![]() |
|
|
Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)Все это говорит о том, что истин-ная причина войны - ни диктаторский режим Саддама Хусейна (с этим тези-сом никто и не спорит), ни мифичес-кая угроза миру, исходящая от этого режима (кстати говоря, за годы своего пребывания во власти Дж. Буш-млад-ший с большой убедительностью дока-зал, что сформированный им режим, несмотря на всю патетику о демокра-тических ценностях, содержит в себе большую угрозу), ни наличие у Ирака оружия массового поражения (инспек-тора ООН подтвердили, что на терри-тории Ирака такового нет), а элемен-тарные экономические интересы даже не США, а крупных транснациональ-ных корпораций, за которыми отчет-ливо просматривается силуэт далеко не последних фигур из администрации Дж. Буша-младшего. Но есть еще одна, не менее, а воз-можно, и более значимая причина этой войны - личность самого президента Соединенных Штатов. Именно его ис-кренняя вера в «исключительность Аме-рики», в ее предназначение «сделать мир не только более безопасным, но и сделать его лучше, чем сейчас», его ис-ключительная набожность и олицетво-рение самого себя с неким мессией сыг-рали с Дж. Бушем злую шутку, сделав его всего лишь послушной марионеткой в руках стоящих за сценой кукловодов. Никто не оспаривает первенства Соединенных Штатов в современном мире. Международное сообщество бес-покоит другое: игнорирование США - страны, стоявшей у истоков формиро-вания современной системы междуна-родной безопасности, норм междуна-родного права, навязчивая идея об уни-кальности их роли, попытка навязать свои ценности другим странам и наро-дам, то, что США покушаются на са-мое святое в системе международных отношений - незыблемость государ-ственного суверенитета. И когда Дж. Буш с каким-то яростным упорством, достойным лучшего применения, гово-рит о войне и не желает слушать ника-ких аргументов, когда ООН использу-ется не как инструмент поиска мира, а как орган, придающий войне легитимные основания, когда Белый дом с не-скрываемой радостью воспринимает раскол Европы, когда в расчет не при-нимается политическая судьба даже ближайших союзников, возникает смутное ощущение того, что речь идет либо о каком-то известном лишь «по-священным» глобальном заговоре, це-лью которого является окончательный передел мира Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, с.20.. Во всяком случае, единственное, чего добился Белый дом, начав воен-ную операцию в Ираке, это политичес-кого раскола мирового сообщества. Причем в данном случае теория С. Хантингтона не сработала: произошел не цивилизационный, а политический и мировоззренческий раскол. Какие де-мократические ценности может прине-сти новая администрация США Ира-ку, если она сама и созданные в после-днее время «новые демократии» извра-тили само это понятие. За войну про-голосовали не страны, народы или кон-фессий, а кучка чиновников от поли-тики, которые, возможно, купились на обещание получить кусочек с барско-го стола. К сожалению, конкретные факты заставляют серьезно задуматься о глу-бинных мотивах современной полити-ки американской администрации, кото-рая под вполне осязаемые геополити-ческие и экономические интересы США пытается подложить некие мифологизи-рованные формулы. И действовать в со-ответствии с ними, что самое ужасное. Какие бы обоснования ни выдвигались в качестве аргументов войны США с Ираком, одно обстоятельство остается все-таки преобладающим, поскольку именно оно лишено всякого полити-ческого и экономического смысла и строится исключительно на эмоциональном уровне. Обстоятельство это связано с тем, что Саддам Хусейн - персональный враг клана Бушей. В политику, как это уже было не раз в истории, вторгается пресловутый фактор «роли личности в истории» 3.3. Внешнеполитические связи с Казахстаном.Развитие всесторонних отношений с крупнейшей державой современного мира - Соединенными Штатами Америки играет для Казахстана ключевую роль. Казахстан рассматривает эти отноше-ния в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продви-жением своих национальных интересов на международной арене. Это вызвано множеством факторов, среди которых наиболее важ-ные - политический вес Америки на международной арене, со-действие обеспечению региональной безопасности, привлечение американского капитала в казахстанскую экономику. Говоря о нашей стране, Президент США Б.Клинтон отметил, что "нефтяной экспорт Казахстана является ключом к его про-цветанию и, в конечном счете, к стабильности. Соединенные Штаты твердо поддерживают усилия вашей страны по созданию дополнительных экспортных трубопроводов. Мы надеемся, что эти усилия принесут плоды в ближайшем будущем, и будем про-должать поддержку этих усилий". Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. -А.: Онер, 2000. - с.486 Составной частью внешней политики США является эконо-мическая помощь новым независимым государствам на двусто-ронней основе, привлечение развитых западных стран и междуна-родных финансовых институтов к оказанию ими подобной помо-щи и поощрение американского частного сектора к инвестирова-нию в экономику этих государств. Начало казахстанско-американским отношениям было поло-жено 25 декабря 1991 г. официальным признанием США Респуб-лики Казахстан как суверенного государства. На следующий день, то есть 26 декабря, между двумя странами были установлены пол-номасштабные дипломатические отношения на уровне послов. Таким образом, США одними из первых признали Казахстан и первыми установили дипотношения, продемонстрировав тем са-мым свою заинтересованность в его утверждении в качестве неза-висимого государства. В начальный период в связи с угрозой распространения ору-жия массового поражения на пространстве бывшего СССР Казах-стан рассматривался Соединенными Штатами в увязке с тремя другими новыми независимыми государствами. США проводили линию на присоединение Беларуси, Казахстана и Украины к До-говору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядер-ных государств, отказа ими от ядерного оружия и его полного уничтожения. Тогда США преследовали три основные задачи при формиро-вании своей политики по отношению к данной группе государств. Во-первых, предотвратить распространение оружия массового по-ражения. Во-вторых, закрепить происшедшие трансформации пу-тем поддержки и продвижения демократических и общечелове-ческих ценностей. В-третьих, содействовать развитию рыночных реформ в новых независимых государствах. Повышенное внимание США к Казахстану определялось глав-ным образом наличием на территории нашего государства 104 са-мых современных и эффективных межконтинентальных баллис-тических ракет наземного базирования SS-18 и 1040 ядерных бое-головок к ним. Естественным было стремление Вашингтона ос-лабить угрозу своей безопасности и не допустить появления но-вых ядерных государств в лице тех, кто наследовал ядерное ору-жие бывшего СССР. Казахстан, со своей стороны, будучи последовательным сто-ронником идеи всеобщего ядерного разоружения, 22 мая 1992 г. в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегичес-ких наступательных вооружениях (СНВ-1) подписал Лиссабонс-кий протокол и взял на себя обязательство стать неядерным госу-дарством. При этом руководство Казахстана, сознавая важность' сотрудничества с США в процессе демонтажа и утилизации ядер-ного оружия, оценивало "ядерную составляющую" двусторонних отношений как преходящую и предпринимало последовательные шаги по созданию новой базы для долгосрочного и взаимовыгод-ного сотрудничества. Если США концентрировали внимание на ядерном аспекте отношений, то Казахстан с самого начала ставил вопросы развития торгово-экономического сотрудничества как гарантии укрепления независимости и безопасности страны. Фундамент казахстанско-американского сотрудничества был заложен в ходе первого официального визита Президента РК Н.На-зарбаева в США в мае 1992 г., когда главы двух государств объя-вили об установлении "новых отношений". Как показывает опыт последующих лет, концепция "новых отношений" была вызвана не просто появлением нового независимого государства, но уче-том потенциала наших государств и перспектив сотрудничества. В ходе визита были подписаны Соглашение о торговых отноше-ниях, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложе-ний, Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РК и США, Совместное заявление о заключении конвенции об избежании двойного налогообложения. С самого начала прямых контактов обе стороны исходили из того, что безопасность Казах-стана является одним из наиболее важных условий стабильности в Азии. В последующее время динамика двусторонних отношений на-чала нарастать. Так, в 1992 г. Казахстан посетил ряд делегаций из США. Это - делегация Комиссии Конгресса СИТА по безопасно-сти и сотрудничеству в Европе, сенаторы Крэнстон, Сэм Нанн и Ричард Лугар. В ходе контактов и переговоров американская сто-рона выразила готовность оказать финансовое и техническое со-действие Казахстану в вопросах демонтажа ядерного оружия и выделить на эти цели необходимые финансовые средства. Пози-тивное отношение было проявлено США и по вопросу обеспече-ния безопасности Казахстана. В декабре 1992 г. было подписано Соглашение о деятельности Корпуса мира США в Республике Казахстан, в соответствии с которым добровольцы из США приступили к оказанию помощи по осуществлению социальных и экономических реформ в Ка-захстане. Большую помощь получает наша страна по линии бла-готворительных и гуманитарных организаций. В сфере экономических отношений приоритеты отдаются ин-вестиционному сотрудничеству в области энергетики, транспор-та, строительства, горнодобывающей промышленности, телеком-муникаций. В феврале 1993 г. в результате обмена дипломатичес-кими нотами вступило в силу Соглашение о торговых отношени-ях. Казахстан и США приступили к развитию полномасштабного сотрудничества в области охраны окружающей среды в районе Аральского моря и Семипалатинской области. США обязались предоставить 15 млн. долларов на решение Аральской проблемы: оснащение медицинским оборудованием диагностического цент-ра в Кызылорде; питьевое водоснабжение, в частности, поставка и монтаж очистных сооружений; управление водными ресурсами. Для детального изучения и подготовки финансовой програм-мы стабилизации и восстановления Аральского моря в июне 1993 г. в регионе побывала миссия Мирового банка, которая приняла решение на первый этап программы выделить 212 млн. долларов, в том числе на казахстанскую часть Приаралья - 57 млн. долла-ров. Важным этапом в развитии казахстанско-американских отно-шений стал официальный визит в Алматы Вице-президента США А.Гора. В ходе состоявшихся переговоров было подписано Рамоч-ное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок меж-континентальных баллистических ракет и пять соглашений по его осуществлению. Парафированы Хартия о демократическом парт-нерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и произведен обмен ратификационными грамотами по Договору о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Дальнейшему расширению двусторонних отношений способ-ствовал официальный визит Президента Н.Назарбаева в США в феврале 1994 г. Главами двух государств была подписана "Хар-тия о демократическом партнерстве"- основополагающий доку-мент, создающий базу для развития и углубления партнерских отношений между Республикой Казахстан и США по всему ком-плексу двустороннего сотрудничества. Впервые в Хартии нашла официальное оформление позиция США, заключающаяся в том, что безопасность, независимость, суверенитет, территориальная целостность и демократическое развитие Республики Казахстан являются для Америки вопросами наивысшего значения. В Хартии указывается, что Казахстан, став первым государ-ством, ратифицировавшим Договор между СССР и США о сокра-щении и ограничении стратегических наступательных вооруже-ний (Договор о СНВ) в связи со статусом Республики Казахстан как государства-правопреемника бывшего Советского Союза, и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного ору-жия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, осуществил ценный вклад в международную безопасность и про-цесс контроля над вооружениями. Принципиально важное значение для безопасности Казахста-на имеет подтвержденное Соединенными Штатами обязательство вызвать немедленные действия Совета Безопасности ООН для оказания помощи нашей стране как государству-участнику ДНЯО, если наша страна станет жертвой акта агрессии или объектом уг-розы агрессии с использованием ядерного оружия. Хартия стала программным документом, определившим раз-витие широкомасштабного сотрудничества на долговременной основе между двумя странами практически по всем направлени-ям казахстанско-американского взаимодействия. Факт подписа-ния такого документа на высшем уровне, безусловно, имеет исто-рическое значение. Хартия документально подтвердила установ-ление партнерских взаимоотношений с самой мощной державой мира. Поэтому можно сказать, что данный официальный визит Н.Назарбаева в США стал вехой в международной политике Ка-захстана. Предусмотренные Хартией намерения развивать взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, обо-рону и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и куль-туру комплексно реализуются. Весной 1994 г. начался процесс привлечения американских частных компаний в проекты, осуществляемые в рамках широко-масштабной приватизации. Так, состоялось подписание договора о приватизации Шымкентской кондитерской фабрики, новым хозяином которой стала компания "Рейнольде Набиско", круп-нейший американский производитель продуктов питания и сига-рет. Шымкентская кондитерская фабрика стала вторым в нашей стране крупным объектом приватизации по индивидуальному проекту с привлечением иностранных инвесторов. Важнейшим аспектом казахстанско-американских отношений является сотрудничество по вопросам международной безопасно-сти. Казахстан вместе с США участвует в работе Специальной комиссии в связи с Договором о стратегических наступательных вооружениях и Договором о ракетах средней и меньшей дально-сти. В соответствии с Рамочным соглашением о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет предусматривается оказание содействия Казахстану в де-монтаже СНВ на территории Казахстана на общую сумму в 84,5 млн. долларов. Присоединение Казахстана к ДНЯО предусматри-вает выполнение процедур контрол за ядерной безопасностью со стороны МАГАТЭ, а также установление системы экспортного контроля над материалами двойного назначения. На нынешнем этапе двусторонних отношений особо важное значение уделялось устойчивости их качественного развития, рас-ширению правовой базы сотрудничества и активизации взаимо-действия практически по всему спектру отношений. Сейчас дей-ствует свыше пятидесяти двусторонних документов в политичес-кой, торгово-экономическои, социальной, научной и культурной областях. Отличительными чертами развития казахстанско-американских отношений в последнее время являлись их поступательность, возросшая качественная содержательность, конкретность и прак-тическая направленность взаимодействия по всему спектру обо-юдных интересов. Новый импульс казахстанско-американским отношениям при-дал ноябрьский (1997г.) визит Главы нашего государства в Соеди-ненные Штаты Америки. Визит был вызван объективной необхо-димостью приведения масштабов и качества казахстанско-американского сотрудничества в соответствие с их реальным потенциа-лом и новыми задачами. Основным итогом проведенных перего-воров и встреч стало выведение наших отношений на уровень стра-тегического партнерства, который, по признанию обеих сторон, является ключом к дальнейшему укреплению безопасности, не-зависимости, суверенитета, территориальной целостности и де-мократического развития Казахстана, а также стабильности и эко-номического процветания региона в целом. По результатам переговоров с Администрацией США подпи-сано 18 двусторонних документов, среди которых необходимо от-метить Программу действий по экономическому партнерству. Она не имеет аналогов в практике межгосударственных отношений и является весомым дополнением к принятой в 1994г. Хартии о де-мократическом партнерстве. В число подписанных документов также входят соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии и соглашение о взаимодействии и взаимной помощи между таможенными службами двух стран. Подписаны также два крупнейших коммерческих контракта по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторож-дения и по разделу продукции Каспийского шельфа. Заинтересованность американского бизнеса перекликается с нашим стремлением к обеспечению пропорционального развития всех отраслей экономики, особенно тех, которые станут в перспективе ключевыми элементами безопасности нашего молодого государства. Приоритетным является сотрудничество в сфере ком-муникаций, транспорта, горнодобывающей, перерабатывающей, химической, легкой промышленности, машиностроения, произ-водства высокотехнологичной продукции, продуктов питания, сельского хозяйства, туризма. Практически во всех этих секторах лидирующие позиции американских компаний неоспоримы. Они обладают необходимыми технологиями, средствами, опытом и новейшими методиками управления. Внешнеторговый оборот между Казахстаном и США в 1998г. составил 280 млн. долларов, при этом экспорт - 170 млн. долла-ров, импорт - 110 млн. долларов. Для сравнения в 1996 г. экс-порт составил 59,4 млн. долларов, а импорт - 66,3 млн. долларов. Основную номенклатуру экспорта занимают сырьевые ресур-сы, нефть, черные и цветные металлы, продукты неорганичес-кой химии. Причем экспорт стальной продукции по сравнению с 1997г. увеличился в 10 раз. В структуре импорта доминируют оборудование, потребительские товары. Объем американских инвестиций на начало 1999 года превы-шает 1,5 млрд. долларов и является крупнейшим в Центрально-азиатском регионе. В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 325 казахстанско-американских совместных предприятий и 96 компаний. В соответствии с Межправительственным соглашением по не-правительственным организациям (НПО), осуществляющим про-граммы помощи США для Казахстана, в республике функци-онируют свыше 50 американских НПО. Развитию двусторонней торговли способствовало подписание Президентом Б.Клинтоном определения о полном соответствии Республики Казахстан статьям поправки Джексона-Вэника к Тор-говому Акту 1974 года, разрешающим распространение режима наибольшего благоприятствования без ежегодного продления. США продолжали оказывать техническую помощь в вопросах вступления РК в ВТО. Вместе с тем, американская сторона обус-ловила свою поддержку решением Казахстаном следующих воп-росов: принятие более жестких обязательств по соблюдению по-ложений Бернской конвенции по защите прав интеллектуальной собственности; подготовка законов по антидемпингу, в области стандартов и сертификации. Большие перспективы в двусторонних отношениях связаны с сотрудничеством в нефтяной сфере. Сейчас США рассматривают Казахстан как государство, способное в среднесрочной перспек-тиве стать одним из крупных мировых экспортеров нефти. Доля казахстанской нефти на мировом рынке будет немалой за счет выхода на запланированный объем добычи на месторождении Тенгиз и введения в эксплуатацию месторождений на Каспийском шельфе. Большую роль в налаживании и развитии делового сотрудни-чества играет компания "Шеврон", одной из первых начавшая бизнес в нашей стране и на своем примере продемонстрировав-шая его потенциал. В США позитивно восприняли результаты деятельности компании в Казахстане. В результате деятельности СП "Тенгизшевройл" общий доход от добычи сырой нефти на Тенгизском и Королевском месторождениях в течение сорока лет должен составить 50 млрд. долларов. Начав освоение Тенгизского месторождения в 1993 г., "Шеврон" уже к концу 1997 г. обеспе-чил прибыль в более чем 80 млн. долларов. Получение прибыли за столь короткие сроки--это успех, какого компания не имела ни в одной другой стране, где ею ведутся разработки углеводород-ного сырья. Контракт положил начало процессу широкомасштабного вов-лечения американского капитала в казахстанскую экономику. Национальная нефтяная компания "Казахстанкаспийшельф" со-вместно с шестью крупными западными нефтяными корпорация-ми, в числе которых американские компании "Мобил Ойл Ком-пани", "Шелл", "Тексако", "Амоко", "Экссон" учредили между-народный консорциум по разработке шельфа Каспийского моря. В настоящее время в наши крупные проекты вовлечены практи-чески все ведущие нефтяные компании США. Серьезность пла-нов подтверждается тем, что их деятельность не ограничивается нефтедобычей, а включает в себя проекты комплексной перера-ботки сырья, создания локальной инфраструктуры, решения эко-логических, социальных вопросов на местах. В Казахстане уже работают такие американские компании, как "Эм-Си-Ай", "Спринт", "Ай-Би-Эм", "Эппл", "Моторолла", "Эй-Ти-энд-Ти", которые занимаются внедрением системы оптиково-волоконной связи, позволяющей не только улучшить качество передачи обычных видов телефонно-факсимильной связи, но и обеспечивать передачу компьютерной информации, графических изображений и видеосигналов. Потенциал для привлечения аме-риканских компаний, работающих в этой области, еще далеко не исчерпан. Нужно наращивать усилия по привлечению других ком-паний в эту сферу казахстанской экономики. Но уже сейчас обо-юдная деловая заинтересованность, открытость казахстанского внутреннего рынка для иностранного участия, а также обеспече-ние правительством конкурентной рыночной среды, где инвесто-ры пользуются равными с национальными компаниями правами, позволяют оптимистично оценивать перспективу включения Ка-захстана в мировую информационную систему. В области транспорта привлечение возможностей американс-ких компаний, занятых в сферах проектирования, строительства и управления транспортными магистралями и инфраструктурой, транспортного машиностроения, также весьма перспективно. Не менее важное значение для экономики нашей страны бу-дет иметь сотрудничество с компаниями США по развитию гор-нодобывающего и перерабатывающего комплекса. Наличие в Ка-захстане различных видов минерального сырья, спрос на которое на мировом рынке будет возрастать, является хорошей предпо-сылкой для двустороннего сотрудничества. Большой агропромышленный потенциал Казахстана заинте-ресовал американские компании "Артур Дэниеле Мидлэнд", "Джон Дирр", "Катерпиллар", "Ай-Си" в ведении бизнеса в об-ласти сельскохозяйственного производства, сельхозмашиностроения и производства продуктов питания. Немаловажной для экономики Казахстана является и пробле-ма подготовки и переподготовки кадров. По программе "Болашак", учрежденной Президентом РК, различным грантам и про-граммам студенческих обменов в американских высших учебных заведениях обучается несколько сотен казахстанских студентов. Отчетливо прослеживается настрой правительства США на содействие экономическому развитию в Казахстане, осуществле-нию реформы, реализации проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, финансов и услуг. Актив-на также роль американской стороны в мобилизации собствен-ных кредитов и средств международных финансовых институтов на конкретные проекты в Казахстане. Так, согласованы кредиты Всемирного банка на реформу финансового сектора в Казахстане, мелиорацию, восстановление Узеньского нефтегазового месторож-дения. Важной сферой двусторонних отношений является сотрудни-чество в оборонной сфере. Большая помощь оказана в оснащении военно-морского флота Казахстана 6 патрульными катерами. Ка-захстан включен в список стран, выразивших заинтересованность в получении военных изделий, снимаемых с вооружения ВМС США. Налаживается сотрудничество между министерствами оборо-ны РК и США. Развитие такого сотрудничества позволит привлечь средства американского частного сектора в оборонную сфе-ру Казахстана. Развитие казахстанско-американских отношений характеризу-ется устойчивостью и обусловлено рядом факторов геополити-ческого и экономико-стратегического характера. К настоящему времени в США понимают значение Казахстана как государства, в среднесрочной перспективе способного стать одним из ключе-вых экспортеров нефти на мировой рынок. Здесь отмечается стрем-ление Казахстана к реализации общепризнанных принципов меж-дународного сообщества в области политики, экономики и права. Отмечается возросший объем информации о Казахстане, распро-страняемой в Соединенных Штатах. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |