реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Л.А.Кацва История России с Древних Времен и до ХХ Века

|ТЕМА 28. |РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И |

| |ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ |

1. Причины церковной реформы

Централизация Русского государства требовала унификации церковных

правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский

свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные

разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков. Устранение этих

различий стало одной из целей созданного в 40-х гг. XVII в. в Москве кружка

"ревнителей древнего благочестия", состоявшего из видных представителей

духовенства. Он стремился также к исправлению нравов священнослужителей.

Распространение книгопечатания позволяло установить единообразие

текстов, но прежде требовалось решить, по каким образцам вести исправления.

Определяющую роль в решении этого вопроса сыграли политические

соображения. Стремление сделать Москву ("Третий Рим") центром мирового

православия требовало сближения с греческим православием. Однако греческое

духовенство настаивало на исправлениие русских церковных книг и обрядов по

греческому образцу.

Греческая церковь со времен введения православия на Руси пережила ряд

реформ и значительно отличалась от древних византийских и русских образцов.

Поэтому часть русского духовенства во главе с "ревнителями древнего

благочестия" выступила против предложенных преобразований. Однако патриарх

Никон, опираясь на поддержку Алексея Михайловича решительно провел

намеченные реформы в жизнь.

2. Патриарх Никон

Никон - выходец из семьи мордовского крестьянина Мины, в миру - Никита

Минин. Патриархом стал в 1652 г. Отличавшийся непреклонным, решительным

характером Никон обладал колоссальным влиянием на Алексея Михайловича,

который называл его своим "собинным (особенным) другом".

3. Содержание церковной реформы

Важнейшими обрядовыми изменениями явились: крещение не двумя, а тремя

перстами, замена земных поклонов поясными, троекратное пение "аллилуйя"

вместо двукратного, движение верующих в церкви мимо алтаря не по солнцу, а

против него. По-иному стало писаться имя Христа - "Иисус" вместо "Исус".

Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все

книги и иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

4. Реакция на реформу

Для верующих это было серьезным отступлением от традиционного канона.

Ведь молитва, произнесенная не по правилам, не просто не действенна -

богохульна! Наиболее упорными и последовательными противниками Никона стали

"ревнители древнего благочестия" (ранее патриарх сам входил в этот кружок).

Они обвиняли его во введении "латинства", ведь греческая церковь со времен

Флорентийской унии 1439 г. считалась в России "испорченной". Тем более,

греческие богослужебные книги печатались не в турецком Константинополе, а в

католической Венеции.

5. Возникновение раскола

Противники Никона - "старообрядцы" - отказались признавать проведенные

им реформы. На церковных соборах 1654 и 1656 гг. противники Никона были

обвинены в расколе, отлучены от церкви и сосланы.

Наиболее видным сторонником раскола был протопоп Аввакум, талантливый

публицист и проповедник. Бывший придворный священник, участник кружка

"ревнителей древнего благочестия" пережил тяжелую ссылку, страдания, смерть

детей, но не отказался от фанатического противостояния "никонианству" и его

защитнику - царю. После 14-летнего заключения в "земляной тюрьме" Аввакум

был заживо сожжен за "хулу на царский дом". Самым знаменитым произведением

стораобрядческой литературы стало "Житие" Аввакума, написанное им самим.

6. Старообрядчество

Церковный собор 1666/1667 г. проклял старообрядчество. Начались

жестокие преследования раскольников. Сторонники раскола скрывались в

труднодоступных лесах Севера, Заволжья, Урала. Здесь они создавали скиты,

продолжая молиться по-старому. Нередко в случае приближения царских

карательных отрядов они устраивали "гарь" - самосожжение.

Не приняли реформ Никона монахи Соловецкого монастыря. Вплоть до

1676 г. мятежный монастырь выдерживал осаду царских войск. Восставшие,

считая, что Алексей Михайлович стал слугой Антихриста, отказались от

традиционной для православия молитвы за царя.

Причины фанатического упорства раскольников коренились, прежде всего,

в их уверенности, что никонианство - порождение сатаны. Однако сама эта

уверенность питалась определенными социальными причинами.

Среди раскольников было много духовных лиц. Для рядового священника

нововведения означали, что всю свою жизнь он прожил неверно. К тому же

многие священнослужители были малограмотны и не подготовлены к освоению

новых книг и обычаев. Посадские люди и купечество также широко участвовали

в расколе. Никон давно конфликтовал с посадами, возражая против ликвидации

принадлежавших церкви "белых слобод". Монастыри и патриаршая кафедра

занимались торговлей и промыслами, что раздражало купцов, считавших, что

духовенство незаконно вторгается в их сферу деятельности. Поэтому посад с

готовностью воспринимал все, шедшее от патриарха, как зло.

Среди старообрядцев были и представители господствующих слоев,

например боярыня Морозова и княгиня Урусова. Однако это все же единичные

примеры.

