реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпаргалки

Шпаргалки

1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью

использования финансовой системы. В результате оно осуществляет

деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению

и использованию государственных централизованных и децентрализованных

денежных фондов, т. е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций

по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов

(финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического

развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной,

определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7

Конституции РФ).

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных

и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования

государственных денежных фондов.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая

составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что

аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли

народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности

финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее

внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается

материальная база, необходимая для функционирования органов государственной

власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и

безопасности страны.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется

не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на

определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления

налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или

беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т.

п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством

в качестве приоритетной.

Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые

особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается

межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых

ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-

вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в

зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности

представительных и исполнительных (государственного управления) органов

власти. Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям

жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится

представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри

отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления

органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности

относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а

также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область

совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в

разнообразных методах. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач

государства на конкретном этапе; источников его доходов; от цели

использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся

в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния

экономики страны; приоритетности мероприятий и т, д.

2. Предмет и понятие финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства требует правового

урегулирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней

субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права:

посредством его норм финансовая система приводится в действие и

используется государством.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других

отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область

подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы

распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету

финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями

финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку

регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды

государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих

средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий,

основанных на негосударственных формах собственности).

Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства

возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например,

трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права.

Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих

общественные отношения, которые возникают в процессе образования,

распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов)

государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации

их задач.

К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой

системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее

субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов,

регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в

процессе финансовой деятельности.

Широк круг участников финансовых отношений:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-

территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной

и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых

ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и

предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с

выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением

между ними или расходованием государственных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в

связи с образованием, распределением и использованием соответствующих

государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных,

внебюджетных, кредитных, страховых);

г) между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями,

учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного

(муниципального) управления — с другой, в связи с распределением и

использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах

социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных

средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и

физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением

государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и

физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних

по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в

бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие

в процессе деятельности государства по планомерному образованию,

распределению и использованию централизованных и децентрализованных

денежных фондов в целях реализации его задач.

3. Система и источники финансового права

Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм.

Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри

которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и

взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные

подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей

и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет

объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения;

его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому

на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование

институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно

обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его

строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной

последовательности.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части:

Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют

основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности

государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую

деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты

финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во

взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им

финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой

деятельности государства и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной

части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя

соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет

собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных

финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые

нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых

отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование

государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических

лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых

сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной

бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;

в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д)

государственного кредита; е) государственного страхования; ж)

государственных расходов; з) банковского кредитования' и) денежного

обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие

наименования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система

Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория.

Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение

Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней

нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и

банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление

в виде соответствующих разделов финансового права.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе

разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся

акты представительных и исполнительных органов государственной власти

разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и

отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак,

источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты

представительных и исполнительных органов государственной власти и местного

самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации,

конституции и уставы субъектов Федерации.

4. Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых

состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты

правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной

отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет

собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников

общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие

от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе

планового образования, распределения и использования государством и

органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для

осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания

финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в)

мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов

защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в

общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности

государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных

отношений таких юридических прав и возложении на них юридических

обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и

использование централизованных и децентрализованных денежных фондов

(доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их

задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по

социально-экономическому развитию страны.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует

их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений,

определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-

правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и

уполномочивающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых

отношений (государственных органов, предприятий, граждан) совершить

определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.

Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-

налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам —

уплатить своевременно эти платежи.

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение

определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых

отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать исполнение

поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников

финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в

предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе

вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного

содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть

материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы

закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед

государством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды

расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное

(денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых

отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок

деятельности в области сбора, распределения и использования государственных

денежных фондов (доходов).

5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Для достижения целей, поставленных государством в процессе финансовой

деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части

возникающих при этом отношений. Урегулированные нормами финансового права,

они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм

финансового права, их участники находятся во взаимной связи через

субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения)

охраняются принудительной силой государства.

Итак, финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового

права общественные отношения, участники которых выступают как носители

юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах

предписания по образованию, распределению и использованию государственных

денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность,

которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений,

заключается в том, что они возникают в процессе планового образования,

распределения и использования государственных (а также муниципальных)

денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности

государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их

особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью

имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее —

финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо,

например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях

внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из

него ассигнований.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной

из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган,

органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство в

интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует

поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды,

распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие

общественно необходимые потребности.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового

права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования,

финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и

обязанности субъектов по получению, распределению и использованию

определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в

конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное

содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей

заключается в возможности или необходимости получения, уплаты,

распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих

конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных

прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются

государственные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма,

в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых

ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные

субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование

определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например,

на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность

Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе

проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.

6. Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные

отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений,

наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают

планомерное образование, распределение и использование государственных

денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами

финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и

«субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом

совпадают. Субъект финансового права — это лицо, обладающее право-

субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых

правоотношений. А субъект финансового правоотношения — это реальный

участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере

финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу

действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных

правоотношениях.

Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение

на три основные группы: а) общественно-территориальные образования: б)

коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованьям — субъектам финансового права

РФ относятся государства, автономные и административно-территориальные

образования.

Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям.

Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет

именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает

принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность

бюджета общественно-территориальным образованиям является и необходимым

атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу —

государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и

общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной

власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на

разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов

финансового права, участие которых обязательно в финансовых

правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и

исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие

самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государственного управления,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.