![]() |
|
|
Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развитиясовместно несколькими министерствами и ведомствами. Так, Порядок направления средств предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами в го- сударственные внебюджетные экологические фонды, утвержден Минфи- ном РФ 22 декабря 1992 г. и Минприродой РФ 21 декабря 1992 г. 4, --------------- 1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 9. С.11-30. 2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни- тельной власти. 1997. N 4. С.6-8. 3 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. N 7. С.3-10. 4 Российские вести. 1993. N 47. 27 или Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, которое утверждено Минприродой России 3 декаб- ря 1992 г. и Российской государственной страховой компанией 20 ноября 1992 г. 1 В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления РФ" 2,нормативные акты министерств и ведомств, затра- гивающие права, свободы и законные интересы граждан регистриру- ются в Министерстве юстиции РФ. Затем данные акты подлежат офи- циальному опубликованию в газете "Российские вести". Не заре- гистрированные в Минюсте РФ и не опубликованные нормативные акты не порождают никаких юридических последствий. Данное положение имеет большое практическое и теоретическое значение, т.к. свежи примеры из недалекого прошлого, когда в разработке и утверждении ведомственных нормативных актов отсутствовал необходимый поря- док. Министерства и ведомства при издании таких документов не всегда соблюдали предусмотренные требования. Поэтому в ряде слу- чаев принятые ведомственные акты входили в противоречие с дейс- твующими законами. На сегодняшний момент вышеупомянутым Указам Президента РФ был установлен строгий порядок в разработке и при- нятии актов министерствами и иными государственными органами фе- деральной исполнительной власти. Кроме того, противоречащие закону нормативно-правовые акты министерств и ведомств подлежат отмене Правительством РФ, а так- же могут быть опротестованы прокурором. --------------- 1 Закон. 1993. N 3. С.47-51. 2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст.304. 28 Говоря о нормативных актах министерств и ведомств, необходи- мо упомянуть о санитарных, строительных, технических, технологи- ческих и других нормах. К ним относятся различные нормативы ка- чества окружающей среды: предельно допустимые воздействия вред- ных веществ на окружающую среду и здоровье человека и т.д. Выра- жая технические правила, эти нормативы не рассматриваются как источники права. Однако, Закон "Об охране окружающей природной среды" (ст.ст.25-27 и др.) устанавливает обязанность их исполне- ния, которая придает таким нормам юридический характер и позво- ляет оценивать их как источники права 1 . Разновидностью источников экологического права, входящих в структуру экологического законодательства, являются законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следует отметить, что правовое регулирование отношений в области взаимодействия общества и природы в субъектах РФ представляет собой относитель- но самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными лишь для данных регионов особенностями. Необходимо сказать несколько слов о характере руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Интересным на этот счет представляется мнение Б.В.Еро- феева: "Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики единичен и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неиз- бежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому су- дам дано право в случае пробела применять аналогию закона или аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи2. --------------- 1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.93. 2 Ерофеев Б.В. Экологическое право россии. М., 1996. С.143. 29 Несмотря на это, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда не являются источниками эко- логического права, не входят в структуру экологического законо- дательства. Это связано с тем, что судебные органы не наделены правотворческой функцией. Пленумы соответствующих судов, расс- матривая обобщенные материалы, дают в порядке судебного толкова- ния руководящие разъяснения по вопросам применения экологическо- го законодательства. Однако, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для всех судов общей юрисдикции в РФ, а разъясне- ния Пленума Высшего Арбитражного суда РФ обязательны для всей системы арбитражных судов. Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и разъяснять смысл экологического законодательства, но не созда- вать новые нормы экологического права. Вместе с тем, суды при разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие нормы экологического права лишь в истолковании, содержащемся в постановлении соответствующего судебного пленума. Это зачастую приводит к тому, что многие судьи руководствуются не правовой нормой, а положениями, предусмотренными в постановлении пленума суда. Не является источником экологического права и сложившаяся судебная практика, под которой понимается "многократное единооб- разное решение судами одной и той же категории дел"_51_0. Судья, рассматривая дело, по которому сложилась определенная судебная практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что сложившаяся практика не соответствует закону. Однако, этого, как --------------- 1 Гражданское право / Под ред. Ю.К.Толстого. М., 1996. С.35. 30 правило, не происходит, и судьи, "слепо следуя накатанной ко- лее", выносят неправовые решения. В России действует ряд постановлений пленумов судов в облас- ти охраны окружающей природной среды: Постановление Пленума Вер- ховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 "О практике применения судами законодательства об охране природы" 1 , Постановление Пле- нума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной Среды" 2 . --------------- 1 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. N 2. С.10-13. 2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. N 3. С.87-93. 31 2. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ Особенностью Российского государства является его характе- ристика в качестве федеративного, состоящего из "государств и (или) госудаственно-подобных образований, близких по статусу к государству" 1 . В соответствии со статьей 5 Конституции РФ к ним относятся республики, края, области, города федерального значе- ния, автономные области, автономные округа. Республика в составе РФ, представляя собой государство, имеет свою конституцию, ос- тальные субъекты РФ имеют свои уставы. В статье 72 Конституции РФ прямо предусмотрено, что природо- пользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана па- мятников истории и культуры относятся к совместному ведению фе- деральных органов государственной власти и органов государствен- ной власти субъектов РФ. К совместному ведению относятся также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Статья пятая Конституции РФ, перечисляя ряд субъектов РФ, говорит об их равноправии, т.е. "обладании всеми ими одинаковым конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, а также идентичности компетенции. Равноправие выражается и в праве всех субъектов Федерации иметь свои законы и другие акты законода- тельства" 2 . --------------- 1 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. С.60. 2 Там же. С.73. 32 По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Данное по- ложение, предусмотренное частью 2 статьи 76 Конституции РФ, име- ет принципиально важное значение, так как охрана окружающей сре- ды, природопользования, обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, вопросы выделения, поль- зования и распоряжения природными ресурсами находятся в совмест- ном ведении РФ и ее субъектов. Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено твердое прави- ло: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо- гут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Однако, немало примеров нарушения данной нор- мы Конституции РФ. Так, 15 февраля 1994 года был заключен Дого- вор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между ор- ганами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан" 1 .Как заметил И.Я.Дюрягин, статья VI указанного Договора содержит положения о том, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом Рес- публики Татарстан, данного рода противоречия переводятся в раз- ряд споров РФ и Республики Татарстан и подлежат разрешению в согласованном порядке. Вместо однозначного признания силы феде- рального закона вводится процедура опротестования федеральными органами законов Республики Татарстан, противоречащих Договору 2. --------------- 1 Российская газета. 1994. 18 февраля. 2 Кокотов А.Н., Саликов М.С. Проблемы региоанльного управле- ния и законодательства // Российский юридический журнал. 1994. N1. С.6. 33 Рассматривая экологическое законодательство субъектов РФ, необходимо определить его место в системе общероссийского эколо- гического законодательства. Экологические законы и иные норма- тивные правовые акты субъектов РФ занимают обособленное положе- ние в указанной структуре. Каждый субъект Федерации изначально обладает неповторимыми социальными, экономическими, природными и другими условиями, что в конечном счете влияет на различие регулирования экоголо-право- вых отношений. Федеральное экологическое законодательство не мо- жет учесть всех особенностей конкретного региона. Поэтому возни- кающие пробелы в законодательстве могут быть ликвидированы зако- нодательством субъектов РФ. На сегодняшний момент мы можем говорить о формировании реги- ональных законодательных систем. Нормативные правовые акты эко- логического законодательства субъектов РФ автономны по отношению друг к другу. Рассматривая соотношение федерального экологического законо- дательства и законодательства субъектов РФ, важно выделить их взаимную связь. Республика Мордовия (далее РМ) одна из тех субъектов РФ, ко- торые 31 марта 1992 года подписали Федеративный договор и расп- ространили его действие на свою территорию 1. Актом, имеющим высшую юридическую силу и прямой действие на всей территории республики признается Конституция РМ 2 . Неотъем- лемой частью Конституции РМ стали нормы, касающиеся совместного --------------- 1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 67. Ст.898. 2 Известия Мордовии. 1995. 22 сентября. 34 ведения РФ и РМ, которые в статье 18 нашли юридическое оформле- ние, повторяя часть 1 статьи 72 Конституции РФ. В соответствии со статьей 8 Конституции РМ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народа, проживающего на его территории и могут на- ходиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. По предметам совместного ведения, т.е. по вопросам владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопаснос- ти, Республика Мордовия принимает законы и иные нормативные пра- вовые акты в соответствии с федеральными законами. Возглавляя систему экологического законодательства РМ, Конс- титуция РМ служит "образцом соответствия", на основе которого принимаются все остальные нормативные правовые акты. Следующими по юридической силе можно назвать законы, прини- маемые высшими представительным и законодательным органом власти - Государственным Собранием РМ, а также действующие законы, при- ныте бывшим Верховным Советом МАССР. На сегодняшний момент в РМ нет головного акта, определяющего вопросы взаимоотношения общества и природы. В связи с этим в этой области применяется российской экологическое законодатель- ство. Однако, в развитии природоресурсового законодательства сделаны определенные шаги. Так, в настоящее время действует Зе- мельный кодекс МАССР 1 , Лесной кодекс РМ 2. --------------- 1 Советская Мордовия. 1992. 13 марта. 2 Ведомости Верховного Совета РМ. 1994. N 6-8. Ст.150. 35 Говоря об экологизированных законах республики, хотелось бы выделить Закон РМ от 11 ноября 1996 года "О государственной экс- пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных программ и проектов строительства в РМ" 1. Ряд статей данного за- конодательного акта противоречит Федеральному закону "Об эколо- гической экспертизе" 2, в соответствии с которым специально упол- номоченным органам в области экологической экспертизы на терри- тории субъектов Федерации является территориальный орган Минпри- роды РФ (на территории Республики Мордовия - Министерство эколо- гии и природопользования РМ), который имеет исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы. Однако, в соответствии с Законом РМ "О государственной экс- пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных программ и проектов строительства в РМ", органы государственной экологической экспертизы образуются и аккредитуются при Госэкс- пертизе РМ, осуществляя свою деятельность под ее руководством. Поэтому, в данный Закон должны быть внесены изменения, которые ликвидировали бы возникшие противоречия. Кроме законов, Государственное Собрание РМ, в соответствии с частью 1 статьи 45 Конституции РМ, принимает постановления. При- мером такого рода актов могут служить: Постановление Государс- твенного Собрания РМ от 20 июня 1995 года "О положении о внебюд- жетном экологическом фонде РМ" 3; Постановление Государственного Собрания РМ от 20 июня 1995 года "Об использовании средств эко- логического фонда РМ" 4. --------------- 1 Ведомости Государственного Собрания РМ. 1996. N 14. Ст.481. 2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556. 3 Известия Мордовии. 1995. 11 июля. 4 Известия Мордовии. 1995. 11 июля. 36 В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РМ высшим должностным лицом и главой государства является Глава РМ, кото- рый издает указы и распоряжения. Однако, пока не было принято ни одного такого рода экологизированного акта. Самую многочисленную группу нормативно-правовых актов предс- тавляют постановления и распоряжения Правительства РМ, наделен- ного правом издания этих актов. Правительство РМ, являясь высшим органом исполнительности власти РМ, обеспечивает проведение в РМ единой государственной политики в области экологии (часть 2 статьи 54 Конституции РМ). Среди подобных постановлений можно вдыелить: Постановление Правительства РМ от 25 июля 1996 года "О красной книге РМ" 1 ; Постановление Правительства РМ от 27 марта 1996 года "О региональной научно-технической программе "Научное обеспечение экологической безопасности населения и устойчивого развития РМ" 2 ; Постановление Правительства РМ от 16 августа 1996 года "О создании Научно-координационного совета социально-эколо- гической реабилитации РМ" 3 ; Постановление Правительства МССР от 31 марта 1993 года "О неотложных мерах по обеспечению радиацион- ной безопасности на территории МССР" 4 и т.д. В случае противоречия постановлений и распоряжений Прави- тельства РМ федеральному или региональному законодательству Гла- ва РМ вправе их отменить. Особую роль в регулировании эколого-правовых отношений игра- ют нормативные акты министерств и ведомств на территории РМ. В первую очередь хотелось бы сказать о правотворчестве Министерства --------------- 1 Справочно-правовая система "Гарант" - Информ.база "Законо- дательство Республики Мордовия". Версия от 31 мая 1997 г. 2 Там же. 3 Там же. 4 Там же. 37 экологии и природопользования РМ, которое является республиканс- ким органом исполнительной власти, а также территориальным орга- ном Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (ныне Государственный комитет РФ по охране окружающей среды). Статус данного министерства находится в подвешенном состоянии. Так, 15 апреля 1996 года постановлением Правительства РМ было утверждено Положение о Министерстве экологии и природопользова- ния РМ 1, которое отменило ранее действовавшее постановление Пра- вительства МССР от 2 сентября 1993 года "Об утверждении Положе- ния о Министерстве экологии и природопользования Мордовской ССР" 2. Положение первое принято, но оно не утверждено вышестоя- щим органом, т.е. Государственным комитетом РФ по охране окружа- ющей среды. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года N 1177, утверждившим структуру федеральных органов исполнительной влас- ти, полномочия по использованию природных ресурсов переданы Ми- нистерству природных ресурсов РФ. По нашему мнению, полномочия по природопользованию и на территории РМ должны быть переданы соответствующему органу. Одной из основных функций Министерства экологии и природо- пользования РМ является формирование региональной нормативно-ме- тодической базы в области охраны окружающей среды, что означает принятие в том числе нормативно-правовых актов, касающихся этих вопросов. Но, как показывает анализ законодательства, представ- ленным правом Министерство не пользуется. Прокуратурой РМ была проведена проверка законности применения Министерством экологии и природопользования РМ Закона РСФСР "Об охране окружающей при- --------------- 1 Справочно-правовая система "Гарант" - Информ.база "Законо- дательство Республики Мордовия". Версия от 31 мая 1997 г. 2 Там же. 38 родной среды". Выявленные нарушения вызвали необходимость обра- щения в данной Министерство с Представлением об устранении нару- шений законности 1 .В деятельности Министерства, его должностных лиц имелись существенные недостатки, не позволяющие в полном объеме качественно обеспечить исполнение экологического законо- дательства. Меры, принимаемые в отношении предприятий-нарушите- лей экологического законодательства, органами Государственного экологического контроля оказались неэффективными, поскольку не достигали конечного результата - устранения допущенных наруше- ний. По значительному количеству экологических правонарушений, в результате которых причинялся вред окружающей природной среде, он не компенсируется. Кроме того, в последние два года совершен- но не используется Министерством, его территориальными органами предоставленное законом право об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и лю- бой деятельности, причиняющий вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Часты случаи нарушения требований КоАП РСФСР. Так, оформление протоко- ла об экологическом правонарушении производится с нарушением ус- тановленного законом порядка, с превышением предусмотренного срока. Нарушения требований действующего природоохранительного за- конодательства стали возможны по причине, в одних случаях недос- таточности знаний специалистами действующего законодательства, в других - несоблюдения требований должностной дисциплины, либо просто халатности, а также отсутствия в Министерстве юридической службы 2. --------------- 1 Архив Прокуратуры РМ. 1996. Наряд N 7-1-96. 2 Там же. 39 Сегодня в Министерстве, да и в целом в республике некому вести разработку актов экологического законодательства. И первая причина тому - отсутствие необходимых средств, а также отсутс- твие заинтересованности высших должностных лиц. Кроме Министерства экологии и природопользования РМ действу- ют и другие ведомства. Так, Государственный комитет по лесу РМ в пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защи- той лесов. Но как указывается в Представлении об устранении на- рушений законности 1 , направленном в Государственный комитет по лесу РМ Прокуратурой РМ, в работе должностных лиц этого учрежде- ния допускаются существенные недостатки. Это, как правило, про- исходит при оформлении материалов о правонарушениях. Направляе- мые материалы не всегда содержат необходимые документы, заключе- ния специалистов, правовое обоснование требований о привлечении |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |