реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Транспортные обязательства

приобретен билет, пассажир имеет право возобновить при условии доплаты

стоимости спального места (плацкарты) проездные документы на другой поезд

или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст.

92 ТУЖД).

Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки,

определенные транспортным законодательством. Эти сроки фиксируются в

утвержденных перевозчиком расписаниях движения транспортных средств

(полетов). Перевозчик несет ответственность за задержку отправления

пассажира, а также за опоздание прибытия транспортного средства,

перевозящего пассажира, в пункт назначения (за исключением перевозок в

городском и пригородном сообщениях). Ответственность перевозчика наступает

при наличии его вины и состоит в уплате неустойки (штрафа) в размере,

установленном транспортным уставом или кодексом (ст. 795 ГК). Вина

перевозчика в такой просрочке презюмируется: он отвечает, если не докажет,

что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы,

устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или

здоровью гражданина, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Кроме того, при отказе пассажира от перевозки из-за задержки отправления

транспортного средства перевозчик возвращает пассажиру провозную плату.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью

пассажира определяется не правилами о договоре перевозки, а нормами

деликтного права (гл. 59 ГК). В этом случае перевозчик отвечает за

причинение вреда жизни и здоровью пассажира (в том числе безбилетного),

выступая как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК)[35].

Правила о внедоговорной ответственности владельца источника повышенной

опасности носят более жесткий характер. Кроме того, законом или договором

перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика

(ст. 800 ГК).

Перевозка багажа. Багажом являются вещи и иные материальные ценности,

которые отправляются пассажиром для личных бытовых целей за отдельную плату

на основе проездного документа (билета) пассажира и перевозятся вмести с

ним в багажном вагоне (ст. 2 Закона о федеральном железнодорожном

транспорте) или в ином багажном помещении. По договору перевозки багажа

перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный

пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а

пассажир обязуется уплатить за провоз багажа установленную плату (ст. 786

ГК). Договор перевозки багажа взаимный возмездный, но в отличие от договора

перевозки пассажира всегда реальный так как считается заключенным в момент

сдачи багажа к перевозке. Как и договор перевозки пассажира, договор

перевозки багажа транспортом общего пользования является публичным, а к

отношениям, связанным с такой перевозкой, применяется законодательство о

защите прав потребителей.

Обязанность перевозки багажа для транспортной организации вытекает из

договора перевозки пассажира, но оформляется она дополнительным соглашением

к нему. Поэтому багаж принимается к перевозке только при предъявлении

проездного билета. Он может быть сдан как в пункте отправления, так и в

пути (на железнодорожном и некоторых других видах транспорта). Прекращение

договора перевозки багажа допустимо ранее окончания срока действия договора

перевозки пассажира и не оказывает влияния на действие последнего. Подобно

тому, как договор перевозки пассажира носит личный характер, так и договор

перевозки багажа заключается только с тем лицом, которому принадлежит право

проезда по предъявленному при сдаче багажа билету.

Перевозка багажа оформляется выдачей пассажиру багажной квитанции (п. 2

ст. 786 ГК), по которой впоследствии выдается багаж, а на проездном билете

ставится отметка (штемпель и т. п.). В отличие от грузовой накладной

багажная квитанция обычно является документом на предъявителя, поэтому

право на получение багажа принадлежит всякому держателю квитанции. К

перевозке багажом обычно принимаются только такие вещи и предметы, которые

по своим размерам, упаковке и свойствам могут быть без затруднений

погружены и размещены в багажном помещении транспортного средства и не

причинят вреда последнему, а также багажу других пассажиров. Некоторые вещи

(например, взрывчатые, опасные, легковоспламеняющиеся и т. п. вещества) к

перевозке багажом вообще не принимаются. Перевозчик вправе потребовать

вскрытия багажа для проверки его содержания. При обнаружении в багаже

вещей, запрещенных к перевозке, владелец багажа уплачивает штраф в

установленном размере, а в некоторых случаях привлекался к иной

ответственности (административной и уголовной).

Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его к

перевозке по установленным тарифам или по соглашению сторон. На некоторых

видах транспорта, например воздушном, установлены нормы перевозки багажа

без внесения дополнительной платы. Перевозка багажа сверх этих норм

осуществляется за плату по тарифу. Багаж может быть сдан к перевозке с

объявленной ценностью. В этом случае взимается дополнительный сбор.

Багаж перевозится, как правило, в том же поезде (на том же судне,

самолете), в котором следует пассажир. При невозможности такой отправки

багаж должен быть отправлен ближайшим поездом (рейсом) соответствующего

назначения. По желанию пассажира багаж может быть отправлен по другому

маршруту или другим поездом (рейсом). Срок доставки багажа исчисляется

временем следования транспорта, которым он был отправлен, до пункта

назначения и должен соответствовать общим требованиям ст. 792 ГК. В пункте

назначения багаж выдается предъявителю багажной квитанции. Однако пассажир

вправе потребовать выдачи багажа в любом промежуточном пункте (станции,

порту, аэропорту) следования. В случае утери багажной квитанции багаж

выдается при условии, что лицо, претендующее на багаж, представит

достаточные доказательства своего права на его получение. В таком случае

багаж выдается по акту.

Прибывший в пункт назначения багаж хранится бесплатно в течение суток,

считая с 00 ч суток, следующих за днем прибытия. За последующее время

хранения взимается плата по тарифу. Багаж, не востребованный в течение 30

дней, подлежит реализации. Предъявитель багажной квитанции имеет право

получить вырученные от реализации багажа деньги за вычетом причитающихся

перевозчику сумм.

В случае неприбытия багажа в пункт назначения в течение установленных

сроков пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения

его стоимости. Перевозчик несет имущественную ответственность за

сохранность принятого к перевозке багажа, если не докажет, что утрата,

недостача или повреждение багажа произошли не по его вине. Условия и объем

ответственности перевозчика в этом случае определяются по правилам,

аналогичным ответственности за несохранность груза (ст. 796 ГК). За

просрочку в доставке багажа перевозчик уплачивает штраф в установленном

размере (ст. 165 УЖД, ст. 138 УАТ и др.). Если вследствие просрочки в

доставке произошла порча багажа, возмещение его стоимости производится

независимо от уплаты штрафа за просрочку.

Претензии и иски по перевозкам пассажира и багажа. В отличие от

перевозки груза ГК не установил новых правил, касающихся претензий и исков

по перевозкам пассажира и багажа. В новых уставах и кодексах предъявление

претензии перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность

пассажира (ст. 136 ТУЖД, ст. 124 ВК). Соответственно независимо от Явления

претензии (но не ранее сроков, установленных для ее рассмотрения) пассажир

вправе заявить перевозчику иск. В этом случае срок исковой давности по всем

требованиям участников обязательства по перевозке пассажира и багажа также

составляет один год с момента наступления события послужившего основанием

для предъявления иска (в договоре морской перевозки пассажира в заграничном

сообщении — два года).

В ранее принятых транспортных уставах и кодексах обязательный

претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа.

Претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней

для требований, связанных с уплатой штрафов, и 6 месяцев во всех остальных

случаях (ст. 224 УВВТ, ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком

или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе

обратиться в суд[36].

6. Договор буксировки

Понятие договора буксировки. Территориальное перемещение тех или иных

объектов может осуществляться не только путем их перевозки, но и путем тяги

и толкания. Так происходит, например, когда судно тянет за собой баржу или

плот. С помощью вспомогательных судов в морских портах осуществляется

швартовка или перестановка пароходов от одного причала к другому. Такие

операции называют буксировкой.

Буксировка — разновидность транспортных обязательств. Ее участниками

являются владелец буксира (тягача), или буксировщик, и владелец

буксируемого объекта. Возникающие между ними отношения и оформляются

договором буксировки. Чаще всего буксировка применяется в целях перемещения

тягой судна или плота до определенного пункта. Но она может преследовать и

другие цели. В частности, буксировщик может принять на себя обязанность

буксировать судно или другой плавучий объект лишь на определенном участке

(например, при прохождении шлюзов, перекатов или под мостами) либо в

течение определенного времени (например, при проведении научно-

исследовательских или видеосъемочных работ). Задача буксировщика может

состоять также в выполнении какого-либо маневра (например, разворот и

перестановка судна у причала). Поэтому буксировка на морском транспорте

подразделяется на чисто морскую (буксировка судна на определенное

расстояние) и портовую (маневры в акватории).

В соответствии с этим договор буксировки определяется как соглашение, в

силу которого одна сторона (буксировщик) обязана за установленную плату

буксировать (тянуть или толкать) плот, судно либо другой плавучий объект до

определенного пункта или в течение определенного времени, или для

выполнения определенного маневра, а другая сторона (владелец буксируемого

объекта, клиент) — выплатить обусловленное вознаграждение.

Договор буксировки — взаимный и возмездный. Он может быть как реальным,

так и консенсуальным. Договор на буксировку судов или плотов — реальный,

поскольку он признается заключенным в момент предъявления плота или судна к

буксировке. Напротив, договор на выполнение других буксировочных операций

относится к числу консенсуальных.

Элементы договора буксировки. Стороны в договоре — буксировщик

(владелец буксирующего судна) и клиент (владелец буксируемого объекта). В

качестве буксировщика может выступать пароходство, порт или пристань.

Клиентом может быть любое лицо, заинтересованное в буксировке какого-либо

объекта. При этом не имеет значения, каковы его права на этот объект (право

собственности, иное вещное право, права арендатора и пр.).

Форма договора буксировки может быть различной. Договор морской

буксировки, по общему правилу, заключается в письменной форме (ст. 227

КТМ), но портовая буксировка возможна и на основе устного соглашения,

причем независимо от его суммы. При этом соглашение о возложении

обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна

должно доказываться исключительно письменными доказательствами. На речном

транспорте также установлена обязательная письменная форма— накладная,

которая представляется клиентом буксировщику. В обмен на нее буксировщик

(пароходство) выдает квитанцию (ст. 128 УВВТ).

Предмет договора — услуги по перемещению какого-либо объекта с помощью

тяги или толкания. Эти услуги специфичны и позволяют рассматривать

буксировку в качестве самостоятельной разновидности транспортных

обязательств, не сводимых к обычной перевозке или аренде транспортных

средств. Правовое регулирование буксировки осуществляется в рамках

транспортных уставов и кодексов. На морском транспорте буксировка

осуществляется в соответствии с гл. XII КТМ, а на внутреннем водном —

разделом VI УВВТ. Транспортными ведомствами и самими буксировщиками

издаются специальные правила о буксировке. Кроме того, на отношения по

буксировке распространяется по аналогии действие многих норм об

ответственности за нарушение договора перевозки грузов.

Содержание договора определяется особенностями каждого вида договора

буксировки и прежде всего его объекта. В законе различаются буксировка

судов и буксировка плотов. Все обязанности буксировщика и владельца

буксируемого объекта могут быть разбиты на две группы. Первая из них Должна

быть выполнена до подачи буксира (тяги) и принятия судна или плота к

буксировке. Другие выполняются в процессе буксировки и после ее завершения.

К первой группе относятся следующие обязанности владельца буксируемого

судна или плота: а) привести плот или судно, предъявленные к буксировке, в

состояние, годное для безопасного плавания и буксировки; б) Укомплектовать

судно или плот экипажем, когда это предусмотрено правилами или соглашением

сторон, либо назначить проводника; в) внести плату за буксировку (ст. 127

УВВТ, ст. 228 КТМ).

Буксировщик до приема судна или плота к буксировке обязан: а)

предоставить в надлежащем месте и в обусловленное время судно в качестве

тяги (толкача) для буксировки, оборудованное всем необходимым для

безопасного плавания и буксировки, укомплектованное соответствующим

экипажем; б) произвести осмотр судна или плота, проверку документов и

оборудования; в) проверить габариты плота (его длину, ширину и осадку), а

также объем плота, количество сплоточных единиц, их крепления и др. (ст.

132 УВВТ). Результаты такого осмотра фиксируются в накладной или

специальном техническом акте. При обнаружении каких-либо дефектов владельцу

плота предоставляется время для их устранения.

За задержку буксирующего судна сверх установленного времени стоянки в

ожидании сдачи плота к буксировке с владельца плота взыскивается штраф. При

буксировке плотов экипаж буксируемого плота в оперативном отношении всегда

подчиняется капитану буксирующего судна. Что же касается буксировки судов,

то на внутреннем водном транспорте их экипаж подчиняется капитану

буксирующего судна (ст. 135 УВВТ). На морском транспорте решение этого

вопроса зависит от вида буксировки: при морской буксировке управление

осуществляет капитан буксирующего судна, а буксировка портовая

осуществляется под началом капитана буксируемого судна (ст. 228—229 КТМ).

Иной порядок буксировки может быть установлен договором. Основная

обязанность буксировщика в процессе буксировки состоит в том, чтобы

доставить в целости и сохранности буксируемый объект в пункт назначения. Он

обязан принимать все зависящие от него меры к обеспечению безопасности

буксировки и оказывать необходимую помощь команде буксируемого судна или

плота. Эта общая обязанность буксировщика на морском транспорте

конкретизируется условиями договора.

Законодательство в области речной буксировки более детально формулирует

обязанности владельца буксируемого объекта в лице его капитана, шкипера или

другого ответственного лица. В соответствии со ст. 135 УВВТ такое лицо

обязано принимать меры к обеспечению сохранности груза, такелажа и другого

имущества, находящегося на буксируемом плоту или судне, производить при

необходимости текущий ремонт судна или плота в пути, а в случае аварии

принимать меры к ее ликвидации. Поскольку команда буксируемого судна или

плота в оперативном отношении подчинена капитану буксирующего судна,

начальник экипажа буксируемого судна обязан своевременно и точно выполнять

все указания капитана буксирующего судна по управлению плотом или судном. В

этих целях он обязан обеспечить постоянную вахту для выполнения

вышеназванных распоряжений, а также для наблюдений за состоянием

буксируемого объекта. Обязанности владельца буксируемого судна при морской

буксировке определяются условиями договора в зависимости от того, кому

поручено общее управление буксировкой.

Распределение обязанностей по управлению буксировкой предопределяет и

ответственность сторон за ущерб, причиненный клиенту и буксировщику. В

случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна,

ответственность за ущерб, причиненный буксируемому объекту или находящемуся

на нем имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За

ущерб, причиненный буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан

буксируемого объекта, отвечает клиент (владелец буксируемого объекта),

поскольку не будет доказано отсутствие его вины. Иной порядок

ответственности в обоих случаях может быть установлен соглашением сторон.

Особо регламентирована буксировка в ледовых условиях. Бремя доказывания

вины буксировщика в этом случае прямо возложено на владельца буксируемого

объекта.

7. Договор транспортной экспедиции

Понятие договора экспедиции. При перевозке грузов возникает

необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций,

связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка,

маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления

или со станции (порта) назначения на склад получателя и др. При

эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители

и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в

адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров,

самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и

экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица,

специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они

выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая

деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется

экспедиционной (от лат. expeditio — отправление). Договор экспедиции

относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием

транспортных услуг. Этим определяется сфера его применения и функции его

субъектов (экспедитора и клиента). Он используется там, где возникают

отношения по грузовой перевозке. Смысл этого договора в том, чтобы

освободить отправителей и получателей от выполнения не свойственных им

операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса.

Соответственно основная функция, возлагаемая на экспедитора, состоит в том,

чтобы по поручению клиента отправлять или получать грузы, а также оказывать

иные сопутствующие этому услуги.

Договор транспортной экспедиции определяется как соглашение, в силу

которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет

другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить

или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг,

связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).

Договор экспедиции является взаимным и возмездным. Он может быть либо

консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных

услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом (в

частности, когда экспедитором выступает перевозчик). По своему содержанию

он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор

оказывает определенные услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с

такими договорами, как поручение, комиссия, агентирование, возмездное

оказание услуг. Однако предметом последних является совершение любых сделок

и действий, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности. В

отличие от этого экспедиция предполагает оказание услуг непосредственно

связанных с перевозкой груза. Поэтому экспедиция не может рассматриваться

как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат.

Напротив, в п. 2 ст. 779 ГК прямо указывается, что правила главы 39 о

возмездием оказании услуг не распространяются на экспедиционные услуги. В

то же время не исключена возможность субсидиарного применения норм о

поручении, комиссии и агентировании к транспортной экспедиции. Ранее такая

возможность была прямо предусмотрена ст. 105 Основ гражданского

законодательства 1991 г., которая допускала использование норм о поручении,

когда экспедитор действовал от имени клиента, и договора комиссии, когда он

действовал от собственного имени. В настоящее время ст. 801 ГК косвенно

подтверждает такую возможность путем указания на право экспедитора

заключать договор перевозки от имени клиента или от собственного имени.

Кроме того, любая из сторон договора экспедиции вправе отказаться от его

исполнения, что также характерно для поручения, комиссии и агентирования

как личных сделок (ст. 806, 977, 1002, 1010 ГК). Таким образом, экспедицию

следует рассматривать как особую разновидность сделки о представительстве.

Между договором перевозки и экспедиции также существует внутренняя

связь, обусловленная производностью транспортно-экспедиционных услуг от

перевозки. Зачастую обязанности экспедитора могут быть прямо возложены на

перевозчика (п. 2 ст. 801 ГК). В этом случае перевозчик не вправе заключать

договор перевозки от собственного имени, но может выступать в качестве

коммерческого представителя иной стороны (п. 3 ст. 182 ГК). Кроме того, при

использовании в качестве экспедитора самого перевозчика могут сложиться две

ситуации. В одной из них перевозчик выступает экспедитором по отношению к

другому лицу (например, другому перевозчику) и правила об экспедиции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.