реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Социальная работа как знание, деятельность и специальность

10. Основные научные школы соц-ой р-ы в совр. обществе.

Основоположники теории СР Джеймс Адамс(1860-1935) и Мэри Ричмонд (1861-1928). Джейн Адамс - родоначальник теории соц.работы, основоположник Чикагской школы. Движение сеттльментов (общинная соц-ая работа) -осн. идея - окр.среда больна, необходимо вмешательство, чтобы покончить с несчастьем.

Идеи Ричмонд легли в основу развития теоретич-х школ и концепций с.р.

Диагностич-я школа - 1918г. В Нью-Йорке создан колледж Смита- подготовка с.р-ов (соц диагностика, соц терапис, соц лечение) - Дж. Адамс:

· Эмоц-я проблема ветеранов I Мир-й Войны и членов их семей.

· Теоритическая модель (Фрейд и его ученики) - с понятием сознательного, бессознат-го, важность детских пережив-й, осн-е вниман-е удел-ся внутр. миру клиента, диагноз прежде всего.

· Отношение м/у клиентом и с.р. носит авторитарный хар-р: 1)с.р. знает как лечить; 2)знает как должна измениться личность; 3)знает как должа измен-ся окр. среда.

Ф-я школа - 1930г. - Пенсильванская школа с.р-ов. Особ-ти: на 1 место выходит процесс оказания пом.; соц-я услуга оказывается в рамках соц. службы. клиент больной человек, соц р-ик врач. Соц помощь-комбинация мер: изменение самого чел и изм-е соц среды.

Мери Ричмонд - заложила основу соц работы, выпустила несколько книг, # «Социальные диагнозы»- метод индивид-ой р-ы, осн. учебник. Мед-ая модель (индивид-ая соц-ая р-а) - взаимод-ие соц-го р-ка с клиентом: сбор фактов; соц-ый диагноз; соц-ая терапия: (непосредственный метод лечения, косвенный метод лечения (среда, социум, взаимод-е)). Непоср-й и косвенный метод лечения дали начало развитию 2 осн. напр-й в теории с.р.: психолог-й и социологич-й.

К. Роджерс: 1)у клиента должно быть желание измениться; 2)способность к восприятию помощи; 3)большое значение придают началу процесса лечения и тапам лечения; 4)отношение м/у с.р. и клиентом.

В рамках этой школы предложена методика по организации соц. помощи:предоставление и прием помощи; процесс и организация этого процесса; самоопределение как право клиента решать за себя (Дж. Дьюи).

Теории школы Дж. Дьюи: клиент оказывается в центре с.р.; от клиента зависит выбор темы; он сам выстраивает отношения с с. Р-ом; он на себя выбирает ответственность за процесс изменений этих отношений.

Г. Бернлер и Л. Юнссон

2 психолог-е школы:

1)стремление к позитивному; 2) они рассматривали вопр. Самоактуализации личности; 3)чел. Всегда находится в состоянии роста и развития.

Идеи Ричмонд легли в основу теорет-х школ и концепций соц р-ы.

11. Приоритетные модели социальной работы за рубежом.

Модели: 1. Социально-демократическая (Скандинавия, Новая Зеландия). Смысл - гос-ая гарантия соц.прав, поддержка ср-го класса, поддержка полной занятости населения. Роль гос-ва велика: источник фин-я, подоходный налог. Осн. напровление - обеспечить высокие стандарты кач-ва жизни. 2. Бисмарковская модель (Континентальные страны Европы). Смысл - система соц. страхования, создание фондов взаимопомощи, кот. упр-ют профсоюзы. Роль гос-ва - в соблюдении прав членов общ-ва как форма долга гос-ва. Осн. источник фин-я - страховые выплаты, пособия. Идейная основа - общество взаимного соц-го страх-я. 3.Бевериджская (Ирландия, Великобрит). Смысл- одинаковые пособия всему населению, общинные методы работы, размер пособий не увязывается со страх-ми выплатами.4. Либеральная (США, Кнада …). Смысл - общ-во всеобщего возмещения убытков, соц-я помощь напр-на только на бедных, соц. пособия - универсальная форма соц.помощи (ее критерии: проверка нуждаемости, получатели пособия ,получателя пособия ориентировать на работу). Роль гос-ва мин-на. 5. Неоконсервативная модель. Смысл - сокращение V соц.программ, ориентация на то, чтобы заставить получателя пособия заниматься труд-й деят-ю. 6) Католическая (Латинская Америка). 7) Патерналистская). 8) Нордическая. 9) Англосанксонская.

