

теоретических направлений.

Заключение.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны

западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все

более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности

и глубины его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в

экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных,

идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает

предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако,

следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от

социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее

на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так

наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами,

разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и

преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной»

системы. Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся

тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и

Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в

значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В

целом, Россия постепенно становится сильнее.

Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге

творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит,

пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою

тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и

превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более

активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового

социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не

исчерпан».

Однако, мне кажется, что мы преодолели самый критический момент и

повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина

«суперорганического мира» России представляет наличие процессов

«фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-

российского» , причем происходит накапливание позитивных элементов того и

другого, их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя

сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-

моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного

экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад и

упомянутая альтернатива не возникнет снова.

Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и

моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло

число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения

в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности.

Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот

факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о

превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне

положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация

внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего

развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и

политики не смогут помочь в устранении кризиса.

Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов

оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком

направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого

ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно

познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших

задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды

Питирима Сорокина.

Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В.

Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России

придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на

самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души

человеком, настоящим патриотом России».

Список использованной литературы:

1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993

2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.:

Наука, 1994

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992

4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997

5. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. –

М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО

«МОДЕК», 1996

6. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993

7. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX

веков. М.: Онега, 1995

8. Теория интерактивного общества П. Сорокина, альтернативы развития

современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. Уфа,

1997

9. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996

10. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.:

Алетита, 2000

11. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989

№2

12. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3

13. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС.

1989 №3

14. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989 №6

15. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина

// СОЦИСС. 1990 №2

16. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990 №2

17. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 №3

18. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 №8

19. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991 №8, №9

20. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 №10

21. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992 №10

22. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС.

1993 №8

23. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С.

Харпером) // СОЦИСС. 1996 №1

24. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и

Америки // СОЦИСС. 1996 №5

25. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического

процесса // СОЦИСС. 1998 №12

26. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 №5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.