реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешнеполитическая стратегия США в период президентства Джорджа Буша (младшего)

Все это говорит о том, что истин-ная причина войны - ни диктаторский режим Саддама Хусейна (с этим тези-сом никто и не спорит), ни мифичес-кая угроза миру, исходящая от этого режима (кстати говоря, за годы своего пребывания во власти Дж. Буш-млад-ший с большой убедительностью дока-зал, что сформированный им режим, несмотря на всю патетику о демокра-тических ценностях, содержит в себе большую угрозу), ни наличие у Ирака оружия массового поражения (инспек-тора ООН подтвердили, что на терри-тории Ирака такового нет), а элемен-тарные экономические интересы даже не США, а крупных транснациональ-ных корпораций, за которыми отчет-ливо просматривается силуэт далеко не последних фигур из администрации Дж. Буша-младшего.

Но есть еще одна, не менее, а воз-можно, и более значимая причина этой войны - личность самого президента Соединенных Штатов. Именно его ис-кренняя вера в «исключительность Аме-рики», в ее предназначение «сделать мир не только более безопасным, но и сделать его лучше, чем сейчас», его ис-ключительная набожность и олицетво-рение самого себя с неким мессией сыг-рали с Дж. Бушем злую шутку, сделав его всего лишь послушной марионеткой в руках стоящих за сценой кукловодов. Никто не оспаривает первенства Соединенных Штатов в современном мире. Международное сообщество бес-покоит другое: игнорирование США - страны, стоявшей у истоков формиро-вания современной системы междуна-родной безопасности, норм междуна-родного права, навязчивая идея об уни-кальности их роли, попытка навязать свои ценности другим странам и наро-дам, то, что США покушаются на са-мое святое в системе международных отношений - незыблемость государ-ственного суверенитета. И когда Дж. Буш с каким-то яростным упорством, достойным лучшего применения, гово-рит о войне и не желает слушать ника-ких аргументов, когда ООН использу-ется не как инструмент поиска мира, а как орган, придающий войне легитимные основания, когда Белый дом с не-скрываемой радостью воспринимает раскол Европы, когда в расчет не при-нимается политическая судьба даже ближайших союзников, возникает смутное ощущение того, что речь идет либо о каком-то известном лишь «по-священным» глобальном заговоре, це-лью которого является окончательный передел мира Муташев С. Боже, храни Америку. // Континент, №8, с.20..

Во всяком случае, единственное, чего добился Белый дом, начав воен-ную операцию в Ираке, это политичес-кого раскола мирового сообщества. Причем в данном случае теория С. Хантингтона не сработала: произошел не цивилизационный, а политический и мировоззренческий раскол. Какие де-мократические ценности может прине-сти новая администрация США Ира-ку, если она сама и созданные в после-днее время «новые демократии» извра-тили само это понятие. За войну про-голосовали не страны, народы или кон-фессий, а кучка чиновников от поли-тики, которые, возможно, купились на обещание получить кусочек с барско-го стола.

К сожалению, конкретные факты заставляют серьезно задуматься о глу-бинных мотивах современной полити-ки американской администрации, кото-рая под вполне осязаемые геополити-ческие и экономические интересы США пытается подложить некие мифологизи-рованные формулы. И действовать в со-ответствии с ними, что самое ужасное.

Какие бы обоснования ни выдвигались в качестве аргументов войны США с Ираком, одно обстоятельство остается все-таки преобладающим, поскольку именно оно лишено всякого полити-ческого и экономического смысла и строится исключительно на эмоциональном уровне. Обстоятельство это связано с тем, что Саддам Хусейн - персональный враг клана Бушей. В политику, как это уже было не раз в истории, вторгается пресловутый фактор «роли личности в истории»

3.3. Внешнеполитические связи с Казахстаном.

