реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Европейский Союз и Казахстан

.

Таким образом, по итогам 2000 г. и января 2001 г. рейтинг мест по объему внешней торговли Казахстана со странами-членами Европейского Союза выглядит следующим образом: Италия - 1-е место, Германия - 2-е место, Великобритания - 3-е, Нидерланды - 4-е, Финляндия - 5-е, Франция - 6-е, Шве-ция - 7-е, Бельгия - 8-е, Австрия - 9-е, Испания -10-е, Ирлан-дия - 11-е, Дания - 12-е, Люксембург - 13-е, Греция 14-е и Португалия - 15-е место.

Привлекательность для Казахстана рынков стран-членов ЕС состоит в том, что он достаточно отрыт для казахстанских товаров вследствие низких таможенных пошлин на импорт из Казахстана и существующей системы преференций. Казах-стан за последние два года имеет положительное сальдо в торговле с Европейским Союзом. Необходимо заметить, что в целом структура товарооборота не претерпевает значитель-ных изменений. Топливо, нефть, нефтепродукты, черные ме-таллы, медь, изделия из нее, минеральные продукты и зерно занимают основное место в экспорте казахстанских предпри-ятий. Основными потребителями казахстанской продукции являются Германия, Италия, Великобритания и Нидерланды.

В структуре импорта преобладают реакторы, котлы, ма-шины и оборудование, электротехническое оборудование и средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности, изделия из черных металлов, одеж-да, обувь и другие товары народного потребления. Основны-ми поставщиками импортной продукции являются Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды и Франция.

ЕС является крупным потребителем энергетических ре-сурсов РК (прежде всего, нефти и газа). В целом эти интересы сводятся к тому, чтобы ЕС принимал участие в реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей энергоноси-телей, созданием сети нефте- и газопроводов. Как отметил Майкл Хамфриз, глава представительства Комиссии ЕС в РК, Европейский Союз в будущем может вытеснить США с неф-тяного рынка Казахстана. Республика, располагающая солид-ными запасами нефти и газа, также может найти в Европейском Союзе крупнейшего партнера для экспорта нефти в страны Европы.

Минеральное сырье как основная статья импорта ЕС из Казахстана испытывает острую конкуренцию со стороны юго-восточных производителей и даже стран ЕС, а также России и Восточной Европы.

Реформы внутреннего рынка Евросоюза оказывают боль-шой эффект на импорт в страны члены ЕС из Казахстана, чем на экспорт. Существенный рост экспорта в государства члены ЕС может быть обеспечен за счет новых товаров, которые бу-дут производиться с помощью иностранных инвестиций и технологий, хотя торговый оборот по-прежнему будет отста-вать от масштабов капиталовложений в течение ряда лет. Также открываются перспективы экспорта казахстанской сельскохозяйственной продукции в страны-члены ЕС.

Данные свидетельствуют о том, что в период с 1995 по 1997 гг. наблюдался спад во внешнеторговом секторе Респуб-лики. При этом, начиная с переломного 1998 г., происходит улучшение показателей товарооборота Казахстана с Европей-ским Союзом. Таким образом, вырисовывается картина, ис-ходя из которой видно, что пик активности товарооборота между Казахстаном и Европейским Союзом пришелся на 1998 г. и 2000 г. Рост мировых цен на основные виды экспор-та Казахстана в некоторой степени способствовал улучшению ситуации во внешней торговле. Снижение удельного веса в экспорте Казахстана стран ЕС в 1999 г. почти на 11%, полу-ченное на основе таможенной статистики, не совсем адекват-но реальным объемам торговли с этим регионом. В целом практически по всей продукции за последние два года наблю-дается тенденция повышения экспорта. По данным статисти-ки, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. в стоимостном выраже-нии вырос экспорт черных металлов, цинка, алюминия. При этом в несколько раз увеличился экспорт черных металлов в Германию, Нидерланды, Финляндию.

Среди стран ЕС в экспорте существенно снизилась доля Великобритании (на 6,1%) и Нидерландов (на 3,5%). При этом доля этих стран в импорте резко возрастает. Данные за 2000 г. показывают, что доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана начала достигать прежние позиции по сравнению с 1999 г.

Несмотря на некоторое замедление темпов роста эконо-мики стран еврозоны, в целом на сегодняшний день сохраня-ется благоприятная экономическая ситуация. В связи с этим в 2001 г., по статистическим данным, Казахстан может сохра-нить экспорт черных и цветных металлов, а также других ви-дов продукции на уровне 2000 г. По-прежнему статьями экс-порта в РК из стран-членов ЕС является машинотехническое оборудование. Например, поставка машин, оборудования из стран-членов Евросоюза увеличилась в 2,1 раза в январе-феврале 2001 г. по сравнению с январем-февралем 2000 г., а удельный вес за тот же период вырос с 33,9% до 37,4%.

Как уже не раз отмечалось, в настоящее время ключевыми торговыми партнерами Казахстана в Европе являются Феде-ративная Республика Германия, Италия и Великобритания, которые по своему экономическому и политическому влия-нию, роли в европейском строительстве являются ведущими странами на континенте.

В первые годы развития Казахстана, по оценкам немецких экспертов, его экономические отношения с Германией скла-дывались удачно и имели обнадеживающие перспективы. Однако на сегодняшний день казахстанско-германские торго-вые отношения переживают сложный период. Особенно уменьшилась доля Германии во внешнеторговом обороте Ка-захстана в 2000 г. и 2001 г. Вообще существенное снижение активности в торговых отношениях между РК и ФРГ связано с ограничениями в получении средств по кредитной линии "Гермес" Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с..

На данный момент существует огромный потенциал для расширения экономического и торгового сотрудничества ме-жду ФРГ и РК. Германия в какой-то степени зависит от им-порта энергоносителей, которые имеются в Казахстане. Кро-ме того, Германия важна для Казахстана не только как потен-циальный потребитель сырьевых ресурсов, но и тем, что об-ладает высоким технологическим уровнем, богатым опытом управления экономикой и финансово-кредитной сферой. В свою очередь, Казахстан является важным партнером для Германии по ряду объективных причин. Во-первых, РК обла-дает богатыми природными ископаемыми (нефть, газ, уголь, золото, вольфрам, медь, молибден, свинец, цинк и т.д.) А во-вторых, стратегическое значение Казахстана для Германии и Европы будет постоянно возрастать по мере увеличения ми-ровой потребности в них. В Казахстане имеется растущий рынок сбыта, вторая по численности в СНГ немецкая диаспо-ра, дешевая рабочая сила, высокий образовательный и куль-турный уровень населения, разветвленная сеть научно-исследовательских учреждений, стабильная внутриполитиче-ская ситуация. Все это свидетельствует о долгосрочном и перспективном сотрудничестве сторон.

В основном, экспорт из Казахстана представлен хромо-выми рудами и концентратами, феррохромом, цветными ме-таллами, углем, кожевенным сырьем. Германия импортирует из РК ячмень, гербициды, пищевкусовое сырье и продукты питания, оборудование для переработки сельхозпродукции, технологическое оборудование, автомобили, различный инструмент, мебель.

Успешному экономическому и торговому развитию мёжду Республикой Казахстан и ФРГ способствуют заседания Казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству и рабочей группы по инвестициям и торговле казахстанско-германского координационного совета по экономическому сотрудничеству.

Визиты Верховного комиссара Европейского Союза Ханс ван ден Брука в Алматы в 1996 г. свидетельствуют о большой заинтересованности развития долгосрочных отношений, как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Во время второго приезда в августе 1996 г. X. ван ден Брук акцентировал свое внимание на том, что 1996 г. стал годом укрепления связей между Казахстаном и Европейским Союзом, причем сотрудничество развивалось не только в экономической, но и в по-литической сфере. Последнее обстоятельство, по мнению Xван ден Брука, особенно важно, ибо свидетельствует о ста-бильном характере контактов. Свой оптимизм он перенес на сотрудничество в области нефти и газа. Эта сфера, по мнению представителя ЕС, притягивает европейских деловых людей. Именно с того времени европейский бизнес начал принимать участие в разработке, переработке и транспортировке казахстанской нефти с Тенгизского, Карачаганакского месторождений и из Каспийского шельфа. В Казахстане существует специальная рабочая группа по нефти и трубопроводам, созданная по инициативе ЕС.

В последний год довольно успешно развиваются торгово-экономические отношения между Казахстаном и Италией. В 2000 г. Италия вышла на первое место по объему товарообо-рота с РК. Данные за январь 2001 г. говорят, что в этом году Италия также останется главным торговым партнером Казах-стана.

