![]() |
|
|
Аудит5.2 Проверка нематериальных активов При проверке нематериальных активов аудитор должен руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (Приказ Минфина РФ №91н от 16.10.2000 г.); - Патентный Закон РФ от 23.09.1992 г.; - Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных от 23.09.1992 г.; - Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем от 23.09.1992 г.; - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету нематериальных активов (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г.). При проведении аудиторской проверки нематериальных активов основными задачами являются необходимость удостоверения в: - Правильности отнесения активов к нематериальным; - Наличии документального оформления исключительных прав, деловой репутации, организационных расходов, являющихся объектами нематериальных активов (патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель; свидетельств на товарный знак, программу для ЭВМ; зарегистрированных договоров уступки патента, уступки товарного знака и т.д.); - Правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию нематериальных активов; - Правильности оценки первоначальной стоимости нематериальных активов; - Правильности определения срока полезного использования нематериальных активов и начисления амортизационных отчислений; - Последовательности применения учетной политики в отношении выбора начисления и отражения в учете амортизации нематериальных активов; - Ведении аналитического учета по отдельным объектам нематериальных активов; - Правильности отражения в бухгалтерской отчетности остаточной стоимости нематериальных активов, полноте и правильности раскрытия информации в отчетности. В числе документов, подлежащих проверке, должны быть следующие: - Документы, удостоверяющие право предприятия на объекты, отраженные в учете в качестве нематериальных (патенты на изобретение, промышленные образцы, полезные модели; свидетельства на товарные знаки, программы для ЭВМ; зарегистрированные договоры уступки патента, уступки товарного знака; договоры передачи имущественных прав на программу для ЭВМ и др.); - Журналы-ордера (при журнально-ордерной форме учета) №10, №13, ведомость №17; - Карточки учета нематериальных активов (форма НМА -1); - Карточки счетов, анализ счетов 04, 05 (при автоматизированном учете); - Акты инвентаризации нематериальных активов. Аудиторские процедуры, рекомендуемые для проверки нематериальных активов: - опрос; - просмотр документов, сравнение документов (взаимная проверка); - аналитические процедуры. Характерные ошибки и нарушения, связанные с оформлением и учетом операций с нематериальными активами обычно состоят в том, что: - происходит включение в состав нематериальных активов не исключительного права владельца, а иных объектов (например, права пользования и т.д.); - необоснованно определяется срок полезного использования; - начисляется амортизация с отнесением на себестоимость по нематериальным активам, не участвующим в производственном процессе. 5.3 Проверка материально-производственных запасов Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ №25н от 15.06.1998 г.); - Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и в организациях (Минфин СССР №166 от 30.09.1985 г.); - Инструкция о порядке учета тары-оборудования (Минфин СССР №127 от 30.09.1982 г.); - Инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС №100/П-9 от 24.05.1983 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов (Постановление Госкомстата РФ №132 от 25.12.1998 г.). Основные задачи проверки материально-производственных запасов сводятся к тому, чтобы аудитор смог убедиться в: - Отражении в учете всех материально-производственных запасов, перешедших в собственность организации; - Отражении на забалансовых счетах всех материально-производственных запасов, переданных организации во владение или пользование (на комиссию, хранение и т.д.); - Наличии в организации материально-производственных запасов, которые, согласно данным учета, должны быть в наличии; - Последовательности применения учетной политики в отношении выбранного метода учета материально-производственных запасов (по фактической себестоимости, по учетным ценам с использованием счетом 15 . 