реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Говоря об эффективности использования социальных ресурсов на муниципальном уровне, нельзя не остановится на оценке степени благоприятствования среды муниципального управления, которая дается исходя из результата управленческой деятельности органов муниципального управления и адекватности реакции на данную деятельность социальных ресурсов муниципального образования, как основного объекта управления.

Нейтральная среда муниципального управления предполагает отсутствие взаимоисключающих и взаимосвязанных целей субъектов взаимодействия, то есть органов местного самоуправления и социальных ресурсов. На первый взгляд такая среда может являться благоприятной для муниципального образования в целом, поскольку субъекты не имеют взаимоисключающих целей, но одновременно они не имеют и взаимосвязанных целей, что является отрицательным явлением, поскольку данное обстоятельство указывает на «равнодушие» органов муниципального управления по отношению к социальным ресурсам и наоборот.

Таким образом, можно сказать, что деятельность местной власти и социальных ресурсов параллельны относительно друг друга.

Критериями, определяющими особенность муниципальной среды управления, являются изменение уровня социальной напряженности, непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, показатель устойчивости социально-экономического развития города, а также уровень доверия населения органам муниципальной власти.

С целью совершенствования управления социальными ресурсами на уровне муниципальных образований и обеспечения их ускоренного и устойчивого развития муниципальные органы исполнительной власти РФ ведут работу по следующим направлениям:

- соблюдение принципов оптимизации управления социальными ресурсами, а именно, принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресности социальной поддержки, обратной связи;

- использование технологий оптимального управления социальными ресурсами: социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального и общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, технологий социального партнерства, информационных технологий, технологий профессиональной ориентации [51, с. 7].

Изучение местных сообществ и работа по их вовлечению в процесс муниципального управления требуют подготовки соответствующих кадров. В зарубежных странах, например в США, появилась такая профессия, как специалист по развитию местных сообществ.

Одна из задач этой профессии -- помощь людям освоении новой системы социальных ценностей. Для России в условиях перехода от тоталитарного общества к демократическому и от психологии социального иждивенчества к самоуправлению и самоорганизации граждан эта проблема особенно актуальна.

Рассмотрим механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления (ТОС) как основополагающего составного элемента социальных ресурсов.

Для реализации многих задач жизнеобеспечения населения органы местного самоуправления должны организовать эффективное взаимодействие с органами ТОС, которое возможно по нескольким направлениям:

- развитие территории -- составление планов, программ совместной деятельности;

- использование местных ресурсов -- разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории; » координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально-незащищенными слоями и т. п.;

- контроль за содержанием жилищного и нежилого фонда, работой предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;

- проведение разъяснительной работы среди населения, информирование населения о проводимых мероприятиях.

Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС должно основываться на принципах добровольности, самостоятельности ТОС при решении собственных задач, взаимного интереса при решении вопросов совместной компетенции и взаимной ответственности.

Сложившаяся практика взаимодействия муниципальной власти с органами ТОС различна -- от чрезмерной опеки до эпизодического поверхностного общения. Ряд муниципальных образований практикует бюджетную оплату труда руководителей ТОС, предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Так, в Портленде (США) администрация взяла на себя техническое обеспечение деятельности общественников (организация центров с компьютерной техникой), предоставление им бесплатных услуг юриста и экономиста.

В некоторых муниципальных образованиях России созданы советы руководителей органов ТОС. Они владеют ситуацией на местах, знают настроения людей и могут оказать существенную помощь в решении муниципальных проблем.

Органы ТОС, проводящие отдельные акции на договорной основе с местной администрацией, наделяются необходимыми для этого средствами. Органы местного самоуправления, передавая органам ТОС на договорной основе отдельные муниципальные полномочия вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, вправе осуществлять контроль за реализацией этих полномочий.

Механизмы привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении

Для привлечения отдельных местных сообществ и граждан к участию в муниципальной деятельности могут быть использованы формы, показанные на рисунке 6.

Механизмами такого привлечения могут быть создание временных и постоянных рабочих групп, инициативных групп, консультативных советов, проведение опросов населения и публичных слушаний, организация взаимодействия с союзами предпринимателей и т. п.

Привлечение граждан и местных сообществ к реальному участию в управлении представляет собой достаточно сложную задачу в условиях отсутствия традиций такого участия и сложившегося отчуждения рядовых жителей от любой власти. Поэтому местная власть должна принимать специальные меры, способствующие достижению реального участия граждан в муниципальном управлении. Основные направления этой работы следующие.

Во-первых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены процедуры, позволяющие отдельным гражданам и общественным группам прямым образом выражать свое отношение к местным проблемам и участвовать в их решении на всех этапах. Граждане должны иметь нормативно оформленную возможность предлагать решения, конкретные проекты, участвовать в осуществлении тех решений и проектов, в которых они наиболее заинтересованы.

Во-вторых, необходимо разрабатывать и осуществлять муниципальные программы информированного согласия, которые помогали бы людям поверить в возможности своими силами повышать уровень и качество жизни на местах. В частности, необходима специальная муниципальная структура по поддержке гражданских инициатив, т. е. должно быть такое место, куда человек или группа граждан могут обратиться со своей инициативой.

В-третьих, работа по обеспечению информированного гражданского согласия должна вестись постоянно, на долговременной основе.

Только при соблюдении этих условий человеческий ресурс может стать главным ресурсом процветания и развития муниципального образования.

Отметим, что эффективность управления прямо зависит от успешного развития различных аспектов отношений, формирования институтов, способных осуществлять финансирование, управление и контроль. Центральными вопросами здесь являются следующие: каким образом должны появиться эти институты, какие реформы следует предпринять и какие модели корпоративного управления и контроля за их деятельностью могут быть использованы в рамках экономики муниципального образования.

Насколько многочисленны, прочны и постоянны сегодня контакты между населением и властными структурами? Чьи интересы в первую очередь защищают государственные и муниципальные служащие?

Ответить на эти вопросы помогает Программа социально-экономической поддержки интересов населения «СЭПИН», которая сегодня осуществляется в ряде регионов страны и может быть охарактеризована как универсальная технология реализации корпоративного пути развития российского общества и выхода его из кризиса.

Уникальность ее состоит в том, что она позволяет с помощью разработанных социально-экономических технологий решать коренные социально-экономические проблемы большинства населения России не в целом, а на данной территории, в конкретном муниципальном сообществе.

Реализация Программы «СЭПИН» позволяет:

- сформировать собственность населения;

- создать реальную систему местного самоуправления как основу политической власти народа и его экономической самостоятельности;

- создать систему социальной, экономической, экологической и правовой защиты интересов населения муниципальных образований;

- увеличить объем социальной поддержки населения без роста бюджетных затрат;

- активизировать денежные средства населения как основного источника инвестиций в развитие местного производства;

- создать новые рабочие места в различных отраслях промышленности;

- сформировать социально-финансовые институты населения, работающие на его интересы;

- организовать конкурентоспособное местное производство товаров, продуктов и услуг с учетом существующих особенностей, потребностей и возможностей города (района);

- обеспечить товарами и продуктами питания по льготным и социально низким ценам наиболее незащищенные слои населения;

- выполнять социальные программы за счет увеличения источников и средств стабильно работающих предприятий и местных финансовых структур;

- осуществлять структурную перестройку экономики за счет значительного расширения социального слоя заинтересованных жителей и сочетания государственного и частного начал, макро- и микроэкономики;

- создать надежную систему обеспечения сервиса и комфортной жизни населения города (района);

- повысить политическую активность населения в защите своих экономических и социальных интересов при проведении выборов во все органы власти;

- установить национальное и социальное согласие, сохранить территориальную целостность и единство;

- противодействовать распоряжению собственностью, если это противоречит интересам сообщества.

По каждой из этих задач в программе содержатся частные технологии, которые в совокупности представляют собой надежный механизм решения первоочередных проблем, стоящих сегодня перед каждым человеком на территории, где он проживает. Вот, например, по какой технологии создается сегодня система поддержки социально-экономических интересов населения в ряде районов Московской области:

- во-первых, утверждается правовая защита финансовых интересов населения;

- во-вторых, принимаются меры по росту доходов населения, чтобы после оплаты коммунальных услуг затраты из бюджета семьи на продукты питания составляли не более 10%;

- в-третьих, обеспечивается увеличение доходной части бюджета района;

- в-четвертых, в центр внимания ставятся проблемы здравоохранения, укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности жизни населения без заболеваний;

- в-пятых, выборы используются не как самоцель, а как эффективная кампания населения по защите своих интересов;

- в-шестых, обеспечивается рост качества жизни населения (увеличение числа собственников, рост ренты и т.д.).

В целом следует сказать, что Программа «СЭПИН» позволяет через развитие экономики муниципальных образований реально и эффективно решать такие больные для российского общества вопросы, как реформирование политической власти, укрепление ее связи с населением, достижение общественного согласия на основе преодоления негативных явлений, повышение уровня безопасности человека и рост могущества Российского государства.

Программа «СЭПИН» -- это реальные возможности целенаправленного использования в соответствии с действующим законодательством организационных, финансово-экономических и социально-политических технологий для того, чтобы обеспечить:

- увеличение доходов населения (бюджета семьи), и в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и «малоимущих» (к «малоимущим» отнесены граждане, которые после уплаты коммунальных услуг расходуют из бюджета семьи более 50% на продукты питания);

- рост качества жизни, выражающегося в создании условий комфортности и инфраструктуры сервиса;

- увеличение продолжительности жизни;

- увеличение доходной части местного бюджета;

- «перекрытие» оттока денежной массы из города (района), «запуск»

механизмов аккумулирования и участия денежных средств населения в финансировании социально-экономических программ развития города (района);

- сокращение безработицы и открытие новых рабочих мест;

- снижение общественной напряженности и антисоциальных проявлений;

- формирование собственной финансовой инфраструктуры, работающей на интересы населения города (района).

Соответственно, одним из направлений структурной перестройки экономики муниципальных образований программа обеспечивает реальное повышение жизненного уровня населения не за счет привычной зарплаты, а благодаря реализации новых организационно-финансовых технологий, базирующихся на корпоративном методе хозяйствования, увеличивающих доходы каждого человека.

Между тем в центре внимания муниципальной политики зарубежных стран стоит именно кооперативное решение местных задач. В Швеции, Дании, Швейцарии и других странах общинно-кооперативный принцип стал структурным принципом государства. В результате демократия пронизывает всю общественную жизнь как по вертикали, так и по сферам жизнедеятельности.

Важно отметить, что на протяжении столетий все функциональное многообразие российской общины было подчинено главной цели -- коллективному выживанию в суровых природно-климатических условиях. Исторически сложилось так, что община была признана низовым совокупным субъектом правоотношений с государством, причем с достаточно широкой сферой самоуправления. Именно поэтому корпоративные начала в развитии самоуправления могут стать одним из важнейших факторов стабилизации Российского государства, повышения степени управляемости общественными процессами [36, с. 76].

Территории должны использовать свое конституционное право на возрождение местного самоуправления как ключевого средства в формировании полноценной среды обитания. Только через самоуправление в муниципальных образованиях возможно создание и разумное использование ресурсной базы, других механизмов развития территорий, более справедливое владение муниципальной собственностью, прямое участие каждого жителя в формировании благоприятного социального пространства.

Решение этих задач приближает нас к выявлению ресурсного обеспечения местного самоуправления, определению стратегии и приоритетов, что, в свою очередь, дает основания для более обстоятельного изучения механизма его правового регулирования.

Вне системного анализа организации местного самоуправления трудно, на наш взгляд, понять и нормотворческий процесс, идущий снизу - от субъектов Федерации, органов местного самоуправления. А без этой обратной связи нет эффективных правовых основ местного самоуправления.

Принятие Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» еще не означает их реального создания. К сожалению, бывшая административно-командная система воссоздается в еще более уродливом и отсталом виде, а демократическая, самоуправленческая, с широкими функциями управления на местах, предоставлением материально-технических, кредитных, финансовых и других рычагов -- не создана.

Мировой опыт корпоративного общественного развития показывает, что главным в избавлении развитых стран от бедности стало не само по себе процветание капитализма, а изменения, произошедшие в сознании миллионов политиков, инженеров, юристов, педагогов, но прежде всего - менеджеров.

Подчеркнем еще раз, именно знания, умение, желание и возможности специалистов, а также избранных и назначенных руководителей эффективно осуществлять менеджмент определяют темпы социально-экономического развития территорий и регионов, оптимальное использование всех видов ресурсов.

Для того чтобы изменить темпы общественного развития, социально-экономическое состояние территорий (муниципальных образований) и регионов (субъектов РФ), следует привести уровень компетентности менеджеров в соответствие с высоким уровнем качества жизни населения.

Проведенный Стэнфордским университетом США и экспертами ЕЭС анализ показал, что разница в эффективности экономики, в качестве жизни населения США и Западной Европы не связана с фондовооруженностью. При равных основных фондах производительность труда существенно отличается. Базовый фактор в развитии экономики - норма «накопления мозгов», темпы, которыми страна производит людей, обладающих современным образованием, воображением, теоретическим и аналитическим мастерством. Сегодня в развитых странах работник знания - это одушевленный результат очень высоких инвестиций.

Профессионалом является тот, кто имеет достаточный потенциал для самореализации. Компетентностью обладает только конструктивная личность, формула ее жизнедеятельности - «я знаю», «я умею», «я желаю», «я могу».

Каждый муниципальный менеджер, независимо от того, какое место он занимает в иерархии исполнительной власти и какие цели перед ним поставлены, рассматривается как руководитель конкретного участка. Он имеет собственное представление об идеальной организации работы. Каждый из них нанят по контракту, согласно которому имеет права и обязанности, несет ответственность за результаты работы.

Деятельность менеджера направлена на решение конкретных задач по достижению той или иной цели Программы «СЭПИН».

Нужно «тиражировать» не лозунги и проекты хороших систем на бумаге, а специалистов, обладающих корпоративным мышлением.

Организация этой работы на местах может быть поэтапной:

- можно начать с организации и проведения однодневных инновационных семинаров с заинтересованными руководителями областей, краев и республик (по согласованному графику), с персоналом аппарата администрации и с главами администраций городов, районов (второй день);

- на таких встречах с экспертами идет работа по выяснению источников роста экономического потенциала территорий и повышения качества жизни каждого человека, заключается договор о сотрудничестве и соглашение о проведении трехдневного семинара по разработке территориальной Программы «СЭПИН»;

- в соответствии с договором утверждается программа основных этапов работы. На всех этапах осуществляется управленческое консультирование.

Под руководством специалистов в режиме управленческого консультирования осуществляется инновирование органов управления, ведется подготовка команды менеджеров, отрабатываются эффективные механизмы развития территории.

Эффективность всех осуществляемых мероприятий определяется по критериям и показателям, к числу которых относятся устойчивый рост экономического потенциала муниципального образования, качество жизни каждого человека, его социальное самочувствие [52].

3.2 Разработка Проекта «Молодежь - опора Нижнекамского муниципального района»

В процессе управления социальными ресурсами режим правления не оказывает такого уж ключевого значения в процессе воздействия на массы. Можно было бы сказать, что при тоталитарном режиме управление значительно легче, в сравнении, например, с демократическим режимом. Но это на самом деле не так. И если и есть какие-то различия, то они простираются в плоскости использовании тех или иных методов управления. То есть можно говорить, что вероятно в первом случае какие-либо принципы управления социальными ресурсами происходят несколько грубее.

В настоящем времени достаточно легко происходит управление большим количеством социальных ресурсов, де-юре разрозненных, а фактически уже изначально бессознательно объединенных в массу. В массу, формируемую при желании за достаточно короткий срок. Потому что в основании заложена одна информация и одна команда. А значит, управляемые социальные ресурсы и проголосуют как надо, и будут поддерживать ту линию правящей власти, которая будет этой власти необходимо.

В настоящем времени управление социальными ресурсами происходит за счет коммуникативных методик общения (телевизор, радио, интернет, печатные издания, т.п.), позволяющих в одно и то же время, одновременно воздействовать на очень большую категорию людей.

Зачастую или вне зависимости от их социального положения и уровня образования, или же -- что более изыскано, и достаточно часто практикуется -- с ориентацией на фактический срез общества. Причем в итоге -- все индивиды объединяются в одну массу. И как будто бессознательно поддерживая ту линию, которую им навязывает правящий режим. А специфика самого режима не играет роли. Все одинаково работает при всех режимах. Главное -- чтобы давали команду на начало воздействия те, кто чуть раннее -- давал команду на формирование в индивидах закодированной информации.

И вот здесь необходимо отметить, что в современной России только сейчас, с приходом к власти сначала В. Путина (уже к концу второго срока его власти), а потом и Д. Медведева, власть смогла разгадать код механизма, приводящего в подчинение толпу. Причем даже скорее не разгадать старый код, а выработать новый, который сначала заставил поглотить ничего не подозревающую толпу, а уже после -- воздействием на определенные механизмы -- с легкостью управлять ей.

Причем, все оказалось настолько эффективным, что вполне можно отметить высочайший профессионализм существующего режима. Которому потребовалось времени намного меньшего, чем предшественникам, для осуществления чего-то подобного.

Учитывая сложившуюся в стране ситуацию, на федеральном уровне целесообразно выработать и реализовать мероприятия, связанные с управлением социальными ресурсами, направленные на то, чтобы:

а) полностью сменить управленческую и интеллектуальную элиты, поскольку ранее они были вынужденно ориентированы на унифицированные, имперские, антинациональные по своей сути стереотипы деятельности.

б) возродить национально - ориентированное воспитание в семье и обучение в школе.

в) начать процесс возрождения самовоспроизводящихся структур территориального, профессионального и коммуникативного характера, образующих защитный антиуправленческий буфер между личностью и государством.

г) вновь психологически освоить собственную территорию через эмоционально окрашенное восприятие историко-национальной традиции, очищенной от фальсификаций. При этом ряд регионов естественным образом подвергнется психологическому отторжению в силу явного разночтения подобного рода. Задачи эти чрезвычайно сложны и должны решаться в весьма сжатые сроки.

В современных условиях процесс совершенствования муниципального управления является концентрированным выражением осознания значимости деятельности общества по овладению знаниями о закономерностях управляющего воздействия государства в обеспечении общественного развития.

Динамизм общества, сложность, многогранность решаемых им задач предъявляют особые, повышенные требования к муниципальному управлению, которое должно не только соответствовать их уровню и масштабности, но и в известной степени опережать его развитие с тем, чтобы создавать для него благоприятные организационные, функциональные и деятельно-праксиологические предпосылки. А для этого процесс совершенствования муниципального управления должен быть планомерным, непрерывным, систематичным, научно обоснованным, практически реалистичным и качественно результативным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.