![]() |
|
|
Историко-богословский анализ христианского учения о природе Святого Духа- Святой Дух - это двойное расширение монады, связанное с домостроительством. - Святой Дух исходит от Отца и Сына. В данной части работы нам следует рассмотреть учение Ветхого и Нового Завета по вопросу природы Святого Духа, с целью увидеть суть и слагаемые этого учения в свете Библии. Т.к. Библия не говорит нигде прямо: «Природа Святого Духа такая-то и такая-то», исследование будет проходить следующим образом: Мы будем рассматривать Библейский взгляд на природу Бог; знакомиться с текстами Священного Писания, касающиеся непосредственно природы Святого Духа, а так же с текстами, говорящими об атрибутах, действиях, именах Святого Духа по мере надобности в сравнении этих атрибутов, действий и имён с природой Бога. Слово «Дух», которое мы встречаем в Ветхом Завете - это перевод многозначного еврейского слова «руах» (x;Wr), которое встречается там триста восемьдесят девять раз. Далеко не всегда слово «руах» (x;Wr) означает «дух», тем более не всегда используется для описания Святого Духа. Слово «Дух», встречающееся в Новом Завете - это перевод греческого слова «пнеума» (pneu/ma). Встречается оно 379 раз. Как и в Ветхом Завете, слово «руах» (x;Wr), так и в Новом Завете слово «пнеума» (pneu/ma) используются не только для описания Святого Духа. Нам необходимо будет рассмотреть те тексты, в которых речь идет о Духе Святом, и которые в основном не вызывают разногласий по поводу того, действительно ли в них речь идет о Духе Святом, или о каком то другом духе. И из них те, которые непосредственно говорят о природе Святого Духа либо прямо, либо косвенно. ПРИРОДА БОГА. БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД Имена и описания Бога в Библии Известно, что в библейские времена имя имело особое значение. Оно не просто отличало от других того, кто носил это имя, но и говорило о его характере. Поэтому необходимо, когда мы говорим о природе Бога, рассмотреть Его имена, которыми Он назван в Писании. Имена, говорящие о природе Бога. К ним относятся: «Имена «Эл» и «Элохим» («Бог») открывают силу, присущую Богу. Они представляют Его, как Сильного и Могущественного, как Бога, все сотворившего (Быт.1:1; Исх.20:2; Дан.9:4). Имена «Элион» («Всевышний») и «Эл Элион» («Бог Всевышний») указывает на Его возвышенное положение (Быт.14:18-20; Ис.14:14). Имя «Адонай» («Господь») говорит о Боге, как о Всемогущим Владыке (Ис.6:1; Пс.34:23)... Имена «Шадай» («Всемогущий») и «Эл Шадай» («Бог Всемогущий») изображают всемогущество Бога, Который является источником благословения и утешения». В начале было Слово... основы вероучения христиан - адвентистов седьмого дня. Заокский, Источник жизни. 1993. с.29,30. Так же известный тетраграммон (hw"hy>>), переводимый как «Иегова» или «Яхве» «свидетельствует о верности завету со стороны Бога и Его милости (Исх.15:2,3; Ос. 12:5,6)». Там же. Описания, заимствованные из мира сотворенных существ и предметов. «Бог сравнивается со львом (Ис.31:4), и с орлом (Втор.32:11), с агнцем (Ис.53:7), с птицей (Мат.23:37); с солнцем (Пс.83:12), с утренней звездой (Отк.22:16), со светом (Пс.21:1), со светильником (Отк.21:23), с огнем (Евр.12:29), с потоком (Пс.35:9); с твердыней (Вт. 32:4), с покровом (Пс.118:14); с башней (Пр. 35:9)… с защитником (Пс.33:10), с храмом (Отк.21:22) и т. д.» Wayne Grudem, Systematic Theology, Leicester, Inter-Varsity press, 1994, 158. Описания, в основе которых лежит тот или иной опыт из жизни людей. «Бог назван женихом (Ис.61:10), супругом (Ис.54:5), отцом (Вт.32:6), судьей и царем (Ис.33:22), мужем брани (Исх.15:3), художником и строителем (Евр.11:10), пастырем (Пс.22:1), целителем (Исх.15:26) и т. д. Бог говорит терминами человеческих действий, такими, как: узнать (Быт.18:21), вспомнить (Быт.8:1); Ис.2:24), увидеть (Быт.1:10), услышать (Исх.2:24); обонять (Быт.8:21), испытывать (Пс.11:5), поставить (Пс.8:7); восстать (Пс.67:2); ходить (Лев.26:11); отереть (Ис.25:8) и т.д. д. Описывается человеческими эмоциями, такими, как: радость (Ис.62:5), раздражение (Пс.77:40...), огорчение (Иер.7:18-19); любовь (Ин.3:16), ненависть (Вт.16:22), гнев (Пс.2:5) и т.д.» Там же. Описания с использованием различных частей человеческого тела. «Писание говорит о Божьем лице (Исх.33:20,23; Ис.63:9; Пс.5:11; Отк.22:4), глазах (Пс.10:4; Евр.4:13), веках (Пс.10:4); ушах (Пс.54:2; Ис.59:1), устах (Иов11:5); языке (Ис.30:28), спине (Иер.18:17); мышце (Ис.15:16), руках (Числ.11:23), пальце (Ис.8:19), сердце (Быт.6:6), ногах (Ис.66:1) и т.д.» Там же. Хотя в другом месте Библия ясно учит, что Бог не имеет плоти: «Бог есть Дух». (Ин. 4:24). Имена, которые прямо говорят о природе Бога, непосредственно открывают нам Его сущность. Говоря об именах, которые описывают Бога, можно заключить о бесконечности и необъятности до непонятной конца человеку природы Бога. Столь разнообразные имена свидетельствуют о сложности описания природы Бога, тем более для грешного человека. Такой антропологический язык в использовании описания природы Бога В. Грудем объясняет, как «язык, говорящий о Боге человеческими терминами». Wayne Grudem, 159. Непередаваемые атрибуты Бога К непередаваемым атрибутам Бога принято относить те свойства, качества Божьей природы, которые Он имеет Сам в Себе, и которые не передаются Им Его творению. К ним относятся: Независимость. Независимость Божия означает, что «Бог не нуждается в нас или в Своем творении для чего-нибудь, хотя, несмотря на это мы и другое творение можем прославлять Его и приносить Ему радость». Там же, с.160. Писание ясно свидетельствует, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий, в чем-либо нужду, Сам, давая всему жизнь и дыхание, и все» Деян.17:24,25. (см. Пс.49:10-12; Откр.4:11; Рим.11:35-36). Неизменяемость. «Бог не изменяется в Своей сущности, в Своих атрибутах, в Своем сознании и воле. Все изменения должны приводить к чему-то лучшему или худшему. А Бог не может измениться..., потому что Он абсолютно совершен». Г.К Тиссен. Лекции по систематическому богословию. Санкт-Петербург, Изд. «Логос». Христианское общество «Библия для всех». 1994. с.105-106. Книга пророка Малахии 3 гл. стих 6 говорит: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь» (см. Пс.102:26-28; Иак.1:17). Несмотря на то, что Бог неизменяем, и Библия определенно свидетельствует об этом, некоторые отрывки Священного Писания говорят, как бы об обратном. Так, например в Исх.32:9-14 сказано, что Бог поменял Свое намерение по отношению к Израильскому народу после ходатайства Моисея. Бог раскаивается, что сотворил человека Быт.6:6 (см. так же Иона3:4-10; 1Цар.15:10). Так как Библия совершенно ясно говорит о том, что Бог неизменяем то отрывки, о которых мы только что упомянули, следовательно, не должны противоречить Библейскому учению о неизменяемости Бога и должны иметь свое объяснение. Так в случае с Ионой и Ниневией, Бог изменяет Свое намерение, и это изменение можно объяснить условностью вести Ионы.--См. книгу пророка Ионы. Случай с Израилем и Моисеем В. Грудем объясняет так: Бог сказал, что пошлет суд для провозглашения истины, если ситуация не изменится. Но ситуация изменилась. Искренняя молитва Моисея изменила ситуацию. Wayne Grudem, 165. Другими словами в данном отрывке опять играет большое значение условность намерения Бога. Случаи, когда Бог раскаялся после того, как сотворил людей, и после того, как избрал Саула, Грудем объясняет следующим образом: Он говорит, что эти отрывки нужно понимать, «как выражение Божьего недовольства в данной ситуации по отношению к грешным людям». Там же. Кроме того, когда мы говорим о Божьей