реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Политико-правовая концепция русского либерализма

Политико-правовая концепция русского либерализма

Министерство образования Российской Федерации.

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова.

факультет социально-политических наук

Реферат

Политико-правовая концепция

русского либерализма

Выполнил: студент ПЛ. - 22

Григорьев П. В.

Научный

руководитель:

Епархина О.В.

Ярославль 2002г.

Содержание.

Введение

Глава I. Истоки либерализма в международном аспекте

Глава II. Классический либерализм в России:

2.1 Проекты либеральных преобразований Сперанского

2.2 Политико-правовые учения Б.Н. Чичерина

2.3 Либеральная концепция права и государства С.А. Муромцева и

Н.М.Коркунова.

Глава III. Второе пришествие либерализма в Россию.

3.1 Радикал-либерализм

3.2. Социал-либерализм

Заключение

Список литературы

ВВЕдение.

Либерализм — (от латинского слова liberalis — свободный) по прямому

смыслу — свободомыслие, вольнодумство; - это политическая идеология,

обосновывающая процесс обособления и становления самостоятельного индивида,

ставящая в центр внимания защиту его естественных прав и свобод от

вмешательства властей[1].

Такое определение либерализма можно встретить почти в каждом учебнике по

политологии или политической истории. Оно является классическим в своем

роде. Но для настоящего понимания либерализма, на мой взгляд, его не

достаточно. Либерализм имеет много ипостасей как в историческом, так и в

национально-культурном и идейно-политическом измерениях. В трактовке

основополагающих вопросов, касающихся взаимоотношений общества, государства

и отдельного индивида, либерализм представляет собой весьма сложное и

многоплановое явление, проявляющееся в различных вариациях, отличающихся

как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Он

ассоциируется с такими, ставшими привычными для современного общественно-

политического лексикона, понятиями и категориями, как идеи самоценности

индивида и соответственности за свои действия; частной собственности как

необходимого условия индивидуальной свободы; свободного рынка, конкуренции

и предпринимательства, равенства возможностей и т.д.; разделения властей,

сдержек и противовесов; правового государства с принципами равенства всех

граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств; гарантии

основных прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания

ассоциаций и партий и т.д.); всеобщего избирательного права и т.д.

Очевидно, что либерализм - это комплекс принципов и установок, которые

лежат в основе программ политических партий и политической стратегии того

или иного правительства или правительственной коалиции либеральной

ориентации. Вместе с тем либерализм - это не просто некая доктрина или

кредо, он представляет собой нечто неизмеримо большее, а именно тип и

способ мышления. Как подчеркивал один из ведущих его представителей XX в.

Б. Кроче: «либеральная концепция - метаполитическая, выходящая за рамки

формальной теории политики, а также в определенном смысле этики и

совпадающая с общим пониманием мира и действительности. Это система

воззрений и концепций в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-

идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с

конкретными политическими партиями или политическим курсом. Это

одновременно теория, доктрина, программа и политическая практика»[2].

Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему,

открытую влиянию со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения

в общественной жизни и модифицирующуюся в соответствии с новыми

реальностями. Об этом свидетельствуют все перипетии и основные вехи

формирования и эволюции либерализма.

При всей своей многовариантности либерализм имеет общие корни и

определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности

делающих его особым типом общественно-политической мысли.

В силу необъятности проблемы и невозможности рассмотрения ее в рамках

одного реферата, в своей работе я поставил цель подробно проанализировать

политико-правовую концепцию более узкого спектра, а именно русского

либерализма. Вскрыть его особенности, остановится на наиболее видных

представителях. Ввиду многоплановости данной задачи, я попытался

построить исследование отталкиваясь от узловых проблем, характеризующих

специфичность русского либерализма.

Особенно в реферате я остановился на развитии идеологии либерализма в

Российской Федерации на современном этапе. Это придает исследуемой мною

теме еще большую актуальность. В последнее время события, происходящие на

российской политической и идеологической арене, вызывают особый интерес.

Наша страна переживает очень противоречивый, но судьбоносный период свой

истории. На мой взгляд, обращение к исследованию либерализма, его развитию,

очень важно для России именно сейчас. Для того чтобы каждый гражданин мог

ясно представлять, что такое права и свободы, идеи самоценности; частной

собственности и т.д., поскольку в противном случае, он не сможет сделать

для себя правильный вывод о том, какую позицию по отношению к политическому

курсу, и государственной власти он занимает, и о том, что бы он желал в них

изменить.

Глава I.

Истоки либерализма в международном аспекте.

Само понятие "либерализм" вошло в общественно-политический лексикон в

начале XIX в. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г.

"либералами" называли группу делегатов-националистов в кортесах (испанской

разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе. Затем оно вошло в

английский и французский и вслед за ними во все европейские языки.

Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу,

Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков были идеи таких

разных авторов, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В.

Гумбольдт, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Б. Кон-стан, А. де Токвиль и др. На

протяжении всего XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. С. Миллем,

Т.Х. Грином, Л. Хобхаузом, Б. Бозанкетом и другими представителями западной

общественно-политической мысли. Несомненный вклад в формирование

либерального мировоззрения внесли представители европейского и

американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской

манчестерской школы, представители немецкой классической философии,

европейской классической политэкономии.

При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными

направлениями и движениями состояло в том, что они, каждый по своему, в

соответствии с реальностями своего времени высказывались за пересмотр

устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших

социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших

эффективность общественно-политических и государственных институтов, за

ревизию, определенную модификацию и модернизацию основных положений,

доктрин и концепций в соответствии с изменившимся положением вещей в

обществе, с новыми тенденциями общественно-исторического развития.

Участники английской буржуазной революции середины XVII в., "славной"

революции 1688 г., войны за независимость США (или американской революции),

несомненно, руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые

позже стали составной частью либерального мировоззрения.

Поворотным пунктом в размежевании современных течений западной

общественно-политической мысли следует считать Великую французскую

буржуазную революцию. Основополагающие идеи и установки, ставшие важнейшими

системообразующими составляющими классического либерализма, были

сформулированы в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и

конституции 1791 г. Либеральные принципы в той или иной степени получили

практическое осуществление в ограниченном конституционном строе,

установленном во Франции в 1814 г., особенно после июльской революции 1830

г., а также в Третьей республике в 1870 г. Ощутимых успехов они добились в

Швейцарии, Голландии, Скандинавских странах. Немаловажную роль либералы

сыграли в объединении Италии и Германии и формировании государственной

системы этих стран. Своеобразным полигоном, на котором либеральные идеи

проходили главную проверку и испытание, стали Великобритания и США.

В России в силу целого комплекса причин либеральное мировоззрение

укоренилось сравнительно позже - в конце XIX - начале XX в. Но тем не менее

представители русской общественно-политической мысли внесли собственную

лепту в понимание и разработку либерализма, но об этом я расскажу

несколько позднее.

Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-

исторических и национально-культурных условиях. При близком рассмотрении в

либерализме обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков,

переходных ступеней, противоречий и т.д. Как правило, выделяют две

исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонская и

континентальноевропейская. В XIX в. первая ассоциировалась со свободной

торговлей, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением

демократических ценностей. На политической арене носительницей важнейших

ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия

Великобритании. С самого своего возникновения она постепенно наращивала

поддержку со стороны избирателей и влияние в обществе, пока во второй

половине XIX в. не превратилась в одну из двух ведущих политических партий

страны. Однако с выдвижением на политическую авансцену лейбористской

партии, которая привлекла на свою сторону рабочий класс, либералы стали

постепенно терять свои позиции. В 1940-1945 гг. они в последний раз

участвовали в правительственной коалиции.

Что касается континентальноевропейской традиции, то в ней больший

акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм

экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. В силу

большого разнообразия исторических условий в каждой стране либерализм обрел

собственную окраску. Постепенно в нем выделились два соперничающих между

собой течения - умеренных и прогрессистов. Последние, в свою очередь, также

характеризовались разнообразием идеологических позиций, что, в частности,

проявилось в названиях их партий - от либералов до радикалов.

Разнородность как самого либерализма в качестве особого течения

общественно-политической мысли, так и либеральных партий в разных странах

объяснялась главным образом тем, что в разных странах с различной степенью

остроты вставали проблемы обеспечения экономических свобод, конституционных

реформ или секуляризации государства. Дополнительным фактором, определившим

различие идеологической окраски либеральных партий в отдельных странах,

стала проблема национального возрождения и объединения, как это было,

например, в Италии и Германии. Здесь либерализм стал одной из мобилизующих

сил национально-государственного объединениям.

Соображения экономии места не позволяют затрагивать особенности

развития либерализма в европейских странах. Но без этого краткого анализа

либерализма в международном аспекте, сложно представить специфику русского

либерализма, его идеи и принципы, обусловленные соответствующими

национально-культурными и историческими реальностями.

Итак, обратимся к развитию классического либерализма в России.

Глава II.

Классический либерализм в России.

В конце XVIII века -первой половине XIX в., в то время когда в Европе

понятие "либерализм" прочно вошло в общественно-политический лексикон и

шло активное формирование либерального мировоззрения, государственный и

общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях.

Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим,

привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству

помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто

потребительский «класс рабовладельцев». Из дворян формировались бурно

растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране

царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки

проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного

строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX

в. практически отступали. Острейшим явился вопрос о крепостном праве.

«Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн.

душ обоего пола, — писал В. О. Ключевский в своем Курсе русской истории, —

целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного

произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую

североамериканскую плантацию»[3].

Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства.

Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни основных

сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно.

Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела

от личности монарха. Так еще в конце XVIII в. Павел I отменил некоторые

привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю;

но он же роздал в частное владение (дворянам) около 100 тыс. дворцовых и

казенных крестьян.

Однако постепенно набирали силу иные тенденции. Темпы развития

экономики неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее отставание

России от Запада, ослабление ее в хозяйственном, военном и политическом

отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество,

бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о

правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы.

Этот вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества

стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная

потребность. Невозможность управления страной старыми методами,

необходимость общественных преобразований явились той необходимой

предпосылкой возникновения в России либеральной идеологии.

Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских XVIII в.

(Вольтера, Дидро, Монтескье и др.) мыслителей. Французское просветительство

продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части

русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде

формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований. Таким

образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в

России имели западническую ориентацию.

Либерализм, укрепивший свои позиции в процессе реформ середины XIX в.,

ставил своей целью преобразовать общественный, политический и

государственный строй России в соответствии с образцами мирового,

естественного, европейского пути развития. Основными положениями

либералистских доктрин стали: капитализм со свободой предпринимательства и

частной инициативы, права и свободы индивидуальной личности, светский

характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право,

парламент, конституционная монархия (с предельно ограниченной властью

монарха) или республика, «правовое государство» и режим законности.

Важно отметить, что нарастающие противоречия феодального строя в России

отражались в постоянном противостоянии и столкновениях либеральной и

охранительной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими проявлениями

назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были возникновение тайных

обществ и выступление декабристов.

Либеральное движение в России развивалось в стесненных режимом

условиях, его социальная база была неширокой, поэтому многие положения

классического либерализма были здесь интерпретированы применительно к

местным условиям. Явным примером такой интерпретации, является политико-

правовая доктрина М.М. Сперанского.

1. Проекты либеральных преобразований Сперанского

Александр I, вступивший на престол в результате убийства Павла I, в

начале своего царствования обещал управлять народом "по законам и по сердцу

своей премудрой бабки" Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные

воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе.

Основной заботой правительства провозглашалась подготовка коренных

(основных) законов для уничтожения "произвола правления". В обсуждение

проектов реформ были вовлечены придворные вельможи. Обсуждались

относительно мелкие вопросы и разрозненные реформы некоторых

государственных учреждений, пока в окружение императора не попал

талантливый мыслитель и государственный деятель Михаил Михайлович

Сперанский (1772—1839).

По заданию Александра I Сперанский подготовил ряд проектов

усовершенствования государственного строя империи, по существу, проектов

российской конституции.

Рассматривая либеральные идеи М.М. Сперанского, главным образом следует

отметить, что они возникли не пустом месте. И даже не столько социально-

политическая обстановка того времени оказала на них серьезное влияние, нет,

в их основе лежали – идеи западного просветительства (главным образом

французского). С этими идеями Сперанский познакомился еще будучи

семинаристом Александро-Невской семинарии, где в самообразовании своем он

вышел далеко за рамки религиозных вопросов нравственного бытия,

заинтересовался существующими в человеческом обществе механизмами

властвования и средствами управления людьми. В этом ему выступила в помощь

богатая семинарская библиотека, в которой всегда можно было найти труды

Локка, Монтескье, Вольтера, Руссо, Дидро и др.

Нужно отметить, что это веление сердца, изучать общественно-

политические науки и в частности труды европейских просветителей возникло у

Сперанского не случайно. Во многом оно было обусловлено теми настроениями,

которые царили в то время в России. Недавняя эпоха «просвещенного

абсолютизма» Екатерины II, ознаменованная разработкой новой официальной

идеологии, имевшей цель повысить общеевропейский престиж империи, усвоение

либеральной фразеологии, контакты с европейскими мыслителями – все это

наложило серьезный отпечаток на несколько поколений людей.

Сперанский получил достаточно высокую теоретическую подготовку к

моменту восшествия на престол Александра I и явился для молодого императора

настоящей находкой. Он сумел подвести под начинания еще неопытного монарха

серьезную научно-философскую основу, построенную на проверенных временем

идеях эпохи Просвещения.

В целом идейный план Сперанского и программа его реформ были пронизаны

духом либерализма, идеи которого были столь популярны в Европе. Об этом

свидетельствует множество ссылок в его трудах на авторитетных Западно-

Европейских мыслителей. Причем Сперанский проводит тождество исторического

пути России и Европы, в частности он сравнивает Россию с Францией. В его

работе «Введение к уложению государственных законов» от 1809 года, мы можем

встретить множество фраз и заметок, свидетельствующих о проведении явной

исторической параллели. Что же касается идей самих французских

просветителей, то многое Сперанский заимствовал у крупнейших теоретиков

деистического направления, Шарля Луи Монтескье, Франсуа (Аруэ) Вольтера, и

др.

Наиболее полно взгляды реформатора М.М. Сперанского отражены в записке

1809 года - «Введение к уложению государственных законов». В ней он

высказал свое мнение не только по поводу отдельных конкретных проблем

государственного развития и правопорядка, но и дополнительно объяснил и

обосновал свои мысли на основании теории права или даже скорее философии

права.

Сперанский указывает на то, что живые силы государства могут

проявляться либо в сосредоточенной форме (в единении друг с другом), либо

порознь, будучи распределенными среди отдельных людей. В первом случае,

говорил он, они способствуют развитию государственной власти и ее

политических привилегий, а во втором случае, напротив, они поддерживают

права подданных. Сперанский пишет: «Если бы права государственной власти

были неограниченны, если бы силы государственные соединены были в державной

власти и никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было

бы в рабстве и правление было бы деспотическое»[4]. По мнению Сперанского,

подобное рабство может принимать две формы, точнее иметь как бы две

ступени. Первая форма исключает подданных не только из всякого участия в

использовании государственной власти, но к тому же отнимает у них свободу

распоряжаться своей собственной личностью и своей собственностью. Вторая,

более мягкая, также исключает подданных из участия в управлении

государством, однако оставляет за ними свободу по отношению к собственной

личности и к имуществу. Следовательно при такой более мягкой форме

подданные не имеют политических прав, но за ними остаются права

гражданские. А наличие их означает, что в государстве в какой то степени

есть свобода. Но свобода эта не достаточно гарантирована и может легко

нарушаться со стороны государственной власти, поэтому- объясняет Сперанский-

необходимо предохранять ее -по средствам создания и укрепления основного

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.