реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития

их объединяет та или иная степень экологизации. Однако наличие в

нормативно-правовом акте экологизированных норм вовсе не означа-

ет его полную принадлежность к экологическому законодательству.

Экологические нормы содержатся в отраслях конституционного, меж-

дународного, гражданского, хозяйственного, административного,

уголовного, финансового законодательства 1.

На сегодняшний день можно говорить об относительно самостоя-

тельной отрасли законодательства - экологическом законодательст-

ве, как системе экологизированных, нормативно-правовых актов,

издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с

соблюдением установленных требований, направленных на урегулиро-

вание общественных отношений в области взаимодействий общества и

природы.

Не менее важным и необходимым вопросом при рассмотрении эко-

логического законодательства является вопрос о его структуре.

---------------

1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.92.

15

Само слово структура означает (от лат. structura - строение,

расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта,

обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе,

т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внут-

ренних изменениях 1.

Существует ряд особенностей, которые характеризуют структуру

экологического законодательства.

Во-первых, как уже ранее было сказано, данная отрасль зако-

нодательства представлена двухуровневой системой, т.е. ее можно

рассматривать как по горизонтали, так и по вертикали. И это не-

маловажно. В соответствии с Федеративным договором и Конституци-

ей РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение

экологической безопасности, особо охраняемые природные террито-

рии, охрана памятников истории и культуры относятся к совместно-

му ведению федеральных органов государственной власти РФ и орга-

нов государственной власти субъектов РФ. Данное положение харак-

теризует не только особенность нашего государства как федератив-

ного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов

РФ в решении указанных вопросов. Так, субъекты РФ на основе фе-

дерального законодательства могут осуществлять собственное пра-

вовое регулирование, в том числе принятие законов и иных право-

вых актов.

Во-вторых, система экологического законодательства РФ состо-

ит из двух подсистем: природноресурсового и природоохранительно-

го. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и ра-

циональному использованию природных ресурсов. Данная система

---------------

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.657.

16

представлена Земельным кодексом РСФСР 1, Водным кодексом РФ 2,

Лесным кодексом РФ 3, Федеральным законом"О животном мире" 4 и

другими законами.

Система природоохранительного законодательства, являясь

частью более общей системы экологического законодательства, как

пишет В.В.Петров, "представляет собой совокупность нормативно-

правовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рацио-

нального использования природных ресурсов, защиты окружающей

природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочета-

ния экологических интересов и достижения оптимального качества

окружающей природной Среды" 5. В систему природоохранительного

законодательства входит Закон РСФСР "Об охране окружающей при-

родной Среды" 6, Федеральный закон "Об экологической эксперти-

зе" 7,Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения" 8 и другие.

Сегодня следует говорить не просто о природоохранительных

законах, а о комплексных экологических законах. Это связано с

тем, что природоохранительные законы носят комплексный характер.

Это значит, что они по своему содержанию охватывают не один или

группу, а всю совокупность природных объектов либо всю окружаю-

щую природную среду в целом. Это, в частности, видно из схемы,

---------------

1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-

вета РСФСР. 1991. N 22. Ст.768.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст.4471.

3 Российская газета. 1997. 4 февраля.

4 Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст.1462.

5 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.545.

6 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

РФ. 1992. N 10. Ст.457.

7 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.

8 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-

вета РСФСР. 1991. N 20. Ст.641.

17

показывающей систему федерального экологического законодательст-

ва, представленной Т.В.Петровой 1.

Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-пра-

вовыми актами экологического законодательства во главе с Законом

РСФСР "Об охране окружающей природной среды", а также иными пра-

вовыми актами законодательства об охране окружающей природной

среды.

Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового

законодательства, т.е. акты об использовании и охране природных

ресурсов.

Замыкают данный круг акты иных отраслей законодательства или

экологизированных 2. При этом отнесение этих актов к источникам

экологического права объясняется наличием в них отдельных эколо-

го-правовых норм.

Не подвергается сомнению то, что основой формирования всего

законодательства, а в частности и экологического, является при-

нятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.

Важность данного акта невозможно переоценить. И это, прежде все-

го, выражается в том, что Конституция РФ по сравнению с другими

актами имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя-

ется на всей территории России. Законы и иные правовые акты,

принимаемые в Российской Федерации, как гласит статья 15, не

должны противоречить Конституции России.

В Конституции РФ отражены основополагающие положения в об-

ласти экологической политики государства. В частности, она вво-

дит в научный оборот, вслед за Федеративным договором, трехзвен-

---------------

1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.91.

2 Там же. С.90.

18

ное определение экологической деятельности человека в сфере вза-

имодействия общества и природны: природопользование, охрана ок-

ружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Кроме

того, Конституция РФ определяет экологические права (статья 42)

и экологические обязанности (статья 58) гражданина. Наиболее

важным является указание на компетенцию РФ в сфере природополь-

зования и охраны окружающей среды (статья 71) и совместную ком-

петенцию РФ и ее субъектов (статья 72) в данной сфере. Также

среди экологических норм важное место занимают положения о праве

собственности на природные ресурсы (статьи 9, 36) 1.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", являясь

комплексным головным законодательным актом не только в подсисте-

ме природоохранительного законодательства, но и во всей системе

экологического законодательства, возглавляет ее 2. Это означает,

что в вопросах охраны окружающей природной среды нормы других

законов не должны противоречить этому законодательному акту.

Данный закон можно назвать своего рода "экологической конститу-

цией", т.к. он является, также как и Основной закон, актом пря-

мого действия, т.е. его нормы за некоторыми исключениями, дейс-

твуют без каких-либо дополнительных актов (постановлений, инс-

трукций, положений), конкретизирующих нормы закона.

Далее, в отличие от природноресурсового законодательства,

где охрана обеспечивается путем определения соответствующих пра-

вил рационального использования природного объекта, в настоящем

законе используется иной подход - здесь охрана окружающей при-

родной среды обеспечивается в совокупности ее объектов путем

---------------

1 Российская газета. 1993. 25 декабря.

2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.85.

19

"формулирования экологических требований предъявляемых к источ-

никам вредного воздействия на окружающую природную среду пос-

редством регулирования деятельности предприятий, учреждений, ор-

ганизаций, граждан" 1.

Важным, по нашему мнению, является то, что для вышеупомяну-

того закона характерна особенность, свойственная законодательным

актам экологического направления. Они являются комплексным не

только по содержанию регулируемых отношений, но и по форме пра-

вового регулирования. И это выражается в том, что природоохрани-

тельные нормы, являясь центральным звеном закона об охране окру-

жающей природной среды, действуют не по одной, а в комплексе с

нормами других отраслей права - административного, гражданского

и т.д. 2.Так, нормы возмещения вреда, помещенные в законе (статьи

86-91), представляют собой конкретизацию более общих норм граж-

данского права и т.п. Наличие таких норм обеспечивает связь эко-

логического законодательства с другими отраслями законодательст-

ва.

К числу комплексных законов, относящихся к экологическому

законодательству, следует отнести ранее упомянутый Закон РСФСР

"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 3,а так-

же Основы законодательства РФ об охране здоровья 4.Обеспечение

благополучия и охрана здоровья человека является конечной целью

охраны окружающей природы. Поэтому эти два закона составляют ос-

---------------

1 Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий

к Закону России. М., 1993. С.11.

2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.86-87.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-

вета РСФСР. 1991. N 20. Ст.641.

4 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

РФ. 1993. N 33. Ст.1318.

20

нову охраны окружающей природной среды и обеспечения экологичес-

кой безопасности человека. При этом, если рассматривать соотно-

шение экологического законодательства и законодательства об ох-

ране здоровья, общими для них будут нормы, направленные на охра-

ну здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов

окружающей Среды 1 .

Также к числу комплексных законов необходимо отнести Феде-

ральный закон "Об особо охраняемых природных территоряих"2, ре-

гулирующий отношения в области организации, охраны и использова-

ния особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, сюда необходимо отнести Федеральный закон "Об

экологической экспертизе" 3, призванный урегулировать отношения в

области экологической экспертизы путем реализации права граждан

РФ на благоприятную окружающую среду.

Рассматривая природноресурсовое законодательство, можно за-

метить, что оно представлено, как правило, головными законами.

Например: правовые основы рационального использования, охраны,

защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и

ресурсового потенциала установлены в Лесном кодексе РФ 4; отноше-

ния по поводу охраны и использования вод путем установления пра-

вовых основ использования и охраны водных объектов регулируется

Водным кодексом РФ 5; земельные отношения регулируются Земельным

кодексом РСФСР 6 и т.д.

---------------

1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.93.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024.

3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.

4 Российская газета. 1997. 4 февраля.

5 Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст.4471.

6 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-

вета РСФСР. 1991. N 22. Ст.768.

21

Говоря о соотношении экологического и природноресурсного за-

конодательства, следует заметить, что точками их соприкосновения

будут являться нормы, регулирующие охрану соответствующих при-

родных ресурсов и окружающей природной среды.

Наиболее широко представлены законами так называемые эколо-

гизированные отрасли законодательства. По мнению Н.И.Опилат,

"экологизация законодательства - объективный процесс. Ему под-

вержены все акты, в той или иной степени влияющие на состояние

окружающей Среды" 1.

Из общего количества экологизированных актов можно назвать

несколько законов, относящихся к различным отраслям законода-

тельства. Так, в соответствии с Федеральным законом "О Конститу-

ционном Суде РФ" 2, Конституционному суду РФ дается право отме-

нять акты органов управления, противоречащие конституционным

экологическим нормам. А в соответствии с Федеральным законом "О

международных договорах РФ" 3, определяется порядок ратификации и

вступления в силу международных договоров РФ в области охраны

окружающей среды.

Практическое значение имеют: Уголовный кодекс РФ 4, закрепля-

ющий понятие экологического преступления и конкретные составы

данного вида правонарушений; Гражданский кодекс РФ 5, который оп-

ределяет положения права собственности и иных вещных прав на

землю и другие природные ресурсы, порядок возмещения вреда и

---------------

1 Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск.

ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 1. С.76.

2 Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст.1447.

3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст.2757.

4 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954.

5 Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст.3301; 1996.

N 5. Ст.410.

22

иные вопросы; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1,

содержащий нормы об административной ответственности в области

экологопользования.

Следующий структурный уровень экологического законодательст-

ва представлен подзаконными нормативно-правовыми актами. Данный

уровень можно подразделить на три основные группы: 1) норматив-

но-правовые акты Президента РФ; 2) правительственные норматив-

но-правовые акты; 3) нормативно-правовые акты министерств и иных

государственных органов федеральной исполнительной власти.

Представленное подразделение на группы не является обязательным.

Так, Б.В.Ерофеев вводит еще межведомственные нормативно-правовые

акты, принимаемые органами управления межведомственной компетен-

ции, к которым относятся комитет по земельным ресурсам и земле-

устройству РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия

РФ и др. 2 Но, с другой стороны, автор отводит особое место ука-

зам Президента РФ, ссылаясь на Конституцию РФ, что якобы она "не

относит их к подзаконным нормативным актам" 3, хотя комментарий к

статье 90 Конституции РФ называет акты Президента РФ подзаконны-

ми актами 4.

В соответствии с уже упомянутой статьей 90 Конституции РФ,

Президент РФ издает указзы и распоряжения. Указы, как правило,

представляют собой нормативно-правовые акты, относящиеся к неоп-

ределенному кругу лиц, органов государства, должностных лиц и

т.д. С другой стороны, распоряжения - это обычно акты индивиду-

ального характера. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны

---------------

1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст.899.

2 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1996. С.132.

3 Там же. С.138.

4 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. -

С.429.

23

для исполнения на всей ее территории. Данные акты главы госу-

дарства не должны противоречить не только Конституции РФ, но и

федеральным конституционным и федеральным законам. Являясь "осо-

бым" лицом в государстве, Президент РФ определяет в соответствии

с Конституцией России и федеральными законами направления внут-

ренней политики государства, в том числе и в области охраны ок-

ружающей природной среды.

На сегодняшний момент законодательство представлено рядом

указов Президента РФ, регулирующих так или иначе эколого-право-

вые отношения. Примером могут служить: Указ Президента РФ от 4

февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окру-

жающей среды и обеспечению устойчивого развития" 1, Указ Прези-

дента РФ от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресур-

сах" 2 и другие.

Следует отметить Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О

структуре федеральных органов исполнительной власти" 3, которым

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ было

реорганизовано в Министерство природных ресурсов РФ и Государс-

твенный комитет РФ по охране окружающей среды.

Важным в свете данных рассуждений будет дополнение, приве-

денное С.А.Комаровым о том, что указы Президента РФ могут носить

нормотворческий характер. Наряду с актами федеральных законода-

тельных органов данные указы могут являться актами первоначаль-

ного правотворчества, т.к. содержат нормы права и посвящены общим

вопросам 4.

---------------

1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6.

Ст.436.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51.

Ст.4932.

3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4082.

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск,

1994. С.151.

24

Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов

представляют акты Правительства РФ, которые имеют значительный

удельный вес среди норм экологического законодательства.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ, Правительство

РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики

в области природопользования. При этом полномочия Правительства

РФ в этой области реализуются с помощью его актов - постановле-

ний и распоряжений. Данные акты издаются во исполнение и на ос-

новании Конституции РФ, Федеральных законов и нормативных указов

Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ

обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В форме постановлений издаются акты Правительства РФ, имею-

щие нормативный характер или наиболее важное значение. Акты по

оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоря-

жений.

В.В.Петров постановления Правительства РФ по вопросам эколо-

гии разбивает на три группы 1. Так, к первой группе относятся

постановления, которые принимаются во исполнение закона для

конкретизации его отдельных положений. Таким актом следует наз-

вать постановление Правительства РФ N 942 от 22 сентября 1993 г.

"Об утверждении Положения о государственной экологической экс-

пертизе" 2. Вторая группа постановлений предназначена для опреде-

ления компетенции органов управления и контроля. Например, Поло-

жение "О Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству",

утвержденное постановлением Правительства РФ N 61 от 2 февраля

---------------

1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 39.

Ст.3621.

25

1993 г. 1 И, наконец, в третью группу постановлений Правительства

РФ автор включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового

регулирования экологических отношений. Таким актом следует счи-

тать постановление Правительства РФ N 501 от 4 ноября 1993 г. "О

создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвы-

чайных ситуациях" 2.

В случае, если постановления или распоряжения Правительства

противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Прези-

дента РФ, они могут быть отменены Президентом РФ.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются

правом издавать в рамках предусмотренной для них компетенции

нормативные правовые акты. При этом данного рода акты обязатель-

ны для других министерств и ведомств, физических и юридических

лиц. Имея ту особенность, что по юридической силе нормативно-

правовые акты министерств и ведомств уступают актам Правительст-

ва РФ, они представлены в виде различных приказов, решений, инс-

трукций, правил, положений, уставов, распоряжений.

Так, еще в рамках Министерства охраны окружающей среды и

природных ресурсов РФ оно издавало нормативные правовые приказы,

инструкции. В настоящий момент органом, в функции которого

передано решение вопросов охраны окружающей среды, является

Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, а вопросы

использования природных ресурсов ныне отнесены в ведение Минис-

терства природных ресурсов РФ 3. Примером подобных актов может

служить Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных

---------------

1 Собрания актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 6.

Ст.488.

2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.92.

3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4032.

26

ресурсов РФ "Об утверждении Инструкции по организации и осущест-

влению государственного контроля за использованием и охраной зе-

мель органами Минприроды России" от 25 мая 1994 г. N 160 1. А в

рамках Государственного комитета РФ по охране окружающей среды

был издан приказ от 31 декабря 1996 г. N 543 "Об утверждении По-

рядка выдачи разрешений на использование символики государствен-

ных природных заповедников" 2 .

Кроме данных органов правом издания обязательных нормативных

актов обладает специально уполномоченные органы в области охраны

окружающей природной среды. Так, Государственный комитет РФ по

земельным ресурсам и землеустройству наделен правом издания ак-

тов по охране земельных ресурсов (например, Инструкция о порядке

работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных

и юридических лиц к административной ответственности за наруше-

ния земельного законодательства, утверждена приказом Государс-

твенного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству от

18 февраля 1994 г. N 18) 3 .

Многие экологические нормативные правовые акты принимаются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.