неизменяемости, необходимо отметить тот факт, что неизменность Бога вовсе не говорит о том, что Бог не обладает эмоциями, которые, как известно, не постоянно одни и те же. Библия, описывая Бога, говорит, что Бог «будет радоваться» Ис.62:5; в другом месте говориться о гневе Божьем (см. Ис.54:8). Человек, как образ и подобие Бога (см. Быт.1:26) не является не эмоциональным существом, что так же говорит о том, что Бог обладает эмоциями. Вечен. Этот атрибут означает, что «Бог не имеет начала и конца, находится вне времени и видит все время одинаково ярко, однако видит события во времени и действия и времени». Там же, с.168. В пользу того, что Бог вне времени в Своем собственном бытие и не имеет начала и конца, говорит Его существовании до образования Вселенной во времени. «Прежде нежели... Ты образовал землю и Вселенную, и от века до века ты - Бог». Пс.89:3 (см. Отк.1:8; 22:13). О том, что Бог видит все действия и события во времени и притом одинаково отчетливо, когда бы они не происходили, свидетельствует Его бытие над временем, или вне времени: «Одно не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет.3:8). Так же в пользу этого свидетельствует тот факт, Бог часто называется в Библии вечным Богом (см. Быт.21:23; Ис.40:28; Иер.10:10; Рим.14:25). Вездесущность. Когда мы говорим, что Бог вездесущий, мы подразумеваем, что Он присутствует в одно и тоже время повсюду. «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? Говорит Господь». (Иер.23:23, см. Пс.138:7-12; Евр.4:13). Всеведение или Всезнание. Г.К. Тиссен дает следующее определение всеведению или всезнанию Бога. «Бог бесконечен в Своем познании. Бог знает в совершенстве и от вечности Самого Себя, а так же все остальные вещи, если только они действительны или просто возможны, совершались ли они в прошлом, совершаются ли в настоящем и будут совершаться в будущем. Он знает все вещи непосредственно, Он познает их в одно и то же время и исчерпывающим образом, а также истинно». Г.К Тиссен. с.94. В Библии Бог назван «совершеннейшим в знании» Иов.37:16 (см. 1Ин.3:20; Пс.146:3-5). Всемогущество. Всемогущество Божие означает, что Бог силен совершить все, что бы Он не пожелал. Но так как Его воля нераздельна с Его природой, Бог совершает лишь то, что находится в гармонии с Его совершенствами. Существуют вещи, которые Бог не совершает (см. Авк.1:13; 2Тим.2:13; Евр.6:18; Иак.1:13). Там же, с.96. При всем этом Бог не перестает быть всемогущим. «Я Бог Всемогущий» Быт. 17:1. «Есть ли что невозможное для Меня?» Иер.32:27 (см. Мф.19:26; Отк.19:6). Самосуществование. Самосуществование Бога означает то, что Он имеет жизнь в Самом Себе. «Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Ин. 5:26. Передаваемые атрибуты Бога Когда мы говорим о передаваемых атрибутах Бога, то подразумеваем, те качества и свойства природы Бога, которые Бог передает Своему творению, которыми Бог наделяет Свое творение или хочет передать и наделить. К ним относятся: Интеллектуальные атрибуты Знание. Помимо того, что Бог Всезнающий или Всеведущ, Он обладает и такими знаниями, которые Он сообщает Своему Творению. «А нам Бог открыл...» (1Кор.2:10), говорит апостол Павел (см. также 1Цар.23:11-13; 2Петр.3:8). Мудрость. «Божья мудрость означает, что Бог избирает лучшую цель и лучшие средства к достижению той цели» Wayne Grudem, 193. Библии называет Бога «Премудрым» Рим.14:26 (см. Иов.9:4; 12:13; Пс.103:24). Истинность и Верность. «Божья истинность означает, что Он есть истинный Бог, и что Его знания и слова истинны и являются конечным авторитетом». Там же, с.195. «Господь Бог есть истина…» Иер.10:10 (см. Ин.17:3; 1Ин.5:20). «Божья верность значит, что Бог всегда будет делать то, что Он сказал и исполнять то, что, Но пообещал» Там же. «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» Числ.23:19. Нравственные атрибуты Доброта. «Доброта Божья значит, что Бог есть конечное мерило добра, и все, что Бог есть, и все, что Он делает, заслуживает одобрения» Wayne Grudem, 197. «Ибо благ Господь», - говорит псалмопевец Пс.99:5. (см. Лк.18:19; Пс.105:1; Пс.106:1). Любовь. «Божья любовь означает, что Бог вечно отдает Самого Себя другим». Там же, с.198. Иоанн: свидетельствует «Бог есть любовь» 1Ин.4:8 (см. Рим.5:8; Ин.3:16; Ин.17:24). Милость и благодать. Милость Божия - это «благость (доброта) по отношению к тем, которые находятся в страданиях или несчастии». Г.К Тиссен. с.101. Благодать - это незаслуженная милость, проявляемая по отношению к человеку. «Щедр и милостив Господь, говорит Священное Писание, долготерпелив и многомилостив» Пс.102:8 (см. Исх.34:6; 2 Цар.24:14; Рим.1:7). Святость. Когда мы говорим о Божьей святости, то подразумеваем Его абсолютную обособленность от всякой безнравственности, зла и греха. «Свят Господь Бог наш» Пс.98:9 (см. Пс.70:22; 77:41). Мир или порядок, без которого мир невозможен. «Божий мир означает, что Божье бытие и действия отделены от всякого беспорядка и расстройства» Wayne Grudem, 203.. «Бог не есть Бог неустройства, но мира» 1Кор.14:33 (см. Рим.15:33; Фил.4:9; 1Фес.5:26). Праведность и справедливость. «Божья праведность означает, что Бог всегда совершает действия в согласии с тем, что праведно, и Сам является конечным мерилом того, что праведно». Там же. «Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» Втр.32:4 (см. Езд.9:15; Ин.17:25; Быт. 18:25). Ревность. «Божья ревность значит, что Бог непрерывно защищает Свою собственную честь». Вторая заповедь свидетельствует об этом качестве Бога: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» Исх.20:5 (см. Вт. 4:24;5:9). Гнев. «Божий гнев означает, что Он сильно ненавидит любой грех». Wayne Grudem, 206. Библия говорит: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющий истину неправдою». (См. Исх.32:9-10; Кол.3:6; 1Фес.1:10). Терпение. Писание сообщает нам, что Бог «долго терпит... не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» 2Пет.3:9 (см. 2 Петр.3:15). Атрибуты намерения Воля. «Божья воля - это такой атрибут Бога, посредством которого Он одобряет и устанавливает осуществление каждого действия необходимого для содействия и активности Самого Себя и всего творения». Там же, с.211. Павел в послании к Римлянам говорит, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная». Рим.12:2 (см. Еф.1:10,11; 1Фес.4:3; Ис.53:10). Свобода. «Божья свобода - это такой атрибут Бога, посредством которого Он делает все, чтобы Ему не понравилось». Там же, с.216. «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Пр.21:1 (см. Дан.4:32). Сила. Мы уже упоминали о том, что Бог всемогущ. Всемогущим кроме Него никто не является. Но Бог наделяет Свое творенье определенной силой. Ангел Господень объявил Гедеону: «Господь с тобою, муж сильный!» Суд.6:12 (см. Пс.18:33; 102:20). Другие атрибуты Совершенство. «Божье совершенство означает, что Бог обладает всею полнотой превосходных качеств и не нуждается ни в каком либо качестве, которое желательно бы было Ему иметь». Там же, 218. Христос в нагорной проповеди говорит: «будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» Мф.5:48. (см. Вт.32:4). Счастье или блаженство. «Счастье Бога означает, что Он наслаждается в Самом Себе и во всем, что отражает Его характер». Там же. Павел в первом послании к Тимофею, повествуя о Боге, пишет: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих». 1 Тим.6:15 (см. 1 Тим.1:11; Быт.1:31; Пр.30-31). Красота. «Божья красота - это такой атрибут Бога, посредством которого Он имеет все желательные качества». Wayne Grudem, 219. Давид молился о том, чтобы «пребывать... в доме Господнем..., созерцать красоту Господню». Пс.26:4. Слава. «Кто сей Царь славы? - спрашивает Давид, и отвечает, - Он - Царь славы». Пс.23:10 (см. Исх.33:19; 34:5-7; 1Кор.15:43; Отк.21:23). Личностный аспект Бога Прежде чем завершить знакомство с природой Бога, нам необходимо ответить на следующий вопрос: Является ли Бог личностью, или может Он просто некая космическая Сила, идея и т. д.? Рисел Бурум определяет личность следующим образом: «Личность - это бытие, обладающее интеллектом, волей, индивидуальным существованием, которое может сказать я, ты, он, мне, моя». Russell R. Byrum, Christian Theology, Revision Editor Arlo F. Newell, 1982, 162-170. Г. К. Тиссен говорит, что личность определяют три существенных элемента: интеллект, чувства и воля. Г.К Тиссен. с.114. Говоря о природе Бога, не остается сомнений в том, что Он личность, т.к. Бог обладает интеллектом, волей, чувствами, индивидуальным существованием, может сказать я, ты, он, мне, моя. И если мы человека называем личностью, то тем более Бога по чьему образу и подобию был сотворен человек. Тема природы Бога настолько же бесконечна, насколько бесконечен и до конца не познаваем Сам Бог. И цель нашего знакомства с природой Бога не заключалась в том, чтобы проникнуть в эту бесконечность. Так же не заключалась она и том, что бы с кем-то из предшествующих исследователей по этому вопросу спорить и не соглашаться. Мы лишь попытались увидеть то, что открыто в Слове Божьем по вопросу природы Бога, и, как учение этого Слова представляют некоторые другие исследователи. Теперь нам следует ответить на следующий вопрос: Можем ли мы сказать, что те атрибуты, которые присущи природе Бога, полностью присущи и Духу Святому, или только Отцу и Сыну? Дух Святой ниже по Своей природе Отца и Сына? Является ли Он Богом и личностью? Какова суть или слагаемые учения Библии по вопросу природы Святого Духа? ПРИРОДА СВЯТОГО ДУХА. БИБЛЕЙСКАЯ ПОЗИЦИЯ Ветхий Завет Намеки на три ипостасность Божества Если не набраться смелости и не сказать, что Ветхий Завет прямо говорит о троичности Божества, то нельзя отрицать то, что Ветхий Завет дает совершенно ясные намеки на это. И эти намеки можно увидеть через следующие моменты: Местоимения, использующиеся по отношению к Богу, в форме множественного числа. Ни один раз в Ветхом Завете местоимения, стоящие вместо имени Бога, имеют форму множественного числа. Так, например, в Бытие 1:26 мы читаем: «И сказал Бог (Элохим): сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...» если интерпретировать это место в свете Новозаветнего откровения учения о Троицы, местоимение «нашему», стоящее в таком несогласование чисел кажется ничем иным, как совершенно определенным намеком на три ипостасность Божества. Нечто похожее мы находим и у пророка Исаи 6:8: «И услышал я голос Господа (Адонай), говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Глаголы, использующиеся по отношению к Богу, в форме множественного числа. В том же тексте Быт. 1:26, после слова Бог (Элохим) идет глагол множественного числа «сотворим» (hf,[]n:). В другом месте имеется похожий отрывок. «И сказал Господь (Яхве)... Сойдем же (hd'r>nE), и смещаем (hl'b.n"w>) язык их, так чтобы один не понимал речи другого». Быт.11:6,7. Эти отрывки так же дают нам право предположить о некой множественности Божества. И если в случае с Быт.1:26, кто-то может возразить, сказав, что в данном случае местоимения во множественном числе - это лишь согласование со словом Элохим (~yhil{a/), так по своей форме Элохим тоже множественное число. Но как в этом случае объяснить Быт.11:6,7 и Ис.6:8? Притом Элохим употребляется и с глаголом в единственном числе. Тот же стих - Быт. 1:26: “и сказал (rm,aYOw:,,; 3-е лицо, ед. число) Бог (Элохим). Господа следует отличать от Господа, или от Бога. В Бытие 19:24 мы встречаем следующее выражение: «И пролил Господь (Яхве) на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа (Яхве) с неба...» Притом под первым Господом в данном тексте подразумеваются не кто иные, как те два ангела, пришедшие в дом Лота (см. Быт.19:1-23), они находились на земле и проливали огонь от Господа с неба. Похожий случай мы встречаем в видении пророка Захария о великом иерее и сатане. Зах.3:2 «И сказал Господь (Яхве) сатане: Господь (Яхве) да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (Яхве), избавивший Иерусалим!» (см. также в Новом Завете 2Тим.1:18). «Сына» следует отличать от «Отца» или от «Господа». Знакомясь с учением Ветхого Завета, мы встречаем и эту идею. Так, например, в пророческом изречении Давида: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; я ныне родил Тебя» Пс.2:7. Сыны Кареевы высказывали подобную мысль: «Остры стрелы Твои; Престол Твой Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости, более соучастников Твоих» Пс.44:6-8. Так же пророк Михей, передовая слова Божии говорит: «И ты Вифлеем - Ефрафа ... из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле, и Которого происхождение от начала от дней вечных» Мих.5:2. Духа следует отличать от Бога или Господа. С первых строк Библии мы встречаем это различие: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Быт.1:12. «Сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками». Быт.6:3 (см. Числ.11:29; Числ.27:18; Пс.50:12,13; Ис.40:13; Аггей 4,5). А пророк Исая в 48 главе прямо говорит о троичности Божества. «Послушай Меня, Иаков и Израиль... Я первый и я последний... Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» Ис.48:12-16. Рассмотрев все эти отрывки, действительно становится очевидным тот факт, что Ветхий Завет содержит определённые свидетельства в пользу троичности Божества. Но, несмотря на это Бог Ветхого Завета один и един, а не три бога. Этим то и отличалась монотеистическая религия Израиля от языческих религий. Указание на единство Бога О единстве Бога в учении Ветхого Завета можно заключить из того, что хотя мы и встречаем намеки на троичность, мы так же встречаем и то, что Бог только один. «И молился Езекия пред лицом Господним, и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты Один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю». 4Цар.19:15. Иов говорит, что «Он (Бог) один распростирает небеса, и ходит по высотам моря» Иов.9:8. Давид призывает славить «Того, Который один творит чудеса великие...» Пс.135:4. Природа Святого Духа. Учение Ветхого Завета Действия Святого Духа Действия Святого Духа, о которых нам повествует Ветхий Завет, очень разнообразны. Причина, по которой мы намереваемся рассмотреть действия Святого Духа, изучая вопрос о Его природе, заключается в том, что некоторые действия Святого Духа раскрывают Его природу. С первой страницы Библии мы находим, что Святой Дух участвует в творении (Быт.1:2). Книга Иова прямо свидетельствует о том, что Святой Дух совершает творческую деятельность. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь». Иов.33:4 (см.Пс.138:13; Иов.26:11-13). Святой Дух, может быть, огорчаем и пренебрегаем. Пророк Исая, повествуя о народе Божьем, пишет: «но они возмутились и огорчили Святого Духа Его» Ис.63:10 (см. Быт.6:3). Святой Дух пребывает в человеке, или почивает на человеке. О Давиде сказано, как и о многих других: «и почивал Дух Господень на Давиде» 1Царств16:13 (см. Быт.41:38; Числ.1:17,25,26; Числ.23:6; Числ.24:2; Числ.27:18; Суд.3:10; Суд.11:29; 4Цар.2:9,15,16; Пс.103:30; Ис.11:2; Ис.59:21; Ис.61:1; Ис.63:11; Дан.4:5,6,15; Дан.5:11,14). А пророк Аггей говорит, что Святой Дух пребывает не только в отдельный личностях, но и среди народа. «Завет Мой, - говорит Господь вышедшим из плена Вавилонского, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь». Аг.2:5. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |