реферат бесплатно, курсовые работы
 
Главная | Карта сайта
реферат бесплатно, курсовые работы
РАЗДЕЛЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
ПАРТНЕРЫ

реферат бесплатно, курсовые работы
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

реферат бесплатно, курсовые работы
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей

Эффективность приминения игр – единоборств с целью отбора на этапе начальной подготовки борцов – юношей

ПЛАН

1.1. Методика обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе на

этапе начальной спортивной специализации.

1.2. Специализированные подвижные игры в технико-тактической подготовке

юных борцов вольного стиля.

1.3. методика применения специализированных подвижных игр в начальной

подготовке юных борцов.

1.4. Резюме.

1.5. специальные упражнения борца.

а) Виды единоборств для развития ловкости и быстроты;

б) Упражнения для развития мышц - сгибателей бедра и ягодиц.

в) Акробатические упражнения для развития координации и ловкости.

1.6. Подвижные игры.

а) Игры с касаниями.

б) Игры с атакующими захватами.

в) Игры с тиснениями.

г) Игры с элементарными техническими действиями.

1.7. Выводы.

ЗАДАЧИ:

1. Изучение применения специализированных подвижных игр единоборств на

этапе начальной подготовки борцов-юношей.

2. Изучение форм взаимосвязей обучения и игры, определение

дидактических задач.

3. Изучение различных методов регулирования дозировки нагрузок при

применении игр.

4. Подбор, классификация игр по дидактическим задачам:

- для развития физических качеств.

а) быстроты;

б) ловкости (координационные способности)

в) силы

- для овладения элементами технического целостного двигательного

действия (борцовский прием).

II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Анализ и обобщение научно-методической литературы,

педагогическое наблюдение.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования.

Цель работы: определить эффективность применения специализированных

подвижных игр на этапе начальной спортивной специализации при обучении

технико-тактическим действиям и выявить их влияние на развитие физических

качеств юных борцов.

Гипотеза: предполагалось, что включение в учебно-тренировочный процесс

групп начальной подготовки комплексов специализированных подвижных игр

позволит качественно улучшить изучение и совершенствование приёмов, тем

самым повысить результативность выполнения тактико-технических действий в

соревновательных схватках. Одновременно специализированные подвижные игры

позволят интенсифицировать проведение учебно-тренировочных занятий и тем

самым будут способствовать повышению эффективности воспитания физических

качеств юных борцов.

Задачи исследования.

Исходя из цели и гипотезы работы, были сформулированы следующие задачи

исследования:

1. Выявить особенности и необходимость применения подвижных игр и

специализированных подвижных игр в подготовке юных борцов.

2. Разработать методику применения специализированных подвижных игр в

группах начальной подготовки в ДЮСШ.

3. Экспериментально определить эффективность применения специализированных

подвижных игр на этапе начальной спортивной специализации юных борцов при

обучении технико-тактическим действиям.

4. Определить развитие физических качеств в процессе технико-тактической

подготовки юных борцов в процессе использования специализированных

подвижных игр.

2.2. Методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования:

1. Анализ и обобщение данных литературных источников.

2. Опрос тренеров и спортсменов.

3. Педагогические наблюдения.

4. Тестирование двигательных качеств.

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы математической статистики, обработки результатов

исследования.

2.2.1. Анализ литературных источников.

Изучение литературы проводилось для выявления состояния исследуемой

проблемы совершенствования технико-тактической подготовки юных борцов с

использованием специализированных подвижных игр.

Анализ литературных источников позволил: получить ясное представление о

настоящем состоянии исследуемой нами проблемы, выбрать теоретическую основу

для повторения методики применения специализированных подвижных игр в

технико-тактической подготовке юных борцов; уточнить цель и определить

задачи исследования; сформулировать и теоретически обосновать рабочую

гипотезу и основные положения проведения эксперимента.

Всё это подтвердило необходимость проведения данного исследования и

побудило нас провести экспериментальное исследование эффективности

использования специализированных подвижных игр в обучении технико-

тактических действий по сравнению с традиционным методом обучения.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная борьба является одним из видов спорта, обеспечивающим

гармоничное развитие подрастающего поколения и подготовку к труду и защите

своей Родины. Спортивной борьбой можно заниматься с раннего детства и до

преклонного возраста. Широкая сеть ДЮСШ, СДЮСШОР, спортивных секций

позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва и обеспечивает

массовость занятий борьбой.

В спортивной подготовке юных борцов сложилась ситуация, когда

программный материал, методика тренировки и обучения были перенесены с

взрослого контингента занимающихся на юношей и детей. В таких условиях

ранняя специализация приобрела ряд недостатков, связанных с недооценкой

особенностей детской психики и присущих детям форм жизнедеятельности.

Традиционная практика технико-тактической по подготовки ориентирована

на изучение приемов с постепенным включением их в борьбу / 5, 27, 54, 61,

104, 106, 109, 110, 111, 112. 131, 135, 140 . 141/, и при этом тренеры

упускают из виду имеющее большое значение изучение базовых элементов

технико-тактических действий (стойки, дистанции, передвижения, захваты,

освобождения от захватов, тиснения, маневрирования и другие элементарные

действия). Они считают, что освоение этих действий борцами происходит само

по себе. Чтобы применять приемы в схватках, нужно приобрести борцам навыки

ведения борьбы, воспитание которых тренеры стараются обеспечить включением

учебных и тренировочных схваток, но в таких условиях навыки у детей

формируются медленно и с большим трудом. Традиционные методы не могут

успешно решать эти проблемы, а вот с помощью игровых методов возможно это

сделать. Игровые методы обучения и тренировки в спорте получают все большее

распространение в различных видах спорта, /8, 9, 15, 16, 20, 37, 43, 50.

56, 65, 66. 67, 68, 72, 77. 89, 90. 94/ и в спортивной борьбе, в частности

/59, 62, 102, 103, 112/. В работе И.А. Кондрацкого, Г.М. Грузных, В.М.

Игуменова /49/ обобщен большой опыт использования игр в формировании основ

ведения единоборств в классической борьбе, но он ещё не нашел широкого

распространения в других видах борьбы.

Основное противоречие, побудившее начать наше исследование, состояло

в том, что в существующей практике начальной подготовки в спортивной борьбе

образовалось несоответствие между необходимостью овладения юными борцами

основами ведения единоборства и неэффективностью решения данной задачи на

базе строго регламентированных методов обучения, не учитывающих стремление

детей к игровым формам проявления самодеятельности, к творческому освоению

техники и тактики спортивной борьбы.

Проблема исследования заключалась в совершенствовании методики

начальной подготовки и экспериментальной проверки влияния игрового метода

на формирование у юных борцов необходимого уровня технико-тактической

подготовленности.

Выделенные противоречия были подтверждены в процессе проведения

аналитического обзора литературы и результатами педагогических наблюдений,

интервьюирования и анкетирования тренеров по вольной борьбе. Решение

поставленной проблемы осуществлялось на основе применения игрового метода

обучения и тренировки, разработанного в советской психологии и педагогике и

теории физического воспитания /31, 76, 100, 115, 130/. При подборе

специализированных подвижных игр учитывался опыт их практического

использования в классической борьбе /62, 112/.

В настоящей работе приведены результаты экспериментального

исследования эффективности включения специализированных подвижных игр и

методики их применения в технико-тактической подготовке и выявления их

влияния на специальную подготовленность борцов в период начальной

спортивной специализации.

Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс в группах

начальной подготовки юных борцов 10-12 летнего возраста.

Предметом исследования были специализированные подвижные игры и

методика их включения в обучение и тренировку юных борцов на этапе

начальной спортивной специализации.

1.1. Методика обучения технико-тактическим действиям в вольной борьбе на

этапе начальной спортивной специализации

Понятие методика обучения движениям в педагогической теории и

практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов,

отражающих закономерности, по которым происходит целенаправленное

формирование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (33).

Методика обучения двигательным действиям подразделяется на методику

первоначального освоения, методику углубленного разучивания, методику

закрепления и его совершенствования (30, 31, 33).

Методика начального обучения технико-тактическим действиям в борьбе

обычно захватывает два этапа: на этапе ознакомления ставится задача

овладеть основным механизмом технико-тактических действий; на этапе

формирования двигательного умения:

1) овладеть деталями технико-тактических действий в постоянных

учебных условиях;

2) овладеть правильным выполнением деталей в целостном технико-

тактическом действии (30).

Третий этап относится к спортсменам разрядникам и направлен на

формирование двигательного навыка в вариативных условиях и в начальном

обучении не осваивается.

В методике обучения технике спортивной борьбы традиционно сложилось

три метода разучивания: целостный, по частям, с помощью подводящих

упражнений (31, 35). Целостный метод разучивания и метод разучивания по

частям в ряде работ (5,13, 26 и др.) объединяют в комбинированный метод, а

метод разучивания с помощью подводящих упражнений рассматривается как набор

специальных упражнений с партнером (13).

Для начального обучения важно то, что существуют два пути изучения

техники:

1) непосредственное изучение техники с помощью целостного,

расчлененного и комбинированного методов обучения;

2) с помощью подводящих упражнений.

Непосредственное изучение техники борьбы достаточно подробно описано

в учебной литературе (30), а вот разучивание техники с помощью подводящих

упражнений не нашло широкого распространения в начальной подготовке борцов.

Широкое использование общеразвивающих и специальных упражнений позволяет

постепенно подводить организм занимающихся к овладению сложной техникой

спортивной борьбы (10).

В методике обучения приемам борьбы на первом году обучения большое

место нужно отводить подводящим упражнениям. В подводящие упражнения входят

общеразвивающие и специальные. Первые направлены на создание общей

физической подготовки и формирование общего фундамента физических качеств и

двигательных действий, вторые подготавливают к успешному освоению техники

борьбы и формированию функций, необходимых для борьбы (10).

К подводящим упражнениям относятся игры и игровые упражнения,

используемые как для общей и специальной физической подготовки, так и для

разучивания технико-тактических действий (14, 31).

Непосредственное обучение технике борьбы связано с изучением приемов,

защит и контрприемов борьбы (10, 12,16, 24). Обучение технико-тактическим

действиям начинается с разучивания приема на несопротивляющемся партнере к

выполнению приемов в схватке на соревнованиях. Это длительный процесс,

включающий в себя облегчение и усложнение выполнения технико-тактических

действий в различных условиях и разными спарринг партнерами. Стабильность

навыка достигается частым повторением приемов с партнером и простой

имитацией приемов, а вариативность навыка с помощью учебных, учебно-

тренировочных и тренировочных схваток (6,10, 30, 31).

В методике начального обучения не придаётся должного внимания

изучению элементов технико-тактических действий (стоек, дистанциям,

передвижениям, захватам, освобождениями от захватов, тиснениями,

маневрированиями и др. элементарным техническим действиям) (11, 14, 31), и

это неслучайно, так как в традиционном подходе главное научить проводить

приемы. Приемы являются наиболее эффективным средством достижения победы.

Изучение приемов, комбинаций и даже технико-тактических комплексов не дает

целенаправленного формирования навыков ведения единоборств, они формируются

бессознательно и стихийно.

Рассмотрим теперь как формируются тактические действия, наиболее

характерные средства и методы их формирования в спортивной борьбе.

Е.М. Чумаков выделяет следующие методы, используемые при обучении

тактике:

1. Метод обобщенных правил, законов, аксиом. Эти правила могут

выглядеть так: «Бросай противника в том направлении, куда он

передвигается», «Проводи прием в направлении усилий противника» и

т.п.

2. Проблемный метод. Он предусматривает экспериментирование и

накопление опыта самим занимающимся. При обучении этим методом

можно идти двумя путями: накапливать стихийный опыт непосредственно

в схватке во время тренировок и соревнований; целенаправленно и

правильно ставить эксперименты. Пока в практике обучения больше

применяется первый способ.

3. Эвристический метод. Хорошо известно: чем больше опыта у борца,

тем вероятнее; что у него хорошо развита интуиция и интуитивно сам

находит правильное решение. Для накопления опыта применяются

следующие методические приемы:

1. фиксация - разбор ситуаций вместе с борцом;

2. варьирование - моделирование ситуаций с возможным противником

или нахождение тактических решений в определенной ситуации;

3. ограничение во времени. Процесс реализации тактического плана

можно рассматривать как управление своими действиями в условиях

быстрой смены ситуаций.

Обучение и использование первого метода в основном осуществляется на

теоретических занятиях, роль и значение которых весьма важны. Так, А.Н.Ленц

отмечал: «Теоретические занятия по совершенствованию тактики приносят очень

большую пользу» (28, с. 72). Но тренеры больше полагаются на собственный

опыт спортсменов. Поэтому как основное средство тактического

совершенствования обучающихся выделяется условная схватка (5, 10, 28, 29,

32 и др.). Обуславливая схватки, тренер создает определенную тактическую

обстановку и таким образом прививает ученику навыки решения тактических

задач в ходе поединка (метод дифференцирования) (28). В дальнейшем они

закрепляются в вольных схватках (28, 29, 30). Специфику тактических задач и

их обусловленность каждый преподаватель определяет по-своему, в силу

личного опыта. Это связано с тем, что не выявлена тактическая структура

поединка в спортивной борьбе (21).

Что касается второго и третьего метода формирования тактических

действий, то их целесообразно применять с борцами высокой квалификации.

Таким образом, в теории и практике спортивной борьбы сложилась

парадоксальная ситуация: борцов обучают технике борьбы и не обучают по

каким тактическим закономерностям проходит противоборство, т.е. сама

борьба. Считается, а это видно из мнений ведущих специалистов, что

обучающиеся сами поймут и освоят эти закономерности в учебных и

соревновательных схватках. Но данный процесс освоения, протекая методом

проб и ошибок, характеризуется большой длительностью и хаотичностью

усвоения тактических умений и навыков, а главное далеко не всегда

обеспечивает их правильное формирование.

Положение, сложившееся в методике обучения ТТД в борьбе взрослых

спортсменов, еще больше осложняется в работе с детьми. Традиционное

обучение технике монотонно и скучно для детей, а обучение тактике для детей

вообще не разработано.

1.2. Специализированные подвижные игры в технико-тактической

подготовке юных борцов вольного стиля

Подвижные игры, играя важнейшую роль в развитии детей, в последнее время

стали широко использоваться как эффективное средство в тренировочном

процессе в различных видах спорта. Это связано с большими возможностями

игрового метода обучения в спортивной тренировке, в которой подвижные игры

занимают большую роль, а также это связано с ранней специализацией в

различных видах спорта (22).

Под специализированными подвижными играми понимаются такие игры, в

содержание которых входят специфические элементы спорта и формируются

необходимые ему физические качества (3, 7, 15, 17).

Потребность применения специализированных подвижных игр вызвана тем,

что, как правило, тренеры владеют методикой обучения приемам, а

элементарным техническим и тактическим действиям, т.е. различным

подготовкам, обманным действиям, не могут обучать, используя строго

регламентированный метод (14). Понимая это, тренеры используют

соревновательный метод, включая его в тренировку схватки.

Однако в схватках все внимание детей направлено на выполнение

приемов, а элементарные тактические действия не отрабатываются.

Решение здесь простое - разрабатывать правила ведения схватки, в

которой победа присуждалась бы за лучшее выполнение элементарных действий.

Такие схватки в игровой форме и представляют собой специализированные

подвижные игры (11,14, 25).

Используя эти игры, тренер может заполнить разрыв между строго

регламентированным методом обучения и соревновательным, осуществляя

последовательно обучение как технике, так и тактике борьбы.

Интересны рассуждения В. Всеволодского-Генгросса в введении книги «Игры

народов СССР» (8), где прослеживается взаимовлияние подвижных и сюжетно-

ролевых игр. Так, он пишет: «Возьмем первый попавшийся пример: скажем, игру

в ловитки. Начнем с простейших ловиток, в которых один ловит другого. Но

вот рядом игра, в которой ловимый имеет «дом», где он может укрываться от

преследования, или игра, в которой ловящий скачет на одной ноге или ловит с

руками, завязанными на спине. Далее - то же, но с превращением пойманных в

подручных ловцов. Далее ловитки партиями с очередными двумя городами,

взятием пленных, их высвобождением и т.д. И наконец, игра в войну, в центре

которой очень часто те же ловитки. Перед нами, несомненно, ряд родственных

игр: на плечах стоят с одной стороны простые ловитки, с другой - игра в

войну, а посередине постепенно осложняемый или, наоборот, если идти от

войны к ловиткам, упрощенный ряд» (8, с. 26). Идея с генетическим

усложнением игры, наблюдаемая в жизни, является плодотворной для игрового

метода обучения, линия усложнения должна решать дидактическую задачу, и

тогда игры приобретают педагогическое значение.

Этот пример близок к специализированным играм борцов, в которых идут

простые игры, где нужно применять элементарные приемы борьбы к играм, в

которых наблюдается развитие тактических замыслов. Так, в

специализированных играх соединяется подвижная игра с тактической игрой.

Использование подвижных игр в учебных целях находит свою параллель с

дидактическими играми, поэтому рассмотрим их подробнее.

В нашей работе исследуются специализированные подвижные игры,

используемые для подготовки юных борцов, которые направлены на обучение

основам ведения единоборства. Поэтому они начинают носить черты

дидактических игр. Кратко рассмотрим их.

Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширение,

углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание

познавательных интересов, развитие познавательных способностей (27).

Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том,

что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно

игровой характер. Воспитатель является участником или ее организатором.

Дети часто выполняют ту или иную роль, которая определяется содержанием

игры и обуславливает игровые действия (9).

Основной особенностью дидактических игр является то, что они как в

отношении содержания, так и в отношении методики и правил игры нарочито и

специально разрабатываются воспитателями в целях обучения. Обычно эти игры

разрабатываются как средство изощрения способностей ощущения, активизации и

развития у детей наблюдательности, внимания, памяти, мышления, проверки и

закрепления приобретенных ранее знаний, расширения запаса слов и т.п.

Дидактические игры делают процесс обучения более легким и

занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается

в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая

игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей

мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям

радость (9).

«Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но

было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и

при сохранении в ней непосредственности жизни детей» (27).

Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием -

Страницы: 1, 2, 3


реферат бесплатно, курсовые работы
НОВОСТИ реферат бесплатно, курсовые работы
реферат бесплатно, курсовые работы
ВХОД реферат бесплатно, курсовые работы
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

реферат бесплатно, курсовые работы    
реферат бесплатно, курсовые работы
ТЕГИ реферат бесплатно, курсовые работы

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.