Основную же массу раскольников составляли крестьяне, уходившие в скиты

не только за правой верой, но и за волей, от барских и монастырских

поборов.

Естественно, что субъективно каждый старообрядец видел причины своего

ухода в раскол исключительно в неприятии "никоновской ереси".

Среди раскольников не было архиереев. Некому было рукополагать новых

священников. В этой ситуации часть старообрядцев прибегла к

"перекрещиванию" ушедших в раскол никонианских священников, а другие вообще

отказались от духовенства. Общиной таких раскольников-"беспоповцев"

руководили "наставники" или "начетчики" - наиболее сведущие в Писании

верующие. Внешне "беспоповское" направление в расколе напоминало

протестантизм. Однако это сходство иллюзорно. Протестанты отвергали

священство принципиально, считая, что человеку не нужен посредник в общении

с Богом. Раскольники же отвергли священство и церковную иерарахию

вынужденно, в случайно возникшей ситуации.

Идеология раскола, строившаяся на неприятии всего нового,

принципиальном отвержении любого иноземного влияния, светского образования,

была крайне консервативна.

7. Конфликт церкви и светской власти. Падение Никона

Вопрос о соотношении светской и церковной властей был одним из

важнейших в политической жизни Русского государства XV-XVII вв. С ним была

тесно связана борьба иосифлян и нестяжателей. В XVI в. господствующее

иосифлянское направление в русской церкви отказалось от тезиса о

превосходстве церковной власти над светской. После расправы Грозного над

митрополитом Филиппом подчинение церкви государству казалось окончательным.

Однако ситуация изменилась в годы Смуты. Авторитет царской власти из-за

обилия самозванцев и череды клятвопреступлений пошатнулся. Авторитет же

церкви, благодаря патриарху Гермогену, возглавлявившему духовное

сопротивление полякам и принявшему от них мученическую смерть, ставшей

важнейшей объединяющей силой, возрос. Еще больше возросла политическая роль

церкви при патриархе Филарете, отце царя Михаила.

Властный Никон стремился возродить то соотношение светской и церковной

властей, которое существовало при Филарете. Никон утверждал, что священство

выше царства, поскольку представляет Бога, а светская власть - от Бога. Он

активно вмешивался в светские дела.

Постепенно Алексей Михайлович стал тяготиться властью партриарха. В

1658 г. между ними произошел разрыв. Царь потребовал, чтобы Никон не

именовался впредь великим государем. Тогда Никон заявил, что не желает быть

патриархом "на Москве" и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь

на р. Истре. Он рассчитывал, что царь уступит, но ошибся. Напротив, от

патриарха потребовали сложить полномочия, чтобы можно было избрать нового

главу церкви. Никон ответил, что не отказывался от сана патриарха, а не

желал быть патриархом лишь "на Москве".

Отстранить патриарха не мог ни царь, ни церковный собор. Только в

1666 г. в Москве состоялся церковный собор с участием двух вселенских

патриархов - антиохийского и александрийского. Собор поддержал царя и лишил

Никона патриаршего сана. Никон был заключен в монастырскую тюрьму, где умер

в 1681 г.

Разрешение "дела Никона" в пользу светской власти означало, что

церковь не могла впредь вмешиваться в государственные дела. С этого времени

начался процесс подчинения церкви государству, который завершился при

Петре I ликвидацией патриаршества, созданием Святейшего Синода во главе со

светским чиновником и превращением Русской Православной церкви в

государственную церковь.

На что следует обратить внимание при ответе:

. Необходимость церковной реформы в середине XVII в. с точки зрения

установления единообразия богослужения.

. Стремление светской и церковной властей провести исправление книг и

обрядов по греческим образцам ради укрепления ведущей роли Московского

государства в православном мире.

. Сочетание социальных и сугубо религиозных мотивов в возникновении

старообрядчества.

. Консервативный характер идеологии раскола.

. Противостояние Никона с Алексеем Михайловичем является последним

открытым конфликтом церкви с государственной властью, после которого

речь идет лишь о степени подчиненности церкви светским властям.

. О соловецком восстании следует говорить также в связи с темой 26

"Народные восстания в России в XVII в.".

|ТЕМА 29. |РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVII в. |

1. Особенности развития культуры в XVII в

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Этот век -

переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к

культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает,

что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем

ходом истории российской культуры XVII в.

Самая главная черта русской культуры XVII в. состоит в широком

обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного

сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития:

образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается, однако,

преимущественно городского населения, в то время, как культура деревни еще

долго оставалась полностью в рамках традиции.

2. Материальная культура

Быт русских людей в XVII в. менялся постепенно. Кухня подавляющего

большинства населения оставалась традиционной. Основу ее составляли щи,

каши, хлеб и разнообразные мучные блюда. Очень много потреблялось рыбы.

Мясо также было доступно даже людям небольшого достатка. Из напитков

предпочитали различные квасы, меды, пиво. В богатых домах появлялись

привозные вина, пряности, фрукты.

Русский костюм, оставаясь в своей основе традиционным, все же

претерпел определенные изменения. Одежда стала разнообразнее, появились

кафтаны различного покроя, головные уборы разной формы. В конце XVII в.

знатные щеголи уже нередко отвергали длиннополое русское платье,

предпочитая более удобное польское или венгерское.

Богатые дома все чаще строились из камня. В помещениях появились

зеркала и картины, часто на светские темы. Более разнообразной стала

мебель.

Продолжалось развитие ремесла. Особенно значительных успехов достигли

мастера, занятые обработкой железа, ювелирным делом, литьем колоколов,

ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением

мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными.

В России научились производить стекло, был даже основан первый стекольный

завод.

3. Образование и письменность

Рост ремесла, торговли, усиление государственного аппарата вызвали

более широкое распространение грамотности в среде городского населения.

Считается, что среди посадских людей 40-50% были грамотными.

Грамоте обучали, главным образом, церковнослужители и приказные. Учили

по церковным книгам. Первый русский букварь был издан в 90-х гг. XVII в.

Однако уже в I половине XVII в.появились частные школы, где учили не

только грамоте, но и риторике, древним языкам. Учителями в них нередко

бывали ученые украинские монахи. Одним из них был выдающийся просветитель

Симеон Полоцкий. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латинская академия,

основанная приехавшими с Украины греками братьями Лихудами. Академия была

построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на

греческом и латинском языках (что и дало ей название). Преподавались

риторика, логика, философия и физика.

По-прежнему широко распространены были рукописные книги. В середине

XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако ее не хватало,

поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось и книгопечатание. На

московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В I половине XVII в.

было издано свыше 200 книг. Среди них преобладали богослужебные книги,

официальные документы, учебники.

4. Литература

В литературе XVII в. черты обмирщения особенно заметны. Герои

литературных произведений обретают индивидуальные характеры. Ценится

ловкость, предприимчивость. Литература XVII в. стала проявлять интерес к

внутреннему миру человека, его личным, интимным переживаниям. Так, в

"Повести о Тверском отроче монастыре" рассказывается о страданиях

княжеского отрока, у которого князь отнял невесту. Однако итог

повествования решен еще в чисто религиозном духе: несчастный по велению

Богородицы основывает монастырь.

В "Повести о Горе-Злосчастии" молодой человек, отвергший традиции

патриархальной родительской семьи, терпит бедствия и в конце концов уходит

в монастырь. Характерно, что монастырская келья, в отличие от литературы

предшествующих веков понимается не как желанная тихая пристань, а как

вынужденное и безотрадное пристанище.

Эти примеры свидетельствуют о том, что литература XVII в. еще только

начинала преодолевать традиции. В повестях начала XVIII в., когда процесс

обмирщения приведет к окончательному торжеству светского начала в

литературе, герои будут выходить победителями из любых жизненных коллизий.

В литературе XVII в. появились принципиально новые жанры: сатира,

драма, поэзия.

В сатирических повестях о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде обличался

неправедный и корыстный суд. Судья Шемяка, надеясь на подношение, решал

дело в пользу бедняка, который из-под полы показывал ему обернутый в платок

камень. Мелкую рыбешку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи -

великие господа Осетр, Белуга и Белая рыбица - судили "по мзде" и признали

виновным. Тогда "плюнул Ерш судьям в глаза и скочил в хворост: только того

ерша и видели".

В "Калязинской челобитной" и ряде других произведений высмеивались

распутные нравы духовенства. В "Повести о бражнике" пьяница доказывал, что

имеет больше прав на райское блаженство, чем святые, перечисляя прегрешения

героев Священного Писания.

Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого.

Симеон писал торжественные оды тяжеловесными силлабическими[pic] стихами.

Симеону принадлежат пьесы "О Навуходоносоре царе" и "Комедия притча о

блудном сыне". Автобиографический жанр пришел в русскую литературу

благодаря "Житию" протопопа Аввакума. Аввакум выступил не только как

страстный публицист и обличитель церковных и светских властей, но и как

реформатор литературного языка. смело вводя в письменную речь просторечие.

5. Архитектура

Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Наряду с

культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и

гражданские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее

суровыми и аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид, украсились

цветным кирпичом и изразцами. Для храмов XVII в. характерны купола

луковичной формы, удлиненные подкупольные барабаны, многочисленные

кокошники, наличники, колонки.

Богатым декором отличалась Церковь Троицы в Никитниках, построенная в

30-х гг. XVII в.

Выдающимся образцом шатрового зодчества середины XVII в. стала церковь

Рождества Богородицы в Путинках, увенчанная шестью шатрами (два из них

венчают внутренние помещения церкви, один - колокольню, а три - просто

декоративные).

В середине XVII в. шатровое храмовое строительство прекратилось по

требованию патриарха Никона. Он стремился вернуть церковной архитектуре

тяжеловесность и монументальность. Однако и в постройках 2-й половины

XVII в. ощущаются черты нового. Так, в огромном пятиглавом соборе

Валдайского Иверского монастыря обращают на себя внимание огромные оконные

проемы, совершенно нехарактерные для зодчества предшествующих столетий.

Даже в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, который, по

замыслу патриарха, должен был воспроизвести Храм Гроба Господня в

Иерусалиме, использовались цветные изразцы.

В 80-х гг. XVII в. сложился своеобразный "узорчатый" стиль. Его

образцами являются церкви Воскресения в Кадашах и Николы в Хамовниках.

В конце XVII в. появился новый архитектурный стиль - нарышкинское

(московское) барокко. Его отличительные черты - живописность, усложненность

плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба)

цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в

Филях, построенная в 1693 г. в усадьбе Нарышкиных.

Среди светских построек XVII в. видное место занимал деревянный

загородный царский дворец в Коломенском (1667-1678 гг.), состоявший из

множества хором, переходов, галерей и башенок, покрытый сверху позолоченной

резьбой.

Нарядный, "пряничный" вид имел кирпичный Теремной дворец Московского

Кремля (30-е гг. XVII в.).

Жилые каменные дома в XVII в. стали строиться в два и три этажа. Они

живо напоминали деревянные хоромы: переходы, сложный силуэт, живописные

крыльца. Примером таких построек являются палаты Аверкия Кириллова на

Берсеневской набережной в Москве. К концу XVII в. жилые постройки стали

больше походить на европейские городские дома и дворцы знати.

В XVII в. интересно развивалось башенное строительство. Башни Кремля

получили шатровые завершения, приобретя современный облик. В виде башен

строились промышленные и гражданские сооружения. В 90-х гг. XVII в. была

построена знаменитая Сухаревская башня у Сретенских ворот Земляного города.

6. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XVII в. сильнее, чем в других сферах

культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных

властей за соблюдением иконописного канона. И тем не менее, именно в

XVII в. началось превращение иконописи в живопись.

Крупнейшим художником столетия был Симон Ушаков. Самое знаменитое его

произведение - "Спас Нерукотворный". Лицо Христа кисти Ушакова -

гармоничное, классически правильное. Икона "Насаждение древа государства

Российского" - произведение на светский сюжет. Здесь изображены Иван Калита

и митрополит Петр поливающие дерево, в кроне которого размещены медальоны с

изображением великих князей и царей. Рядом с деревом - царь Алексей

Михайлович.

В XVII в. было положено начало портретной живописи. Известны

изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха

Никона, князя Скопина-Шуйского и др. Правда, в ней еще ощущается сильное

влияние иконографии. Произведения XVII в. принято именовать не портретами,

а парсунами. Для них характерно сочетание портретного сходства с

плоскостным изображением. Однако это был уже значительный шаг к портретному

искусству XVIII в.

[pic]

1 Силлабическими называются стихи, в которых количество слогов в

каждой строке одинаково.

|ТЕМА 30. |ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVII - XVIII |

| |СТОЛЕТИЙ СЕВЕРНАЯ ВОЙНА |

1. Главные задачи внешней политики

К концу XVII в. главной внешнеполитической задачей России оставалась

борьба за выход к морю. Россия располагала единственным портом -

Архангельском, удаленным и замерзающим на большую часть года. Незамерзающие

моря находились под контролем крупных военных держав - Турции и Швеции,

воевать с которыми в одиночку Россия не решалась.

2. "Вечный мир". Крымские походы

В 1686 г., во время правления царевны Софьи, был заключен т.н. "вечный

мир" с Польшей. Россия навечно получила Киев. Одновременно она вступила в

антитурецкую коалицию с Польшей, Австрией и Венецией.

В составе коалиции России отводилась вспомогательная роль - борьба

против Крымского ханства. В 1687 и 1689 гг. фаворит Софьи В.В. Голицын

совершил два похода на Крым. В безводной степи русские войска жестоко

страдали от жажды. К тому же татары подожгли степь. В первый раз Голицын

даже не дошел до Крыма, во второй раз вынужден был повернуть из-под стен

Перекопа. Крымские походы укрепили международное положение России, которая

впервые за долгое время выступила в союзе с европейскими державами против

"неверных". Однако население России видело, что походы окончились неудачей

и потребовали больших напрасных затрат. Это отрицательно сказалось на

авторитете правительства Софьи и способствовало ее поражению в столкновении

с Петром в 1689 г.

3. Азовские походы

В правление Софьи Петр проживал с матерью в Преображенском под Москвой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.