![]() |
|
|
Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. ТольяттиОпыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти1 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы 1.1.Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации 1.2. История становления системы социальной защиты Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы 2.1. Государственные органы социальной защиты населения 2.1.1. Источники финансирования социальной защиты населения. Негосударственные пенсионные фонды 2.1.2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации 2.1.3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2.1.4. Районные (городские) органы социальной защиты населения 2.1.5. Отдел по труду и социальным вопросам 2.1.6. Пенсионный отдел города или района 2.2. Организация работы районных (городских) органов социальной защиты населения 2.2.1. Основы научной организации труда в системе социальной защиты населения 2.2.2. Планирование работы районных (городских) органов социальной защиты населения Глава III. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти 3.1. Муниципальное законодательство в области социальной поддержки населения. Программа социальной поддержки населения г.Тольятти 3.2. Анализ реализации программы социальной поддержки населения г.Тольятти 3.3. Повышение эффективности системы социальной защиты Заключение Список используемой литературы Приложение 1 Приложение 2 Введение Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про-исходящие в нем экономические и политические процессы. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям. Целью деятельности организаций социальной работы в систе-ме социальной защиты населения является установление устойчи-вых и упорядоченных связей между различными уровнями систе-мы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жиз-ненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом. Выделяя систему социальной защиты населения как гаранта его благосостояния, нужно отметить, что фактически все структу-ры общества, т. е. институты государственной власти обществен-ного управления, многопланово занимаются проблемами социальной работы. Однако социальная работа в узком смысле осуще-ствляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасно-сти и др. Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации -- прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также приня-тие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ-ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали-дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви-тие системы социальных служб, реализацию государственной по-литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений. Целью данной курсовой работы является анализ опыта организационно-административной работы в управлении системой социальной защиты населения. В связи с поставленной целью курсовой работы выделим следующие задачи: - определить основные понятия социальной поддержки, обеспечения населения и системы социальной защиты; - выделить проблемные области в организационно-административной работе органов системы социальной защиты; - описать нормативно-правовую и структурную организацию организационно-административной работы государственных и районных органов социальной защиты; - рассмотреть программу социальной поддержки населения г.Тольятти. Объектом исследования в данной курсовой работе является опыт организационно-административной работы системы социальной защиты населения и ее нормативно-правовое регулирование. Предмет - анализ системы социальной защиты населения государственных и районных органов социальной защиты. Глава I. Теоретические аспекты организационно-административной работы. 1.1. Понятие социальной зашиты населения Российской Федерации. Социальная защита населения в широком смысле этого поня-тия -- это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетру-доспособных граждан Российской Федерации трудовыми пенсия-ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо-щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав-шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе-ленцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио-нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб -- Центров соци-ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей, социальные гостиницы и т. д. Социальное обеспечение -- это основная часть социальной защи-ты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное стра-хование, создание дополнительных форм социального обеспече-ния и благотворительности [13, 62]. Изменение модели социальной политики сопровождается фор-мированием принципиально новой институциональной системы. Старая система социального обеспечения заменяется новой сис-темой социальной защиты населения, основными элементами ко-торой являются: * государственные социальные гарантии, включая льготы отдель-ным категориям населения (категориальные социальные услуги); * социальная помощь (государственное вспомоществование); * социальное страхование. Система социальных гарантий обеспечивает предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется прин-цип распределения по потребностям с учетом ресурсных возмож-ностей государства, что и определяет меру этих гарантий. Мини-мальный набор и уровень этих гарантий носит конкретно-истори-ческий характер и определяется конкретными условиями каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан реализуется на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования. К системе социальных гарантий примыкают социальные льго-ты -- социальные гарантии отдельным категориям населения. Для этой формы социальной защиты характерны универсальность пре-доставления социальных благ и услуг в рамках определенной со-циально-демографической группы населения (инвалиды, ветера-ны войны и т.д.) и обеспечение за счет государственной налогово-бюджетной системы. Социальная помощь как форма социальной защиты населения обеспечивает предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым слоям населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи явля-ются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже чер-ты бедности. Смысл системы социальной помощи -- обеспечение минимально гарантированного дохода всем слоям населения. Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связан-ных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе принципа коллективной солидарности. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюд-жетных фондов, которые формируются на основе принципа соли-дарного участия из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства. Эти фонды функционируют на прин-ципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Суще-ствует обязательное и добровольное страхование. Обязательное социальное страхование обеспечивается через целевые внебюджетные фонды и гарантируется государством, что превращает его в особую разновидность государственных соци-альных гарантий. Оно призвано обеспечить всем гражданам, неза-висимо от их возраста, социального положения, места жительства, уровня доходов и т.п., равные возможности в получении опреде-ленного уровня страховых социальных гарантий (пенсий, пособий, услуг). Обязательное социальное страхование рассматривается как гарантированная государством система мер материального обес-печения трудящихся и членов их семей в старости, при болезни, потере трудоспособности, поддержки материнства и детства, а так-же охраны здоровья членов общества. Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии стра-ховой поддержки государства (госбюджета). Оно призвано обес-печить дополнительный уровень социальной защиты граждан по сравнению с обязательным социальным страхованием. Поэтому добровольное социальное страхование рассматривается не как аль-тернатива обязательного страхования, а как его дополнение, обес-печивающее более высокий уровень страховой защиты населения (поскольку уровень государственных гарантий в системе обязатель-ного социального страхования оказывается недостаточным). Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообраз-ные формы частного страхования от социальных рисков -- разно-видности добровольного личного страхования граждан. Доброволь-ное социальное страхование граждан относится к системе неком-мерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг. Таким образом, в сфере социального страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного соци-ального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхо-вания, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо. Появление системы социального страхования в России связа-но с принятием следующих законов: * «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.); * «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.); * «О медицинском страховании граждан в Российской Федера-ции» (1991 г.). Кроме того, нормативными основаниями формирования сис-темы социального страхования были Указы Президента РФ о Фон-де социального страхования в РФ, о негосударственных пенсион-ных фондах, а также постановления Правительства РФ о государ-ственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся: * Пенсионный фонд Российской Федерации (образован поста-новлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.); * Фонд социального страхования РФ; * Фонды обязательного медицинского страхования; * Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 -- 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли го-сударственного бюджета в финансировании социальных расходов. Так, в 1994 г. объем фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%. В течение переходного периода к рыночной экономике в Рос-сии значение государственных внебюджетных фондов социально-го страхования в системе социальной защиты населения возраста-ет. Политика децентрализации государственных социальных рас-ходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фон-дов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхова-ния в общем объеме государственных социальных расходов пре-высила 50%. 1.2. История становления системы социальной защиты. Принимая на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требу-ется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а чис-ло их велико, в основание отбора мо-гут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных - сословных или классовых - социаль-ные группы населения, государство приступает к традиционному распре-делению выделенных на цели соци-альной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а по-тому нередко оказывается лишенной практического смысла. Пагубным последствием все-общего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза суще-ствует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились це-лые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпе-низированные слои населения созда-ли уже не просто банды, но подполь-ные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем, не применить ли к ним те самые «выс-шие меры социальной защиты», о ко-торых говорится в эпиграфе к настоя-щей статье. Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами об-щественного призрения служили церкви и монастыри. «Около со-боров, церквей и монастырей сосре-дотачивалась общественная благот-ворительность, содержались больни-цы, богадельни, странноприимницы и школы». На эти цели Церковь ис-пользовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное иму-щество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотво-рительности пошли не только удель-ные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с во-леизъявлением прихожан, хотя и ини-циировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных орга-низаций - на основе традиции и не нуждалась в государственном регу-лировании. В отличие от человека на-шего времени, зачастую остающего-ся один на один со своими проблема-ми, человек Средневековья от рожде-ния был включен в целую сеть семей-ных, сословных и религиозных корпо-раций, на помощь которых он мог рассчитывать [8, 31]. Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени по-родила государство современного ти-па, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюд-жетом, систематизированным зако-нодательством и т.д. Не могло остать-ся вне государственного регулирова-ния и общественное призрение. С 1721 года Русская правос-лавная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному испол-нению призрения и устройству в гу-берниях богаделен, а в городах - смирительных домов для профессио-нальных нищих. Церковное имущест-во было передано в управление госу-дарства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей рас-ходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала госу-дарственной повинностью. В свою очередь, «общественная благотвори-тельность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее прихо-дилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законо-дательно, нарушение сурово кара-лось. Отсюда - один шаг до оконча-тельной передачи призрения в веде-ние государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в ре-зультате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елиза-вете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ог-раничить свою деятельность сослов-ным призрением (церковного причта и членов их семей), а также отдельны-ми мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или свя-щеннослужителей. Отсутствие гражданских об-ществ на местах и слабые хозяй-ственные навыки в губерниях вызыва-ют централизацию губернской де-ятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году соз-дается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяй-ства. Второе событие 1802 года - создание по инициативе Российс-кого Императорского дома Чело-веколюбивого общества, действо-вавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже ре-формами Екатерины II, получает свое первое организационное оформле-ние. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связа-но, но именно МВД формирует прави-ла гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские уп-равления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к цер-ковной и административной благот-ворительности присоединяется но-вое ее направление - гражданское. Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решитель-ный отказ от общественного призре-ния и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приво-дящих к социальной защите, изве-стной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание. На первом этапе формирова-ния в № 3 газеты «Временного рабо-че-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Уч-редительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных ра-бочих, городской и сельской бедно-ты. Пять основных принципов рабо-чей страховой программы включали: * полное самоуправление застрахованных; * распространение социально-го страхования на все виды потери работоспособности и безработицу; * возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей; * расширение круга страхуе-мых за счет городской и сельской бедноты; * возмещение полного зара-ботка при страховании. Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской кон-ференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принци-пов не был осуществлен, даже со-ответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер. Следующий этап предусматри-вал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования ко-торых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сен-тябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправ-ления в августе 1918 года). Обнаро-довано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудя-щихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взя-того на себя государством: * оказание всех видов врачеб-ной помощи и родовспоможения; * обеспечение средств к суще-ствованию для временно утративших трудоспособность, независимо от причины, вызвавшей утрату (общие заболевания, увечья и т.п.); * обеспечение всех или части средств к существованию для посто- янно утративших работоспособность в результате увечья, болезни, старос-ти, обеспечение средств к существо-ванию для безработных. Определены круг лиц (трудящи-еся) и случаи необходимости обеспе-чения со стороны государства. Однако и это пока лишь декларация. На третьем этапе Декретом, принятым в апреле 1919 года, вводится единый источник обеспе-чения: «средства на оказание всех видов социального обеспечения и на охрану труда отпускаются из Госуда-рственного казначейства в сметном порядке по смете Наркомтруда». Освобождение дворянства Ека-териной II среди прочих имело важное следствие в виде появления думаю-щего «праздного класса». Примеча-тельно, что в результате в России общественное сознание взрастает на фундаменте призрения. Первоначально призрение фрагментарно и сословно. К середи-не XIX века начинается создание все-сословных обществ, укрепляя един-ство гражданского общества. Пос-тепенно расширяется круг лиц, получающих помощь от общества в той или иной форме. Помощь ма-лоимущим начинает рассматривать-ся не как самоцель, а как средство возврата «сирых и убогих» к нор-мальному гражданскому состоянию, не требующему общественных пода-чек. Все более важную роль начина-ют играть формы взаимопомощи граждан как в области финансовой поддержки, так и в кооперации мало-имущих и среднеимущих. Таким образом, к началу XX ве-ка общество, все более объединяясь, выделяет как минимум три уровня благотворительности: * имущие и среднеимущие по-лучают ее как поддержку в виде кре-дитов и страхования; * малоимущие трудоспособ-ные используют помощь для возвра-та в нормальное гражданское состоя-ние; * недееспособным обществе оказывает опеку и берет на себя приз-рение условий их существования. Необходимо понять, что инсти-тут призрения не самостоятелен. Он является следствием гражданскогс развития, которое ныне находится в самом зачаточном состоянии. Он предполагает наличие свободных средств у части населения (имеющей достаточно высокий уровень жизни), которых нет в нашей сегодняшней действительности. Он может быть обеспечен лишь при условии сущест-вования развитой многоукладной собственности, что сегодня не реали-зовано. Он требует высокого уровня образования и культуры. Сегодня уровень образования достаточно высок, а уровень культуры доста-точно низок, что, в свою очередь, обесценивает образование. Нако-нец, институт призрения невозможно представить вне развитой нравствен-ности и морали, само упоминание о которых выпало из традиций советс-кого аппарата всех уровней. Не идеализируя путь, пройден-ный Россией, приходится признать, что институт призрения сыграл ог-ромную роль в истории ее, и не столь-ко в объеме и результатах конкретной помощи, сколько в побуждении раз-вития государства, вышедшего к 1913 году на рубежи формирования круп-ной державы мирового масштаба. Все институты, следствием которых стало призрение, и все организации, ставшие результатом его созревания, оказались соединенными в едином итоге эволюции. Глава II. Нормативно-правовая и структурная организация организационно-административной работы. Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и про-исходящие в нем экономические и политические процессы. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |