реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

литовцами, и лютеранами - латышами. Впоследствии, после разгрома Наполеона,

Россия добилась передачи ей значительной части польских земель, отошедших

ранее к Пруссии. В обмен на это Россия поддержала Пруссию, стремившуюся

присоединить к себе как можно больше территорий других германских

государств.

5 Северная Италия была завоевана генералом Бонапартом (будущим Первым

консулом и императором Наполеоном I) в 1797 г. во время так называемого

"Первого Итальянского похода".

|ТЕМА 42. |КУЛЬТУРА РОССИИ СЕРЕДИНЫ И II ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА |

1. Особенности развития культуры в XVIII веке

Реформы Петра I создали в России необычную культурную ситуацию.

Европеизация, коснувшаяся лишь высших слоев общества, привела к

возникновению глубокой культурной пропасти между дворянством и основной

массой населения страны. В России возникли ка бы две культуры:

господствующая, тесно сбизившаяся с европейской, и народная, остававшаяся

преимущественно традиционной.

2. Быт

В XVIII в. большинство крестьян по-прежнему жило в избах, топившихся

по-черному. Правда, конструкция избы изменилась: появились деревянный пол и

потолок. В избе зимой вместе с людьми держали молодняк скота. Скученность и

отсутствие гигиены приводили к высокой смертности, особенно детской.

Подавляющее большинство крепостных крестьян было неграмотно. В

государтвенной деревне доля грамотных была несколько выше, доходя до 20-

25%.

Досуг, который обычно появлялся лишь в зимнее время, после завершения

сельскохозяйственных работ, заполнялся традиционными развлечениями:

песнями, хороводами, посиделками, катанием с ледяных горок. Традиционными

оставались и семейные отношения. Как и прежде, вопреки указу Петра I,

решение о браке принимали не столько молодые, сколько старшие члены семьи,

а иногда - и барин.

Ничего общего с деревенским не имел быт богатого помещика. Костюм,

интерьер жилища, ежедневный стол помещика отличались от крестьянских не

только богатством, как в XVI-XVII в., но самим типом. Помещик носил мундир,

камзол, а позднее - фрак, держал повара, который готовил изыысканные блюда

(богатые дворяне выписывали поваров из-за границы). В богатых усадьбах

имелась многочисленная дворня, включавшая не только лакеев и кучеров, но

собственных сапожников, портных и даже музыкантов. Однако это относится к

богатой и знатной верхушке дворянства. У мелкопоместных дворян и

возможности, и запросы были значительно скромнее.

Даже в конце XVIII в. лишь немногие дворяне были хорошо образованы. И

все же именно усадебный быт, свобода от материальной нужды и служебных

обязанностей (после Манифеста "О вольности дворянства") обеспечили расцвет

культуры второй половины XVIII и XIX вв.

3. Просвещение

В середине XVIII в. российская система образования отличалась

сословным характером. Большей частью основанные при Петре I школы стали

дворянскими и выходцы из других сословий не могли обучаться в них.

В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и при поддержке И.И. Шувалова

был создан Московский университет. Устав университета предусматривал

преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание

велось на латыни). В отличие от многих российских учебных заведений

университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий.

Университет состоял из философского, юридического и медицинского

факультетов. Здесь не было непременного для Западной Европы богословского

факультета.

Во второй половине XVIII в. сеть учебных заведений стала расширяться.

В середине 80-х гг. в губернских городах были созданы четырехклассные, а в

уездных городах - двухклассные народные училища. В первых двух классах

учили чтению, письму, счету, закону Божьему. В старших классах изучали

историю, геоографию, геометрию, физику и др. К концу XVIII в. в

288 народных школах обучалось более 22 тыс. учащихся.

Выросло и число дворянских учебных заведений. К концу XVIII в. в

России было 5 кадетских корпусов. Появились созданые И.И. Бецким

благородные пансионы. Бецкой в духе идей Просвещения считал основой

человеческой природы воспитание. Он рассчитывал дать воспитанникам, которые

должны были находиться в пансионе с 5-6 до 18 лет, идеальное воспитание,

чтобы впоследствии они также воспитывали своих детей. Таким образом дожна

была появиться новая "порода людей". Намерения Бецкого не ограничивались

только дворянством, но касались и других сословий. Бецкой впервые обратил

внимание также на женское образование. В 1764 г. был создан Смольный

институт благородных девиц, в котором имелось отделение для девушек

недворянского происхождения.

4. Наука и техника

Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию европейских

ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и

Д. Бернулли.

Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие

значительный вклад в становление российской исторической науки.

В 1741 г. экспедиция во главе с В. Берингом обследовали северо-

западное побережье Америки.

Среди русских ученых выдающееся место принадлежит крестьянскому сыну

М.В. Ломоносову. Он поступил в 1731 г. в Славяно-греко-латинскую Академию

откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем

направлен учиться в Германию. В 1745 г. он стал первым русским профессором,

членом Академии наук. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, достиг больших

успехов в столь разных областях знания как математика, физика, химия,

астрономия, языкознание, история и философия. А.С. Пушкин писал о

Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим

первым университетом". Ломоносовым был открыт закон сохранения материи и

движения, сконструированы многочисленные оптические приборы. Ломоносов

написал Древнюю Российскую историю", в которой спорил с норманнской теорией

возникновения государства у славян, выпустил "Российскую грамматику".

Во второй половине XVIII в. продолжалось изучение природных ресурсов

страны. С этой целью в различные районы России было направлено

5 экспедиций, которые собрали богатый материал о животном и растительном

мире, реках, составили описания городов и предприятий.

Определенные сдвиги наметились в медицине. В частности, было введены

прививки от оспы. Первой сделала себе прививку Екатерина II.

Вторая половина XVIII в. богата достижениями в области техники.

Знаменитым изобретателем-самоучкой был И.П. Кулибин. Он сделал проекты

лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву.

И.И. Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой

которой он познакомился в Англии. Если машина Ньюкомена могла только

откачивать воду из шахт, то машина Ползунова была способна приводить в

действие любые механизмы. (Подобная машина была создана в Англии Дж. Уаттом

лишь через 20 лет). Но изобретение Ползунова не нашло применения в

крепостной России. Его машина была уничтожена.

В XVIII в. достигла значительных успехов историческая наука. Ее

основоположником в России считается В.Н. Татищев. Ему принадлежит первый

обощающий труд по отечественной истории - "История Российская" в пяти

томах. Благодаря труду Татищева, собравшего уникальную коллекцию древних

рукописей (впоследствии погибшую), до историков дошли летописные известия

из источников, не сохранившихся до наших дней. В то же время Татищев еще не

был историком-профессионалом, иногда он позволял себе "дописывать"

летописи, поэтому некоторые его сообщения вызывают сомнения у специалистов.

Князь М.М. Щербатов написал "Историю Российскую от древнгейших

времен", доведя ее до воцарения Романовых. Он же опубликовал открытую

Татищевым "Русскую правду".

5. Литература

Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины

XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются гражданская

тематика, апология просвещенного абсолютизма, преклонение перед

человеческим разумом. Герой классицизма, как правило, не столько наделен

индивидуальными чертами, сколько выражает то или иное качество. Для

русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных

сюжетов. Важнейшими жанрами классических произведений были поэтические оды

и сатиры, драматические трагедии и комедии. Классицизм нашел выражение,

прежде всего, в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиаковского и особенно

М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова.

Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII в., писавшим в стиле

классицизма, стал Г.Р. Державин, особенно прославившийся адресованной

Екатерине II одой "Фелица".

Внешне к классицизму относятся и комедии Д.И. Фонвизина "Бригадир" и

"Недоросль". Их композиция соответствует требования драматургии классицизма

о соблюдении единства места и времени. Фамилии героев характеризуют их

личные качества. Но в то же время герои Фонвизина - живые люди, наделенные

не только пороками или добродетелями, но индивидуальными характерами.

Во второй половине XVIII в. складывается стиль сентиментализма. Для

этого литературного направления характерно внимание к внутренним

переживаниям "маленького человека". Важнейшими жанрами этого стиля стали

чувствительная повесть и путешествие. Наиболее известным произведением

русской литературы, созданным в стиле сентиментализма, является повесть

Н.М. Карамзина "Бедная Лиза".

6. Общественная мысль

Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения.

Всем идеологам Просвещения свойственно предпочтение медленного

эволюционного развития, стремление с помощью новых законов сформировать

новое гуманное общество.

Интересным мыслителем был приближенный Елизаветы Петровны

И.И. Шувалов. Он предлагал ввести "непременные законы", направленные на

поддержание "общего блага". Отчасти эта мысль опиралась на идеи Петра I о

"службе" монарха. Но главный источник шуваловских проектов - взгляды

французского философа-просветителя Монтескье, который считал, что монархия

отличается от деспотии, что покоится на "основных законах", обязательных и

для самого монарха.

По предложению Шувалова императрица должна была присягнуть в том, что

будет соблюдать "непременные законы", а подданные - в том, что они будут

наблюдать за тем, как монарх их соблюдает. Хотя подданными здесь

именовались дворяне, это было бы значительным шагом к внедрению договорных

отношений между властью и населением. Правительство даже в более поздние

годы не решилось на обсуждение проекта Шувалова.

Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал "Наказ"

Екатерины II Уложенной комиссии, провозгласивший важнейшие просветительские

идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного

произвола. Екатерина II утвердила в России идеал просвещенной монархии.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н.И. Новиков. Новиков

выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных

привилегий. Но одновременно стремился противостоять упрощенному пониманию

французского Просвещения (вольтерианства), считая необходимым сочетать

образованность с развитием нравственного чувства.

Новиков издавал журналы "Трутень", Живописец". В его типографии

печатались учебники, словари, граммтики. Одним из важнейших изданий

Новикова была "Древняя российская вифлиофика" - собрание источников по

древнерусской истории. Издания Новикова способствовали формированию в

России не только образованности, но и общественного мнения.

Иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в

творчестве А.Н. Радищева, в особенности в "Путешествии из Петербурга в

Москву" и оде "Вольность". Радищев не просто именовал помещиков "пиявицами

ненасытными", он призывал к расправе с ними, к цареубийству и свержению

монархического правления. Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II

назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".

Во второй половине XVIII в. в России существовало и иное,

консервативное направление общественной мысли. Оно было представлено

трудами М.М. Щербатова. Его памфлет "О повреждении нравов в России"

представил взгляды своеобразной оппозиции Екатерине справа. Щербатов

отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские

привилегии. Он требовал запретить предоставление дворянских званий купцам и

другим представителям непривилегированных сословий, которые, по его мнению,

лишены дворянской чести и лишь компрометируют высшее сословие. Екатерину

Щербатов критиковал за безнравственность и деспотизм, который проявлялся, с

его точки зрения, в ущемлении дворянских привилегий и предоставлении

чрезмерных прав государственным чиновникам в ущерб дворянским корпорациям.

Сочинения Щербатова, несмоненно, выражали точку зрения значительной части

российскорго дворянства.

7. Архитектура и изобразительное искусство

В середине XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко.

Крупнейшим российским архиетктором этого времени был выходец из Италии

Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного

монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в

Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.

Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. На

смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания,

строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма

строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков.

Крупнейшими архитекторами второй половины XVIII в. были В.И. Баженов,

М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое

здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект

Михайловского замка в Петербурге. Крупнейшие проекты Баженова - Большой

Кремлевский дворец и дворец в усадьбе Царицыно - не осуществились.

Творческая судьба М.Ф. Казакова была более счастливой. По его проектам

построены здание Московского Университета, Сената в Кремле, Голицынская (1-

я Градская) больница в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и

церквей.

И.Е. Старов - автор Таврического дворца и Троицкого собора в

Александро-Невской лавре в Петербурге.

Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде

всего портретной. Подъем портретного искусства был вызван стремлением знати

увековечить себя на полотнах художников. Крупнейшими портретистами XVIII в.

были Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и

жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы, например, избрание

на царство Михаила Романова, Александр Невский на Чудском озере и т.п.

Выдающимся мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, создавший целю галерею

скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но

самую знаменитую скульптуру России создал француз Э. Фальконе - автор

"Медного всадника".

|ТЕМА 43. |ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ |

1. Правление Павла I

К концу XVIII в. во внутренней политике России накопилось множество

нерешенных проблем, главными из которых были крепостное право и отсутствие

какого бы то ни было ограничения царской власти представительными органами

или законом. Единственной гарантией против превращения монархии в деспотию

являлась личность просвещенного монарха - Екатерины II. В последние годы

жизни императрица много работала над новым законодательством, стремясь

закрепить в законе гражданские права подданных и сформулировать полномочия

монарха, что уже явилось бы некоторым ограничением самодержавной власти.

Однако под влиянием Французской революции Екатерина медлила с воплощением

задуманных реформ, опасаясь потрясений в России. Осуществить свои планы она

не успела.

В 1796 г., после смерти Екатерины II, русский престол занял Павел I.

Воспитанный в просветительских идеалах, он с годами совершенно

разочаровался в них под влиянием конфликта с матерью[pic]. Павел

романтизировал средневековое рыцарство, считая его образцом чести и

благородства. Если эпоха Просвещения выдвинула принципы естественных прав и

общественного договора, то Павел считал долгом подданных беспрекословно

подчиняться монарху, который повелевает ими как отец - детьми. Ненавидя

мать, Павел считал все сделанное ею вредным и заслуживающим уничтожения.

Придя к власти, Павел постарался разрушить созданную Екатериной

систему власти. Он восстановил упраздненные в ходе губернской реформы

коллегии, уничтожил сословное самоуправление в городах и губерниях

(городские думы и губернские дворянские собрания), ограничил права уездных

дворянских собраний. Жалованные грамоты дворянству и городам были отменены.

Рассматривая дворянство как рыцарское сословие, главное дело которого -

служба монарху, Павел настойчиво ограничивал сословные привилегии для

неслужащих дворян. Дворянство лишилось даже свободы от телесных наказаний.

Павлу было свойственно мелочное вмешательство в частную жизнь

подданных: он лично определял, какой следует носить покрой платья, когда

обедать, какие танцы танцевать и т.п. Конечно, Павлу было в этом отношении

далеко до Петра I, но за прошедшие десятилетия дворянство привыкло к

гораздо большей свободе. То, что в начале XVIII в. воспринималось как

тяжелая, но неизбежная повинность, в конце столетия выглядело недопустимым

попранием прав. К тому же политика Павла была противоречивой и

непоследовательной. Царь был раздражителен, нередко без серьезной вины

подвергал придворных и офицеров аресту, ссылке, заключению в крепость.

Никто в окружении Павла не мог быть уверен в завтрашнем дне. Все это крайне

раздражало дворян.

Дворянство было недовольно и политикой Павла I по крестьянскому

вопросу. Впервые при Павле крепостные приносили присягу новому императору

наряду с вольными. Этим подчеркивалось, что они в первую очередь подданные

не барина, а царя. Было запрещено продавать крестьян с аукционов. Весной

1797 г. вышел указ об ограничении барщины тремя днями в неделю. Правда,

манифест носил, главным образом, рекомендательный характер и, как правило,

не выполнялся.

Однако это все же была первая попытка государственной власти

ограничить эксплуатацию крестьян. Все это еще не позволяет говорить о

политике Павла как антидворянской. Царь стремился подчеркнуть, что монарх -

покровитель и защитник всех подданных, независимо от сословной

принадлежности. По словам В.О. Ключевского "Павел превращал равенство прав

в общее бесправие". Наряду с попытками несколько ограничить крепостной

гнет, Павел совершил немало шагов, укреплявших крепостное право. Он широко

раздавал помещикам государственных крестьян[pic], вновь разрешил заводчикам-

недворянам покупать крестьян для работы на мануфактурах.

Насмешки вызывала необычайная любовь Павла к муштре и параду[pic].

Царь восхищался порядками Пруссии и пытался переделать русскую армию по

прусскому образцу, причем начал с введения прусского военного мундира и

обучения войск прусскому парадному шагу. В армии это расценили как насмешку

над боевым опытом екатерининских времен, тем более, что многие боевые

генералы прежнего царствования были уволены в отставку.

Наконец, крайнее недовольство вызвал внешнеполитический поворот,

совершенный Павлом в 1800 г., - заключение союза с Наполеоном. Дело было не

только в том, что Первого консула в России считали узурпатором законной

королевской власти. Разрыв с Англией был невыгоден русскому дворянству и

купечеству, поскольку именно эта страна была главным потребителем русского

льна, леса и хлеба и поставщиком промышленных товаров на русский рынок.

Все это привело к дворцовому перевороту 11-12 марта 1801 г. В заговоре

приняли участие многие высокопоставленные сановники. О подготовке

переворота знал и наследник престола Александр. С его молчаливого согласия

заговорщики (генерал - губернатор Петербурга граф Пален, генерал

Л.Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.)

ворвались в покои императора в Михайловском замке, куда Павел переехал из

Зимнего дворца, считая его недостаточно безопасным. Царь был убит.

Официальная версия гласила, что он скончался от апоплексического удара. На

трон вступил Александр I.

2. Начало царствования Александра I

Молодой государь был полной противоположностью своему отцу: мягкий и

обходительный, умевший пленять собеседника, он буквально очаровал столичное

дворянство. Лишь значительно позднее Александр проявил неприятные черты

своего характера: лицемерие и двуличие, сформировавшиеся в отрочестве в

результате постоянного лавирования между бабкой и отцом.

Александр был воспитан под присмотром Екатерины II. Его воспитателем

был швейцарец Ф. Лагарп, сторонник идей Просвещения и республиканец по

убеждениям. Еще будучи наследником, Александр неоднократно говорил о своем

нежелании царствовать и стремлении к уединенной частной жизни. Он

возмущался крепостным правом, мечтал отказаться от самодержавного правления

и создать в России народное представительство.

Однако, придя к власти, Александр вынужден был прежде всего оправдать

надежды тех екатерининских вельмож, которые свергли Павла. Идя им

навстречу, Александр сразу же после гибели Павла провозгласил: "Все будет

как при бабушке!".

Александр объявил амнистию политическим заключенным, восстановил

отмененные Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, возродив, таким

образом, сословное самоуправление.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.