реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

70

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

Курсовой проект на тему:

Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

(по дисциплине «Управление общественными отношениями»)

Выполнила: студентка гр.3241-62

Габделова Р.З.

Научный руководитель:

доцент, кандидат исторических наук, Халилова Т.В.

Руководитель проектной части:

доцент, кандидат исторических наук, Кургаева Ж.Ю.

Казань 2007 год.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Раздел 1.

Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности……7

Раздел 2.

Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности
в РФ и РТ
……………………………………………………………………….25

Раздел 3.

Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования…………………………….35

Раздел 4.

PR-проект «Детской беспризорности - НЕТ!!! »…………………….55

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников и литературы………………….

Приложение

Введение

Актуальность. В процессе реформ, проводимых последнее десятилетие, совершенно четко выделилась группа (слой) людей, по каким-либо причинам, а часто, по их совокупности, фактически не приспособившаяся к выживанию в современных условиях. Неспособность адаптации к новым условиям сделала этих людей неконкурентоспособными практически во всех сферах жизни.

По данным социологического исследования, проведенного Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН в группу, называемую "социальное дно", попадает каждый десятый человек, проживающий в городе. Результаты исследования выявили состав социального дна - это нищие, бомжи и т.д., а также - беспризорные дети. При этом их численность составляет около 25 % от всей группы.
Беспризорных детей на наших улицах становится все больше и больше. Но это уже никого не удивляет, и стало даже чем-то обыденным и привычным. Мы как-то сразу смирились и приняли факт существования таких детей как должное.

На сегодняшний день, содействие неконкурентоспособным группам населения, становится одной из приоритетных задач государства. В отношении беспризорных детей, наиболее эффективными признаются меры, носящие комплексный и профилактический характер. Несмотря на то, что в отношении этой категории граждан уже проделана большая работа и, в целом, ситуацию, угрожающую некоторое время назад перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать; беспризорные дети должны оставаться объектом наиболее пристального внимания со стороны государства и общества.

Ребенок по праву является объектом пристального внимания и заботы со стороны общества и государства. От того, в каких условиях находится подрастающее поколение сегодня, напрямую зависит будущее. Конкурентоспособный ребенок - это ребенок, реализующий свой потенциал как личность и будущий член общества. Соответственно, ребенок неконкурентоспособен тогда, когда находится в условиях, ставящих его на грань выживания.

Создание благоприятных условий для детей, недопущение негативного воздействия на них факторов, подвергающих риску беспризорности - основные направления профилактической работы, проводимой государством и обществом.

Бедность является наиболее значимым фактором, приводящим ребенка к беспризорному образу жизни. Анализируя статистику последних лет, можно сделать неутешительные выводы о том, что сохраняется тенденция к застойной бедности семей с детьми. Дети, брошенные на произвол судьбы, не нужные тем, кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми. Они пополняют ряды преступников. И это неоспоримая истина. Ощущая свою ненужность, они тянутся к тем, кто проявляет к ним хоть какой-то интерес. Интерес, как правило, не преследующий благие цели. А ведь именно в детском возрасте формируется устойчивое представление об образе жизни. И то, чему учатся на улице, не приводит ни к чему хорошему.

Дети-беспризорники -- это наша общая проблема, и только общими усилиями, возможно, реально снизить их число. Ведь от этого во многом зависит наше будущее.

Разработанность. Проблемам беспризорности детей были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как Дармодехин С.В., Пудовочкин Ю.Е., Мустаева Ф.А., Бакаев А.А., Иващенко Г.М и другие.

Дармодехиным С.В. рассматривалась проблема семьи и государства Дармодехин С.В. Семья и государство. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. - 114 с.

. Пудовочкиным Ю.Е. была рассмотрена ответственность за преступления против несовершеннолетних Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних. - М.: Юридический центр Пресс, 2002. - 267 с. Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - 104 с.

. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф.А Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. - М.: Академический проект, 2003. - 456 с.

. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних была изучена Бакаевым А.А Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. - М.: Логос, 2004. - 318 с.

. Иващенко Г.М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп Взаимодействие субъектов профилактики детской безнадзорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп/Под ред. Г.М. Иващенко. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. - 160 с.

.

Также данная проблема регулируется законодательством РФ. В процессе работы над курсовым проектом были изучены Конституция РФ Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // РГ от 25 декабря 1993 г. №237.
, Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
, Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 - 2006 годы» (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) // СЗ РФ от 14 октября 2002 г., N 41, ст. 3984.
и другие нормативно-правовые акты.

Объект курсового проекта: детская беспризорность.

Предмет: проблема детской беспризорности в РФ и пути ее разрешения.

Цель курсового проекта: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и разработать PR-проект, посвященный решению данных проблем.

Задачи:

1. Выявить сущность детской беспризорности.

2. Выяснить причины ее возникновения.

3. Охарактеризовать детскую беспризорность на современном этапе.

4. Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы детской беспризорности.

5. Дать анализ результатам исследования динамики отношения населения к проблеме детской беспризорности.

6. Разработать программу PR-сопровождения открытия Центра реабилитации беспризорных детей «Не чужие дети» в г. Казани.

Эмпирической базой исследования является вторичный анализ населения РФ на тему «Отношение российского общества к проблемам беспризорности и безнадзорности, детей-сирот: актуальность и основные направления их решения». Были опрошены жители Центрального региона, Иркутской области, Татарстана и Хабаровского края.

Методы, использованные в курсовом проекте: структурно-логический, правовой, социологический и анализ.

Структура курсового проекта. Курсовой проект состоит из введения, четырёх разделов, заключения и списка использованных источников и литературы. В первом разделе дается общее понятие детской беспризорности, во втором рассматривается нормативно-правовая база, посвященная данной проблеме, в третьем разделе анализируются результаты исследования динамики отношения населения к проблеме детской беспризорности. А четвертый раздел посвящен PR-сопровождению открытия Центра реабилитации беспризорных детей «НЕ чужие дети» в г. Казани. В заключении подведены итоги работы над курсовым проектом.

Раздел 1.

Теоретические подходы к изучению проблемы беспризорности

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438. .

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было См. например: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" // Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1935. № 32. Ст. 252; Постанов-ление СНК СССР от 23 января 1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. - М.: Политиздат, 1962. С. 515; Постанов-ление СНК СССР от 15 ию-ня 1943 г. "Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос-тью, безнадзорностью и хулиганством" // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. - М.: Политиздат, 1962. С. 561-562. .

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), действующем на сегодняшний день, используется термин безнадзорность Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986 г.) (с изм. от 25.02.93; 30.12.01) // Российская газета от 19.03.93. N 53; Российская газета от 31.12.01. N 256.. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1). Однако определения этому понятию не дано.

Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе) Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) // СЗ РФ от 1.01.96. N 1 ст. 16; СЗ РФ от 10.01.00. N 2 ст. 153; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25.06.02, 30.10.02,31.10.02, 4.06.03) // СЗ РФ от 7.01.02. (часть I) ст. 1; СЗ РФ от 7.07.03. N 27 (часть II) ст. 2717..

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.. В ст. 1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо четко разграничить эти термины.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов "беспризор-ный" и "безнадзорный", следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 58.. Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения пе-дагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершенно-летним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком См. например: Сорока-Росинский В.Э. Школа Достоевского. - М.: Знания, 1978. С. 49; Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Наука, 1993. С. 294; Дармодехин С.В. Беспризорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 3.. Такой связи, кото-рая позволяет сохранять даже на расстоянии кон-такт родителей, заменяющих их лиц со своим вос-питанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребенка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся Нечаева А.М. Указанное сочинение, с. 59.:

- полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

- добывание средств к жиз-ни способами, не признаваемыми в обществе (по-прошайничество, воровство и пр.);

- подчинение «неписаным» законам, продикто-ванным признаваемым среди беспризорников ав-торитетом.

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвященном деткой беспризорности, отличает беспризорных де-тей от безнадзорных и то обстоятельство, что они порывают вся-кую связь с обществом. Став беспризорни-ком, несовершеннолетний попадает как бы в социальный вакуум. Для него не существуют за-коны, предназначенные для других граждан. Ма-ло того, вычеркну-тые из жизни общества, многие беспризорные подростки презирают принятые в нем нормы. Как указано в Докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам «Дети улиц», «они живут по неписаным законам того общест-ва, куда попадают, где поощряется, при-знается то, что чуждо человеческому обществу, где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью» Дети улицы. Растущая трагедия городов / Доклад Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. - М., 1990. С. 38..

Говорить о беспризорности наверное можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.

Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто - и того, и другую. Так что сейчас нет ничего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.

Приватизация жилья тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда вконец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые лица и записку в дверях: "Поживи у соседей". Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.

И дети изменились совсем... Они стали жестче, злее, хитрее, врут больше, чем даже три года назад, все какие-то спитые, сексуально озабоченные. Очень много стало детей с психическими нарушениями, просто нервных, с умственной задержкой, некоторые даже не могут вспомнить как их зовут и кто они такие. Вши, гепатит, гонорея - с одной стороны, деньги тысячами при задержании - с другой.

Отличительные черты и внешний вид

Эти наблюдения вы можете сделать и самостоятельно, побывав пару раз на железнодорожном вокзале или же пройдясь по районам перестроек и реконструкций. Это огромно поле деятельности для журналистов и иных бытописателей, благодатное и невозделанное.

Один из них был в рваных детских пижамных штанах, другой - в почему-то солдатских брюках, подпоясанных солдатским же ремнем, третий - в тренировочных штанах и в рубашке навыпуск, четвертый - в шортах. А на улице были зима. И лишь только один, пятый, был одет прилично и по погоде: в куртку, валютные джинсы и меховые полусапожки. Он радостно матерился, здоровался со всеми окружающими, и сообщил всему вокзалу, перевесившись через перила балкончика, что он вернулся навсегда, поскольку дом ему, мягко говоря, надоел.

Вот и попробуй определи внешний вид. Нынешний беспризорник, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую свободно передвигаться одежду выкидывает, а необходимое приворовывает тут же. Если нужно "выезжать в город" - появляется куртка с чужого плеча и шапка. А вообще, беспризорники - большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю, чего не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Так что особенно не удивляйтесь, если на зачуханном восьмилетке увидите пуховик размера на четыре больше.

Какие-то общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от профессии Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершенно-летних. - М.: Юридический центр Пресс, 2002. - с.67.. Самых старших, которых можно застать на вокзале только поздно ночью, вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядеться и не усмотреть во взгляде что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно.

Девицы одеваются по-особому, в соответствии с профессией: ярко, с килограммами косметики на не всегда чистом лице, но издалека или спьяну производят пробирающее впечатление.

Побирушки предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные худо-бедно за собой смотрят, особенно те, что работают на выезде. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову, что привело бы в праведный гнев беспризорников двадцатых, а если появляются насекомые - могут отстегнуть парикмахеру за стрижку под ноль. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают.

В отличии от беспризорников двадцатых, за собаками они не ухаживают, потому что собак у них нет, а если бы и были, они, скорее всего, их бы мучили. Из "домашних животных" у них есть вокзальные бомжи и сумасшедшие, предназначенные для забав.

Любимая еда

Безусловно - "Сникерс", "Марс", мороженное и "Пепси". На эти продукты повседневного спроса денег не жалко.

Питаться предпочитают в одиночку, закупать продукты в дальнем киоске, чтобы никто не мог сопоставить съеденное с той суммой, которая, возможно, осталась.

На таком рационе можно протянуть ноги, поэтому иногда с большим удовольствием поедаются холодные котлеты и разные булочки. Суп почти не едят, не потому что не любят, а потому, что с ним много возни: в случае опасности с собой не унесешь.

Манеры

Свистеть, громко смеяться, танцевать и надоедать прохожим беспризорники не любят. Они напрочь лишены демонстративности, достаточно ненавязчивы и мечтают только об одном, чтобы к ним не приставали. Это очень рациональные люди.

Они не боятся никого, спокойно, хотя и без радости, общаются с журналистами, особенно если их кормят. На вопрос, что будете есть, без зазрения совести заказывают много и выбирают самое дорогое.

Это только так кажется, что беспризорники бедны, как церковные крысы. Беспризорник, выпущенный на свободу из детской комнаты милиции, через полтора часа может попасться вновь с тремя тысячами рублей в кармане. Но этот-то, конечно, из разряда самых ушлых. Новички перебиваются, как могут, потому что делиться, сострадать и помогать здесь не принято.

Беспризорники любят нехорошие анекдоты, ножи и всякие хлопушки. Не лишены тщеславия и иногда могут себе позволить развернуть перед физиономией какого-нибудь командировочного, давящегося жалкой котлетой, пачку "Винстона".

Беспризорники очень «уважают травку». После пары затяжек становятся очень добрыми, и их тянет любить всех. Они бродят по залу, вгоняя в краску теток преклонных лет, несносно к ним приставая. Спиртное пьют не все.

Времяпрепровождение

Основное в их жизни - это, конечно, "работа". Но об этом ниже. Кроме сна, а спят они утром и днем в укромных уголках (вокзальные могут, согнувшись в три погибели, устроиться в креслах), беспризорники любят есть.

Единственное место, где беспризорника можно взять тепленьким - "лежбище".

12 часов ночи - время "Ч". Беспризорники стекаются к кафе и начинается самое интересное - охота на бомжей. Бомжи - это почти люди, они очень нужны беспризорникам, чтобы постоянно сравнивать себя с ними, и понимать, что у них самих не все еще потеряно, и испытывать по этому поводу чувство превосходства и гордость Мустаева Ф.А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности не-совершеннолетних. - М.: Академический проект, 2003. - с.56.. Бомжей можно: бить, пинать, обливать водой и оплевывать, особенно смешно, когда бомжи пытаются догонять обидчиков, поскольку сделать они этого все равно не смогут никогда, а только машут костылем и плюются. Здесь бомж теряет точки опоры и его можно поддеть, опрокинуть и пробежаться взад и вперед по его дохлому тельцу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.