реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Структуры экономического дискурса во французском языке. Роль коннекторов в построении аргументации

Структуры экономического дискурса во французском языке. Роль коннекторов в построении аргументации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.А. ДОБРОЛЮБОВА

Переводческий факультет

Кафедра теории и практики перевода французского языка

Галкин Станислав Алексеевич

СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ. РОЛЬ

КОННЕКТОРОВ В ПОСТРОЕНИИ АРГУМЕНТАЦИИ.

Выпускная квалификационная работа

Специальность ПЕРЕВОД И ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЕ

Нижний Новгород

2003

Работа выполнена на кафедре теории и практики перевода французского

языка Нижегородского государственного лингвистического университета им.

Н.А. Добролюбова.

Научный руководитель – кандидат филологических наук, Е.В.

Колотилкин

Официальный рецензент – доктор филологических наук, профессор О.С.

Сапожникова

Работа допускается к защите

Заведующий кафедрой

« »……………………2003 года О.С. Сапожникова

Защита состоится « »………………….2003 года

Оценка защиты выпускной квалификационной работы

Государственной аттестационной комиссией – «

»

Председатель ГАК …………………………………..

Оглавление

|Введение |4 |

|Глава 1 Теоретические основы организации текста. |6 |

| | |

|1.1 Становление лингвистики текста её суть. |6 |

|1.2 Текст в процессе коммуникации. |8 |

|1.3 Микротекст и макро текст. Сверхфразовое единство |9 |

|1.4 Категории текста. |11 |

|1.5 Когезия текста. |22 |

|Глава 2. Логические коннекторы как средство обеспечения | |

|связности текста. |25 |

| | |

|2.1 Основные идеи теории аргументации |25 |

|2.2 Общий механизм построения аргументации при помощи | |

|коннекторов |29 |

|2.3 Классификация аргументативных коннекторов |32 |

|Глава 3. Анализ характерного употребления наиболее часто | |

|встречающихся аргументативных коннекторов |37 |

| | |

|3.1 Модели построения аргументации при помощи коннектора Or |37 |

|3.2 Модели построения аргументации при помощи коннектора ainsi |42 |

|3.3 Модели построения аргументации при помощи коннектора par | |

|contre |44 |

|3.4 Модели построения аргументации при помощи коннектора Meme |46 |

|3.5 Модели построения аргументации при помощи коннектора Mais |48 |

|3.6 Модели построения аргументации при помощи коннектора | |

|D’ailleurs |51 |

|3.7 Модели построения аргументации при помощи коннектора En |54 |

|effet |57 |

|3.8 Certes…mais |58 |

|3.9 Модели построения аргументации при помощи коннектора Si |60 |

|3.10 Построение аргументации при помощи структуры Si … c’est | |

|que | |

| | |

|Заключение |62 |

|Библиография |63 |

|Приложения |66 |

| | |

Введение

Данная дипломная работа посвящена анализу моделей построения

экономического дискурса во французском языке при помощи аргументативных

(логических) коннекторов.

Актуальность настоящей работы связана с недостаточным вниманием,

которое уделяется изучению конекторов при обучении французскому языку.

Однако, логические коннекторы играют далеко не последнюю роль в обеспечении

когезии текста, и неправильное их употребление может нарушить логику

повествования, что абсолютно недопустимо при составлении на французском

языке и при переводе на него деловых писем, научных статей и друго рода

документов.

Цель написания данной дипломной работы – изучить способы организации

аргументации при помощи логических коннекторов.

При на написании работы были поставлены следующие задачи:

. Рассмотреть особенности реализации когезии как текстовой

категории при помощи коннекторов

. Проанализировать модели аргументации на основе логических

коннекторов

. Представить типологию коннекторов

. Изучить основные отношения, выражаемые наиболее интересными

коннекторами

. Выявить частотность употребления аргументативных коннекторов

Достижение поставленной цели и указанных задач осуществлялось

посредством описательно-аналитического метода с элементами дистрибутивного

анализа, а также путем моделирования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой

литературы, а также включает приложения.

В первой главе рассматриваются общие вопросы, связанные с лингвистикой

текста, а также рассматриваются текстовые категории.

Вторая глава представляет собой краткое описание теории аргументации,

разработанной двумя французскими лингвистами Ж.-К. Анкомбром и О. Дюкро.

Именно эти лингвисты в рамках своей теории дали подробный анализ

употребления логических коннекторов.

Третья глава имеет практический характер и посвящена рассмотрению

наиболее интересных в употреблении и чоасто встречающихся логических

коннекторов.

Глава 1

Теоретические основы организации текста

1. Становление лингвистики текста её суть

Становление лингвистики текста как особой лингвистической дисциплины

относится, главным образом, к 60-м годам двадцатого столетия, и оно пока

ещё не может считаться завершенным. Предмет этой науки не определен в

общепринятом виде, а потому нет и четких критериев, которые могли бы

отличить лингвистику текста от смежных наук – риторики, поэтики,

стилистики, теории речевой деятельности, и прагмалингвистики.

Лингвистика текста находится лишь на пути признания ее в качестве

раздела общего языкознания, и совершенно естественно, что многие категории

текста еще не получили достаточно ясного освещения, а некоторые из них

вообще не признаются категориями, хотя без них невозможно представить себе

сам текст в его типологических чертах. Тем не менее, исследования,

проводимые в нашей стране и за рубежом, уже дали ощутимые результаты, а их

выводы могут быть положены в основу более детальной разработки

характеристик общей лингвистики текста.

Текст понимается и определяется лингвистами по-разному. И.Гальперин

так раскрывает это понятие: “Текст – это произведение речетворческого

процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного

документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа

произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц

(сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической,

грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную

целенаправленность и прагматическую установку”. [1, с.14] Из этого

определения следует, что под текстом необходимо понимать не фиксированную

на бумаге всегда спонтанную и непоследовательную устную речь, а особую,

определенным образом организованную разновидность речетворчества

(позаимствуем этот термин у Гальперина), имеющую свои параметры, отличные

от параметров устной речи. Можно привести целый ряд определений понятия

«текст», но, при условии их состоятельности, в этом нет смысла, ибо идеи,

которые эти определения содержат – суть одни и те же, но выраженные в

разной форме.

Чем объяснить возникший интерес к тексту? Теснота рамок предложения

заставила лингвистов задуматься о его несостоятельности как единицы

коммуникации. От языка как бесчисленного множества слов перешли к пониманию

того, что не только в словосочетаниях и предложении соблюдаются правила

построения, но и более крупные единицы (текст) тоже организуются не

случайным образом. Возникло понятие «дискурс», но единого понимания этого

термина не сложилось. (Будем понимать под дискурсом текст и правила его

организации, то есть некое конкретное проявление функционального стиля.

(Поскольку анализ употребления логических коннекторов строится на анализе

конкретных их употреблений, далее в настоящей работе будет употребляться

понятие «текст»). Было бы логичным предположить, что изначально любая

языковая единица, как и текст, функционирует в соответствии с определенным

набором правил.

Итак, будем исходить из двух тезисов:

. Текст-единица коммуникации

. Текст организуется в соответствии с набором правил

Рассмотрим природу текста как коммуникативной единицы.

2. Текст в процессе коммуникации.

В процессе своей деятельности человек открывает объективные законы

существования и закрепляет их в своём сознании. Необходимость передавать

знания и сообщать различного рода информацию привела к возникновению языка.

Общественный характер деятельности человека обусловил общественный

характер его речевой деятельности. Именно благодаря этому характеру речевой

деятельности осуществляется общение между людьми, координируются их

действия, и организовывается жизнь всего общества. В связи с большой

значимостью языка как средства обеспечения общения между людьми его

коммуникативный аспект представляется наиболее существенным. Именно

благодаря нему обеспечивается взаимопонимание и целенаправленная

деятельность членов общества. Вне зависимости от формы, в которой выступает

коммуникация (устная или письменная), основной единицей общения является

текст, под которым понимают иерархически сложное целостное построение,

обладающее единством и связностью. Правильное понимание речевого сообщения

возможно лишь при условии одинакового механизма декодирования языковой

информации как у адресата, так и адресанта. Иными словами, информация,

содержащаяся в речевом сообщении, будет восприниматься правильно при

условии её представления в привычной для адресата форме и организации в

соответствии с нормами, структурами и моделями, присущими языку общения.

Итак, текст – система. Текст представляет собой некое завершенное

сообщение, обладающее своим содержанием, организованное по одной из

абстрактных моделей, существующих в языке, и характеризуемое своими

отличительными признаками.

Содержание применительно к тексту приобретает свое терминологическое

употребление, отличное от понятий “смысл” и “значение”. Содержание как

термин грамматики текста будет относиться лишь к информации, заключенной в

тексте в целом; смысл – к мысли, сообщению, заключенным в предложении или в

сверхфразовом единстве; значения – к морфемам, словам, словосочетаниям,

синтаксическим конструкциям. Существенное различие между смыслом и

содержанием заключается в том, что «смысл по своей природе не

коммуникативен или же коммуникативен потенциально. Содержание по-своему

назначению коммуникативно, поскольку оно обладает признаком завершенности».

1.3 Макротекст и микротекст. Сверхфразовое единство.

В лингвистике текста термин «текст» употребляется для обозначения

двух единиц, часто без последующего их разграничения. По словам

Москальской О.И. , «под текстом понимается, с одной стороны, любое

высказывание, состоящее из одного или более предложений, несущее в себе по

замыслу говорящего законченный смысл., а с другой стороны, такое речевое

произведение, как повесть, роман, газетная или журнальная статья, научная

монография, документы различного рода и т.п.». [2, с. 12] В качестве текста

можно также рассматривать и главы произведений, абзацы, параграфы. Не

размер речевого произведения даёт возможность классифицировать его как

текст, а наличие у него определенных качеств и свойств. Ранее говорилось о

том, что текст – это система. Любая система – это совокупность однородных

элементов, организованная по определенным правилам, и имеющая некую цель

своего функционирования. Будучи системой, любой текст отвечает данным

требованиям, ибо это взаимосвязь элементов (слов), организованных в

соответствии с определенным набором, и имеет некоторую цель (функцию).

Используя терминологию, введенную Москальской О.И., можно сказать, что

текст имеет два уровня организационных уровня, два особых объекта

лингвистики текста, между которыми часто не делают разницы и называют их

одним словом «текст»:

1. целое речевое произведение – текст, т.е. текст в широком

смысле или макротекст

2. сверхфразовое единство (СФЕ)– текст в узком смысле слова или

микротекст [2, с.13]

Сверхфразовое единство, являясь составной частью макротекста, не

всегда легко выделим. В одних случаях оно совпадает с абзацем (в

особенности в стилях языка научной прозы, деловых документов и некоторых

других), в других случаях один абзац легко распадается на несколько

сверхфразовых единств. Границы СФЕ и абзаца нередко пересекаются в

зависимости от содержания сообщения и, особенно, от прагматической

установки. Тем не менее, СФЕ нужно признать составной частью текста, а

предложение – составной частью СФЕ.

1.4 Категории текста[1]

И.Р.Гальперин говорит о существовании у текста целого набора

категорий, но в данной работе речь пойдёт лишь о тех из них, которые важны

для понимания целостности текста и осознания принципов организации текста

в структурном отношении. Необходимо отметить, что данные категории

относятся, главным образом, к макротексту.

Категория информации.

Информация в общепринятом понимании отождествляется с номинацией,

смыслом, содержанием, но существует и другое значение термина “информация”,

которое употребляется в работах по теории коммуникации. В них термин

«информация» используется лишь когда говорят о получении новых сведений о

предметах, явлениях, отношениях, событиях объективной действительности.

Информация снимает некоторую неопределенность в уже воспринятых и частично

познанных предметах и явлениях и потому рассматривается как нечто

противопоставленное энтропии. Сообщение, которое Вам уже известно, несёт в

себе для Вас нулевую информацию.

Анализ разных видов информации, проведенный на официально-

деловых, газетных, художественных, публицистических текстах, показал, что

информация как основная категория текста различна по своему прагматическому

назначению. И.Р.Гальперин различает информацию:

. содержательно-фактуальную (СФИ);

. содержательно-концептуальную (СКИ);

. содержательно-подтекстовую (СПИ)

Содержательно-фактуальная информация содержит сообщение о фактах,

событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить

в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. В такой информации

могут быть даны сведения о гипотезах, выдвигаемых учеными, их взглядах,

всякие сопоставления фактов, их характеристики, разного рода предположения,

возможные решения поставленных вопросов и пр. Содержательно-фактуальная

информация эксплицитна по своей природе, т.е. всегда выражена вербально.

Единицы языка в СФИ обычно употребляются в их прямых, предметно-логических,

словарных значениях, закрепленных за этими единицами социально-

обусловленным опытом.

Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю

индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными

средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в

социальной, экономической, политической, культурной жизни народа, включая

отношения между отдельными индивидуумами, их сложного психологического и

эстетико-познавательного взаимодействия. Такая информация извлекается из

всего произведения и представляет собой творческое переосмысление указанных

отношений, фактов, событий, процессов, происходящих в обществе и

представленных писателем в созданном им воображаемом мире.

Различие между СФИ и СКИ можно представить себе как информацию

бытийного характера и информацию эстетико-художественного характера, причем

под бытийными следует понимать не только действительность реальную, но и

воображаемую.

Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую

информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способности единиц языка порождать

ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности

предложений внутри СФЕ приращивать смыслы.

Грамматическая категория информативности, представляющая собой

обязательный признак текста, может проявиться в разных формах – от нулевой,

когда содержание текста не дает ничего нового, а лишь повторяет уже

известное, до концептуальной, когда для ее выявления необходимо повергнуть

текст скрупулезному анализу. Между этими полюсами располагаются информации

различной степени насыщенности (меры новизны).

Язык науки представляет собой особую разновидность кода. Вряд ли

описание научного исследования неких биологических процессов будет

содержать информацию для специалиста, скажем, в области аэродинамики,

подобно тому, как сводка биржевых индексов, будет нести информацию только

тем, кто обладает знаниями в четко определенной области экономической

теории.

Неизвестное раскрывается в своих особенностях и становится достоянием

знания и когда имеется в виду какое-либо сообщение о событиях, фактах,

явлениях, которые произошли, происходят или должны произойти в какой – либо

области человеческой деятельности. Поэтому ни морфема, ни слово, ни

словосочетание не могут нести информацию, но обладают свойством

информативности, т.е. могут участвовать в информации модификацией своих

значений. То же в большинстве случаев можно сказать и о предложении. Оно

участвует в информации путем возможных вариаций своего смысла.

Таким образом, содержание текста как некого законченного целого – это

его информация. Научной литературе (не зависимо от языка, на котором она

написана) свойственно наличие лишь двух типов информации: содержательно-

фактуальной и содержательно-концептуальной.

Членимость текста.

Характер членимости текста зависит от многих причин, среди которых не

последнюю роль играют размер частей и содержательно-фактуальная информация,

а также прагматическая установка создателя текста. Членение непосредственно

связано с категориями информации, интеграции, когезии и некоторыми другими.

Как известно, основные части текста – предисловие, введение,

заключение и прочие – факультативны. Они характеризуются, прежде всего,

некоторой независимостью от целого текста, но одновременно тесно связаны с

ним.

Направляя мысль читателя на то, о чем будет речь впереди, оно не

раскрывает основной информации. Предисловие содержит некую долю той

информации, которая является основной в тексте и обобщенно представлена в

названии (заголовке). Информация, заключенная во введении к научной работе,

обычно основана на фактах, которые, как предполагается, известны читателю.

Цель введения к научной работе – показать, что исследование является

развитием, продолжением или опровержением ранее признанных положений,

полемикой с другими направлениями или отдельными учеными и пр. Нередко

во введении дается фактуальная информация: указывается, какие лица

участвовали в исследовании, место, время и характер проведенных

предварительных лабораторных, экспериментальных и других работ,

обеспечивающих достоверность и надежность выводов. Таким образом, введение

обладает некоторой степенью автосемантии, одновременно играя роль

пропозиции.

Для экономического текста, как, впрочем, и для научной литературы в

общем, свойственно наиболее четкое и логическое членение текста. Четкость

реализуется даже путем выделения частей цифровыми обозначениями. Во многих

монографиях принята система обозначения отдельных значимых отрезков

двойными и тройными цифрами, например: 1.0;1.1;….2.31… Такое членение

текста проистекает из желания автора показать зависимость и подчинение

отрезков высказывания. Одновременно в таком членении косвенно

вырисовывается сама концепция автора относительно взаимообусловленности

выделенных частей.

Для сохранения последовательности изложения (континуума) как одной из

ведущих категорий научного текста, часто приходится делать сноски. Сноска в

научном тексте есть не что иное, как узаконенное отступление от

последовательного изложения, не нарушающего этой последовательности.

Примечательна в этом отношении недавно введенная система сносок и

ссылок – квадратные скобки, - в которых цифровые обозначения отсылают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.