реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Транспортные обязательства

перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не

имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими

документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или

порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется

отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций,

осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих

на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность

груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному

управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или

повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог

предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким

образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки

на одно из названных обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Исключение составляет правило ст. 167 КТМ, в силу которого при морских

перевозках (кроме каботажных) перевозчик вообще не отвечает за

несохранность груза или просрочку в его доставке, если докажет, что утрата

(повреждение) груза или просрочка в доставке произошли вследствие действий

и упущений капитана, других лиц судового экипажа или лоцмана в судовождении

или управлении судном (за так называемую навигационную ошибку), даже когда

они обусловлены виновным поведением указанных лиц. Он несет ответственность

только за упущения указанных лиц, которые имели место при приеме груза к

перевозке, его погрузке, размещении на судне, хранении, выгрузке и выдаче

(за так называемую коммерческую ошибку). При каботажных перевозках

перевозчик на общих основаниях отвечает не только за коммерческие ошибки,

но и за ошибки навигационные (ошибки в мореплавании).

Установление презумпции вины перевозчика не означает ее

неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится

примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может

освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины

отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а)

особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих

потребительских свойств; б) недостатки тары или упаковки, которые не могли

быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; в) сдача

груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих

особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке

или хранении; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает

установленную норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 191 УВВТ и др.); д) в других

случаях (ст. 166 КТМ). При этом вина отправителя или получателя (клиентуры)

может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от

ответственности, так и для применения смешанной ответственности.

Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда

перевозчик может освободиться от ответственности за утрату, недостачу или

порчу груза путем простой ссылки на одно из установленных законом

обстоятельств (ст. 109 ТУЖД, ст. 192, 193 УВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя

доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца[25]. К ним,

в частности, относятся: а) прибытие груза в исправном транспортном средстве

с исправными запорно-пломбировочными устройствами отправителя или иными

средствами фиксации сохранности груза, установленными им; б) прибытие груза

в сопровождении представителя (охранника, экспедитора) отправителя или

получателя; в) недостоверность, неточность или неполнота сведений,

указанных в перевозочном документе; г) естественные причины связанные с

перевозкой груза в открытом месте (например, в открытом составе); д)

естественная убыль груза в пределах нормы.

Виды имущественной ответственности. Одним из признаков ответственности

в обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во

многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа).

Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК,

транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон

(например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).

Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной

обязанности. Ответственность за неподачу транспортных средств или за их

неиспользование как в новых уставах и кодексах, так и в актах Союза ССР

исторически рассматривается как ответственность за невыполнение заявки

(плана перевозок) и имеет характер исключительной неустойки (ст. 105 ТУЖД,

ст. 180 УВВТ, ст. 127 УАТ и др.). Санкции, предусмотренные в них,

взыскиваются либо в твердо установленном размере за учетную единицу, либо в

процентном отношении к провозной плате[26]. В настоящее время в

соответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по

соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение

ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и

уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с

организацией перевозочного процесса, применяемых к отправителям и

получателям. Так, на железнодорожном транспорте ст. 113—117, ст. 120—123

ТУЖД, ст. 21 Закона РФ «О федеральном железнодорожном транспорте», помимо

штрафов за невыполнение плана перевозок, упоминают штрафы за: а)

использование без разрешения вагонов и контейнеров; б) задержку (простой)

вагонов и контейнеров под погрузкой, выгрузкой или перегрузкой; в)

нарушение нормативных требований по поставке продукции на экспорт,

повлекшее задержку вагонов и контейнеров; г) перегруз вагонов, контейнеров

сверх грузоподъемности; д) неочистку подвижного состава после выгрузки; е)

повреждение или утрату подвижного состава; ж) неправильное указание в

накладной наименования и свойств груза, а также за предъявление груза,

запрещенного к перевозке. Причем в ряде случаев неустойка носит

кумулятивный по отношению к убыткам характер (например, ст 113 ТУЖД), а

сами штрафы на железнодорожном транспорте, в отличие от других видов

транспорта, взыскиваются сторонами в безакцептном порядке (ст. 124 ТУЖД).

Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза

ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта

часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: а) в случае утраты или

недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

б) в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую

понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного

груза — в размере его стоимости; в) в случае утраты груза, сданного к

перевозке с объявлением его ценности,— в размере объявленной стоимости

груза (п. 2 ст. 796 ГК)[27]. Для определения стоимости груза применяется

несколько способов. Доказательством стоимости груза прежде всего является

его цена, указанная в счете продавца или в договоре. В Законе РФ «О

федеральном железнодорожном транспорте» указано, что цена, указанная в

счете или договоре, определяется с учетом налога на добавленную стоимость и

инфляции (п. 3 ст. 20). При отсутствии счета или договорной цены

применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены,

которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные

товары, например на бирже (п. 3 ст. 424 Закона, ст. 110 ТУЖД, ст. 169 КТМ).

На морском транспорте в случае, если род и вид, а также стоимость груза не

были объявлены отправителем до погрузки и не были внесены в коносамент,

ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза не может

превышать определенной в законе твердой ставки за каждое место груза (либо

за 1 кг груза)[28]. Однако морской перевозчик теряет право на ограничение

ответственности, когда доказана его вина в форме умысла или грубой

неосторожности. Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на

дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с

возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает

отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза,

если она не входит в стоимость груза.

Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей —

просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик уплачивает штраф,

который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной

неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в

зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность

также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793

ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже

гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан

возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.

От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке

необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков,

которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев

относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в

морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или

иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих

убытков различаются общая и частная аварии (гл. XVI КТМ).

Общая авария характеризуется прежде всего тем, что убытки причиняются

намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки

(отсюда и ее название, ст. 284 КТМ). Эти убытки могут выражаться: а) в

уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях спасания

на море груз выбрасывается за борт); б) в каких-либо расходах (например,

расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за

несчастного случая); в) в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с

мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза

выбрасывается за борт) и т. д. Перечень убытков (расходов), которые

считаются общей аварией, является примерным (ст. 286,287 КТМ), а нормы,

регламентирующие ее последствия, — диспозитивными (ст. 285 КТМ)[29]. Убытки

признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или

пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных

и разумных действий в целях спасания судна, груза и фрахта от общей для них

опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария

признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее

животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу,

но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового

ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит

общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с

обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами

эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков,

не являющихся общей аварией, дан в ст. 297 КТМ.

Правовые последствия общей и частной аварий различны. Убытки,

составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес

(судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за

их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии,

распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости

судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми

участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая

чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или

одного из участников договора морской перевозки. Такое распределение,

однако, не лишает участников общей аварии права на взыскание с

ответственного лица понесенных убытков (п. 3 ст. 285 КТМ).

Расчет, составленный в целях распределения убытков по общей аварии,

называется диспашей, а общая стоимость имущества, соразмерно которой

устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке

распределения общей аварии, — контрибуционной стоимостью (капиталом).

Диспаша составляется специальными лицами — диспашерами на основе собранных

доказательств. На время составления диспаши приостанавливается течение

срока исковой давности по общей аварии.

Претензии и иски по перевозкам грузов. Специфика рассмотрения споров по

грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До

предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза,

обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном

транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК)[30]. Претензия — это

обращенное к перевозчику письменное требование об уплате штрафа или о

возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по

перевозке. Лишь при отклонении претензии (полностью или частично) либо при

неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить

иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.

Право на предъявление претензии принадлежит: а) отправителю — при

невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства; б)

отправителю и получателю — при полной утрате груза в зависимости от того,

кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент); в)

получателю — при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае

просрочки в его доставке против накладной или коносамента; г) отправителю

или получателю — при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто

из них представит накладную (коносамент).

Передача другим лицам права на предъявление претензии, в принципе, не

допускается, кроме случаев передачи такого права отправителем получателю и

наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.

Претензия с приложением необходимых документов должна быть заявлена в

порядке, установленном транспортными уставами и кодексами[31]. При

частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии или при

неполучении от него ответа в тридцатидневный (на воздушном транспорте—45-

дневный) срок грузоотправитель или грузополучатель может предъявить

перевозчику иск. Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке

грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с

транспортными уставами и кодексами[32].

5. Договор перевозки пассажира и багажа

Перевозка пассажиров. Одна из задач транспорта состоит в перемещении

пассажиров и их багажа. Возникающие при этом отношения оформляются

договором, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти

пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона (пассажир)

обязуется уплатить за проезд установленную плату (ст. 786 ГК).

Договор перевозки пассажира — взаимный, возмёздный и консенсуальный,

что отличает его от договора перевозки груза. Кроме того, договор перевозки

пассажиров транспортом общего пользования является публичным. Перевозка

пассажиров регулируется в общей форме ГК, транспортными уставами и

кодексами, а также действующими Правилами оказания услуг по перевозке

пассажиров[33]. Поскольку стороной этого договора выступает гражданин-

потребитель (пассажир), на этот вид перевозок распространяются Закон о

защите прав потребителей и другие правовые акты[34].

Договор оформляется выдачей пассажиру проездного билета, в котором

указываются все существенные условия договора. Форма билета устанавливается

в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. На отдельных

видах городского транспорта (например, метро) договор может заключаться

конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета (при проходе через

турникеты метро и осуществлении платежа магнитной картой или жетоном). На

всех видах транспорта (за исключением воздушного и железнодорожного в

поездах дальнего следования) проездные билеты являются предъявительскими

документами: транспортная организация обязана исполнить договор перевозки в

отношении любого пассажира, предъявившего билет или его аналог при посадке.

Однако после начала перевозки передача проездного билета не допускается.

Утраченный билет не восстанавливается, а внесенная по нему плата за проезд

не возвращается.

Договоры перевозки пассажиров могут быть разовые (для однократного

проезда) и длительные. Последние применяются при перевозках городским и

пригородным транспортом и заключаются путем приобретения абонементного

билета. Разовые договоры могут заключаться для проезда в одном, а иногда и

в обратном направлении (туда и обратно) и имеют установленный срок действия

(срок годности), в пределах которого пассажир имеет право делать остановки

в пути, т. е. прерывать перевозку. В некоторых случаях срок годности билета

может быть продлен. При этом, если билет не был использован по уважительной

причине (например, по болезни пассажира), перевозчик обязан, а в остальных

случаях вправе продлить срок годности билета.

Провозная плата, будучи ценой договора, на транспорте общего

пользования определяется тарифами, а в остальных случаях — соглашением

сторон (ст. 790 ГК). Тарифы на перевозки устанавливаются федеральными и

местными (для городского и пригородного транспорта) органами исполнительной

власти. Тарифы зависят от вида перевозки, ее расстояния, рода (типа)

перевозочных средств и категории (класса) занимаемого в них места.

Существуют общие и льготные тарифы для некоторых пассажиров. В

установленных законом случаях пассажир вообще может быть освобожден от

внесения провозной платы (пенсионеры в городском транспорте и др.).

Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за

счет средств соответствующего бюджета. Провозная плата вносится при

заключении договора. Исключение составляют перевозки в немаршрутных

таксомоторах, расчеты за перевозку в которых производятся после ее

завершения.

Основная обязанность пассажира — уплата провозных платежей.

Приобретение билета и означает исполнение данной обязанности, если

пассажиру не предоставлено право бесплатного проезда. Пассажир обязан

хранить билет до окончания поездки и предъявить его в пути следования по

первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных

документов. Пассажир, обнаруженный в поезде (на судне, в самолете) без

билета или с билетом, не дающим право на проезд в данном поезде (на судне в

самолете), обязан уплатить штраф в установленном размере и, кроме того,

стоимость проезда до ближайшей станции (порта). Затем он либо приобретает

билет для дальнейшего следования, либо удаляется из поезда (снимается с

рейса). Пассажиры обязаны соблюдать установленные правила перевозок.

Права, которые принадлежат пассажиру, различны и могут быть связаны с:

а) заключением и исполнением договора перевозки; б) изменением

первоначально заключенного договора и в) отказом от его исполнения. В самом

общем виде они указаны в ст. 786 ГК и конкретизированы в транспортных

уставах и кодексах. Кроме того, перечень этих прав не замыкается в рамках

транспортного законодательства. Пассажир, выступающий как потребитель,

имеет и иные права, вытекающие из Закона о защите прав потребителей (гл.

III).

Прежде всего, пассажир имеет право занять место в соответствии с

билетом. В случае непредоставления пассажиру места согласно билету

перевозчик обязан предоставить ему место хотя бы и более высокой категории

без взимания доплаты. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости

ему возвращается разница. Если пассажир отказывается от предложенной ему

замены, перевозчик возвращает стоимость проезда. Кроме того, пассажир

вправе провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет (на

воздушном и морском транспорте — до 2 лет, а в городском транспорте — до 7

лет), если он не занимает отдельного места. Другие следующие с пассажиром

дети провозятся по детским билетам с предоставлением отдельного места.

Пассажир вправе также бесплатно провозить с собой вещи (ручную кладь) в

пределах установленных весовых норм. Сверх этих норм ручная кладь может

провозиться в качестве багажа за отдельную плату. Пассажир вправе сделать

одну остановку в пути, предупредив о том перевозчика, с продлением срока

годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время

болезни (при наличии справки из лечебного учреждения).

Далее, пассажир имеет право: а) занять в пути следования свободное

место в вагоне (каюте) более высокой категории с доплатой разницы стоимости

проезда; б) выехать (вылететь) поездом (судном, самолетом), отходящим ранее

того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе

станции (вокзала). Наконец, пассажир вправе отказаться от договора до

начала перевозки или в пути следования. Отказ может быть вынужденным

(болезнь, задержка рейса и т. д.) и добровольным. При вынужденном отказе

пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично

билету. Последствия добровольного отказа зависят от времени отказа.

Возвращаемая пассажиру часть стоимости проезда обратно пропорциональна

количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства. Она

определяется в транспортных уставах и кодексах.

В случае прекращения договора в пути следования пассажиру возвращается

стоимость проезда за непроследованное расстояние. Во всех случаях возврата

проездных документов с пассажира взыскивается установленный сбор. Так, при

опоздании на поезд в течение 3 ч, а вследствие болезни или несчастного

случая — в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.