![]() |
|
|
Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развитияные отношения в области экологической информации: порядок ее сбора и предоставления, форма учета и обобщения, режим информа- ции, права и обязанности субъектов предоставления и использова- ния информации и т.п. должны быть урегулированы в федеральном законе об экологической информации (статистике). Принятие такого акта позволит создать систему экологической статистики, включаю- щую систематизированные сведения о видах, содержании, произвди- телях, количестве отходов; количестве, видах, месте и времени, причинах и последствиях экологических происшествий и т.д. В соответствии со статьей 23 Закона РСФСР "Об охране окружа- ющей природной среды", должно осуществляться обязательное эколо- гическое страхование. Однако механизм экологического страхования не разработан. Следует принять закон "Об обязательном экологи- ческом страховании", который бы определил на законодательном уровне понятие обязательного экологического страхования, общие цели, задачи и принципы экологического страхования. По мнению некоторых авторов проблема всестороннего регулиро- вания отношений в экологически неблагоприятных территориях может быть решена в рамках специального закона "О зонах экологического бедствия" 1. Закон "Об охране окружающей среды" предусмотрел два --------------- 1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54. 52 вида зон: зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны эколо- гического бедствия. Однако принципиального различия между ними в Законе не прослеживается. В развитии экологического законодательства российскими пар- ламентариями сделано несколько важных шагов. Прежде всего хоте- лось сказать о Федеральном законе "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года 1. Этого Закона ждали давно. Законодатель- ное регулирование экологической экспертизы служит предупреждению вреда окружающей среде на стадии планирования хозяйственной и иной деятельности и принятие экологических значимых решений. Данный Закон содержит нормы о порядке организации и проведения государственной и общественной экологической экспертизы. Однако, если с одной стороны, Закон "Об охране окружающей природной сре- ды" является головным, базовым актом, то в Конституции РФ пре- дусмотрено деление законов на конституционные и обычные. И оба рассматриваемых закона имеют один ранг: это федеральные российс- кие законы. С другой стороны, вступает в действие второй метод правового отбора, а именно - действует более поздний акт. Как считает С.А.Боголюбов, Закон "Об экологической эксперти- зе" содержит немало новелл. Прежде всего, это запись о потенци- альной экологической опасности любой хозяйственной и иной дея- тельности. "Это как бы презумпция виновности любого проектанта (вообще в праве не должно быть презумпции виновности)" 2. Хотелось также упомянуть Федеральный закон от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситу- аций природного и техногенного характера" 3, Федеральный закон от --------------- 1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556. 2 Боголюбов С.А. Государственно-правовые проблемы.1996. N 11. С.106. 3 Собрание законодательства РФ. 1994. N 35. Ст.3648. 53 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" 1, Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопас- ности населения" 2, Федеральный закон от 24 февраля 1995 года "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" 3. Развитие экологического законодательства предполагает "дина- мику развития природноресурсового законодательства. Экологизация земельного, горного, водного, лесного и иного природноресурсово- го законодательства сводится к правовому обеспечению учета эко- логических требований в процессе природопользования, и правовыми критериями рационального использования соответствующего природ- ного ресурса должны служить обеспечение его неистощимости, эко- логической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития" 4. Главная задача и конечная цель экологизации природноресурсо- вого законодательства - сохранение и восстановление благоприят- ной окружающей среды, важнейшими характеристиками которой явля- ются не только чистота, т.е. незагрязненность, но и ресурсоем- кость (неистощимость), экологическая устойчивость, видовое раз- нообразие. Очень слабо в РФ упорядочены отношения по использованию и охране растительного мира (вне лесов). Такие отношения следует урегулировать в федеральном законе "Об использовании и охране растительного мира". --------------- 1 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024. 2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст.141. 3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 9. Ст.713. 4 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54. 54 В нем должны быть предусмотрены комплексные меры, обеспечи- вающие регулирование пользования растительным миром, охрану рас- тительного мира, государственный учет и контроль в данной сфере, юридическую ответственность. Особое место следует отвести экологизации земельного законо- дательства, которая предусматривает, в частности, создание меха- низма учета и проверки экологического состояния земель; возмож- ность воздействия судебных, государственных органов и обществен- ных организаций на землепользователей, не выполняющих или нару- шающих требования земельного и экологического законодательства; обеспечение реального экономического и правового стимулирования землепользователей рационально использующих земельные участки. Серьезные опасения вызывает нерешенность вопроса о собствен- ности на природные ресурсы. Так, часть 2 статьи 9 Конституции РФ предусматривает, что земля, другие природные ресурсы могут нахо- диться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Однако, решение данной проблемы нельзя отдавать на волю законодателей в субъектах РФ. Это объясняется тем, что по данному кругу возникающих отношений должно быть единое и точ- ное понимание. Говоря о развитии природноресурсового законодательства в субъектах Федерации, многие авторы предлагают создание модельных законов. Так, О.С.Колбасов предлагает провести изучение законот- ворчества субъектов в области земельного и экологического права, на основе которого уже решать вопрос о создании модельных зе- мельных и экологических законов 1. --------------- 1 Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и пра- во. 1995. N 12. С.139. 55 Ю.А.Тихомиров и Т.Д.Зражевская рекомендуют ввести в практику модельные законы субъектов Федерации по совместным с РФ предме- там ведения 1 . В рамках данного вопроса можно говорить о процессе экологи- зации всего законодательства, т.к. охрана окружающей среды и восстановление ее благоприятного состояния достигается путем ре- гулирования экологических отношений гражданским, административ- ным, уголовным и иными отраслями российского законодательства. Разработчики нового Налогового кодекса РФ должны учесть вопросы льготного налогообложения предприятий, проводящих мероприятия по оздоровлению и восстановлению благоприятного состояния окружаю- щей среды и т.п. В новом Уголовном кодексе РФ отведена отдельная глава, пос- вященная экологическим преступлениям 2.Однако в данную главу не вошли такие экологизированные составы как экоцид (ст.358), жес- токое обращение с животными (ст.245), нарушение санитарно-эпиде- миологических правил (ст.236), сокрытие информации об обстоя- тельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст.237). При рассмотрении статьи 253 УК РФ "Нарушение законода- тельства РФ о континентальном шельфе и об исключительной эконо- гической зоне" - обнаруживается два самостоятельных состава преступления. В Гражданском кодексе РФ нашли свое отражение вопросы права собственности и иных вещных прав, ответственности владельцев ис- точника повышенной опасности и др. Имеет будущее норма статьи --------------- 1 Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. N 1. С.12. 2 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954. 56 1065 ГК ч.2 "О приостановлении и прекращении деятельности, при- чиняющей вред окружающей природной среде, жизни, здоровью, иму- ществу человека". Весьма остро стоит в государстве проблема обеспечения соот- ветствия принимаемых актов Конституции РФ. Данную задачу можно решить путем осуществления надлежащей экспертизы законопроектов. Так, проекты законов в области охраны окружающей среды проходят обязательное согласование с Министерством природных ресурсов РФ и Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды. Дума- ется, этой меры недостаточно. Правовая экспертиза должна быть обеспечена также независимыми экспертами 1. Проведение такое экс- пертизы может быть решено двояким путем. Первый путь связан с направлением законопроектов для экспертного заключения в право- вые научные и учебные учреждения, в структуре которых имеются подразделения ведающие вопросами охраны окружающей среды. Это Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Конституцион- ный суд РФ, юридический факультет МГУ. Второй путь организации правовой экспертизы законопроектов связан с деятельностью Высшего экологического совета, созданного при комитете по экологии государственной думы РФ. В структуре Высшего экологического совета создана секция экологического пра- ва, включающая представителей некоторых из названных выше учреж- дений. Целесообразно решить вопрос об обязательном проведении Выс- шим экологическим советом экспертизы не только чисто экологичес- --------------- 1 Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического закодатель- ства // Государство и право. 1995. N 2. С.54. 57 ких законопроектов, но и иных проектов законов, реализация кото- рых связана с охраной окружающей среды. Надлежащая экспертиза подготавливаемых проектов на предмет их соответствия должна проводиться и в администрации Президента РФ, а также в системе Правительства РФ. До настоящего времени остается важнейшей задача повышения эффективности механизма реализации экологического законодатель- ства. Ибо законы, которые не исполняются, создают впечатление своего отсутствия. Кроме того, следует определиться в том, что экологическое законодательство по большому счету представляет собой "затрат- ную" отрасль законодательства. Для большинства субъектов данных отношений (предприятий, учреждений, организаций) исполнение со- ответствующих норм и нормативов связано со значительными финан- совыми вложениями. Ставя цель повышения эффективности нормативно-правового акта необходимо стремиться главным образом к реализации закрепленных в этом акте прав и обязанностей участников экологических отноше- ний. С другой стороны, своеобразной страховкой "от повисания в воздухе" данных актов будут предусмотренные в них же гарантии обеспечения материальными, техническими и финансовыми средствами. 58 З А К Л Ю Ч Е Н И Е На сегодняшний день в системе российского законодательства сложилась относительно самостоятельная отрасль, - экологическое законодательство, под которой следует понимать систему экологи- зированных нормативно-правовых актов, издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с соблюдением установленных требований, направленных на урегулирование общественных отноше- ний в области взаимодействия общества и природы. Отношения, вы- текающие из данного определения, подразделяются на отраслевые и комплексные. Отраслевые экологические отношения - это землеохра- нительные, отношения по охране недр, животного мира, атмосферно- го воздуха, а также лесоохранительные и водоохранительные отно- шения. К комплексным экологическим отношениям относятся отноше- ния по охране природных территорий, комплексов, природно-запо- ведного Фонда и т.д. Обеспечение качества природной среды достигается именно во взаимодействии отраслевых и комплексных отношений. Исследование, проведенное в данной работе, позволяет сделать ряд выводов. 1. Экологизированный нормативно-правовой акт, являясь струк- турной частью экологического законодательства, должен отвечать следующим требованиям: а) нормативный правовой акт должен иметь объективно выражен- ную форму - в виде документа, издаваемого соответствующим компе- тентным органом; б) не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом; 59 в) принятые нормативно-правовые акты должны иметь такую фор- му, которая определена законом; г) принятие нормативно-правового акта необходимо производить в установленной процессуальной форме правотворчества; д) обязательно соблюдение порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правового акта. 2. Особенностями экологического законодательства являются следующие. Во-первых, данная отрасль законодательства представлена дву- хуровневой системой, т.е. ее можно рассматривать как по горизон- тали, так и по вертикали. В соответствии со статьей 72 Конститу- ции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные террито- рии относятся к совместному ведению федеральных органов госу- дарственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Данное положение характеризует не только особенность нашего государства как федеративного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов РФ в решении указанных вопросов. Во-вторых, система экологического законодательства РФ состо- ит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсово- го. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и ра- циональному использованию природных ресурсов. Природоохранитель- ное законодательство, представляя собой совокупность нормативно- правовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рацио- нального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочета- ния экологических интересов и достижения оптимального качества окружающей природной среды. 60 В-третьих, рассматривая нормативные правовые акты, как ис- точники экологического права их можно распределить по отраслям законодательства. Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-правовыми актами экологического законодательства во главе с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового законода- тельства, такие как Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лес- ной кодекс РФ и т.д. Замыкают круг правовые акты иных отраслей законодательства или экологизированных. При этом отнесение этих актов к источникам экологического права объясняется наличием в них отдельных эколого-правовых норм. 3. Нормативно-правовые акты, входящие в структуру экологи- ческого законодательства, по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Основой формирования всего законода- тельства, а в частности и экологического, является Конституция РФ. Обладая высшей юридической силой, Конституция РФ имеет пря- мой действие и применяется на всей территории РФ. Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правовое регулиро- вание отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относительно самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными для данных регионов особенностями. 4. Рассматривая соотношение российского федерального эколо- гического законодательства и законодательства субъектов Федера- ции, необходимо отметить, что в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Феде- 61 рации кроме природопользования, охраны окружающей среды и обес- печения экологической безопасности находятся также вопросы вла- дения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. 5. В развитии экологического законодательства в субъектах РФ можно выделить ряд тенденций: 1) на сегодняшний день явно прослеживается высокая степень дублирования федеральных нормативно-правовых актов. Многие зако- нодатели субъектов РФ, беря за основу российский нормативный акт, вносят в него изменения; 2) большая часть субъектов РФ, особенно республики, в издан- ных нормативных актах стараются всячески показать и подчеркнуть свою независимость. Природные ресурсы: леса, земля, недра объяв- ляются их достоянием; 3) в масштабах РФ ее субъекты тем не менее все таки обладают скудной нормативной базой. В регионах нет четко выраженной кон- цепции принятия нормативных актов, в уже принятых актах отслежи- ваются противоречия действующему федеральному экологическому за- конодательству; 4) просматривается слабая профессиональная подготовка зако- нодателей в субъектах РФ. В подготовке проектов законодательных актов участвует кто угодно, но только не эксперты из научной среды и юристы; 5) слабым местом остается механизм реализации законов. Мно- гие программы остаются на бумаге, т.к. отсутствуют источники фи- нансирования и материальная база под них. 6. Процесс развития экологического законодательства опреде- ляется различными факторами, среди которых можно выделить: поли- 62 тический, экономический, социологический, экологический. Особое место занимают организационно-правовые факторы. Действующее экологическое законодательство сейчас едва ли не полностью устарело. Оно излишне абстрактно, декларативно. В стране отсутствуют практические механизмы правореализации. Сис- тема экологического законодательства не является целостной и сбалансированной. Отсутствует ряд важнейших актов. Отмечается низкая эффективность экологического законодательства в целом. 7. Важнейшим направлением совершенствования системы экологи- ческого законодательства является создание серии специальных за- конов. Так необходимо принять федеральные законы: об отходах, об использовании агрохимикатов, об опасных веществах, об экологи- ческой информации (статистике), об экологическом страховании. Заслуживает внимания концепция внедрения модельных законов, особенно в области природноресурсового права (земельного, лесно- го, водного и т.д.). Но для этого необходимо провести изучение законотворчества субъектов РФ, а также всех особенностей (эконо- мических, географических, демографических и т.д.) того или иного региона. 8. Решение вопроса, связанного с определением соответствия принимаемых нормативно-правовых актов Конституции РФ возможно с помощью проведения экспертизы законопроектов. 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Российское федеральное законодательство 1.1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // Росс.газ. - 1993. - 25 дек. 1.2. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. N 67. - Ст.898. 1.3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - N 33. - Ст.1318. 1.4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1984. - N 27. - Ст.899. 1.5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: За- кон РСФСР от 19 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N 20. - Ст.641. 1.6. Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - N 22. - Ст.768. 1.7. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19 де- кабря 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - N 10. - Ст.457. 1.8. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 8. - Ст.801. 64 1.9. О Конституционном Суде РФ: Федеральный конституционный за- кон от 21 июля 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 13. - Ст.1447. 1.10. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 21 октября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - Ст.3301. 1.11. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 35. - Ст.3648. 1.12. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 9. - Ст.713. 1.13. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный за- кон от 14 марта 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 12. - Ст.1024. 1.14. О животном мире: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 17. - Ст.1462. 1.15. О международных договорах РФ: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 29. - Ст.2757. 1.16. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. // Собрание законо- дательства РФ. - 1995. - N 47. - Ст.4471. 1.17. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23 нояб- ря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 48. - Ст.4556. 1.18. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 22 декабря 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 5. - Ст.410. 65 1.19. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон от 9 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - Ст.141. 1.20. Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. // Собрание законо- дательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст.2954. 1.21. Лесной кодекс РФ от 22 января 1997 г. // Росс.газ. - 1997. - 4 февр. 1.22. Договор о разграничении предметов ведения и взаимном деле- гировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. // Росс. газ. - 1994. - 18 февр. 1.23. О нормативных актах центральных органов Государственного управления РФ: Указ Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - N 4. - Ст.301. 1.24. О федеральных природных ресурсах: Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 144 // Собрание законодательства РФ. - 1993. - N 51. - Ст.4932. 1.25. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 156 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - N 6. - Ст.436. 1.26. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177 // Собра- ние законодательства РФ. - 1996. - N 34. - Ст.4082. 1.27. Положение о Комитете РФ по земельным ресурсам и землеуст- ройству: Утв. Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1993 г. N 91 // Собрание законодательства РФ. - 1993. - N 6. - Ст.488. 66 1.28. Положение о государственной экологической экспертизе: Утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 942 // Собрание законодательства РФ. - 1993. - Ст.3621. 1.29. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ: Утв. Минприродой РФ 3 декабря 1992 г. N 04-04/72-6132 и Российской государственной страховой компанией 20 ноября 1992 г. N 22 // Закон. - 1993. N 3. - С.47-51. 1.30. Порядок направления средств предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражда- нами в государственные внебюджетные экологические фонды: Утв. Минфином РФ 22 декабря 1992 г. N 9-5-12 и Минприродой РФ от 21 декабря 1992 г. N 04-04/72-6344 // Росс. вести. - 1993. - N 47. 1.31. Инструкция о порядке работы госземинспекторов по привлече- нию физических, должностных и юридических лиц к админист- ративной ответственности за нарушение земельного законода- тельства: Утв. Приказом Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 18 февраля 1994 г. N 18 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1994. - N 7. - С.3-10. 1.32. Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минп- рироды России: Утв. Приказом Министерства охраны окружаю- щей среды и природных ресурсов от 25 мая 1994 г. N 160 // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1994. - N 9. - С.11-30. 67 1.33. Порядок выдачи разрешений на использование символики госу- дарственных природных заповедников: Утв. Приказом Госу- дарственного комитета РФ по охране окружающей среды от 31 декабря 1996 г. N 543 // Бюллетень нормативных актов феде- ральных органов исполнительной власти. - 1997. - N 4. - С.6-8. 2. Законодательство Республики Мордовия 2.34. Конституция Республики Мордовия от 21 сентября 1995 г. // Известия Мордовии. - 1995. - 22 сент. 2.35. Земельный кодекс МАССР от 24 января 1992 г. // Советская Мордовия. - 1992. - 13 марта. 2.36. Лесной кодекс РМ от 18 февраля 1994 г. // Ведомости Вер- ховного Совета РМ. - 1994. - N 6-8. Ст.150. 2.37. О государственной экспертизе градостроительной документа- ции, целевых инвестиционных программ и проектов строитель- ства в РМ: Закон РМ от 11 ноября 1996 г. // Ведомости Го- сударственного Собрания РМ. - 1996. - N 14. - Ст.481. 2.38. Об использовании средств экологического фонда РМ: Поста- новление Государственного Собрания РМ от 20 июня 1995 г. // Известия Мордовии. - 1995. - 11 июля. 2.39. О положении о внебюджетном экологическом Фонде РМ: Поста- новление Государственного Собрания РМ от 20 июня 1995 г. // Известия Мордовии. - 1995. - 11 июля. 68 2.40. Об водоохранных зонах (полосах) рек, озер, водохранилищ в Мордовской АССР: Постановление Совета Министров МАССР от 24 апреля 1989 г. N 113 // Архив Министерства экологии и природопользования РМ. - 1996. 2.41. О неотложных мерах по обеспечению радиационной безопаснос- ти на территории МССР: Постановление Правительства МССР от 31 марта 1993 г. N 71 // Справочно-правовая система "Га- рант" - информационная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.42. Положение о Министерстве экологии и природопользования МССР: Утв. Постановлением Правительства МССР от 2 сентября 1993 г. N 142 // Справочно-правовая система "Гарант" - ин- формационная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.43. Положение о государственных природных заказниках в Мор- довской ССР, о памятниках природы в Мордовской ССР и пе- речне природных объектов, признаваемых памятниками природы республиканского значения: Постановление Правительства МССР от 25 января 1994 г. N 21 // Справочно-правовая сис- тема "Гарант" - информационная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.44. О региональной научно-технической программе "Научное обес- печение экологической безопасности и устойчивого развития РМ": Постановление Правительства РМ от 27 марта 1996 г. N 147 // Справочно-правовая система "Гарант" - информацион- ная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.45. Положение о Министерстве экологии и природопользования РМ: Утв. Постановлением Правительства РМ от 15 апреля 1996 г. N 195 // Справочно-правовая система "Гарант" - информаци- онная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.46. О Красной книге РМ: Постановление Правительства РМ от 25 июля 1996 г. N 376 // Справочно-правовая система "Гарант" 69 - информационная база "Законодательство РМ". Версия от 31 мая 1997 г. 2.47. О создании научно-координационного Совета социально-эколо- гической реабилитации РМ: Постановление Правительства РМ от 16 августа 1996 г. N 405 // Справочно-правовая система "Гарант" - информационная база "Законодательство РМ". Вер- сия от 31 мая 1997 г. 3. Специальная литература 3.48. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.1. - М.: Юрид. лит., 1981. - 360 с. 3.49. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2 т. Т.2. - М.: Юрид. лит., 1982. - 360 с. 3.50. Бажайкин А.Л. Сравнительный анализ природноресурсового за- конодательства РФ и Удмуртской Республики. - Ижевск, 1997. - С.4. 3.51. Бакунина Т.С. Обсуждение проблем национальной экологичес- кой политики Российской Федерации // Государство и право. - 1994. - N 1. - С.65-86. 3.52. Бакунина Т.С., Голиченков А.К., Козырь О.М. Актуальные проблемы земельного и экологического права // Государство и право. - 1995. - N 12. - С.132-147. 3.53. Боголюбов С.А. Государственно-правовые проблемы экологи- ческой экспертизы // Государство и право. - 1996. - N 11. - С.105-126. 3.54. Бринчук М.М. Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность // Государство и право. - 1994. - N 8-9. - С.118-128. 3.55. Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Сопатаева В.А. Проблемы развития системы Российского экологического зако- дательства // Государство и право. - 1995.- N 2.- С.53-66. 70 3.56. Гражданское право / Под ред. Ю.К.Толстого. - М.: ТЕИС, 1996. - 552 с. 3.57. Голиченков А.К. Санитарный кодекс России: проблемы разра- ботки проекта // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Право. - 1991. - N 4. - С.42. 3.58. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М.: Юристъ, 1996. - 624 с. 3.59. Калиниченко Т.Г. Правовое регулирование охраны окружающей среды регионов // Государство и право. - 1994. - N 7. - С.70-81. 3.60. Кокотов А.Н., Салинов М.С. Проблемы регионального управле- ния и законодательства // Российский юридический журнал. - 1994. - N 1. - С.3-8. 3.61. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 1994. - 304 с. 3.62. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит., 1994. - 624 с. 3.63. Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. - Львов: Вища шк., 1988. - 156 с. 3.64. Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск. ун-та. Сер.11, Право. - 1991. - N 1. - С.71-78. 3.65. Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. - М.: Республика, 1993. - 224 с. 3.66. Петров В.В. Экологическое право России. - М.: Бек, 1995. - 557 с. 3.67. Практикум по экологическому праву России / Под ред. А.К. Голиченкова. - М.: Бек, 1996. - 222 с. 3.68. Страутманис Я.Я. Научно-технический прогресс и прогнозиро- вание природоохранительного законодательства. - Рига: Зи- натне, 1983. - 152 с. 3.69. Тихомиров Ю.А., Зражевская Т.Д. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. - 1997. - N 1. - С.12-17. 71 3.70. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энцикло- педия, 1983. - 840 с. 3.71. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с. 3.72. Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания построения // Правоведение. - 1976. - N 4. - С.15-25. 3.73. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. - Киев: Науко- ва думка, 1989. - 232 с. 3.74. Эффективность природоохранительного законодательства. - Алма-Ата: Наука, 1988. - 160 с. 4. Материалы практики, статистические материалы 4.75. О практике применения судами законодательства об охране природы: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1983. - N 2. - С.10-13. 4.76. О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды": Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. N 22 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1994. - N 3. - С.87-93. 4.77. Протест Прокурора РМ на приказ N 10 т 5 июня 1995 г. // Архив Прокуратуры РМ. - 1995. - Наряд N 7-1-95. 4.78. Об устранении нарушений законности: Представление Прокуро- ра РМ от 27 ноября 1995 г. // Архив Прокуратуры РМ. - 1995. Наряд N 7-1-95. 4.79. Решение Ромодановского районного суда РМ от 18 января 1996 г. // Архив Ромодановского районного суда РМ. - 1996. - Дело N 2-13/96. 4.80. Об устранении нарушений законности: Представление Прокуро- 72 ра РМ от 28 января 1996 г. // Архив Прокуратуры РМ. - 1996. - Наряд N 7-1-96. 4.81. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1994 году // Зеленый мир. - 1995. - NN 6, 29, 31-33, 35; - 1996. - N 1-8. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |