![]() |
|
|
Социальная работа как знание, деятельность и специальность· общ.орг-ции - религ.объединения(добровольное объедине-ние граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основани-ях проживающих на территории РФ, образованное в целях со-вместного исповедания и распространения веры). · фондом явл.не имеющая членства неком.орг-я, создаваемая гражданами и/или юрид.лицами на основе добровольных имущ.взносов, преследующая соц., благотв., культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. · учреждения признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В отличие от всех других видов юридических лиц учреждения отвечают перед своими кредиторами не всем своим имуществом, а только имеющимися у них денежными средствами. (Напр., Молодая семья, союз МЖК - на каждую соц.программу созд.соц.учреждение, которому делегируются полномочия на реализацию программы). · автономная НКО - создать ее может любой. Смысл: учреждается, например, сеть учебных центров. Учредители только координируют деятельность этой НКО, но в самой работе участия не принимают. · некомерческое партнерство. Таким образом, в настоящее время в РФ существует разнообразие форм организаций учреждений СР. В.16 Милосердие и благотворительность в Р. М - милосердное отн-ие к членам общ-ва. Видим М у восточных славян (соседская община - М к детям -сиротам, принимали в семью вдов, совм. постройки, помощь с урожаем итпд). Благотв-сть - творить добро, этим термином можно обозначить часть СР. СР- это общ-ая деят-сть, напр-ая на сохранение соц-го мира в конкр. общ-ве, в конкр. время ( вкл. и соц пом. детям, увечным; и соц. защита; соц.реаб-я). Не всегда СР это работа с «+». Политика репрессий большевиков (Гулаг и др. репр. меры, Спарта в др.Греции) Идеи М заложены в Х-ве 998 г - введение Х-ва. Идеи внедряются в сознание верующих. Возникает культ юродивых - следствие изоляции Руси МТИ. Княжеское М. - не только милостыня, но выкупали пленных, училища для мол-х . (но во всем рациональная идея) Милос-ые дела монастырей. Но милосердие, кот. требует церковь приводит к проф.нищенству. Начало 17 в - появляются первые указания о частном М. Развивается част благ-ть во 2 пол. 17 в. Воспит-ые дома Е2 существуют на благ.пожертвования. Призревают 23-30 тыс. детей каждый. Императрица Мария Федоровна - финанс-ет деят-сть соц.учр - после ее смерти объединили в ВУИМ. Александр 1 (1 четв 19 в) создается ИЧО (на особых основаниях управляемые) Таких обществ было несколько ВУИМ, РОКК. Попеч-во о трудовой помощи - особый статус благ.орг., зафикс. в законодательстве) Статус в том, что контрол-ся императором ч/з св. служ-х и финанс-ся из личных ср-тв императора. Учр-я имеют льготы по налогам, чиновники до 5 класса статус госслуж-го. С 1863 право на разрешение БО перешли к МВД. Параллельно с этим разрешают использовать утвержденный образец устава - т.е. упростили порядок. Законодательно закреплен порядок финанс-я БО. Разрешены только те, кот. имели капитал, годовых % кот. хватало бы на год СР. (напр. Странноприимны дом Шереметьева) Все БО контр. МВД. Если не присылают отчеты в теч. 2-х лет, то закр-ют БО. Только БО имеют право на проведении лотереи. И только те у кого опыт р-ты не менее 2-х лет. Были и злоупотребления. (БО для скрытой эксплуатации, уйти от налогов, отмыть деньги). Особ-ти благ движения в Р. явл. тот факт, что БО раб-ли изолированно др. от др. ( и этим пользовались проф.нищие). Для преодоления этого недостатка устраивались съезды. Противоречие, недостаток нивелирует рез-ты СР - большой бюрократич-ий аппарат, кот. «съедает» частично пожертвования. Направления частной благотв-ти: Б пожертовавния - создание (участие в создании) к.л. соц или мед. учр-я Участие в деят-ти соц. учр. (на общ.началах - # Доктор Гааз) -Движение сестер милосердия -Благотв-ные именные комитеты (Алексеевский, Ольгинский) -Меценатство - часть БД Причины Б: христианская вера, желание войти в историю, гос-во стимулирует, звание почетного горожанина, снижение налогов, карьерный рост, звание потомственного дворянина. Расцвет Б - II пол. 19 н. 20 вв. Завершилось накопление капитала - доходы не скрывают, налоги заплачены. 1917 - все разруш-ся: частная - нет владельцев собств-ости, церковная - запр-на. Но тем не менее благотворительность была. Во время голода, ВОВ (фонд обороны, строит-во воен-й техники), массовая шефская работа. Организации РОКК и ДОСААФ. 1995 - разрешили благ деят-ть. Возрождается част. и обществ. (марафоны, гранты, фонды). Опять много негатива. Период становления. Гос-во не стимулирует, легализации капиталов не происходит. Уход от налогов тормозит благ-е движение. Но БД есть всегда.
17.Социология и теория с.р: взаимосвязь и взаимод-е. Соц-я - наука об общ-ве, имеющая объектом общ-во, как ценность, как реальность. Предмет: совок-тьобщ-х представлений, отношений на данном этапе раз-я общ-ва. Теория и методика с.р.опирается на социологич-е знания об общ-ве и прежде всего на возмож-е проблемы и хар-ки общ-ва. Социология дает с.р.: 1. знание об общ-ве как целостности, совокуп-ти соц.связей и взаимод-й. 2. Соц.стр-ра общ-ва. Осн.виды соц.групп стр-ры общ-ва: соц-демографич., соц-класс., соц-этн., соц-проф. 3. знание о проблемах, соц.неравенство и соц.стратификации. Соц.страта=соц.слой. Соц.стратификация - деление общ-ва на слои. Соц.неравенство - превосходство одного класса над другим. Пр., управляющий - служащий. В РФ соц.нерав-во усугубляется, т.к. max часть насел-я принадлеж.к низшому слою, средний - не развит, max разрыв с высшим. Взаимосвязь содержания соц-гии и теории с.р., но социология дает общие знания на основе кот-х выстраиваются методы с.р.
18. Социальная идентичность: норма, отклонение, коррекция. Соц-я идентичность - осознание индивидом себя как личности. Соц-я идентификация - процесс отождествления индив-ом себя с др. чел., гр-ой, образцом и самим собой. Этот процесс происходит вместе с процессом соц-ции. Этот термин введен Фрейдом. Моя соц-я ид-сть - мое отождествление с др.. Соответствую ли я этому образцу поведения. О. соц. ид-ти: семья, близкие, товарищи по работе; людт того же поколения, возраста; профес-е гр-пы, организации; граждане общ-ва, само общ-во. Этническая ид-ть - этнические гр-пы, общности, традиции, обычаи. Полит-я ид-ть - политич-е партии, их лидеры, программы … Уровни соц. ид-сти (по Эриксону): 1)Я-ид-ть: а)органические компоненты (биологические):расовая, половая, физ-я, телесная, возрастная; б)личностный компонент: осознание индивидов. 2)Соц-я ид-ть: соц.-груп-я (должны обладать типичными для данной гр-ы кач-ми); психо-соц-я (осознание принадлежности и оценки со стороны общ-ва). Норма/отклонение - проблема соответствие/несоответствие, ориетнир индивида и общ-ва. Кризис - осознание несоответствия Кризис идентичности - это резкая перемена в осознании ид-ти, осознание недостигнутой ид-ти. Нормативный кризис ид-ти связан с осознанием и приодолением несоответствия. Это импульс для дальнейшей соц-ции. Кризис отклонения - это продолжительное осознание чего-то, кот. не удается разрешить индивиду. Виды ид-ти: «+» и «-« (положит-я и отриц-я); целостная;зрелая;альтернативная;двойственная или множественная; утраченная. По содержанию: 1) гражданская 2) этническая (чувство и осознание принадлежности к 1 этнич-й гр-пе; разграничение, обособленность от др. этносов; ситуации конкуренции и к-та) 3)политическая (предвиденность…) 19. Социализация личности: норма, отклонение и возможности коррекции в системе соц.р-ты. Чел-ом рождаются, а личностью становятся. Личночть - соц. сущность чел., означающая устойчивую совокупность черт индивида. Чтобы стать Л. Необходимы некоторые условия: 1) биологически генетически заданные предпосылки (чел. должен впитывать и отражать соц. действительность) 2) наличие матер-но-вещ-ой, соц.-групповой и социок-й среды 3) уникальный индивидуальный опыт Процесс социализации - двусторонний процесс ( а)постоянная передача общ-ом соц. норм и к-ых ценностей; б)освоение индивидом в течении всей его жизни соц. норм и к-ый ценностей для нормального ф-я в общ-ве) становления и развития личности. Сферы социализации: деятельность, общение, самосознание. Фазы социализации: 1)соц. адаптация - приспособление индивида к требованиям соц. среды 2)интериоризация (интернализация) включение индивида во внутренний мир осваиваемых норм и ценностей. Осн. институты соц-ции: ср-ва массовой инф-ции, религиозные организации, Интернет, семья, школа… Агенты соц-ции - участники (люди) Стадии соц-ции: 1) дотрудовая (ранняя стадия и период обучения); 2)трудовая; 3)послетрудовая Дж. Мид утверждает, что на стадии первичной соц-ции (освоение норм, знаний) преобладает значимый другой, а на стадии вторичной (взрослость, зрелость …, эту соц-ю чел. проходит до конца св. жизни) - обобщенный другой. Типы соц-ции: естественный; примитивный; сословный; моносоциок-ый; полисоциок-ый; патерналистский (наличие некоего покровителя, кот. ведет чел.); гуманистический; стратификационный; единообразный; конформистский. По содержанию процесса соц-ции: проф-я; эстетич-я; правовая; трудовая. По результативности: успешная; отклон-я; преждеврем-я; запаздывающая; ресоц-я; десоц-я; принудительная; ускоренная; кризисная. · Когда идет разрушение соц-значимых черт (#правовые нарушения), освоение черт, значимых для св. гр-п. · Заболевание чел., когда его сознание утрачивает возможность воспринимать реально реальность Социализац-я норма - 1) эталон социализированности чел., с учетом его возрастных и индивидцально-психол-их хар-к (#для школьника - школьная программа); 2) устоявшаяся совокупность правил передачи соц-го опыта от поколения к поколению (освоение языка). Успешной соц-ции у индивида на 100% быть не может. Концепция соц-ной нормы: норма социализ-ции связана с двумя моментами: эталон социализированности ч-ка на уровне его особен-тей - соответ.ему дает норму соц-ции. #, реб.2-х лет - освоение языка (он не может освоить законы физики и т.д. только освоение языка). Описаны в пед.псих., эталон - общ-ное мнение. Эталоны: формализ-е, неформализ-е. Все это не соответствует норме, эталону - отклонение. Отклон-я соц-ция шире откл.поведения, т.к. не только выполнение, но и освоение нормы. Ресоциализ. - освоение нового. #, люди с отклон.поведением прох-т ее в спец.уч-ях.
20. Антропологические аспекты социальной работы. Антропология - в переводе с греческого, наука о чел.. Первым в обиход этот термин ввел Аристотель, применительно к изучению дух. природы чел-ка. Относительное большинство учёных сводятся к тому, что антропология - система относительно автономных, естественных и гуманит-х дисциплин с общим предметом - чел.. Перечень этих дисциплин в различных странах отличаются. Как наука в большинстве стран сформировалась в к. 19в. - стали преподавать и готовит спец-ов антропологов. Антропология - наука изучающая происхождение и эволюцию чел. и его предков; историю формир-я и распространение расовых типов; разнообразие чел-х типов во времени и пространстве; наука, изуч-ая к-ы народов. Специфика изучения чел. в А. закл. в комплексном подходе к изучению чел., т.е. чел. рассматривается как биосоциальное сущ-во (биосоциокультурное). Остальные науки изучают отдельные стороны жизни чел.. Очень важно, #, для спец-та по соц-ой работе, знания о к-х разных народов. Для того, чтобы он смог оказать наиболее полноценную пом. тому или иному чел., той или иной нац-ти. А. даёт знания о взаимоотн-ях м/у людьми. А. рассматривает чел. со всех сторон (биолог-ой, соц-ой, физиолог-ой и т.д.), поэтому она очень важна для соц. Р-ы. Комплексный подход к клиенту. Иннаковость. 21.С.р. и соц.экология:осн-е понятия, взаимосвязь. Соц. экология очень молода, возникла в 20в. Само понятие Э. возникло раньше. Ввел Э.Генель 1886г. Оно образовано из 2-х др.греч. слов: эйкос - дом, жильё, местоприбывания(oikos), логол - слово, учение, наука. По Генелю Э. - одна из отраслей зоологии. Э. первоначально разв. в рамках биологии. Изучаются взаимоотношения общ-ва и окр. среды. На этом этапе возникает наука соц. эк-я. Опред-е предмета ввел Мак Кензи в 1925г. Соц.Эк-я изучает взаимод-е общ-ва и природы (общая трактовка). Цель: создание усл. для осущ-я жизни Природа: естественная и искусст-я. Сущ-ет 2 альтернативных подхода: 1. Биоцентризм - акцент на природе. Гл. задача соц. эк-гии и предмет- сохранение и защита природы. Прежде всего, от чел.. Даже за счёт сокращения чел-ой особи. 2.Антропоцентризм- акцент на общ-ве. Гл. задача и предмет - создание усл. для развития и совершен-я чел. и общ-ва, создавая при этом благоприятные для него эк-ие усл-я. М/у ними - коэволюционизм, кот. делает акцент и на общ-ве и на природе, пытаясь снять крайности первых 2-х подходов, коэволюция, согласованность общ-ва и природы. Соц.экология - комплексная наука, изуч-я систему взаимод-я общ-ва и природы, с целью нахожд-я оптимальных путей их коэволюции на основе выявления объект-х закономерностей в природе и общ-ве. Соц-я эк-я - наука о выживании ч-ка и чел-ства. Эк-е проблемы - противоречия, кот. возникают м/у чел. и окр. средой. Обострение этих противоречий приводит к кризисным ситуациям. Эк-е кризисы и катастрофы: природные и антропогенные. Природные (стихийные) - не зависящие от чел. природная сила. Антропог-е кризисы - сопровождаются развитием ч-ой цивилизации, вызываются во многом действиями людей (эрозии почвы, опустынивание территорий и т.д.).
22. Психология и социальная работа: основные понятия, взаимосвязь. Развитие психологической теории, а также теории с.р. сделало очевидными многие недостатки традиционного директивного подхода в психологии и диагностической роли с.р. Психология - наука о психич-ом отраж-и действит-ти в процессе деят-ти и поведения чел. В П. сущ-ет подход к р-те с людьми, получившего название недирективного, т.е. внутр-го проникновения в псих-ий мир чел., создания усл-й для его самосовершенств-ия. Соответствующая тенденция намечена и в теории СР. С. р-ки, основывающие св. проф-ую деят-ть на методах недирективной психологии, помогают св. клиентам в позит-х изменениях личности. При этом большой акцент придается соц-ым, к-ым, регион-ым ф-рам. Т.о., СР в совр. психол-ом понимании представляет собой неразрывную связь с психологией и широкое использование психол-их процедур. В СР, в формир-ии теоретических основ последней I место занимают теории, основанные на психоаналит-ом подходе: различного рода психодинамические теории и концепции. Вслед за ними наибольшей популярностью пользуются теории, основанные на идеях бихевиоризма и когнитивной психологии. Гуманистическое напр-ие явл. "3-ей силой" среди множества разнообразных подходов "психолог-го происхождения". Психодинамические теории в с.р.Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта чел., уходящего корнями в его детство, кот., как правило, не осознается субъектом. Центральным понятием явл. "конфл-т" - непознанные ("бессознательные") моменты, возникшие в ходе развития чел., начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Такие конф-ты - манеры поведения - были заложены как кластеры чувств, мыслей и поступков. Они возникли в рез-те взаимодействия различных событий в индивид-ой истории развития чел.. Психологические идеи динамического подхода легли в основу целого ряда моделей с.р.. Имевшая большую популярность в последние десятилетия психосоц-ая р-та предполагает обычно длительное взаимодействие с клиентом. Но в с.р. нередко приходится иметь дело с ситуациями, требующими немедленного изменения. Бихевиористская и когнитивная псих-ия в контексте проблем с.р.Бихевиористское напр-ие в псих-ии берет начало от работ Д. Уотсона. Центральной конструкцией его системы явл. возможность показать влияние окр-я на поведение чел.. Основная идея - поведение человека - опр-ся воздействиями окр. среды, кот. контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике с.р. основополагающими явл. положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индив-ов и соц-го обучения как одного из способов формир-ия и реализации повед-х реакций, СР, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффект-ой в силу св. четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в СР при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с гр-ами. Гуманистическое напр-ие в псих-гии и возможности его использования в с.р.Осн. сущ-ть гумм-ой психологии К. Роджерса - акцентированный на личности подход, в кот. личность явл. контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода - чел., его предназначение жить и действовать. Решающую роль в жизни и развитии чел. с т. зр. такого подхода имеют его представления о самом себе - "Я" - концепция, центральным звеном кот. явл. понятие "самоценности". Осн. идея - каждый чел. обладает внутр-ей собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией св. внутр-х потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении чел. к повышению самоценности, что может эффект-но использоваться в СР. Экзистенциональная псих-я дает возможность в СР с клиентами научить их планировать и развивать отн-ия с др. людьми, кот. бы обеспечивали ему определенное сущ-ие. Все изложенные подходы дают много ценного для СР. Осн. задача псих-го-ориентированной СР - войти во внутр-й мир личности и помочь ей избрать оптимальное напр-ие развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окр. мира. Индивид с позиций соционического подхода к личности, группе и с.р.В основе лежит убеждение, что различные отношения м/у людьми, находящимися в одних и тех же соц-х усл-х, могут объясняться лишь своеобразием психол-х структур индивидов. Соционика описывает 16 типов личностей, кот. отличаются др. от др. следующими параметрами: особ-ми восприятия и переработки инф-ции, ее обмена, структурирования. ПсихосинтезСовр. психосинтез требует сочетания различных метод-их, теорет-х и технолог-х воззрений в целом и нов. метода для каждого клиента в отдельности. Это особ-но важно для СР. 1 из вариантов психосинтеза описан Р. Асаджиоли. В центре этого подхода - построение нов. концепции чел., его личности. Для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности (психоанализ, динамическую психологию, экзистенциальную псих-ию), так и хорошо изученные факты из др. обл-ей (психосоматической мед-ны, психологии религии, исслед-ий сверхсознательного, парапсихолог-ого, восточной псих-ии, холодинамики, соц-ой псих-ии, психиатрии, антропол-ой псих-ии, активных методов воздействия на личность и др.). Он используется в различных сферах деят-ти: психол.: консульт-ии, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в СР явл. перспективным при оказании личности помощи и поддержке в решении внутрил-х, межл-х и межгр-х к-ов. Возможно использование психосинтеза в разрешении и профил-ке нац-х, соц-х, эк-х, науч-х и религ-х противоречий. И в этом смысле психосинтез примыкает к комплексно-ориентир-ым концепциям СР.
23. Место и роль педагогики в с.р. С.р. - это …. С.педагогика появилась в середине 19в., с работы яслей и д/с. В основе лежала идея соц.воспитания подрастающего поколения. П. с.п. - воспитание чел. в социуме ( воспит-но-образ-ая помощь соц.становлению чел., поддержка соц. незащищенной личности, адаптация растущего чел. к социок-ой среде и среды к нему. О. с.п. - соц. системы гос., мун., общ. и частной деят-ти и воспит-но-образ-го воздействия на чел., помогающие его дух., физ., псих., соц.становлению как личности. Общее в с.р. и с.п. - помощь, ф-и ( образ-но-воспит-ая, консультативная, организац-ная, профил-ая, реаби-ная). Различия - объектом в.п.явл. дети, мол-жь, а в с.р. - категории населения. Соц.р-ик имеет дело с клиентами попавшими в затруднение и нуждающимися в помощи.
24.Деонтологич.аспекты соц.работы Медведева “Этика с.р.”. Деонтология с.р. (от греч. - должный)- комплекс пофес-ных, правовых и морольно-этичес-х правил составляющих понятия проф-го долга спец-та. Деонтология (деонтос - должный) - учение о должном поведении, поступков, образе действий. Введен Вентамом в XIX. Высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения св. воли, задачам достижения и сохранения тех или иных моральных ценностей. Профессиональный долг спец-та - требования, кот общ-во, проф-я, кол-в, клиенты и он сам предъявл-т к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что он сам испытывает потребность и за что несет ответ-ть. Долг выступает перед спец-ом в виде обяз-й, соблюд-е кот. становится его внутр-ей, нравственной потребностью. Долг соц. р-а - совокупность правовых, моральных требований… Моральный долг - осознанная необходимость опр. линии поведения. Деонтология в с. р-те - комплекс норм и предписаний о долге и проф-х обяз-ей, ответственности соц. р-ка перед общ-ом и гос-ом, перед соц. р-ой как проф-й и соц. институтом, перед коллегами и клиентом соц. службы. Осознание соц-ым р-ом св. проф-го долга влечет за собой: высокий проф-лизм; четкое знание св. проф-х обяз-ей; четкое соблюдение нормативно правовой базы; глубокая убежденность в необходимости св. действий (нужность); активное участие св. проф-й деят-ти (стремление постоянно добиваться больше рез-ов); заинтересованность в повышении эффект-ти р-ты св. и св. кол-ва; высокая организованность и дисциплина (привычка к должному поведению); наличие воли; стремление к самосовершенствованию. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |