реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Правоведение

партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава

государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной

функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за

исполнительной властью. (Италия)

Президентская республика— это такая форма правления, при которой

наряду с парламентаризм соединяет в руках президента полномочия главы

государства и главы правительства. При этой форме у президента большие

полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Сильное влияние на способы и формы государственного управления

оказывает форма государственного устройства — это национальное и

административно-территориальное строение государства, которое раскрывает

характер осуществления государственной власти на местах, взаимоотношений

между центральными и местными органами. Различаются формы территориального

устройства: УНИТАРНАЯ и ФЕДЕРАТИВНАЯ (существует еще конфедерация).

Унитарное государство. Для такой формы характерны единые для всей страны

высшие представительные, исполнительные и судебные органы, через которые

осуществляется государственная власть на местах. (Франция)

Федерация. В разных странах формы осуществления государственной власти

имеют особенности. Территория состоит из территорий субъектов федерации и

способы и формы осуществления государственной власти на местах могут быть

различны. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит федеральному центру и осуществляется через федеральные органы.

Субъекты федерации обладают теми правами, которые им делегировал

федеральный центр, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и

судебные органы через которые осуществляют власть на местах.

Конфедерация. При таком устройстве конфедерация не имеет своих общих

законодательных, исполнительных и судебных органов и государственная власть

осуществляется государственными органами субъектов конфедерации.

Форма государственного режима (демократическая и антидемократическая)

определяет способы и методы осуществления государственной власти.

Антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем

государственной власти над всеми сферами общественной жизни (экономикой,

политикой, идеологией, социальной, культурной жизнью общества). Различаются

режимы: олигархический — власть немногих, финансово-олигархический — власть

немногих наиболее богатых, авторитарный (автократический, диктаторский) —

власть в руках одного человека.

Демократические режимы создают механизмы прямого воздействия населения на

характер государственной власти через выборы, реализую реальное разделение

властей на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную), которые

выполняют свойственные только им задачи и функции.

11.ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Суверенитет государства — собирательный признак. Он концентрирует в

себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

Суверенитет государства — это такое свойство государственной власти,

которое выражается в верховенстве и независимости по отношению к другим

властям (например, к власти местного самоуправления) внутри страны, и в

сфере международных отношений, но при соблюдении общепринятых норм права.

Государственная власть обладает территориальным верховенством в данном

обществе. Это означает единство и полноту законодательной, исполнительной и

судебной властей государства в данном обществе, исключающем вмешательство

иностранной власти. Суверенитет выражается:

. в универсальности — только решения государственной власти

распространяются на все общество,

. в прерогативе — возможности отмены любого незаконного решения другой

общественной организации общества,

. в наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает ни

одна другая власть в обществе.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое

отражение полновластие народа, в интересах которого осуществляется

руководство обществом. При известных условиях суверенитет государства

совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство

народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы

государственного и общественного развития, формировать направление политики

своего государства, состав его органов, контролировать деятельность его

органов. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием

суверенитета национального суверенитета. Национальный суверенитет означает,

прежде всего, право нации на самоопределение вплоть до отделения и

образования самостоятельного государства. В многонациональных государствах,

образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет государства

не может быть суверенитетом одной нации. В этом случае многонациональное

государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не

одной какой-либо нации, а суверенитета, принадлежащему именно данному

многонациональному государству. Главное состоит в том, чтобы

многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало

реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав. /Хропанюк с.41

12.ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМЫ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Россия на протяжении многих веков прошла множество важнейших этапа

развития: раннефеодальное государство, феодально-раздробленное государство,

централизованное государство, сословно-представительная монархия,

абсолютная монархия, конституционная монархия, советский строй, современная

федеративная республика. Формирование российского государства соединяло в

себе 2 процесса:

1. включение в орбиту власти центра, уже сложившихся политико-

территориальных единиц — княжеских и боярских уделов;

2. присоединение новых территорий (Сибири), где политико-территориальные

единицы приходилось создавать заново.

До 1917 г. Россия была по форме правления монархией, а по форме

территориального устройства — унитарным государством. В разные периоды

истории Россия была и сословно представительной монархией (до середины17в

существовал Земский собор как сословно-представительный орган) и абсолютной

монархией (с конца 17в характерно максимальное сосредоточение власти как

светской, так и духовной в руках монарха), в начале 20в начался процесс

формирования конституционной монархии. В 1906 г. были приняты Основные

законы Российской Империи, закрепляющие положение всех звеньев верховной

власти. Статья 4 устанавливала; "императору России принадлежит верховная

самодержавная власть". Эта власть не признавалась неограниченной, а

совмещалась с парламентаризмом. Законотворческую деятельность император

осуществлял совместно с Государственной думой и Государственным советом,

которому был придан статус второй палаты парламента.

Россия как унитарное государство имела одну единую систему

государственной власти, единую систему законодательства, существовали в тот

период только территориально-административные единицы, политико-

территориальные — отсутствовали. В основных чертах это административно-

территориальное деление сложилось в XVIII в. благодаря реформам Петра I,

способствующих упорядочению территориальной организации государства. Страна

была разделена на восемь губернией, которые делились на уезды. Такое

административно-территориальное деление служило основой для осуществления

управления и организации системы власти на местах. К концу XVIII в. число

губерний увеличилось до 20 как за счет расширения территорий России, так и

путем разделения некоторых старых губерний. В системе административно-

территориального деления было выделено новое, промежуточное звено, —

провинции в количество 50 единиц. Укрепление централизованной власти и

усиление административного аппарата на местах во времена Екатерины II

потребовало разделение страны на более мелкие территориальные единицы — 40

губерний. Увеличилось и количество уездов. В последствии система

административно-территориального деления существенных изменений не

претерпела. С присоединением к России новых территорий создавались новые

губернии и уезды, которые позднее разделились на более мелкие единицы —

волости. В начале XX в. количество губерний достигло 68, а уездов — 687.

Кроме того, на окраинных территориях образовалось 14 областей на правах

губерний.

Россия, формально провозглашенная федерацией в 1918 г., прошла сложный

и противоречивый путь развития. По Конституции РСФСР 1918 г.

государственное устройство носило федеративный характер, субъектами были

национальные республики, и областные союзы, состоящие из нескольких

национальных областей. Высшим органом власти провозглашался Всероссийский

съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд

избирал Всероссийский Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал

Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров (СНК). Органами власти на

местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов,

формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях

создавались городские и сельские советы. Изначально федерация в России была

сложной по своему составу и сочетала унитарно-административный принцип

объединения административных единиц с автономным принципом объединения

национальных субъектов, который, в свою очередь, реализовывался в виде

различных по правовому статусу образований. В основе государственной власти

лежал принцип "полновластия Советов". Высшим органом власти являлся

Всероссийский съезд народных депутатов. Первоначально он формировался путем

многоступенчатых выборов из числа представителей местных (городских и

губернских) съездов Советов, в последние годы — путем всенародных выборов.

Конституция, прямо не именуя съезд законодательным органом государственной

власти, все же указывала на его законодательный характер. Для осуществления

значительного объема законодательных полномочий в системе федеральных

органов государственной власти, помимо съезда, существовал еще один орган

на постоянной основе — ВЦИК (Всероссийский Исполнительный комитет), позднее

Верховный Совет. Верховный Совет обладал значительным объемом полномочий:

чисто законодательные; часть исполнительных, например, утверждение проектов

перспективных государственных планов, установление части доходов

поступающих в государственный бюджет; контрольные функции. Верховными

органами власти в республиках были республиканские съезды Советов.

В годы советской власти административно-территориальное деление

Российской империи (губерния — уезд — волость) постепенно была заменена

новыми административно-территориальными единицами область (край) — район.

По форме государственного режима советское государство соответствует

понятию тоталитарный режим, т к в наличие следующие признаки: полный

контроль государства над общественной жизнью, огосударствование

общественных организаций, отсутствие реальных прав и свобод, примат

государства над правом, диктатура одной партии, преследование за

религиозные и иные убеждения и т.д.

Современная Россия является по форме правления республикой, по форме

территориального устройства — федерацией. Россию — это как записано в

Конституции "демократическим федеративным правовым государством с

республиканской формой правления".

В ней существует две системы власти — федеральная и субъектов

федерации; имеются Конституция РФ и конституции республик, уставы субъектов

Федерации. Территория РФ состоит из территорий ее субъектов. Схема политико-

административного устройства России достаточно сложна. РФ — государство с

уникальной структурой, в состав которого входят 89 субъектов (21

республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1

автономная область и 10 автономных округов). Согласно Конституции

существуют шесть видов субъектов Федерации, равных по своим конституционным

правам (в основном устранена правовая асимметрия между субъектами).

Смешанная национально-государственная и административно-территориальная

система государственного устройства в значительной степени приближена к

единой форме территориального устройства. Закрепление равных прав для

субъектов Федерации означает, что все они — государственные образования и

имеют равные права во взаимоотношениях с федеральными органами

государственной власти. Сохранение шести видов субъектов является лишь

исторической преемственностью. Кроме того девять национальных округов имеют

статус субъектов Федерации, но входят в состав других субъектов.

В силу многих исторических причин и в дооктябрьский период и после

право в России не имело необходимого условия ценности и самоценности.

Гражданам российской империи свойственно было искать высшую справедливость,

не в праве, а в монархе, верховном правителе и т.д. , стоящие у власти

всегда объявляли правом свою волю, на огромной территории государства

господствовали имперские способы властвования. После революции к

перечисленным причинам добавились новые:

. обесценивание права и закона в ходе революции и гражданской войны,

. отсутствие правовой культуры в революционной среде,

. возвышение исполнительного органа над законодательным, отсутствие

разделения властей на независимые ветви,

. признание "политической целесообразности",

. отсутствие примата права над государством.

"Социалистическое право" советского государства провозглашало широкий

круг прав и свобод граждан, принципа законности в деятельности

государственных органов власти. Вместе с тем не хватало подлинной

законности в реальных отношениях. Ряд прав и свобод полностью

отсутствовали, на признавался примат права и интересов личности над

общественными и государственными интересами. Не было признания того, что

государство не может чего-то сделать ни при каких обстоятельствах

(признания пределов государственной деятельности). Не признавалась теория

разделения властей, не работал институт непосредственного народного

волеизъявления (референдумов не существовало).

В современной России произошло разгосударствление социальной жизни,

свертывание командно-административных методов управления обществом.

Создается новая система право, признающая примат права над государством,

теорию разделения властей, естественные права человека и его свободы.

Особая роль в этом процессе принадлежит судебной власти. Принята путем

референдума Конституция РФ 1993 г. провозгласившая Россию "демократическим

федеративным правовым государством с республиканской формой правления".

Единственным источником власти является народ, высшим непосредственным

выражением власти народа являются референдумы и выборы. Все ветви власти

признают верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Конституция

провозглашает РФ и социальным государством, политика которого направлена на

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие

человека. Но, очевидно пройдут десятилетия пока идеи правового и

социального государства воплотятся в жизнь. Реальная действительность и

экономическое положение страны не позволяют этого реализовать в ближайшем

будущем.

13.ТЕОРИЯ ПРАВА. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Теория государства — это наука, изучающая правовые явления

общественной жизни (или совокупность знаний о процессах и закономерностях

правовых отношений). Предмет этой науки — основные общие закономерности

возникновения, функционирования и развития права. Теория права изучает

происхождение права, формы, основные закономерности развития системы права,

функциональное воздействие на общество. Она является: общественной наукой,

т.к. изучает общественные явления, юридической —т.к. изучает правовую

сторону общественной жизни, общетеоретической наукой — т.к. выявляет и

изучает общие закономерности возникновения и развития права.

Методы науки это способы изучения предмета, общие принципы. Важнейшими

принципами общетеоретического исследования права являются:

1. историзм. Рассматриваются правовые явления в контексте исторического

развития;

2. объективность. В теории отражается объективная реальность, реальные

явления общественной жизни. Объективность и истинность теоретических

выводов доказывается практикой (смоделированным или обнаруженным в

истории явлением);

3. плюрализм. Он заключается в том, что учитываются различные взгляды и

теории, благодаря плюралистическому подходу удается создать наиболее

оптимальную и достоверную систему знаний.

Различаются: общие методы — анализ и синтез, сравнение,

абстрагирование; специальные методы — статистический, конкретно-

социологические, психологические, математические; частные методы правовой

науки — методы толкования права, сравнительно правовой метод и др.

В познание закономерностей и тенденций развития права важную роль

играет метод сравнительного правоведения, с помощью которого исследуются

аналогичные правовые институты нескольких систем права. Сравнение или

логический прием позволяет выявить сходные признаки и различия в объекте,

на этой основе делаются выводы о наиболее оптимальном варианте развития

права. Совокупность всех методов и приемов научного исследования и

составляет методологию теории права как науки.

14.ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ, ЦЕННОСТЬ

Право, как и государство, является продуктом общественного развития.

Оно возникает с возникновением государства, как основной нормативный

регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы

первобытнообщинного строя отходят на второй план, уступая место правовому

регулированию общественных отношений. Взгляды на право менялись по мере

развития общества. Кант определял право как совокупность условий, при

которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по

общему для них правилу свободы.

Представления о праве можно классифицировать по научным направлениям:

Теория естественного права. Это научное направление считает, что кроме

позитивного права, которое создается государством, существует общее для

всех людей естественное право, стоящее над позитивном правом.

Историческая школа право рассматривает право как выражение духа народа,

которое складывается постепенно в ходе исторического развития.

Реалистическая школа права считает, что право возникает и развивается под

влиянием внешних факторов, этими факторами являются интересы, двигающие

человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются с помощью

права.

Социологическая школа рассматривает право как систему правоотношений, как

уравновешивающую силу в жизни общества.

Материалистическая теория рассматривала право как выражение и закрепление

воли экономического господствующего класса. Марксистско-ленинская теория

рассматривала право, как явление производное от государства и провозглашала

примат государства над правом.

В современном понимании — право господствует над государством. Право

есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и

охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения

страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право характеризуется следующими признаками:

Правовые нормы устанавливаются государством в официальных актах.

Нормы права охраняются в необходимых случаях принудительной силой

государственного аппарата, тем самым государство обеспечивает

обязательность норм права.

Право представляет собой единственную систему норм, которая обязательна для

всего населения, проживающего не территории государства. Неправовые нормы,

например нормы морали, могут быть не обязательными для каких-то индивидов

или групп.

Право выражает общую и индивидуальную волю граждан государства в их

гармоничном взаимоотношении.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором

общественных отношений.

Функции права — это основные направления его воздействия на

общественные отношения, на поведение людей. С одной стороны можно выделить

экономическую, социальную, экологическую и др. функции, с другой стороны —

законодательную, исполнительную и судебную функции. Функции можно

подразделить в зависимости от задач, которые они решают:

Регулятивная функция — упорядочение общественных отношений путем

закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах.

Охранительная функция — это такое направление правового воздействия,

которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества

отношений. Охранительное воздействие выражается в следующем:

в определении запретов на совершение противоправных деяний,

в установлении юридических санкций за совершение таких деяний,

в непосредственном применении юридических санкций к лицам, совершившим

правонарушение.

В этих направлениях воздействия права на общественные отношения выражена

ценность права и его социальное назначение.

15.ДЕЙСТВИЕ ПРАВА. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Право — это система норм, которые исходят от государства. Т.е. право

состоит из правовых норм. Правовая норма — это первичная клеточка права.

Норма права является образцом общественного отношения, которое

устанавливается государством. Она устанавливает границы возможного или

должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных

взаимоотношениях. Право существует для того, чтобы активно воздействовать

на поведение людей, регулировать их общественные отношения. Влияние права

на поведение людей осуществляется через их волю и сознание. Право действует

путем реализации норм права. Благодаря правовому регулированию люди могут

поступать так, как предписывается нормами права. Их поведение

упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного

развития. Воплощение норм права в поведении людей называется реализацией

норм права. Нормы права выступают регулятором типовых общественных

отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм. Различаются

следующие формы реализации норм права: осуществление (использование) прав,

исполнение обязанностей, соблюдение обязанностей и применение норм права

(особая форма их реализации):

Осуществление (использование прав) —предусматривает использование и

реализацию тех прав, которые представляются нормами права (например, право

участвовать в выборах).

Исполнение обязанностей выражается в обязательном совершении активных

действий (например, возвратить долг). Особенность в том, что субъекты

должны совершать активные действия независимо от своего желания.

Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий,

запрещенных юридическими нормами. Эти обязанности носят пассивный характер

и ограждают общество от правонарушений.

Применение норм права — активно-властная деятельность компетентных органов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.