реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки

но и органов представительной власти — характерная особенность круга

субъектов финансового права, в отличие, например, от административного

права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам — субъектам финансового права относятся и

индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые

объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся

самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые

правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей

государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита,

других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права — это граждане. Их права и

обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными

платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство

устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате

налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый

минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению

(строения, транспортные средства, земельный участок и др.).

7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного

самоуправления

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления

основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и

требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и

целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется

Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и

функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися

к его финансовой деятельности. Среди таких принципов можно выделить

следующие. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность

направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов

Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение

функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также

жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов

Федерации.

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность

субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной

финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов

налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет,

и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным

законом. Единство финансовой политики является необходимым условием

гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ,

свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой

политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ

денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется

исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия

других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности

определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в

равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне

пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из

субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование

финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает

бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления

гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются

в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта

Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет,

устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым

законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из

положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как

социальное государство, политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей,

установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение

государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства,

инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление

государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе

разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия

законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так,

Государственная Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета,

федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного

регулирования, денежной эмиссии (ст. 106). К полномочиям Правительства

относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его

исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной

политики (ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях

органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

8. Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль,

осуществляемого в стране контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как

экономической категории присущи не только распределительная, но и

контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для

решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью

контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется

в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов

государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе

специальными контрольными органами при участии общественных организаций,

трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении

проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе

финансовой деятельности государственными и общественными органами,

предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых,

экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий,

соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным

способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой

деятельности.

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и

целесообразностью действий в области образования, распределения и

использования денежных фондов государства и субъектов местного

самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития

страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому

помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок

проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие

его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых

финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых

обязательств перед государством и органами местного самоуправления

организациями и гражданами; б) проверке правильности использования

государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями,

организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном

управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских

ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил

совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств

предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних

резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства,

роста производительности труда, более экономного и эффективного

использования материальных и денежных средств; д) устранении и

предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в

установленном порядке применяются меры воздействия к организациям,

должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального

ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая

дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина —

это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования,

распределения и использования денежных фондов государства, субъектов

местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Однако

объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных

средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием

материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в

современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется

денежными отношениями.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного

контроля', в связи с изменением системы политической власти и установлением

власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль,

осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

Сформированы и действуют новые органы финансового контроля:

Государственная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции

финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.

9. Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным

основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть

предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны

деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по

образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он

имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В

этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы,

которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,—

проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и

т. п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных

операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством,

получения и использования денежных средств для административно-

хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после

совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной

частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств

и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины,

выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В ведение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

передан Контрольно-бюджетный комитет, созданный ранее при Верховном Совете

РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах бюджетного

устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от

Правительства и администрации Президента Российской Федерации орган.

В компетенцию Контрольно-бюджетного комитета входят, помимо экспертно-

аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и

расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за:

исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением

эффективности расходования государственных средств, выделяемых на

финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства,

обороны и правоохранительных органов; формированием доходов и расходов от

внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере

финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган

государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию

РФ.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-

аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже

произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением

доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по

объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и

целесообразности расходов государственных средств и использования

федеральной собственности;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих

расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального

бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках;

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что

закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и

органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента

Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное

управление Президента Российской федерации". Среди его функций — анализ

деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов

исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов

исполнительной власти субъектов Федерации, а также учреждений и

организаций; рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий,

учреждений и организаций. Все они предполагают возможность проведения

контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

В пределах своих -полномочий Правительство Российской Федерации

осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской

Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами

исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их

нарушения. Одновременно в полномочия Правительства Российской Федерации

входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему

министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной

службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе

отменять акты указанных органов.

На Министерство финансов Российской Федерации возложен финансовый контроль

за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств

государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием

инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании

решений Правительства Российской Федерации". В связи с этим Министерство

вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности

и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти

субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств в

иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства

Российской Федерации; проводить документальные ревизии и проверки

финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать

расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и

организациям.

Государственная налоговая служба, Государственного страхового надзора,

Банки (кредитные органы).

10. Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми

понимают приемы или способы, средства его осуществления. Используются

следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации,

состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых

планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности,

заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.

Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и

полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий,

организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и

целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в

особенности финансовые, а также органы государственного управления в

отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по

плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том

числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные

(сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут

быть плановыми и внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно

несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности

первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а

не только отчеты, сметы. и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не

только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной

ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации,

учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль

направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной

деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему

налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение.

Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем

проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и

замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны

приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений

финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба;

разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной

дисциплины; виновные привлекаются к ответственности.

11. Понятие и социально-экономическая роль бюджета

По российскому законодательству бюджеты разделяются на государственные и

местные. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (часть первая) к

государственной собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на

праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и

имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность

субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное

имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и

учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну

республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа. А в ст. 215 ГК указано, что

имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским

поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является

муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное

муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и

учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского,

сельского поселения или другого муниципального образования.

Из этого следует, что государственные бюджеты формируются на уровне

Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской федерации,

автономной области, автономных округов, краев и областей. Местный бюджет

формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков,

других административно-территориальных образований.

Независимо от уровня формирования бюджет (государственный и местный) можно

рассматривать в трех аспектах:

1) бюджет как экономическая категория; 2) бюджет в материальном смысле; 3)

бюджет как правовая категория.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему

экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых

связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов

разного уровня,

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный

фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций

соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот

аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике

государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных

мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств

бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими

представительными органами государственной или местной власти.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной

государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт

местного уровня.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле,

что его показатели охватывают практически все области и сферы

экономического и социального развития.

во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является

координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей

бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.