12. Формы и методы социальной работы.

СР (Международная федерация социальных работников) - совокупность деятельности социальных работников профессиональных или непрофессиональных, результатом которых явл. обеспечение каждому человеку социального благополучия и на этой основе социальной сплоченности.

Основоположники с.р. Мэри Ричмонд (с индивидом) и Джейн Адамс (с гр-ми).

Методы - это совокупность приемов, операций для наиболее быстрого достижения цели, решения задачи.

Метод - специф-е виды вмешат-ва, осущ-е на различныхуровнях (посредничество).

Мед-я модель с.р.:

Методы соц. работы: 1) непосредственный (прямое воздействие на клиента: разговоры, советы, дискуссии с целью принятия им необходимого решения проблемы); 2)посредственный (воздействие на среду, т.е. взаимод-е с соседями, родственныками). Все это соц-я терапия (М. Ричмонд).

Дж. Адамс: соц. р-ки переселились в «районы бедности» и осущ-ют оказание пом. Нуждающ-ся, т.е. общинная, территориальная соц. р-та.

Классические метод с.р.:

а)индивид-я пом. (М.Ричмонд)

б)общ-я р-та (Дж. Адамс)

в)гр-я р-та (соц. психол-и)

г)соц. админ-ие, планир-е.

Совр-е методы с.р.:

а)индивид-я терапия

б)семейная терапия

в)гр-я терапия (люди, имеющие схожие проблемы (7-12 чел.)

Вторичные методы с.р.:

1)супервизия (сопровождение наблюдения, наставничество)

2)планирование (развитие организации

3)консультирование

4)соц. управл-е (менеджмент)

Мед. модель с.р.:1. сбор инф-ии;2)соц. диагнозтика (причина);3)резюмирование.

Street work. В любой «неуправл-мой» гр-е есть лидер. Соц. р-ки, как правило, явл. Волонтерами из этой среды.

Осн. методы уличной с.р.: 1)гр-ая р-та (деят-ть, увлекающая мол-жь; обсуждение общих проблем); 2)индив-ая р-та; 3)организация праздников улиц - община.

Методы сем. терапии:

I.стратегический (измерение образа поведения) строится тогда, когда проблема сущ-ут на протяжении длит-го времени (# жен. Вышла замуж за алкоголика, зная об этом)

II.структурная - заключив брак, члены семьи приобретают опр. роли. Проблемвы: ролевая напряж-ть (выполнение св. роли не так, как представлена св. партнеру) и ролевой к-т (возникает как правило, когда жен. - начальник, т.е. жен. на р-те начальник и дома тоже, но в доме лидером должен быть муж).

С. Терапия - объяснение сложившейся ситуации.

III. системный (# Все было нормально, вдруг, что-то произошло. Хор. Отнош-я, все хор., но вдруг реб-к, ни с того ни с сего, начинает плохо учиться). Деят-ть С.Т.:1)выделение осн. проблемы в семье: стратегич-я, структурная, системная; 2)циркулярный опрос вместо линейного (один и тот же вопр. У разных людей объясняется по-разному, т.е. опрос всех членов семьи по одной теме (разные мнения); 3)каждая семья уникальна, нет стереотипов; 4)семья - живая система, с опред-ым образцом повед-я; 5)целое больше, чем сумма его частей.

При СТ обязательно должен присутствовать супервизор (кот. схемками рисует взаимоотношения в семье .

Модель СТ: 1)оценка сит-ции (прошедшее, наст-ее); 2)контрактирование (обсуждение того, с чем была договоренность, подписание контракта); 3)лечение; 4)заключение.

Две группы: научно-исследовательские ( приемы и ср-ва, с пом. кот. получают достоверные сведения для научных теорий) и методы преобразования соц. действительности ( способы воздействия с. р-ка на клиента или соц.окружение с целью решения проблем). К н.-и.методам относятся: общелогические методы (анализ, синтез, моделирование, проектирование); общенаучные ( изучение и обобщение опыта, метод экспертных оценок, эксперимент, анализ документов); исторические методы ( генетический, структурный, сравн.-исторический); социолог-ие ( анкетирование, интервьюирование, социометрия, мониторинг); психолог-ие ( тестирование); методы мат.статистики. К преобразовательным методам относятся социально-экономические ( это те способы, с пом. Кот. воздействуют на мат., моральные, нац., сем. и др. потребности клиентов); организац-но-распорядительные ( ориентированы на сознание необх. трудовой и общ. дисциплины, чувство долга и ответственности: регламентирование, нормирование, инструктирование, контроль); психолого-пед-ие ( убеждение, соц.терапия, соц.-псих.диагноз, исповедальный метод). Также сущ-ют индивид-ая и гр-ая формы с. р-ты.

13. Особенности истории СР в Р.

Милосердие - любовь, помощь к ближнему. В Древ-е времена М-ем называли СР.

Призрение - гос. СР, светская СР (в дорев.Р.)

Благотв-сть - творить добро, этим термином можно обозначить часть СР.

СР- это общ-ая деят-сть, напр-ая на сохранение соц-го мира в конкр. общ-ве, в конкр. время ( вкл. и соц пом. детям, увечным; и соц. защита; соц.реаб-я).

Не всегда СР это работа с «+». Политика репрессий большевиков (Гулаг и др. репр. меры, Спарта в др.Греции)

Источники: основы мировых религий; различные законод-ые акты; законы и своды законов Рос-ой империи по соц.вопр.; Уставы благотв. обществ -Отчеты благотв. обществ и соц. Учр-ий.

Литература: древние источники; хроники; истор.исследования.

Историки дореволюц.периода Соловьев, Ключевский Максимов Герье. Современность- Мельникова Холстова Фирсов.

ИСР в Р. Начин-ся с 6 в н.э. восточные славяне - этап соседской крестьянской общины. (КСО) В целом нач. со 2 тысячелетия до н.э.

ИСР начала формироваться в эпоху развития феодальных отношений. Зарождается в рамках КСО. Община - 1-й с. СР. Формы взаимопомощи, помощь в постройке дома, сбор урожая, брали в семью вдову, детей сирот.

Спецификой ИСР в Р. явл. ее природно-климатические усл-я. Крестьянам она нужна, т.к. они боятся остаться один на один с природными усл-ми. (сущ. до 1918г). Специф-ой явл. то, что наши предки восточные славяне имели опред-ый набор черт хар-ра: милосердное отношение к старикам, младенцам, пленным.

В Р. не было работ, для кот. было бы не нужно много рабов.

В 10 в в Киев-ой Руси утверждается восточная версия Христианства, в буд-ем православие. Х-во было введено с комплектом идей милосердия (возлюби ближнего, идея нравственной чистоты бедняка - нищего и юродивого) идея о загробной жизни, об очищающей от грехов силе, милостыне, правила подачи милостыни, мимоходом, не задумываясь, обязательно назвать свое имя.

Эти идеи приводят к тому, что начинают подавать милостыню. М - одна из форм СП раннего феод гос-ва. Церковь призывает к этой пом. - возникает нищелюбие.

Введение Х-ва=> церковный приход и монастыри. Формы СР - ден-ые ссуды, церк-прих школы. Строят СР на основе десятины, а затем на земельные пожертвования. Монастыри - крупные феодалы, имеющие большие деньги. 96 г. - указ Владимира. Попечение больных сирых передается церкви.

След. особенность сохранение до сего дня идеи нравственной чистоты бедных православной церковью.

В 15 в. Появление протестантской церкви - нищие те, от которых отвернулся Бог. Мы этих идей не поддерживаем => появление проф. нищих, никакие меры борьбы не помогают т.к. общ-во этого не поддерживает.

След.особенность - МТ нашествие; польская, шведская интервенция => законодательство не развивается.

Р. длит-й период отстает от З.Европы в соц-эк развитии и в развитии СР. В Европе гос-во как субъект СР формируется в 13 веке, а в России идеи гос.призрения в законодательных актах появл. В .к.16, на практике с к. 18 в.

Рег. Соц.политика - это гос. соц. учр-я (с П1 - госпитали для военнослужащих, гос СР на территории страны)

1775 - Приказы Е2. гос-во как субъект - наличие крупнейших благотворительных ведомств, кот. Созданы и работают с участием гос-ва (ИЧО ).

Особенность - изучение и исполнение международного опыта в стране.

Активное участие общественности в Ср. Причины - богатство - это грех.

Россия к началу 20 в. Так и не создала четкую современную систему СР. Не было единого органа, ведающего СР. Где МВД, где Мин Гос Имущ-ва итп.

Система была нечеткая и состояла из различных субъектов - община, приход, доминирует частная и общ-ая благ-ть, а не гос.

Не было исчерпывающей зак.базы, были уставы 1892, 1915 - Уставы «Об общ-ном призрении». Помощь в дорев. Р. не была гарантир-ой и равной, не были решены соц. проблемы ни одной из групп нужд-ся.

След-ая особенность -революц. Х-р смены систем СР в России. С 1917 начинает создаваться новая система СР - система соцобеспечения. Она имела след. черты:

· Монополия гос-ва на СР, гарантированность СП, равенство трудящихся в получении СП, четкая вертикаль упр-я СР.

В окт. 1918 Наркомат соц призрения, затем наркомат соц обеспечения.. Новая система формируется медленно, т.к. есть др. проблемы - массовая безработица, детская беспризорность, голод 21-22 гг., индустриализация, коллективизация, Гулаг, практически до сер. 30-х гос-ву не было дела до СР.

В послевоенное время формирование - гос. системы страхования , кот.на бумаге началась с 23 года, а фактически в 28. Завершается этот процесс в 1964 году - введено пенсионное обеспечение для колхозников и их семей. Системой гос страхования явл.: * пенсии по старости,** пособие по болезни, родам. *** пенсии в случае увечья.

Система собес в СССР отличалась гос системой соцстраха. Система соцстраха была чисто государственной, рабочие никаких взносов не платили, только отчисления предприятий. Если предприятие было убыточным, то государство компенсировало дотацией. Особенностью этой системы СО: гос-во привлекает к ней общественные орг: профсоюзы (выполняли соц функцию. В ведение профсоюзов переходит соцстрах в 1933г). П. выплачивают пособия, учитывают больн.листы, определяют р-р пособия, путевки итп. В начале 60-х получают всэ инфраструктуру отдыха, лечения в санаториях, д\о и тпд. Комсомол - работа с мол, детьми.

Уникальность системы СО дополняется системой бесплатного здравоохранения. Не было равной помощи по все террит-и.

Также уникальным явл - бесплатное образование на всех этапах. (минусы - г-во не может ориентироваться на рынок - перепроизводство одних спецов и нехватка других)

Система СО базировалась на гос средствах. Так ситуация складывалась до кризиса. Уже в второй половине 80-х - скрытая инфляция (дефицит товаров). 90-е - у гос-ва уже денег нет. Пенсии, «съедает» инфляция. Накопления не выплачиваются. Гос-во уже не может обеспечивать бесплатное медобслуживание, врачи - мизерная З\П.

Появляется платная мед-на, образ-ие.

Развал СССР ухудшает эк-ую ситуацию, т.к. происходит разрыв эк связей.

Плюс ко всему появляется нищенство (включая проф-ое), безработица, беспризорность. Первая пол. 90-х - гиперинфляция.

С 93г. гарантированная соц-ая помощь только остронуждающимся.

Разрешили церковную благотворительность

С 95г. разрешили частная и общественная благ-ть.

14. Субъекты и объекты социальной работы.

С.р. - это проф. деят. по оказанию пом. индивидам, группам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к соц.ф-нию и создание для этого благоприятных общ.условий (Баркер Р. Словарь с.р. 94г.).

С.р. - совокупность деят-ти проф-х или непроф-х , рез-ом кот. явл. обеспеч-е каждому чел. соц. благопол-я и на этой основе сплаченности (Международная Фед-я с.р.-ов).

О. с.р. - клиент (индивид, гр-па, община…)

С. с.р. - гос. ведомства и учр-я соц. защиты населения; органы МСУ и их учр-я; общ-ные, религиозные и благотв-ые организации и иные негос-е объед-я; коммерческие структуры и бизнес; проф. р -ки и занимающиеся соц. раб. На общ-х началах - добровольцы; сами граждане (гражданские инициативы, #гр. Самопомощи).

П. с.р. - процесс организации (оказания) пом..

Проф-я с.р. - способствует реализации соц. изменений в общ-ве, решению проблем чел-х взаимоотн-й и укреплению свободы чел. и его права на достойную жизнь. Используя теории чео-го поведения и соц. систем, с.р. вкл-ся в процесс на этапе, когда люди взаимод-ют с окр. средой.

Принципы соблюдения прав чел. и соц. справ-ти явл. фундаментальными для с.р. (принято на встрече Междун-й Фед-ции с.р-ов - 2000г., Монреаль).

Отношения в с.р. носят субъективно-объективный хар-р Субъектами социальной политики и социальной работы являются: Государственные ведомства и учреждения социальной защиты населения.

Основными субъектами социальной политики и социальной работы в РФ выступают министерство здравоохранения и социального развития, образования, в совокупности с соответствующими учреждениями ицентрами по оказанию социальных услуг населению.

Органы местного самоуправления и их учреждения.

Профессиональные работники и занимающиеся социальной работой на общественных началах добровольцы.Сами граждане (в том числе в форме участия в различных гражданских инициативах, например, группах самопомощи).

Объектом социальной политики и социальной работы является в той или иной степени практически все население (с особым акцентом на социальную защиту малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации).

15. Виды и формы организаций и учреждений СР

Организация - группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и для достижения общей цели. Требования к орг-ции: 1.наличие по крайней мере 2 людей,кот.считают себя частью группы, 2...одной общей цели, 3.наличие членов группы,кот.сознательно работают вместе,чтобы достичь поставл.цели.

Целью организаций и учреждений СР является оказание социальной помощи и\или реализация социальной политики. Социальная сфера - область жизнедеятельности общества, в которой реализуется социальная политика государства. Субъектами СС (в узком смысле) явл.специализированные федеральные, республиканские, краевые, областные, государственные, муниципальные и общественные органы и службы, в т.ч. службы соцразвития предприятий и организаций различных форм собственности.

В широком смысле субъектом СС выступает все взрослое население страны.

Виды О и У СР: 1.гос-ые( хар-ся гос. системой администрирования, т.е. гл.организацией явл.министерство здравоохранения и соцразвития, затем соответствующие комитеты и департаменты и так далее до локального уровня (ЦСО)), 2. коммерческие, 3. смешанные ( заним-ся коммерч.д-тью, но реализуют соц.политику. (пр., унитарные предприятия), 4 службы, работающие при благотв.фондах, религ.и общ.организациях.

Согласно законодательству РФ (ГК и з-ны об общественных организациях, об НКО ит.д.) выделяют следущие организационно-правовые формы:

1. коммерческих организаций:

1. хоз.товарищества (в соц.сфере их мало):

- полное товарищество (это объединение двух или более лиц, участники кот. занимаются предпринимательской д-тью от имени товарищества. Участники полного товарищества солидарно несут дополни-тельную (субсиди-арную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Это означает, что ответственность всех участников пропорциональна раз-меру их вклада.),

- товарищество на вере(коммандитное) (вкладчики, не прини-мают участия в предприн-й д-ти, но получа-ют прибыль и несут риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнит.ка-питалы лиц, заинтересованных в выгодном помещении своих свободных денежных средств. Вклад м.б. сделан не только в денежной форме, но и в виде предоставления помещения, транспортных средств и иным образом)

2. Общества ( в соц. сфере более распространены):

· общества с огр.ответственностью (доминируют в СС).Предприятие, созд.по соглашению юрид.и физ.лиц путем объединения их вкладов в целях осущ.хоз.д-ти и получения прибыли. Прибыль распределяется пропорционально вкладам его участников или учредителей. Участники товарищества отвечают по его обязательствам только в пределах своих вкладов, на их имущество и сбережения ответственность не распространяется. Поскольку вклады участников становятся собственностью обще-ства, они несут не «ответственность» по его долгам, «ограничен-ную рамками их вкладов», а только риск убытков (утраты вне-сенных ими вкладов).;

· о.с дополнит.о.( т.е. учрежденное одним или неск.лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров; участники несут солидарную ответст-венность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его дополнительная ответственность по обязательствам общества распределяется ме-жду остальными участниками, пропорционально их вкладам);

· акционерные общества (Акционерным признается общество уставный капитал которой разделен на опред.кол-во акций, удостоверяющих обязат.права участников, т.е. акционеров. В отличие от товариществ участники АО (акционеры) заранее ограничивают свою ответственность по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов (стоимости принадлежащих им акций. Учредителями АО могут выступать как юрид.лица, так и граждане). Различают два типа акционерных обществ -- открытые (вправе проводить открытую подписку на свои акции и отчуждать их без согласия других акционеров, число самих акционеров не ограничено) и закрытые (общество, акции кот. распределя-ются лишь среди учредителей и иного указанного заранее круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку и распределение акций. Количество участников (учредителей) акционерного общества не может превышать числа 50).

2. некомерч.орг-ции - д-ть не связана с извлечением прибыли.:

· общ.объединения (добровольное, самоуправляемое, неком.форми-рование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей и реализации общих целей, ука-занных в уставе. Участники (члены) организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам организаций, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов. При ликвидации объединения, имущество используется по целям согласно уставу, а если это невозможно то оно передается а гос. бюджет. К общественным организациям также относятся союзы, ассоциации. Они могут быть федеральными, межрегиональными, региональными, городскими, районными.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.