Развитие всесторонних отношений с крупнейшей державой современного мира - Соединенными Штатами Америки играет для Казахстана ключевую роль. Казахстан рассматривает эти отноше-ния в качестве долгосрочного приоритета, связанного с продви-жением своих национальных интересов на международной арене. Это вызвано множеством факторов, среди которых наиболее важ-ные - политический вес Америки на международной арене, со-действие обеспечению региональной безопасности, привлечение американского капитала в казахстанскую экономику.

Говоря о нашей стране, Президент США Б.Клинтон отметил, что "нефтяной экспорт Казахстана является ключом к его про-цветанию и, в конечном счете, к стабильности. Соединенные Штаты твердо поддерживают усилия вашей страны по созданию дополнительных экспортных трубопроводов. Мы надеемся, что эти усилия принесут плоды в ближайшем будущем, и будем про-должать поддержку этих усилий". Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. -А.: Онер, 2000. - с.486

Составной частью внешней политики США является эконо-мическая помощь новым независимым государствам на двусто-ронней основе, привлечение развитых западных стран и междуна-родных финансовых институтов к оказанию ими подобной помо-щи и поощрение американского частного сектора к инвестирова-нию в экономику этих государств.

Начало казахстанско-американским отношениям было поло-жено 25 декабря 1991 г. официальным признанием США Респуб-лики Казахстан как суверенного государства. На следующий день, то есть 26 декабря, между двумя странами были установлены пол-номасштабные дипломатические отношения на уровне послов.

Таким образом, США одними из первых признали Казахстан и первыми установили дипотношения, продемонстрировав тем са-мым свою заинтересованность в его утверждении в качестве неза-висимого государства.

В начальный период в связи с угрозой распространения ору-жия массового поражения на пространстве бывшего СССР Казах-стан рассматривался Соединенными Штатами в увязке с тремя другими новыми независимыми государствами. США проводили линию на присоединение Беларуси, Казахстана и Украины к До-говору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядер-ных государств, отказа ими от ядерного оружия и его полного уничтожения.

Тогда США преследовали три основные задачи при формиро-вании своей политики по отношению к данной группе государств. Во-первых, предотвратить распространение оружия массового по-ражения. Во-вторых, закрепить происшедшие трансформации пу-тем поддержки и продвижения демократических и общечелове-ческих ценностей. В-третьих, содействовать развитию рыночных реформ в новых независимых государствах.

Повышенное внимание США к Казахстану определялось глав-ным образом наличием на территории нашего государства 104 са-мых современных и эффективных межконтинентальных баллис-тических ракет наземного базирования SS-18 и 1040 ядерных бое-головок к ним. Естественным было стремление Вашингтона ос-лабить угрозу своей безопасности и не допустить появления но-вых ядерных государств в лице тех, кто наследовал ядерное ору-жие бывшего СССР.

Казахстан, со своей стороны, будучи последовательным сто-ронником идеи всеобщего ядерного разоружения, 22 мая 1992 г. в качестве одной из равноправных сторон Договора о стратегичес-ких наступательных вооружениях (СНВ-1) подписал Лиссабонс-кий протокол и взял на себя обязательство стать неядерным госу-дарством. При этом руководство Казахстана, сознавая важность' сотрудничества с США в процессе демонтажа и утилизации ядер-ного оружия, оценивало "ядерную составляющую" двусторонних отношений как преходящую и предпринимало последовательные шаги по созданию новой базы для долгосрочного и взаимовыгод-ного сотрудничества. Если США концентрировали внимание на ядерном аспекте отношений, то Казахстан с самого начала ставил вопросы развития торгово-экономического сотрудничества как гарантии укрепления независимости и безопасности страны.

Фундамент казахстанско-американского сотрудничества был заложен в ходе первого официального визита Президента РК Н.На-зарбаева в США в мае 1992 г., когда главы двух государств объя-вили об установлении "новых отношений". Как показывает опыт последующих лет, концепция "новых отношений" была вызвана не просто появлением нового независимого государства, но уче-том потенциала наших государств и перспектив сотрудничества. В ходе визита были подписаны Соглашение о торговых отноше-ниях, Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложе-ний, Меморандум о взаимопонимании между Правительствами РК и США, Совместное заявление о заключении конвенции об избежании двойного налогообложения. С самого начала прямых контактов обе стороны исходили из того, что безопасность Казах-стана является одним из наиболее важных условий стабильности в Азии.

В последующее время динамика двусторонних отношений на-чала нарастать. Так, в 1992 г. Казахстан посетил ряд делегаций из США. Это - делегация Комиссии Конгресса СИТА по безопасно-сти и сотрудничеству в Европе, сенаторы Крэнстон, Сэм Нанн и Ричард Лугар. В ходе контактов и переговоров американская сто-рона выразила готовность оказать финансовое и техническое со-действие Казахстану в вопросах демонтажа ядерного оружия и выделить на эти цели необходимые финансовые средства. Пози-тивное отношение было проявлено США и по вопросу обеспече-ния безопасности Казахстана.

В декабре 1992 г. было подписано Соглашение о деятельности Корпуса мира США в Республике Казахстан, в соответствии с которым добровольцы из США приступили к оказанию помощи по осуществлению социальных и экономических реформ в Ка-захстане. Большую помощь получает наша страна по линии бла-готворительных и гуманитарных организаций.

В сфере экономических отношений приоритеты отдаются ин-вестиционному сотрудничеству в области энергетики, транспор-та, строительства, горнодобывающей промышленности, телеком-муникаций. В феврале 1993 г. в результате обмена дипломатичес-кими нотами вступило в силу Соглашение о торговых отношени-ях.

Казахстан и США приступили к развитию полномасштабного сотрудничества в области охраны окружающей среды в районе Аральского моря и Семипалатинской области. США обязались предоставить 15 млн. долларов на решение Аральской проблемы: оснащение медицинским оборудованием диагностического цент-ра в Кызылорде; питьевое водоснабжение, в частности, поставка и монтаж очистных сооружений; управление водными ресурсами.

Для детального изучения и подготовки финансовой програм-мы стабилизации и восстановления Аральского моря в июне 1993 г. в регионе побывала миссия Мирового банка, которая приняла решение на первый этап программы выделить 212 млн. долларов, в том числе на казахстанскую часть Приаралья - 57 млн. долла-ров.

Важным этапом в развитии казахстанско-американских отно-шений стал официальный визит в Алматы Вице-президента США А.Гора. В ходе состоявшихся переговоров было подписано Рамоч-ное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок меж-континентальных баллистических ракет и пять соглашений по его осуществлению. Парафированы Хартия о демократическом парт-нерстве, Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники и произведен обмен ратификационными грамотами по Договору о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Дальнейшему расширению двусторонних отношений способ-ствовал официальный визит Президента Н.Назарбаева в США в феврале 1994 г. Главами двух государств была подписана "Хар-тия о демократическом партнерстве"- основополагающий доку-мент, создающий базу для развития и углубления партнерских отношений между Республикой Казахстан и США по всему ком-плексу двустороннего сотрудничества. Впервые в Хартии нашла официальное оформление позиция США, заключающаяся в том, что безопасность, независимость, суверенитет, территориальная целостность и демократическое развитие Республики Казахстан являются для Америки вопросами наивысшего значения.

В Хартии указывается, что Казахстан, став первым государ-ством, ратифицировавшим Договор между СССР и США о сокра-щении и ограничении стратегических наступательных вооруже-ний (Договор о СНВ) в связи со статусом Республики Казахстан как государства-правопреемника бывшего Советского Союза, и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного ору-жия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием, осуществил ценный вклад в международную безопасность и про-цесс контроля над вооружениями.

Принципиально важное значение для безопасности Казахста-на имеет подтвержденное Соединенными Штатами обязательство вызвать немедленные действия Совета Безопасности ООН для оказания помощи нашей стране как государству-участнику ДНЯО, если наша страна станет жертвой акта агрессии или объектом уг-розы агрессии с использованием ядерного оружия.

Хартия стала программным документом, определившим раз-витие широкомасштабного сотрудничества на долговременной основе между двумя странами практически по всем направлени-ям казахстанско-американского взаимодействия. Факт подписа-ния такого документа на высшем уровне, безусловно, имеет исто-рическое значение. Хартия документально подтвердила установ-ление партнерских взаимоотношений с самой мощной державой мира. Поэтому можно сказать, что данный официальный визит Н.Назарбаева в США стал вехой в международной политике Ка-захстана.

Предусмотренные Хартией намерения развивать взаимодействие во всех областях, включая политику, торговлю и экономику, обо-рону и безопасность, науку, экологию, здравоохранение и куль-туру комплексно реализуются.

Весной 1994 г. начался процесс привлечения американских частных компаний в проекты, осуществляемые в рамках широко-масштабной приватизации. Так, состоялось подписание договора о приватизации Шымкентской кондитерской фабрики, новым хозяином которой стала компания "Рейнольде Набиско", круп-нейший американский производитель продуктов питания и сига-рет. Шымкентская кондитерская фабрика стала вторым в нашей стране крупным объектом приватизации по индивидуальному проекту с привлечением иностранных инвесторов.

Важнейшим аспектом казахстанско-американских отношений является сотрудничество по вопросам международной безопасно-сти. Казахстан вместе с США участвует в работе Специальной комиссии в связи с Договором о стратегических наступательных вооружениях и Договором о ракетах средней и меньшей дально-сти. В соответствии с Рамочным соглашением о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет предусматривается оказание содействия Казахстану в де-монтаже СНВ на территории Казахстана на общую сумму в 84,5 млн. долларов. Присоединение Казахстана к ДНЯО предусматри-вает выполнение процедур контрол за ядерной безопасностью со стороны МАГАТЭ, а также установление системы экспортного контроля над материалами двойного назначения.

На нынешнем этапе двусторонних отношений особо важное значение уделялось устойчивости их качественного развития, рас-ширению правовой базы сотрудничества и активизации взаимо-действия практически по всему спектру отношений. Сейчас дей-ствует свыше пятидесяти двусторонних документов в политичес-кой, торгово-экономическои, социальной, научной и культурной областях.

Отличительными чертами развития казахстанско-американских отношений в последнее время являлись их поступательность, возросшая качественная содержательность, конкретность и прак-тическая направленность взаимодействия по всему спектру обо-юдных интересов.

Новый импульс казахстанско-американским отношениям при-дал ноябрьский (1997г.) визит Главы нашего государства в Соеди-ненные Штаты Америки. Визит был вызван объективной необхо-димостью приведения масштабов и качества казахстанско-американского сотрудничества в соответствие с их реальным потенциа-лом и новыми задачами. Основным итогом проведенных перего-воров и встреч стало выведение наших отношений на уровень стра-тегического партнерства, который, по признанию обеих сторон, является ключом к дальнейшему укреплению безопасности, не-зависимости, суверенитета, территориальной целостности и де-мократического развития Казахстана, а также стабильности и эко-номического процветания региона в целом.

По результатам переговоров с Администрацией США подпи-сано 18 двусторонних документов, среди которых необходимо от-метить Программу действий по экономическому партнерству. Она не имеет аналогов в практике межгосударственных отношений и является весомым дополнением к принятой в 1994г. Хартии о де-мократическом партнерстве. В число подписанных документов также входят соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии и соглашение о взаимодействии и взаимной помощи между таможенными службами двух стран. Подписаны также два крупнейших коммерческих контракта по освоению Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторож-дения и по разделу продукции Каспийского шельфа.

