реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Политико-правовая концепция русского либерализма

умозрительность, игнорирование вопроса о возможностях и способах совмещения

принципов либерализма с российской национальной почвой.

Важной причиной укоренения в российском либерализме названных черт следует

признать отсутствие сколько-нибудь длительного периода философско-

теоретического и идеологического его вызревания. Кризис либерализма нач. XX

века и уничтожение дооктябрьской либеральной традиции сопровождалось

семидесятилетним "провалом" в ее развитии. Ее идеология не получила

развития также в российской эмигрантской и диссидентской мысли. В 1980-х

гг. ни в России, ни в российской эмиграции не было ни одного крупного

философа, экономиста или политолога, а тем более сколько-нибудь заметного

теоретического течения этого направления. Освоение либеральной идеологии в

России в конце 80-х - начале 90-х гг. осуществлялось в форме яростной

политико-публицистической атаки. Это определило и специфические черты

современного российского либерализма, в котором обращает на себя внимание

полное игнорирование российской дооктябрьской либеральной традиции. При

ознакомлении с идеологией современных российских политиков этого толка

создается впечатление, что они не были знакомы не только с идеями, но даже

с именами М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, П.Н. Милюкова,

других выдающихся либералов России, чья эволюция заключала в себе очень

важные уроки, которые помогли бы нашим современникам избежать многих

просчетов и пройти этап ученичества с меньшими потерями.

Для российского либерализма нач. 90х в основу легло утверждение о том,

что модернизация в нашей стране может копировать только западный опыт.

Подобное понимание обернулось игнорированием важнейших уроков ведущей

западной идеологии, которые в XX в. были восприняты большинством

представителей либерального направления.

Один из таких уроков касается фундаментальной для либерализма проблемы

взаимоотношений между индивидуумом и обществом. Представители ведущих

течений западного либерализма XX в. отвергли постулат либерализма

предшествующих веков о том, что индивидуальные интересы, получив полную

свободу, автоматически удовлетворяют общий интерес. На самом деле, по

мнению большинства западных либералов XX в.. индивидуумы эгоистичны, в

режиме "естественной свободы" обуздать врожденный эгоизм не в состоянии

даже лучшие представители рода человеческого. Поэтому гражданское общество

и государство обязаны, исходя из интересов всех классов и принципов

гуманизма, разрабатывать и поддерживать "правила игры" в экономике и

социальных отношениях. Государственное законодательство, социальные и

моральные нормы, этика признаны важнейшей опорой либеральной политической

экономии.

Следующий урок западного либерализма касается взаимоотношений свободы и

демократии. Современные российские либералы в подходе к этой проблеме

демонстрировали, по сути, экономический детерминизм, когда доказывали, что

экономическая свобода, рыночная конкуренция и частная собственность

являются главными условиями и гарантами политической демократии. По меркам

западного либерализма XX в., это -крайне упрощенное представление, ибо

демократия автоматически из свободы частной собственности и рынка не

вытекает. В действительности свобода и демократия - сложная диалектическая

пара: чрезмерное возвышение экономической свободы наносит ущерб демократии

и наоборот. Западный либерализм XX в. рассматривает их как самостоятельные

ценности и нацелен на поиск той меры в их взаимоотношениях, которая

позволяла бы им сосуществовать, а не враждовать.

Современные российские либералы, единодушно осудив искусственное

уравнительство социалистической системы, противопоставили ей в качестве

либерально образцовой идею "равенства стартовых возможностей", утверждая,

что любое государственное вмешательство, направленное на выравнивание

условий существования индивидуумов, порочно и антилиберально. Каждый должен

получать то, что он заслуживает в силу своих индивидуальных способностей.

Однако с позиций западного либерализма XX в. подобное представление

является анахронизмом. Простое отстранение государства от участия в

развитии социальных взаимоотношений отнюдь не обеспечивает "равенства

возможностей", ибо в этом случае "стартовые возможности" индивидуумов

зависят от их семейного происхождения: выходцы из богатых семей

автоматически приобретают шанс получить гораздо лучшее образование,

воспитание, медицинское обслуживание, не говоря уже о явных преимуществах в

виде наследуемых недвижимости и финансов. По этой причине государство,

стремясь обеспечить возможности для полной реализации индивидуальных

способностей представителям разных классов, обязано обеспечить доступ к

образованию, медицинскому обслуживанию, иным жизненно важным сферам для тех

социальных слоев, которые вследствие своего происхождения и материального

положения не в состоянии сделать это самостоятельно, В свете этого

образцовыми выглядят действия тех западных государств, которые ввели в

своих странах бесплатное образование, медицинское обслуживание,

гарантированный прожиточный минимум для бедных семей. Этот, как и другие

уроки западного либерализма XX в., были проигнорированы российскими радикал-

либералами, отказавшимися, по сути, от осмысления важнейших дилемм и

противоречий западной цивилизации и Отечественной истории.

Одной из особенностей российского радикал-либерализма, тесно связанной с

уже охарактеризованными, является утопизм, выразившийся в игнорировании

реальных органических характеристик российского общества и цивилизации, как

и реальных возможностей России рубежа 80-90-х гг. в деле воплощения

западных образцов. Вслед за М. Горбачевым радикал-либералы главным в своей

идеологии сделали положение о единой мировой цивилизации, неотъемлемая

часть которой - Россия - могла и должна была быть обустроена в соответствии

с "универсальными ценностями". При этом игнорировались факты весьма

серьезного ее отставания от западного идеала по основным экономическим

показателям.

Одним из наиболее популярных положений либеральной идеологии

провозглашалась необходимость и возможность быстрого создания в России

"среднего класса", который в странах Запада составляет не менее двух третей

общества, являясь прочной основой и социальной стабильности, и политической

демократии. Упускалось из виду, однако, важное обстоятельство: отсутствие

материальных основ формирования такого класса в стране, где производство

валового национального продукта на душу населения было в 3-5 раз меньше,

чем в странах Запада.

Другой популярной идеей был перевод сельского хозяйства на фермерский

путь, который позволил бы не только быстро накормить Россию, но и начать

экспорт зерна. Но ни разу не были приведены экономические и иные расчеты и

выкладки, призванные ответить на вопросы: как можно было совершить этот

"большой скачок", если Россия по урожайности зерна отставала от Вьетнама,

Замбии, Пакистана и Никарагуа, и как можно было осуществить массовую

фермеризацию, если отсутствовали необходимые для этого производственно-

техническая база и социокультурные предпосылки?

Для либерально-радикальной идеологии было характерно утверждение о

возможности быстрого и без ухудшения положения народа перевода всей

экономики на рыночные рельсы. Согласно плану "500 дней", разработанному

весной-летом 1990 г. группой либеральных экономистов во главе с Г.

Явлинским, предполагалось уже в течение первой половины названного срока

провести широкомасштабную приватизацию экономики, а также ее

демонополизацию. В течение второй половины планировалось снятие в основном

государственного контроля за ценами, допущение глубокого спада в базовых

отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой

структурной перестройки экономики. К окончанию 500-дневного срока

разработчики программы обещали экономическую стабилизацию по всем основным

показателям. При ретроспективном рассмотрении утопические черты этой

программы очевидны.

Столь же оптимистичными были рассуждения радикал-либералов о политическом

переустройстве России: у них не возникало никаких сомнений, что

многопартийность, политический плюрализм, разделение властей и правовое

государство утвердятся в России быстро и безболезненно. Утопические черты

идеологии и конкретных обещаний радикал-либералов выявились уже в первые

месяцы их практической деятельности в 1991 г., а в полной мере раскрылись к

концу 1992 г., когда стали ясны результаты реформ, связываемых с именем Е.

Гайдара.

В рамках реферата нет возможности раскрыть содержание гайдаровских

реформ, равно как и показать реализацию либерально-радикальных схем в

период после 1991 г., их минусы и плюсы. Я попытаюсь указать только на

наиболее важные несовпадения между идеологическими обещаниями либералов и

практическими результатами их деятельности.

Уже первая гайдаровская реформа - освобождение цен с января 1992 г. -

привела к неожиданным и драматическим результатам, похоронив главное

обещание радикал-либералов - провести реформы без серьезного ухудшения

положения народа. Вместо прогнозировавшегося реформаторами роста цен

примерно в 3 раза их увеличение на основные потребительские товары

составило 10-12 раз, так что запланированное увеличение зарплаты и пенсий

на 70%, оказавшееся мизерным в сравнении с реальным ростом цен, привело к

тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности. В последующие

годы разрыв между ростом цен и доходами сохранился, это мы можем наблюдать

и сегодня в 2002 году.

Другая крупная реформа Гайдара и радикал-либералов - введение

экономической свободы в промышленности - должна была стать основой

структурных изменений. Свободная конкуренция призвана была отобрать те

товары (и товаропроизводителей), которые удовлетворяли потребности

общества, и отторгнуть те, которые были ему не нужны. Но в действительности

в силу целого ряда причин экономическая свобода привела к жесточайшему

кризису большинства предприятий, погрязших во взаимных долгах. В самом

тяжелом положении, фактически ненужными рынку оказались наукоемкие отрасли.

Особые надежды либеральные реформаторы возлагали на ваучерную

приватизацию, которая, согласно их обещаниям, должна была обратить массы

россиян в средний класс -собственников и акционеров. Но вместо этого

восторжествовала обозначившаяся еще во времена Горбачева тенденция

"трансформации власти в собственность", т.е. присвоения собственности

советской промышленно-чиновничьей и партийной бюрократией. В результате

номенклатурный социализм уступил место номенклатурному капитализму.

