реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития

совместно несколькими министерствами и ведомствами. Так, Порядок

направления средств предприятиями, учреждениями, организациями,

гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами в го-

сударственные внебюджетные экологические фонды, утвержден Минфи-

ном РФ 22 декабря 1992 г. и Минприродой РФ 21 декабря 1992 г. 4,

---------------

1 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ.

1994. N 9. С.11-30.

2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполни-

тельной власти. 1997. N 4. С.6-8.

3 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ.

1994. N 7. С.3-10.

4 Российские вести. 1993. N 47.

27

или Типовое положение о порядке добровольного экологического

страхования в РФ, которое утверждено Минприродой России 3 декаб-

ря 1992 г. и Российской государственной страховой компанией 20

ноября 1992 г. 1

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 1993 г.

N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного

управления РФ" 2,нормативные акты министерств и ведомств, затра-

гивающие права, свободы и законные интересы граждан регистриру-

ются в Министерстве юстиции РФ. Затем данные акты подлежат офи-

циальному опубликованию в газете "Российские вести". Не заре-

гистрированные в Минюсте РФ и не опубликованные нормативные акты

не порождают никаких юридических последствий. Данное положение

имеет большое практическое и теоретическое значение, т.к. свежи

примеры из недалекого прошлого, когда в разработке и утверждении

ведомственных нормативных актов отсутствовал необходимый поря-

док. Министерства и ведомства при издании таких документов не

всегда соблюдали предусмотренные требования. Поэтому в ряде слу-

чаев принятые ведомственные акты входили в противоречие с дейс-

твующими законами. На сегодняшний момент вышеупомянутым Указам

Президента РФ был установлен строгий порядок в разработке и при-

нятии актов министерствами и иными государственными органами фе-

деральной исполнительной власти.

Кроме того, противоречащие закону нормативно-правовые акты

министерств и ведомств подлежат отмене Правительством РФ, а так-

же могут быть опротестованы прокурором.

---------------

1 Закон. 1993. N 3. С.47-51.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4.

Ст.304.

28

Говоря о нормативных актах министерств и ведомств, необходи-

мо упомянуть о санитарных, строительных, технических, технологи-

ческих и других нормах. К ним относятся различные нормативы ка-

чества окружающей среды: предельно допустимые воздействия вред-

ных веществ на окружающую среду и здоровье человека и т.д. Выра-

жая технические правила, эти нормативы не рассматриваются как

источники права. Однако, Закон "Об охране окружающей природной

среды" (ст.ст.25-27 и др.) устанавливает обязанность их исполне-

ния, которая придает таким нормам юридический характер и позво-

ляет оценивать их как источники права 1 .

Разновидностью источников экологического права, входящих в

структуру экологического законодательства, являются законы и

иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Следует отметить,

что правовое регулирование отношений в области взаимодействия

общества и природы в субъектах РФ представляет собой относитель-

но самостоятельный уровень правовой регуляции с характерными

лишь для данных регионов особенностями.

Необходимо сказать несколько слов о характере руководящих

разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного

Суда РФ. Интересным на этот счет представляется мнение Б.В.Еро-

феева: "Всякий закон всеобщ, а случай экологической практики

единичен и чтобы подвести единичное под всеобщее, необходимо

суждение, которое является правосудием. В ходе правосудия неиз-

бежно выявляются пробелы в правовом регулировании, а потому су-

дам дано право в случае пробела применять аналогию закона или

аналогию права, что равносильно созданию новой правовой материи2.

---------------

1 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.93.

2 Ерофеев Б.В. Экологическое право россии. М., 1996. С.143.

29

Несмотря на это, руководящие разъяснения Пленума Верховного

Суда РФ и Высшего Арбитражного суда не являются источниками эко-

логического права, не входят в структуру экологического законо-

дательства. Это связано с тем, что судебные органы не наделены

правотворческой функцией. Пленумы соответствующих судов, расс-

матривая обобщенные материалы, дают в порядке судебного толкова-

ния руководящие разъяснения по вопросам применения экологическо-

го законодательства. Однако, разъяснения Пленума Верховного Суда

РФ обязательны для всех судов общей юрисдикции в РФ, а разъясне-

ния Пленума Высшего Арбитражного суда РФ обязательны для всей

системы арбитражных судов.

Постановления судебных пленумов должны лишь толковать и

разъяснять смысл экологического законодательства, но не созда-

вать новые нормы экологического права. Вместе с тем, суды при

разрешении конкретных споров обязаны применять соответствующие

нормы экологического права лишь в истолковании, содержащемся в

постановлении соответствующего судебного пленума. Это зачастую

приводит к тому, что многие судьи руководствуются не правовой

нормой, а положениями, предусмотренными в постановлении пленума

суда.

Не является источником экологического права и сложившаяся

судебная практика, под которой понимается "многократное единооб-

разное решение судами одной и той же категории дел"_51_0. Судья,

рассматривая дело, по которому сложилась определенная судебная

практика, может вынести и иное решение, если убежден в том, что

сложившаяся практика не соответствует закону. Однако, этого, как

---------------

1 Гражданское право / Под ред. Ю.К.Толстого. М., 1996. С.35.

30

правило, не происходит, и судьи, "слепо следуя накатанной ко-

лее", выносят неправовые решения.

В России действует ряд постановлений пленумов судов в облас-

ти охраны окружающей природной среды: Постановление Пленума Вер-

ховного Суда СССР от 7 июля 1983 г. N 4 "О практике применения

судами законодательства об охране природы" 1 , Постановление Пле-

нума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 1993 г. N 22 "О

некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране

окружающей природной Среды" 2 .

---------------

1 Бюллетень Верховного Суда СССР. 1983. N 2. С.10-13.

2 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. N 3. С.87-93.

31

2. СООТНОШЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ

ФЕДЕРАЦИИ

Особенностью Российского государства является его характе-

ристика в качестве федеративного, состоящего из "государств и

(или) госудаственно-подобных образований, близких по статусу к

государству" 1 . В соответствии со статьей 5 Конституции РФ к ним

относятся республики, края, области, города федерального значе-

ния, автономные области, автономные округа. Республика в составе

РФ, представляя собой государство, имеет свою конституцию, ос-

тальные субъекты РФ имеют свои уставы.

В статье 72 Конституции РФ прямо предусмотрено, что природо-

пользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической

безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана па-

мятников истории и культуры относятся к совместному ведению фе-

деральных органов государственной власти и органов государствен-

ной власти субъектов РФ. К совместному ведению относятся также

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,

водными и другими природными ресурсами.

Статья пятая Конституции РФ, перечисляя ряд субъектов РФ,

говорит об их равноправии, т.е. "обладании всеми ими одинаковым

конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, а также

идентичности компетенции. Равноправие выражается и в праве всех

субъектов Федерации иметь свои законы и другие акты законода-

тельства" 2 .

---------------

1 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994.

С.60.

2 Там же. С.73.

32

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются

федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними

законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. Данное по-

ложение, предусмотренное частью 2 статьи 76 Конституции РФ, име-

ет принципиально важное значение, так как охрана окружающей сре-

ды, природопользования, обеспечение экологической безопасности,

особо охраняемые природные территории, вопросы выделения, поль-

зования и распоряжения природными ресурсами находятся в совмест-

ном ведении РФ и ее субъектов.

Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено твердое прави-

ло: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не мо-

гут противоречить федеральным законам. В случае противоречия

между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует

федеральный закон. Однако, немало примеров нарушения данной нор-

мы Конституции РФ. Так, 15 февраля 1994 года был заключен Дого-

вор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении

предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между ор-

ганами государственной власти РФ и органами государственной

власти Республики Татарстан" 1 .Как заметил И.Я.Дюрягин, статья

VI указанного Договора содержит положения о том, что в случае

противоречия между федеральным законом и нормативным актом Рес-

публики Татарстан, данного рода противоречия переводятся в раз-

ряд споров РФ и Республики Татарстан и подлежат разрешению в

согласованном порядке. Вместо однозначного признания силы феде-

рального закона вводится процедура опротестования федеральными

органами законов Республики Татарстан, противоречащих Договору 2.

---------------

1 Российская газета. 1994. 18 февраля.

2 Кокотов А.Н., Саликов М.С. Проблемы региоанльного управле-

ния и законодательства // Российский юридический журнал. 1994.

N1. С.6.

33

Рассматривая экологическое законодательство субъектов РФ,

необходимо определить его место в системе общероссийского эколо-

гического законодательства. Экологические законы и иные норма-

тивные правовые акты субъектов РФ занимают обособленное положе-

ние в указанной структуре.

Каждый субъект Федерации изначально обладает неповторимыми

социальными, экономическими, природными и другими условиями, что

в конечном счете влияет на различие регулирования экоголо-право-

вых отношений. Федеральное экологическое законодательство не мо-

жет учесть всех особенностей конкретного региона. Поэтому возни-

кающие пробелы в законодательстве могут быть ликвидированы зако-

нодательством субъектов РФ.

На сегодняшний момент мы можем говорить о формировании реги-

ональных законодательных систем. Нормативные правовые акты эко-

логического законодательства субъектов РФ автономны по отношению

друг к другу.

Рассматривая соотношение федерального экологического законо-

дательства и законодательства субъектов РФ, важно выделить их

взаимную связь.

Республика Мордовия (далее РМ) одна из тех субъектов РФ, ко-

торые 31 марта 1992 года подписали Федеративный договор и расп-

ространили его действие на свою территорию 1.

Актом, имеющим высшую юридическую силу и прямой действие на

всей территории республики признается Конституция РМ 2 . Неотъем-

лемой частью Конституции РМ стали нормы, касающиеся совместного

---------------

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета

РФ. 1992. N 67. Ст.898.

2 Известия Мордовии. 1995. 22 сентября.

34

ведения РФ и РМ, которые в статье 18 нашли юридическое оформле-

ние, повторяя часть 1 статьи 72 Конституции РФ.

В соответствии со статьей 8 Конституции РМ, земля и другие

природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и

деятельности народа, проживающего на его территории и могут на-

ходиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах

собственности.

По предметам совместного ведения, т.е. по вопросам владения,

пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими

природными ресурсами, а также по вопросам природопользования,

охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопаснос-

ти, Республика Мордовия принимает законы и иные нормативные пра-

вовые акты в соответствии с федеральными законами.

Возглавляя систему экологического законодательства РМ, Конс-

титуция РМ служит "образцом соответствия", на основе которого

принимаются все остальные нормативные правовые акты.

Следующими по юридической силе можно назвать законы, прини-

маемые высшими представительным и законодательным органом власти

- Государственным Собранием РМ, а также действующие законы, при-

ныте бывшим Верховным Советом МАССР.

На сегодняшний момент в РМ нет головного акта, определяющего

вопросы взаимоотношения общества и природы. В связи с этим в

этой области применяется российской экологическое законодатель-

ство. Однако, в развитии природоресурсового законодательства

сделаны определенные шаги. Так, в настоящее время действует Зе-

мельный кодекс МАССР 1 , Лесной кодекс РМ 2.

---------------

1 Советская Мордовия. 1992. 13 марта.

2 Ведомости Верховного Совета РМ. 1994. N 6-8. Ст.150.

35

Говоря об экологизированных законах республики, хотелось бы

выделить Закон РМ от 11 ноября 1996 года "О государственной экс-

пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных

программ и проектов строительства в РМ" 1. Ряд статей данного за-

конодательного акта противоречит Федеральному закону "Об эколо-

гической экспертизе" 2, в соответствии с которым специально упол-

номоченным органам в области экологической экспертизы на терри-

тории субъектов Федерации является территориальный орган Минпри-

роды РФ (на территории Республики Мордовия - Министерство эколо-

гии и природопользования РМ), который имеет исключительное право

на проведение государственной экологической экспертизы.

Однако, в соответствии с Законом РМ "О государственной экс-

пертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных

программ и проектов строительства в РМ", органы государственной

экологической экспертизы образуются и аккредитуются при Госэкс-

пертизе РМ, осуществляя свою деятельность под ее руководством.

Поэтому, в данный Закон должны быть внесены изменения, которые

ликвидировали бы возникшие противоречия.

Кроме законов, Государственное Собрание РМ, в соответствии с

частью 1 статьи 45 Конституции РМ, принимает постановления. При-

мером такого рода актов могут служить: Постановление Государс-

твенного Собрания РМ от 20 июня 1995 года "О положении о внебюд-

жетном экологическом фонде РМ" 3; Постановление Государственного

Собрания РМ от 20 июня 1995 года "Об использовании средств эко-

логического фонда РМ" 4.

---------------

1 Ведомости Государственного Собрания РМ. 1996. N 14. Ст.481.

2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556.

3 Известия Мордовии. 1995. 11 июля.

4 Известия Мордовии. 1995. 11 июля.

36

В соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции РМ высшим

должностным лицом и главой государства является Глава РМ, кото-

рый издает указы и распоряжения. Однако, пока не было принято ни

одного такого рода экологизированного акта.

Самую многочисленную группу нормативно-правовых актов предс-

тавляют постановления и распоряжения Правительства РМ, наделен-

ного правом издания этих актов. Правительство РМ, являясь высшим

органом исполнительности власти РМ, обеспечивает проведение в РМ

единой государственной политики в области экологии (часть 2

статьи 54 Конституции РМ). Среди подобных постановлений можно

вдыелить: Постановление Правительства РМ от 25 июля 1996 года "О

красной книге РМ" 1 ; Постановление Правительства РМ от 27 марта

1996 года "О региональной научно-технической программе "Научное

обеспечение экологической безопасности населения и устойчивого

развития РМ" 2 ; Постановление Правительства РМ от 16 августа 1996

года "О создании Научно-координационного совета социально-эколо-

гической реабилитации РМ" 3 ; Постановление Правительства МССР от

31 марта 1993 года "О неотложных мерах по обеспечению радиацион-

ной безопасности на территории МССР" 4 и т.д.

В случае противоречия постановлений и распоряжений Прави-

тельства РМ федеральному или региональному законодательству Гла-

ва РМ вправе их отменить.

Особую роль в регулировании эколого-правовых отношений игра-

ют нормативные акты министерств и ведомств на территории РМ. В

первую очередь хотелось бы сказать о правотворчестве Министерства

---------------

1 Справочно-правовая система "Гарант" - Информ.база "Законо-

дательство Республики Мордовия". Версия от 31 мая 1997 г.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

37

экологии и природопользования РМ, которое является республиканс-

ким органом исполнительной власти, а также территориальным орга-

ном Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ

(ныне Государственный комитет РФ по охране окружающей среды).

Статус данного министерства находится в подвешенном состоянии.

Так, 15 апреля 1996 года постановлением Правительства РМ было

утверждено Положение о Министерстве экологии и природопользова-

ния РМ 1, которое отменило ранее действовавшее постановление Пра-

вительства МССР от 2 сентября 1993 года "Об утверждении Положе-

ния о Министерстве экологии и природопользования Мордовской

ССР" 2. Положение первое принято, но оно не утверждено вышестоя-

щим органом, т.е. Государственным комитетом РФ по охране окружа-

ющей среды. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 года N 1177,

утверждившим структуру федеральных органов исполнительной влас-

ти, полномочия по использованию природных ресурсов переданы Ми-

нистерству природных ресурсов РФ. По нашему мнению, полномочия

по природопользованию и на территории РМ должны быть переданы

соответствующему органу.

Одной из основных функций Министерства экологии и природо-

пользования РМ является формирование региональной нормативно-ме-

тодической базы в области охраны окружающей среды, что означает

принятие в том числе нормативно-правовых актов, касающихся этих

вопросов. Но, как показывает анализ законодательства, представ-

ленным правом Министерство не пользуется. Прокуратурой РМ была

проведена проверка законности применения Министерством экологии

и природопользования РМ Закона РСФСР "Об охране окружающей при-

---------------

1 Справочно-правовая система "Гарант" - Информ.база "Законо-

дательство Республики Мордовия". Версия от 31 мая 1997 г.

2 Там же.

38

родной среды". Выявленные нарушения вызвали необходимость обра-

щения в данной Министерство с Представлением об устранении нару-

шений законности 1 .В деятельности Министерства, его должностных

лиц имелись существенные недостатки, не позволяющие в полном

объеме качественно обеспечить исполнение экологического законо-

дательства. Меры, принимаемые в отношении предприятий-нарушите-

лей экологического законодательства, органами Государственного

экологического контроля оказались неэффективными, поскольку не

достигали конечного результата - устранения допущенных наруше-

ний. По значительному количеству экологических правонарушений, в

результате которых причинялся вред окружающей природной среде,

он не компенсируется. Кроме того, в последние два года совершен-

но не используется Министерством, его территориальными органами

предоставленное законом право об ограничении, приостановлении,

прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и лю-

бой деятельности, причиняющий вред окружающей природной среде и

несущей потенциальную опасность для здоровья человека. Часты

случаи нарушения требований КоАП РСФСР. Так, оформление протоко-

ла об экологическом правонарушении производится с нарушением ус-

тановленного законом порядка, с превышением предусмотренного

срока.

Нарушения требований действующего природоохранительного за-

конодательства стали возможны по причине, в одних случаях недос-

таточности знаний специалистами действующего законодательства, в

других - несоблюдения требований должностной дисциплины, либо

просто халатности, а также отсутствия в Министерстве юридической

службы 2.

---------------

1 Архив Прокуратуры РМ. 1996. Наряд N 7-1-96.

2 Там же.

39

Сегодня в Министерстве, да и в целом в республике некому

вести разработку актов экологического законодательства. И первая

причина тому - отсутствие необходимых средств, а также отсутс-

твие заинтересованности высших должностных лиц.

Кроме Министерства экологии и природопользования РМ действу-

ют и другие ведомства. Так, Государственный комитет по лесу РМ в

пределах своих полномочий осуществляет государственный контроль

за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защи-

той лесов. Но как указывается в Представлении об устранении на-

рушений законности 1 , направленном в Государственный комитет по

лесу РМ Прокуратурой РМ, в работе должностных лиц этого учрежде-

ния допускаются существенные недостатки. Это, как правило, про-

исходит при оформлении материалов о правонарушениях. Направляе-

мые материалы не всегда содержат необходимые документы, заключе-

ния специалистов, правовое обоснование требований о привлечении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.