реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа

Святой Дух исполняет человека «Господь исполнил его (Веселиила) духом Божиим» Ис.35:31 (см. Мих.3:8). Объемлет или облекает человека «Дух Господень объял Гедеона» Суд.6:34 (см. 1Пар.12:18; 1Пар.24:20).

Святой Дух действует в человеке. О Самсоне сказано: «И начал Дух Господень действовать в нем...» Суд.13:25.

Дух Святой сходит на человека: «и сошел на него (на Самсона) Дух Господень» Суд.14:6 (см. Суд.14:19; Суд.15:14; 1Цар.10:6,10; 1Цар.11:6; 1Цар.19:20; 2Пар.15:1; 2Пар.20:14; Ис.42:1).

Святой Дух также и отступает или отходит от человека. После того, как Саул ослушался Бога, о нем сказано: «от Саула отступил Дух Господень» 1Цар.16:14 (см. 3Цар.22:24; 2Пар.18:23; Пс.50:13).

Дух Святой говорит в человеке. В песне хвалы Давида, которая названа «последние слова Давида», мы находим такое высказывание: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» 2Цар.23:2 (см. 3Царств22:24).

Святой Дух руководит человеком. Бог говорит через пророка Иезекииля: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» Иез.36:27 (см. 3Царств18:13; Пс.142:10; ср. Ис.30:1).

Святой Дух наставляет. В книге Неемии записана молитва, и в ней мы встречаем такие слова: «Ты (Бог) дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их» Неем.9:20.

Дух Святой напоминает. В той же молитве встречается и такое высказывание: «Ожидая их обращения (обращения народа Божьего), Ты медлил, многие годы и напоминал им Духом Твоим, через пророков Твоих». Неем.9:30.

Святой Дух участвует в передачи вести через видения. Иезекииль так описывает свой опыт: «и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим» Иез.8:3 (см. Иов.4:15; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24; Иез.11:1,5,24; Иез.13:3; Иез.37:1; Иез.43:5; Зах.7:12).

Святой Дух утверждает. Давид молился и взывал к Господу: «Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня». Пс.50:14.

Дух Святой изливается. «Изолью от Духа Моего на всякую плоть (говорит Господь), и будут пророчествовать Сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И так же на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего». Иоиль 2:28,29 (см. Ис.32:15; Ис.44:3; Иез.39:29; Зах.12:10).

Прежде чем закончить говорить о действиях Святой Духа, следует отметить тот факт, что многие действия, которые совершает Святой Дух, совершает и Бог. Святой Дух творит, Бог тоже творит (см. Быт.1:1; Быт.2:2). Святого Духа можно огорчить, огорчить можно и Бога (см.Пс.77:56; ср. Иер.7:19). Бог, как и Дух Святой, действует (см. Екл.7:13; Пс.118:126). О Сауле сказано, что Дух Господень отступил от него (см. 1Царств 16:14), две главы ниже о том же Сауле сказано, что «Господь (Яхве)... от Саула отступил...» (1Цар.18:12). Бог, как и Дух Святой, говорит в человеке, или чрез человека (см. Вт.18:18,19). Бог, так же как и Дух Святой руководит человеком (Пс.72:23,24), наставляет человека (см. Вт.31:14). Подобно Святому Духу, Бог напоминает (Неем.9:29), участвует в передачи вести через видения (см. Числ.24:4; Иез.1:1), утверждает (см. Пс.39:2,3; 2Цар.5:12).

После такого сравнения нельзя не увидеть, что во многом действия Бога и действия Святого Духа схожи. Следует отметить, что речь идет не только о таких действиях, которые способен совершить и человек, но которые совершает только Бог. На основании этого можно предположить, что существует равенство между Святым Духом и Богом. Хотя нужно сказать, что это лишь предположение.

Имена Святого Духа в Ветхом Завете

Как мы уже упоминали выше, имена во времена Ветхого Завета не просто называли человека, но и охарактеризовывали его. Поэтому нам необходимо будет рассмотреть те имена, которыми Святой Духа называется в Ветхом Завете, т.к. они характеризуют и Его природу.

В Ветхом Завете Святой Дух называется следующими именами:

Дух (см. Числ.11:17,25,26; 4Цар.2:9; 1Пар.12:18; Иов.4:15; Ис.31:3; Иез.1:20,21; Иез.2:2; Иез.3:12,14,24; Иез.8:3; Иез.11:1,24; Иез.43:5);

Дух Господень (Яхве) (см. Суд.3:10; Суд.6:34; Суд.11:29; Суд.13:25; Суд.14:6,19; Суд.15:14; 1Цар.10:6; 1Цар.16:13,14; 2Цар.23:2; 3Цар.18:12; 3Цар 22:24; 4Цар.2:16; 2Пар.18:23; 2Пар.20:14; Ис.11:2; Ис.40:13; Ис.61:1; Ис.63:14; Иез.11:5; Мих.2:7; Мих.3:8);

Дух Божий (см. Быт.1:2; Быт.41:38; Исх.31:3; Исх.35:31; Числ.23:6; Числ.24:2; 1Цар.10:10; 1Цар.11:6; 1Цар.19:20,23; 2Пар.15:1; 2Пар.24:20; Дан.5:14);

Дух с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (см. Быт.6:3; Числ.11:29; Неем.9:20; Иов26:13; Пс.103:30; Пс.138:7; Пс.142:10; Ис.30:1; Ис.34:16; Ис.42:1; Ис.44:3; Ис.48:16; Ис.59:21; Иез.36:27; Иез.39:29; Иоиль 2:28,29; Агг.2:5; Зах.4:6; Зах.7:12);

Дух Святой с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (Пс.50:13; Ис.63:10,11).

Дух премудрости (см. Исх.28:3; Вт.34:9; Исх.11:2); Дух Илии (см. 4Цар.2:15) «Ополчил Дух Илии на Елисее» 4Цар.2:15. Подразумевается Дух который был в Илии, а не собственный дух Илии..

Дух Владычественный (см. Пс.50:14);

Дух свыше (см. Ис.32:15).

В описании славы Божией - Дух животных Это тот случай, когда нельзя сказать, что в основном нет разномыслия относительно того, о каком «духе»вообще идет речь. (см. Иез.10:17).

Дух Святого Бога (см. Дан.4:5,6,15; Дан.5:11).

Высокий Дух (см. Дан.5:12; Дан.6:3).

Превосходный Дух (Мал.2:15).

Дух благодати и умиления (см. Зах.12:10).

Дух ведения и благочестия (Ис.11:2).

Следует отметить, что многие имена, которыми называется Святой Дух, схожи с именами, которыми называется Бог. Дух называется Святым, и Бог Свят (см. Ис.6:3). Дух называется Духом Яхвы и Духом Элохим, но Яхве и Элохим - это также и имена Бога. Дух назван Духом премудрости и Бог премудр (см. Езд.7:25; Ис.28:29). Давид говорит о Духе, как о Владычественном, и Бог есть Владыка (см. Вт.10:17 ср. Дан.2:47). В Данииле пребывал высокий Дух. А Исая говорит о том дне, когда лишь «один Господь будет высок» Ис.2:11.

Подобно действиям, имена Святого Духа в своем большинстве схожи с именами Бога. На основании сходств имён мы снова можем предположить о равенстве Святого Духа и Бога, но этого далеко ещё не достаточно, что бы утверждать о равенстве природы Святого Духа и Бога.

Атрибуты Святого Духа в Ветхом Завете

Когда мы говорим об атрибутах Святого Духа, описанных в Ветхом Завете, мы встречаем, как и присущей природе Бога, непередаваемые атрибуты и передаваемые.

Непередаваемые атрибуты

Вездесущность. Когда мы говорим, что Святой Дух вездесущ, то подразумеваем, что Он пребывает в одно и то же время повсюду. Давид, используя параллелизм, сопоставляет Духа Святого лицу Божьему: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; Сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там поведёт меня, и удержит меня десница твоя. Скажу ли: «Может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью». Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день, как тьма, так и свет». (Пс.138:7-12.)

Намёк на всеведение и всемогущество. Пророк Исая спрашивает: «Кто исчерпал воды горстью своею, и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» (Ис.40:12 ст.). Далее пророк задаёт следующий вопрос: «Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его» (40:13 ст.). «С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости» (Ис.40:14 ст. / Ис.40:12-14).

Вопрос: «Кто уразумел дух Господа?»(13 ст.), как бы подразумевает, что нет того, кто мог бы уразуметь Его, что естественно побуждает нас предположить о всеведении Духа Господня. В пользу этого предположения свидетельствует и тот факт, что Святой Дух назван Духом премудрости (Исх.28:3; Вт.34:9). А о всемогуществе Духа Господня говорят 12 ст. и 14 ст.

Может показаться, что слова: «Кто уразумел дух Господа и был советником у Него и учил Его. С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости» относятся не к Духу Господню, а к Господу. Но трудно согласиться с этим по следующим причинам: Китель в Библии Hebraica Stuttgartersia выделяет сороковую глав, как поэтический отрывок. Тексты, прочитанные нами выше, это часть большего отрывка c 12 по 17 ст. BIBLIA HEBRAICA STUTTGARTENSIA, DEUTSCHE BIBELGESELL SHAFT, 1990, 734-736.. Данный отрывок повествует о всемогуществе Того, о Ком речь идёт в 13 ст. А 13 стих - это синонимический параллелизм, в котором вторая строчка повторяет по смыслу первую. По этому вообще трудно говорить о том, что Исая в данном отрывке разделяет Дух Господень от Господа.

Передаваемые атрибуты

Сила. О силе Святого Духа свидетельствуют действия, которые Он совершает. Так же Михей свидетельствовал, что «исполнен силы Духа Господня» (Мих.3:8).

Святость. О том, что Дух обладает святостью, дает нам право предположить тот факт, что Он назван Духом Святым.

Мудрость. Дух Святой так же назван Духом премудрости.

Благость. «Дух Твой благий да ведёт меня в землю правды...» - молился Давид. (Пс.142:10).

Святой Дух и Божество

А свидетельствует ли Ветхий Завет достаточно прямо о Божественности Святого Духа? Хотелось бы привести несколько мест из Ветхого Завета, которые дают нам право ответить положительно на заданный вопрос.

Мы уже дважды упоминали, что имена в Ветхом Завете играют огромное значение т.к. характеризуют своего обладателя. И одно из имён Святого Духа, которое мы встречаем в Ветхом Завете - это Дух Божий (Элохим). Это является свидетельством в пользу Божественности Святого Духа. Ещё одно свидетельство - это участие Духа в описании славы Божией, которую мы встречаем у пророка Иезекииля. (Иез.1:12,20,21; Иез.16:17).Как мы уже упоминали раньше, не все могут согласиться с тем, что речь здесь вообще идёт о Святом Духе, поэтому мы не можем делать на основании этого текста никакого утверждения, а можем лишь предполагать.

Основным свидетельством в пользу Божественности мы находим у пророка Исаи: «Египтяне люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух». Ис.31:3. Китель в Библии Hebraica Stuttgartensia выделяет тридцать первую главу, как поэтический отрывок. Известно, что еврейской поэзии присущ параллелизм. И этот текст именно таковым и является. Данный текст книги пророка Исаи написан в форме синонимического параллелизма, в котором как мы уже говорили, вторая строчка повторяет смысл первой:

lae-al{w> ~d'a' ~yIr;c.miW; Египтяне - люди, а не Бог,

прямое дополнение подлежащие подлежащее прямое дополнение

x;Wr-al{w> rf'B' ~h,yseWsw>; и кони их - плоть, а не Дух

прямое дополнение подлежащие подлежащее прямое дополнение

Из этого мы можем увидеть, что в данном параллелизме Бог (la) сопоставлен Духу (x;Wr). Мы видим, что прямое дополнение второй строчки повторяет по смыслу прямое дополнение первой строчки. На основании этого параллелизма мы можем заключить о том, что в Ветхом Завете Дух Святой назван Богом.

Новозаветное понимание природы Бога, открывающегося в Ветхом Завете

Нам необходимо будет обратить внимание на тот факт, что Того, Кого авторы Ветхого Завета называли Богом или Господом, авторы Нового Завета не раз называют Духом Святым. Так, например, пророк Исая пишет: «И услышал я голос Господа (Адонай), говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди, и скажи этому народу: слухом услышите, и не уразумеете...» Ис.2:8-10. Апостол Павел, ссылаясь на этот текст, говорит: «хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаю: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете...» Деян.28:25-27. Ещё один похожий отрывок: «Зачем метутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли...» Пс.2:1-2. Лука, при описании единодушного возгласа церкви после того, как им запретили проповедовать, говорит: «Владыка Боже, сотворивший небо и землю... Ты устами... Давида, раба твоего, сказал Духом Святым: «что метутся язычники и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные...» Деян.4:24-26. И хотя в данном случае Ветхозаветний текст не называет имени Бога, Новозаветний текст говорит, что эти слова были сказаны Богом, через (???) Святого Духа (Ср. Мк.12:36).

Новый Завет

Указание на триипостасность Божества

В отличие от Ветхого Завета Новый Завет содержит более прямые свидетельства о троичности Божества. Эти свидетельства мы можем увидеть в следующем:

При крещении Иисуса. Все Евангелисты, описывая крещение Иисуса Христа, определённо говорят о Трёх, т.е. об Отце, Сыне и Святом Духе. Так Матфей пишет: «И крестившись, Иисус тот час вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Мф.3: 16-17 (См. Мк.1:10-11; Лк.3:21-22; ср. Ин.1:32-34).

Петр, проповедуя в доме Корнилия, говорил «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя..., потому что Бог был с Ним». Деян.10:38.

В обетовании Христа об Утешителе и в исполнении этого обетования. Иисус Христос, когда обещал послать Святого Духа после Своего вознесения, говорил ученикам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да прибудет с вами во век». Ин.14:16 (См. Ин.14:26; Ин.15:26; Ин.16:13-15).

В день пятидесятницы, когда на язычников сошёл Дух Святой в огненных языках, и народ подумал, что эти люди, говорящие разными языками в результате такого сошествия, пьяны, Петр в своей проповеди сказал: «Итак, Он (Христос), быв вознесён десницею Божьей и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Деян.2:33.

В формуле крещения. Иисус, после Своего воскресения, и ещё перед вознесением к Отцу, дал вечное поручение своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Мф.28:19.

В апостольских приветствиях и благословениях. Апостол Петр в своем приветствии к церквям обращается к ним, как к «избранным по предведению Бога Отца, при освещении от Духа Святого, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа...» 1Петр.1:2. А апостол Павел заканчивает своё второе послание к Коринфянам, следующим благословением: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Духа Святого со всеми вами. Аминь». 2Кор.13:3.

В учении о духовных дарах. Излагая учение о духовных дарах, Павел говорит: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех». 1Кор.12:4-6. Хотя здесь и не говорится прямо об Отце и Сыне, но, скорее всего именно Сына подразумевает Павел, когда говорит о Господе, и именно Отца подразумевает Павел, когда говорит о Боге.К данному заключению можно придти на основании того, что Иисус во время своего земного служения часто был называем Господом, а Отец Богом (см. Ин.11:21; Ин.20:17)

В учении апостолов. Апостолы в своих посланиях и увещеваниях не раз свидетельствуют в пользу троичности Божества, когда повествуют об Отце, Сыне и Святом, Духе. Так, например Павел, прощаясь с Ефесскими пресвитерами, говорил: «Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею». Деян.20:28 (см. Рим.1:4; 2Кор.1:21-22; Еф.2:17-19; 2Фес.2:13-14; Тит.3:4-6; Ев.9:14).

Итак, Новый Завет действительно полон свидетельствами в пользу троичности Божества, и эта троичность открывается в Отце, Сыне и Святом Духе. Но, как и в Ветхом Завете, Бог един, а не три не зависимых Бога.

Указание на единство Божие

В пользу единства Бога в Новом Завете можно найти следующие свидетельства: Бог прямо назван единым. И о Боге говорится, хотя Он и открывается, как Отец, Сын и Дух Святой, что Он один. Так Павел свидетельствует: «блаженный и единый, сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь». 1Тим.6:15-16. И тот же Павел утверждает, что не три Бога, но один Бог: «Один Бог, который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру». Рим.3:30.

Природа Святого Духа. Учение Нового Завета

Имена Святого Духа

Имена Святого Духа, которые мы встречаем, когда обращаемся к Новому Завету, следующие:

Дух (см. Мф.4:1; Мф.12:31; Мк.1:10,12; Лук.4:14; Ин.1:32-33; Ин.3:5,6,8,34; Ин.4:23-24; Ин.6:63; Ин.7:39; Деян.2:4; Деян.6:10; Деян.6:29; Деян.10:19; Деян.11:12,28; Деян.16:7; Деян.185,25; Деян.20:22; Деян:21:4; Деян.23:9; 1Петр.1:2,22; 1Петр.3:18,24; 1Ин.5:6; Рим.8:16,23,36,27; Рим.15:19; 1Кор.2:4,10,12; 1Кор.12:4,7,8,9,11,13; 2Кор.1:22; 2Кор.5:5; Гал.3:2,3,5,14; Гал.5:18,22,25; Еф.2:18,22; Еф.5:9,18; 1Фес.5:19; 2Фес.2:13; 1Тим.3:16; 1Тим.4:1; Отк.1:10; Отк.2:7,11,17,29; Отк.3:6,13,22; Отк.4:2; Отк.14:13; Отк.17:3; отк.21:10; Отк.22:17).

Святой Дух (см. Мф.1:18,20; Мф.3:11; Мф.12:32; Мф.28:19; Мк.1:8; Мк.3:29; Мк.12:36; Мк.13:11; Лк.1:15;,35,41,67; Лк.2:25-26; Лк.3:16,22; Лк.4:1; Лк.11:13; Лк.12:10,12; Ин.1:33; Ин.7:39; Ин.14:26; Ин.20:22; Деян.1:2,5,8,16; Деян.2:4,33,38; Деян.4:8,25,31; Деян.5:3,32; Деян.6:3,5; Деян.7:51,55; Деян.8:15,17-19,39; Деян.9:17,31; Деян.10:38,44,45,47; Деян.11:15,16,24; Деян.13:2,4,9,52; Деян.15:8,28; Деян.16:6; Деян.19:2,6; Деян.20:23,28; Деян.21:11; Деян.28:25; 1Пет.1:12; 2Пет.1:21; Иуд.1:20; Рим.5:5; Рим.9:1; Рим.14:17; Рим.15:13,16; 1Кор.2:13; 1Кор.6:19; 1Кор.12:3; 2Кор.6:6; 2Кор.13:13; Еф.1:13; Еф.3:5; 1Фес.1:5,6; 2Тим.1:14; Тит.3:5; Евр,2:4; Евр.3:7; Евр.6:4; Евр.9:8,14; Евр.10:15,29).

Дух Божий (см. Мф.3:16; Мф.12:28; Рим.15:19; 1Кор.2:14; 1Кор.3:16; 1Кор.6:11; 1Кор.7:40; 1Кор.12:3;).

Дух с личным местоимением, стоящим вместо имени Бога (см. Деян.2:17-18; 1Ин.4:13; Рим.8:11; 1Кор.2:10; Еф.3:16; 1Фес.4:8;). Дух Господень (см. Лук.4:18; 2Кор3:17;).

Дух истины (см. Ин.14:17; Ин.14:26; Ин.16:13;). Дух Христов (см. 1Пет.1:11;). Дух славы (см. 1Пет.4:14;).

Дух святыни (см. Рим.1:4;). Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (см. Рим.8:11).

Дух усыновления (см. Рим.8:15). Дух Бога живого (см. 2Кор.3:3).

Дух Сына Своего (см. Гал.4:6). Дух премудрости и откровения (см. Еф.1:17). Святой Дух Божий (см. Еф.4:30;). Дух Иисуса Христа (см. Фил.1:19).

Дух благодати (см. Евр.10:29).

Утешитель (Ин.14:16,26; Ин.15:26; Ин.16:7).

Дух жизни (см. Рим.8:2).

Как и в Ветхом Завете, многие имена, которыми называется Святой Дух, и те характеристики, которые эти имена приписывают Святому Духу присуще и Богу: Дух Святой именуется Духом, и «Бог есть Дух....» Ин.4:24. Тот факт, что Дух назван Святым, говорит о том, что святость является частью Его сущности. Христос, взывая в молитве к Своему Отцу, обращается к Нему: «Отче Святый...» Ин.17:11. Дух Святой именуется Духом Божьим и о Христе, Который не раз называется в Новом Завете Богом, говорится, что Он тоже «Божий» (см. Лк.3:23,38; Мк.1:1). Дух Святой именуется Духом истины, и истинными названы Отец и Сын (см. 1Ин.5:20). Святой Дух именуется Духом славы, и слава так же присуща Живущему во веки веков (см. Отк.4:9-11). Дух Святой назван Духом усыновления, Усыновляет и Отец через Иисуса Христа (см. Еф.1:3-5). Дух Святой назван Духом премудрости и откровения. Бог тоже премудр (см. Рим.11:33), и Иисус Христос дает откровение (см. Отк.1:1). Святой дух есть Дух благодати. Благодать - это то, чем обладает и Бог (см. 1Пет.5:12). Святой Дух назван Утешителем. Утешителем является и Христос - Царь царей и Господь господствующих (см. 1Ин.2:1).В синодальном переводе греческое слово «параклетос» (para,klhtoj) в 1Ин.2:1 переведено словом Ходатай, но это тоже слово, которое употребляется и по отношению к Святому Духу, когда говорится о Нем, как о Утешителе. Святой Дух является Духом жизни. Христос говорит о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь». (Ин.11:25), и ещё: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». (Ин.11:25).

Теперь подытожим то, что мы только что сказали. Основываясь на сходстве имен, и характеристик, которые стоят за этими именами, снова можно предположить о равенстве Святого Духа с Отцом и Сыном. Но если принять во внимание тот факт, что Ветхий Завет определенно свидетельствует о Божественности Святого Духа, то те предположения, которые мы сделали на основании сходств имен Святого Духа и Бога, приобретают большую весомость.

Атрибуты Святого Духа

Новый Завет, когда повествует об атрибутах Святого Духа, свидетельствует, как о тех, которые мы называем непередаваемыми атрибутами природы Бога, так и тех, которые мы называем передаваемыми.

Непередаваемые атрибуты

Всеведение. О том, что Святой Дух обладает абсолютным всеведением или всезнанием, подобно тому, как и Бог, свидетельствует апостол Павел: «Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». 1Кор2:10,11. (ср. Ин.14:26; Ин.16:12,13).

Вездесущность. О том, что Святой Дух присутствует повсюду в одно и то же время одновременно свидетельствуют следующие факты:

- Святой Дух «проницает всё и глубины Божие» (см.1Кор.2:10,11).

- Пребывает с народом Божьим во все времена. Христос говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Ин.14:16. (см. Рим.8:9,26; 1Кор.12:13).

Всемогущество. Свидетельство Нового Завета о всемогуществе Святого Духа мы можем увидеть минимум через два факта:

- Участие Святого Духа в воскресении Христа. Павел пишет: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Рим.8:11. В истории народа Израильского были случаи, когда пророк воскрешал человека, конечно же, не без Божьей силы. А когда речь идет о воскресении Божественной личности, то могла ли участвовать в этом воскресении не всемогущая сущность? Однозначно не могла.

- Участие Святого Духа в воплощении Христа. Евангелист Лука передаёт слова ангела, сказанные Марии: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рожденное Святое наречется Сыном Божьим». Лук.1:35. «Обыкновенное существо никогда не смогло бы ввести Сына Божия в человеческую историю. Задумаемся над тем, что это означало. Святой Дух даровал вездесущего (и всемогущего) Христа одной конкретной личности - Марии. Такое чудо мог совершить лишь всемогущий Бог». Данные высказывание принадлежит преподавателю Заокской Духовной Академии О.А. Жиганкову, не опубликовано.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.