Не выдержали испытания на прочность и политические обещания демократов.

"Разделение властей" рухнуло в сентябре-октябре 1993 г., уступив место

президентскому режиму, обставленному демократическими учреждениями. Вместо

обещанного правового государства стал утверждаться чиновничий произвол. В

целом вместо планировавшейся либералами североамериканской или

западноевропейской модели стала утверждаться смесь раннекапиталистической и

латиноамериканской.

Подобные результаты реформ имели одним из главных следствий "кризис

доверия" со стороны масс россиян не только к новой власти, но и к

либерализму, под знаменем которого осуществлялись реформы. Драматическим

следствием кризиса либерализма стала реанимация коммунистических и державно-

националистических идей и движений, которые стремительно набирали силу,

поставив под угрозу весь процесс преобразования России в демократическое

общество.

Многие активные сторонники радикально-либеральных преобразований России

вынуждены были признать утопизм поддерживаемых ими программ. Еще больше

политиков, выступавших в 1989-1991 гг. с позиций "чистого либерализма",

практически отреклись от нее. Некоторые из них, так например Н. Травкин, С.

Говорухин, - вообще совершили поворот на 180%, перейдя в ряды жестких

"государственников".

3.2.Социал- либерализм

Показателем резкого упадка влияния либерализма образца 1991 г. является

то, что большинство его представителей на современном этапе оказались

отброшенными на обочину российской политики и отвергнуты массами в качестве

лидеров, заслуживающих доверия. Начиная с 1993 г. в российском либерализме

происходит важная качественная перемена: радикал-либерализм утрачивает роль

доминирующего течения, а на ведущую позицию выходит течение социал-

либерализма.

Обращает на себя внимание, что в социал-либерализме образца 1993-1996 гг.

практически нет деятелей либерального движения 1989-1991 гг. Он представлен

политиками, вышедшими на авансцену уже после 1992 г. и выступившими за

либерально-демократическую альтернативу правительственному курсу. По мере

развития событий все более обозначались идеологические и программные

отличия социал-либерализма от радикал-либерализма.

Так, исходный постулат социал-либерализма состоит в осуждении курса радикал-

либералов как реформ в интересах меньшинства или, если воспользоваться

определением И. Хакамады, как "нового издания классовой политики". То есть

социал-либералы признают мифом радикально-либеральную идею о возможности

быстрого создания по типу западного образца среднего класса в России и

использования его как социальной опоры реформ.

Своей опорой социал-либералы избрали коалицию, в которую входят широкие

слои промышленного и сельского предпринимательства, интеллигенции,

трудящиеся, предлагая прежде всего увеличение в два раза бюджетных расходов

на образование, науку и культуру.

В сфере бизнеса приоритетной объявлена цель ослабления "номенклатурного

капитализма" и активной помощи независимому предпринимательству, в первую

очередь фермерам и мелкому бизнесу. Среди антимонополистических мер

выделяется требование государственного регулирования цен на продукцию

естественных монополий (газ, нефть, электроэнергия, коммунальные платежи,

транспорт). В сфере приватизации предполагается исключительно аукционная

продажа госпакетов с тем, чтобы пресечь процесс узурпации госсобственности

номенклатурой.

В отличие от радикал-либералов социал-либералы ввели в свои программы

специальные разделы по поддержанию общественного порядка и морали (запрет

сквернословия в общественных местах, борьба с порнографией и проституцией,

соблюдение возрастных ограничений при демонстрации фильмов, спектаклей,

концертов и т.д.). Так же в отличие от радикал-либералов они выступают

сторонниками "цивилизованного национализма", означающего пестование

патриотических чувств, осознание цивилизационных и национальных интересов

России, их защиту.

В целом социал-либерализм нацелен на преодоление разрыва между

либерализмом и демократией, который образовался в результате деятельности

радикал-либералов. Казалось бы, его программа должна быть весьма

привлекательной в глазах масс, завоевать их широкую поддержку. Тем не менее

на протяжении длительной активной политической деятельности социал-

либералам не удалось добиться такого понимания общества, которое было у

либерального движения в 1990-1991 гг. Более того, в борьбе за массы на

современном этапе большего успеха добились левые силы во главе с КПРФ,

которые в 1991 г., казалось бы, вообще сошли с политической арены. Причина

этого, на мой взгляд, заключается отнюдь не в том, что современный

российский социал-либерализм хуже либерализма образца 1991 г. Напротив, он

более гуманен и демократичен. Но радикально-либеральные реформы нанесли

чувствительный удар по имиджу либерализма в целом, так что политические

силы, продолжающие выступать под именем либералов, наталкиваются и будут

наталкиваться на недоверчивое и настороженное отношение масс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, вернемся к вопросу о том, на сколько политико-правовая

идеология либерализма прижилась в нашей стране и в чем заключается

специфичность ее развития.

Традиционно принято считать, что возникший в России либерализм

буржуазного типа отличается от дворянского либерализма, который не содержал

программы политических реформ уже по той причине, что самодержавие выражало

общие интересы господствующего класса, а каждый отдельный дворянин был в

какой то мере защищен своими привилегиями. Но здесь стоит оговориться,

поскольку, исходя из особенностей буржуазного развития России,

первоначально интересы буржуазии, целиком, а затем преимущественно выражали

не сами буржуа, а дворяне-помещики, будь то собственно помещики или

интеллигенты дворянского происхождения. Можно предположить, что эти дворяне

утратили связь со своим классом и стали ориентироваться на новый

быстрорастущий класс буржуазии. Однако факты опровергают подобную гипотезу.

Таким образом, главной особенностью развития политико-правовой

концепции либерализма в России, является ее исход не от экономически

активной, но политически бесправной буржуазии, а от господствующего класса

- «сверху», от дворянства. Чем же объяснить эту ведущую роль дворянства?

Приведем известное высказывание Ленина, которое наиболее полно

характеризует данную проблему: «Самый сплоченный, самый образованный и

наиболее привыкший к политической власти класс — дворянство — обнаружил с

полной определенностью стремление ограничить самодержавную власть

посредством представительных учреждений»[18]. В итоге, господствующий класс

исходил общегосударственного интереса, который он должен всегда учитывать,

если хочет остаться господствующим.

Как уже отмечалось, либерализм представляет собой весьма гибкую и

динамичную систему, открытую влиянию со стороны других течений, чутко

реагирующую на изменения в общественной жизни и модифицирующуюся в

соответствии с новыми реальностями. Такие новые реальности открылись перед

россиянами не только тогда в конце XVIII – нач. XIX века, они открылись и

на современном этапе в веке XX. Это побудило современные политические силы,

выступить под новым либерально-демократическим знаменем. Но как показала

история, не прошло и года после начала чисто либеральных реформ, как массы

россиян разочаровались в них, и даже в какой-то степени в самом

либерализме.

На мой взгляд, второе пришествие либерализма в Россию, столь удачное в

начале, представляет одиннадцать лет спустя грустную картину. Очевидна

историческая вина в этом самих его выразителей: своим карьеризмом и

утопизмом они завели политико-правовую идеологию либерализма в состояние

глубокого кризиса, выход из которого сегодня представляется проблематичным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995 .

2. Согрин В.В. Либерализм в России. М., 1997 г.

3. Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. М., 1991.

4. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность,

политические взгляды М.М.Сперанского. М., 1989.

5. Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Общественные науки и

современность. М., 1993.

6. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в

первой четверти XIX в. М., 1957.

7. Лейс О.Э. История политических и правовых учений. М., 1999.

8. Гаджиев К.С. Политическая наука. М. 2000

9. Хакамада И. Уроки декабря, февраля, марта. О пользе "управляемой

демократии" // Независимая газета. 26.04.1994.

10. Тимофеев Л. Большая растрата. Об уроках политического поражения

демократов // Известия. 26.02.1993.

-----------------------

[1] См.: Мухаев Р.Т. Политология – М., 2001., с. 290

[2] См.: Кроче Б. Антология сочинений по философии – М., 1999., с. 398

[3] См.: Ключевский В.О. Курс русской истории, лекция LXXXII, /Под ред.

В.И.Буганова./ -М. 1993.,с.256.

[4] См.: Сперанский М.М. Введение к Уложению государственных законов //

Историческое обозрение. Т. X. СПб., 1899. с.10

[5] См.: Там же, с.13

[6] См.: Ключевский В.О. Курс русской истории, лекция LXXXIII, /Под ред.

В.И.Буганова./ -М. 1993., с. 294.

[7] См.: Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 2. - М., 1896., с. 39.

[8] См.: Чичерин Б.Н. Собственность и государство т.2 - М.1882 c. 362.

[9] См.: Чичерин Б.Н. О народном представительстве. -М. 1899. -с. 44. Cм. в

журнале Вопросы философии. 1991. №7, с 30.

[10] См.: Там же

[11] См.: Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3.-М., 1896., c. 211

[12] См.: Там же. Ч. 1. -с.161

[13] См.: Лейс О.Э. История политических и правовых учений. М. 1999., с.543

[14] См.: Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 3.-М., 1896., c. 155

[15] См.: Муромцев С. Определение и основное разделение права. – М.1879.,

с. 122

[16] См.: Коркунов Н.М. Указ и закон. - СПб., 1894., с. 193.

[17] См.: Там же

[18] Ленин В.И.. Полное собрание сочинений. Т. 5, с. 26.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.