Заинтересованность американского бизнеса перекликается с нашим стремлением к обеспечению пропорционального развития всех отраслей экономики, особенно тех, которые станут в перспективе ключевыми элементами безопасности нашего молодого государства. Приоритетным является сотрудничество в сфере ком-муникаций, транспорта, горнодобывающей, перерабатывающей, химической, легкой промышленности, машиностроения, произ-водства высокотехнологичной продукции, продуктов питания, сельского хозяйства, туризма. Практически во всех этих секторах лидирующие позиции американских компаний неоспоримы. Они обладают необходимыми технологиями, средствами, опытом и новейшими методиками управления.

Внешнеторговый оборот между Казахстаном и США в 1998г. составил 280 млн. долларов, при этом экспорт - 170 млн. долла-ров, импорт - 110 млн. долларов. Для сравнения в 1996 г. экс-порт составил 59,4 млн. долларов, а импорт - 66,3 млн. долларов. Основную номенклатуру экспорта занимают сырьевые ресур-сы, нефть, черные и цветные металлы, продукты неорганичес-кой химии. Причем экспорт стальной продукции по сравнению с 1997г. увеличился в 10 раз. В структуре импорта доминируют оборудование, потребительские товары.

Объем американских инвестиций на начало 1999 года превы-шает 1,5 млрд. долларов и является крупнейшим в Центрально-азиатском регионе.

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 325 казахстанско-американских совместных предприятий и 96 компаний. В соответствии с Межправительственным соглашением по не-правительственным организациям (НПО), осуществляющим про-граммы помощи США для Казахстана, в республике функци-онируют свыше 50 американских НПО.

Развитию двусторонней торговли способствовало подписание Президентом Б.Клинтоном определения о полном соответствии Республики Казахстан статьям поправки Джексона-Вэника к Тор-говому Акту 1974 года, разрешающим распространение режима наибольшего благоприятствования без ежегодного продления.

США продолжали оказывать техническую помощь в вопросах вступления РК в ВТО. Вместе с тем, американская сторона обус-ловила свою поддержку решением Казахстаном следующих воп-росов: принятие более жестких обязательств по соблюдению по-ложений Бернской конвенции по защите прав интеллектуальной собственности; подготовка законов по антидемпингу, в области стандартов и сертификации.

Большие перспективы в двусторонних отношениях связаны с сотрудничеством в нефтяной сфере. Сейчас США рассматривают Казахстан как государство, способное в среднесрочной перспек-тиве стать одним из крупных мировых экспортеров нефти. Доля казахстанской нефти на мировом рынке будет немалой за счет выхода на запланированный объем добычи на месторождении Тенгиз и введения в эксплуатацию месторождений на Каспийском шельфе.

Большую роль в налаживании и развитии делового сотрудни-чества играет компания "Шеврон", одной из первых начавшая бизнес в нашей стране и на своем примере продемонстрировав-шая его потенциал. В США позитивно восприняли результаты деятельности компании в Казахстане. В результате деятельности СП "Тенгизшевройл" общий доход от добычи сырой нефти на Тенгизском и Королевском месторождениях в течение сорока лет должен составить 50 млрд. долларов. Начав освоение Тенгизского месторождения в 1993 г., "Шеврон" уже к концу 1997 г. обеспе-чил прибыль в более чем 80 млн. долларов. Получение прибыли за столь короткие сроки--это успех, какого компания не имела ни в одной другой стране, где ею ведутся разработки углеводород-ного сырья.

Контракт положил начало процессу широкомасштабного вов-лечения американского капитала в казахстанскую экономику. Национальная нефтяная компания "Казахстанкаспийшельф" со-вместно с шестью крупными западными нефтяными корпорация-ми, в числе которых американские компании "Мобил Ойл Ком-пани", "Шелл", "Тексако", "Амоко", "Экссон" учредили между-народный консорциум по разработке шельфа Каспийского моря.

В настоящее время в наши крупные проекты вовлечены практи-чески все ведущие нефтяные компании США. Серьезность пла-нов подтверждается тем, что их деятельность не ограничивается нефтедобычей, а включает в себя проекты комплексной перера-ботки сырья, создания локальной инфраструктуры, решения эко-логических, социальных вопросов на местах.

В Казахстане уже работают такие американские компании, как "Эм-Си-Ай", "Спринт", "Ай-Би-Эм", "Эппл", "Моторолла", "Эй-Ти-энд-Ти", которые занимаются внедрением системы оптиково-волоконной связи, позволяющей не только улучшить качество передачи обычных видов телефонно-факсимильной связи, но и обеспечивать передачу компьютерной информации, графических изображений и видеосигналов. Потенциал для привлечения аме-риканских компаний, работающих в этой области, еще далеко не исчерпан. Нужно наращивать усилия по привлечению других ком-паний в эту сферу казахстанской экономики. Но уже сейчас обо-юдная деловая заинтересованность, открытость казахстанского внутреннего рынка для иностранного участия, а также обеспече-ние правительством конкурентной рыночной среды, где инвесто-ры пользуются равными с национальными компаниями правами, позволяют оптимистично оценивать перспективу включения Ка-захстана в мировую информационную систему.

В области транспорта привлечение возможностей американс-ких компаний, занятых в сферах проектирования, строительства и управления транспортными магистралями и инфраструктурой, транспортного машиностроения, также весьма перспективно.

Не менее важное значение для экономики нашей страны бу-дет иметь сотрудничество с компаниями США по развитию гор-нодобывающего и перерабатывающего комплекса. Наличие в Ка-захстане различных видов минерального сырья, спрос на которое на мировом рынке будет возрастать, является хорошей предпо-сылкой для двустороннего сотрудничества.

Большой агропромышленный потенциал Казахстана заинте-ресовал американские компании "Артур Дэниеле Мидлэнд", "Джон Дирр", "Катерпиллар", "Ай-Си" в ведении бизнеса в об-ласти сельскохозяйственного производства, сельхозмашиностроения и производства продуктов питания.

Немаловажной для экономики Казахстана является и пробле-ма подготовки и переподготовки кадров. По программе "Болашак", учрежденной Президентом РК, различным грантам и про-граммам студенческих обменов в американских высших учебных заведениях обучается несколько сотен казахстанских студентов.

Отчетливо прослеживается настрой правительства США на содействие экономическому развитию в Казахстане, осуществле-нию реформы, реализации проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, финансов и услуг. Актив-на также роль американской стороны в мобилизации собствен-ных кредитов и средств международных финансовых институтов на конкретные проекты в Казахстане. Так, согласованы кредиты Всемирного банка на реформу финансового сектора в Казахстане, мелиорацию, восстановление Узеньского нефтегазового месторож-дения.

Важной сферой двусторонних отношений является сотрудни-чество в оборонной сфере. Большая помощь оказана в оснащении военно-морского флота Казахстана 6 патрульными катерами. Ка-захстан включен в список стран, выразивших заинтересованность в получении военных изделий, снимаемых с вооружения ВМС США.

Налаживается сотрудничество между министерствами оборо-ны РК и США. Развитие такого сотрудничества позволит привлечь средства американского частного сектора в оборонную сфе-ру Казахстана.

Развитие казахстанско-американских отношений характеризу-ется устойчивостью и обусловлено рядом факторов геополити-ческого и экономико-стратегического характера. К настоящему времени в США понимают значение Казахстана как государства, в среднесрочной перспективе способного стать одним из ключе-вых экспортеров нефти на мировой рынок. Здесь отмечается стрем-ление Казахстана к реализации общепризнанных принципов меж-дународного сообщества в области политики, экономики и права. Отмечается возросший объем информации о Казахстане, распро-страняемой в Соединенных Штатах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.