реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Система антимонопольного регулирования в США

Система антимонопольного регулирования в США

Министерство образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный университет

Юридический институт

Система антимонопольного регулирования в США.

Выполнила :

студентка 748 группы

Ф-та Предпринимательского

Права Казицкая Н.С.

Владивосток, 2001

Введение

Известно, что США – государство с большим опытом в области

антимонопольного регулирования экономики. Государственное регулирование в

США осуществляется в отношении отдельной категории отраслей экономики, тех,

где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не

национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо

значительной независимостью от органов государства в вопросах построения

внутренней системы организации производства, принятия инвестиционных

решений.

Весьма своеобразная система, потому что во многих странах Западной

Европы или Азии при государственном регулировании такого рода отраслей идут

по пути национализации и в этом, возможно, состоит их слабая сторона.

В данном реферате рассматриваются предпосылки для регулирование отдельных

отраслей экономики в США, основные причины, цели, рамки и механизмы

государственного регулирования.

1.Определение монополии.

Монополия – (от греч. Mono - один и Poleo – продаю), исключительное

право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,

тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности

(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над

отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации

производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения

монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния,

которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном

производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения

предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное

количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают

доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс

ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более

высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии)

является занятие монопольного положения. Последнее определяется как

доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность

самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать

конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя

или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков,

связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке,

концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на

других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что

монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные

интересы.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина

«монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии

слова, «моно» - один, «полио» - продаю. В реальной действительности

практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна

единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститутов.

Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «чистая

монополия» всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно

некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенная

конкуренция» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны

перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический

капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост

монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная

конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретические абстракции,

которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела:

«…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…» (В.И.

Ленин, «Полное собрание сочинений»).

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических

ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако,

эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение

способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и

другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной

властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют

технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут

тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или

упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они

обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных

доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении

технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие

технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

2.История возникновения и развития монополий

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические

тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех

этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая

история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время

экономического кризиса 1873 года). Взаимосвязанность явлений – кризиса и

монополий – указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку

многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монополистической

практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе

получили название «детей кризиса».

Однако, только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою

многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла

реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого

атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в

виде монополистических образований в экономике.

История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов,

которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему

новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной

собственности; новая роль банков и развитие системы участия;

монополистические слияния как способ централизации капитала; эволюция форм

капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих

процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного

капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие

монополизации хозяйства.

Существует два способа образования монополий: посредством

капитализации прибыли или путем слияний и поглощений. В последнее время

отмечается существенное преобладание последнего способа.

Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX

веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного

массового производства. Концентрация производства, создание новых

крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок

капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения

размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем,

существовали давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных

сил они получили широкое распространение и решающее значение. Это, в первую

очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью банков и

других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост

концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость

расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками

прочные связи для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае

изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников

превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание

«общего распределения средств производства». Но по содержанию это

распределение частное, то есть сообразованное с интересами

монополистического капитала. Сращивание банковского и промышленного

капитала привело к образованию финансового капитала и финансовой олигархии.

Важной формой создания отраслевых и межотраслевых монополистических

союзов явилась система участия. Возможность ее развития заложена в

акционерной форме организации компаний. Если владельцем контрольного пакета

акций является другая компания, то она тем самым получает возможность

руководить своей «дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая

может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся

на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также усилением

централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний. Эта

форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая

волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в

первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие компании,

подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард

ойл», в автомобильной отрасли – «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая

волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического

кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой

промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских

странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было

образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на

международной арене как форма международной монополии. Капиталистические

объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия

трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми

являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Развитие концернов было обусловлено процессами комбинирования,

необходимостью более тесной кооперации различных производств, что требовало

более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой войны

1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние

компании в число отделений, то есть заменила систему участия

непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны

наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так

называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в

США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между

собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем,

едиными условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с

середины XX века концентрации научных исследований, управления. В

конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в

другую, минуя традиционный рынок капитала.

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их

выход на международную арену не только в сфере торговли, но и

непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних

предприятий за рубежом, т.е. превращение национальных монополий в

транснациональные корпорации (ТНК). Экономическая и финансовая мощь ТНК

стремительно возрастает: в середине 80-х годов в совокупном валовом

продукте развитых стран их доля достигла 1/3, в мировом экспорте -40% и в

обмене технологией – 80%. Некоторые ТНК по размерам годового оборота

превышают ВВП небольших государств, а по роли в мировой экономике даже

превосходят их.

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к

тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства

стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий. Об этом

свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у

крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме

активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969

году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100

крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с

44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.

3.Социально-экономические функции системы антимонопольной защиты общества.

3.1.Социальная функция и цели системы антимонопольной защиты общества.

Понимание социальной функции системы антимонопольной защиты общества

предполагает ответ на вопрос о том, в каком соотношении члены общества

должны обмениваться производимыми ими товарами и услугами для того, чтобы

данное общество было стабильным, и стабильность не основывалась на насилии.

Иначе вопрос можно сформулировать следующим образом: как должен быть

организован данный процесс, чтобы каждый из членов общества, вступая в

обмен с остальной его частью, считал результаты данного обмена для себя

выгодными и справедливыми, т.е. полученные от общества блага,

соответствующими тому, что он за них отдал. При наличии такого соответствия

каждый индивид в отдельности и все они, вместе взятые, не будут иметь

экономических стимулов к изменению данного общества. Более того, члены

общества будут экономически заинтересованы в поддержании стабильности, так

как нарушение последней может быть чревато для них полной или частичной

потерей получаемых от общества выгод.

3.2. Экономические функции конкуренции и задачи антитрестовского

законодательства.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную

политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому

наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют

возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на

конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному

обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате

конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом

получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть

подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в

сторону как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом,

выступает универсальным регулятором общественного производства, его

пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве,

объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные

виды товаров и услуг.

В условиях конкуренции создается большое национальное богатство,

причем цена каждого отдельного вида продукции меньше, чем в условиях

монополии – централизованного управления производством, скажем, в масштабах

отрасли. Концепция конкурентного рынка как регулятора общественного

производства, обеспечивающего количественную максимизацию и качественную

оптимизацию потребляемых гражданами государства благ, воплощается в

антимонопольной политике федерального правительства и местных властей,

работе конгресса и органов судебной власти США.

Важнейшие принципы антимонопольной политики сформулированы в

специальном своде хозяйственного права США под названием “Антитрестовское

законодательство”

Объектом антимонопольного регулирования являются поведение компаний

и институциональная структура экономики. Последняя, согласно

антимонопольным нормам должна быть “эффективной”, т.е. при определенном

объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов максимизировать в

количественном и оптимизировать в качественном отношении производство

потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура, состоящая из

экономически и юридически независимых друг от друга конкурирующих между

собой на рынке компаний, каждая из которых самостоятельно определяет

характер создаваемой продукции и объем ее выпуска. Воздействие же

антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных

единиц, их экономическое поведение и ряд форм взаимоотношений между ними.

Таким образом, цель антитрестовского законодательства заключается в

поддержании конкуренции как основы хозяйственного механизма,

обеспечивающего эффективность производства, соответствие между интересами

развития отдельных компаний и экономики страны в целом, предотвращение

дискриминации потребителя. Антимонопольная деятельность обеспечивает

реализацию двух важнейших функций конкуренции – сопоставительной и

селекционной.

Сопоставительная функция – влияет на хозяйственное развитие по двум

основным направлениям. Во-первых, конкуренция представляет собой идеальный

инструмент сравнения эффективности различных корпораций, выявления и

стимулирования наиболее экономически дееспособных из них. Во-вторых,

подобная соревновательность отвечает интересам потребителя, который из

всех поставщиков выбирает предоставляющего ему наиболее выгодные условия

приобретения товара.

Селекционная функция обеспечивает вымывание с рынка корпораций,

неспособных обеспечить не худший, чем у соперников уровень цены и качества

продукции. Ее реализация в результате повышает общий уровень эффективности

производства.

3.3. Проблема оценки социальности рыночной политики компании.

Однако, взгляд на все сказанное о пользе конкуренции в предыдущем

параграфе подвергается некоторому преломлению при рассмотрении вопроса о

социальности рыночной политики компании. Социальность поведения компаний с

позиций задач антимонопольной защиты оценивается лишь по одному критерию –

ведет ли оно к максимизации материального благосостояния граждан общества в

условиях ограниченного объема ресурсов.

Система антимонопольной защиты развивалась вместе с процессами

концентрации (производства и капитала), сопутствуя им исторически.

Существует мнение, что она есть порождение эпохи трестирования конца

прошлого – начала нынешнего века, а к современной ситуации отношения не

имеет. Однако на самом деле проблема антимонополизма, правовой оценки

социальности действий компании может логически возникнуть из ситуации

вполне современной. И здесь возникает дилемма современного антимонополизма

– возможной разнонаправленности развития конкуренции и социально-

экономической эффективности.

Даже беглого взгляда на модель совершенной конкуренции и на

современные рынки достаточно, чтобы в ряде случаев увидеть между ними

существенные различия. Влияние таких факторов как: дифференциация спроса,

использование современных технологий, внедрение достижений НТП по всем

направлениям конкурентной борьбы ведет к тому, что в ряде случаев

потребностям общества более адекватно отвечает распределение ресурсов между

небольшим числом высокоэффективных компаний.

4.Экономико-правовой инструментарий антимонопольной политики.

4.1. Соотношение формально-юридического и сущностного подходов к проблеме

пресечения монополистических проявлений.

Непосредственный объект антимонопольного регулирования – хозяйственная

практика компаний, действующих в самых различных отраслях производства и

сферах коммерции, столь многогранен, что не может быть полностью охвачен

некими специально выработанными правилами, оформленными в виде законов.

Именно этим объясняется и определенная обобщенность формулировок основных

антитрестовских законов, и неоднозначность их толкования судами при разборе

конкретных дел, и эволюция подходов органов антимонопольной защиты к

предмету их деятельности, и смена приоритетов антимонопольного

регулирования.

Неоднозначность исхода процесса формирования структуры рынка в

результате стратегических шагов действующих на нем компаний с точки зрения

воздействия на интересы потребителя и общества в целом диктует

необходимость индивидуальной оценки при разборе конкретных антимонопольных

дел. Вместе с тем существует ряд общих правил (законов) обязательных для

выполнения в любом случае. К их числу относится, прежде всего, перечень

видов коммерческой практики, запрещенных законом т.е. так называемых

нарушений per se . Какова бы ни была конкретная ситуация, подобным образом

поступать нельзя.

Доктрина нарушений per se была выдвинута в 1940г. В их число вошли,

прежде всего, такие нарушения, как:

. Горизонтальное фиксирование цен (т.е. заключение соглашения цен на

рынке между действующими на нем компаниями-поставщиками.)

. Бойкот (полное или частичное прекращение деловых отношений с

аутсайдерами-поставщиками или потребителем продукции в целях

навязывания своих условий ее реализации).

. Раздел рынка между компаниями поставщиками на сферы сбыта.

. Раздел и закрепление покупателей между компаниями-поставщиками в

результате договоренности между последними.

. Лишение конкурентов возможности действовать на данном рынке.

Со временем антимонопольное право приобретает большую гибкость в каждом

конкретном случае, и в него вводится использование правила разумности,

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.