реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления

Например, район в составе города, или сельская администрация, или даже отдельная станица в составе сельского района далеко не всегда являются муниципальным образованием.

Понятие "местное сообщество" несет нечто большее, чем юридическое определение "муниципальное образование".

Стоит согласиться с утверждением, что местное сообщество, является еще и «социальной структурой, образующей неформальные институты, с помощью которых принимаются решения» [22, с. 62]. Поэтому, на наш взгляд, население местного сообщества - это не просто люди, объединенные проживанием на одной территории, но и важнейший субъект управления, который может и должен участвовать в организации.

Местное сообщество стоит рассматривать как разновидность социума и «как исторически сложившуюся форму социальной самоорганизации людей, основанную на сходстве и различиях их производственных, социально-бытовых, культурных и иных интересов и функций».

Понятие «местное сообщество» - исходное в объяснении проблем местного социально-экономического развития. Оно определяет, кто является главным действующим субъектом, в выборе направлений развития и что вообще является критерием оценки развития.

Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население -- общность людей, территория -- ограниченное пространство, социальное взаимодействие, чувство сообщества (рисунок 2).

Местное

сообщество

Население - общность людей

Территория - ограниченное пространство

Социальное взаимодействие

Чувство сообщества

Демография

История

Этнография

Культура

Границы:

- географические;

- исторические;

- административные;

- экономические;

- информационные.

Общие нормы поведения

Общие органы самоуправления

Одинаковые

общественные услуги

Одни общественные организации

Взаимосвязь в экономической деятельности

Членство (свой, чужак)

Самореализация в обществе

Общие разделяемые ценности

Эмоциональные связи

Рисунок 2 - Основные признаки местного сообщества

Важнейшим из этих признаков является психологическое чувство сообщества, чувство соседства, так как степень развитости этого чувства определяющим образом влияет на возможность совместно решать важные для людей проблемы.

В муниципальном образовании можно выделить множество разнообразных локальных местных сообществ (рисунок 3).

предпринимательские и финансовые круги

социальные группы

местные отделения политических партий

профессиональные группы

локальные местные сообщества

территориальные сообщества

организации по интересам

благотворительные организации

национальные и религиозные сообщества

Рисунок 3 - Локальные местные сообщества в муниципальном управлении

Взаимоотношения этих локальных сообществ с органами местного самоуправления основаны на поддержке и защите их интересов:

- предпринимательские и финансовые круги заинтересованы в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне;

- местные отделения политических партий заинтересованы в проведении политики своих партий на муниципальном уровне;

- группы по профессиональным интересам (шахтеры, металлурги, строители, научные работники, инженерная интеллигенция, педагоги, медики, работники культуры и др.), а также их официальные органы -- профсоюзы -- отстаивают профессиональные интересы отдельных групп;

- социальные организации выражают корпоративные интересы отдельных социальных слоев населения (ветеранские, женские, молодежные, общества инвалидов и т. п.);

- территориальные организации выражают интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, дачные товарищества и т. п.);

- национальные общины, религиозные организации разных конфессий заинтересованы в сохранении своих национальных и культурных традиций, образа жизни, объектов религиозного культа;

- благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров и др.) хотели бы рассчитывать на поддержку органами местного самоуправления своих акций и начинаний;

- организации по интересам (правозащитные, экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, культурные, спортивные, туристические, охотников и рыболовов, собаководов и т. п.) также рассчитывают на поддержку органами местного самоуправления своих программ и действий [23, с. 43].

Таким образом, разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни.

Манипулирование является частью технологии власти, способом скрытого социального управления сознанием и поведением граждан посредством внушения и пропаганды с целью принудить их действовать или бездействовать иногда вопреки собственным интересам. Сущность манипуляции заключается в видимой открытости информации и декларировании гуманитарных целей, за которыми стоят частные и корыстные цели или механизм, который позволяет оказывать манипулирующее воздействие на сознание людей [27].

Говоря о принципах управления социальными ресурсами муниципального образования необходимо отметить, что в качестве руководящих ориентиров принимаются определенные принципы, которые позволяют обеспечить оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.

При выборе стратегии и тактики управленческих действий, исходным следует принять принцип приоритетов. Еще один принцип, имеющий особо важное значение при использовании образовательных ресурсов - это принцип гуманизации. Именно он назван в законе «Об образовании» основополагающим в числе принципов государственной политики в области образования.

Технологий оптимального управления социальными ресурсами достаточно много и они относятся к разным этапам управления. Оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования осуществляется посредством технологий: социального мониторинга, социального прогнозирования, программно-целевой технологии, социального маркетинга, организационных технологий, территориального и общественного самоуправления, конкурсно-состязательных технологий, технологий социального партнерства, информационных технологий, технологий профессиональной ориентации.

В контексте взаимодействия общества и органов власти целесообразно иметь в виду в первую очередь человеческие ресурсы, непосредственно занятые в процессе осуществления муниципального управления, т.е. прежде всего трудовые ресурсы, административно-политическую элиту и кадровый состав муниципальных органов. Кадровый потенциал любой страны - наивысшая ценность ее национального достояния. Развитие человеческих ресурсов - важнейшая приоритетная задача муниципального управления [24, с. 324].

Эффективная реализация реформ возможна только при осознанном и заинтересованно участии тех, кто их осуществляет, иначе они обречены. Недостаточно, если о возможностях перемен задумываются немногие. Недостаточно, если лишь немногие убеждены в пользе и смысле реформ. Понимание необходимости качественных изменений в муниципальном управлении должно овладеть умами многих его работников (муниципальных служащих).

Модернизация должна быть направлена на последовательное делегирование компетенции и ответственности вниз; создание возможностей для творческого подхода; достижение лучших результатов координации и сотрудничества; утверждение ориентации на цели и результаты в сочетании с оценкой достигнутых результатов по достоинству.

Основополагающей предпосылкой подключения муниципальных служащих к осуществлению реформ управления является их мотивация. Люди активно участвуют в проведении реформ тогда, когда они внутренне готовы и соответствующим образом мотивированы к ним [25].

Эффективность управления местным сообществом в организационном плане требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и постоянно действующего аппарата профессионалов, которые концентрируют в своих руках исполнительно-распорядительные полномочия и способны инициировать принятие политических решений в процессе муниципального управления.

Основным средством социального манипулирования является информационная обработка сознания. По этому поводу А. Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации не оказывает влияние на развитие общества» [28, с. 32].

Эффективно противодействовать всевозможным манипуляциям может лишь управленец весьма образованный, постоянно обновляющий свои знания и умения, ибо практика манипуляций не стоит на месте, а становится все более изощренной [29, с. 86].

Манипулирование особенно опасно по своим последствиям тогда, когда двум или нескольким манипуляторным, активно действующим силам, наделенным зловещей волей, неординарными способностями к лицедейству, обману, удается хотя бы на какое-то время объединиться. Так, коррупция как способ злоупотребления властью -- это сговор между представителями законной власти и организованной преступностью, которые в своих злонамеренных целях умело используют неорганизованность социума, слабость его элиты, изъяны массовой политической культуры, несовершенство законодательства.

Любая разумная человеческая деятельность в одном из ее важнейших измерений выступает совокупностью технологий, то есть последовательно, в принципе безотлагательно, осуществляемых социально, нравственно, политически, экономически и т. д. оправданных процедур и операций, посредством которых объективные законы этой деятельности, социума в целом переводятся на язык конкретных, практических действий.

В какой-то мере технологии присутствуют и в манипуляторной деятельности. Но в отличие от подлинных технологий, это технологии, где ставка делается на достижение частного или ближайшего результата при игнорировании общих, долговременных последствий, принимаемых решений.

Технологии манипуляции действуют особенно эффективно, если они закамуфлированы. Для прикрытия неблаговидных целей, как правило, используются самые высокие, самые красивые слова и стоящие за ними смыслы [31, с. 77].

Сегодня понятие «ресурсы власти» начинает завоевывать исключительно важное место и в отечественной политологии, и в реальной политической культуре на самых разных уровнях российского общества. Сама политика, власть -- это “борьба за организацию человеческих возможностей”. Чем шире реализуются человеческие возможности, тем эффективнее политика и власть. И, наоборот, в том числе и в плане противодействия деструктивным манипуляциям.

Остановимся подробнее на некоторых видах ресурсов, которые подвергаются манипулированию со стороны государственных и муниципальных органов власти.

На одно из первых мест можно поставить ресурсы духовно-нравственные. Долгие годы господствовавшая в стране идеология делала чрезмерный акцент на экономический фактор, но так и не добилась больших успехов в его реализации. Грань между добром и злом, справедливостью и несправедливостью относительна, тонка, порой трудноуловима, но она есть. И, думается, всегда сохранится. Манипулирование стремится эту грань стереть, сделать еще более неуловимой.

Объектом всевозможных манипуляций стало и понятие справедливости: какие только действия ни оправдывают, апеллируя к ней. Однако смысл справедливости обладает мощным антиманипуляторным содержанием. Так, великий поэт и оригинальный политический мыслитель Данте еще в средние века отмечал, что “справедливость сама по себе и рассматриваемая в своей природе есть некая прямизна, или прямая линия, не терпящая никакой кривизны”.

Обращаясь к идеям манипуляции Ле Бона, Фрейда, Московичи, Ясперса и Бодрийяра, определявших социальную общность как массу отдельных индивидов соединенных в группу, становится очевидным, что над этой массой должны находится отдельные лидеры, способные не только манипулировать толпой, но и идеологически подготовить такое движение. Причем несомненно, что толпа способна и даже по-своему желает подчиняться. И в зависимости от правильного характера воздействия на нее, можно добиваться того или иного результата. Причем, здесь уже необходимо в полной мере использовать все те принципы манипулирования массами, которые были выведены в последние столетия [32, с. 128].

Таким образом, в современной отечественной и зарубежной литературе сложилось несколько концепций понимания и исследования ресурсов в контексте целей и задач социологии управления. Это концепции человеческого фактора, человеческих ресурсов, человеческого потенциала, человеческого капитала, социального капитала. Необходимо отметить, что данные концепции взаимодействуют и дополняют друг друга и выражают различные структурные и функциональные стороны социальных ресурсов, используемых на всех уровнях управления, включая муниципальный уровень.

Социальные ресурсы предполагают способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Социальные ресурсы имеют ряд особенностей. К примеру, они неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а, напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития.

Социальные ресурсы - это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем. Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию.

Социальные ресурсы нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать. Кроме того, социальные ресурсы обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. На сегодняшний день нет ответа на вопрос, как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность.

Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов.

В современных условиях задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования.

Анализируя особенности управления социальными ресурсами на муниципальном уровне необходимо отметить, что в качестве руководящих ориентиров принимаются определенные принципы. Оптимальное управление социальными ресурсами муниципального образования возможно на основе соблюдения следующих принципов: приоритетов, гуманизации, баланса интересов, баланса целевых ориентаций, баланса текущих и перспективных целей, системности, нормативного принципа, рациональности, дифференцированного подхода, адресной социальной поддержки, обратной связи.

2. Анализ технологий управления социальными ресурсами в практике муниципального управления

2.1 Проблемы реализации потенциала местного сообщества

Вопросы управления социально-экономическим развитием местных сообществ приобретают все большую актуальность на пути возрождения России, являются приоритетными в процессе формирования социального общества и сохранения ресурсных богатств нашей страны.

Проблема участия местных сообществ в местном самоуправлении разворачивается, по меньшей мере, в трех разных взаимосвязанных горизонтах.

Во-первых, местное сообщество как субъект местного самоуправления. По сути дела, такая постановка вопроса делает тему местного сообщества синонимичной теме местного самоуправления как такового. Рассматривать население муниципального образования как единое сообщество, построенное как коллектив, живущий на данной территории, имеющий собственный территориальный интерес и осознающий его, в социологическом плане невозможно - такие общности могут существовать только на очень локальных территориях и в рамках очень ограниченных форм деятельности. Говорить же о механизмах волеизъявления, согласования интересов, поиске наиболее эффективных форм организации совместной деятельности - это и значит говорить об устройстве системы местного самоуправления.

Во-вторых, местные сообщества как единицы и организованности социально-культурной ткани места. Эта постановка требует внимательного анализа того, как устроена социально-культурная ткань места, какие организованности ее складывают, как они возникают, живут, исчезают, как оформляются, как взаимодействуют и т.д. Все это очень важно для реального понимания жизни места и ответа на вопрос о механизмах, адекватных природе места и способных работать на складывание "местного сообщества".

В-третьих, формы участия местных сообществ в местном самоуправлении. Эта постановка вопроса о местных сообществах обращает к вопросу о формах организации и механизмах местного самоуправления, позволяющих включить интересы и потенциал местных сообществ в процессы принятия управленческих решений. Другой стороной этого вопроса является организация профессиональной деятельности муниципального управления, применительно к данному предмету: формы и технологии вовлечения местных сообществ в управление воспроизводством и развитием жизнедеятельности места, смысл этого вовлечения, задачи, которые могут решать местные сообщества, и т.п.

На сегодняшний день огромные совокупные ресурсы, которые сосредоточены на территориях местных сообществ: природные, народнохозяйственные, информационные, интеллектуальные, культурные и другие, прежде всего социальные, -- используются неэффективно. Местные сообщества, располагая богатыми ресурсами, не обеспечивают свое население условиями для достойной жизни. В этом заключается главное противоречие современного состояния нашего общества. Разрыв, между имеющимся ресурсным потенциалом и характером его использования увеличивается. Одна из причина такого нерационального использования местных ресурсов -- низкое качество управления на муниципальном уровне, безответственность и непрофессионализм кадров на этом уровне. Таким образом, территории, местные сообщества должны стать отправной точкой возрождения страны.

Реализация задач развития и наращивания человеческого потенциала, вложения средств в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан способствует наращиванию и эффективному использованию социальных ресурсов муниципального образования. Все это требует скоординированных действий органов местного самоуправления, органов государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности.

Если говорить о такой форме реализации социальных ресурсов, как политические партии, то необходимо отметить, что они проявляют активность на местном уровне далеко не всегда. Все остальные перечисленные местные сообщества могут быть юридически оформленными и неоформленными [33, с. 80].

НКО и другие местные сообщества принимают участие в выработке муниципальной политики и в муниципальном управлении и готовы нести субсидиарную ответственность с муниципальной властью лишь в той мере, в которой это будет отвечать их интересам. Поэтому местная власть должна знать типы и состав местных сообществ, имеющихся в данном муниципальном образовании, внимательно изучать их интересы и потенциал и уметь работать с каждым из них.

Информированность населения является важнейшей предпосылкой использования человеческого ресурса в муниципальном управлении. Чтобы различные местные сообщества могли участвовать в выработке муниципальной политики и в процессе муниципального управления, они должны быть хорошо информированы о социально-экономическом положении муниципального образования, задачах, которые ставит перед собой муниципальная власть, роли, которую может сыграть каждое местное сообщество в решении этих задач. В связи с этим деятельность муниципальной власти должна иметь открытый характер. В настоящее время намерения, решения и действия органов местного самоуправления в большинстве случаев не обладают необходимой информационной прозрачностью. Между тем в условиях самоуправления население должно быть не только осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение по поводу этой деятельности. Это мнение может выражаться путем опросов, писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и власти.

Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления служат муниципальные выборы.

Хорошая информированность населения о положении дел в муниципальном образовании и о перспективах его развития составляет основу «информированного согласия», когда люди знают, понимают и поддерживают муниципальную власть. Каналы информирования населения о политике и практической деятельности муниципальной власти исключительно разнообразны. Основные из них -- личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно-информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.