Главную статью казахстанского экспорта в Италию со-ставляют рафинированная медь и ее сплавы. Италия, в свою очередь, заинтересована в увеличении объема импорта меди, специальных сплавов цинка.

Успешному продвижению торгово-экономических отно-шений между РК и Италией способствует казахстанско-итальянская Торговая палата, созданная в ноябре 1992 г. В за-дачи Торговой палаты входит, прежде всего, оказание содей-ствия в развитии торговли, проведение ярмарок, выставок, семинаров.

Великобритания большое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с Казахстаном. В свою оче-редь, Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии этих отношений. Это объясняется тем, что Великобритания зани-мает ведущие позиции в мировой финансовой иерархии.

На сегодняшний день Великобритания входит в тройку лидирующих торговых партнеров Республики. Основными статьями экспорта в Великобританию являются редкие, цвет-ные и черные металлы, нефтепродукты, хлопок, шерсть, сталь, медь, удобрения. Казахстан импортирует машины, оборудование, бытовую технику, электронику, медикаменты, пестициды, продукты питания, обувь, одежду.

Сегодня можно говорить об активизации в работе Казахстанско-Британского совета по торгово-экономическому со-трудничеству (КБСТЭС), созданного на основе Казахстанско-Британского торгово-промышленного совета. Традиционны-ми стали поездки британских бизнесменов в Казахстан и, в свою очередь, поездки казахстанских деловых кругов в Великобританию под эгидой КБСТЭС и посольств обеих сторон для более глубокого расширения и углубления сотрудничест-ва между РК и Великобританией.

На сегодняшний день не столь успешно развиваются от-ношения между Казахстаном и Францией. В торгово-экономических отношениях между Казахстаном и Францией имеется большой нераскрытый потенциал. Республике необходимо активизировать эти отношения, так как Франция яв-ляется одной из ведущих мировых держав.

Начиная с 1996 г., Франция оставалась шестым торговым партнером Казахстана среди стран-членов Европейского Союза. Основной удельный вес в экспорте приходится на хлопковолокно, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полисти-рол, кожевенное сырье. Казахстан закупает во Франции про-дукцию машиностроения, электроники, фармацевтической промышленности и агропромышленного семгора. Также за-метны объемы закупок косметической и парфюмерной про-мышленности.

Большой вклад в развитие казахстанско-французских тор-гово-экономических отношений вносят Межправительственная казахстанско-французская группа и Франко-казахская Торговая палата, организованная в 1994 г.

Интенсификации торговых и экономических отношений между РК и Испанией способствует межправительственная казахстанско-испанская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству на уровне заместителей глав правительств, первое заседание которого состоялось в февра-ле 1997 г.

Несмотря на достигнутые успехи, имеются некоторые проблемы, связанные с торговлей между Казахстаном и Ев-ропейским Союзом. Для казахстанского ферросилиция закрыт доступ на европейский рынок, который защищен антидем-пинговыми пошлинами, направленными на импорт из стран СНГ. Эти пошлины были введены в середине 1993 г. под дав-лением европейских производителей ферросилиция, заинте-ресованных в запрете импорта ферросплавов из России и Ка-захстана. Но в октябре 2000 г. Совет Европейского Союза
принял решение о внесении поправок в антидемпинговое правило.

В настоящее время "Аксуский завод ферросплавов" ОАО "КазХром" является единственным в Казахстане производи-телем ферросплавов и имеет все условия для снятия антидемпинговых пошлин на импорт ферросилиция из Казахстана. В результате либерализации экономики и цен в 1993-1999 гг. на заводе сложились условия для формирования мировых цен на ферросилиций, не позволяющие таким образом устанавливать демпинговую цену на ферросилиций Ибрашев Ж., Енсебаева Э. Европейский Союз во внешней политике Казахстана. - Алматы: ПД «Домино», 2001.-370 с..

В марте 2000 г. ОАО "КазХром" были направлены в адрес европейской стороны соответствующие материалы к офици-альному вопроснику Комиссии Европейского Союза. В мае того же года Комитетом по антидемпинговому контролю МЭИТ было направлено письмо в Комиссию ЕС с просьбой проинформировать о состоянии вопроса по проведению анти-демпингового расследования в отношении казахстанского ферросилиция. В свою очередь, Еврокомиссия обратилась с предложением в адрес Совета ЕС о прекращении действия антидемпинговых мер в отношении казахстанского ферросилиция.

На прошедшем 14 декабря 2000 г. втором заседании Комитета сотрудничества Республика Казахстан - Европейский Союз" европейская сторона сообщила об отмене пошлины на ферросилиций и возможности осуществления Казахстаном импорта рыбной продукции.

По оценкам казахстанских экономистов, снятие антидем-пинговой пошлины на ферросилиций из Казахстана позволит восполнить дефицит кремниевых сплавов на европейском рынке без нанесения материального ущерба национальной промышленности стран Европейского Союза.

Также существовали ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза. 26 марта 1999 г. решением Комиссии ЕС Казахстан был исключен из списка стран, экспортирую-щих икру и другую рыбную продукцию в страны-члены ЕС. Это было вызвано ввиду недостатков, выявленных в ходе инспекционного визита экспертов Комиссии Европейского Союза в Казахстан в ноябре-декабре 1998 г., в то время эти меры носили больше технический характер. Они были связа-ны с требованиями санитарных и гигиенических стандартов ЕС для импортируемой пищевой продукции, поскольку суще-ствует разница между казахстанскими и европейским стан-дартами. Также первоначально решение мотивировалось от-сутствием законодательной базы для производства и реализа-ции рыбной продукции на предприятиях АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык", ТОО "Амиров и К".

В апреле 2000 г. состоялась повторная инспекция в Казах-стан экспертов Комиссии ЕС, в ходе которой была проверена работа указанных предприятий, а также ряда республикан-ских и ведомственных структур по ветеринарному надзору. Получено положительное заключение ЕК по принятым казах-станской стороной документам: "Ветеринарно-санитарным правилам и нормам для предприятий по производству рыбной продукции", "Правилам учета предприятий и судов РК, изготавливающих рыбную продукцию для экспорта в страны ЕС, и выдачи ветеринарного сертификата на данный вид продук-ции". По предприятиям АО "Балхашбалык", ОАО "Атыраубалык" были сделаны замечания, которые, по мнению евро-пейской стороны, в дальнейшем могут быть устранены с ми-нимальными затратами под гарантию соответствующих казахстанских органов.

Во время повторной инспекции экспертами Комиссий Ев-ропейского Союза была отмечена необходимость гармониза-ции законодательства ЕК с директивами и решениями КЕС. В частности, была отмечена актуальность разработки новой Ин-струкции по инспекторской проверке компетентными орга-нами РК рыбоперерабатывающих предприятий, критерия микробиологической оценки рыбной продукции и воды, ана-лиза продукции на соли тяжелых металлов, осуществление контроля критических точек технологического процесса в соответствии с директивами Комиссии ЕС.

В ходе инспекции было сказано, что с учетом результатов проверки КЕС будет подготовлен отчет, по итогам рассмот-рения которого Постоянный ветеринарный комитет ЕС при-мет решение о включении РК в список стран-экспортеров рыбной продукции в ЕС. В целом, результаты проведенной в апреле 2000 г. инспекции Комиссии ЕС дали надежду на по-зитивное решение данного вопроса.

Казахстанская сторона прилагала все усилия, чтобы огра-ничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной продукции на рынок Европейского Союза были отме-нены. Так, МИД в ноябре 2000 г. направил в адрес представи-тельства Комиссии Европейского Союза в Алматы ноту (исх. № 13/1961) с приложением письменных гарантий компетент-ных органов РК с извещением об устранении казахстанской стороной всех замечаний экспертов Еврокомиссии.

Как было отмечено, 14 декабря 2000 г. на втором заседа-нии Комитета сотрудничества "Республика Казахстан - Евро-пейский Союз" представители Комиссии Евросоюза сообщи-ли о возможном снятии запрета Казахстаном импорта рыбной продукции. В настоящее время Комиссия приняла решение о включении Казахстана в список стран, которым разрешен им-порт икры и рыбной продукции в страны-члены Европейского Союза.

Существует и третья статья запрета торговли с Европей-ским Союзом. В соответствии с Соглашением между прави-тельством Республики Казахстан и Европейским объединени-ем угля и стали о торговле определенными изделиями из ста-ли от 15декабря 1999 г. в отношении казахстанской стали действуют квоты, установленные Комиссией Европейского Союза..

Соглашение по торговле определенными изделиями из стали вступило в силу с 1 января 2000 г. Данное Соглашение обеспечивает согласованные ограничения на экспорт сталепродуктов из Казахстана в Европейский Союз и включает протокол относительно законодательства Республики в области конкуренции, государственной помощи и защиты окружающей среды, стандарты которых должны отвечать требованиям, применяемым в Европейском Союзе. На этой основе была подготовлена платформа для полной либерализации торговли сталепродуктами.

По истечении срока действия указанного Соглашения казахстанская сторона планирует поднять вопрос о возможном снятии квот и разрешении доступа казахстанской продукции на европейский рынок сбыта. |

Одной из проблем во взаимоотношениях между РК и ЕС в 1995 г. была проблема применения антидемпинговых мер по отношению к казахстанским предприятиям. По оценкам ев-ропейских специалистов, во второй половине 90-х гг. склады-вающаяся геополитическая ситуация побуждала Европейский Союз ограничивать масштабы действий, которые могли бы
нанести ущерб его взаимоотношениям с Казахстаном. Последнее оказало свое влияние на ход и результаты антидемпинговых расследований, возбужденных против Казахстанских предприятий по жалобам компаний стран ЕС. Но в 1999 г. были сделаны позитивные сдвиги. Так, например, прекра-щено антидемпинговое расследование по вопросу об импорте в страны ЕС продукции Усть-Каменгорского титаномагниевого комбината.

Таким образом, Европейский Союз занимает одно из главных мест во внешней торговле Казахстана. Ситуация, складывающаяся во внешнеторговом секторе Республики, свидетельствует о явном увеличении доли Европейского Союза во внешнеторговом обороте страны. Следовательно, необходимы более активные действия по диверсификации как экспорта, так и импорта. Для улучшения условий торговли со странами Европейского Союза необходимо начать работу по заключению самостоятельных соглашений по ценообразованию и маркетингу. Эти меры приведут к усилению стабиль-ности уже существующих торговых связей и выхода Казах-стана на мировой рынок.

В этой связи Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РК и ЕС представляется основным инструментом для дальнейшего улучшения торговых отношений между Казах-станом и Европейским Союзом. Улучшению внешней торгов-ли Республики Казахстан с Европейским Союзом также спо-собствует признание Казахстана как страны с рыночной эко-номикой.

2.2. Экономическое сотрудничество РК с ЕС

На перекрестке XX и XXI столетий в отношениях между государствами все большую роль играют и будут играть экономические факторы. В контексте становления Республики! Казахстан как ключевого партнера европейских держав в регионе Центральной Азии важность углубления экономическо-го взаимодействия для Казахстана очевидна. Прежде всего, это объясняется тем, что на сегодняшний день, как это было отмечено не раз, Европейский Союз является одним из глав-ных экономических центров мира и наиболее продвинутым, торгово-экономическим интеграционным объединением.

Сегодня на территории 15 стран-членов ЕС проживает 374,5 млн. человек. Совокупный валовой национальный продукт - 5,5 трлн, американских долларов, т.е. больше, чем в США (5,2 трлн.) Рост объемов реального ВВП в ЕС в 2000 г. составил 3,4% против 2,5% в 1999 г. На территории Евросою-за сохранилась тенденция снижения инфляции, уровень кото-7 рой в 1997, 1998, 1999 и 2000 гг. оставался на одинаковом уровне - 1,8%. В 2000 г. экономика Европейского Союза значительно улучшила свои показатели. По прогнозам экспертов ЕС, в 2001 г. экономический рост в странах-членах Евросоюза составит 3,4% - рекордный уровень с 1989 г Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.. В ближайшие два года ожидается также дальнейший рост не менее 3% в год с сокращением безработицы и госдефицита. Европейские эксперты полагают, что в ближайшие годы уровень безрабо-тицы снизится, а финансовые показатели улучшатся. Все это, по их мнению, будет способствовать укреплению единой ев-ропейской монеты - евро. ЕС производит 31 % мировой про-дукции и обеспечивает 20% мировой торговли. Занятость в странах ЕС в последние годы увеличивается в среднем на 0,9% ежегодно. Уровень безработицы на сегодняшний день в странах-членах ЕС составляет 10,1% к гражданскому и экономически активному населению против 10,3% в 1999 г. Бюджет ЕС на 1997 г. составлял 86,41 млн. евро. По прогно-зам Комиссии Европейского Союза, бюджет ЕС на 2006 г. бу-дет составлять уже 105,23 млрд. евро. Все это произойдет за счет нового расширения Евросоюза на Восток. У его порога
стоят в ожидании 12 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Мальта и Кипр с общей численностью населе-ния в 170 млн. человек и производством валового внутренне-го продукта на душу населения в пределах 25-70% от средне-го уровня в ЕС.

Таким образом, шагая на Восток, Европейский Союз су-щественно наращивает свой ресурсный потенциал (террито-рию - на 54%, население - на 31,2%), превращается в крупнейший в мире рынок с 545 млн. потребителей, его совокуп-ный ВВП составит от 8750 трлн. до 9900 трлн. долл., а доля в мировом экспорте повысится до 50-55%. Особенно важно, что в будущем ЕС будет выступать на мировой арене с еди-ных внешнеэкономических и политических позиций стран Западной Европы и ЦВЕ. Уже сегодня можно говорить об укреплении конструкции и динамичного развития дееспособно-сти расширенного Европейского Союза со вступлением каж-дой страны Центральной и Восточной Европы. Таким обра-зом, главной предпосылкой будущей жизнеспособности Ев-ропейского Союза в составе 27 или 28 государств-членов яв-ляется, в конечном счете, достаточно сильный фундамент и стратегия Евросоюза.

Значение ЕС усиливается, с одной стороны, и в связи с введением единой европейской валюты "евро", с другой сто-роны, потенциалом Евросоюза. Евро становится все более важной валютой на рынках развитых и развивающихся стран всего мира. На сегодняшний день приблизительно 50 евро-пейских и африканских стран уже приняли меры по использованию привязки управляемого обменного курса национальной валюты к евро или к валютной корзине, в которой евро является важным компонентом. Евро также, вероятно, станет более важной резервной валютой стран Азии и Латинской Америки. Важным положительным моментом во введении единой европейской монеты является то, что евро в скором времени утвердится как одна из мировых ведущих валют и инвестирования.

Европейский центральный банк, находящийся во Франкфурте-на-Майне, отпечатал уже более 14 млрд. купюр и отче-канил более 56 млрд. монет, и 1 сентября 2001 г. отправил их во все банки стран Европейского Союза с тем, чтобы с января будущего года начать обмен национальных валют на новую единую денежную единицу. Вполне понятно, что евро будет содействовать развитию европейского производства, укреп-лению европейского единого рынка и превращению Европы в сильного экономического конкурента на мировом рынке. Та-кая цель была поставлена на саммите Европейского Союза в марте 2001 года в Стокгольме. Евро будет содействовать так-же процессу европейской политической и экономико-валютной интеграции. Все это кардинальным образом меняет позицию и роль Европейского Союза в международной валютно-финансовой системе. Между тем введение в наличный оборот евро коснется не только стран-членов Европейского Союза и тех стран, которые хотят в него вступить, но и тех страны, которые являются партнерами Европейского Союза. Республика Казахстан как раз и является одним из главных партнеров ЕС. Казахстанские специалисты утверждают, что с формированием еврозоны открываются новые перспективы и для казахстанской экономики прежде всего, в финансовой сфере. Так что, торговые партнеры Европейского Союза, в том числе и Республика Казахстан, должны быть готовы к принятию евро.

Двумя столпами казахстанской экономической реформы являются макроэкономическая стабилизация и приватизация государственной собственности. В 1994 г. правительство Ка-захстана начало реализацию стабилизационной программы при поддержке Международного валютного фонда (МВФ). Приватизация была определена другим столпом экономиче-ской реформы в том смысле, что она создает условия для пе-рехода к рыночной экономике, основанной на правах частной собственности. Процесс приватизации проходил в три основ-ных этапа (1991-1992 гг.; 1993-1996 гг.; 1997-1998 гг.) В пе-риод с 1996 г. по 2000 г. правительство сконцентрировало свою экономическую политику на углублении структурных реформ и макроэкономической стабилизации. В целях сниже-ния темпов инфляции и поддержания курса тенге проводи-лась жесткая денежно-кредитная и финансово-бюджетная по-литика. В 1998 г. правительство предложило новую промыш-ленную программу, направленную на защиту государственных предприятий посредством импортозамещающей полити-ки, субсидий и ускорения процесса производства дел о банкротстве. Целевыми отраслями промышленности в то время были пищевая промышленность, текстильная, машинострое-ние и строительство. Однако юго-восточный кризис, деваль-вация российского рубля и низкие цены на нефть доказали относительную уязвимость казахстанской экономики перед лицом внешних потрясений. Поэтому в течение 1998-1999 гг. Казахстан, преимущественно, фокусировал внимание на удержание экономики на плаву.

В конце 1999 г. правительство во главе с премьер-министром К.К.Токаевым представило экономический план на период 2000-2002 гг. Данный план предусматривает разностороннее развитие промышленного сектора путем стимули-рования импортозамещающей промышленности и развития высокотехнологических предприятий. Правительство плани-рует регулировать цены и тарифы предприятий-монополистов, а также в нефтегазовом секторе. Программа регулирования в нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности уже привела к вызывающему спор ограни-чению производства экспортной нефти до 22 миллионов тонн на 2000 г. В рамках Повестки Казахстана на 2000 г. правительство планировало программу по борьбе с безработицей и дальнейшему пересмотру налогового кодекса. Токаев К. Дипломатия Республики Казахстан. Астана: "Елорда", 2001. - 552 с.

Весьма важной как для европейской, так и для казахстан-ской стороны является установление широкого и прочного партнерства в области экономического сотрудничества. Ин-тересы обеих сторон подтверждают, что развитие сотрудни-чества в этой области отвечает долгосрочным приоритетам внешней политики. Взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество между ЕС и Республикой Казахстан является базисной предпосылкой для развития интеграционных про-цессов как в политической, так и в экономической области. Это также было подтверждено в ходе европейского визита Президента Н.А.Назарбаева в июне 2000 г. в Бельгию, Авст-рийскую Республику, Францию и Комиссию Европейского Союза. В ходе встреч европейские лидеры однозначно отме-тили интерес к Казахстану как к перспективному экономиче-скому и торговому партнеру в Центральной Азии. Казахстан, по мнению таких признанных европейских лидеров, как Пре-зидент Франции Ж.Ширак, председатель Комиссии ЕС Р.Проди, генеральный секретарь НАТО Д.Робертсон, облада-ет потенциалом стабилизатора ситуации в регионе и катали-затора регионального сотрудничества. Все это свидетельству-ет о высокой роли Казахстана в политике стран Европы. В ходе встречи Н.А.Назарбаева с Р.Проди, председатель Еврокомиссии акцентировал внимание на том, что торгово-инвестиционное сотрудничество ЕС-РК имеет хорошие пер-спективы к дальнейшему плодотворному росту. Р.Проди так-же отметил стремление казахстанской стороны к расширению европейских рынков для своей продукции и обещал содейст-вовать в данном вопросе. Соответственно, доступ казахстан-ских товаров на европейский рынок окажет существенную роль в развитии экономического потенциала Казахстан и вы-ведет Республику в разряд ключевой страны центрально-азиатского региона.

Как известно, главная задача экономической интеграции ЕС на ее начальном этапе заключалась в создании общего ев-ропейского рынка. К концу 1992 г. строительство единого рынка было, в основном, завершено. Был создан Экономиче-ский и валютный союз (ЭВС), составивший основное содер-жание Договора о Европейском Союзе, подписанного в Маа-стрихте в феврале 1992 г. С 1 января 1999 г. в ЭВС вошли 11 государств, а с 1 января 2001 г. - Греция. На сегодняшний день членами ЭВС являются 12 стран-членов ЕС, кроме Ве-ликобритании, Швеции и Дании, которые по тем или иным причинам отказались принять экономико-валютную систему ЕС. Символичным является тот факт, что в 1992 г., в год окончания строительства единого европейского рынка, между Европейским Союзом и Республикой Казахстан были уста-новлены официальные дипломатические отношения.

Примечательным является также то, что окончательное формирование Экономического и валютного союза совпало со вступлением в силу Соглашения о партнерства и сотруд-ничестве между ЕС и РК, а именно с 1999 г. Данное совпаде-ние не играет большого значения, как само событие. Но тем не менее, хотелось бы верить, что в этом случае совпадение далеко не случайно. Ведь опыт процесса формирования еди-ного экономического пространства в ЕС представляет несо-мненный интерес для суверенного Казахстана, стремящегося к прочной и эффективной экономической интеграции. Пони-мание основной сути этих процессов позволит выбрать адек-ватную стратегию развития экономического и финансового сотрудничества Республики как со всем Европейским Сою-зом, так и с каждым государством-членом ЕС в отдельности, в число которого в течение четырех-шести лет войдут Польша, Чехия, Латвия, Венгрия, Эстония. Следовательно, расширится территория доступа казахстанских товаров на рынки центрально-восточных стран, что позволит в дальнейшем облегчить им путь к выходу на мировой рынок.

Сегодня в мире происходят глобальные изменения. Фено-мен глобализации заставляет Казахстан находить новые фор-мы самовыражения во внешних делах. На сегодняшний день актуальной задачей экономической составляющей внешней политики Казахстана является создание условий, наиболее благоприятствующих вхождению страны в мировое экономи-ческое сообщество. Экономизация внешней политики Казах-стана нацелена на радикальное изменение нынешней модели интегрирования страны в мировое хозяйство, эффек-тивное использование в международном обмене конкурент-ных преимуществ казахстанской экономики и последователь-ное преодоление ее недостатков. По-видимому, этому будут способствовать тесные экономические связи со странами Ев-ропейского Союза и с Евросоюзом в целом.

Таким образом, на нынешнем этапе развития Республики экономические составляющие сотрудничества РК с ЕС долж-ны быть сконцентрированы в следующих областях: инвести-ции, совместные предприятия, сектор малого и среднего бизнеса.

Для успешной реализации "экономизированной" внешней политики Республики Казахстан ключевой становится струк-турно-инвестиционная политика государства, которая должна ясно обозначить отраслевые и межотраслевые приоритеты, имеющие жизненно важное значение для развития страны, обеспечения ее независимости и экономической безопасно-сти. В любом обществе инвестиции служат основой развития и укрепления экономики. В послании Президента Н.А.Назар-баева "Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучше-ние благосостояния всех казахстанцев" Назарбаев Н. А.. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Вечерний Алматы. - 1997. - 13 окт. к приоритетным дол-госрочным целям и стратегии реализации отнесен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций. Таким образом, Казахстан, главной экономической задачей которого является вхождение в систему мировой экономики, большое внимание придает привлечению иностранных капиталовложений.

Масштабы, структура и эффективность привлечения ин-вестиций Европейского Союза в Казахстан во многом опре-деляются наличием в стране благоприятного инвестиционно-го климата, понимаемого как комплекс материально-вещественных и институциональных условий, позволяющих европейским инвесторам получать доход на вложенный капи-тал и вести устойчивый предсказуемый бизнес. В общем виде инвестиционный климат, существующий в Республике, опре-деляется следующими факторами: характером законодатель-ства, регулирующего приток капитала в страну, стабильно-стью экономической и политической ситуации, наличием запасов природного сырья и его использованием для деятельно-сти совместных предприятий, степенью развитости инфра-структуры, энергетической обеспеченностью и наличием энергетических резервов и инвестиционной политикой государства.

В создании благоприятной инвестиционной деятельности особое место занимают законы, регулирующие инвестицион-ную политику в Республике. Сегодня на территории Казах-стана действуют два таких закона: "Об иностранных инвести-циях" от 27 декабря 1994 г. и "О государственной поддержке прямых инвестиций" от 28 февраля 1997 г. Первым законом закреплены необходимые общепринятые гарантии защиты иностранных инвестиций и определены основные организа-ционные формы их осуществления. Второй закон закладывает основу создания единой и целостной системы государствен-ной поддержки прямых инвестиций. Инвестиционную поли-тику в Республике осуществляет Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел РК (бывшее Агентство Рес-публики Казахстан по иностранным инвестициям), созданный указом Президента РК от 13 декабря 2000 г. Новым направле-нием в государственном регулировании иностранной инве-стиционной деятельности является образование Совета ино-странных инвесторов при Президенте РК. Данный Совет яв-ляется консультативно-совещательным органом. Главной за-дачей Совета, который состоит из 13 основных иностранных инвесторов, является обсуждение непосредственно с прави-тельством Казахстана, разработка рекомендаций по совер-шенствованию инвестиционного климата и выработка пред-ложений по интеграции экономики страны в мировые эконо-мические процессы.

Главным документом, регулирующим положение инве-сторов Европейского Союза, являются соответствующие ста-тьи Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, подписан-ного между Республикой Казахстан и Европейским Союзом. В соответствии с Соглашением Казахстан предоставляет ев-ропейским бизнесменам и компаниям наилучшие, без исклю-чения, условия. СПС также содержит отдельные положения о сотрудничестве в области законодательства, свободном пере-движении прямых инвестиций, осуществлении платежей за товары и услуги в свободно конвертируемой валюте. Все это, безусловно, способствует сложению благоприятного климата и инвестиционных условий для иностранных инвесторов ЕС.

Инвестиционная привлекательность Казахстана была отмечена на международной инвестиционной конференции "Астана-Инвест-99", которая проводилась в Лондоне в июне 1999 г. На конференции было отмечено, что, несмотря на по-следствия мирового финансового кризиса, Республика Казах-стан в инвестиционном плане остается одной из наиболее привлекательных и перспективных государств в СНГ. Уча-стие Президента РК Н.А.Назарбаева в работе экономического саммита в австрийском городе Зальцбурге 1-2 июля 1999 г. также способствовало формированию более благоприятного политического и инвестиционного имиджа Казахстана. Зальцбургский саммит был ознаменован тем, что специальная пленарная сессия, на которой выступил глава Казахстана, бы-ла посвящена теме: "Стратегия развития и экономическое партнерство вдоль Шелкового пути". В своем выступлении Президент Н.Назарбаев охарактеризовал новые инвестицион-ные возможности Казахстана и центрально-азиатского региона в целом. Участие Казахстана в стратегии развития и эко-номического партнерства вдоль Шелкового пути однозначно свидетельствует об искреннем стремлении к дальнейшей ин-теграции в мировое сообщество. Свободные отношения по-зволят укрепить международный и политический авторитет Казахстана.

Активное привлечение иностранного капитала в экономи-ку Казахстана началось в 1992 г. в форме экспортных креди-тов на двусторонней основе. Значительная их часть была получена в период с 1992 по 1994 гг. Первыми кредиты РК предоставили правительства Германии и Австрии, они же оказались наиболее крупными кредиторами. По удельному весу в потоке иностранного капитала, привлекаемого в Республику, на настоящий момент лидируют прямые иностранные инве-стиции (ПИИ), на которые приходится половина всех средств. Официальная помощь развитию (ОПР), рассчитываемая по сумме освоенных займов и предоставленной технической по-мощи, составляет 27% общего финансирования (на техниче-скую помощь приходится 5%). На экспортные кредиты, пре-доставленные Республики по двусторонним соглашениям, приходится около 23% всего иностранного капитала. Привле-чение прямых иностранных инвестиций является наиболее целесообразным и безболезненным с точки зрения влияния на инфляцию и внешний долг, так как прямые инвестиции, бу-дучи привлеченными под собственные гарантии заемщиков, снижают финансовые обязательства государства по заимствованию средств на структуризацию экономики.

По среднедушевым показателям привлечения европей-ских иностранных инвестиций в страны СНГ Республика Ка-захстан занимает лидирующие позиции. Казахстан в инвестиционном плане остается на сегодняшний день одним из наиболее привлекательным и перспективных стран СНГ. Согласно данным Европейского банка реконструкции и развития, из всех прямых инвестиций (включая европейские), привлеченных в государства СНГ, на долю Казахстана приходится четвертая часть. Между тем Европейский Союз и его государства-члены оказали помощь странам СНГ на сумму в 73 миллиарда евро, что составило 68% от общего количества средств в 5- 108 млрд. евро, выделенных западными государствами. При-чем 73% европейских субсидий составляют экспортные кредиты, 77% - "стратегическая помощь" и 60 % приходится на а техническое содействие, осуществляющееся, главным образом, через программы ТАСИС и ФАРЕ Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 января 2002 года №5 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А. в торжественной речи 16 декабря 2001 года, посвященной празднованию 10-й годовщины независимости Республики Казахстан».

Сумма иностранных инвестиций, привлекаемых в Респуб-лику ежегодно, составляет примерно 1,3-1,7 миллиардов дол-ларов США. За период с 1993 г. по первый квартал 2001 г. их общий объем составил 10166,8 миллионов долларов США, составив более 400 долларов прямых иностранных инвести-ций на душу населения. Долгосрочный же портфель инвести-ций по заключенным контрактам превышает 60 миллиардов американских долларов, что составляет почти 40% от всего инвестиционного портфеля стран СНГ и государств Цен-
тральной и Восточной Европы.

Особенностью европейского капиталовложения в Казах-стан является его концентрация в сырьевом секторе экономи-ки. В отраслевом разрезе большая часть инвестиций поступа-ет в нефтегазовый комплекс (около 46% за период 1993-2000 гг.) и цветную металлургию (более 25% с 1993 по 2000 гг.) Большой интерес иностранных инвесторов вызывают также черная металлургия (4,4%), энергетический комплекс (4,3%), пищевая промышленность (3,4%), связь и добываю-щая промышленность (2.4%)

Приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан осуществляется посредством создания совместных предпри-ятий (СП), дочерних предприятий, приватизации государст-венных предприятий с участием иностранного капитала, пе-редачи в управление иностранным фирмам крупных про-мышленных предприятий и инвестирования банковского сек-тора.

Основной формой привлечения прямых инвестиций в Республику являются совместные предприятия, в меньшей степени со 100%-ным иностранным капиталом дочерние предприятия. В настоящее время ни одна из стран не может эффективно развиваться без внешнеэкономических связей. Особенно существенно роль внешнеэкономических связей возросла в последние годы.

По данным Агентства по статистике Республики Казах стан, на 1 января 2001 г. в Казахстане было зарегистрировано 2 366 совместных и иностранных предприятий (в 1999г. - 1865, в 1998 г. - 1677, в 1997 г. - 1388, в 1996 г. - 995, а в 1990г.-всего 15).

Из 2 366 совместных и иностранных предприятий в их число входит 1189 совместных предприятий и 1177 ино-странных предприятий, созданных с участием партнеров из 99 стран с уставным капиталом в размере 139817,8 млн. тенге (на 1 января 2001 г.). Наибольшее количество предприятий с иностранными инвестициями на 1 июня 2000 г. расположено на территории города Алматы - 1320 (в том числе 635 совме-стных и 685 иностранных предприятий), далее в Астане - 156 (81 и 75 соответственно), Карагандинской области - 125 (64 и 61), Атырауской области - 109 (77 и 32), Алматинской облас-ти - 80 (53 и 27), Восточно-Казахстанской области - 65 (40 и 25). На 1 января 2001 г. количество совместных и иностран-ных предприятий намного возросло, так, например, в Алматы их количество составляет уже 1359, в Астане - 197, в Кара-гандинской области - 150, Восточно-Казахстанской - 78.

С каждым годом расширяется и география стран, прини-мающих активное участие в создании на территории Казах-стана совместных и иностранных предприятий. Больше всего в Казахстане СП с Россией - 461. С 23 странами азиатского региона создано 860 совместных и иностранных предприятий. Страны Европы играют немалую роль в образовании и дея-тельности совместных и иностранных фирм и компаний. По данным на 1 июля 2000 г., на территории Казахстана действо-вало 634 предприятия из 33 стран Европы, причем из них 15 стран - члены Европейского Союза. Наиболее активно вкла-дывают инвестиции в развитие промышленности и предпри-ятий Казахстана следующие страны: Германия - 146, Велико-британия - 110, Швейцария - 56, Италия - 46, Нидерланды -40, Франция - 22 (по данным на 1 января 2001 г.).

В 2000 году все вместе взятые фирмы и компании произвели продукцию и услуг на 941,8 млрд. тенге. Наибольший объем производства приходится на добычу нефти и природ-ного газа- 48,6% и металлургическую промышленность -27,5%.

На внутреннем рынке деятельность СП активизируется, в основном, в сырьевых отраслях экономики Казахстана, осо-бенно, в горнопромышленном и топливно-энергетическом комплексах. К примеру, в горнопромышленном комплексе наиболее известным и крупным примером прямых иностран-ных инвестиций являются вложения СП по добыче и перера-ботке золотомышьяковистых руд Бакырчикского месторожде-ния в Семипалатинской области (британская компания "Бакырчик Голд" и канадская "Индочайна Голдфилдс"). А в топливно-энергетическом комплексе прямые инвестиции на-правляются, главным образом, в сферу разведки и добычи нефти и газа. В настоящий момент действует 17 СП по развед-ке и добыче углеводородов. В числе известных СП -"Тенгизшевройл" с компанией "Шеврон Оверсиз К" (США) по эксплуатации Тенгизского и Королевского месторождений Нурсултан Назарбаев: Моя цель - построить нормальное демократическое общество //Казахстанская правда. - 2002. - 7 февраля..

Свидетельством большого внимания казахстанских пред-принимателей к созданию совместных предприятий со стра-нами-членами Европейского Союза являются мероприятия, проводимые руководителями программы Европейского Сою-за JOP (Joint Venture Programme). Данная программа нацелена на поддержку и содействие существующих совместных пред-приятий в странах Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Созданная в 1991 году JOP поддерживает производст-венные инвестиции предприятий Европейского Союза с по-мощью создания и развития совместных предприятий. В странах-членах ЕС существует большой интерес к созданию малых и средних предприятий в Казахстане. Однако боль-шинство заинтересованных в партнерстве европейских биз-несменов ничего не знают о рынке, юридической базе и по-тенциальных партнерах в РК. Если это не крупные предприятия (на которые и рассчитана программа), они рискуют не-малой суммой (дорожные расходы, юридические консульта-ции и пр.) Прямая задача JOP - снизить этот риск до миниму-ма. Программа имеет базу данных всех заинтересованных в партнерстве фирм, подавших соответствующие заявки. На основании этой базы данных намного легче найти партнеров. Кроме того, JOP выделяет потенциальным европейским парт-нерам до 150 тыс. ЭКЮ кредита в качестве стартовой помощи на покрытие дорожных расходов, юридические консультации и другие необходимые статьи. Ответственность за это берет европейская сторона в СП, получающая в начале 50% от сум-мы кредита. Если СП благополучно функционирует, то вся сумма становится безвозмездной помощью Европейского Союза. Если же совместное предприятие по каким-то причи-нам не было организовано или не выжило, европейский парт-нер должен представить в ЕС полный отчет и указать причи-ны неудачи. В случае если Евросоюз не признает причины объективными, деньги возвращаются. При таком раскладе за-интересованные в партнерстве европейские предприятия имеют минимум риска.

Создание большого числа СП в основных сферах сотруд-ничества является необходимым шагом для развития ино-странной инвестиционной деятельности в Казахстане. Как из-вестно, главной задачей государственной инвестиционной политики страны является создание благоприятной среды для расширения внебюджетных источников финансирования ка-питальных вложений и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций на основе дальнейшего совершен-ствования нормативно-законодательной базы и государствен-ной поддержки эффективных инвестиционных проектов.

Особое значение правительство Казахстана придает уско-ренному развитию малого и среднего бизнеса. В этих целях принят целый пакет законодательных актов, закладывающих основу государственной поддержки индивидуального предпринимательства. В частности, упрощены процедуры регист-рации, определены приоритеты и конкретные меры по акти-визации малого бизнеса.

В малом и среднем бизнесе официально зарегистрирова-но 122 000 предприятий среднего и малого бизнеса и более 160 000 индивидуальных торговцев. В начале 1999 г. в сред-нем и малом бизнесе было занято 550 000 человек, что со-ставляет рост на 15% каждый год. Поддержка развития мало-го и среднего бизнеса является одной из приоритетных сфер как для правительства РК, так и для иностранных доноров. В декабре 1998 г. правительством РК был утвержден стратеги-ческий документ по совершенствованию среды деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса на 1999-2000 гг. В июне 1999 г. была создана Межведомственная комиссия под руководством заместителя премьер-министра А.Павлова для координации и реализации рекомендаций по вопросам малого и среднего бизнеса.

Не последнюю роль в развитии частного сектора в Казахстане играет финансовая помощь Европейского Союза по ли-нии программы ТАСИС. Ведь в ЕС малый и средний бизнес развит довольно сильно. Существуют государства, где около 70% экономики держится именно на них. Сейчас в странах членах Европейского Союза насчитывается более 16 миллио-нов предприятий, на которых трудится 101 миллион человек. Примечательно и то, что малые и средние предприятия составляют большинство - 99%.

Сотрудничество ЕС и Казахстана в области развития ма-лого и среднего бизнеса началось с 1993 г. Наиболее важны-ми были такие проекты, как "Акция содействия Фонду под-держки предприятий" стоимостью 1 миллион ЭКЮ и "Созда-ние консультационного отдела в Центре деловых связей" стоимостью 700 тысяч ЭКЮ. Казахстанскими партнерами по линии этих двух проектов стали в то время Фонд поддержки предприятий (Министерство экономики) и Союз мелких предпринимателей. Основные усилия европейской стороны направлялись тогда на обучение, консультации и ноу-хау для __ малых и средних предприятий в течение 1993-1994 гг.

В области развития малого и среднего бизнеса за три прошедших года с марта 1998 г. по март 2001 г. в Казахстане по программе ЕС было реализовано 25 проектов по поддержке предпринимателей в разных регионах республики - от юга до севера.

Весной 2000 г. по малому и среднему бизнесу был разра-ботан специальный проект для улучшения эффективности не-скольких золотодобывающих предприятий Казахстана и сти-мулирования развития сектора добычи рассыпного золота ма-лыми и средним предприятиями. Сумма проекта составляла 15 тысяч долларов. В рамках проекта организовывались тре-нинга, на которые из Европы были приглашены две группы по десять человек, дипломированные специалисты в области геологии и горной инженерии. Во время учебы специалисты ознакомили слушателей с современными методами добычи рассыпного золота в Актюбинской области. Общая сумма кредитов, направленных на осуществление отдельных проек-тов по золотодобывающей отрасли, составила более 2 млн. долларов. И теперь эти деньги работают на экономику РК. А всего было обучено по данным проектам 1733 человека, кото-рые, открыв свое дело, создали новые рабочие места.

Более двух с половиной миллионов долларов США в форме кредитов были выделены деловым людям - слушате-лям бизнес-курсов Республики. Серия проектов "Доступ к ис-точникам финансирования" Кукеева Ф.Т. ТАСИС в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000. была выполнена в рамках программы ТАСИС по развитию малого и среднего бизнеса. Данные проекты проводились на условиях субподряда с ка-захстанскими компаниями. Бизнес-курсы открыли огромный потенциал идей и вызвали большой интерес в предпринима-тельской среде. Например, в трех городах Таразе, Астане и Актобе работники малых предприятий прошли обучение азам современного менеджмента и умению составлять заявки на получение дополнительных средств для развития своего дела. Успешно был реализован проект в Таразе, где наблюдается высокая безработица. Здесь было обучено 56 практикантов, составлено 40 реальных бизнес-планов. Из них 33 были про-финансированы уже в 2000 г. на общую сумму в 1 миллион 703 тысячи 693 доллара. В Актобе прошли тренинги 34 прак-тиканта. Из предложенных бизнес-планов было профинанси-рованы семь на общую сумму в 870 тысяч долларов. В Астане практикантами были составлены три успешных проекта своей будущей деятельности, сумма финансирования составила 73 тыс. долл. США. В ходе обучения предпринимателей ими были составлены более 70 бизнес-планов, из которых 42 профинансированы. В настоящее время положительного решения о кредитовании своего бизнеса ожидают десятки других лю-дей, прошедших обучение. Ожидается, что им будет выделена сумма в размере более 3 миллионов долларов.

Значительные результаты были получены по проектам "Как начать собственное дело", ориентированным на безра-ботных в небольших индустриальных городах. Всего же в шести городах Казахстана было обучено 661 человек, из ко-торых 149 начали собственное дело и создали 279 дополни-тельных рабочих мест.

Другим примером содействия развития ЕС малому и среднему бизнесу Казахстана может служить идея о создании разветвленной сети бизнес-консультантов, в квалифициро-ванной помощи которых так нуждаются начинающие работ-ники частного сектора и даже опытные предприниматели. В рамках проекта "Подготовка бизнес-консультантов для мало-го и среднего бизнеса" прошли учебу 100 человек из трех ре-гионов Республики, среди которых 90 слушателей в дальней-шем нашли работу по избранному профилю.

Предпринимательницы Ассоциации деловых женщин Астаны прошли специальные курсы, на которых они научились составлять реальные и грамотные бизнес-планы для получения кредитов в банках. Результатом данного проекта является то, что предпринимательницы открыли цветочные и продуктовые магазины и кафе. В результате профессиональной уче-бы менеджеров ресторанного бизнеса и руководителей предриятии, выпускающих продукты питания, в городах Респуб-лики начали работать мини-гостиницы, закусочные, парикмахерские, бистро и т.д. Наиболее интенсивно развивается и собственное производство. Руководители некоторых пред-приятий после поездки в Австрию создали в столице ряд со-вместных предприятий по выпуску мясных и хлебобулочных продуктов.

На сегодняшний день в Казахстане находится в работе один крупный проект ТАСИС, который начался два года на-зад. При его прямой поддержке было создано множество небольших частных производств в Алматы, Астане, Актюбин-ске, Караганде и других крупных областных центрах, пред-ставители которых выиграли тендер. Эксперты и специалисты Европейского Союза провели обучение по основам современ-ной экономики для всех заинтересованных лиц, в том числе бухгалтерскому учету, менеджменту, налогообложению, что в дальнейшем способствовало успешному бизнесу слушателям. Для того чтобы вовлечь как можно больше населения, особенно безработного, в различные формы деятельности, Европейский Союз разработал очень интересный проект по организации "бизнес-инкубатора" и созданию фондов малого кредитования, в первую очередь, для села. Этот проект начал действовать с весны 2001 г. в Алматинской и Актюбинской областях. Каждому фермеру, желающему открыть свое дело, предлагается небольшая сумма денег (минимальная сумма -несколько сот долларов) в виде беззалогового кредита для объединения их в общий фонд под коллективную ответствен-ность. Фермеры могут брать из общего фонда средства для закупки необходимых материалов. А после получения прибыли фермеры эти кредиты возвращают и могут брать новые, но уже намного большие - для дальнейшего развития. Участники фонда, прошедшие специальный курс, уже самостоятельно рассматривают заявки от односельчан, составляют списки желающих, распределяют кредиты по своему усмотрению и прочее.

В целом в рамках программы ТАСИС по поддержке мало-го и среднего бизнеса в Казахстане прошли обучение 1800 человек, которые получили необходимые знания и навыки для того, чтобы и дальше развивать малый и средний бизнес в РеспубликеКукеева Ф.Т. ТАСИС в Центральной Азии // Европейский Союз и Центральная Азия. - Алматы, 2000. .

В целях способствования развитию отношений в сфере бизнеса между Европейским Союзом и Казахстаном, а также поддержки и предоставления информации европейским компаниям, осуществляющим свою деятельность в Республике, и тем компаниям, которые рассматривают возможность осуще-ствления своей деятельности в Казахстане или инвестирования, была создана Европейская бизнес-ассоциация Казахстана (ЕВРОБАК). ЕВРОБАК является некоммерческой организа-цией, созданной по инициативе работающих и осуществляю-щих инвестиции в Казахстане компаний Европейского Союза и делегации Комиссии Европейского Союза для представи-тельства европейских деловых кругов в Республике.

Европейская бизнес-ассоциация Казахстана была создана в 1998 г. В настоящее время президентом ЕВРОБАК является Майкл Уилсон.

На сегодняшний день ЕВРОБАК насчитывает 51 членов, большинство их которых являются ведущими европейскими компаниями и организациями, базирующимися и осуществ-ляющими свою деятельность в Казахстане - "Бритиш Газ", "Эни Аджип", "ЭйБиЭн", "Амро Банк Казахстан", "Люфтганза", "КЛМ" и другие.

Создание ЕВРОБАК преследовало несколько конкретных целей и прежде всего представление в Казахстане точки зрения европейских деловых кругов посредством формирования авторитетного коллективного голоса.

Целями ЕВРОБАК являются развитие европейского биз-неса и коммерции в Казахстане. Кроме того, миссией Евро-пейской бизнес-ассоциации Казахстана является осуществле-ние мероприятий по расширению и укреплению контактов с казахстанскими правительственными и деловыми кругами, содействие расширению европейского бизнеса и торговли; а также популяризация имиджа Европейского Союза, являюще-гося одним из ключевых экономических партнеров Казахста-на в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕВРОБАК также служит информационным центром для тор-говых миссий, приезжающих в Казахстан и для компаний Ев-ропейского Союза, желающих получать самую свежую ин-формацию об осуществлении деятельности в Казахстане.

Для членов ЕВРОБАК предусмотрен ряд преимуществ. ЕВРОБАК поддерживает тесные контакты с организациями Европейского Союза в Казахстане, в том числе с представительством Комиссии Евросоюза в РК и руководством ЕС, а также с посольствами и консульствами стран ЕС, со страна-ми-претендентами на вступление в ЕС и Европейской ассоциацией свободной торговли. ЕВРОБАК принимает активное участие в консультациях с государственными органами Ка-захстана по отдельным вопросам, двусторонним контактам между ЕС и Казахстаном и представляет членам ассоциации возможности доступа к ресурсам ЕВРОБАК, отчетам и об-новленным данным о текущем положении в сотрудничестве между ЕС и РК и экономической политике Европейского Союза. ЕВРОБАК также организует регулярные ежемесячные брифинги и семинары с участием ключевых представителей политических и деловых кругов.

2.2.1. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику Республики является основой, одним из основных направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами. Самые значительные объемы инвестиций в Казахстане имеет Евро-пейский Союз. Доля прямых инвестиций стран-членов Евро-пейского Союза с 1993 г. по первый квартал 2001 г. составила около 34,2% (3479,5 миллионов американских долларов) от общего мирового объема инвестиций в казахстанскую эконо-мику.

Важной сферой для привлечения инвестиции стран-членов Европейского Союза является нефтегазовый сектор и цветная металлургия. Привлечение таких инвестиций в эко-номику Казахстана является объективно необходимым про-цессом. Это связано с ориентацией экономики Казахстана на рыночное хозяйствование, при котором резко повысилась по-требность Республики в разработке месторождений нефти, га-за, угля, черных и цветных руд, в развитии нефтегазовых промыслов, добычи минерального сырья, его переработки и, соответственно, повысилась потребность в привлечении ино-странных капиталовложений.

В последние несколько лет наблюдается возросший инте-рес со стороны стран-членов Европейского Союза к Каспий-скому региону и его будущему, в первую очередь - его энергоресурсам. Это объясняется тем, что в данное время во внешнеполитической стратегии европейских стран на повест-ке дня встал вопрос о создании единой Европы и необходи-мости выработки общеевропейской энергетической страте-гии, усиления конкуренции на мировых рынках, кризиса ази-атского финансового рынка. В этих условиях становится все ощутимее привлекательность Каспийского региона для Евро-пейского Союза

Значение Каспийского региона, как для Казахстана, так и для других европейских стран определяется его географиче-ским месторасположением и наличием на шельфе Каспийско-го моря огромных запасов углеводородов, т.е. нефти и газа. По данным Энергетического информационного управления США, запасы углеводородов на шельфе Каспийского моря и вокруг него составляют 178-191 миллиардов баррелей нефти, или 24-26 миллиардов тонн. Британские оценки нефтегазовых ресурсов намного скромнее и составляют 28 миллиардов баррелей нефти и 243 триллиона кубометров футов газа. Немец-кие оценки энергоресурсов Каспийского региона выглядят следующим образом: свыше 19 миллиардов тонн нефти и около 2300 миллиардов кубометров газа.

В настоящее время Казахстан занимает 13-е место в мире по объему разведанных запасов нефти, 26-е место уровню его добычи и 15-е по природному газу и конденсату. На террито-рии СНГ Казахстан является вторым по величине производи-телем нефти после Российской Федерации. Разведанные ре-сурсы углеводородов в казахстанском секторе Каспийского моря составляют 10,0 миллиардов баррелей нефти или 1,34 миллиардов тонн и 1500 миллиардов кубометров газа. Про-гнозируемые же резервы запасы оцениваются в пределах 85,0 миллиардов баррелей нефти или 11,5 миллиардов тонн и 2500 миллиардов кубометров газа. В июле 2000 г. было объявлено об открытии нефтяного месторождения в Восточном Кашагане; в случае подтверждения заявленных на нем объемов неф-ти в 7 миллиардов тонн Казахстан по углеводородным ресур-сам может войти в первую "пятерку" в мире и стать одним из ведущих производителей нефти в прикаспийском регионе. По запасам нефти Каспийское море уступает Персидскому зали-ву, но превышает Северное море в два раза. Таким образом, в ближайшие 5-10 лет у Республики есть все шансы войти в первую "десятку" среди 98 нефтедобывающих стран мира по уровню добычи нефти (при условии ее добычи 4 миллионов баррелей в день и гарантированном спросе), что составит не более 4% мировой добычи нефти

Страны-члены Европейского Союза, прежде всего, инве-стируют в энергетический сектор как более важный фактор при разработке планов маршрутов будущих нефтепроводов, которые, в свою очередь, определяются исключительно их экономической целесообразностью. В настоящее время суще-ствуют три проекта трубопроводов в районе Большого Кас-пия, в которых участвует Казахстан. Первый - это консорци-ум "Каспийский трубопровод" (КТК). Его маршрут лежит от Казахстана, Тенгизского месторождения, до Новороссийска. Протяженность КТК составляет 1.500 миль. Второй - Казах-стан-Китай (нефть из Западного Казахстана в Синьцзян, про-тяженностью в 3.700 милей и трубопровод Центральная Азия - Турция (газ из Туркменистана и потенциально из Казахста-на и Узбекистана через подводный трубопровод будет посту-пать через Азербайджан в Турцию с вероятным распростра-нением в Юго-Восточной Европе и далее). Протяженность Транскаспийского газового трубопровода составляет 1.300 милей.

Европейский Союз и некоторые европейские страны, в том числе и ФРГ, уже реально рассматривают возможность перехода с углеводородов из Северного моря и, частично, российских, на каспийские ресурсы. Представляется вполне вероятным, что в данном случае большое внимание будет уделяться инвестированию именно в нефтегазовый сектор. Выделяя главную мысль европейской концепции относитель-но Каспийского региона, можно констатировать, что Европа хотела бы превратить этот регион в энергетический тыл эко-номики Европейского Союза по аналогии с ролью Персидско-го залива для экономики США.

Исходя из стратегических интересов Европейского Союза, в рамках программы ТАСИС ЕС развернул проект транспор-тировки каспийской нефти ТРАСЕКА (транспортный коридор "Европа-Кавказ-Азия"). Данная программа технического со-действия, финансируемая Европейским Союзом, направлена на развитие транспортного коридора по направлению Запад-Восток из Европы с пересечением Черного моря через Кавказ и Каспийское море с выходом на Центральную Азию Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 ноября 2001 года N 1437 Отдельные вопросы реализации проектов Программы Развития Организации Объединенных Наций "Развитие региона Великого Шелкового пути" и технической помощи Европейского Союза "Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия". Про-грамму ТРАСЕКА называют "новым Шелковым путем". Казахстан играет важную роль в этом проекте. ТРАСЕКА явля-ется источником финансирования множества проектов, на-правленных на реконструкцию автомобильных и железных дорог, ведущих в центрально-азиатский регион.

Впервые программа ТРАСЕКА была рассмотрена на Брюссельской конференции в мае 1993 г., в которой приняли участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА (5 Республик Центральной Азии и 3 кавказские Республики). Европейский Союз предложил данную программу в качестве дополнительного маршрута, который дол-ьжен стать дополнением ко всем традиционным маршрутам.

Программа ТРАСЕКА соответствует глобальной страте-гии Европейского Союза относительно стран Центральной Азии и Кавказа и преследует следующие цели: г - оказывать поддержку политической и экономической независимости Республик путем увеличения возможности их выхода на европейский и мировой рынки через альтернатив-ные транспортные маршруты;

- способствовать дальнейшему региональному сотрудничеству между Республиками;

- усиливать использование программы ТАСИС ТРАСЕКА в качестве катализатора для привлечения международных финансовых учреждений (МФУ) и частных инвесторов;

- связать маршрут ТРАСЕКА с Трансевропейскими сетя-ми (TENs).

На сегодняшний день по программе ТРАСЕКА были про-финансированы 33 исследования технического содействия (на сумму 45 миллионов евро) и 13 инвестиционных проектов по реабилитации инфраструктуры (на сумму, около 65 миллионов евро).

Техническое содействие, оказанное через программу ТРАСЕКА, привлекает довольно крупные инвестиции со сто-роны международных финансовых учреждений, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который принял на себя обязательство по финансированию капиталь-ных проектов по портам, железным дорогам и автомобиль-ным дорогам по маршруту ТРАСЕКА на общую сумму более 250 миллионов долларов США и Всемирный Банк (ВБ), кото-рый принял обязательства по новым капитальным проектам по автомобильным дорогам в Армении и Грузии на общую сумму более 40 млн. долл. США. В дополнение, частные ин-весторы ЕС вовлечены в совместные предприятия с транс-портными кампаниями Центральной Азии и Кавказа.

Казахстан задействован в нескольких проектах техниче-ского содействия ТРАСЕКА, которые, прежде всего, включа-ют в себя компоненты экономического и финансового анали-за прединвестиционных исследований с целью выявления ре-альных масштабов необходимой финансовой и технической помощи. В данном направлении проектами ТРАСЕКА явля-лись следующие:

- "Обучение менеджменту в секторе транспорта". Общий бюджет проекта составил 900 тысяч евро. График осуществ-ления с декабря 1995 г. по октябрь 1996 г. Основная цель про-екта заключалась в обучении работников сферы эксплуатации рыночно ориентированным системам и административным процедурам. Во время обучения группа из 122 представите-лей среднего руководящего состава и преподавателей прошла обучение в течение 10 дней в Алматы, а затем отобранная группа из 35 человек прошла стажировку в Европе, где они посетили транспортные компании, учебные учреждения.

-"Законодательная и регулирующая структура транспор-та", общим бюджетом в 1,5 миллион евро. Проект был рассчитан на период с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. Общей целью проекта являлось оказание технического содействия и поддержка базы данных в области транспортного законода-тельства и создание правовой и институциональной обста-новки, ведущей к созданию хорошей практики управления.

- "Модель прогнозирования регионального движения". Бюджет проекта составил 700 тысяч евро на период с декабря 1995 г. по октябрь 1997 г. В рамках проекта была разработана новая инфраструктурная линия в Китай из Казахстана и новая железнодорожная линия Север-Юг из Актау через Туркмени-стан и Иран.

- "Интермодальные перевозки". С общим бюджетом в 500 тысяч евро проект был рассчитан на период с января 1996 г. по январь 1997 г. Основной целью были определены пред-ставление рекомендаций относительно проблем интермо-дального транспорта в области ТРАСЕКА и передача ноу-хау интермодальной технологии.

- "Внедрение систем контроля за состоянием дорожных покрытий". Проект действовал с декабря 1995 г. по декабрь 1997 г. с общим бюджетом в 2 млн. евро. Целью проекта яв-лялось знакомство региональных властей, занимающихся со-держанием дорог, с последними методами управления до-рожным покрытием, принятыми в Европейском Союзе, и обучение местных специалистов используемым приемам.

- "Услуги автомобильного транспорта (Центральная Азия)" с бюджетом в 700 тысяч евро. Данный проект был рассчитан на период с марта 1996 г. по октябрь 1997 г. i№ - "Содержание и ремонт подвижного состава". Проект *осуществлялся с апреля 1996 г. по июль 1997 г., общий бюд-жет -- 700 тысяч евро.

- "Содействие торговле в регионе ТРАСЕКА". Бюджет проекта составлял 980 тысяч евро и был рассчитан на период с март 1996 г. по сентябрь 1997 г. Основными целями проекта были определены внесение предложений по упрощенной системе и улучшение сотрудничества между таможенными вла-стями и экспедиторами во всем регионе.

- "Содержание и техническое обслуживание инфраструктуры железных дорог (Центральная Азия)" с бюджетом в 1,2 млн. евро. Проект осуществлялся с марта 1996 г. по март 1997 г. Основной целью проекта было определено технико-экономическое обоснование усовершенствования железной линии Актау-Бейнеу.

- "Структура межгосударственных железнодорожных та-рифов и расписания движения". Общий бюджет проекта со-ставлял в 1,5 млн. евро и был рассчитан на период с июля 1996 г. по февраль 1998 г.

- "Координационная группа ТРАСЕКА" с бюджетом в 1,65 млн. евро. График осуществления: сентябрь 1996 г. по август 1998 г. Фокус координации был значительно усовер-шенствован путем открытия суб-офиса в Алматы.

- "Реструктуризация железных дорог Центральной Азии и изучение вопросов коммуникации". Проект был рассчитан с августа 1997 г. по июль 1998 г. с общим бюджетом в 2 млн. евро.

- "Содержание автомобильных дорог". Общий бюджет - 2,5 млн. евро. График осуществления проекта с октября 1997г. по октябрь 1999 г.

- "Интермодальные услуги ТРАСЕКА" с бюджетом в 2 млн. евро, проект был рассчитан на период с июня 1998 г. по декабрь 1999 г Закон Республики Казахстан от 20 июля 1999 г. N 449-1 О ратификации Меморандума о финансировании между Республикой Казахстан и Европейским Союзом.

С января 2001 г. в Актау в рамках Программы ТРАСЕКА состоялось открытие нового инвестиционного проекта. Це-лью данного проекта является реконструкция паромного тер-минала актауского морского торгового порта. Безвозмездное инвестирование проекта составляет 2 млн. евро. Северная часть маршрута ТРАСЕКА проходит через морской торговый порт Актау, который имеет важное стратегическое значение для выполнения программы в целом. После семилетнего перерыва паромный терминал был открыт в июне 2000 г. Однако перевозки осуществляются в трудных условиях, используемое оборудование устарело, а транспортные нагрузки по-стоянно возрастают. Поэтому в рамках проекта проводятся восстановительные работы всех сооружений и узлов паромного терминала, которые в будущем позволят актаускому морскому порту решить задачу транспортировки грузов по маршруту Актау-Баку-Ноушахр в соответствии с общепризнанными мировыми стандартами.

Данный проект является важным шагом в развитии транс-портной сети, соединяющей Центральную Азию, Кавказ и Европу. Представители Европейского Союза подчеркивают особую важность морского торгового порта Актау для эконо-мики Казахстана, являющегося ключевым звеном национальной транспортной инфраструктуры для выхода на европейский и мировой рынки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.