16); - Последовательности применения учетной политики в отношении метода отпуска материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости, себестоимости каждой единицы); - Последовательности применения учетной политики в части выбора единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов (номенклатурный номер, партия, однородная группа и пр.); - Правильности оценки фактической себестоимости материально-производственных запасов, в том числе при их приобретении, изготовлении их самой организацией, получении в качестве вклада в уставный капитал, получении безвозмездно, от выбытия основных средств, получении по договору мены, отпуске в производство или на сторону, списании; - Правильности оформления и отражения в учете операций по списанию материально-производственных запасов в случаи их порчи, недостачи, хищения и т.д.; - Правильности оформления и отражения в учете материалов, принятых или переданных на ответственное хранение; - Правильности оформления и отражения в учете операций по передаче материалов в переработку на сторону; - Соответствии данных складского учета данным бухгалтерского учета материально-производственных запасов; - Ведении аналитического учета по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.); - Наличии договоров о полной материальной ответственности с кладовщиками; - Правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности стоимости учетных материально-производственных запасов. Для решения этих задач аудитором могут быть проверены следующие совокупности элементов (документов и натуральных единиц): - Фактически находящиеся в организации материально-производственные запасы (материалы и товары); - Журналы0ордера №10, 10а, 10-с, 10-н, 11, ведомости №10, 10а, 10-с, 11 (при журнально-ордерной форме учета); - Карточки и анализ счетов 10, 11, 14, 15, 16, 41, 42 (при автоматизированном учете); - Акты инвентаризации материально-производственных запасов; - Приходные ордера материалов (форма М-4); - Акты о приемке материалов (форма М-7); - Лимитно - заборные карты (форма М-8); - Требования-накладные на материалы (форма М-11); - Накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15); - Карточки учета материалов (форма М-17); - Акты оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств (форма М-35); - Акты о приемке товаров (форма ТОРГ-1-5); - Товарные накладные (формы ТОРГ-12, ТОРГ-13, ТОРГ-14); - Акты о порче товаров (форма ТОРГ-15); - Акты о списании товаров (форма ТОРГ-16); - Журнал учета товаров на складе (форма ТОРГ-18); - Товарный отчет (форма ТОРГ-29); - Ведомости учета выдачи спецодежды и спецобуви (форма МБ-8); - Договоры на приобретение материалов, передачу в переработку на сторону, передачу на ответственное хранение и пр. Рекомендуемые аудиторские процедуры: - инвентаризация материально-производственных запасов; - осмотр (обследование), лабораторный контроль (например, соответствия качества материалов установленным нормам, стандартам, требованиям); - технологический контроль (например, соответствия отпуска материалов в производство условиям технологического процесса); - опрос; - составление альтернативного баланса (прихода и расхода материалов); - просмотр документов, сравнение документов (встречная и взаимная проверка); - аналитические процедуры (например, сравнение отпуска материалов с нормативными данными, с аналогичными данными предыдущих периодов, анализ нетиповых корреспонденций счетов учета операций с материально-производственными запасами). Характерные ошибки, возникающие при учете материально-производственных сводятся к следующим: - невключение в стоимость материальных затрат, связанных с их заготовлением; - несоблюдение принятого в учетной политике способа списания материально-производственных запасов (например, учетной политикой предусмотрено списание по средней себестоимости, а на деле материалы списываются по стоимости последних закупок); - списание не оприходованных материалов (кредитовое сальдо на счете 10); - списание материалов, не предусмотренных сметой (чаще всего в строительстве); - несоответствие отражения передачи материалов в переработку на сторону условиям договора (например, договором подряда предусмотрено изготовление результата работ из материала заказчика, а передача материала осуществляется и отражается в учете); - несоответствие данных складского и бухгалтерского учета материально-производственных запасов; не проведение инвентаризации материально-производственных запасов. 5.4 Проверка формирования расходов Законодательные и нормативные акты, используемые аудитором при таких проверках: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (Приказ Минфина РФ №33н от 06.05.1999 г.); - Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ №64н от 21.12.1998 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, работ в капитальном строительстве (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте (Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г.); - Отраслевые документации (отраслевые инструкции) по составу затрат и калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг: § Предприятий, объединений и организаций отрасли «Электроэнергетика» Минтокэнерго РФ (Минтокэнерго РФ №05-05/2 от 07.01.1993 г.); § Предприятий основной эксплуатационной деятельности морского транспорта (Минтранс РФ №ВА-6/259 от 29.04.1994 г.); § Предприятий основной деятельности речного транспорта (Минтранс РФ №ВА-6/152 от 08.03.1993 г.); § Предприятий автомобильного транспорта (Минтранс РФ от 29.08.1995 г.); § Деятельности проектной и изыскательной для строительства (Госстрой РФ от 06.04.1994 г.); § Строительных работ (Минстрой РФ №ВЕ-11-260/7 от 04.12.1995 г.); § Научно-технической продукции (Миннауки РФ №ОР-22-2-46 от 15.06.1994 г.); § Предприятий торговли и общественного питания (Роскомторг №1-550/32-2 от 20.04.1995 г.); § Предприятий издательской деятельности (Минпечати РФ №259 от 28.12.1993 г.); § Организаций, занимающихся туристской деятельностью (Госкомфизкультуры и туризма РФ №402 от 04.12.1998 г.); § Жилищно-коммунального хозяйства (Госкомстрой РФ №9 от 23.02.1999 г.); § Сельского хозяйства (Минсельхоз РФ №П-4-24/2068 от 04.07.1996 г.); § Предприятий лесопромышленного комплекса (Рослеспром РФ от 19.10.1994 г.); - Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (Госстрой РФ №76 от 17.12.1999 г.); - Методическое пособие по расчету затрат на службу заказчика-застройщика (Минстрой РФ №ВЕ-29/12-347 от 20.03.2000 г.). Задачи, которые стоят перед аудитором, проверяющим расходы организации, сводятся к тому, чтобы проверить: - Обоснованность отнесения расходов к расходам по обычным видам деятельности, правильность отражения их в учете на счетах 20-29 (20-39),44 - Обоснованность отнесения расходов к прочим, правильность отражения их в учете на счете 91; - Обоснованность отнесения расходов к чрезвычайным, правильность отражения их в учете на счете 99; - Документальная подтвержденность обычных и прочих расходов первичными документами, соответствующими требованиями законодательных и нормативных актов РФ; - Последовательность применения учетной политики в отношении: выбранного метода определения расходов (по начислению, кассовый), списания общехозяйственных и коммерческих расходов, выбранной номенклатуры статей затрат, калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), определения стоимости незавершенного производства; - Обоснованность использования кассового метода учета расходов (при его применении), наличие факта оплаты расходов при отражении их на счете бухгалтерского учета; - Формирование обычных расходов по статьям затрат, установленным учетной политики (проверяется соответствие номенклатуры статей перечню, установленному соответствующими отраслевыми рекомендациями (отраслевой инструкцией); - Обоснованность и соответствие отраслевым рекомендациям калькуляции себестоимости продукции (работ. Услуг), определения стоимости незавершенного производства; - Обоснованность отнесения затрат к расходам будущих периодов, правильность определения периода, к которому они относятся, последовательность применения учетной политики в отношении их списания; - Обоснованность и правильность образования резервов расходов будущих периодов и их использования; - Соответствие отраженных в учете в составе прочих расходов штрафов, пеней, неустоек условиям договоров или решениям суда; - Своевременность и обоснованность списания на прочие расходы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания; - Ведение аналитического учета по видам затрат, видам выпускаемой продукции, подразделениям организации, статьям затрат; - Правильность отражения обычных и прочих расходов организации в бухгалтерской отчетности. Источниками информации при проверке расходов являются: - Сырье, материалы, полуфабрикаты, входящие в состав незавершенного производства; - Журнал-ордер №10 и ведомости №12-15 (при журнально-ордерном учете); - Карточки и анализ счетов 20-29 (20-39), 44, 91, 99 при автоматизированном учете; - Акты о приемке выполненных работ (ремонтно-строительных работ по форме КС-2 и КС-3); - Лимитно-заборные карты (форма М-8); - Требования-накладные (форма М-11); - Путевые листы (форма 3, 4-с,6); - Табели учета использования рабочего времени (форма Т-12, Т-13); - Расчетные ведомости (форма Т-51); - Авансовые отчеты (форма АО-1); - Документы, свидетельствующие о факте оказания услуг; - Акты инвентаризации; - Расчеты бухгалтерии; - Производственные планы, сметы, нормы и нормативны расхода сырья, материалов; - Договоры подряда, оказания услуг. Рекомендуемые для проверки расходов организации аудиторские процедуры: - инвентаризации (например, незавершенного производства); - осмотр и обследование (например, производственных участков, технологических цепочек и т.д.); - наблюдение (например, за технологическим процессом изготовления продукции); - контрольные замеры (например, фактического объема израсходованных материалов); - технологический контроль (например, осуществление контрольной операции), - лабораторный контроль (например, соответствия свойств израсходованных материалов установленным нормам, требованиям); - аналитические процедуры (например, сравнение отраженных в учете расходов, рентабельности с плановым, нормативными, среднеотраслевыми данными, данными предыдущих периодов), опрос, подтверждение, (например, от третьего лица о фактически выполненных для проверяемого предприятия работах); - просмотр документов, сравнение документов, пересчет арифметических расчетов бухгалтерии. Характерные ошибки и нарушения при учете расходов организации сводятся к: - отражению в учете расходов, не имеющих документального подтверждения (например, акта приемки-передачи результата выполненной работы); - списанию на расходы затрат, которые должны увеличивать стоимость основных средств (затраты на реконструкцию, модернизацию и пр.); - списанию на расходы затрат по выполненным для предприятия работам, оказанным услугам по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутствие государственной регистрации, отсутствие лицензии и пр.); - списанию на расходы будущих периодов авансов выданных (согласно ПБУ 10/99, выданные авансы не являются расходами организации); - списанию на расходы организации материалов по мере их приобретения, минуя счета запасов (например, канцтоваров на основе кассовых и товарных чеков, бензина на основе чеков АЗС и пр.); - списанию на расходы материалов по первичным документам, форма которых отлична от установленной Госкомстатом; - списанию на прочие расходы процентов по кредиту, использованному для выдачи аванса. 5.5 Проверка учета выпуска готовой продукции и товаров отгруженных Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); К задачам проверки учета выпуска готовой продукции может быть отнесена необходимость, удостоверения в: - Последовательности применения учетной политики в части порядка отражения готовой продукции (в учетных ценах с использованием счета 40 или фактической себестоимости); - Правильности калькуляции себестоимости готовой продукции и учета ее формирования; - Правильности формирования нормативной (плановой) себестоимости готовой продукции и отражения ее в учете; - Обоснованности отражения готовой продукции на учете отгруженных товаров (соответствие такого отражения условиям договоров); - Правильности отражения в учете операций по формированию стоимости и списанию отгруженных товаров; - Ведении аналитического учета на счете 43 по местам хранения и отдельным видам готовой продукции, на счете 45 по местам нахождения и видам отгруженных товаров; - Правильности отражения готовой продукции и товаров отгруженных в бухгалтерской отчетности. Источниками информации в ходе такой проверки являются: - Совокупность объектов готовой продукции в местах хранения; - Журнал-ордер №11, ведомость №16 (при журнально-ордерном учете); - Карточки и анализ счетов 40, 43, 45 (при автоматизированном учете); - Расчеты бухгалтерии (калькуляции себестоимости готовой продукции); - Первичные документы на поступление на склад готовой продукции; - Товарные и товарно-транспортные накладные; - Акты инвентаризации; - Договоры (купли-продажи, поставки, мены, комиссии). Аудиторские процедуры, которые могут быть использованы при проверке учета выпуска продукции и отгруженных товаров: - инвентаризация (готовой продукции на складе); Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |